Гештальт принципы – Гештальтпсихология — Википедия

Содержание

Принципы гештальта в дизайне пользовательского интерфейса / Cloud4Y corporate blog / Habr

Вы когда-нибудь смотря на небо, замечали облако необычной формы, напоминающее животное или образ знакомых вещей? Вы когда-нибудь задумывались, почему и как у вас, просто глядя на пушистое скопление капель воды, возникает эта ассоциация? Это все из-за того, как работает наш мозг.

Мозг всегда пытается понять мир, сравнивая предыдущее восприятие визуальных образов и соединяя точки. У него есть свой «странный» способ восприятия очертаний и формы, группировки информации, заполнения пробелов для создания общей картины.

Понимание того, как работает наш мозг, поможет вам стать более мудрым дизайнером и мастером визуальной коммуникации. Это может помочь определить, какие визуальные элементы наиболее эффективны в конкретной ситуации, и как вы можете использовать их, чтобы эффективно влиять на восприятие, вызывать внимание и изменения в поведении пользователей. Особенно полезна в этом часть статьи, касающаяся решения задач интуитивности дизайна пользовательского интерфейса.

«Великие дизайнеры понимали ту огромную роль, которую играет психология в визуальном восприятии. Что происходит, когда глаза пользователей встречаются с творчеством дизайнера? Как их разум реагирует на сообщение, которым c ними хотят поделиться?
— Laura Busche, Brand Content Strategist at Autodesk

Уже ясно, что визуальный дизайн и психология связаны и оказывают влияние друг на друга. Принципы гештальтизма могут помочь нам понять и контролировать эти связи.

Что такое гештальт?


Гештальт (форма на немецком языке) — это группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 1920-х годах. Он основан на теории, что «организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей».
«Целое это не сумма частей».
— Курт Коффка

Принципы гештальтизма — это попытка описать то, как люди воспринимают визуальные элементы, когда применяются определенные принципы или условия. Они построены на четырех ключевых идеях:

Появление/проявление
Люди склонны идентифицировать элементы сначала в более общей форме. Наш мозг распознает целое быстрее, чем составляющие.

Воплощение/обобществление
Люди могут распознавать объекты, даже если отсутствуют их части. Наш мозг сопоставляет то, что мы видим со знакомыми шаблонами, хранящимися в нашей памяти, и заполняет пробелы.

Множественная стабильность
Люди часто интерпретируют неоднозначные объекты более чем одним способом, переключаясь между альтернативами в поиске определенности. В итоге одна точка зрения станет более доминирующей, в то время как переключение на другую интерпретацию будет усложняться.

Неизменность/инвариантность
Люди могут распознавать простые объекты независимо от их вращения, масштаба и перемещения. Мозг может воспринимать объекты с разных точек зрения, несмотря на их внешний вид.

Для реализации этих идей были сформулированы принципы гештальта, которыми дизайнеры пользовательского интерфейса могут руководствоваться для повышения эффективности визуальной коммуникации.

Основные принципы


Близость

Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как более связанные, чем те, которые расположены дальше друг от друга. Таким образом, различные элементы могут рассматриваться как группа, а не по отдельности.

Как применяется принцип близости в дизайне пользовательского интерфейса?

Мы можем использовать этот принцип для группировки схожей информации, организации контента и упорядочивания элементов и блоков. Правильное использование окажет положительное влияние на визуальную коммуникацию и работу с пользователями.

Как гласит принцип, элементы, которые связаны друг с другом, должны располагаться ближе друг к другу, в то время как несвязанные элементы должны быть размещены раздельно. Незаполненное пространство играет здесь жизненно важную роль, поскольку оно создает контраст, направляющий глаза пользователей по намеченному пути. «Чистое пространство» может усилить визуальную иерархию и управлять потоком информации, что облегчает чтение и сканирование макетов. Это поможет пользователям быстрее достичь своих целей и углубиться в контент.

Мы можем применять принцип близости почти везде от панелей навигации, карточек, галереи и баннеров до списков и основного текста.

Общие области

Аналогично принципу близости, элементы, расположенные в одной и том же замкнутой области, воспринимаются как сгруппированные.

Принцип общей области особенно полезен. И не только в организации группировки информации и контента, а также и в разделении контента, действуя как координационный центр.

Этот принцип может содержать множество признаков, по которым объекты объединяются в более крупные группы. Мы можем использовать линии, цвета, формы и тени. Часто это полезно для вывода элементов на передний план и акцентировании внимания пользователя на взаимодействии с интерфейсом или важность.

Сходство

Элементы, имеющие сходные визуальные характеристики, воспринимаются как более связанные, чем те, которые не имеют сходных характеристик.

Мы склонны воспринимать похожие друг на друга элементы как группу или паттерн. Мы также можем подумать, что они служат для одной цели. Сходство может помочь нам организовать и классифицировать объекты внутри группы и связать их с определенным значением или функцией.

Существуют различные способы сделать элементы воспринимаемыми как схожие и, следовательно, связанные. К ним относятся сходство цвета, размера, формы, текстуры, размера и ориентации. Причем некоторые более «коммуникабельны», чем другие (например, цвет> размер> форма). Когда возникает сходство, объект может быть выделен, будучи отличным от остальных. Назовем такой подход «Аномалия». Он может использоваться для создания контрастности или увеличения визуального веса. Он может привлечь внимание пользователя к определенному фрагменту контента (основной фокус), помогая при просмотре, обнаружении в общем потоке.

Мы можем использовать принцип сходства в навигации, ссылках, кнопках, заголовках, призывах к действию и многом другом.

Замкнутость/завершение

Группа элементов часто воспринимается как одна узнаваемая форма или фигура. При взгляде на сложно расположенные элементы мы стремимся увидеть в них простую узнаваемую форму. Завершение также происходит в мозге, когда объект является неполным, или его части не окончены.

Как гласит принцип «Завершение», при представлении достаточного объема информации наш мозг сделает выводы, заполняя пробелы и создавая единое целое. Таким образом, мы можем уменьшить количество элементов, необходимых для передачи информации, снижая запутанность и делая дизайн более привлекательным. Завершение может помочь нам минимизировать визуальный шум и передать сообщение, усиливая концепцию в довольно небольшом пространстве.

Мы можем использовать принцип «Завершение» в Иконографии, где простота помогает быстро и ясно передавать смысл.

Симметричность

Симметричные элементы, как правило, воспринимаются как принадлежащие друг другу, независимо от расстояния между ними, давая нам ощущение цельности и порядка.

Симметричные элементы просты, гармоничны и визуально приятны. Наши глаза ищут эти атрибуты наряду с порядком и стабильностью, чтобы осмыслить мир. По этой причине Симметрия является полезным инструментом для быстрой и эффективной передачи информации. Симметрия создает комфорт, помогая нам сосредоточиться на том, что важно.

Симметричные композиции хороши, но они также могут быть немного скучными и статичными. Визуальная симметрия имеет тенденцию быть более динамичной и интересной. Добавление асимметричного элемента к во всем остальном симметричному дизайну может помочь привлечь внимание к чему-то полезному или призвать к действию. Симметрия наряду со здоровой асимметрией важна в любом дизайне.

Хорошо использовать симметрию для галерей, товарных выкладок, списков, навигации, баннеров и любых нагруженных контентом страниц.

Принцип продолжения

Элементы, расположенные в линию или на гладкой кривой, воспринимаются как более связанные, чем упорядоченные случайным образом.

Элементы, следующие непрерывной линией, воспринимаются как сгруппированные. Чем более гладкие участки линии, тем более единую форму мы видим — наш ум предпочитает путь наименьшего сопротивления.

Непрерывность помогает нам интерпретировать направление и движение по композиции. Это происходит при выравнивании элементов, и это может помочь нашим глазам плавно перемещаться по странице, повышая разборчивость. Принцип непрерывности усиливает восприятие информации по группам, создает порядок и направляет пользователей через разные сегменты контента. Нарушение непрерывности может сигнализировать о конце раздела, обращая внимание на новый фрагмент контента.

Линейная компоновка строк и столбцов является хорошим примером непрерывности. Мы можем использовать их в меню или подменю, в списках, «каруселях» и так далее.

Общее предназначение/поведение

Элементы, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как более связанные, чем движущиеся в разных направлениях или вообще не движущиеся.

Независимо от того, насколько далеки друг от друга элементы или насколько они могут отличаться, если они движутся или меняются вместе, они воспринимаются как связанные.

Принцип более эффективен, когда элементы перемещаются синхронно: в том же направлении, в то же время и с той же скоростью. Он может помочь с группировкой релевантной информации и связыванием действий с результатами. Нарушение синхронности движения может привлечь внимание пользователей и направить их к определенному элементу или функции. Он также может обозначить взаимосвязь между различными группами.

Мы можем использовать принцип общего поведения в расширяемых меню, аккордеон-меню, подсказках, при многоуровневом скроллинге и индикации прокрутки.

Вывод


Дизайн пользовательского интерфейса — это не только красочные пиксели и яркая графика. В основном это коммуникация, эффективность и удобство. Принципы гештальта всегда актуальны, помогая нам достичь этих целей, создавая условия для приятного пользовательского опыта и большего успеха бизнеса.

P.S. Для работы с «тяжёлым» ПО, требующим производительных видеокарт, в том числе для дизайнеров, в нашем облаке доступна GPU (облачная графика) на платформе виртуализации VMware.

habr.com

5 принципов гештальт-психологии для создания запоминающихся изображений

Гештальт-психология — это теория визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в начале 1920-х годов. Она была призвана объяснить, как людям удается выносить осмысленные суждения о мире, пребывающем в постоянном хаосе. Слово «гештальт» означает «единое целое». Именно этот термин отражает процесс восприятия, обработки и синтеза разрозненных частей реальности.

Основное заблуждение о сущности гештальта связано с неверным переводом термина на английский язык: «Целое больше суммы своих частей».

На самом же деле, идея гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы его частей». Это значит, что наше восприятие целого существует независимо от восприятия его частей. Или, другими словами, при соединении частей образуется целое, которое имеет новое измерение существования.

Принципы гештальта: близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон.

Маркетологи могут почерпнуть из гештальт-психологии много полезного. Ведь человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии — один из примеров, доказывающих это.

Люди не принимают решения самостоятельно. На их действия влияют предубеждения, внешние обстоятельства, а также множество других факторов. Это означает, что знание того, как они реагируют на зрительные стимулы, может быть крайне полезным. Гештальт-психология не только сделает ваше визуальное сообщение более эффективным, но и даст простор для творчества.

Посмотрим, как перечисленные выше принципы гештальт-психологии могут быть задействованы в визуальном маркетинге.

Читайте также: Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне

Закон близости

Закон близости утверждает, что расположенные недалеко друг от друга объекты мы подсознательно воспринимаем как объекты одной группы. Наш мозг стремится к непрерывности восприятия, и эта подсознательная группировка дает нам ясную интерпретацию взаимосвязи между объектами. 

Закон близости: расположенные рядом объекты группируются вместе. Круги слева нам кажутся вертикальными колонками, а круги справа кажутся сгруппированными в горизонтальные ряды.

Маркетологи и рекламодатели могут использовать закон близости, чтобы создать запоминающееся и привлекательное визуальное сообщение, как это сделала компания Prada в печатной рекламе ниже. Расположение различных элементов рядом друг с другом на равном расстоянии дает поразительный визуальный эффект.

Закон сходства

В соответствии с законом сходства мы воспринимаем объекты с общими элементами так, как будто они являются частью друг друга. «Общими элементами» здесь выступают форма, цвет, размер, текстура или любой другой визуальный элемент.

Закон сходства: схожие объекты группируются вместе.
Большинство людей видят вертикальные ряды квадратов и кругов.

В веб-дизайне закон сходства полезен, когда вам нужно сгруппировать разнородные объекты, такие как изображения и тексты разных размеров. Один из способов создать визуальное единство в данном случае — это придать им общее свойство. Например, цвет фона. 

На странице eBay выше,изображения и тексты различных размеров принадлежат одной группе за счет общего зеленого цвета. Такой подход помогает потребителям легче связывать детали и быстрее обрабатывать информацию.

Другой способ применения закона подобия – это его нарушение. Вы можете привлечь внимание к отдельному элементу, визуально отделив его от остальной части страницы. Кнопка призыва к действию на картинке ниже является прекрасным примером этого. Она выделяется на синем фоне, и ее невозможно не заметить.

Читайте также: Оптимизация визуального дизайна согласно гештальт-принципам сходства и близости

Закон завершения образа

Этот закон говорит, мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы. Мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований. Естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы.

Примером этого является изображение ниже. Быстро взглянув на картинку, вы увидите круги и треугольники, которых там нет.

Закон завершения образа: объект, сгруппированные вместе, выглядят как целое.
Мы игнорируем пробелы и заканчиваем проведение линий. На рисунке нет треугольников и кругов, но наш мозг вписывает недостающую информацию для создания знакомых форм и изображений.

Можно найти использование закона завершения образа на логотипах некоторых известных брендов, таких как WWF или Apple. Смотря на картинку WWF, мы автоматически заполняем пробелы и видим панду.

Маркетологи также могут использовать этот закон для создания более привлекательного и запоминающегося контента.

Закон непрерывности

Закон непрерывности утверждает, мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. Ниже вы можете увидеть пример, на котором разрозненные точки кажутся нам гладкими линиями.

Закон непрерывности: Кажется, что линии очерчивают гладкую линию.
Верхняя ветк кружком на рисунке будто исходит из первого сегмента линии. Из-за этого нам кажется что перед нами цельная, непрерывная линия.

Из-за склонности нашего мозга видеть в линиях направленность, закон непрерывности иногда используется в логотипах, где ломаные линии образуют непрерывную форму. В приведенном ниже примере логотипа IBM мы можем легко прочесть надпись несмотря на пробелы. 

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона показывает, как мы фокусируем зрительное внимание, отделяя фигуру от фона. Фигура является частью композиции, на которую мы обращаем внимание.

Этот закон объясняет, что фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания. Другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего. Остальная часть визуального ряда является фоном.

Существует 3 типа отношений между фигурой и фоном. Все они имеют отличные возможности для построения эффективной визуальной коммуникации.

  • Фигура может быть четко отделена от фона (устойчивое отношение).
  • Часть изображения может быть воспринята и как фигура, и как фон (двусмысленное отношение).
  • И фигура, и фон имеют одинаковый визуальный вес. Глаз переключается с одного на другое (реверсивное отношение). Взгляните на «Вазу» Рубина:

Устойчивое отношение наиболее популярно у маркетологов. Пространство и контраст могут создать эффект, который легко привлечет внимание к нужному месту.

Домашняя страница iPhone 7 – очень яркий пример устойчивого отношения «фигура-фон».

На этой странице подчеркнут сильный контраст между текстом белого заголовка и черным фоном. Даже сам продукт почти сливается с новом, благодаря чему текст отчетливо виден.

Читайте также: Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия

Вывод

На протяжении многих лет гештальт-психология позволяла профессионалам из разных областей, включая маркетологов и рекламодателей, понять то, как их аудитория интерпретирует визуальную информацию и видит мир.

Гештальт-психология помогает создать визуальный контент, который стимулирует активность клиентов. Поэтому определенно стоит использовать ее принципы в дизайне лендингов..

Высоких вам конверсий!

По материалам: neurosciencemarketing.com.

10-07-2017

lpgenerator.ru

Гештальт-психология — Психологос

Вы видите вазу или два лица?

Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Представители: Вольфганг Кёлер​, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.

Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Принципы гештальта

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Фигура и фон

Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху.

Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Константность восприятия

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.

www.psychologos.ru

Гештальт-терапия – что это такое, основные принципы, суть

Записаться к специалисту

Алексеева Мария
Ваш личный психолог

Записаться

Гештальт-терапия – направление психотерапии, базирующейся на гуманистических принципах, основная цель самоосознание. В центре методов стоит экспериментирование над самим собой и выявление феноменов при этом.

Посредством чувств человек создает себе определенную единую по своей структуре картину мира, делает выводы, планирует, контролирует свое поведение. Нет в мире двух людей с одинаковым жизненным опытом. Даже если их жизненные истории похожи, они все равно разные.

Только сам человек может регулировать свое поведение, только он в ответе за свои решения. Эту способность к саморегуляции нельзя восполнить или заменить чем-то другим. Следуя постулатам гештальт-терапии человек – существо самовосстанавливающееся. Любой индивид может помочь себе только сам. Он не просто в состоянии это сделать, он должен это делать, чтобы обрести душевное равновесие, здоровье. Основоположниками гешатальт-терапии считаются Ф.Перлз, его жена Л.Перлз, П.Гудмен. Основные идеи были разработаны в середине XX в., в 1940-1950-х годах.

Содержание статьи:

Взаимодействие организма и среды как контакт (по Ф. Перлзу)

Выше уже говорилось об уникальности опыта каждого человека. Исходя из теории Ф.Перлза опыт является своеобразной границей между индивидом и средой. Перед тем, как приобретется опыт, необходим контакт между человеком и средой. Чаще всего контакт происходит путем взаимодействия раздражителя, органов чувств и моторной реакции вследствие воздействия раздражителя. Опыт – это контакт, происходящий на границе между организмом и средой.

Вначале происходит сенсорное осознавание, а потом уже моторная реакция. Ф.Перлз приводит в качестве пример полет мяча. Вам кидают мяч, вначале вы осознаете факт его передвижения, видите его, просчитываете расстояние (сенсорное осознавание), а потом уже ловите его (моторная реакция). Все. У вас приобретен опыт – вы знаете как ловить мяч.

Ничего происходящего внутри человека, любой его функции (питания, дыхания, продолжения жизни, жажды и т.д.) невозможно без внешних объектов, среды. Если говорить о дыхании, то без воздуха оно невозможно, удовлетворение жажды не произойдет само собой, нужен источник жидкости, а он находится во внешней среде. При гневе мы злимся на что-то происходящее извне, нужен источник фрустрации, процесс мышления происходит только при возникновении затруднений при практических действиях. Перлз называл это взаимодействие полем организм/среда. При анализе взаимодействия человека и среды невозможно забывать о взаимосвязи физических, социально-культурных и биологических факторах. Далее автор предлагает объединить два утверждения:

  1. Опыт является контактом, возникающим на границе организма и среды.
  2. Все человеческие функции являются результатом взаимодействия социально-культурных, биологических и физических факторов в поле организм/среда.

Граница не является привычным понятием в данном случае. Она не отграничивает организм от среды. А скорее всего является способом связи между организмом и средой. Функционирование границы (приобретение опыта) это сообщение о реальности. По сути, функционирование границы является ростом человека. Так он охраняет свой организм от опасности, усваивает новые знания, развивается. То воздействие, которое ни на что не влияет, остается неизменным и не вызывает реакции, не будет предметом контакта.

Например, если у человека здоровая печень, то контакта не возникнет, пока она не заболит. Для развития человека необходима новизна. Все, что было новым постепенно становится старым и перестает входить в контакт. На смену обязательно должно приходить что-то другое. Иначе творческий процесс приспособления организма и среды прервется. Как результат – возникнет внутриличностный конфликт. Отсюда неврозы, тревога, страхи и прочие нарушения работы нервной системы. Ф.Перлз вообще не центрировался на вопросе «почему возникла проблема». Его больше интересовало как эта проблема будет переживаться, какое влияние способна оказать на жизнь человека.

Фон и фигура в гештальт-терапии

На протяжении всей жизни на человека буквально «выливаются» тонны информации. К счастью, благодаря генетически детерминированным особенностям организма человек научен фильтровать всю эту информацию – наши уши не в состоянии воспринимать слишком низкочастотные и высокочастотные звуки, глаза не видят так, как дает обзор микроскоп, например, кожа не воспринимает движения каждой молекулы, нос не ощущает всей гаммы запахов вокруг, мы слышим только близко находящиеся ароматы и то при условии их высокой концентрации в воздухе. В ином случае наш мозг просто бы «закипел» бы от такого количества информации.

То же самое касается нашей памяти – мы помним только то, что нам нужно в данный момент, не храним миллионы воспоминаний от нашего ежесекундного пребывания в сознании. Поэтому, важные события образуют в нашем сознании фигуру (гештальт), а все остальное только фон. Иногда фон и фигура меняются местами.

Например, когда человек испытывает сильную жажду, он не обратит должного внимания на стоящую перед ним на столе еду, фигурой будет стакан с водой. Но вот попил, жажда удовлетворена, теперь вода для него не важна, он обнаруживает, что хочет есть. Здесь уже прослеживается четкая связь с потребностями. В зависимости от потребностей и будут возникать фигуры и фон к ним. Или он едет за рулем, давно, ему хочется есть, фигурой у него будет поиск кафе, но вот возникает опасность дтп, на первый план выходит мысль о безопасности, он максимально сосредотачивает внимание на дороге. Фигуры поменялись. Мысли о еде стали фоном.

Человеку необходимо равновесие, сам организм так выстроен. Мы дышим неосознанно, ходим, не думая, какую ногу ставить вперед, бегаем. Даже потеряв способность видеть или слышать, например, организм способен компенсировать эту потерю за счет других органов чувств – плохо видящий человек острее слышит. Не слыша и не видя, люди за счет осязания учатся читать, писать, разговаривать!

Возможности человека поистине безграничны. При болезни подключаются резервы нашего организма – начинают вырабатываться антитела, как противодействие болезни. Если болезнь не тяжелая, человек выздоравливает сам, без помощи лекарств. Здоровый человек в состоянии самостоятельно достичь равновесия между собой и окружающей средой и в самом себе, прежде всего. Собственно, без достижения внутренней гармонии не будет гармонии с миром. Также и наоборот, без гармонии с внешним миром, достичь внутреннего равновесия невозможно. Невозможно быть в душевном равновесии при частых и многих неудовлетворенных потребностях.

В теории гештальт-терапии в жизни человека постоянно возникают различные желания, мысли и чувства, выступающие на первый план, становясь фигурами, остальное фон. Как только человек получает желаемое, гештальт становится целостным. Все. Он отодвигается на задний план и человек уже думает о другом, выстраивая другую фигуру и стремясь достичь целостности в новом гештальте, завершить его.

И так гештальты сменяют один другого, происходит своеобразный цикл, так организм достигает состояния гомеостаза (равновесия). Если же потребность нельзя удовлетворить, то и гештальт остается незакрытым, незавершенным. И тогда другого гештальта не возникает. Цикл прерывается. Эти незавершенные гештальты и являются предметом внутренних проблем человек, вносящих дисгармонию. Если потребность невозможно удовлетворить по каким-то причинам, следует переключиться на другое, перейти на новое, сделать старое неважным. И тогда старый гештальт уйдет, станет ненужным и растворится. Возникнет новый. С таким незавершенными гештальтами и работают терапевты. Окончательная цель – уход фигуры в фон.

Человек с нарушениями нервной системы утрачивает способность разрушать или завершать старые гештальты самостоятельно, он не в состоянии переключиться на что-то другое. Он зафиксирован в одном состоянии – напряжении. Источник его напряжения – незавершенный гештальт.

Суть гештальт-терапии и области ее применения

Гешатальт-терапия сочетает в себе несколько направлений – психоанализа, экзистенциального подхода в терапии, психодрамы и даже дзен-буддизма. Следуя воззрения гештальтистов мир – это совокупность образов, а образ в свою очередь целостная структура – гештальт. Построение и смена гештальт образов закономерный непрерывный цикл. Фигуры (гештальты) должны создаваться именно для того, чтобы сменять друга, разрушаться и возникать вновь.

Где и когда можно использовать гештальт-терапию:

  • Кризисные периоды (возрастные, кризисы роста), острые стрессовые ситуации (развод, смерть близкого человека, хроническое чувство одиночества).
  • Психосоматические нарушения.
  • Личностый кризис, неуверенность в себе, раскрытие личностного потенциала.
  • В образовательных организациях различного уровня.
  • В частных организациях и фирмах.
  • В области культуры и искусства.

В наши дни гештальт-терапия пользуется популярностью – растет количество специалистов, применяющих ее и количество пациентов, выбирающих ее как способ психотерапии. Построение и разрушение фигур, вхождение в контакт происходит в несколько этапов или фаз. Деление на фазы условное, дается только для лучшего понимания.

Фазы контакта:

  1. Предконтакт. Во время этой фазы происходит возникновение потребности. В теле человека возникает импульс, желание. Здесь фигура начинает обретать свои первоначальные очертания. Но от фона она еще не отделилась. В контакт с окружающей средой не вступила. Именно в это время люди могут ощущать смутно потребности, они точно еще не знают что конкретно им нужно.
  2. Контактирование. В этой фазе человек придет к осмыслению и определению, действительно ли ему это нужно. Фигура станет четче, фон также станет более энергично выраженным.
  3. Финальный контакт. На этой стадии происходит слияние человека и среды. Нет фигуры и фона, границ не ощутить в системе объект-субъект. Возникает конкретная ситуация контакта – любви, ужаса, восторга и т.д.
  4. Постконтакт. Граница опыта закрывается. Он начинает ассимилировать. Постепенно исчезает, чтобы уступить место новой фигуре и новому контакту.

Защитные механизмы в гештальт-терапии

В процессе существования у человека вырабатываются защитные механизмы. Они играют адаптивную роль. Но порой выполняют тормозящую функцию. Замедляя или делая невозможным личностное развитие человека, что приводит к неврозам. Различают следующие механизмы защиты:

  • Слияние (конфлуэнция). В раннем детском возрасте слияние ребенка и матери естественно и необходимо. Мать физически способна ощущать потребности ребенка. Для ребенка мать и есть среда. Он полностью зависит от нее в пище, уходе, сохранении здоровья. Со временем у ребенка появляются личные границы. Порой же происходит нездоровое слияние одного индивида с другим. Когда человек ведет себя исходя не из своих интересов и желаний, а потребностей другого человека. Но желания двоих расходятся, начинаются разногласия. Не нужно делать что-то для кого-то. Только для себя. Самостоятельность в решении проблем и ответственность за свои решения – признак зрелости личности.
  • Интроекция. Здесь происходит сдвиг границы среды внутрь человека. Когда все, что приходит извне принимается на веру без критичности и пропуска через свой опыт. Есть положительные интроекты – дорогу переходят только по переходу или когда приходишь с улицы надо обязательно мыть руки. Но часто боязнь нового не дает дальше развиваться человеку. А это уже проблема, с которой надо работать.
  • Проекция. Обратный процесс интроекции. Индивид отрицает очевидные в себе качества, приписывая их другим. Это происходит с положительными чертами (при заниженной самооценке) и с отрицательными (при завышенной самооценке). При этом человек отделяет четко себя от среды. Как пример – я опоздал на работу, потому что у меня голова так сильно заболела. То есть виноват не он, а среда, в данном случае – его заболевшая голова. И ответственность за это человек на себя брать не хочет. Гештальт-терапевт вправе здесь задать вопрос: А почему ты заставил свою голову разболеться? Метод жесткий, но действенный.
  • Ретрофлексия. Это обращение чувств, которые необходимо было направить на среду, на себя. Злость на своего обидчика почему-то переносится на себя. Агрессия обращается исключительно вовнутрь. Это чревато психосоматическими проявлениями. Психосоматические проявления – это неотреагированные вовремя чувства. Этот механизм самозащиты характерен для детей, выросших в жесткой воспитательной среде. Классической техникой здесь будет техника «пустого стула». Когда все наболевшее человек проговаривает вслух перед пустым стулом.

       

  • Дефлексия. Автор термина И.Польстер. Это проявляется в уклонении индивида от прямого контакта с окружающими. Вместо откровенного общения мы получаем разговоры «ни о чем». Попытки обсудить проблему встречаются с несерьезными высказываниями и уходом от темы. Болтливость при этом может быть чрезмерной. Как-будто человек играет на опережение, чтобы не дать обсудить действительную проблему, он хихикает, болтает непрерывно о несущественных вещах.

Путь преодоления защитных механизмов непростой. Положительным результатом терапии будет искреннее эмоциональное и поведенческое реагирование, умение принимать осознанные самостоятельные решения и умение нести за них ответственность. Пациент преодолевает границы своей свободы, готов расти и развиваться при четком определении направления самосовершенствования. Он принимает то, что внутри его – страх или жестокость, трусость или смелость, сила или слабость.

Принципы гештальт-терапии

  1. Принцип «Здесь и теперь». Нет ничего важнее того, что происходит сейчас. Теперь это и есть настоящее. Прошлого уже нет, а будущее неизвестно, еще не наступило. Гештальт-терапия говорит о необходимости создания целостного образа человека в 5 сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной, социальной.
  2. Телесная работа. Терапевт обязательно принимает во внимание совокупность эмоциональных и телесных проявлений индивида. Но тело и эмоция это единство организма.
  3. Принцип «Я-ты». Имеются ввиду партнерские отношения между клиентом и терапевтом. Обязателен открытый контакт.
  4. Субъективизация высказываний. Пример: «У меня что-то давит в груди», а надо «Я подавляю себя». Пациент рассматривается как активный субъект. Не «Поезд ушел без меня», а «Я опоздал на поезд».
  5. Принцип непрерывности. Основан на усиленной концентрации своих спонтанных переживаний, высказываний. Непрерывное наблюдение за собой и вербализация своих переживаний.

Гештальт-терапевт верит в самоизлечение пациента и играет разве что направляющую роль. Он помогает человеку признать себя целиком такого, как он есть. Это восприятие особенно ценно. Без полного принятия себя невозможно завершить гештальт и двигаться дальше по жизни. Разрушив свой старый мир, он выстроит новый. Память о хорошем будет дополнительным ресурсом в движении.

Молитва

И в завершение, молитва гештальтиста:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты – это ты.

А я – это я.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Если нет, то ничего не поделаешь.

opsihoze.ru

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип близости. Правая часть рисунка

воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается

как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается

не как отдельные отрезки а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

studfiles.net

Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна – 9psy.ru

Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.

Содержание статьи

О чем говорит гештальтпсихология

Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:

  1. Физический, который не затрагивает личные переживания
  2. Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.

Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?

Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.

Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.

Основные принципы гештальтизма

Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:

  • Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
  • Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
  • Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
  • Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
  • Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
  • Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.

Что такое незавершенный гештальт?

Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.

Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:

  • Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
  • Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам;
  • Это недоделанное задание или работа.

Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.

Он может быть опасным для нас по следующим причинам:

  1. Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма;
  2. Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.

Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).

Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.

Учимся жить здесь и сейчас

Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.

Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»

Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.

Какие проблемы решает этот вид психологии?

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

  1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
  2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
  4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
  5. Исполнение.

Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.

Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.

9psy.ru

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость.Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть.Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность.Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость.Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность.Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона.Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или какцентр массы(например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаеgnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *