Гений что такое: гений | это… Что такое гений?

Гений и гениальность — Психологос

Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений — человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости талантов. Результат получился однозначный — по количеству гениев всех времён и народов февраль является безусловным лидером.
Средний возраст родителей гениальных детей — мать 27, отец 38 лет.

Фильм «Сергей Савельев. О воспитании детей»

По мнению Бориса Акунина​, есть три разных вида таланта, три вида гениальности: гений «гормональный», гений мастерства и гений возрастного угасания. Он пишет: «Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже.

Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце. Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта».

А также: «Кроме гениальности «гормональной», каким-то не вполне понятным образом связанной с физиологическим расцветом, есть и гениальность противоположного вектора, связанная с возрастным угасанием. И этот вид талантливости, пожалуй, интереснее и оптимистичнее остальных. Бывает, что человек по-настоящему раскрывается в ту пору жизни, когда принято ставить на себе крест или, во всяком случае, подводить итоги. О будущем задумываться поздно, разве что, как говорится, приглядеть участок посуше.

Вот вам в качестве примера две судьбы. Первая — хрестоматийная, история «полковника Сандерса». Он беспримесный, злокачественный лузер. Рано осиротел, школу не закончил, с тринадцати лет зарабатывал на жизнь, еле перебивался. С огромным трудом заочно выучился на адвоката, но с треском вылетел из профессии после того, как прямо в зале суда поколотил собственного клиента. Ни на одной работе долго не удерживался. Несколько раз пытался создать бизнес и всё время прогорал. Единственное, что у него хорошо получалось — жарить цыплят. Сандерс изобрел новый способ их приготовления, открыл придорожный ресторанчик и даже начал сводить концы с концами, но судьба, казалось, решила доклевать бедолагу. Неподалеку проложили новую трассу, весь трафик перетек туда, и заведение разорилось.

Сандерсу к этому времени стукнуло уже шестьдесят пять. По-хорошему, ему полагалось бы признать свою жизнь окончательно незадавшейся и начать готовиться к переходу в мир более справедливый, нежели этот. Вместо этого старый неудачник придумал превратить свой метод «цыплятожарения» во франшизу и начал продавать ее по всей Америке. Так зародилась сеть «Кентаки фрайд чикен» — один из самых популярных фастфудов в мире. Дедушка стал очень богатым, пожил в свое удовольствие еще немало лет и ушел победителем, а напоследок учредил благотворительный фонд — это лучшая память, какую может оставить по себе богатый человек.

Вторая история — про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака, родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела. Интересное началось еще десять лет спустя, когда старая старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил — не поскупился. Бабуся Мозес создала более тысячи полотен. Прославилась и разбогатела. Прожила сто один год. Сейчас считается классиком «наивного искусства». Ее работы висят в почтенных музеях, даже в Белом Доме.

Недавно мне подарили книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» — так она вся состоит из подобных реальных историй: про наших с вами современников, настоящая жизнь которых началась только в старости. Там я прочитал про русскую бабушку, вдруг обнаружившую в себе способности к айкидо, про американского дедушку, в 78 лет ставшего фокусником, и еще много всякого позитива.

Давайте же никогда, ни в каком возрасте и физическом состоянии, не хоронить себя раньше смерти, не говорить, что всё позади и что остается лишь кое-как дожить, доскрипеть. Давайте внимательно смотреть вокруг и внутрь себя. Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.


Личностные качества великих людей, однако, не всегда образец для подражания. А.П. Чехов, по отзывам современников, был бабником и обожал публичные дома. В общем, «сора» было достаточно: «неважный врач, не слишком верный друг, почти ницшеанец и декадент, бросал все свое окружение в качестве прототипов в печку своих рассказов. Многие узнавали себя и обижались».

Гениальность, к сожалению, никак не связана с качествами порядочности человека. Когда А.С. Пушкин писал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», это красивое педагогическое внушение, но не научный факт.

С другой стороны, если человек, выдающийся по способностям, будет вызывать у большинства окружающих негативные чувства, люди его способности принизят и к гениям его причислять не будут. Замечено: чаще причисляют к гениям тех выдающихся людей, которые имели создавать сокруг себя круг друзей и почитателей, которые, собственно, и начинали транслировать мнение о гениальности имярек.

Любопытно, Иммануил Кант в принципе был домоседом и не самым общительным человеком, но его известности как философа очень способствовали еженедельные приемы, которые он устраивал для образованной знати своего города. Аналогично, Борис Пастернак регулярно собирал в Переделкино веселые и вкусные застолья для большого круга писательской братии. Не у одного Пастернака было много отличных стихов, но общественное мнение подняло именно его. Дружить — полезно!

ГЕНИЙ — Что такое ГЕНИЙ?

Слово состоит из 5 букв: первая г, вторая е, третья н, четвёртая и, последняя й,

Слово гений английскими буквами(транслитом) — genii

  • Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й

Значения слова гений. Что такое гений?

Гений

Гений (лат. – дух, хранитель) – в высшей степени одаренный человек, способный создавать что-то выдающееся в области науки, искусства или техники, открывающий своими творениями новую эпоху в развитии человеческой культуры.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Гений. В рим. миф. первонач. божество — прародитель рода, затем бог муж. силы, олицетв. внутр. сил и способностей мужчины. Счит., что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почит. Г. главы фамилии; в день его рожд.

drevniy_mir.academic. ru

ГЕНИЙ Группа «Гений» была образована в 1999 году в Москве бас-гитаристом Романом Дроздовым (Дрозд). Музыканты, преимущественно, сессионные. В качестве автора текстов была приглашена Виктория Капитонова.

Русский рок. — 2001

Гений дзюдо

«Гений дзюдо» (яп. 姿三四郎 Сугата Сансиро:) — чёрно-белый художественный фильм, режиссёрский дебют выдающегося японского мастера кино Акиры Куросавы. Выпущен в прокат 25 марта 1943 года, является экранизацией произведения Цунэо Томиты «Сугата Сансиро».

ru.wikipedia.org

Гениальность

ГЕНИЙ ГЕНИЙ Гений — это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант — это то, чем вы обладаете; гений — то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, — и попадает.

Сводная энциклопедия афоризмов

ГЕНИЙ филос. -эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” — “духе” (греч., букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества…

Энциклопедия культурологии

Гений — термин, используемый весьма произвольно и часто в некотором условном смысле. Больше всего «гениев» («легенд», «див», «идолов» и т.п.) умещается в сознании обывателя…

vocabulary.ru

Гений Времён

«Ге́ний времён» — исторический и политический журнал либерального направления, выходивший два раза в неделю с июня 1807 года в Санкт-Петербурге. В октябре 1809 года журнал стал выходить под названием «Журна́л нове́йших путеше́ствий»…

ru.wikipedia.org

Гений Времен исторический и политический журнал; выходил в СПб. по два раза в неделю (см. Газета) с июня 1807 по сентябрь 1809 г. В журнале помещались не только сведения о современных событиях, но и критическая оценка их…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Гений (фильм)

ГЕНИЙ, СССР, Вилон / Ладога, 1991, цв., 162 мин. Плутовской детектив. Плутовской детектив — так характеризуют жанр этого фильма сами его создатели. Обаятельный аферист Ненашев, директор образцового овощного магазина…

Энциклопедия кино. — 2010

«Гений» — фильм 1991 года, детектив с элементами сатиры, производства студии «Ленфильм». О талантливом изобретателе, ставшем мошенником. Ленинград начала 1990-х. Сергей Ненашев — кооператор, при этом талантливый изобретатель…

ru.wikipedia.org

ГЕНИЙ. 1991, 162 мин., цв., «Ладога». жанр: приключенческий. реж. Виктор Сергеев, сц. Игорь Агеев, опер. Сергей Сидоров, худ. Евгений Гуков, комп. Эдуард Артемьев, зв. Ася Зверева. В ролях: Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский…

Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Гений ортопедии

Гений ортопедии — научно-теоретический и практический журнал. Освещает последние достижения по теоретическим, фундаментальным исследованиям и новым технологиям клинического применения метода чрескостного остеосинтеза при лечении травм и…

ru.wikipedia.org

Тит Гений Север

Тит Гений Север (лат. Titus Hoenius Severus) — римский политический деятель середины II века. Север происходил из италийского региона Умбрии, вероятно, из города Капище Фортуны, где часто встречается в местных надписях преномен «Гений».

ru.wikipedia.org

Агеев, Гений Евгеньевич

Ге́ний Евге́ньевич Аге́ев (1929 −1994) — советский государственный и политический деятель, генерал-полковник (18.12.1986). Заместитель председателя КГБ СССР (1983—1990), первый заместитель председателя КГБ СССР (8 августа 1990 — 28 августа 1991).

ru.wikipedia.org

Русский язык

Ге́ний/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Ге́ний, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова гений

Спустя 5 лет компьютерный гений вернул себе статус самого богатого человека мира.

Но если Пётр Немов успел увидеть, что Дикань вышел из ворот и пробил на исполнение, то он гений.

Рихард Вагнер, гений музыки и идеологический утопист, стал предтечей не только новых созвучий.

Гений, великий экспериментатор, духовный отец современного искусства.

Но гений Тетюхина не в том, что он умеет в волейболе многое, если не все.

Наша соотечественница выучилась в Берлине и сняла там кино про «гений места».


  • Слова из слова «гений»
  • Слова на букву «г»
  • Слова, начинающиеся на «ге»
  • Слова c буквой «й» на конце
  • Слова c «ий» на конце
  • Слова, начинающиеся на «ген»
  • Слова, начинающиеся на «гени»
  • Слова, оканчивающиеся на «ний»
  • Слова, заканчивающиеся на «ений»
  1. гениальничать
  2. гениальность
  3. гениальный
  4. гений
  5. гениталии
  6. гениталий
  7. гениталия

Что такое гений? . Быстрый ум

Несмотря на то что определение слова «гений» можно найти в словаре, с научной точки зрения мы, в сущности, не понимаем, что это такое. Это объективная реальность: мы не можем определить, что такое гениальность и что значит быть гением; иногда, правда, хочется повторить слова судьи Верховного суда США Поттера Стюарта (хотя он говорил это о порнографии): «Мы узнаём это, когда видим».

Если бы я попросил вас назвать несколько знаменитых гениев, вы наверняка без труда смогли бы это сделать. На ум сразу же приходят такие люди, как Альберт Эйнштейн, разработавший в 1905 г. специальную теорию относительности. Он пришел к выводу, что свет ведет себя одновременно как частица и как волна, и вывел свое знаменитое уравнение E = mc2, описывающее соотношение между веществом и энергией. Интересно, что большую часть новаторских научных выводов Эйнштейн сделал до тридцатилетнего возраста. Сегодняшние гениальные физики пытаются опровергнуть некоторые из его теорий, но мне кажется, мы можем быть спокойны: место в истории Эйнштейн себе заработал, и его статус гения никто и никогда оспаривать не будет. Именно Эйнштейн, похоже, воплотил для нас канонический образ современного гения; он прочно запечатлен в нашем сознании благодаря поздним фотографиям.

А есть люди, похожие на Вольфганга Амадея Моцарта, который начал сочинять музыку в пять лет. До своей смерти в 1760 г. в возрасте 35 лет Моцарт успел написать сотни музыкальных произведений. В более близкие к нам времена вы могли бы, вероятно, назвать гениями покойного Стива Джобса, или режиссера Стивена Спилберга, чемпиона по шахматам Бобби Фишера, физика-теоретика Стивена Хокинга, бизнесмена Уоррена Баффетта, южноафриканского лидера Нельсона Манделу, основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, или даже создателя «Симпсонов» Мэтта Грейнинга; все они были гениями того или иного рода. У любого человека из названных вами непременно присутствует одна общая черта: необычайная способность сделать, открыть или создать что-то необычное, что окажет громадное воздействие на общество (все остальное — знаменитая Эйнштейнова прическа, эксцентричность, Нобелевская премия — не обязательно). При этом иногда это «что-то» — всего лишь идея, интерпретация или точка зрения, которая ни много ни мало меняет образ мыслей и мировоззрение миллионов людей, а то и всего человечества.

Может быть, распознать гения и несложно, но точно определить, что делает гением именно этого человека, а не другого, гораздо сложнее. Более того, это практически невозможно.

Почему? В основном потому, что гений — достаточно широкое и в высшей степени субъективное понятие, которое невозможно смоделировать и изучить в лаборатории, как мы делаем, к примеру, с химической реакцией или картой погоды. Некоторые считают, что измерить и выявить гениальность можно при помощи IQ-тестов, но я с этим не согласен. Я думаю, мы все согласимся с тем, что гений — это чрезвычайно умный человек, который делает что-то принципиально новое, используя свой ум продуктивно или красиво, но на самом деле нам следовало бы задать себе другой вопрос: что дает человеку способность делать это? Может быть, это более живой мозг, имеющий уникальную операционную систему? Или инстинктивная способность обращать внимание на вещи, которые другие люди, возможно, сочтут чепухой и не придадут им никакого значения?

Заметим для начала: оказывается, интеллект, как и гениальность, трудно измерить и оценить количественно. Не существует «таблицы» или «шкалы», которая четко определяла бы разные уровни интеллекта от «нулевого» до «высокого». В настоящее время психологи и нейробиологи активно исследуют интеллект. Его изучению и измерению посвящена целая область исследований, известная как психометрия. Но даже в этой области специалисты не всегда могут договориться между собой о том, что такое интеллект или как его лучше всего анализировать. Кроме того, хотя интеллект для гения принципиально важен, не секрет, что не все гении получают высокие баллы при тестировании интеллекта или хорошо учатся в школе.

Если вы никогда не проходили никаких IQ-тестов, то вы, вероятно, не представляете себе, насколько они отличаются от традиционных тестов. В этом тесте вас не будут спрашивать, сколько будет дважды два, и не попросят дать определение сообразительности. Вот пример задания, которое можно встретить в таком тесте, взятый из теста «Прогрессивные матрицы Равена»:

Мне лично вопросы такого типа даются не слишком легко по причинам, которые вы вскоре узнаете. Более того, я не знаю, какой у меня на самом деле IQ, потому что мои результаты могут сильно различаться в зависимости от того, какой именно тест на определение уровня интеллекта я прохожу и какая доля вопросов в нем требует, как в этом примере, анализа визуальной информации. Вопрос о том, насколько точно IQ-тесты отражают уровень интеллекта, остается открытым. Трудно определить в точности, что представляет собой интеллект. Возможно, индекс IQ отражает лишь очень специфический тип интеллекта. К тому же единого IQ-теста не существует, таких тестов множество, и они сильно различаются между собой. В разных тестах один и тот же человек может показывать совершенно разные результаты, чему я живой свидетель. По мере взросления IQ может меняться, но, как правило, в ограниченных пределах. Пик интеллекта наступает в 26 лет, после чего начинается его снижение, очень медленное и практически незаметное.

В то же время IQ-тесты стандартизованы таким образом, что интеллект большинства людей находится в интервале от 90 до 110 баллов. На графике результаты IQ-тестов образуют колоколообразную кривую, где большинство измерений приходится на верхушку колокола. Существует мнение, что любой человек, набирающий больше определенного уровня (как правило, 140 баллов), автоматически является гением. Но несмотря на существование организаций, предпочитающих набирать сотрудников с высоким уровнем интеллекта, многие ученые предупреждают: уровня IQ, который указывает на гениальность, не существует.

Genius — New World Encyclopedia

Альберт Эйнштейн , архетип гения.

Гений — чрезвычайно мощная интеллектуальная способность, стоящая в своем собственном классе намного выше, чем у подавляющего большинства людей. Термин гений также обычно применяется к людям, обладающим такими способностями, особенно в их способности выполнять творческие и оригинальные работы. Этот термин также может применяться к кому-то, кто является эрудитом или вундеркиндом. Хотя этот термин иногда используется для обозначения обладания выдающимся талантом в какой-либо области (можно сказать, что у Роджера Федерера был гений в теннисе, а у Уинстона Черчилля — в государственной мудрости), во многих случаях этот термин используется специально для обозначения исключительных природных способностей. интеллекта в области искусства, литературы, музыки, естественных наук или математики. Среди гениев, которые внесли значительный вклад в свои области знаний и чьи работы вышли за пределы своей эпохи, были Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Шекспир, Данте, Гёте, Рембрандт, Микеланджело, Иоганн Себастьян Бах и Моцарт.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Идентификация
  • 3 Другие определения гениальности
  • 4 типа гениальности
    • 4.1 Художественный гений
    • 4.2 Музыкальный гений
    • 4.3 Литературный гений
    • 4. 4 Научные гении
  • 5 Социальные и эмоциональные проблемы
  • 6 Ассоциаций гениев
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 кредитов

Обычно считается, что гениальность связана как с выдающимися интеллектуальными способностями, определяемыми как дар для определенного навыка или области знаний, так и с реализацией своего потенциала. Такая реализация достигается через самоотверженность, а результаты осязаемы и созидательны, принося человеческому обществу то, чего раньше не было. Для развития блестящего ребенка, который станет успешным гением, в идеале требуется сбалансированное образование, поддерживающее не только акцент на конкретных способностях, но и развитие характера и социализацию. Без такого баланса потенциально гениальный человек может испытать столько эмоциональных и социальных страданий, что заставит его уйти из общества, неспособного достичь счастья и самореализации на личном уровне или использовать большие творческие способности на благо других.

Этимология

В Древнем Риме гений был ведущим или «покровителем» человека или даже целого рода (группы семей, которые, как считается, произошли от одного и того же предка). Родственный термин — гениев места, дух определенного места. Напротив, внутренней движущей силой всех живых существ является Анимус . Определенный дух или демон, может вселиться в изображение или икону, наделяя их сверхъестественными способностями.

В этом контексте множественное число слова «гений» — «гении». Форма «genii», множественное число слова на латыни, является множественным числом другого рода гениев: вышеупомянутого духа-хранителя из римской и греческой мифологии.

Идентификация

Гения можно определить как человека с экстраординарным интеллектом, но определение интеллекта не простое. В 1950-х годах исследователи и психологи в основном определяли одаренность по высокому баллу в тесте IQ. Тестеры IQ использовали следующие классификации для описания различных уровней одаренности. Каждая полоса из 15 баллов представляет собой разницу в одно стандартное отклонение от среднего значения.

  • Яркий : 115+, или один из шести (84-й процентиль)
  • Умеренно одаренный : 130+, или 1 из 50 (97,9-й процентиль)
  • Высоко одаренные : 145+, или 1 из 1000 (99,9-й процентиль)
  • Исключительно одаренный /«гений»: 160+, или 1 из 30 000 (99,997-й процентиль)
  • Глубоко одаренный /«гений»: 175+, или 1 из 3 миллионов (99,99997-й процентиль) определение того, одарен ли ученик, а не различие между уровнями одаренности. Хотя тесты Векслера имеют потолок около 160, их создатель признал, что они предназначены для использования в среднем диапазоне (между 70 и 130) и не предназначены для использования в крайних частях населения. Форма Стэнфорда-Бине LM, в настоящее время устаревшая, была единственным тестом, который имел достаточный потолок для выявления исключительно и глубоко одаренных. Однако, поскольку инструмент устарел, результаты, полученные с его помощью, дают завышенные и неточные оценки.

    Форма V Стэнфорда-Бине и шкала интеллекта Векслера для детей — четвертая редакция, обе недавно выпущенные, в настоящее время оцениваются для этой группы населения. Mensa предлагает тестирование IQ, но оно подходит только для лиц старше десяти с половиной лет. Младшие дети должны быть оценены педагогом-психологом, чтобы узнать их балл IQ. Кроме того, те, кто более одарен в таких областях, как искусство и литература, как правило, плохо справляются с тестами IQ, которые обычно связаны с вербальными и математическими навыками.

    Было высказано предположение, что гениальность не может быть определена только по коэффициенту интеллекта, поскольку он относится к различным областям. Общепризнанно, что гениями можно считать тех, кто превосходит других в одной или нескольких областях (хотя опять же, этот термин трудно измерить). Однако даже с этой оговоркой в ​​отношении его использования концепция IQ по-прежнему подвергается критике как слишком узкий способ измерения чего-то столь неоднозначного и разнообразного, как интеллектуальные качества человечества. Есть несколько примеров людей, имеющих уровень IQ в диапазоне гениальности, а также имеющих инвалидность или очень низкий уровень в одной из подкатегорий. Тест IQ также подвергался критике как расистский по своему применению и выводам, несмотря на то, что эти тесты предназначены для исключения расы/пола.

    Более широкий подход к разведке исходит из «Mainstream Science on Intelligence», который был подписан 52 исследователями разведки в 1994 году:

    очень общая умственная способность, которая, среди прочего, включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на собственном опыте. Это не просто изучение книг, узкий академический навык или умение сдавать тесты. Скорее, это отражает более широкую и глубокую способность понимать наше окружение — «схватывать», «придавать смысл» вещам или «понимать», что делать. [1]

    Кроме того, в отчете целевой группы, созванной Американской психологической ассоциацией в 1995 году, делается вывод:

    Люди отличаются друг от друга способностью понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на собственном опыте, использовать различные формы рассуждений, преодолевать препятствия, размышляя. Хотя эти индивидуальные различия могут быть существенными, они никогда не бывают полностью последовательными: интеллектуальные способности данного человека будут различаться в разных случаях, в разных областях, если судить по разным критериям. Понятия «интеллект» — это попытки прояснить и систематизировать этот сложный набор явлений. [2]

    Другие определения гениальности

    Было предложено более широкое определение, выходящее за рамки высоких результатов тестов IQ, для описания гениальности — творческого человека, способного прийти к новым открытиям и в то же время поразить глубоко чувствительный аккорд в различных культурах мира. Такое определение является более точным описанием таких личностей, как Моцарт, Конфуций или Шекспир, которые добились успехов, которые громко отражаются в разных культурах и во времени.

    Гарольд Блум описал гениальность как

    «черта, стоящая как на уровне эпохи, так и над ней, древний принцип, который признает и освящает Бога внутри нас, и дар вдохнуть жизнь в лучшее, что есть в каждом живом человеке. »

    Сэр Фрэнсис Гальтон, пионер систематического изучения гениальности, требовал, чтобы гениальность демонстрировалась реальными достижениями. Он считал гениальность отличным от простого таланта тем, что гениальность включает в себя оригинальность, способность мыслить творчески, исследовать идеи и методы, которые ранее не исследовались, и, таким образом, придавать миру нечто ценное, чего он не имел раньше.

    Разнообразие примеров, приводимых философами, свидетельствует о попытках либо предложить определение того, что такое гениальность и что она подразумевает в ограниченном контексте, либо установить определенные квалификации, которые могли бы считать «гениальность» объяснимой и фундаментальной ценностью в более широком смысле. человеческий контекст.

    В философии Артура Шопенгауэра гений — это человек, у которого интеллект преобладает над «волей» гораздо больше, чем у среднего человека. В эстетике Шопенгауэра это преобладание интеллекта над волей позволяет гению создавать художественные или академические произведения, являющиеся предметом чистого, бескорыстного созерцания, главного критерия эстетического опыта. Их удаленность от мирских забот означает, что гении Шопенгауэра часто проявляют неадекватные черты в более мирских заботах; по словам Шопенгауэра, они падают в трясину, глядя на звезды.

    В философии Иммануила Канта гениальность — это способность самостоятельно приходить и понимать понятия, которым обычно приходится обучать другого человека. Говард Кейгилл говорит о том, что основным характером «гениальности» для Канта является оригинальность. Для Канта гениальность во многом обратна суждению, тогда как суждение позволяет определить, является ли что-то прекрасным или возвышенным, гениальность позволяет создавать то, что прекрасно или возвышенно. Таким образом, гениальность — это талант генерировать идеи, которые можно охарактеризовать как неподражательные. Обсуждение Кантом характеристик гениальности в значительной степени содержится в Критика суждения и был хорошо воспринят романтиками начала девятнадцатого века.

    Типы гениальности

    Гипотеза множественного интеллекта, выдвинутая Говардом Гарднером в его книге 1983 года Структуры разума , утверждает, что существует множество типов интеллекта, каждый со своим типом гениальности:

    • Языковой интеллект
    • Логико-математический интеллект
    • Телесный/Кинестетический
    • Музыкальный интеллект
    • Пространственный интеллект
    • Межличностный интеллект
    • Внутриличностный интеллект
    • Натуралистический интеллект
    • Другие виды интеллекта (духовный, экзистенциальный, моральный)

    Художественный гений

    Художественный гений (сильный пространственный интеллект) может проявляться в раннем детстве как вундеркинд или позже в жизни; в любом случае гении в конечном итоге отличаются от других своей большой оригинальностью. Некоторые примеры художественного гения включают:

    • Микеланджело
    • Леонардо да Винчи
    • Пабло Пикассо
    • Фрэнк Ллойд Райт
    • Винсент Ван Гог

    Музыкальный гений

    Классическое умение музыкального гения — способность удерживать в голове одновременно множество различных мелодий и знать, как они взаимодействуют друг с другом. Говорят, что великие композиторы-классики могли одновременно удерживать в уме пять, шесть или даже семь разных мелодий. Они могли писать сложную музыку со множеством разных частей одновременно, не слыша ее исполнения. Для сравнения, средний человек может удержать в памяти только одну мелодию. Моцарт, например, по-видимому, завершал свои музыкальные произведения в уме и просто записывал их, когда заканчивал.

    Известные примеры классического музыкального гения включают

    • Бах
    • Бетховен
    • Шопен
    • Дворжак
    • Моцарт
    • Чайковский

    Литературный гений

    Крайняя оригинальность является важнейшим компонентом литературного гения (лингвистического интеллекта). В Genius, Гарольд Блум пишет о сотне литературных гениев, а также включает несколько собственных определений гениальности. Уильям Блейк, дальновидный гений, выразился, что гений «всегда выше своего возраста». Для Ральфа Уолдо Эмерсона гений был Богом внутри, сущностью «уверенности в себе». Джеймс Рассел Лоуэлл сказал: «Талант — это то, что находится во власти человека; гений — это то, во власти чего находится человек». Блум пришел к выводу, что гений:

    по необходимости взывает к трансцендентному и экстраординарному; потому что он полностью осознает их. Сознание определяет гения: Шекспир, как и его Гамлет, превосходит нас в сознании, выходит за пределы высшего порядка сознания, которое мы способны познать без него.

    Литературные гении, вышедшие за пределы своей эпохи, включают:

    • Уильям Блейк
    • Антон Чехов
    • Ральф Уолдо Эмерсон
    • Эмили Дикинсон
    • Роберт Фрост
    • Иоганн Вольфганг фон Гёте
    • Платон
    • Уильям Шекспир
    • Сократ
    • Уолт Уитмен

    Научные гении

    Считается, что интеллектуальные гении обладают четким, ясным видением определенных ситуаций, в которых интерпретация не требуется, и они строят или действуют на основе этих фактов, обычно с огромной энергией. Состоявшиеся гении в интеллектуальных областях во многих случаях начинали как вундеркинды, одаренные превосходной памятью или пониманием. Среди великих научных гениев (необычайный логико-математический интеллект):

    • Альберт Эйнштейн
    • Стивен Хокинг
    • Жан Пиаже
    • Галилео
    • Исаак Ньютон

    Социальные и эмоциональные проблемы

    Социальные и эмоциональные проблемы, с которыми сталкивается гений, рано проявляющий выдающиеся способности, такие же, как и у одаренных детей. У одаренных детей выше психомоторная, чувственная, образная, интеллектуальная и эмоциональная «сверхвозбудимость» (ОЕ). В то время как каждый одаренный ребенок может не проявлять всех ОЭ, одаренные дети почти всегда демонстрируют более высокую, чем в среднем, интеллектуальную и эмоциональную интенсивность. [3] Такие высокие уровни интенсивности называют «трагическим даром». Для неспециалиста эти интенсивности могут быть восприняты как психопатологические, а не как индикаторы сильного потенциала для продвинутого развития личности. Интенсивность одаренности, к сожалению, привела к тому, что некоторые очень одаренные люди были неправильно обозначены из-за неправильной оценки. Вот некоторые из проблем, с которыми может столкнуться гений:

    • Изоляция
    • Перфекционизм
    • Неуспеваемость
    • Экзистенциальная депрессия или тревога

    Интенсивное внимание гения к данному предмету может показаться обсессивно-компульсивным по своей природе, но это также может быть просто выбором, сделанным человеком. Если кто-то выполняет новаторскую работу в своей области, поддержание других элементов жизни может быть логически отнесено к незначительному.

    Социально-эмоциональные проблемы чаще встречаются у гениев с IQ выше 145 (по шкале Векслера). Основной причиной этого является асинхронная разработка. Поскольку большинство детей не разделяют интересы одаренных детей, словарный запас или желание организовать деятельность, гениальный ребенок может уйти из общества.

    Лета Холлингворт ввела идею существенного «предела общения», основанного на IQ. Согласно ее теории, чтобы быть хорошим лидером среди своих современников, он должен быть умнее, но не слишком умнее людей, которыми руководят. Это означает, что гении могут не стать хорошими руководителями значительно менее одаренных людей и что они могут пренебрегать властью. Критики отвергают одномерную категоризацию интеллекта и отмечают, что самые влиятельные лидеры в истории должны были быть исключительно одаренными, по крайней мере, в определенных областях, чтобы достичь власти и последствий, которые они произвели.

    Ассоциация гениев

    Общество с высоким IQ — это организация, членство в которой ограничено людьми, находящимися в пределах определенного высокого процентиля результатов теста на коэффициент интеллекта (IQ), теоретически представляющего самых умных людей в мире. Общества с высоким IQ обычно принимают различные стандартизированные тесты интеллекта, такие как тест Стэнфорда-Бине, WAIS-III (для взрослых) или WISC-IV (для детей) и тест Cattell Culture Fair III. Некоторые проводят собственные или альтернативные тесты для определения права на членство.

    Mensa — крупнейшее, старейшее и самое известное общество людей с высоким IQ в мире, основанное Роландом Берриллом и Ланселотом Уэром в 1946 году. Название происходит от mensa, латинского слова, означающего «стол», и указывает на то, что это общество равных за круглым столом. Организация ограничивает свое членство людьми с высоким тестируемым IQ. В частности, потенциальные члены должны набрать первые два процента (выше девяносто восьмого процентиля) любого утвержденного стандартизированного теста интеллекта. Например, минимальный допустимый балл по Стэнфорду-Бине составляет 132, а по Кеттеллу — 148. Помимо поощрения социального взаимодействия между своими членами, организация занимается программами для одаренных детей, грамотностью и стипендиями.

    Notes

    1. ↑ Готтфредсон «Основные направления науки об интеллекте». Intelligence (1997), 13) Mainstream Science on Intelligence Получено 15 января 2007 г. Это публичное заявление, подписанное 52 всемирно известными учеными, активно распространялось по информационной магистрали в начале 1995 г. после нескольких довольно горячих и негативных откликов на статью Herrnstein & Murray. Кривая нормального распределения. Впервые опубликовано в The Wall Street Journal’, (вторник, 13 декабря, 1994).
    2. ↑ Отчет рабочей группы Американской психологической ассоциации, опубликовано 7 августа 1995 г. Проверено 15 января 2007 г.
    3. ↑ Сал Мендальо, (2002). Теория положительной дезинтеграции Домбровски: некоторые последствия для учителей одаренных учеников . SENG: статьи и ресурсы. Проверено 19 июля 2007 г.

    Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Блум, Гарольд. Гений: мозаика ста образцовых творческих умов. Warner Books, 2002. ISBN 0446527173
    • Caygill, H. Словарь Канта. Философские словари Блэквелла. Оксфорд, Великобритания: Справочник Блэквелла, 2000. ISBN 0631175350
    • .
    • Галенсон, Дэвид В. Старые мастера и молодые гении: два жизненных цикла художественного творчества. Издательство Принстонского университета, 2005. ISBN 0691121095
    • Гальтон, Фрэнсис. Наследственный гений: исследование его законов и последствий. Лондон: Книги Прометея, 2006. ISBN 159.1023580
    • Гарднер, Ховард Э. Структуры разума: теория множественного интеллекта. Basic Books, 1999. ISBN 9780465025091
    • Гулд, Стивен Джей. The Mismeasure of Man , , исправленное и дополненное, WW Norton, 1991. ISBN 0393039722
    • Глейк, Джеймс. Гений: жизнь и наука Ричарда Фейнмана. Пантеон, 1992. ISBN 0679408363
    • Мендальо, Сал. 2002. Теория положительной дезинтеграции Домбровски: некоторые последствия для учителей одаренных учеников . SENG: статьи и ресурсы. Проверено 19 июля 2007 г.
    • .
    • Персиваль, Мэтт. 2006. В поисках гения . Проверено 4 августа 2007 г.
    • .
    • Менса Интернэшнл . Проверено 4 августа 2007 г.
    • .
    • Пиковер, Клиффорд А. Странные мозги и гений: тайная жизнь эксцентричных ученых и сумасшедших. Plenum Publishing Corporation, 1998. ISBN 0306457849
    • Институт мысли объединения. Основы мысли объединения: мысль «голова-крыло». Tokyo: UTI, 2002. Предыдущий текст основан на лекциях д-ра Сан Хун Ли по мысли объединения. Проверено 31 августа 2007 г.

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 26 мая 2017 г.

    • Санджай Гупта, CNN Health, Головоломка: Ученые раскрывают тайну гениальности. 11 сентября 2006 г.
    • К. Солвей, Цитаты о гении.

    Кредиты

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили Википедию статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • Genius история

    История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

    • История «Genius»

    Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    Что мы можем узнать из тайных привычек гениев?

    Не поймите меня неправильно — да, я профессор Йельского университета, но я не гений. Когда я впервые упомянул нашим четверым взрослым детям, что собираюсь вести новый курс о гении, они подумали, что это самая смешная вещь, которую они когда-либо слышали. — Ты, ты не гений! Ты трудяга». И они были правы. Так как же получилось, что теперь, несколько десятков лет спустя, я продолжаю успешно преподавать курс гения в Йельском университете и написал книгу Амазонки «Книга года», избранную9.0389 Скрытые привычки гениев (2020). Ответ: я должен иметь, как настаивал Никола Тесла, «смелость невежества».

    Я начал свою профессиональную жизнь, пытаясь стать концертирующим пианистом, еще во времена холодной войны. Соединенные Штаты тогда пытались победить Советский Союз в его собственных играх. В 1958 году Ван Клиберн, 23-летний пианист из Техаса, выиграл первый Международный конкурс Чайковского, что-то вроде Олимпиады классической музыки. А затем в 1972 году бруклинец Бобби Фишер победил в шахматы Бориса Спасского. Поскольку я проявлял интерес к музыке, а также был высоким с огромными руками, я тоже стал бы следующим Клиберном, по крайней мере, так заявила моя мать.

    Хотя наша семья не была богатой, моим родителям удалось подарить мне рояль Baldwin и найти лучших учителей в нашем родном городе Вашингтоне, округ Колумбия. Вскоре меня отправили в престижную Истменовскую музыкальную школу, где передо мной вновь открылись все возможности. И у меня была сильная трудовая этика: к 21 году я провел, по моим оценкам, 15 000 часов целенаправленной практики. (Моцарту понадобилось всего 6000 человек, чтобы стать мастером-композитором и исполнителем.) Однако уже через два года я понял, что никогда не заработаю ни копейки как концертирующий пианист. У меня было все, кроме одного: мне не хватало музыкального таланта. Никакой специальной памяти на музыку, никакой исключительной зрительно-моторной координации, никакого абсолютного слуха — все это очень необходимо профессиональному исполнителю.

    ‘Если ты не можешь сочинять, ты выступаешь; а если ты не можешь выступать, ты учишь» — это мантра консерваторий, таких как Истменовская музыкальная школа. Но кто захочет проводить каждый день в одной и той же студии, обучая других пианистов, которые, вероятно, скоро потерпят неудачу? Моей интуицией было найти большую арену в университете. Так что я отправился в Гарвард, чтобы выучиться на профессора колледжа и исследователя истории музыки — музыковеда, как это называется. В конце концов, я нашел работу в Йельском университете в качестве классного руководителя, преподающего «три Б»: Баха, Бетховена и Брамса. И все же самым очаровательным композитором, с которым я там столкнулся, был М.: Моцарт. Мой интерес к нему усилился с появлением оскароносного фильма 9.0389 Амадей (1984) . Какое-то время весь мир, казалось, был одержим этим забавным, страстным и непослушным персонажем.

    Таким образом, именно фильм заставил меня сместить фокус моих академических исследований на Моцарта. Тем не менее главный принцип науки, которому меня учили в Гарварде, остался прежним: если вы ищете истину, обращайтесь к первоисточникам; остальное просто слухи. Таким образом, в течение 20 лет я ходил на поиски Моцарта в библиотеки Берлина, Зальцбурга, Вены, Кракова, Парижа, Нью-Йорка и Вашингтона, изучая его автографные (или рукописные) нотные рукописи. Я обнаружил, что Моцарт мог без особых усилий воспроизвести большие музыкальные произведения полностью в своей голове, почти без исправлений. Что Сальери сказал о Моцарте в Амадей уже не кажется таким фантастическим: здесь «был самый голос Бога».

    Держать в руках божественные страницы автографа Моцарта – даже в столь часто используемых белых перчатках – одновременно честь и радость. Изменяющиеся углы наклона его пера, изменяющийся размер головок для заметок и различные оттенки чернил дают представление о том, как работает его разум. Словно приглашенный в кабинет Моцарта, наблюдаешь, как этот гений, наделенный огромными природными дарованиями, входит в творческую зону, а музыка просто льется.

    Интересно, какой еще гений работал так же, как Моцарт? И здесь меня снова привлекли рукописи с автографами. Кого из нас не привлекали увлекательные замыслы Леонардо да Винчи – его зарисовки хитроумных машин и орудий войны, а также пацифистские картины? В отличие от оригинальных рукописей Моцарта, рисунки и заметки Леонардо (сохранилось около 6000 страниц) в основном были опубликованы в виде факсимильных изданий, и многие из них теперь доступны в Интернете.

    Если Моцарт мог слышать в голове, как должна звучать музыка, то Леонардо, судя по его наброскам, мог просто видеть мысленным взором, как должна работать машина или должна выглядеть картина. Здесь также проявляется природная техническая способность Леонардо, проявляющаяся в зрительно-моторной координации, которая приводит к правильным пропорциям и линиям штриховки, которые предполагают трехмерное восприятие. Также очевидно неустанное любопытство Леонардо. Мы наблюдаем, как его мысли охватывают бесконечный горизонт взаимосвязанных интересов; на одной странице, например, сердце становится ветвями дерева, которые затем становятся щупальцами механического шкива. Как все эти, казалось бы, разрозненные вещи мира связаны друг с другом? Леонардо хотел знать. Историк культуры Кеннет Кларк не без оснований назвал его «самым безжалостно любопытным человеком в истории».

    Моцарт в музыке, Леонардо в искусстве; как насчет повседневного мира политики? Здесь идеальный предмет для изучения гения был совсем рядом: Елизавета I, королева Англии. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете владеет копиями всех историй ее правления, написанных ее современниками. Секрет ее успеха? Елизавета жадно читала не только книги (по три часа в день было в ее привычке), но и людей. Читала, изучала, наблюдала и молчала ( Ее девизом было Video et taceo ). Зная все и мало говоря, Елизавета правила почти 45 лет, заложила основы Британской империи и зарождающихся капиталистических корпораций, дала свое имя целой эпохе, елизаветинской эпохе.

    Увлекательно! Я так многому научился. Почему бы не дать студентам учиться вместе со мной — в конце концов, именно поэтому у нас есть эти молодые люди, захламляющие место! Так появился мой курс для гениев, или «Изучение природы гениальности».

    Возможно, нужно быть не гением, чтобы понять, как происходят исключительные человеческие достижения. За годы учебы в Гарварде и Йеле я познакомился со многими умными людьми, в том числе с полдюжиной лауреатов Нобелевской премии. Если вы вундеркинд с большим даром к чему-то, вы можете просто сделать это — но, возможно, не знаете, почему и как. А ты не задавай вопросов. Действительно, гении, с которыми я встречался, казались слишком занятыми совершением гениальных поступков, чтобы думать о причинах их творческого результата. Может быть, посторонний человек, заглянувший туда, имеет более четкое представление о том, как творится магия.

    Год за годом все больше студентов Йельского университета записывались на мой курс, чтобы найти ответ, но с самого начала произошло что-то неожиданное, и я должен был предвидеть это: признание гения оказывается предвзятым по признаку пола.

    Несмотря на то, что сейчас соотношение мужчин и женщин среди студентов Йельского университета составляет 50/50, и хотя курс для гениев является общим курсом гуманитарных наук, открытым для всех, ежегодно набор в этот класс составляет примерно 60/40 мужчин и женщин. Студенты Йельского и других гуманитарных колледжей голосуют ногами, и, несмотря на положительные оценки курса, женщины в Йельском университете, похоже, не так заинтересованы в изучении природы гениальности, как их коллеги-мужчины.

    Почему? Разве женщин меньше волнуют конкурентные сравнения, в которых одни люди оцениваются как «более исключительные», чем другие? Разве они менее склонны ценить традиционные маркеры гениальности в мире, где победитель получает все, такие вещи, как величайшая картина в мире или самое революционное изобретение? Играет ли роль отсутствие женщин-наставниц и образцов для подражания? Зачем выбирать курс, в котором чтение, опять же, будет в основном посвящено триумфальным достижениям «великих [в основном белых] людей»? Был ли тот самый способ, которым я сформулировал этот курс, еще раз увековечивал бессознательное предубеждение против женщин и предположение о превосходстве белой культуры?

    К счастью, я в конечном итоге «ограничил» курс до 120 студентов и, таким образом, смог немного заняться социальной инженерией. Я был свободен принимать, кого хотел, и тем самым обеспечить репрезентативную пропорцию женщин и студентов из числа меньшинств. Цель состояла не в том, чтобы заполнить квоты, а в том, чтобы увеличить разнообразие мнений и вдохновить на надежную аргументацию, что особенно полезно в курсе, в котором нет ответа.

    ‘Нет ответа! Нет ответа! Ответа нет!» — скандировали 120 нетерпеливых студентов на первом занятии «курса гениев», когда я их подгонял. Студенты обычно хотят, чтобы ответ был у них в кармане, когда они покидают класс, чтобы они могли позже использовать его на тесте, но я чувствовал, что важно сразу же указать на это. На простой вопрос «Что такое гениальность?» нет ответа, только мнения. Что движет им — природа или воспитание — опять же, никто не знает.

    Является ли один Эйнштейн на необитаемом острове гением, не гением или гением в potentia ?

    Вопрос «Природа или воспитание?» всегда вызывал споры. Квантовые типы (математики и естествоиспытатели) считали, что гениальность обусловлена ​​природными способностями; родители и учителя говорили им, что они родились с особым талантом к количественному мышлению. Качки (спортсмены университета) думали, что исключительные достижения — это тяжелая работа: без боли, без выигрыша. Тренеры учили их, что их достижения — результат бесконечных часов тренировок. Среди начинающих политологов консерваторы считали гениальность божьим даром; либералы думали, что это было вызвано благоприятной средой. Нет ответа? Позовите экспертов: последовали чтения от Платона, Уильяма Шекспира и Чарльза Дарвина до Симоны де Бовуар, но у каждого был свой взгляд.

    Студенты надеялись на что-то более конкретное. Некоторые хотели знать, были ли они уже гениями и что их ждет в будущем. Большинство хотели знать, как они тоже могут стать гением. Они слышали, что я изучал гениев от Луизы Мэй Олкотт до Эмиля Золя, и думали, что я, возможно, нашел ключ к гениальности. Поэтому я спросил: «Кто из вас думает, что уже является гением или может быть гением?» Некоторые робко подняли руки; классные клоуны делали это решительно. Далее: «Если вы еще не гений, сколько из вас хотят стать гением»? В отдельные годы руки поднимали до трех четвертей учащихся. Тогда я спросил: «Хорошо, а что такое гений?» Волнение сменилось недоумением, за которым последовал двухнедельный поиск определения гениальности, который обычно заканчивался следующим типом гипотез:0005

    Гений — это человек с экстраординарными умственными способностями, чьи оригинальные работы или идеи существенно меняют общество к лучшему или к худшему в разных культурах и во времени.

    Только постепенно, и только когда я написал свою книгу «Скрытые привычки гениальности », я пришел к выводу, что это сложное словоблудие можно упростить до чего-то вроде «уравнения гениальности».

    Это была формула, которую студенты и население могли сразу понять:

    G = S x N x D

    Гениальность (G) равна значимости (S) степени воздействия или произведенного изменения (спасающий жизнь пенициллин Александра Флеминга против последней модели кроссовок Yeezy Канье Уэста) умножить на число ( N) пострадавших людей (около 200 миллионов спасенных жизней против 280 000 проданных пар обуви) раз Продолжительность (D) воздействия (антибиотики существуют уже 80 лет; срок службы обуви зависит от ее использования). Хотя «уравнение гениальности» не было надежной формулой, по крайней мере, это был полезный способ организовать дискуссию в течение академического семестра.

    Некоторые способные ученики тут же возразили: как насчет гения, который имеет способность изменить мир, но не делает этого из-за отсутствия воли или возможности? Предположим, что Альберт Эйнштейн жил на необитаемом острове и придумал фотоэлектрический эффект, E = MC 2 , специальную теорию относительности и общую теорию относительности, но никому не поделился своими идеями. Остался бы он гением? Предположим, он поделился этими идеями только с остальными 12 обитателями острова. Был бы у нас гений Эйнштейн с очень-очень строчной буквой «г»? Предположим, у него была возможность передать свои потенциально преобразующие идеи всему миру, но никто не хотел меняться — и ничего не менялось. Уравнение G = S x N x D предполагает причину и следствие. Как сказал психолог Михай Чиксентмихайи, для творчества в танго нужны двое: оригинальный мыслитель и восприимчивое общество. Множественный выбор: один Эйнштейн на необитаемом острове гений, не гений или гений в потенциале ? Является ли незамеченный провидец пророком, вопиющим в пустыне, или сумасшедшим?

    Пока ученики боролись с этими метафизическими проблемами, у них были и более приземленные заботы. Что делать с Ким Кардашьян? Она может быть «бизнес-гением» благодаря своей способности пользоваться социальными сетями во всемирной паутине. Но она не изобрела всемирную паутину. (Это был Тим Бернерс-Ли.) А как насчет таких спортсменов, как небывалый олимпийский чемпион Майкл Фелпс, которого считают «гениальным локомотивом»? Но кто задумал современные Олимпийские игры? (Пьер де Кубертен. ) Газета New York Times назвала шестикратного победителя Суперкубка тренера Билла Беличика «гением защиты». Но кто изобрел игру в футбол? (Уолтер Кэмп.) Йо-Йо Ма называют «музыкальным гением» благодаря его превосходному исполнению классических композиторов. Но кто гений, Ма или Моцарт? Колледж делового администрирования Университета Небраски в Омахе предлагает ежегодный курс под названием «Гений Уоррена Баффета». Но являются ли деньги (и их накопление) гениальной или же они являются источником расширения возможностей, которые позже будут использованы другими истинными гениями?

    Приведенными выше вопросами я поощрял студентов к размышлению. Но так же часто студенты, в силу их разного происхождения, учили меня.

    Возьмем, к примеру, то, чему я научился у молодых представителей индейского происхождения. В частности, я помню студентов из народа навахо и племени шошонов, у которых было похожее — но для меня совершенно новое — представление о человеческих достижениях, которое можно было свести к «гениальности общества». Для них женщина, придумавшая узор ковра, который теперь воспроизводится из поколения в поколение, была гением, но никто не знал ее имени. Потом был олимпийский призер в классе. Он признался, что считал, что своими достижениями обязан природным дарованиям, но его мать-китаянка, как он позже сообщал, считала их главным образом результатом упорного труда. Точно так же несколько китайских студентов независимо сообщили мне, что Томас Эдисон до сих пор пользуется большим уважением в этой стране из-за его афоризма о том, что гений — это 1 процент вдохновения и 9 процентов.9 процентов пота. Между тем, блестящий ученый-концептуалист Никола Тесла, пренебрежительно отзывавшийся о неуклюжести и ненаучности Эдисона, там малоизвестен.

    Японский студент рассказал мне об «антигениальном» афоризме из его родной страны: «Гвоздь, который больше всего торчит, сильнее всего забивается». их) новое представление о единой трансформирующей личности. Да, я все больше и больше убеждался, что гений действительно культурен; Понятие индивидуальной имманентной гениальности, по-видимому, возникло в 18 веке, отчасти потому, что оно хорошо соответствовало западному, экспансионистскому, капиталистическому идеалу, согласно которому индивидуальная собственность, особенно интеллектуальная собственность, могла все больше создаваться и пользоваться правовой защитой. Я никогда не был против всего этого, но теперь, по крайней мере, я больше помнил об исторической основе и предвзятости своих интеллектуальных пристрастий. Так и пошло мое студенческое образование.

    В конце концов, то, что началось для меня со стереотипного взгляда на яркого гения — обычно умника-мужчину со сверхвысоким коэффициентом интеллекта, у которого даже в юности бывают внезапные озарения «Ага!», и, возможно, немного сумасшедший и уж точно эксцентричный – перерос в более трезвые, местами философские оценки.

    Оказывается, что многие великие умы — не такие уж великие люди.

    Гений — это не абсолют, а человеческая конструкция, зависящая от времени, места и культуры. Точно так же гениальность относительна. Некоторые люди просто меняют мир больше, чем другие. Соответственно, гениальность предполагает неравенство результатов (исключительные мысли Эйнштейна или музыка Баха) и порождает неравенство вознаграждения (вечная слава Баха, баснословное богатство Джеффа Безоса из Amazon). Просто так устроен мир. Гениальные акты обычно сопровождаются актами разрушения; это обычно называют прогрессом.

    Что не гениально? IQ, как выясняется, переоценен, как и другие стандартизированные тесты, оценки, школы Лиги плюща и наставники. Стивен Хокинг не читал до восьми лет; Пикассо и Бетховен не могли заниматься элементарной математикой. Джек Ма, Джон Леннон, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней, Чарльз Дарвин, Уильям Фолкнер и Стив Джобс также были отстающими в учебе.

    Если коэффициент IQ переоценен, то любопытство и настойчивость — нет. Это также не детское воображение во взрослой жизни, не способность расслабляться, чтобы позволить разрозненным идеям сливаться в новые, оригинальные, и не способность выработать привычку к работе, чтобы получить продукт за дверь. Наконец, если вы хотите прожить долгую жизнь, приобретите страсть. Гении — страстные оптимисты, которые в среднем живут дольше обычных людей более чем на десять лет.

    А к концу семестра обычно приходит прозрение: оказывается, многие великие умы не такие уж и великие люди.

    Помните тот вопрос из начала курса: «Кто из вас хочет быть гением?», на три четверти которого он ответил утвердительно? Теперь, в последнем классе, я спросил: «Изучив всех этих гениев, сколько из вас все еще хотят им стать?» Теперь только около четверти группы сказали: «Да». «В начале курса я думал, что да, но теперь я не так уверен. Многие из них кажутся навязчивыми, эгоцентричными придурками — не из тех людей, которых я хотел бы видеть в качестве друга или соседа по комнате».0005

    Принято во внимание: навязчивый и эгоцентричный. Вспомните Чарльза Диккенса, чья дочь Кейти вспоминала:

    Мой отец был как сумасшедший… Ему было наплевать, что случилось с каждым из нас. Ничто не могло превзойти нищету и несчастье нашего дома.

    Или об Эрнесте Хемингуэе, третья жена которого, уважаемый военный корреспондент Марта Геллхорн, сказала о нем: «Человек должен быть очень великим гением, чтобы компенсировать то, что он такой отвратительный человек». который, по словам его биографа Уолтера Исааксона, требует отдельной записи в указателе: «Оскорбительное поведение».0005

    [Наш дед по отцовской линии] был [нашим] товарищем по играм и хозяином в гораздо большей степени, чем [наша] мать, которая всегда была вдали от дома — всегда держалась в лаборатории, имя которой бесконечно грохотало в [наших] ушах… мои юные годы не были счастливыми.

    Итак, последний урок, применимый ко всем: будьте начеку, если среди вас есть гений. Если вы работаете на гения, вас могут ругать или оскорблять, или вы можете потерять работу. Если кто-то из ваших близких — гений, вы можете обнаружить, что его или ее работа или страсть всегда стоят на первом месте. Тем не менее, тем, кого так оскорбили, сделали несчастными или уволили, использовали или проигнорировали, мы искренне благодарим за то, что «взяли одного в команду», а команда — это все мы, которые впоследствии извлекают выгоду из большего культурного блага, которое сделал «ваш» гений. . Перефразируя писателя Эдмона де Гонкура: почти никто не любит гения, пока он или она не умерли. Но тогда мы делаем, потому что теперь жизнь лучше.

    Что такое гений? – politicworm

    Гений не только количественный в том смысле, что он представляет больше интеллекта или таланта, чем тот, которым обладают обычные люди, даже очень одаренные люди. Дело не только в том, что гений намного лучше в чем-то, чем другие, которые просто хороши в этом. Как неизменно демонстрирует их жизнь, гениальность — это еще и качественное различие, различие как в сущности, так и в способностях. Мы можем быть уверены, что у гения, которого мы называем Шекспиром, было исключительное детство. Его достижение было слишком монументальным по своим масштабам, его разрыв с прошлым слишком основательным, чтобы ему предшествовало обычное детство, обычное образование (или, если верить тому, что известно о Вильгельме Стратфордском, вообще отсутствие образования).

    Какое же детство и образование мы можем ожидать от гения, создавшего язык, на котором мы говорим? Доктор Эллен Виннер, профессор психологии Бостонского колледжа и старший научный сотрудник Гарварда, предлагает несколько полезных рекомендаций. Виннер входит в группу психологов-новаторов, которые около двадцати лет назад приступили к исследованию, которое они назвали «Психология творчества» и которое было начато новаторской работой доктора Дина Кейта Саймонтона из Калифорнийского университета в Дэвисе.

    В ее книге Одаренных детей; Myths and Realities (1996), изучив способы, которыми одаренные дети демонстрируют способности, выходящие далеко за рамки нормы — настолько далеко выходящие в некоторых случаях, что это подвергает сомнению веру, — Уиннер обращается к характеристикам «творцов», ее термину для обозначения индивидуумов. настолько сильно творческие, что они «изменяют» свои «области» — это означает, что они покинут арену своих усилий навсегда измененными тем, что они делают, определение, которое также соответствует понятию «гениальности» непрофессионала. Что же тогда, с точки зрения Виннера, мы должны ожидать, что найдет в детстве гения, которого мы называем Шекспиром? Вместо того, чтобы перефразировать и сжимать, рискуя неверно истолковать то, что она постаралась разъяснить, мы должны процитировать ее достаточно подробно.

    Одаренные дети

    Победитель начинает с описания характеристик одаренных детей. В отличие от обычных детей, одаренные дети

    не по годам развитые. Первые шаги в освоении какой-либо области они начинают делать в более раннем, чем средний возраст. Они также добиваются большего прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в этой области дается им легко. Под областью я подразумеваю организованную область знаний, такую ​​как язык, математика, музыка. . . [так далее. Во-вторых, они настаивают на том, чтобы маршировать под собственного барабанщика. Одаренные дети не только учатся быстрее, чем средние или даже способные дети, но и учатся качественно иначе. . . . им требуется минимальная помощь или поддержка со стороны взрослых, чтобы овладеть своей областью, и большую часть времени они учатся сами. Открытия, которые они делают в своей области, захватывают и мотивируют, и каждое из них ведет одаренного ребенка к следующему шагу. Часто эти дети самостоятельно изобретают правила предметной области и изобретают новые, своеобразные способы решения проблем.

    У этих детей есть то, что Уиннер называет «яростью владеть». Они внутренне мотивированы, чтобы понять область, в которой они проявляют раннее развитие. Они проявляют интенсивный и навязчивый интерес, способность резко сосредотачиваться. . . . Они испытывают состояния «потока», когда занимаются обучением в своей области — оптимальные состояния, в которых они сосредоточенно сосредотачиваются и теряют ощущение внешнего мира. Удачное сочетание навязчивого интереса к области со способностью легко учиться в этой области приводит к высоким достижениям (3-4).

    Позже она определяет «правильную структуру личности для мастерства». Она говорит нам, что

    одаренных детей сильно мотивированы работать для достижения мастерства, они получают удовольствие от испытаний и, по крайней мере, к подростковому возрасту, у них необычайно четкое представление о том, кто они и что они хотят делать во взрослой жизни. . . . [Они] отчаянно независимы и неконформны. . . [и] они, как правило, более замкнуты и одиноки, чем средний ребенок, как потому, что у них так мало общего с другими, так и потому, что им нужно и хочется побыть одному, чтобы развить свой талант. Неудивительно, что [у них] обычно есть друзья постарше. Они ищут ментальные, а не хронологические возрастные эквиваленты. (2132-3, 227)

    Она разбирает несколько распространенных мифов об одаренности, среди них:

    Здравый смысл «народной» психологии. . . эта одаренность совершенно врожденная: она либо есть, либо ее нет. Способности Моцарта, Пикассо, Ньютона или Эйнштейна настолько непостижимы для нас, что мы объясняем их тем, что эти люди только что родились гениями. Окружающая среда не играет интересной роли, если таланты являются врожденными и фиксированными. . . . Психологи любят нападать на народную психологию в целом. . . но у психологов есть свой собственный миф: что одаренность является полностью продуктом окружающей среды [и что] правильного вида обучения, начатого в раннем возрасте, достаточно, чтобы объяснить даже самые высокие уровни одаренности. (143)

    Она показывает, что оба ожидания нереалистичны, что на самом деле должны присутствовать оба фактора, чтобы одаренные дети преуспели в любой области. Они должны родиться с талантом или, что более важно, «склонностью к мастерству», и они также должны иметь поддержку опекунов, которые ценят их усилия, которые могут предложить то, что она называет «обогащенной средой» с «возможностями для чтения, играя и разговаривая», в котором ценится образование (185). Без них, как бы ни были велики врожденные дары, ничто не может развиваться. «Несомненно, многие дети никогда не считались одаренными из-за неблагополучного окружения», — говорит Виннер (186).

    Но одаренность в детстве не может зайти слишком далеко. Многие вундеркинды теряют интерес к своим увлечениям в подростковом или двадцатилетнем возрасте и отказываются от дальнейших достижений. Те, кто добивается успеха, обычно становятся экспертами в выбранных ими областях. Однако лишь немногие достигают уровня, который она называет «творцом» — люди, чья творческая сила настолько сильна, что в конце концов они революционизируют свою профессию. Это люди, которые меняют мир. С ее слов:

    Немногие проходят путь от одаренного ребенка или вундеркинда в какой-то области до взрослого творца в этой области — образец, иллюстрируемый Моцартом и Пикассо. Те, кто идет по этому пути, должны совершить глубокий переход от эксперта в устоявшейся области к тому, кто разрушает эту область и переделывает ее, оставляя ее навсегда измененной. Чтобы следовать по этому пути, требуются не только чрезвычайно ранние способности, но и мятежная личность, желание встряхнуть статус-кво (281).

    Более того, как она сообщает нам, только несколько человек когда-либо совершат революцию в какой-либо области знаний. Они должны родиться, когда веет дух времени — когда домен готов к переменам, которые предвидит создатель. Более того, домен может изменяться лишь ограниченно и, таким образом, может вместить лишь очень немногих создателей. Таким образом, факторы, определяющие, кто станет творцом, включают не только черты рассматриваемых индивидуумов, но также исторические и культурные факторы (281).

    На своих последних страницах Виннер подробно описывает характеристики создателей, которые были определены многочисленными тестами и исследованиями, все из которых она документирует. Создатели:

    упорный, целенаправленный, доминирующий, независимый риск. У них было тяжелое детство, и они часто страдают от форм психопатологии. . . . Создатели должны быть готовы к жертвам. . . [Они] трудоголики. Самые творческие люди также и самые плодовитые. . . . [Они] должны быть в состоянии упорствовать перед лицом трудностей и преодолевать многочисленные препятствия на пути творческих открытий. Они должны сохраняться из-за того, что среди исследователей творчества стало известно как «правило десяти лет» — изречение о том, что для совершения прорыва требуется около десяти лет напряженной работы в какой-либо области. (293)

    В сноске Виннер подробно описывает многих исследователей, чьи исследования привели к формулировке этого «правила десяти лет». Она продолжает:

    Даже Моцарт создал свой первый шедевр только после десяти лет сочинения. Готовность тяжело трудиться, терпеть разочарование и упорствовать перед лицом неудач имеет решающее значение. . . . Творцы — сильные, властные личности с непоколебимой верой в себя. Они должны быть в состоянии верить в себя, иначе они будут поражены неизбежными нападками, которые возникают, когда кто-то идет против установленной точки зрения. (293)

    Синдром единственного ребенка

    Несколько раз по ходу книги Виннер описывает потребность творцов в одиночестве. Вундеркинды часто являются «единственными» детьми, выросшими в компании взрослых, которым позволено идти своим путем в гораздо большей степени, чем обычным детям. Такие дети часто страдают от того, что сильно отличаются от своих сверстников, чувствуют себя среди них странными или неуместными. Тем не менее, они предпочитают одиночество скучающей компании детей, не разделяющих их интересы.

    Они ставят перед собой амбициозные цели и верят, что смогут добиться того, к чему стремятся. Те, кто хочет быть признанным, также должны быть в состоянии терпеть конкуренцию — некоторые даже преуспевают в ней. И они должны быть достаточно толстокожими, чтобы продавать себя. . . . Творцы независимы и неконформны. . . . Забота о том, чтобы угодить всем, не может быть приоритетом для того, кто собирается бросить вызов устоявшейся традиции. . . . Создатели должны быть готовы пожертвовать комфортом, отдыхом и личными отношениями ради своей работы. Они часто безжалостны и разрушают личные связи. . . . Создатели должны быть готовы к риску неудачи, поскольку все новое, скорее всего, изначально будет осуждено. [Те], кто создает больше всего произведений, скорее всего, создадут шедевр, но они также создадут и больше всего неудачных произведений. Возможно, самым важным из всех является желание все исправить, изменить статус-кво и встряхнуть устоявшуюся традицию. Создатели не принимают господствующее мнение; они оппозиционны и недовольны. (292-298)

    Типичная семья

    Победитель исследует типичную семейную жизнь великих творцов:

    Будущий творец, кажется, растет в семье, которая гораздо меньше заботится о детях и поддерживает их, и гораздо больше наполнен стрессом, чем одаренный ребенок, которому не суждено стать творцом. Три четверти выдающихся творцов, которых изучали [ведущие исследователи], испытали в ранней семейной жизни те или иные экстремальные стрессы: бедность; смерть родителя; разведенные или проживающие отдельно родители; отвергающие, жестокие или алкогольные родители; отцы, пережившие профессиональную неудачу или банкротство; и так далее. Они происходили из нетипичных семей — раздражительных, взрывоопасных семей, часто склонных к депрессиям или резким перепадам настроения. . . . Особенно шокирует частота, с которой выдающиеся личности теряли родителей в детстве. . . . В [одном] исследовании крупных творцов более пятой части потеряли одного или обоих родителей в детстве[] . . . единственные другие группы с таким высоким уровнем потери родителей — правонарушители и депрессивные или суицидальные психиатрические пациенты. . . . Семейная травма чаще характерна для тех, кто стал писателями, художниками, музыкантами и актерами, чем для тех, кто стал ученым, врачом и политическим деятелем. . . . [В одном исследовании] выдающихся деятелей двадцатого века 89% романистов и драматургов, 83 % поэтов и 70 % художников имели сложную семейную жизнь, в то время как среди ученых это было справедливо только для 56 % ученых. . . . То же различие было обнаружено при сравнении лауреатов Нобелевской премии в области науки и литературы; те, кто писал в литературе, чаще происходили из нестабильной семейной среды. Литературные победители также в восемь раз чаще теряли родителей в детстве. (298-300)

    На основании этих исследований Winner делает ряд выводов, относящихся к нашей теме. Хотя все они интересны, мы приведем только самые удачные. Что касается семейной травмы, она заключает:

    Травма может заставить ребенка чувствовать себя другим с самого начала и, таким образом, привести к желанию быть другим. Восприятие того, что окружающая среда непредсказуема, может привести к желанию достичь, чтобы получить контроль над своей судьбой. . . . Потеря родителя также может привести к своего рода компенсации — желанию заменить утраченный объект созданием собственного объекта, будь то произведение искусства или научная теория. Ужас перед пустотой, оставленной смертью, мог побудить ребенка создать идеальный мир и раствориться в его создании. Желание заменить пустоту и потерянный объект идеальным сотворенным миром может быть настолько сильным, что [он] не слишком критичен. . . .

    «Идеально сотворенные миры» — хорошее описание острова Эфес, где потерпевшая кораблекрушение семья наконец воссоединяется в Комедия ошибок , или волшебный остров Буря , где отец и дочь, Просперо и Миранда , унесены в безопасное место, вне досягаемости злых родственников, или Иллерия в Двенадцатая ночь , где брат и сестра, Себастьян и Виола, выброшены на берег после очередного кораблекрушения семьи Шекспира.

    «О, позволь мне не сойти с ума»

    Тем не менее, что может быть наиболее важным для нашего исследования, учитывая чередование блеска и отчаяния Гамлета или сердечный крик Лира, когда его мир растворяется в хаосе, так это исследование Уиннера высокой распространенности « расстройство настроения» среди великих литераторов:

    Исследование британских художников и писателей показало, что 38 процентов лечились от расстройства настроения, что является очень высоким процентом, учитывая тот факт, что только каждый третий человек с расстройством настроения когда-либо ищет лечение. . . . Что лежит в основе этой связи между творчеством и расстройствами настроения? Во-первых, переживание расстройства настроения может привести человека к творчеству как к терапевтическому предприятию. А опыт страдания может дать сюжет для произведений искусства. Кроме того, расстройства настроения, в частности мания низкой интенсивности, называемая гипоманией, могут приводить к необычным мыслительным процессам, связанным с творческими эпизодами: обостренное и сфокусированное мышление, новые ассоциации, сверхвключающие категории (восприятие сходства между вещами, которые обычно рассматриваются как разные) и скорость мышления. мысль, а также тот драйв, который так часто встречается у творческих людей. . . . (302)

    Эти «необычные мыслительные процессы», «новые ассоциации» и «чрезмерно содержательные категории (восприятие сходства между вещами, которые обычно рассматриваются как разные)» прекрасно подходят для описания признанного Шекспира дара мыслить необычными метафорами.

    Какими бы тревожными ни были такие результаты, Winner заканчивается на высокой ноте, поскольку, несмотря на эти ужасные трудности, «должна быть также высокая степень силы эго и уверенности в себе. Непоколебимая вера создателей в собственное видение должна удерживать их от распада. (300-02) И, наконец, должно быть и везение:

    Одаренный ребенок должен иметь способности, для которых готов домен. Если способности слишком не синхронизированы со сферой, дары могут никогда не быть признаны или могут быть признаны только столетия спустя» (303).

    Что нам следует ожидать от Шекспира

    Основываясь на подробном анализе Виннера и огромном вкладе Шекспира, что мы должны ожидать увидеть в его биографии? Конечно, мы ожидали бы увидеть, по крайней мере, что-то из следующего: ярость к господству, обогащенная среда, напряженная домашняя жизнь, болезненная детская травма, ранняя смерть родителей, неукротимая воля, оппозиционный и недовольный характер, ничего из этого не видно ни в чем, что мы знаем о нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *