Гештальт подход
Страница 4 из 5
В клинической практике, при работе с клиентом, который имеет какие-либо симптомы, направление совместного исследования терапевта и клиента, можно схематично описать следующим образом:
- От телесного симптома к эмоции
- От эмоции к ситуации, где она была порождена
- От ситуации к патогенному конфликту
Такая схема работы позволяет пациенту, страдающему неврозом, перестать воспринимать себя как соматически больного, дают возможность понять, что симптомы его расстройства являются лишь «сигнальным флажком», свидетельствующим о неэффективности «общего способа жить». С точки зрения предупреждения хронизации состояния, формирования эффекта госпитализма, риска стигматизации, такой подход имеет неоспоримые преимущества. Иными важными особенностями гештальт-подхода является его структурированность, способность воздействовать непосредственно на эмоциональный компонент переживания, содействовать эффективной проработке конфликта в относительно короткие сроки(если сравнивать с традиционной моделью психодинамической психотерапии).
Является ли гештальт-подход достаточным для работы с любой невротической патологией, учитывает ли он индивидуальные особенности каждого пациента? На наш взгляд, базисные основы гештальт-терапии, ее понимание здоровья и невротического расстройства, предполагают, что терапевт работает не в системе отношений врач-пациент, где под пациентом понимается человек с каким-либо расстройством здоровья и симптомами состояния, а врач это тот — кто знает, как лечить.
Гештальт-подход рассматривает систему отношений терапевт-клиент, в которой под клиентом понимается человек, не всегда хорошо удовлетворяющий потребности и потому имеющий симптомы, а терапевт это тот, кто, будучи в равной, диалогической позиции заботится об увеличении осознанности клиента к его способу восприятия, переживания и действия. С этой точки зрения, абсолютно все равно, какая именно нозологическая форма присутствует у конкретного пациента, так как основная направленность исследования и терапевтические интервенции будут осуществляться в зоне формирования симптома в связи с ситуацией, актуальным конфликтом. Опираясь на концептуальное знание теории поля, гештальт-терапевт, рассматривая каждую ситуацию и каждое поле «человек-ситуация», понимает и исходит из их уникальности. Обстоятельства никогда не являются одинаковыми для всех, не бывает двух одинаковых людей, страдающих психическим расстройством. Поэтому интервенции психотерапевта будут также являться личностно-ориентированными, проистекающими из уникального контекста взаимодействия личности и ситуации.<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>
подход | Восточно-Европейский Гештальт Институт
Современный Гештальт-подход — это не просто метод консультирования, психотерапии или коучинга, но стройная система философских, логических, культурных и эстетических принципов, лежащих в основе единой методологии.
Данная методология с одинаковым успехом применяется представителями Гештальт-подхода в работе с детьми и взрослыми, в психотерапии и консультировании пар и семей, в работе с группами самого разного размера, в Организационном Развитии и коучинге.
Если Вы решите обратиться к специалисту, работающему в Гештальт-подходе, Вам следует ожидать, что Вы, скорее всего не получите прямых советов по поводу Вашей ситуации, но специалист будет помогать Вам искать лучшие для Вас ответы самостоятельно, обращая внимание на обстоятельства Вашей ситуации в деталях и нюансах, прежде, возможно, казавшихся Вам малосущественными.
Гештальт-подход. Константин Павлов. Интервью.Как на практике вглядит работа в Гештальт-подходе?- Едва ли Ваш специалист станет активно «руководить» Вашей работой, направлять Вас в ту или иную сторону, скорее Вам будет предложена довольно свободная форма построения Сессии, когда важным окажется именно то, как Вы распоряжаетесь временем и прочими ресурсами, на что направлено Ваше внимание, что оказывается по факту «главным» в Вашей работе, и что всё это значит в Вашей жизненной ситуации.
- Вы можете с уверенностью не ожидать «гипноза» или иного прямого или непрямого «воздействия», это будет уважительный разговор двух взрослых людей, собравшихся в одном месте для исследования Вашей ситуации и поиска лучших для Вас решений в ней.
- Вы, вероятно, больше обычного будете обращать внимание на то, что происходит между Вами и Вашим консультантом прямо здесь, в той комнате, где Вы встретились. Через некоторое время Вы научитесь замечать, как процессы, разворачивающиеся в «здесь-и-сейчас» повторяют то, с чем Вы, возможно, боретесь в этот период жизни. Тогда Вы получите рычаги непосредственного влияния на ситуацию через лучшее знание особенностей своих ощущений, чувств и поведения.
- В работе с представителем Гештальт-подхода Вы, вероятно, узнаете много нового о Вашем теле, о жизни чувств, научитесь лучше понимать свои состояния через ощущения, сумеете надёжно опираться на собственное тело в непростых житейских ситуациях.
- Если Вас интересует вопрос «А уйдёт ли мой симптом (То, что тревожит Вас, то, исчезновения чего Вы очень хотели бы)?». В ответ на это вопрос уже много лет мы не устаем повторять: «Симптом уйдёт, когда выполнит свою естественную миссию — привести наше исследование в нужное место Вашей жизни. И только вовсе не исчезновение симптома окажется наибольшим достижением и наибольшей радостью для Вас! Симптом уходит как побочный эффект Гештальт-терапии. Главное же — возникшие перед Вами новые возможности и ответственные выборы — Вы сможете оценить только непосредственно в процессе работы».
- Вы узнаете, что значит «быть по-настоящему видимым, услышанным и понятым». Кто пробовал, знает, что это — дорогого стоит!
- Вы научитесь гораздо более мощно и точно влиять на людей, в отношения с которыми вступаете. Вы научитесь видеть в себе и в людях много того, что прежде не видели, понимать то, что прежде было для Вас загадкой в поведении людей.
- Вы гораздо лучше узнаете себя и, надеюсь, примете и полюбите то, что узнаете о себе.
- Базовые ценности Гештальт-подхода — свобода, осознанность и ответственность.
- Философскими основаниями Гештальт-подхода являются феноменология, теория поля и диалог.
- Наша теория изменений — парадоксальная теория изменений.
- Наше мировоззрение — чёрный Европейский и трезвый оптимизм.
- Методология Гештальт-подхода — осознанность (awareness).
- Наш подход — процессный (в отличие от экспертного).
- Организующий принцип работы — минимизация управленческого воздействия.
- Наша центральная эмпирическая модель — цикл контакта.
- Основа повышения мощности интервенций — грамотное использование Self и так называемое присутствие (presence).
- Ключевые принципы практики: твёрдость, ясность и открытость.
Более подробно и простыми словами о том, как выглядит работа в Гештальт-подходе на практике, читайте здесь.
Интервью Джозефа Мелника об основах Гештальт-подходаВ данном разделе представлена серия небольших публикаций о ключевых Моделях и принципах работы Гештальт-подхода с самыми разными системами:
- Гештальт-терапия;
- Реконструкция Качества Жизни;
- Коучинг в Гештальт-подходе;
- Организационное Консультирование в Гештальт-подходе;
- Организационное Развитие в Гештальт-подходе;
- Кливлендская Модель. «The Cleveland Model»;
- Кейп Код Модель. «The Cape Cod Model»;
- Белфастская Модель. «The Belfast (The Gaffney) Model».
Гештальт-терапия: обзор и ключевые понятия
«Я делаю свое дело, а вы делаете свое.
Ты — это ты, а я — это я,
Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать твои ожидания
И ты в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои.
И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.(Фриц Перлз, 1969 г., Гладдинг, 2000 г.)
Гештальт-терапия была разработана в 1940-х годах Фрицем и Лаурой Перлз, и в дальнейшем на нее повлияли такие люди, как Курт Левин и Курт Гольдштейн (Corsini & Wedding, 2000). Он был разработан как пересмотр психоанализа и фокусируется на эмпирическом и гуманистическом подходе, а не на анализе бессознательного, который был одним из основных терапевтических инструментов в то время, когда применялась гештальт-терапия.
Гештальт-терапия отвергает двойственность ума и тела, тела и души, мышления и чувства, чувства и действия. Согласно Перлзу, люди не состоят из отдельных компонентов, это разум, тело и душа, скорее, человеческие существа функционируют как единое целое. При этом человек определяет, кто он есть (самоощущение), выбирая реакцию на взаимодействие с окружающей средой (границы). Слово «гештальт» (немецкого происхождения) относится к «целому, конфигурации, интеграции, паттерну или форме» (Паттерсон, 19).86).
Форма гештальт-терапии, практикуемая сегодня, использует идеи, данные и вмешательства из множества источников, а также некоторые из оригинальных техник, известных как «методы гештальт-терапии». Отмечается, что гештальт-терапия имеет историю подхода, который создает или заимствует определенные техники, направленные на то, чтобы помочь клиенту сделать следующий шаг в своем личном росте и развитии.
Ключевые концепции
В основе гештальт-терапии лежат несколько ключевых концепций, многие из которых аналогичны концепциям личностно-ориентированной и экзистенциальной терапии. Однако то, что действительно отличает гештальт-терапию от этих видов терапии, так это некоторые идеи, добавленные Перлзом и его коллегами, а также отличительные терапевтические техники, которые будут рассмотрены ниже (Seligman, 2006). Ниже приведены ключевые концепции гештальт-терапии:
Целостность и интеграция : Целостность относится ко всему человеку или к разуму и телу человека как к единому, а не как к отдельным частям (Seligman, 2006). Интеграция относится к тому, как эти части сочетаются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Часто у людей, которые приходят на терапию, эти части не сочетаются друг с другом в их окружении, гештальт-терапия помогает клиентам интегрироваться как целостные личности и помогает восстановить баланс в их окружении.
Осведомленность : Осведомленность является одним из наиболее важных элементов гештальт-терапии, поскольку она рассматривается как «отличительный признак здорового человека и цель лечения» (Seligman, 2006). Когда люди «осознают», они способны саморегулироваться в своей среде.
Есть две основные причины отсутствия осведомленности:
Озабоченность своим прошлым, фантазиями, недостатками и сильными сторонами, из-за которых человек не осознает всей картины.
Низкая самооценка.
Существует три способа достижения осознанности с помощью терапии:
Контакт с окружающей средой : Это через взгляд, слушание, прикосновение, разговор, движение, обоняние и вкус. Это позволяет человеку расти в своей среде, реагируя на окружающую среду и меняясь.
Здесь и сейчас : Это человек, живущий и осознающий настоящий момент, а не беспокоящийся о прошлом или будущем.
Ответственность : Это относится к тому, что человек берет на себя ответственность за свою жизнь, а не обвиняет других.
Энергия и энергетические блоки : Гештальт-терапевты часто сосредотачиваются на том, где находится энергия в теле, как она используется и как она может вызывать блокировку (Corey, 2005). Заблокированная энергия — это форма сопротивления, например, напряжение в части тела, недостаточно глубокое дыхание или избегание зрительного контакта. Гештальт-терапия направлена на поиск и устранение блокировок, которые могут мешать осознаванию.
Нарушения роста : Нарушения роста относятся к эмоциональным проблемам, которые вызваны людьми, которые недостаточно осведомлены и не полностью взаимодействуют с окружающей средой. При этом люди не могут успешно справляться с изменениями в своей жизни и вместо этого решают проблемы в оборонительной манере (Seligman, 2006).
Незавершенное дело : Незавершенное дело относится к людям, которые не доводят дело до конца в своей жизни, и часто связано с людьми с «нарушением роста» (Seligman, 2006). Люди с незавершенными делами часто обижаются на прошлое и из-за этого не могут сосредоточиться на здесь и сейчас. Одна из основных целей гештальт-терапии — помочь людям справиться с незавершенными делами и завершить их.
Общие представления о развитии личности
Гештальт-терапия считает, что людей нельзя рассматривать как отдельных от их окружения или межличностных отношений. Человек рассматривается как саморегулирующийся и способный мотивировать себя на решение проблем. Люди могут работать над ростом и развитием, насколько позволяет их среда.
Психологически здоровый человек — это тот, кто саморегулируется через изменения в жизни и развил чувство «целостности» между разумом и телом (Corsini & Wedding, (2000)).
Терапевтические техники и методы работы
Самая важная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы гештальт-терапевты не стремились изменить своих клиентов. Роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам в развитии их собственного самосознания того, каковы они в настоящий момент. Таким образом, это позволит им исправить проблемы, влияющие на его или ее жизнь.
«Работа терапевта состоит в том, чтобы пригласить клиентов к активному партнерству, где они могут узнать о себе, приняв эмпирическую установку на жизнь, в которой они пробуют новое поведение и замечают, что происходит» (Perls, Hefferline and Goodman, 19).54, у Кори, 2005 г.).
Основное внимание в развитии осознания уделяется осознанию клиентами собственных реалий. Для этого клиенты должны сначала взять на себя ответственность за выбор своих нынешних ситуаций. Язык играет большую роль в принятии ответственности. Клиент может попытаться использовать реакции избегания или проецировать индивидуальные черты на других людей или внешние причины, например: «Она меня так злит»; «Это его вина». Как реакция избегания, так и проекция черт пытаются переложить ответственность и ответственность на внешнюю причину.
Еще одна цель гештальт-терапии состоит в том, что терапевты должны работать над созданием отношений «Я-ты» с клиентами, в которых и терапевт, и клиент присутствуют здесь и сейчас, а не сосредотачиваются на прошлом или будущем (Seligman, 2006).
Кроме того, от терапевта требуется полное понимание опыта клиента. Это включает в себя рассмотрение вербальной и невербальной коммуникации клиента. На самом деле невербальное общение дает больше информации о реальной сущности человека.
Таким образом, важной функцией гештальт-терапевта является обращение внимания на язык тела клиента, например, на позу, движения, жесты, голос и колебания клиента, поскольку считается, что язык тела отражает то, через что проходит клиент в данный момент. тот момент времени.
Эксперименты : Гештальт-терапевты используют технику экспериментов или обучающий опыт со своими клиентами. Эксперименты предназначены для человека и принимают форму инсценировки, ролевой игры, домашнего задания или другой деятельности, которая способствует самосознанию человека (Seligman, 2006).
Примером этой техники может служить мужчина, который чувствует себя неуверенно в социальных ситуациях. У него через две недели запланировано рабочее мероприятие, поэтому терапевт дает ему эксперимент: начать разговор на мероприятии с кем-то, с кем он обычно не разговаривает. Время, проведенное в размышлениях о том, что он мог бы сказать, способствует самосознанию, а сам эксперимент придает ему больше уверенности в социальных ситуациях.
Использование языка : Гештальт-терапевты выбирают язык, который будет способствовать изменению клиента. Этого можно добиться следующими способами (Seligman, 2006):
Акцент на утверждениях, а не на вопросах, чтобы подчеркнуть отношения сотрудничества между клиентом и терапевтом.
Вопросы «Что» и «Как» (когда используются вопросы), чтобы удерживать клиента в настоящем и способствовать интеграции.
«Я»-утверждения используются для того, чтобы поощрять клиентов владеть чувствами, а не возлагать вину на других.
Используется настоящее время, поэтому акцент делается на настоящем, а не на прошлом.
Поощрение ответственности клиентов за свои слова, эмоции, мысли и поведение, чтобы они узнавали и принимали то, что чувствуют.
Пустой стул : Техника пустого стула — это «метод облегчения ролевого диалога между пациентом и другими или между частями личности пациента. Он обычно используется в групповой ситуации» (Паттерсон, 1986). Два стула ставятся лицом друг к другу: один представляет пациента или одну сторону личности пациента, а другой представляет другого человека или противоположную часть личности. По мере того, как пациент меняет роли, он или она садится то на один, то на другой стул.
Терапевт может просто наблюдать за ходом диалога или может проинструктировать пациента, когда менять стулья, предложить произнести предложения, привлечь внимание пациента к тому, что было сказано, или попросить пациента повторить или преувеличить слова или действия.
В процессе вызываются эмоции и конфликты, могут возникать и разрешаться тупиковые ситуации, могут развиваться осознание и интеграция полярностей – полярностей или расколов внутри пациента, между пациентом и другими людьми или между желаниями пациента и социальные нормы (Паттерсон, 1986).
Верх — аутсайдер : Широко используемая гештальт-техника — диалог между фаворитом и аутсайдером. Эта техника используется, когда терапевт замечает у клиента два противоположных мнения/отношения. Терапевт побуждает клиента различать эти две части и играть роль каждой из них в диалоге между ними (Patterson, 1986).
Тиранический «превосходный пес» требует, чтобы все было по-особому, в то время как «аутсайдер» играет роль непослушного ребенка. Индивид становится расколотым между двумя сторонами, борющимися за контроль.
Сны : Сны используются для интеграции клиента. В центре внимания сновидения клиента находится не бессознательное, а скорее проекции или аспекты сновидца (Seligman, 2006). Терапевт будет заставлять клиентов рассказывать о своих снах с точки зрения значения каждой роли во сне, и это позволяет клиентам брать на себя ответственность за сны и повышать осведомленность о своих мыслях и эмоциях.
Фантазия : Фантазия используется в гештальт-терапии для повышения самосознания клиентов своих мыслей и эмоций и для закрытия незавершенных дел (Seligman, 2006). Терапевты используют техники управляемого воображения (фантазии), чтобы побудить клиентов представить ситуации, например, что они сделали бы в определенной ситуации, или проецируя себя на разные роли.
Тело как средство коммуникации : Гештальт-терапия считает, что не только мысли и эмоции важны для создания ощущения «целостности» у клиента, но и физические ощущения также важны. Селигман (2006) определил три стратегии, помогающие сосредоточить внимание на физических ощущениях:
Идентификация : Гештальт-терапевты должны уметь распознавать физические признаки своих клиентов. Например, клиент может постукивать ногами по земле. Терапевт может сказать: «Стань своей ногой и дай ей голос?» Это создает осознание физических ощущений и эмоций клиента.
Локализация эмоций в теле : Гештальт-терапевты могут спросить клиентов, где они испытывают эмоции в своем теле. Например, клиент может сказать, что он нервничает из-за чего-то. Терапевт может спросить, откуда это берется в теле, и клиент может ответить, что это чувство похоже на порхание бабочек в животе. Это помогает клиенту лучше осознавать ощущения и свои эмоции.
Повторение и преувеличение : Если есть повторение, например, когда клиент постукивает ногой по земле, терапевт заставит его преувеличить движение и рассказать о возникающих чувствах. Это, в свою очередь, фокусируется на эмоциях и должно помочь высвободить заблокированное осознание.
Замешательство : Техника работы с замешательством клиента заключается в привлечении внимания к колебаниям клиента в разговоре о чем-то неприятном. Нерешительность может проявляться избеганием, игнорированием, вербализмом и фантазиями (Паттерсон, 19 лет).86). Привлекая внимание к колебаниям, это создает у клиента самосознание и позволяет ему проработать проблему.
Конфронтация : В гештальт-терапии конфронтация означает «бросить вызов клиенту или расстроить его». Клиент сталкивается с чувствительностью и эмпатией со стороны терапевта, чтобы столкнуться с важными для него проблемами. Это бесценный инструмент для того, чтобы привести клиентов к ясному осознанию их реальности, при правильном использовании. Однако конфронтация — это не метод, который можно использовать со всеми клиентами.
Области применения
Первоначально гештальт-терапия преимущественно использовалась для лечения людей, страдающих тревогой и/или депрессией и не проявляющих серьезных патологических симптомов. Хотя гештальт-терапия до сих пор используется для лечения тревоги и депрессии, она оказалась эффективной при лечении клиентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности.
Гештальт-терапия также эффективна при консультировании групп, пар и семей (Corsini & Wedding, 2000).
Сильные стороны
Имеются эмпирические исследования в поддержку гештальт-терапии и ее методов (Corsini & Wedding, 2000). В частности,
Гештальт-терапия равна или превосходит другие методы лечения различных расстройств, гештальт-терапия оказывает благотворное влияние на расстройства личности, а эффекты терапии стабильны.
Работает с прошлым, делая его актуальным для настоящего (Corey, 2005).
Универсальный и гибкий подход к терапии. Он имеет много методов и может быть применен к различным терапевтическим проблемам.
Слабые стороны
Чтобы гештальт-терапия была эффективной, терапевт должен иметь высокий уровень личностного развития (Corey, 2005).
Эффективность конфронтационных и театральных техник гештальт-терапии ограничена и не была хорошо установлена.
Считается, что это эгоцентричный подход, который касается только индивидуального развития.
Потенциальная опасность для терапевтов злоупотреблять своей властью над клиентами (Corey, 2005).
Не хватает сильной теоретической базы.
Работает только здесь и сейчас.
Не занимается диагностикой и тестированием.
Вывод
Гештальт-терапия направлена на интеграцию «всего» человека и его или ее окружения. Эта терапия рассматривает здорового человека как человека, который осознает свою жизнь и живет здесь и сейчас, а не сосредотачивается на прошлом или будущем. Гештальт-терапия имеет ряд успешных техник, которые сегодня применимы в терапии и могут быть использованы для решения широкого спектра эмоциональных проблем.
Каталожные номера
Кори, К. (2005). Теория и практика консультирования и психотерапии. (7-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning.
Корсини, Р.Дж., и Веддинг, Д. (ред.). (2000). Современные психотерапии. (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning, Inc.
Gladding, С.Т. (2000). Консультирование: всеобъемлющая профессия. (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc.
Патерсон, CH (1986). Теории консультирования и психотерапии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
Селигман, Л. (2006). Теории консультирования и психотерапии: системы, стратегии и навыки. (2-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Ltd.
ГЕШТАЛЬНЫЙ ПОДХОД: Базовая теория гештальта
«Изменение происходит, когда человек становится тем, кто он есть, а не когда он пытается стать тем, один не является.» ~ Арнольд Р. Бейссер
Хотя есть черты, в которых люди похожи, в гештальт-подходе каждый человек отличается, существенно отличается от всех остальных и воспринимает мир уникальными способами. Каждый человек ценят и уважают как ; и любые изменения для этого человека продиктовано и ограничено тем, что этот человек знает и хочет. Теория и практика гештальта терапия адаптируется как образ жизни, поскольку описывает основные процессы которые подходят для любого человека, чтобы жить к. Он предлагает набор конструкций которые полезны, но не директивны. |