Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Эриксон
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Личность развивается от рождения до смерти
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см. →
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.
Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
Введение
Развитие личности – тема, интересующая и психолога, как исследователя человеческой жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как и чем определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?
Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.
Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему тем психотерапевтической работы.
Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовой является тема «Не знаю, что мне хочется». В то время как работал и творил Эрик Эриксон (это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э. Эриксон назвал темой эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.
Но как?
Тема эго-идентичности и психоанализ
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Фрейд представляет отношения «ребенок — общество» как антагонистические, враждебные, история которых — трагическое противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира взрослых. Супер-Эго – это представитель требований социума, а собственно Я ребенка – это изначально асоциальные влечения: биологические потребности выживания, сексуальные влечения и влечение к смерти. Как же тогда психоаналитику отвечать на вопрос клиента, который спрашивает «Кто я?», имея в виду то, что в нем есть помимо внедренного в него социума? «Твое истинное я – это либидо и влечение к смерти? Твой настоящий путь – лишь вечный конфликт с социумом, и только?»
Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и открывают человеку новые возможности.
Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка.
Основные положения теории Эрика Эриксона
Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:
- Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
- Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
- Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
2. Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4.
Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности)Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет, кризис подросткового возраста) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человеку возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.
6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.
Обсуждение теории Эрика Эриксона о развитии личности
Эго-идентичность
Как мы видим, смысловым стержнем концепции Э. Эриксона является понятие личностной идентичности (эго-идентичности). Что это такое?
По формулировке Википедии, эго-идентичность — это целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).
Как пишет Роберт Бернс,
«Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» (1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие» (Роберт Бернс Что такое Я-концепция).
По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А. Карабанова:
«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.
Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»
Однако важно учесть, что, по Э. Эриксону, отождествление себя с собой может и должен протекать в основном в сфере бессознательного. Эриксон критикует такие понятия, как «самоконцептуализация», «самооценка», «образ Я», считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968). Формирование идентичности Я — процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, — вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns3.htm
Эпигенез
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Сам по себе эпигенез, это наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.
Как к этому относиться? Думается, что, предложенное Э. Эриксоном описание ступеней в малой степени относится к действительно врожденным особенностям человека как homo sapiens, и, скорее, является культурным фактом европейской эпохи близкого Эрику Эриксона времени. Распространенность предложенной Э. Эриксоном модели говорит о том, что это работающая и адекватная схема для здоровой массовой личности, но едва ли предложенная схема как-либо адекватно описывает этапы жизни православного монаха либо индийского йога, жизнь Александра Македонского, Наполеона, матери Терезы либо академика Николая Михайловича Анохина…
Следующий пункт, о котором хочется задуматься, это представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?
Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно при этом понять, какой подход она реализует, на какие вопросы она отвечает, а на какие – нет.
Развитие личности интересно не только для психологов. Развитие личности важно и для педагогов, развивающих личность детей разного возраста, развитие личности важно для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать свою личность.
Важно отметить, что концепция Э. Эриксона почти полностью находится в психологическом поле, в малой степени ориентируясь на педагогические запросы. Как писал А.В. Петровский —
«Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.
Первый из них ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй — на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. М.: ИНФРА-М, 1998).
Тем не менее, скрытым образом модель Эрика Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Перечисляя общие для всех людей, естественные этапы развития личности, Эриксон по факту подсказывает своим читателям, в каком возрасте следует принимать какие решения, чтобы следующий этап его жизни прошел благополучно, а не криво. Поскольку нет никаких данных, что подобные выборы могут делаться лишь бессознательно и не могут быть сделаны сознательно (действительно, а почему бы и да?), то определенный, замаскированный педагогический смысл в модели Э. Эриксона содержится.
С другой стороны, видимо, нет смысла изучать эту теорию тому, кто хочет стать Личностью с большой буквы, кто изучает пути саморазвития и самосовершенствования личности. Развитие личности может быть результатом как естественного, пассивного, — так и активного личностного роста и развития личности, происходящего вследствие авторских инициатив самого человека.
В пассивном личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Вместе с телом потихоньку развивается интеллект, постепенно в процессе жизни естественно формируется общая и психологическая культура. Психологическую картину этого процесса описывают разные психологи по своему, но общая линия одна: человек проходит свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а далее к старости.
Концепция Э. Эриксона не является пособием для тех, кто хочет развивать себя, как личность – концепция развития личности Э.Эриксона описывает естественный, пассивный рост естественной психологически здоровой личности, фиксируя лишь успешное прохождение ею важных этапов и отмечая, когда возможны сбои в психологическом здоровье и человеку требуется психотерапия.
Клиенты Эриксона не читали А.Н. Леонтьева «Личностью не рождаются, личностью становятся!» и не ставили задачу «создать себя». К Эрику Эриксону приходили клиенты с переживанием «потери себя», с желанием найти себя, почувствовать собственную идентичность. Эриксону было что им предложить: созданная им концепция давала понятные для его клиентов, успокаивающие их объяснения («у вас закономерный для вашего возраста кризис, как у всех»), аккуратно подсказывая пути выхода по позитивному сценарию («Благоприятное разрешение вашего конфликта – любовь»).
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. При этом эта концепция дала разумную, красивую, педагогически привлекательную картину развития личности и помогла очень многим людям.
Детство и общество. Теория развития личности. Эрик Эриксон
Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Книга «Детство и общество» посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них.
Скачать книгу в PDF
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.
Личность развивается от рождения до смерти
Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а «согласие с самим собой».
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны.
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития.
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый»
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.
Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.
Конфликты среднего возраста6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.
Источник
Теория развития Эрика Эриксона: наблюдения учителя
Эрик Эриксон был психологом, большую часть своей работы проделавшим в постфрейдистскую эпоху, с 1930-х по 1950-е годы. Он был учеником Фрейда и находился под сильным влиянием его теории развития личности. Однако, в отличие от своего предшественника, Эриксон придавал большое значение социальной среде в психологическом развитии человека.
Таким образом, его теорию обычно называют психосоциальной теорией развития личности. Теория Эриксона утверждает, что каждый человек проходит в жизни несколько отчетливых и качественно различных стадий, от рождения до смерти. Согласно ему, стадии универсальны, и возраст, в котором говорят, что человек перешел от одной стадии к другой, также довольно универсален. Однако следует иметь в виду, что Эриксон мало что знал о культурах и обществах, отличных от его собственной, и, таким образом, универсальность его теории может и должна быть поставлена под сомнение.
Ключевая идея теории Эриксона состоит в том, что на каждой стадии индивидуум сталкивается с конфликтом, который может или не может быть успешно разрешен на этой стадии. Например, первый этап он назвал «Доверие против недоверия». Если качество ухода хорошее в младенчестве, ребенок учится доверять миру, чтобы удовлетворить свои потребности. В противном случае доверие остается нерешенной проблемой на последующих этапах развития.
По словам Эриксона, несмотря на то, что на каждом этапе преобладает проблема, этапы не являются водонепроницаемыми. Проблемы одного этапа накладываются на вопросы другого; то, как человек решал более ранние проблемы, определяет, как он будет решать последующие проблемы. Самое главное, существует связь между нынешними моделями мышления и чувств и ранее нерешенными или решенными проблемами развития. Но Эриксон также сказал, что блоки развития на любой стадии могут быть устранены в любой момент.
Сейчас я представлю краткий обзор тех частей теории эриксоновских стадий развития, которые имеют отношение к школьному обучению, и что каждая из них означает для меня как учителя.
Стадия I: 0–2 года.
Доверие против недоверияДоверие возникает из последовательного удовлетворения потребностей. Младенец, который может доверять матери или отцу в удовлетворении своих потребностей, с этой стадии приобретет базовое чувство доверия к миру (в удовлетворении своих потребностей). Чувство доверия помогает принять ограничения и границы.
Стадия II: 2–4 года.
Автономия против стыдаРебенок этого возраста начинает исследовать мир по своему желанию. Это возраст, широко известный как «ужасные двойки». Очень маленький ребенок учится, чувствуя всеми органами чувств, и выражение автономии в этом процессе кажется очень важным для роста ребенка. Если эта автономия нарушена, могут возникнуть три последствия:
- Развивается чувство стыда.
- Это препятствует здоровому принятию ограничений.
- Ребенок чувствует себя опустошенным из-за небольших кризисов.
Я лично никогда не мог понять, почему ребенку запрещают прикасаться к различным предметам дома, а затем отправляют в школу Монтессори играть в «сенсорные» игры!
В этом возрасте начинают проявляться чувства. Важно не осуждать чувства ребенка, такие как гнев или ревность, а помочь ребенку быть чутким к своим поведенческим проявлениям в конкретной ситуации.
Стадия III: 4–6 лет.
Инициатива vs ВинаРебенок на этом этапе начинает принимать решения и осуществлять их, в основном, через игровую деятельность. Воображение является ключевым двигателем. Чувство цели развивается, когда она может представить что-то в своем воображении и следовать этому. Такую инициативу необходимо поощрять.
Некоторые черты программы детского сада напрашиваются сами собой из этих представлений.
- Ребенку должно быть предоставлено пространство для выражения воображения, например, игра с различными природными, простыми материалами и ролевые игры. Готовые игрушки часто препятствуют этому выражению, так как с большинством из них можно сделать очень мало воображения. Например, спичечный коробок может стать автомобилем или самолетом, но готовая машина не может стать ничем иным, кроме того, чем она является. Им можно только манипулировать.
- Можно представить рассказы и песни, стимулирующие воображение.
- Действия в реальной жизни, такие как подача еды, нарезка овощей или приготовление чапати, подготавливают детей к участию в жизни общества вокруг них. Дети этого возраста способны вносить продуктивный вклад в окружающую среду, в которой они живут. Я бы даже сказал, что это жизненно необходимо, и что они считают свой вклад «реальным», а не просто «притворным». Это обычно наблюдается в более бедных семьях, где дети этого возраста берут на себя ответственность за младших братьев и сестер и некоторые домашние обязанности.
- Следует поощрять деятельность, направленную на ребенка, когда ребенок выбирает себе занятие и повторяет его столько раз, сколько захочет. Это опять-таки возможность для ребенка проявить инициативу и взять на себя ответственность. Высмеивание, высмеивание детского воображения, скрытое или открытое ожидание могут подавлять естественное чувство инициативы. Можно также исказить инициативу ребенка, связав ее с вознаграждением и производительностью. В этом возрасте к лжи следует относиться деликатно, так как выдумывание историй может не совпадать с ложью. Препятствование инициативе путем вызывания чувства вины или стыда может привести к тому, что ребенок станет подавленным или будет делать что-то исподтишка.
Стадия IV: 6–12 лет.
Трудолюбие против неполноценностиЭто годы, когда ребенок может начать усердно заниматься в учебе и приобретать компетенции в различных сферах деятельности.
Это также время, когда ребенка хвалят за «делание», за достижения. Я хотел бы задать вопрос: что мы сообщаем ребенку о его «бытии»? Взрослые подтверждают компетентность, и это становится сильной мотивацией для ребенка заниматься деятельностью. Хотя это может быть сильным поощрением для ребенка, это также заставляет его ценить себя только за свои достижения и может способствовать чувству сравнения и неполноценности. Что тогда происходит со всеми теми его частями, которые не видны миру как «достижения»? Кажется, это очень чувствительный баланс. Также кажется уместным не подтверждать только определенные виды способностей, так как это может ограничить области исследования теми, которые одобрены.
В то же время жизненно важно помочь ребенку почувствовать, что он может выполнять задание и делать его хорошо. Иногда в этой возрастной группе учителя склонны оправдывать отсутствие навыков, незавершенность или неточность в работе ребенка тем, что ребенок мал и у него достаточно времени для обучения. Это может быть контрпродуктивным для развития чувства компетентности. Небольшие цели обучения могут быть установлены в различных областях. Кажется, есть явные основания для твердого и последовательного требования, чтобы ребенок действительно достиг цели и продемонстрировал доказательство обучения, а не только вовлеченности. Эта фаза напрямую связана с продуктивностью в дальнейшей жизни. Таким образом, младшая и средняя школа — это время, когда ребенок проверяет свои многочисленные таланты и формирует трудовую этику.
В более поздней части этой фазы начинается переопределение отношений ребенка с миром. Таким образом, учебная программа должна включать в себя различные виды входных данных, чтобы удовлетворить это. Упражнения по наблюдению, территориальные исследования, понимание потока ресурсов и материалов, изучение образа жизни посредством аудита ресурсов — вот некоторые из мероприятий, которые были опробованы в нашей школе и оказались очень полезными в этом отношении.
Стадия V: 12–19 лет.
Идентичность и путаница ролейНа этом этапе возникают следующие вопросы: «Кто я?», «Каковы мои ценности?», «Какова моя личность?» Идентичность определяется как способность осуществлять выбор. Это последний этап, относящийся к школьному образованию.
На этом этапе уместно проявить инициативу и показать доказательства обучения. Существует книга доктора Мориса Джеймса « Walkabout Papers », в которой очень подробно рассказывается об этом процессе студенческой инициативы. В нем описывается, как студент ставит перед собой задачу в определенных областях, планирует и выполняет проект в каждой из них. Учителя и консультанты в сообществе могут выступать в качестве фасилитаторов в этом процессе, но учащийся работает самостоятельно. В конце этого процесса может быть представлена сообществу проделанная работа в качестве реального доказательства усилий и достижений.
Для Эриксона это также этап, на котором необходимо выбрать ценности, понять убеждения и исследовать «я». Если ценности навязываются, а не выбираются самим ребенком, они не усваиваются, и в дальнейшей жизни отсутствует смысл. Как выбираются эти значения? Эриксон говорит, что подростки часто находятся под влиянием образцов для подражания и склонны подражать своим ценностям и придерживаться их. Индивидуация без бунта важна для здорового самоощущения.
Как мы реагируем на особенности этой стадии развития? Первостепенное значение имеет потребность в открытых и теплых отношениях между взрослым и подростком, которые сохранят каналы связи открытыми. Например, поскольку очевидно, что на молодого человека влияют ролевые модели, продвигаемые средствами массовой информации или обществом в целом, важно, чтобы мы помогли ему понять, что любое подражание ограничено и калечит творчество. Это также этап, когда мы можем исследовать вопросы ответственности перед обществом и миром в целом.
Осознание таких психологических открытий, несомненно, расширяет кругозор учителя. Это заставляет нас задуматься о том, что уместно на каждом этапе, в наших подходах к преподаванию и обучению, и, таким образом, может помочь обогатить учебные цели школы. Тем не менее необходимо подчеркивать ограниченность теории, любой теории. Любая теория — это всего лишь основа, которая не может заменить, а только помогает учителю наблюдать за учениками и реагировать на них.
Я хотел бы отметить вклад г-жи Аниты из Паривартхана, чья лекция об Эрике Эриксоне дала мне многие из представленных фактов.
Психологическая теория Эриксона и личный опыт
Настоящая статья имеет целью представить психологическую теорию Эриксона и поразмышлять над ней. Кроме того, в свете теории будут представлены и обсуждены примеры из личного опыта. Что касается наброска, то работа состоит из следующих частей: краткий обзор биографии Эриксона, изложение теории и размышление над ней, описание личного опыта с точки зрения теории Эриксона.
Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 $ 11,05 $/страница
308 квалифицированных специалистов онлайн
Узнать больше кратко о его теории. Эриксон родился в Германии в 1902 году, однако всю жизнь прожил в США (умер в 1994 году). Он был психоаналитиком и психологом развития и стал широко известен своей теорией психологического развития человека (9).0013 8 стадий Эриксона , пар. 1). Интересно отметить, что на его теорию повлиял психоаналитик Зигмунд Фрейд, работы которого Эриксон уважал. Теория Эриксона была сосредоточена на психосоциальном развитии, а не на психосексуальном развитии, которое было предложено Фрейдом (Cherry, 2020, para. 1). Однако происхождение и сущность теории имеют множество отсылок к философии Фрейда.
Что касается теории, Эриксон рассматривает адекватное развитие личности через ряд стадий. Эти этапы демонстрируют влияние и значение социального опыта в процессе развития и формирования личности (Degges-White, 2017, para. 1). Психоаналитик акцентирует внимание на роли социальных связей и отношений в развитии людей. Согласно теории существует восемь различных стадий, каждая из которых тесно связана с предыдущей и влияет на последующую. Каждый человек, находясь в процессе развития, проходит каждый из восьми вышеупомянутых этапов и сталкивается с определенным конфликтом, который ему или ей необходимо разрешить, чтобы успешно перейти на следующий уровень. Переживание каждого из этих конфликтов является важной стадией развития человека. Как утверждает Эриксон, прохождение стадий позволяет человеку приобрести психологический навык или не сделать этого. Эти навыки жизненно важны для личной психической силы, стабильной самооценки и сильной самоидентификации (Cherry, 2020, пункт 6). Ниже будут представлены и обсуждены восемь этапов развития.
Первая стадия, «Доверие против недоверия», имеет место в период от рождения до одного года и является основополагающей для всего будущего развития человека. На этом этапе дети учатся доверять своим родителям, которые обеспечивают их едой, вниманием, безопасностью и взаимодействием. Для младенцев жизненно важно развить навыки доверия на этом этапе, чтобы иметь возможность адекватно видеть мир. На втором этапе, «Автономия против стыда и сомнения», который происходит между первым и третьим годами жизни, малыши развивают свои ранние независимые навыки, учась одеваться, есть и принимать необходимые решения. Этот период жизненно важен, так как дети учатся быть уверенными в себе. Третий этап, «Инициатива против чувства вины», проходит в возрасте от трех до пяти лет. Дети познают мир и находят свое место в нем. Кроме того, они приобретают социальные навыки, определяющие их будущее, и уверенность в себе, проявляя инициативу.
На четвертом этапе «Трудолюбие vs. неполноценность», который приходится на средний детский возраст (от 6 до 12 лет), дети учатся находиться вне дома – в школе. На этом этапе они позиционируют себя в мире и становятся уверенными в себе, приобретая различные компетенции. Следующий этап, «Идентичность против путаницы идентичности», относится к подростковому периоду (13-18 лет), когда подростки исследуют многочисленные роли. Они учатся интегрировать разные я в общую жизнь: быть ребенком, школьником, другом, сотрудником. Идентичность молодого человека необходимо формировать, чтобы избежать проблемы смешения этих ролей. Шестая стадия рассматривается в теории под названием «Близость против изоляции» и относится к раннему взрослому возрасту (19-39 лет). В этот период люди учатся формировать интимные отношения и делиться своей жизнью с другими. Успех в установлении такого рода отношений зависит от того, как были завершены предыдущие этапы развития. Когда люди не имеют интимных отношений в этот период, это приводит к изоляции.
Седьмая стадия, по Эриксону, «генеративность против стагнации» (40-65 лет). В зрелом возрасте люди склонны делиться своим жизненным опытом и уроками с другими. Это можно сделать разными способами: воспитанием детей или внуков, созданием сообществ, расширением профессиональных знаний. Стадия жизненно важна, и отсутствие обмена приводит к стагнации. Последний этап развития человека — «Целостность против отчаяния» (с 66 лет). В этот период люди анализируют и пересматривают различные аспекты своей жизни, свое значение, свой вклад и приобретенные знания. Удовлетворение является важной частью этого пути, так как его отсутствие доводит человека до чувства отчаяния.
В этом абзаце эссе мой личный опыт применяется к теории развития Эриксона. Я 19-летняя девушка, и я могу сослаться на единственный этап, который я могу адекватно вспомнить: подростковый возраст (идентичность против путаницы идентичности). По моему мнению, я успешно прошел подростковый возраст, так как смог завязать глубокие дружеские отношения, найти свои увлечения и достичь взаимопонимания со своей семьей. В то же время я нашел свою основную идентичность, поэтому я могу чувствовать, кто я, в отношении различных ролей, которые я играю в обществе. Это стало возможным благодаря моему прошлому опыту и успешному завершению других этапов в детстве, где моя семья сыграла важную роль.
Своевременная доставка! Получите 100% персонализированную бумагу
готово за
всего за 3 часа
Начнем
В заключение, теория развития Эриксона показывает, что для личности важно успешно пройти восемь стадий. Теория является важным руководством для взрослых, которые хотят поразмыслить над своим жизненным опытом или проанализировать, что необходимо для воспитания счастливых и психологически здоровых детей. Более того, эта теория является еще одним напоминанием о важности социальных связей, уверенности в себе и способности к обучению для полноценной жизни.
Черри, Кендра. (2020). Этапы психологического развития Эрика Эриксона. Verywellmind.com.
Деджес-Уайт, Сюзанна. (2017). Эриксоновская теория психосоциального развития. Ин Киллам, Венди К. и Деггес-Уайт, Сюзанна (редакторы), Развитие студентов колледжей. Спрингер.
8 стадий психологического развития Эриксона. Lumenlearning.com.
Эриксоновская теория психосоциального развития — 1421 слов
Содержание
- Introduction
- The Infant Stage
- The Toddler Stage
- Preschooler Stage
- School Age Child
- Adolescence Stage
- Adult Stage
- Conclusion
- References
Introduction
Erik Erikson is a proponent of Теория психосексуального развития Фрейда, поддерживающая фрейдовские элементы психики и концепции комплексов Эдипа и Электры как объяснение сексуальности. В своей теории эпигенетического психосоциального развития личности он расширил психосексуальную теорию Фрейда, введя аспект общества и культуры и добавив принцип эпигенетики.
Эриксон постулирует, что генезис развития личности происходит из врожденных характеристик ребенка, которые последовательно формируются через восемь стадий развития личности под влиянием общества и культуры. Эриксон считает, что развитие личности не заканчивается в подростковом возрасте, как изображал Фрейд, но это процесс на протяжении всей жизни.
На каждой стадии есть оптимальное время, необходимое эго для разрешения психосоциального кризиса. Разрешение психосоциальных кризисов на предшествующих этапах кумулятивно определяет личность. Надлежащее разрешение психосоциального кризиса на каждой стадии приводит к добродетели личности, в то время как плохое разрешение психосоциального кризиса приводит к дезадаптации и злокачественности.
Плохая адаптация и злокачественность — это аномалии неуравновешенных личностей, которые могут возникать на каждой стадии. Злокачественность возникает из-за перекоса разрешения эго в сторону негативной личности, в то время как плохая адаптация возникает из-за перекоса разрешения эго в сторону позитивной личности.
Следовательно, эпигенетическая психосоциальная теория постулирует, как личность развивается от врожденных характеристик до взрослой жизни под последовательным и кумулятивным воздействием общества и культуры.
Младенческая стадия
Это развитие личности происходит в течение первых двух лет жизни младенца, стадия, известная как орально-сенсорная стадия. Психосоциальный кризис здесь возникает между доверием и недоверием, который зависит от воспринимаемого младенцем качества материнской заботы.
Надлежащее разрешение и уравновешивание доверия и недоверия со стороны эго приводит к добродетели веры и надежды, которая дает младенцу качества терпения и терпимости, когда потребности не удовлетворяются вовремя.
Эти добродетели важны для нашей будущей личности, поскольку они помогут нам «пережить разочарования в любви, карьере и многих других сферах жизни» (Boeree, 2006). Вера и надежда заставят нас переносить тяжелые обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся в обществе и на работе.
Неправильное и несбалансированное разрешение доверия и недоверия эго приведет к злокачественности и плохой адаптации. Чрезмерная материнская забота приведет к «дезадаптивной тенденции сенсорной дезадаптации», когда младенец будет доверять кому угодно во взрослой жизни, не представляя себе возможного вреда от незнакомцев.
С другой стороны, плохая материнская забота приводит к «злокачественной тенденции к абстиненции», когда у младенца развиваются недоверие, депрессия и психоз во взрослом возрасте (Boeree, 2006). Открытое доверие или недоверие личности влияет на наши отношения на рабочем месте и в обществе.
Стадия малыша
Это вторая стадия, наступающая в возрасте 2-4 лет и известная как анально-мышечная стадия. Психосоциальный кризис на этом этапе — это автономия против стыда и сомнения, зависящая от степени ограничений, наложенных на ребенка родителями. Малышу нужен баланс между автономией, стыдом и сомнением, поэтому эго должно разрешить психосоциальный кризис, уравновешивая их.
Согласно Boeree (2006), «правильный, положительный баланс автономии, стыда и сомнения, вы разовьете добродетель силы воли или решимости». Целеустремленность в добродетели улучшает наши результаты на работе и в обществе.
Небольшие ограничения или их полное отсутствие приводят к «неадекватной склонности к импульсивности», когда у малыша развивается бесстыдная и самоуверенная личность, которая позже, во взрослом возрасте, становится чрезмерно амбициозной.
Наоборот, слишком сильное ограничение малыша приведет к «злокачественной склонности к навязчивости», когда малыш теряет чувство собственного достоинства и становится зависимым от правил и предписаний, чтобы делать что-то идеально (Boeree, 2006).
Дошкольная стадия
Это генитально-локомоторная стадия, которая возникает в возрасте 4-6 лет. Психосоциальный кризис между инициативой и виной на уровне семейных отношений. На этом этапе у ребенка развивается способность к моральному суждению, и наступает эдипальный опыт.
Достоинства целеустремленности и мужества возникают тогда, когда эго разрешает и уравновешивает психосоциальный кризис между инициативой и чувством вины (Davis & Clifton, 1995). Целеустремленность и смелость помогают нам быть ответственными в своей работе и перед обществом.
Если у ребенка слишком много инициативы, это приведет к «дезадаптивной склонности к безжалостности», когда человек становится эгоистично объективным в жизни, не считаясь с интересами других. С другой стороны, слишком сильное чувство вины приведет к «злокачественной склонности к торможению» (Boeree, 2006). Заторможенный человек становится сдержанным и жестким, никогда не предлагая ничего стоящего на работе и в обществе.
Ребенок школьного возраста
Это четвертая стадия психосоциального развития, которая приходится на возраст от 6 до 12 лет. Психосоциальный кризис — это индустрия против неполноценности, которая возникает в контексте сообщества и школы. На этом этапе баланс между трудолюбием и неполноценностью приводит к добродетели компетентности (Davis & Clifton, 1995). Добродетель компетентности в нашей жизни заставляет нас получать удовлетворение от нашей работы и служения обществу.
Плохая адаптация промышленности приведет к узкой виртуозности, которая характеризуется узостью нашего ума и интересов, что делает нас просто актерами наших реальных персонажей в обществе (Davis & Clifton, 1995).
Злокачественная неполноценность, возникающая на этом этапе, — это инерция; человек становится неактивным на рабочем месте и в обществе из-за чувства комплекса неполноценности, таким образом, бездеятельность приводит к плохим навыкам социализации.
Подростковый этап
Это пятый этап, наступающий в возрасте от 12 до 18 лет. Психосоциальный кризис возникает между эго-идентичностью и путаницей ролей в контексте групп сверстников и образцов для подражания. Достоинство верности достигается, когда эго надлежащим образом разрешает психосоциальный кризис (Boeree, 2006). Верность заставляет нас соответствовать требованиям работы и общества, несмотря на трудности.
Аномалия, возникающая в результате разрешения психосоциального кризиса, называется кризисом идентичности. Слишком большая путаница ролей приведет к «злокачественной тенденции отречения», когда человек становится отчужденным от основного общества и вовлекается в пороки в обществе.
С другой стороны, избыток эго-идентичности приведет к «неадекватной склонности к фанатизму» (Boeree, 2006). Фанатизм заставляет питать непогрешимые интересы, не считаясь с мнением других.
Взрослая стадия
Это шестая, седьмая и восьмая стадии, которые происходят в возрасте от 18 лет и старше. Психосоциальные кризисы — это близость против изоляции, продуктивность против стагнации и целостность против отчаяния. Психосоциальные кризисы возникают в контексте друзей, партнеров, коллег по работе и общества.
Если психосоциальные кризисы разрешены и сбалансированы очень хорошо, обретаются добродетели любви, заботы и мудрости (Davis & Clifton, 1995). Добродетели любви и заботы — это то, что заставляет нас иметь здоровые отношения с нашими партнерами, семьями, друзьями, сообществом и всем обществом.
В то время как добродетель мудрости заставляет смело приближаться к смерти, это дар детям, поскольку «здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти» (Davis & Clifton, 1995).
Плохая адаптация на этих стадиях — неразборчивость в связях, чрезмерное растяжение и самонадеянность. Дезадаптация приводит к распущенному поведению в молодом возрасте, переутомлению в среднем возрасте и самонадеянному характеру.
Напротив, пагубными тенденциями являются исключение из отношений у молодых взрослых, кризис среднего возраста отторжения и презрения в жизни старых (Cherry, 2010). Эти злокачественные новообразования и неадекватная адаптация — это личности, которых общество пытается избегать в стремлении построить лучшее общество.
Заключение
Теория эпигенетического психосоциального развития личности ясно объясняет последовательное развитие личности от врожденной личности младенца до старости посредством кумулятивного воздействия социальных и культурных факторов. Эта теория согласуется с психосексуальной теорией Фрейда с расширением стадий развития до восьми по сравнению с пятью стадиями психосексуальной теории.
Более того, аспекты культуры и общества были включены вместе с эпигенетической концепцией. Сбалансированное и правильное разрешение психосоциальных кризисов на этапах приводит к добродетелям личности, а асимметричное разрешение кризисов — к личностным аномалиям маадаптации и злокачественности. Достоинства и аномалии личности определяют наши роли на работе и в обществе.
Ссылки
Boeree, G. (2006). Эрик Эриксон: Теории личности. Факультет психологии Шиппенсбургского университета. Получено с http://www.social-psychology.de/do/pt_erikson.pdf
Черри, К. (2010). Эриксоновская теория психосоциального развития. Психология . Веб.
Дэвис, Д., и Клифтон, А. (1995). Психосоциальная теория: Эриксон.