Эстезис — Гений места
Наверняка каждый из вас хотя бы раз сталкивался со странным ощущением: приезжаешь куда-нибудь впервые, при этом даже не важно, куда – хоть в Париж, хоть в Тулу, а место это тебе откуда-то знакомо. При этом вместе с удивительным дежавю не отпускает и чувство неправильности всего окружающего, как будто смотришь кино, снятое по книге, героев которой представлял себе совершенно иначе.
Писатели, поэты, художники, турагенты, архитекторы и люди многих других профессий договорились называть это смутное, с трудом поддающееся формулировке ощущение «духом» (англ. spirit of place) или «гением» (лат. genius loci) места.
«Дух места – это материальные и нематериальные (идеальные) элементы, посредством которых данное место люди наделяют значением, ценностью и эмоцией», – пишет И.А. Полякова в статье «Антропология места».
Genius loci – это название духа или гения места в древнеримской мифологии. По мнению А.Ф. Лосева, этот оборот речи представляет собой едва ли не первое обобщение человеческого представления о безликой космической силе.
Ларарий с изображением гениев предков и плодородия. Дом Полибия, Помпеи
Всё началось с греческой мифологии, где примером такого обобщения служил демон, чьё написание, – daimön – возможно, натолкнёт читателя на воспоминание о деймонах из трилогии «Тёмные начала» Филиппа Пулмана.
Так вот, греческий демон изначально понимался как страшная сила, которая возникает и исчезает в одно мгновение, сила, которая не может быть понята человеком и названа им. Впоследствии мифологическое сознание наделило демонами ряд вещей и даже событий, более того, считалось, что демон управляет не только жизнью человека, но и его городом и всем миром в целом.
Откуда же взялся «гений»? Римский «породитель» (как раз genius) был полным аналогом греческого демона, но акцент делался не на неведомой силе, которой невозможно противостоять, а на наличии этого гения у каждого человека.
Более того, римляне верили, что гении незримо «сопровождают» человека везде, меняются вместе с ним и даже умирают, когда «хозяин» отправляется в мир иной. Своего гения имела даже Римская империя.
Genius loci как литературная концепция
Широкое распространение концепция «гения места» получила благодаря англичанам. Уже в поэзии Александра Поупа образ духа места стал метафорой, позднее Вернон Ли, писательница, критик, историк и теоретик культуры, посвятила целый цикл произведений этой теме.
Она считала, что духи находятся повсюду, нет нужды путешествовать и искать их в каких-то особенных местах. Раз почувствовав эту связь, человек будто завязывает с духом дружбу, которая и становится для него напоминанием о конкретном месте.
Особенно ощутим genius loci, по словам Вернон Ли, в старых городах, на заходе солнца, а также в местах соединения города с рекой. Воплощения духа чрезвычайно многообразны: они могут быть связаны с органами зрения – и тогда мы чувствуем особую притягательность ландшафта, маленькой улочки в городе или всей страны в целом; с органами слуха – своим очарованием обладает колокольный звон или даже городской шум; с органами обоняния – и тогда место совершенно по-прустовски может связываться для человека с запахом свежих круассанов или вкусом печенья мадлен.
Как минимум последние два века (во многом и определивших нашу сегодняшнюю культуру) мир был литературоцентричен, а люди были приучены доверять печатному слову. К тому же на путешествия в экзотические места отваживались немногие, поэтому мнение рядового гражданина о том или ином месте зачастую складывалось на основании первых травелогов. Вряд ли европейцы времён де Кюстина воспринимали Россию как страну высокой культуры, населённой благородными господами, точно так же, как для многих русских дворян люди за пределами «классической» европейской ойкумены (Франция, Италия, Англия, Германия) имели воистину песьи головы, как следовало из рассказов купцов и странников.
Она считала, что духи находятся повсюду, нет нужды путешествовать и искать их в каких-то особенных местах. Раз почувствовав эту связь, человек будто завязывает с духом дружбу, которая и становится для него напоминанием о конкретном месте.
И по сей день для человека хоть немного читающего, мир буквально отравлен литературными призраками: где-то в океане плывут Мартин Иден и Тур Хейердал (хоть Тур и существовал, благодаря книге он всё равно стал мифом), в Рио-де-Жанейро мелькают белые брючины Остапа Бендера, по Патагонии бродит опять всё напутавший Паганель, в Праге неистовствует Голем, а во Франции ообще не протолкнуться среди имён и лиц – в одном Париже настолько тесно, что Растиньяк взирает с холма на город в компании с д’Артаньяном, готовым уже мчаться за подвесками, а Хемингуэй пьёт вермут с Сесиль, героиней романа Саган «Здравствуй, грусть!». И это мы не говорим ещё о кино, после которого, например, решительно невозможно съездить в Рим и хотя бы не попытаться запрыгнуть в фонтан Треви или не спуститься по Испанской лестнице, воображая где-то рядом Грегори Пека, знающего, что ты принцесса!
О. Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876
И человек красит место, и место – человека
Связь genius loci и человека взаимообратна. Наше восприятие, безусловно, наделяет место какими-то ассоциациями, создавая из обрывков чужих впечатлений свой собственный образ, но и место может влиять на формирование человека. Так, например, теория Д.Г. Лоуренса о гении места заключалась в том, что, по его мнению, каждая страна обладает собственной идентичностью, создающей характер народа.
И, конечно, при всей своей предельной индивидуальности, чувство духа места имеет некие ассоциации, общие для многих людей, и способно меняться с течением времени или переносить акценты. Скажем, Петербург в литературе всегда был мрачным местом: город, выстроенный на костях и выросший посреди болот, город бедняков, живущих в узких каморках, город императоров, где нехватка свободы ощущалась особенно остро –
сейчас, не в последнюю очередь благодаря советским андеграундным течениям, воспринимается не столь трагично, скорее неприкаянно. Раскольников, Акакий Акакиевич, Медный всадник – отошли в прошлое, сегодняшний Петербург с натяжкой воспринимается как город потусторонних сил, фантасмагории, реальности на грани сна.
А. К. Беггров. «Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь», 1914
Петербург Серебряного века чуть живее, потому что ближе по времени, но доступен в силу определённой рафинированности уже немногим: улицы ещё помнят маленьких поэтесс с большими бантами, Есенина, приехавшего в гости к смерти, пирушки в «Бродячей собаке», царственную походку Ахматовой, идущей в свою каморку на Фонтанке, но люди их забывают, потому что всплеск интереса к литературе того времени прошёл.
В Питере сейчас пьют, Питер принадлежит Довлатову и Бродскому, транслирует одиночество и тоску, прячущуюся в вечной иронии надо всем. В общем, город по-прежнему минорный, но какая литературная пропасть отделяет нас от девятнадцатого века!
Genius loci сегодня: урбанисты на страже «поэзии»
В XX веке концепцию гения места стали разрабатывать архитекторы и урбанисты. Этот новый виток интереса связывают с именем Кристиана Норберг-Шульца, норвежского архитектора и теоретика искусства.
Его genius loci стал интересовать не только как красивая метафора, но и как философская концепция, тесно связанная с пониманием городского пространства. По его мнению, дух места – это те «устойчивые пространственные инварианты», которые существуют за внешним разнообразием форм и оказывают непосредственное влияние на человека.*Любое пространство имеет свой характер, а дух места выражает его индивидуальность.
Сегодняшние представления о genius loci имеют мало общего с прежними анимистическими обобщениями и поэтическими преувеличениями. Вся наша жизнь сейчас проходит в городе, и те, кто занимается урбанистическими проектами, стараются создавать новые объекты, ориентируясь не столько даже на господствующий архитектурный стиль вокруг, сколько на характер самого места, его дух. Поэтому в литературе концепция гения места всё чаще выражается в изданиях нон-фикшн, где авторы исследуют возможности пространства и поднимают вопрос о сохранении индивидуальности того или иного места во времена массовой типовой застройки.
В этом жанре написано немало книг, многие из которых стали культовыми не только для урбанистов, но вообще для всех, кто живёт в городе – например, «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джекобс или «Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь» Кэролин Стил. На этой последней я и остановлюсь немного подробнее, потому что, как это ни парадоксально, облик города, его genius loci, действительно во многом определяют наши отношения с едой. По мнению Стил, супермаркеты вытесняют локальные магазинчики у дома, логистика продуктовых сетей диктует нам выбор того или иного сорта яблок, а заодно и выбор выращивания этого сорта в той стране, откуда его завозят, а потому не только мир становится грязнее, тратя огромное количество ресурсов на доставку неместной еды, но и мы все становимся беднее, теряя в ощущениях.
Лиденхолл-маркет. Рынок в историческом центре Лондона
Дух Барселоны без рынка Бокерия представить себе так же сложно, как и без книг, скажем, Карлоса Руиса Сафона, но Сафону ведь тоже нужно создавать свой образ города, опираясь на характерные уголки реального места.
Любое пространство имеет свой характер, а дух места выражает его индивидуальность.
Поэтому получается замкнутый круг: чем беднее на индивидуальность будет город, тем сложнее будет создать его литературный genius loci, а количество литературных призраков, населяющих город, будет прямо влиять на его общий образ и количество туристов. Ведь, если вдуматься, очень редко куда человек стремится без конкретной цели увидеть что-то, но ведь это что-то он знает только по рассказам других, где-то о нём вычитал или подсмотрел и создал себе в голове определенный дух места, за которым теперь охотится.
В обычной жизни мы редко отдаём себе отчёт в том, что смотрим на мир в том числе через призму литературы, но в путешествиях это становится очевиднее. Бесчисленное количество туристических маршрутов с характерными названиями «Петербург Достоевского», «Лермонтовская Тамань», «Англия Диккенса» говорят сами за себя: даже в эпоху визуализации, где по картинкам из инстаграма увидеть мир стало намного проще, чем его вообразить, мы всё равно мыслим литературными категориями. Великая сила чужого слова и нашего воображения, взаимодействуя, создают невероятно притягательный образ города, куда хочется возвращаться снова и снова, хотя бы потому, что пресытиться им невозможно – между реальностью и фантазией всегда будет зазор недосказанности. ■
Екатерина Орлова
как новый проект в библиотеках будет развивать креативную экономику регионов
Выражение genius loci (в переводе с латинского «гений места») на протяжении веков интригует и завораживает. Ещё в римской религии оно означало духа-покровителя той или иной территории и сопровождало на идейном пути писателей, архитекторов, художников и людей других творческих профессий. Новое значение выражение получило в конце XX в. после выхода культовой книги Петра Вайля, которая так и называется: «Гений места». Она приобрела огромную популярность и имела очень важное культурологическое значение. Автор пишет, что «связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна» и «ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».
Гений места в самом простом понимании — человек, который оберегает неповторимую атмосферу территории. Очевидно, что за этим выражением скрывается множество смыслов, лежащих в основе философских концепций и креативных направлений. Понятие «гений места» обрело современное звучание в рамках федерального проекта, стартовавшего осенью 2021 г. и с тех пор приносящего концептуальные идеи в регионы через библиотеки. В обновлённой трактовке гений места — это человек, который ищет знания, ресурсы, единомышленников и площадку, чтобы реализовать свой творческий проект, и находит это в библиотеках. Гением места также может стать эксперт в сфере креативных индустрий, который хочет передавать знания другим.
Организатором проекта является Министерство культуры РФ. «Гений места» ставит перед собой такие задачи, как формирование современной инфраструктуры для развития креативной экономики и медийного капитала регионов; создание новых интеллектуальных продуктов на базе локальной идентичности; сохранение культурного наследия и уникальных особенностей территорий России. На этапе запуска проекта планировалось, что инициатива по открытию точек концентрации талантов будет реализована исключительно на базе модельных библиотек, которые прошли модернизацию в 2019 и 2020 гг. в рамках национального проекта «Культура». Однако проект «Гений места» превзошёл ожидания и заинтересовал не только библиотеки нового поколения. Всего к нему в 2021 г. присоединилось 189 библиотек из 70 регионов России. Среди участников — библиотеки не только крупных городов, но и маленьких населённых пунктов, моногородов, сёл, ещё активно не включённых в креативные индустрии.
«Новаторские идеи и подлинное вдохновение — то, что постоянно дарит нам и всей стране национальный проект “Культура”. Каждый год в ходе модернизации библиотек мы видим множество креативных решений и социально значимых проектов по всей России. Это натолкнуло нас на мысль о том, что именно в библиотеках должен действовать проект “Гений места”. Откровенно говоря, во многих из них уже с 2019 г., после обретения статуса модельных, фактически работают точки концентрации талантов. На мой взгляд, именно сочетание классического книжного фонда и современных технологий, свободы творчества и уважения к традициям, лидерских качеств и внимания к читателям позволило достичь такого впечатляющего результата.
Нас действительно вдохновляет любовь коллег из регионов к своим территориям и смелость брать новые высоты. Уверена, что “Гений места” будет развивать креативную экономику страны, позволит сохранить и ярко выразить самобытность разных территорий. Сейчас проект обрёл форму, инструменты и конкретные цели, которых, я уверена, мы достигнем вместе», — сказала заместитель Министра культуры РФ Ольга ЯРИЛОВА.
Креативные индустрии (от англ. creative industry — «креативная экономика», «экономика знаний») — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.
Обязательным условием вступления в проект является наличие в фондах библиотеки изданий по креативным индустриям. У 189 библиотек суммарно представлено около 650 тыс. единиц фонда по креативным индустриям.
Координатором проекта «Гений места» выступает Российская государственная библиотека (РГБ).
«В современном мире, когда интерес к локальному социокультурному контексту постоянно повышается, связь человека с территорией становится ещё более ощутимой и заметной, а новый продукт в сфере креативных индустрий рождается на пересечении двух линий жизни: творческой личности и её родного края. Проект “Гений места” даёт возможность людям, влюблённым в свой регион, поделиться этим чувством с другими: привлечь туристов, вдохнуть новую жизнь в сельские территории, запустить локальный бренд в области моды или дизайна. В общем, так или иначе способствовать процветанию региона», — отметил генеральный директор РГБ Вадим ДУДА.
ГЕНИИ «НА МЕСТАХ»
За каждой точкой концентрации талантов закреплён куратор — ответственный сотрудник, который администрирует проект «Гений места» в каждой отдельной библиотеке региона. Он также занимается его развитием: планирует и организует мероприятия, консультирует гениев места, а также работает с существующими партнёрами и привлекает новых.
Точка концентрации талантов — это библиотека, на базе которой создан ресурсный и имиджевый центр. Здесь гений места может проработать свою идею, найти специализированную литературу, получить новые знания для реализации своего проекта, который будет способствовать продвижению его региона в масштабах страны.
Мы поговорили с кураторской командой точки концентрации талантов «Гений места» на базе Рязанской областной универсальной научной библиотеки (РОУНБ) имени Горького об участии в новаторском проекте, креативном региональном потенциале и мотивации придумывать и создавать.
Никита ПОПОВ: «Мы видим нашу главную задачу в создании единой культурной экосистемы региона»
Красочная Рязанщина — один из старейших культурных центров страны. Живописная природа, ремёсла, известные земляки: регион бережно работает со своим уникальным наследием, при этом облекая его в новые формы. В 2022 г. сразу пять библиотек Рязанской области стали участницами проекта «Гений места».
РОУНБ имени Горького начала развивать направление креативных индустрий в 2021 г. Именно тогда в структуре организации появился Центр креативных индустрий отдела молодёжных проектов и волонтёрской деятельности. Его возглавил Никита ПОПОВ, нанотехнолог по образованию и популяризатор науки по призванию. Его команда приступила к созданию на базе библиотеки пространства для развития творческих людей.
Как говорит Никита Попов, «всё просто идеально сошлось», когда в том же году появилась федеральная инициатива по развитию креативных индустрий. Библиотека сразу же включилась в проект «Гений места». Благодаря фирменному стилю проекта преобразовалось пространство, была создана специальная подборка изданий по креативным индустриям. С этим новым витком развития в библиотеку устремилось ещё больше молодёжи. Немаловажным оказалось и то, как проект повысил мотивацию сотрудников учреждения: их работа приобрела новые смыслы.
О культурном наследии
Рязань всегда была местом, где люди вдохновлялись на что-то великое: от учёных и путешественников до писателей и музыкантов. Если вспомнить истории жизни Есенина, Циолковского, Паустовского и многих других, то становится понятно, что у нас уже давно работают представители креативных индустрий.
О гениях места
В каком-то смысле сейчас гении места в библиотеке — это сами кураторы проекта, ведь мы должны создавать все условия для развития наших резидентов, делать так, чтобы у нас появлялись локальные продукты и бренды, которые будут отражать именно нашу местную культуру и наследие. И раз мы взялись за это, то должны стремиться соответствовать этому званию. И идти к тому, чтобы наши читатели сами становились настоящими гениями места.
О поиске смыслов
Проект «Гений места» помог сформулировать многие мысли, в том числе чёткое понимание деятельности библиотеки в нескольких направлениях. Понимание цели — это главное в работе. Разнонаправленные мероприятия в библиотеке соединились в единый замысел.
О мотивации
Любое место можно развить, только нужно дать людям мотивацию. Создать условия для самореализации — это один из важнейших стимулов. Хочется, чтобы люди не боялись идти в творческие профессии, чтобы кадры хотели оставаться в Рязани и делать её лучше. Наша работа в рамках проекта развития креативных индустрий — это то, что мы можем сделать для развития региона.
О глобальной задаче
Мы видим нашу главную задачу в создании единой культурной экосистемы региона. В точках концентрации талантов появятся творческие сообщества, из которых и состоит эта система.
Алёна ПАЛАЧЕВА: «Библиотека объединит неравнодушных к судьбе региона людей»
Проект «Гений места» в РОУНБ имени Горького курирует Алёна ПАЛАЧЕВА, филолог по образованию. Раньше она организовывала масштабные фестивали, образовательные форумы, акции для молодёжи и мастер-классы, но полностью смогла реализовать свой потенциал именно в библиотеке. Алёна давно интересуется изобразительным искусством и дизайном, в том числе созданием интерьеров. «Гений места» позволил ей плотнее работать со сферой креативных индустрий, взаимодействовать с экспертами и улучшать инфраструктуру своего региона.
О творческом пути
В 2017 г. вместе с подругой мы организовывали встречи любителей скетчинга, в том числе в библиотеке. И я увидела, что в городе не хватает некоммерческого пространства, которое могло бы объединять творческих людей. И тогда же поняла, насколько такие мероприятия нужны им. Когда библиотека приняла участие в проекте «Гений места» и мне предложили стать куратором, я согласилась с удовольствием.
О масштабном проекте
Мы с коллегами оказываем поддержку талантливым людям. Создаём подборки книг и образовательных материалов по креативным индустриям, проводим консультации по написанию концепций и планов проектов. Наша точка концентрации талантов предоставляет ресурсы для проведения мероприятий. Например, 1 апреля у нас прошёл первый городской фестиваль моды «Новый сезон. Весна 2022». Организаторами выступили представители модельного агентства. Это было их первое крупное мероприятие, и они обратились именно к нам, зная, что мы участвуем в проекте «Гений места» и можем помочь в подготовке площадки для проведения фестиваля. Мы старались оказать всевозможную поддержку: от организации пространства до написания официальных текстов и благодарностей. В итоге фестиваль прошёл успешно, получился масштабным и красочным, о библиотеке написали в местных СМИ. Такие мероприятия могут быть интересны не только жителям Рязани, но и туристам.
О будущем региона
В нашей области уделяется большое внимание туризму. Не так давно Рязань вошла в Большое Золотое кольцо России. Разработка уникального продукта на базе локальной идентичности силами представителей креативных индустрий позволит региону и дальше активно развиваться в туристическом направлении. Библиотека может принять в этом процессе самое непосредственное участие: благодаря проекту «Гений места» она объединит неравнодушных к судьбе региона людей, предоставит им полезные ресурсы.
ГЕНИЙ — ЭТО ТЫ!
В рамках реализации проекта «Гений места» и развития образовательного направления весной 2022 г. был проведён конкурс «Гений — это ты!». Участники представляли свои проекты (или идеи, концепции проектов), которые могут стимулировать новый виток в эволюции развития своего региона, интегрировать локальные инициативы в креативные индустрии. Обязательным условием для участия была возможность посещать одну из точек концентрации талантов для обучения и работы над своим проектом. Победителями стали 100 человек из 42 регионов, в числе них Мария ЧЕРНОВА из деревни Речелга Пышминского городского округа Свердловской области и Евгений ИШМУХАМЕДОВ из Саратова.
Участники конкурса «Гений — это ты!» боролись за право пройти обучение по одному из востребованных направлений в области креативных индустрий: копирайтингу, бренд-менеджменту, SMM и дизайну пользовательского интерфейса.
Мария ЧЕРНОВА: «Быть счастливым можно не только в городе, но и в деревне»
Марии ЧЕРНОВОЙ 26 лет. По образованию она тифлопедагог (специалист по обучению детей с нарушениями зрения). Раньше девушка жила в Санкт-Петербурге и занималась проведением мастер-классов для детей. Несколько лет назад она вместе с супругом переехала на родину мужа — в деревню Речелга Пышминского городского округа Свердловской области, где проживают всего 80 человек, и работает здесь библиотекарем.
Смена места жительства стала для неё первым шагом на пути к переосмыслению экономики сельских территорий. Мария уверена, что маленькая деревня Речелга, основанная более 300 лет назад староверами, сегодня может стать местом творческого роста для представителей креативных индустрий. О конкурсе «Гений — это ты!» Мария узнала в Районной детской библиотеке Пышминского городского округа, которая является точкой концентрации талантов и входит в проект «Гений места». Мария решила представить на суд жюри свой проект «Речелга».
О своей работе
В Речелгинской сельской библиотеке я являюсь единственным сотрудником. Помимо работы с книгами занимаюсь продвижением группы библиотеки в социальных сетях. Съёмка фото и видео, а также написание текстов — часть моей работы. До проведения Интернета в библиотеку я выпускала газету «Реченька», которая пользовалась большим спросом у населения. Я веду страницу учреждения в социальной сети, на которой рассказываю о библиотеке — хоть и сельской, но очень современной.
Можно сказать, что я занимаюсь разрушением стереотипов о работе молодых людей в библиотеке и о жизни молодых людей в деревне. Кроме того, увлекаюсь вышивкой, лепкой из глины, делаю сайты, пою на клиросе (это место, на котором во время богослужения находится хор).
О своём проекте
Раньше экономика Речелги основывалась на сельском хозяйстве и лесной промышленности. Теперь эти отрасли пришли в упадок, из-за чего деревню покинуло множество людей. Основой для оживления таких мест могут стать креативные индустрии. Возможность показать людям альтернативные варианты развития сельской территории меня очень вдохновляет.
Своим проектом мне хочется изменить имидж деревни, повысить её престиж. Дать понимание людям, что быть успешным, богатым и счастливым можно не только в городе, но и в деревне. Жизнь в сельской местности удовлетворяет сразу несколько потребностей современного человека: здесь он может побыть в одиночестве и найти единомышленников, а ещё — помогать другим людям. Когда ты приезжаешь в деревню, перед тобой открываются новые возможности. Здесь можно стать абсолютно счастливым специалистом в той области, о которой раньше даже не мог подумать. Именно это случилось со мной.
Наша глобальная цель — привлечь в деревню людей с высшим образованием, которые могут работать удалённо: создавать цифровые продукты и развивать нашу малую территорию. Чтобы воплотить эту мечту в жизнь, мы занимаемся формированием благоприятной среды: с речелгинцами сделали ремонт в библиотеке, организовали бесплатный коворкинг, по федеральной программе был проведён высокоскоростной Интернет. Но для того чтобы о Речелге узнали, необходим сильный территориальный бренд.
Об обучении
На курсе я планирую освоить компетенции, которые помогут сделать из Речелги бренд федерального уровня. Хочется получить знания, которые помогут сделать проект успешным: сформировать точный образ и концепцию бренда, изучить инструменты для работы с целевой аудиторией.
О вдохновении
Меня очень вдохновляет пример предпринимательницы Гузели Санжаповой, которая вернулась из Москвы на свою малую родину — в деревню Малый Турыш (это тоже в Свердловской области), основала там собственный бизнес и теперь помогает местным жителям зарабатывать деньги, создавая косметику, собирая мёд и изготавливая варенье. Я думаю, что у нас тоже есть все предпосылки для успешной реализации нашего проекта, и знания в области бренд-менеджмента мне очень пригодятся.
О проекте «Гений места»
Побеждать всегда приятно, но если кто-то верит в вои безумные идеи, то это большое счастье. В «Гений места» приходят люди с горящими глазами. Проект объединяет людей, которые передают огонь друг другу.
Евгений ИШМУХАМЕДОВ: «Помочь людям, которые находятся рядом со мной»
Евгению ИШМУХАМЕДОВУ 19 лет. Он живёт в Саратове и учится в Саратовском архитектурно-строительном колледже на факультете «Печатное дело». Молодой человек увлекается веб-дизайном и хочет создать проект, который улучшит жизнь детей с диагнозом ДЦП. Евгений стал одним из победителей конкурса «Гений — это ты!» по направлению «Дизайн пользовательского интерфейса».
О мотивации
В Саратове есть объединение «Радость движения», которое уже более 10 лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, об их деятельности мало кто знает. Это мотивировало меня создать сайт для родителей детей с заболеванием ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для меня главное, чтобы мой проект принёс пользу конкретным людям в моём городе.
О своём проекте
Я познакомился с родителями, которые состоят в объединении «Радость движения». От них узнал о потребностях этой целевой аудитории, вместе мы обсудили визуальные составляющие будущего лендинга. Для оформления решили использовать «Доброшрифт 2.0». Это начертание букв создано группой детей с ДЦП: образцы их почерка стали основой уникального шрифта — символа поддержки и объединения. Цветовая гамма сайта, построенная на сочетании нежных, пастельных, оттенков, будет соответствовать смысловой составляющей проекта — символизировать тепло, доброту и заботу. Блоки лендинга спроектированы так, чтобы пользователь мог легко найти интересующую его информацию и узнать, как помочь организации. Члены объединения «Радость движения», в свою очередь, смогут координировать работу волонтёров, пункта проката средств реабилитации, освещать важные события. Мы планируем, что сами дети с ДЦП и их родители примут участие в наполнении ресурса.
Такой проект сможет помочь людям, которые находятся рядом со мной. Я много раз видел, как детям с ДЦП сложно передвигаться по городу. Мне хочется, чтобы в моём регионе детям с ограниченными возможностями здоровья уделяли больше внимания, чтобы их родители получили помощь и поддержку. Я надеюсь, что благодаря появлению сайта объединение «Радость движения» станет более заметным в медиапространстве и выйдет на региональный уровень. Дети и родители будут знать, что они не остались одни в непростой жизненной ситуации. Благодаря сайту у них появится «возможность говорить».
О конкурсе
К участию в конкурсе я готовился очень ответственно, потому что победителями могли стать всего 100 человек. И мне очень хотелось оказаться среди них. Я просмотрел около 10 сайтов с похожей тематикой, почерпнул классные идеи, отбросил то, что, как мне кажется, не будет работать. Некоторые сайты, например, переполнены визуальным шумом, где-то неправильно расставлены акценты. Именно от таких решений я решил отказаться в пользу лаконичности. Когда узнал, что победил, то, конечно же, обрадовался, написал всем друзьям и знакомым, рассказал родителям.
О проекте «Гений места»
Благодаря обучению мне бы хотелось получить новые знания, реализовать мой проект и познакомиться с другими дизайнерами, ведь «Гений места» объединяет людей из разных городов и областей. А ещё меня привлекает то, что по условиям конкурса свой проект необходимо реализовать на базе библиотеки. Благодаря «Гению места» библиотеки становятся центрами концентрации молодёжи, людей, которые хотят улучшить жизнь в своём регионе.
«ГЕНИЙ МЕСТА»: ОДНА КОМАНДА
Пока в регионах появляются новые лица будущего креативных индустрий страны, в Москве в стенах РГБ трудится команда штаб-квартиры проекта «Гений места», который действует в рамках компетенции Центра развития библиотечной деятельности Департамента модельных библиотек РГБ под руководством Надежды БЕЗНОСОВОЙ. Офис на базе Ленинки — это своеобразный «центр управления полётами» для регионов страны.
Команда из шести человек находится на связи с кураторами точек концентрации талантов, победителями конкурса, участниками проекта в регионах. Современные средства коммуникации позволяют практически в режиме 24/7 делиться друг с другом творческими мыслями и профессиональной экспертизой. Команда погружается в креативные индустрии в поездках в регионы, в продолжительных экспедициях и мастермайндах в онлайн-режиме. Во время групповой работы происходит активный обмен опытом и генерируются новые идеи. Участники поддерживают друг друга и максимально фокусируются на решении основных задач проекта в его долгосрочной перспективе. В 2022 г. продолжится совместная работа по наполнению фондов специализированными изданиями по направлениям креативных индустрий: библиотеки получат составленные экспертами списки литературы, рекомендованной для закупки.
«Мы с командой работаем над тем, чтобы снабдить информацией и другими ресурсами библиотеки — участницы проекта, дать возможность гениям места получить навыки и умения по востребованным направлениям креативных индустрий. Мы работаем и с кураторами, и с посетителями библиотек, что позволяет обеспечить многостороннюю поддержку проекта и гармоничное развитие всех его аспектов. В дальнейшем планируем увеличивать количество точек концентрации талантов, расширять возможности для библиотек, регионов России и их жителей», — подчеркнула Надежда Безносова, руководитель Центра развития библиотечной деятельности Департамента модельных библиотек РГБ.
Проект «Гений места» создан, чтобы воодушевлять людей на творческие открытия по всей стране. Реализация на базе библиотек позволяет ему стать открытой площадкой для всех желающих, раскрывает все возможности творчества и образования, знакомит с огромной базой данных по креативным индустриям — бумажными книгами и электронными изданиями, хранящимися в фондах. Через сплочённость действий и концентрацию смыслов люди в регионах открывают для себя новые способы продвижения своих территорий, уверенными шагами стремятся к запуску собственного дела, создают уникальные продукты творчества.
Если вы чувствуете «гения места» в себе и в своей библиотеке, обращайтесь в штаб-квартиру проекта «Гений места» и примите участие в построении креативного будущего.
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
Полина Автономова, Надежда Безносова, Мария Белявцева, Мария Штайн
Фотографии предоставлены командой проекта «Гений места», пресс-службой РОУНБ и героями интервью.
Опубликовано в номере июль-август 2022
Джим Коллинз — Концепции — Гений И
Гений И — это концепция, разработанная в книге Построенные навечно. Строители величия отвергают «Тиранию ОР» и принимают «Гений И». Они охватывают обе крайности одновременно по ряду параметров: цель И прибыль, преемственность И изменения, свобода И ответственность, дисциплина И творчество, смирение И воля, эмпирический анализ И решительные действия и т. д.
СМИ и статьи
Выдержки из книги Построены на века
В оставшейся части этой книги вы заметите, что мы используем символ инь/ян из китайской дуалистической философии. Мы сознательно выбрали этот символ, чтобы обозначить ключевой аспект высокодальновидных компаний: они не угнетают себя тем, что мы называем «тиранией операционной» — рациональным взглядом, который не может легко принять парадокс, который не может жить с двумя, казалось бы, противоречащими друг другу принципами. силы или идеи одновременно. «Тирания ИЛИ» подталкивает людей к мысли, что все должно быть либо А, либо Б, но не оба.
Вместо того, чтобы быть угнетенными «Тиранией ОР», дальновидные компании освобождают себя с помощью «Гениальности И» — способности охватывать обе крайности ряда измерений одновременно. Вместо того, чтобы выбирать между А ИЛИ Б, они ищут способ получить и А, и Б.
Мы не говорим здесь о простом равновесии. «Равновесие» подразумевает переход к средней точке, пятьдесят на пятьдесят, половина и половина. Например, дальновидная компания не ищет баланса между краткосрочным и долгосрочным. Он стремится преуспеть в краткосрочной перспективе и очень хороши в долгосрочной перспективе. Дальновидная компания не просто балансирует между идеализмом и прибыльностью; он стремится быть очень идеалистичным и очень прибыльным. Дальновидная компания не просто балансирует между сохранением жесткой базовой идеологии и стимулированием энергичных изменений и движения; это делает и то, и другое до крайности. Короче говоря, дальновидная компания не хочет смешивать инь и ян в серый, неразличимый круг, который не является ни высоко инь, ни сильно ян; он стремится быть отчетливо инь и отчетливо выражены ян — оба одновременно, все время.
Иррационально? Возможно. Редкий? Да. Трудный? Абсолютно. Но, как заметил Ф. Скотт Фицджеральд, «проверкой первоклассного интеллекта является способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи и при этом сохранять способность функционировать». Это именно то, на что способны дальновидные компании.
Джордж Мерк II объяснил этот парадокс в 1950 году: Я хочу… выразить принципы, которым мы в нашей компании стремились соответствовать… Вот как это резюмируется: Мы пытаемся помнить, что медицина для пациента. Мы стараемся никогда не забывать, что медицина для людей. Это не ради прибыли. Прибыли следуют, и если мы помним об этом, они всегда появляются. Чем лучше мы это помнили, тем крупнее они были.
Вопреки доктрине бизнес-школы, мы не нашли «максимальное увеличение благосостояния акционеров» или «максимальное увеличение прибыли» в качестве доминирующей движущей силы или основной цели в истории большинства дальновидных компаний . Они, как правило, преследуют несколько целей, из которых зарабатывание денег — только одна, и не обязательно основная. Действительно, для многих дальновидных компаний бизнес исторически был больше, чем экономическая деятельность, больше, чем просто способ делать деньги. … Конечно, мы не говорим, что дальновидные компании не были заинтересованы в прибыльности или долгосрочном богатстве акционеров (обратите внимание, что мы говорим, что они «более» хозяйствующих субъектов, а не «кроме» ). Да, они гонятся за прибылью. И да, они преследуют более широкие и значимые идеалы. Максимизация прибыли не является правилом, но дальновидные компании преследуют свои цели с прибылью. Они делают оба. Прибыльность — необходимое условие существования и средство для достижения более важных целей, но для многих дальновидных компаний она не является самоцелью. Прибыль подобна кислороду, пище, воде и крови для тела; они не точки жизни, но без них жизни нет.
Как создавать гениальные концепции дизайна для вашего бренда — lindsaykphoto.com
Пытаетесь реализовать свои творческие идеи, когда дело доходит до концепции дизайна для вашего бренда? Как продуктовый и брендинговый фотограф, я бы порекомендовал снимать по одному фрагменту за раз. Шедевр часто складывается постепенно и органично.
Вот несколько секретных советов о том, как создавать привлекательные концепции дизайна для вашего бренда:
Начните с этикетки продукта.Вы не хотите, чтобы ваши фотографии выглядели бессвязными или несоответствующими, поэтому мы начнем с того, что уже есть. Если у вас есть этикетки продуктов, мы можем использовать эти элементы стиля в качестве основы для нашего набора фотографий. Например, этикетки помогут нам выбрать дополнительную цветовую палитру и возможные реквизиты, которые идеально сочетаются с этикеткой вашего продукта.
Пройдите тест личности.После определения цветовой палитры и нескольких реквизитов нам нужно конкретизировать дизайн. По сути, фотографии продуктов должны отражать индивидуальность вашего бренда. Например, если продукт забавный и необычный, мы можем использовать геометрические формы, острые края и смелые изображения с яркими цветами.
С другой стороны, для органичного, землистого бренда мы будем придерживаться нейтральных тонов и «более мягких» реквизитов с круглыми или необработанными краями. Мы также можем использовать натуральные материалы, такие как цветы, грязь, зелень, дерево или сырые ингредиенты.
Если ваш бренд гордится чистотой и простотой, не имеет смысла создавать замысловатый дизайн. Вместо этого мы будем использовать четкие линии, простой дизайн и несколько цветов для современного, свежего вида.
Использовать профили ингредиентов.Если у вас есть еда или косметика, у вас уже есть идеи дизайна. Профиль ингредиентов даст некоторое вдохновение. Мне нравится показывать на съемках целые версии ваших ингредиентов. Если у вас есть продукт с цветочным ароматом, я возьму немного этого конкретного цветка, чтобы включить его в образ. Или, если ваш косметический продукт содержит растительные экстракты или эфирные масла (например, лаванды), мы можем использовать этот цвет или цветок на фотографиях.
Точно так же продукты питания состоят из натуральных ингредиентов, поэтому давайте использовать их в съемке! Ваниль, фрукты, цветки миндаля и кокосы — вот примеры сырых пищевых ингредиентов, которые мы можем использовать. Мне всегда нравится придумывать творческие способы их включения! Назовите меня странным, но разве этот мед не выглядит так красиво, стекая по бокам этих закусочных? Так они выглядят еще вкуснее!
Использовать символические элементы.