Гештальт фигура фон: Гештальт-терапия: основные понятия

Содержание

Гештальт-терапия. Статьи по психологии

Оказание психологической помощи

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10   E-mail: [email protected]      г. Москва

Статьи по психологии 
Логинова О.И.   

Гештальт-терапия

Среди влияний, укорачивающих жизнь,
Преимущественное место занимают страх, печаль,
Уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть.
                                                                    Х.Гуфеланд


Исследования в области гештальт-психологии были связаны с именами Г.

К. фон Эренфейса, М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Келера. Эренфейсу принадлежит термин «Гештальт» и его определение.

Гештальт – это психическая целостность. Это завершенная ситуация, дело.

К. Коффк делал акцент на отношениях организма с окружающей средой, что в последствии стало основой терапевтических взглядов Ф. Перлза. Фриц Перлз (Perls) (1893 -1970 г.г.) был первым, кто применил принципы гештальт-психологиии (фигура-фон процесс) для терапии.

Любое поле восприятия разделяется на фон и фигуру: ветка на фоне неба, фигура знакомого человека на фоне многих незнакомых и т.п. Фигуре свойственно структура и завершенность.

Гештальт-терапевты интересуются фоном и фигурой, а также их взаимоотношениями, например, поведением человека (фигура) и его контекстом (фон). Исследователями в области гештальттерапии было доказано, что воспринимаемый образ  объекта не является объективным, а зависит от потребностей субъекта.

По мнению Р. Воллена потребности снабжают энергией поведение человека. Индивид только тогда выполняет необходимое действие, когда ему нужно удовлетворить соответствующие потребности.

«Фигура и фон» используются в гештальттерапии как метафора, проясняющая отношения организма с потребностями, возможность удовлетворения которых находится в окружающей среде. Здоровый организм может иметь много потребностей в одно и тоже время. Эти потребности распределены по важности.

Гештальт устроен таким образом, что только одна фигура, один предмет может выйти на передний план – поэтому, в основном, мы думаем о чем-то одном, потому что если разрядки требуют противоположные желания или разные фигуры, то нас охватывает смятение.

 

Ваза Рубина

На развитие теории гештальтерапии большое значение оказала работа Эдгара Рубина  «Визуально воспринимаемые фигуры» (1915) о соотношении фигуры и фона.

Он дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, она лучше запоминается, а фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры. С точки зрения Рубина, фигура — воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон.

Эдгар Рубин создал классическое изображение обращающихся фигур (Ваза Рубина, которая воспринимается либо как ваза, либо как два лица, изображенных в профиль. Она названа по имени Е. Рубина, который исследовал такие реверсивные фигуры.

 

Человек способен видеть только одну сторону предъявленного (и действительно сложного) изображения. Примером этому может быть изображение «Парадоксальная теща», в которой люди обычно видят либо молодую женщину, либо старуху, либо крайне редко и то и другое.

Доминантная потребность «здесь и теперь» становится «фигурой», направляет восприятие (сенсорную активность) по определенному пути в поисках возможностей удовлетворения, которые находятся в среде (фоне), выводя организм из равновесия.

Если потребность удовлетворяется, она уходит в фон. Гештальт завершается и достигается состояние равновесия.

Любое нарушение равновесия воспринимается как потребность восстановить равновесие.

Далее приходит новая неотложная потребность, следующая по важности, которая берет верх и управляет всеми действиями.

Организм таким, образом, саморегулируется, а неразрывный поток последовательных циклов возникновения и удовлетворения потребностей определяет в гештальттерапии состояние здоровья индивидуума. Смена «фигуры» и «фона» – это основа изменений в жизни.

Между фигурой и фоном находится контур или граница. Контур (граница) принадлежит и «фигуре» и «фону», именно в этом месте происходит соприкосновение индивидуума и среды. Именно на этой контактной границе, по словам Перлза, имеют место психологические события. Невроз рассматривается как нарушение контактной границы, когда индивидуум не способен находить и поддерживать баланс между собой и остальным миром.

У здорового человека граница подвижна: возможен контакт со средой и его аннулирование или отход от среды. Ритм контакта и отхода является ритмом жизнедеятельности организма. Ключом к нему выступает иерархия потребностей. В здоровом организме процесс формирования и удаление гештальта течет плавно.

Если гештальт остается незавершенным, другими словами «незавершенные дела»  (ситуация), то блокированная энергия переходит в тревогу. Тревога чаще всего проявляется тогда, когда индивидуум остановил настоящее для воображаемого путешествия в фантазии или будущее. Она блокирует осознавание того, что реально происходит внутри индивидуума. У невротика ритм контакта и отхода искажен. Такой человек не в состоянии осознать доминирующую потребность или установить адекватные отношения со средой для удовлетворения этой потребности. Невротик не способен жить в настоящем, т.к. несет незавершенные ситуации из прошлого, которые привлекают его внимание. В таких случаях клиента просят сфокусироваться на осознании непосредственно получаемого опыта в «здесь и теперь». Фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как его часть. В таком случае клиенту предлагается проиграть их, прожить их вновь, чтобы завершить ситуацию. Для этого часто используют технику «горячего стула».

Обида

Примером одной из незавершенных ситуаций по мнению Перлза является обида. Если Вы обижены, значит вы застряли, вы не можете шагнуть вперед и выразить свой гнев, чтобы изменить мир и получить удовлетворение, и вы не можете забыть о том, что Вас беспокоит. Обида – это психологический эквивалент до боли сжатой челюсти. Сжатый рот не может ни выплюнуть, ни откусить, ни прожевать – он ничего не может сделать. Если вы обижены, вы не можете отпустить и забыть, не можете позволить этому инциденту или человеку отойти на задний план, и вы не можете активно за это взяться. За каждой обидой стоит требование. Нужно только это требование вынести наружу. Перлз рекомендовал в случае обиды на определенного человека, заменить слово «обида» на слово «ценю».

«Видите ли, — пишет Перлз,  если бы вы не ценили этого человека, вы бы не застряли из-за него, вы могли бы просто забыть о нем.»  Если вы чувствуете обиду, вы должны ее выразить. Невыраженная обида часто воспринимается как чувство вины или превращается в него. Всякий раз, когда вы чувствуете вину, выясните, на что вы обижены, и выразите это, ясно выразите свои требования до конца.»

Джеймс Холлис в своей книге «Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений» пишет, что «значительная часть чувства, которое мы называем виной, является защитой против возрастания страха; это побочная реакция на переживания тревоги, с которой чувство вины в тот момент сливается настолько, что перестает от нее отличаться.

» «Мнимая вина может появиться из опасений вызвать у других людей обиду, ревность, ярость и целую совокупность других эмоций… Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе. Вина как защита от глубокого страха не позволяет человеку быть самим собой. Она отражает не поддающиеся измерению ранних ограничений. И она дает человеку шанс вновь обрести инициативу. В моменты, когда человек ощущает вину, его следует побудить задать себе вопрос: «От чего я защищаюсь?» Как правило, объяснение человека сводится к страху, что реализация принятого им решения кого-то сделает несчастным. Оказаться во власти мнимого чувства вины — значит все еще быть привязанным к своему детству. В таком случае человеку вполне достаточно проработать сопутствующий страх, чтобы достичь взрослости.

У всех индивидуумов есть потребность испытывать чувство завершенности, и склонность к незаконченным действиям. Если взрослый человек не смог нормально усвоить детский опыт, незавершенные переживания могут стать причиной его проблем во взрослом возрасте. В случае завершения ситуации, человек может испытать чувство удовлетворения и жить дальше.

В гештальттерапии проводится анализ ситуации в настоящем или принципу «здесь и сейчас». Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в настоящий момент является условием формирования и завершения гештальта.

Перлз писал, что «Нет другой реальности кроме настоящего. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило». Прошлое и будущее неразрывно связаны с настоящим. Сейчас – это настоящее, что вы осознаете, тот момент, когда вы содержите в себе так называемые воспоминания и так называемые ожидания. Не важно, вспоминаете вы или ожидаете, в любом случае вы делаете это сейчас. Сейчас – это не шкала, а точка неизвестности, это нулевая точка, это ничто, вот что такое сейчас.

Прошлое есть прошлое. И, однако, — сейчас в нашей жизни, мы несем многое из прошлого с собой. Но это мы несем с собой из прошлого лишь до тех пор, пока у нас есть незаконченные ситуации.

 

Библиография

1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 768 с.

2. Ковалев С.В. НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие. Учебное пособие. — М.: Профит Стайл, 2010.-2010. — 272 с.

3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика – СПб.: Речь, 2005. – 560 с.

4. Перлз Ф. Гештальт–семинары – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — 352 с.

5. Холлис Джеймс. Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений. — М.: Когито-Центр,  2008. — 192 с.

6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  www.en.wikipedia.org/wiki/Rubin_vase

  

    © ЛОГИНОВА О.И. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ», 2005-2022.
     ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
      допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
      Гиперссылка на сайт www.olga2901L.narod.ru обязательна.                     

     

   

 

 

 

 

Понятие фигуры и фона в гештальт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Понятие фигуры и фона в гештальт – терапии

 

 

 

 

 

 

 

М. В. Канунникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии…………………….5

1.1. Основные теоретические положения гештальта………………………………..5

1.2.Понятие фигуры и фона в гештальт– терапии…………………………………..8

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы……………………11

2.1. Анализ проведенной практической работы…………………………………….11

Библиографический список……………………………………………………………13

Приложение ……………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гештальт-терапия представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Фридериком (Фрицем) Перлзом и Лорой Перлз в сороковых годах нашего столетия. Гештальт-терапия в большей степени сосредотачивается на самом процессе (на том, что происходит),  а не на его содержании (на том, что обсуждается). Внимание, прежде всего, уделяется тому, что делает, мыслит и переживает человек в данный момент, а не тому, что было, может, могло или должно произойти[3].

Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследованиях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изучением того, как мы создаем многозначное, выразительное целое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемоедеревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то большим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, можно понять, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта» [6].

Другой пример, человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета, и даже не лица и тела по отдельности; он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор определенного элемента среди других определяется многими факторами, совокупность которых может быть объединена общим термином интерес. Пока длится определенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Лишь если интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным и комната распадается на множество несвязанных объектов.Предположим, что комната, о которой идет речь, — гостиная во время вечеринки. Большая часть гостей уже пришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах — все это несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в комнате именно бар является для него фигурой[5].

Входит другая гостья; она — художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь.

А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее, и, когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное — фоном.

Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговор являются для него фигурой. Когда он, постояв, чувствует себя уставшим и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.

Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и интерес.

На этом примере можно рассмотреть и определить понятия фигуры и фона.

Цель работы: осуществить анализ научной литературы по основным положениям гештальт – терапии, рассмотреть понятие фигуры и фона в гештальт – терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии

1.1. Основные теоретические положения гештальта

Гештальт — терапия возникла в начале 1950-х годов в результате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальтпсихолога Лауры Перлз и их сотрудников в Нью-Йорке и Калифорнии. В 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З. Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований [1].

Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Акцент ставится на осознавании актуального жизненного опыта «здесь и теперь» (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному опыту) и полностью восстанавливает в своих правах эмоции и телесные ощущения, которые все еще часто запрещаются нашей культурой, столь жестко регламентирующей выражение не только гнева, грусти и тревоги… но и нежности, любви и радости [1].

То, что происходит в настоящий момент — это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Гештальт — терапия — это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

Гештальт — целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий егосенсорную, аффективную, интеллектуальную, духовную составляющие и способствующий осуществлению «глобального переживания, при котором тело смоглобы заговорить, а слово — воплотиться» (Анн Розье) [1]. Речь идет не о понимании, анализе или интерпретации событий, поступков или чувств, а, скорее,  о поощрении глобальногоосознавания того, каким образом мы функционируем: как протекают процессы нашего приспособления к окружающей среде; как мы интегрируем актуальный опыт; как проявляются наши избегания, наши механизмы защиты или сопротивления.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях [2, 3].

·         Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо.

Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

·         Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт,

структурное целое, которое называют полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.

·         Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется

принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

·         Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в

безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Контакт — это явление, которое мы осознаем не больше, чем земное притяжение, когда ходим или стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаем, что говорим, видим и слышим. Но едва ли в этот момент мы будем задумываться о том, что упражняемся в общении. Его обеспечивают наши сенсорные и моторные функции, но при этом важно помнить, что так же, как целое больше, чем просто сумма частей, контакт больше, чем сумма всевозможных входящих в него функций. Наличие зрения и слуха еще не гарантируют хорошего контакта, важнее, как видеть или слышать. Более того, контакт определяет взаимодействие как с одушевленными, так и с неодушевленными предметами. Видеть дерево и рассвет, слышать шум водопада или горное эхо — это тоже контакт. Контакт может быть и с воспоминаниями или образами будущего, которые чувствуешь сильно и ярко.

·         Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии

называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

·         Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и

окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

·         Здесь и теперь — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда

происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

·         Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои

реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

·         Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что

терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение [3].

Главная цель гештальт-терапии — достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых[1].

В результате гештальт-терапии человек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

В наши дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах и с самыми разными целями: индивидуальной терапии, терапии пар, семейной терапии, групповой терапии и в группах личностного роста, а кроме того — в учреждениях (школах, учреждениях для детей с задержками развития, в психиатрических больницах и т.д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях [1].

Гештальт — терапия обращена не только к лицам, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, подходящих под категорию патологических, но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия, безработица, чувство неэффективности или бессилия). Иначе говоря, гештальт открыт всем людям (или организациям),стремящимся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти от просто существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия.

Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши процессы блокировки или обрывы в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей, снимает маски с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.

Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения, навязчивому стремлению «узнать почему» он предпочитает мобилизующее на изменение «почувствовать как» [1].

Гештальт-терапия оригинальным образом сочетает и интегрирует в себе множество различных, как вербальных, так и невербальных, техник: пробуждение сенсорики, работа с энергией, дыханием, телом или голосом, выражение эмоций, работа со сновидениями и воображением (wakingdreams), психодрама, креативность (рисунок, лепка, музыка, танец и т.д.)/

 

1.2. Понятие фигуры и фона в гештальт — терапии

 Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [4]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенныхгештальтов может привести к неврозу [5].

Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.

В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона:

1.       Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура.

2.       Фигура является центром субъективного опыта.

3.       Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам.

4.       Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют.

5.       Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фона.

Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными  фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один  из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур — всегда часть фигуры, но не фона [4].

Рис. 1 Реверсивная фигура «Профиль-свеча»

Другой пример такой фигуры показывают кролика смотрящего в право или утку смотрящую влево.

Рис. 2 Реверсивная фигура «Утка-кролик»

Очень интересна следующая реверсивная фигура, которая показывает либо старуху в профиле, либо девушку, которая почти что отвернулась.

Рис. 3 Реверсивная фигура «Девушка-старуха»

 

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы

2. 1. Анализ проведенной практической работы

Цель практической работы: анализ  процесса осознания и переживания в процессе создания творческой работы и её обсуждения.

Практическую работу выполнял мужчина 38 лет (Приложение А).

На подготовительном этапе работы было разъяснено содержание работы и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении. Очень важно, что работы проводилась на добровольной основе, что и привело к созданию «безопасного» пространства.

Мужчине предлагалось нарисовать, что он чувствует в данный момент времени, какие эмоции он переживает.

Так как в гештальте свойственно внимательное отношение к телу, во время рисования я наблюдала за позой, дыханием, взглядом молодого человека. Мужчина был спокоен на протяжение все работы.

Следующий этап работы заключался в активизации «диалога» с мужчиной посредством использования разных видов вербальной обратной связи, в обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями.

 

— Как вы себя чувствовали, когда рисовали картину?

Мужчина (М): Мне было спокойно, комфортно.

— Какую эмоцию Вы нарисовали?

М: Я нарисовал лес, осенний лес.

— С чем ассоциируется у вас елочка и деревья?

М: С осенним настроением.

— Почему елочка нарисована посередине?

М: Она главная.

— Расскажите о деревьях.

М: Два дерева, которые тянутся вверх.

Во время разговора с мужчиной, я невольно заметила, что анализирую свои собственные переживания. Для меня данный рисунок показывает упорядоченность в жизни. Рисунок симметричен и предметы практически одинаковы по форме, я понимаю, что в жизни все системно, четко. Елочка, нарисованная в виде треугольников направленных острием вверх, ассоциируется с человеком, у которого четкие цели, он всегда двигается вперед. Два дерева разные на мой взгляд.  Дерево, ветви которого устремленные вверх – вспыльчивость, авантюризм, четкость. Дерево с опущенными ветвями –нежелание что-то изменить в жизни.

— Какое чувство вы переживали, когда рисовали линию внизу?

М: Это почва, которая дает жизнь. И еще ростки травы, как зарождение чего-то нового.

Невольно и я понимаю, что ассоциирую эту линию с некой устойчивостью и определенностью в жизни.

— Что вы чувствовали, когда рисовали облака?

М: Небольшую тревогу, как будто сейчас пойдет дождь.

— Дождь все-таки пошел?

М: Нет, выглянуло солнце.

Для меня облака, тем более такие, вызывают чувство тревожности, как будто сейчас что-то должно произойти.

— Что вы хотели сказать, когда рисовали красные круги?

М: Мне захотелось их нарисовать, хотя он совершенно не подходят. Хотелось разбавить картину чем – то необычным.

— Что вы чувствуете, кода завершили свою картину?

М: Мне хорошо, даже весело. Получилось здорово.

Когда я смотрю на этот рисунок, я улыбаюсь. Рисунок можно назвать «детским», озорным, непосредственным,эмоциональным.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.                   Гингер С., Гингер А. Гештальт—терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной —СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.

2.                  Жан-Мари Робин Ж.-М. Гештальт – терапия. Пер. И.Я.Розенталь — М.: МГИ, 1998 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2009

3.                  Йонтеф Г. Гештальт-терапия: Введение / Перевод: Александра Моховикова. – М.: Московский Гештальт Институт, 2002, 63с.

4.                  Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html

5.                  Фриц Перлз. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии.

6.                  Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ  Техники гештальт – терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с англ.ред. Г.П.Бутенко.—М.: Психотерапия, 2009. -176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Рисунок участника практической работы

Пространство и отношения между фигурой и фоном — журнал Smashing Magazine

  • 11 минут чтения Дизайн, Творческий подход, Принципы дизайна, Графический дизайн. Когда не… Больше о Стивен Брэдли ↬

    Если вы рассматриваете графический дизайн как процесс расположения фигур на холсте, то вы видите только половину того, с чем работаете. Негативное пространство холста так же важно, как и позитивные элементы, которые мы размещаем на холсте.

    Дизайн – это сочетание форм и пространства. Чтобы более эффективно работать с пространством, вы должны сначала осознать его и научиться его видеть — научиться видеть формы, которые образует пространство, и то, как пространство взаимодействует. Это вторая часть серии о принципах дизайна для начинающих. Первая часть посвящена введению в гештальт; остальная часть серии (включая этот пост) будет основываться на этих гештальт-принципах и покажет, сколько фундаментальных принципов, с которыми мы работаем как дизайнеры, берут свое начало именно там.

    Отношения фигуры и фона

    Гештальт-принцип, наиболее применимый к пространству, — это принцип фигуры-фона. Все в вашем дизайне будет рассматриваться как одно или другое, и отношения между ними взаимоисключающие. Ни то, ни другое не может быть воспринято иначе, как по отношению к другому, и изменение одного невозможно без изменения и другого.

    Отношения фигура-фон также дополняют друг друга. Фигура и фон могут усиливать или отвлекать друг друга, и организация их по отношению друг к другу является одним из наиболее важных аспектов дизайна. Он устанавливает контекст того, как ваш дизайн общается и как он будет интерпретироваться.

    «Пробел следует рассматривать как активный элемент, а не как пассивный фон».

    — Ян Чихольд

    Отношения между фигурой и фоном (Изображение предоставлено: «Элементы графического дизайна», Алекс Уайт) Больше после прыжка! Продолжить чтение ниже ↓

    На третьей панели две черные линии удалены. Это активирует пространство, создавая впечатление, что оно находится поверх серого поля. Земля стала фигурой и добавила дизайну глубины.

    Стабильные, обратимые и неоднозначные отношения фигуры и фона.

    Существует три типа соотношений фигура-фон:

    • Стабильный (вверху слева)
      Понятно, что фигура, а что фон. То одно, то другое обычно доминирует в композиции.
    • Двусторонний (вверху в центре)
      Фигура и фон одинаково привлекают внимание зрителя. Это создает напряжение, в результате чего одно может догнать другое, что приводит к динамичному дизайну.
    • Неоднозначный (вверху справа)
      Элементы могут одновременно выглядеть как фигура и фон. Они образуют одинаково интересные формы, а зрителю остается самому найти точку входа в композицию.

    В зависимости от того, какие отношения вы устанавливаете и как вы уравновешиваете фигуру и фон, вы направляете аудиторию смотреть на разные части рисунка и интерпретировать то, что они видят, в разных контекстах.

    Фигура-фон — не единственный гештальт-принцип, в котором пространство играет заметную роль. Два других:

    • Близость
      Близость использует пространство для соединения и разделения элементов, заключая некоторые элементы в пространство. Примером, который мы могли бы принять как должное, являются абзацы текста на странице. Расстояние между абзацами больше, чем расстояние между строками текста внутри абзаца.
    • Закрытие
      Это позволяет использовать пространство в качестве промежутков между элементами. Зрители заполняют пробелы собственной информацией, чтобы составить целое из частей. Слишком много места и никакого закрытия не происходит. Слишком мало места и закрытие не требуется. Только правильный баланс между пространством и заполненным пространством активизирует пространство и приведет к закрытию.
    Закрытие

    Задумайтесь на минутку о музыке. Если бы каждая нота или аккорд игрались одновременно, у вас не было бы музыки. У вас будет шум. Музыка возникает, когда звуки противопоставляются тишине. Изменяя структуру звука и тишины, можно создать ритм и мелодию. Без тишины нет музыки.

    Пространство визуально выполняет ту же функцию. Это дает позитивным элементам пространство для дыхания. Это дает глазу свободу перемещаться по дизайну и находить элементы, которые он ищет. Позитив виден только в контрасте с негативом. Без пространства у вас нет дизайна. У вас визуальный шум.

    Если вы не пытаетесь передать сообщение шумом, склоняйтесь к пространству. Люди реже жалуются на слишком много места, чем на слишком мало.

    Пробел может делать следующее :

    • установить контраст, выделение и иерархию;
    • порождают драму и напряжение;
    • обеспечивают зрительный отдых между группами элементов.

    Как следует из соотношения фигуры и фона, у вас есть пространство только тогда, когда в нем что-то есть. До добавления положительных элементов пространство не определено. Отношения фигуры и фона должны быть установлены до того, как пространство сможет существовать и начнется его общение.

    Одной из наиболее важных функций пространства является улучшить читаемость и разборчивость . Макропространство делает текст более привлекательным. Микропространство делает его более разборчивым.

    • Микропространство
      Это пространство внутри элементов в группе. Это пространство между буквами, словами и абзацами.
    • Макропространство
      Это пространство между основными элементами. Он разделяет элементы или группы элементов и предоставляет глазам возможности для слежения и места для отдыха между элементами.

    Пространство соотносится с качеством. Больше места влечет за собой меньшее количество элементов или редкость элементов. Сравните элитные и дисконтные розничные магазины. Какой из них обычно имеет больше места внутри, а какой упаковывает продукты в каждый сантиметр доступного пространства? Что вам сообщает пространство?

    Пространство также может передавать атрибуты, отличные от качества, такие как:

    • изысканность,
    • простота,
    • роскошь,
    • чистота,
    • уединение,
    • открытость.

    Вы теряете место, если не учитываете его. Вы можете потерять место, переполнив его. Вы можете тратить пространство впустую, захватывая его внутри элементов дизайна и не позволяя ему соединяться с другим пространством в дизайне.

    Дизайн — это, в конечном счете, сочетание форм, включая формы, образованные пространством. Не бойтесь использовать пробел . Рассматривайте его как важный элемент дизайна, находящийся под вашим контролем.

    Несколько примеров пространства на веб-сайтах

    Чтобы лучше использовать пространство, вам сначала нужно осознать его. Научитесь распознавать пространство в разных конструкциях. Обратите внимание на форму, которую он образует, и подумайте о том, что сообщает пространство. С этой целью давайте посмотрим на дизайн некоторых веб-сайтов, обращая внимание на то, как используется пространство.

    Old Guard

    В дизайне Old Guard Тома Джонсона используется много пустого пространства, что позволяет тексту и другим элементам дышать. Здесь невозможно ошибиться, что такое фигура, а что фон.

    Old Guard использует много пустого пространства, давая тексту и другим элементам возможность «дышать». (крупная версия)

    Информация содержится и разделяется пробелом (вспомним принцип близости), различая группы элементов. Вы можете легко сказать, где заканчивается один пост и начинается следующий, исключительно по промежутку между ними.

    Основное содержимое немного смещено от центра страницы, с большим пространством по бокам. Это пространство время от времени прерывается элементами, активируя как пространство, так и прерывающие элементы. Это помогает привлечь внимание к области и особенно к элементам внутри.

    Стаус-страница Heroku

    На изображении ниже показана часть страницы состояния Heroku, состоящая в основном из пробела. Мне посчастливилось зайти на сайт в особенно удачный день, потому что дополнительные положительные элементы означали бы больше зарегистрированных инцидентов на платформе. Здесь больше пробелов означает лучшее обслуживание.

    Часть страницы состояния Heroku. (Большая версия)

    Обратите внимание, что пустое пространство не обязательно должно быть белым. Хотя на странице слишком много места, вы вряд ли пожалуетесь, что его слишком много. Только важная информация — в данном случае обновления статуса и отчеты об инцидентах — прерывает пространство.

    Знакомство с романом

    Пространство в верхней части Знакомство с романом асимметрично и активно. Обратите внимание, как большой блок пространства слева ведет ваш взгляд прямо к содержимому. Если вы перейдете на веб-сайт и прокрутите вниз сверху, вы увидите, что пространство также используется для разделения и группировки блоков информации.

    Пространство вверху страницы «Введение в роман» асимметрично и активно. (Большая версия)

    Тонкие светлые линии также используются для группировки и разделения этих блоков. При просмотре веб-сайта обратите внимание, что линии не всегда соприкасаются, позволяя пространству обтекать их и соединяться с другим пространством. Это предотвращает запирание пространства.

    Elliot Jay Stocks

    Веб-сайт Elliot Jay Stocks должен быть знаком всем вам, так как он разработал дизайн этого сайта. Асимметричное пространство на сайте Эллиота снова ведет к активному пространству.

    Асимметричное пространство на веб-сайте Эллиота Джея Стока ведет к активному пространству. (Большая версия)

    Большое изображение в верхней части этой страницы потенциально может использоваться в качестве временного блока для доступа к содержимому ниже; тем не менее, большое пространство рядом с изображением обеспечивает достаточное и привлекательное пространство для движения вокруг него. Если бы боковая панель слева имела тот же цвет фона, что и основной контент, то глазу, вероятно, было бы легче перемещаться по изображению, но изменение цвета вряд ли затрудняет его.

    Как и в случае с указанными выше веб-сайтами, пространство используется как для выделения, так и для разделения групп различной информации, что позволяет выделять каждую группу и позволяет глазу найти то, что он хочет, и отдохнуть между ними.

    Фил Коффман

    Контент на веб-сайте Фила Коффмана представляет собой единую форму, которая находится в основном в пустом месте. Отсутствие многих положительных элементов увеличивает значимость тех, которые присутствуют.

    Контент на веб-сайте Фила Коффмана представляет собой единую фигуру, расположенную в основном на пустом месте.

    Даже на цветном прямоугольном фоне вокруг текста достаточно места, чтобы его можно было легко прочитать и не спутать с другой категорией текста на странице.

    Позитивная фигура (и форма пробела) адаптируется к различной ширине браузера, но шаблон одной большой фигуры, окруженной пробелом, остается.

    Новые приключения в веб-дизайне

    Как и многие из представленных здесь веб-сайтов, веб-сайт конференции «Новые приключения в веб-дизайне» 2013 года оставляет достаточно места для элементов. Отдельные группы информации содержатся в пространстве, и пространство активно во всем дизайне.

    New Adventures оставляет много места вокруг элементов. (Большая версия)

    Интересно отметить серые круглые стрелки между изображением в левом верхнем углу и основным содержимым справа.

    Эти стрелки блокируют поток пространства? Поскольку они не соприкасаются друг с другом и каждый из них зачеркнут пунктиром там, где он прерывает пространство, пространство может течь сквозь них, хотя оно явно более ограничено в этом потоке.

    Светло-серый цвет помогает. Это мешает стрелкам доминировать, и нетрудно представить, как пространство перетекает по линиям.

    Справедливости ради, если бы мой браузер был шире, когда я делал снимок экрана, стрелки не пересекались бы с основным содержимым. Тем не менее, примерно на 1280 пикселей вниз, где дизайн становится одной колонкой, они это делают. В целом, это работает, хотя мне интересно, будет ли пространство лучше течь без присутствующих стрелок.

    Несколько примеров логотипов

    Я оставлю вам несколько логотипов, в которых пространство является неотъемлемой частью дизайна. Вместо того, чтобы указывать на использование пространства в каждом из них, я сделаю несколько общих замечаний, а затем позволю вам изучить пространство самостоятельно.

    Обратите внимание, как в приведенных ниже логотипах используется соотношение фигуры и фона. У некоторых, пока вы не увидите и фигуру, и фон, вы не увидите полный логотип. Оба являются необходимыми участниками того, что сообщается.

    Некоторые из этих логотипов основаны на принципе закрытия . То, что вы должны увидеть, на самом деле не существует, но тем не менее вы это видите. Некоторые из этих логотипов также обыгрывают фигуру и фон. То, что является фигурой, когда вы видите весь логотип на его фоне, становится основой для меньшей фигуры внутри. Это обратимое отношение фигуры к фону занимает центральное место в том, что передается.

    Различные логотипы, которые эффективно используют пустое пространство.
    • Кровать Cloud
    • Black Cat Lounge
    • Shift
    • Дизайнер логотипов Dolphin & Seal
    • Руководство по имплантации зубов
    • Wineforest

    Я надеюсь, что вы уберете из этого поста две основные вещи.

    Во-первых, это связь между использованием пространства в дизайне и гештальт-принципом фигуры-фона. Принципы гештальта лежат в основе большей части того, что мы делаем как дизайнеры.

    Во-вторых, и, возможно, более важно, постарайтесь провести время, наблюдая за тем, как пространство используется в дизайне . Не позволяйте пространству быть побочным продуктом ваших положительных элементов. Научитесь проектировать пространство не меньше, если не больше, положительных элементов. Макет любой страницы — это, в конечном счете, организация пространства.

    Сознательно проанализируйте это пространство и преднамеренно используйте его для создания лучшего дизайна. Не позволяйте этому быть тем, что осталось. Рассматривайте его как важный элемент дизайна, а затем рассматривайте взаимосвязь между пространством и положительными элементами как элемент дизайна, который вы формируете.

    В следующий раз мы добавим в смесь больше гештальт-принципов и исследуем, как фокусы, продолжение и общая судьба приводят нас к таким идеям, как визуальный вес и композиционный баланс.

    • Следите за штрихами: типографский этикет
    • Принципы дизайна: визуальный вес и направление
    • Как геометрия влияет на дизайн логотипа
    • Об искусстве0001

      Шириш Шихракар

      Осознаем мы это или нет, но большинство из нас сталкивались с ситуациями, когда наше внимание к определенному фрагменту информации усиливалось другой информацией, окружающей его.

      Точно так же мы сталкивались с ситуациями, когда нас отвлекала и смущала шумная и раздражающая подача информации.

      В этом разделе мы рассмотрим, как привлечь внимание зрителя, представляя необходимую информацию таким образом, чтобы его окружение усиливало ее с помощью психологии фигуры и фона.

      Отношение фигура-фон Определение

      Отношение фигура-фон — один из гештальт-принципов восприятия. Это говорит о том, что любые узоры или элементы всегда различаются нашим восприятием фигуры и фона . Фигура является основным элементом дизайна . Земля — это что угодно, кроме основного фокуса, например фона .

      Когда веб-сайты размещают рекламу на странице и она отображается, они делают ее элементом рисунка. Он может охватывать весь веб-сайт или располагаться так, чтобы его не упускали из виду наши глаза. Здесь большинство веб-сайтов станут основными.

      Точно так же, когда ютуберы включают фоновую музыку во время разговора или комментирования, их разговор является элементом фигуры. Музыка является основным элементом, придающим ощущение спокойствия их видео.

      Как видно из вышеприведенных примеров, соотношение фигура-фон может быть представлено как визуальным, так и слуховым методом.

      Характеристики элементов фигуры и фона

      Важно различать элементы фигуры и фона. Знание того, что делает их фигурой или фоном, помогает нам устранить путаницу между ними.

      Элементы фигуры и земли

      Элементы фигуры имеют правильные размеры и четко определенную форму. Наземные элементы обычно не имеют определенной формы.

      На приведенном выше изображении мы можем проследить сложенные друг на друга камни, тогда как фон размыт без определенной формы.

      Расположение элементов ниже в дизайне заставляет пользователей воспринимать элемент как элемент фигуры. Позиционирование элементов выше в дизайне заставляет пользователей воспринимать элемент как наземный элемент.

      Возьмем, к примеру, фотографию городского пейзажа. Основное внимание мы уделяем городу. Поместив точку интереса в нижнюю часть, здания станут нашей фигурой, а небо — нашей землей.

      Фото Алека Кукса на Unsplash

      Допустим, мы хотим, чтобы улицы были в центре нашего внимания. Затем мы втягивали нижние улицы в кадр, а здания перемещали в верхнюю часть. Это приведет к тому, что небо выйдет из кадра.

      Теперь наше внимание сосредоточено на улицах со статуей в центре, а здания воспринимаются как земля. Мы можем видеть это на обрезанном изображении ниже:

      Когда элементы расположены ближе к пользователям, они обычно воспринимаются как элемент фигуры. Когда элементы расположены так, чтобы смотреть далеко для пользователей, это обычно воспринимается как элемент земли.

      На изображении ниже у нас есть много вещей на раме. Но мы можем различать, какой объект является фокусом композиции.

      Фото Майкла Хирша на Unsplash

      Здесь камень, расположенный ближе к нам, является фигурой. Остальные объекты в композиции считаются наземными.

      Важность отношений :

      Когда отношения четкие и стабильные, нашим основным чертам уделяется больше внимания.

      Поскольку наш элемент фигуры будет нашей главной особенностью, стабильная взаимосвязь сделает наш элемент фигуры более заметным.

      Элементы рисунка запоминаются с большей вероятностью.

      Больше внимания к нашим основным функциям означает, что людям будет легче запомнить, что они использовали или читали позже.
      Например, на фотографиях фокус запоминается гораздо чаще, чем фон.

      Если отношения нестабильны, наша точка фокусировки становится сомнительной.

      Если мы не будем четко различать элементы фигуры и фона, люди не будут знать, на что они должны смотреть. Это означало бы, что наша основная цель не будет признана пользователями.

      Если отношения нестабильны, наш продукт может быть неправильно истолкован.

      Когда люди не знают точно, что такое наш элемент фигуры, они интерпретируют наши продукты так, как считают нужным. Это может быть истолковано так, как мы предполагали, а может и нет. Но велика вероятность неверного толкования. Это может привести к тому, что наземный элемент получит больше внимания.

      Подводя итоги

      • Элементы рисунка являются основным элементом дизайна, а элементы фона являются вспомогательным фоном дизайна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *