Что такое гештальт-терапия, и как она работает? – Блог – Ясно
«Вообще-то среди нас очень мало целостных людей», — считал основатель гештальт-терапии Фриц Перлз. Гештальт-терапевт помогает человеку достичь этой целостности. Разбираемся, как это работает и причём тут дзен-буддизм.
История вопроса
Представьте себе разомкнутый круг, который не дорисован до конца — разум всё равно будет достраивать картинку и считать это кругом. Это и будет гештальт — по-немецки «целостный образ». В конце XIX века немецкие ученые Коффка, Келер и Вертхаймер, изучавшие особенности восприятия, пришли к выводу, что наше сознание стремится завершать образы.
На базе идей гештальт-психологии и психологии восприятия немецкий психотерапевт и бывший фрейдист Фриц Перлз в середине прошлого столетия основал собственное психотерапевтическое направление. В 1950-х года вместе с женой и коллегами он основал Нью-Йоркский гештальт-институт.
Холистический подход
Ключевое понятие гештальт-терапии — целостность, полнота жизни. Противоположность целостности — «незавершенные действия» или ситуации, которые человек проживает не до конца: проглатывает обиду, стесняется проявлений характера, сдерживает эмоции, отвергает потребности и тд. Таким образом, он как бы отчуждается от собственного опыта, и ситуации остаются непрожитыми, незавершёнными. Задача гештальт-терапевта — помочь человеку осознать опыт во всей полноте и «соединиться» с эмоциями.
Работа с возникающими чувствами и мыслями — один из важных принципов гештальт-терапии. Специалист акцентирует внимание на том, что происходит с человеком непосредственно в кабинете, здесь-и-сейчас. Для этого он предлагает клиенту эксперименты — упражнения на осознавание чувств и эмоций. Например, терапевт может предложить клиенту высказаться от имени симптома, изменить речевые конструкции, намеренно усилить симптом, обнаружить интроекты (навязанные убеждения) и тд.
Все процессы, чувства, реакции, жесты выступают феноменами, которые терапевт исследует вместе с клиентом в терапевтическом пространстве. Он не спрашивает «почему», но спрашивает «как» вы чувствуете, как проживаете непосредственный опыт. Гештальт-терапевты много внимания уделяют физиологическим проявлениям клиента и его психолингвистике: речевые обороты, странные интонации, язык тела. Фиксируя эти феномены в себе, клиент развивает самонаблюдение и начинает лучше осознавать сценарии поведения, устанавливает контакт с собой, с собственным телом и перестаёт испытывать напряжение от тревожащих его ситуаций. Это своего рода психотерапевтическая репетиция полного присутствия в моменте. Новый опыт восприятия себя и даёт толчок к изменениям.
Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами».
Чего ждать от терапевта?
Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта.
Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства. Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо. Если у терапевта реакция была похожей, он может сказать так: «Похоже, слушая вас, я тоже борюсь со скукой и сонливостью. Давайте попробуем разобраться, что происходит между вами и другими людьми, что вызывает у всех нас схожие реакции». В этой ситуации клиент лучше осознает свои способы влияния на других людей.
PS. Ну, и при чём тут буддизм?
Фриц Перлз увлекался дзен-буддизмом и провёл два года в дзенском монастыре в Японии. Практики внимательности и осознанности, парадоксальный инструментарий, фокус на присутствии «здесь-и-сейчас» делают гештальт-терапию и буддизм фундаментально похожими. В обеих системах совершенно точно знают, что автоматические действия (паттерны, сценарии, иллюзии) являются противоположностью осознанности, и работают над тем, чтобы эту осознанность укрепить.
Гештальт-терапия: прикосновение к реальности | PSYCHOLOGIES
11 253
Познать себяЗдоровье и красотаАнтистресс
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Иногда мы нуждаемся в успехе, а терпим неудачу, мечтаем о взаимной любви и бываем отвергнуты. Когда ответные реакции людей или обстоятельства не соответствуют ожиданиям, противоречат желаниям, мы испытываем разочарование, раздражение. А потребности так и остаются нереализованными.
Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальт-терапии Фредерик Перлз утверждал, что, исследуя ощущения, эмоции, мысли, возникающие при контакте с окружающим миром, мы способны точнее осознать свои потребности и понять, есть ли у нас возможность их реализовать. И решить, как лучше это сделать.
История созданияИстория жизни основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза — это история разрывов отношений с близкими людьми, скитаний, эпатажа и борьбы с авторитетами. Но кроме того, это история поиска собственного способа утвердить себя и свой взгляд на жизнь.
Результатом этого поиска стал метод, который помогает человеку существовать рядом с другими людьми, не отказываясь от своих желаний, намерений, целей
В начале своей психотерапевтической карьеры, в 20–30-е годы XX века, Фредерик Перлз работал как психоаналитик. Однако он довольно скоро понял, что теория Зигмунда Фрейда о сексуальности, лежащая в основе этого метода, не дает ответов на вопросы, которые волновали его больше всего. Почему в определенных случаях человек не может удовлетворить потребность, которая для него самая важная, а иногда даже не может ее осознать? Как он взаимодействует со средой, чтобы добиться того, чего хочет?
В результате Перлз разработал теорию потребностей и их удовлетворения. Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека».
Квинтэссенцией жизни Перлза, его исканий и созданного метода можно считать его слова: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Контакт, истинная встреча не всегда возможны, но осознание этого — не повод, чтобы не попытаться их осуществить.
Кому подойдет гештальт-терапия?Гештальт-терапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также предмет работы гештальт-терапевтов.
В процессе работы клиенту предстоит обмениваться искренними эмоциональными реакциями с терапевтом и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Когда мы случайно задеваем горячий чайник, то отдергиваем руку. Так же происходит любое взаимодействие — не только с предметами, но и с людьми: сначала мы что-то ощущаем (как в этом примере — боль), затем возникают эмоции (страх, раздражение), и далее мы что-то предпринимаем (отдергиваем руку). И только затем появляются мысли по этому поводу («надо быть аккуратнее»).
Но очень часто мы не осознаем ни собственных чувств, ни их причины. Он не помыл посуду — она обиделась. Этот эпизод стал поводом для ссоры. И женщина даже не подозревает, что ведущая ее потребность в данной ситуации не чистая посуда, а желание быть в центре внимания или контролировать действия домочадцев.
Терапевты считают важным, чтобы при взаимодействии с миром каждый опирался не на привычные мысли и рассуждения, а на реальные факты
Все, что мы слышим, видим, к чему прикасаемся, в гештальт-терапии называют «первичными феноменами», а чувства и мысли, которые возникают при этом, — «вторичными феноменами». Чем лучше мы их осознаем, тем легче нам взаимодействовать.
Сергей, 44-летний успешный бизнесмен, несколько лет живет с ощущением бессмысленности всего, что он делает. Его ничто не радует. Работа с терапевтом началась с обсуждения «первичных феноменов»: семья, бизнес, заработки. Действительно, вполне благополучная жизнь. Затем начали разбираться с эмоциями (вторичными феноменами).
Оказалось, все, что должно было бы вызывать у Сергея чувство удовлетворения, напротив, порождало недовольство собой. Бессознательно оно было связано с образом матери, которая часто в детстве повторяла: «Я живу только для тебя…» И этот «материнский голос» постоянно обесценивал любое достижение Сергея. В результате терапии ему удалось освободиться от бессознательного чувства вины за то, что он не посвятил всю жизнь матери. И обрести возможность гордиться своими достижениями и получать удовольствие от жизни.
Как это происходитРабота может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч, их количество и стоимость. Длительность курса варьируется от пяти-десяти встреч до нескольких лет (один-два раза в неделю) и зависит от глубины и сложности предъявляемых клиентом проблем. Стоимость одного сеанса зависит от стажа работы и квалификации терапевта.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
В гештальт-терапии ситуацию, когда потребность не реализована или эмоция не выражена, называют «незавершенным гештальтом», и наоборот, когда потребность удовлетворена — «завершенным гештальтом».
Казалось бы, просто — удовлетворил потребность, разрядил эмоцию, снял напряжение. Но очень часто мы не осознаем, какова же истинная потребность, или не можем выразить чувства — нам мешают собственные запреты.
Работа терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем
Юлия, 35-летняя журналистка, пришла на очередную встречу после возвращения из командировки. Она рассказывала о том, какой тяжелой была дорога: вылет задержался на пять часов, условия в аэропорту были ужасными. Юлия говорила, что боится не справиться с трудностями, которые ее преследуют. А эта ситуация лишь подтверждала ее страхи.
Рассказывая, она жестикулировала руками, словно давала чему-то отпор. После того как терапевт обратил на это ее внимание, она с облегчением произнесла: «Да, я чувствую не страх, а сильную злость! Я не просто боюсь сломаться от неурядиц, а злюсь, что ситуация выходит из-под контроля». Что произошло? Классическое «завершение гештальта»: Юлия не только поняла, что кроме страха есть и другое чувство — агрессия, но и осознала лежащую за ней потребность — контролировать ситуацию.
Внимание к здесь и сейчасОсновная работа на терапевтической сессии обычно происходит в так называемом режиме «здесь и сейчас». Внимание терапевта сосредоточено на процессе взаимодействия между клиентом и терапевтом. Ведь у каждого из свои устоявшиеся (часто неадекватные) модели поведения, способы реагировать на ситуации: кто-то обидится на реплику, на которую другой не обратит внимания, кому-то покажется смешным то, от чего другой заскучает.
Терапевтическая сессия в этом смысле ничем не отличается от обычной жизни
Наблюдая за происходящим в отношениях с терапевтом, клиент получает возможность исследовать обычные, часто неэффективные способы взаимодействия с окружающими. И учиться более успешно действовать сначала в отношениях с терапевтом, а потом и в реальных жизненных ситуациях.
Терапевтическая работа всегда остается в первую очередь встречей двух людей, у каждого их которых свой уникальный жизненный опыт. Как правило, мы видим любую ситуацию только со своей точки зрения. Когда к этому добавляется точка зрения другого человека, в данном случае терапевта, возникает более сложная, объемная картина. Это приводит к новому пониманию ситуаций или завершению чувственных переживаний.
Обращать внимание на мир вокругС помощью гештальт-терапии можно научиться открыто и непосредственно воспринимать мир и переживать всю полноту жизни.
Настройте свое внимание на окружающую вас среду, например комнату, в которой вы находитесь. Вслух или про себя опишите то, что вы видите и слышите, не оценивая и не интерпретируя. Начинайте со слова «сейчас». Например: «Сейчас я вижу…», «Сейчас я слышу…» Старайтесь выполнять это упражнение не формально, а действительно интересуясь тем, что вы наблюдаете.
Если вам удалось настроиться на такое восприятие и отключить оценивание («это неинтересно», «это скучно»), вы обнаружите, насколько полнее и многограннее стал мир вокруг вас. Вы почувствуете себя спокойнее и радостнее.
Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RUИсточник фотографий:Shutterstock
Новое на сайте
Как поддерживать иммунитет: 4 принципа питания — советы нутритерапевта
«Посетив „притон“ моего коллеги, я несколько недель чувствовала себя „грязной“»
«Живу как во сне, будто я не от мира сего»
Почему женщинам стоит маскировать соски? Психологи дали однозначный ответ
«Мне все равно»: 3 фразы, которые нельзя говорить партнеру, — мнение психоаналитика
Волосы в сливе и носки в каждом углу: что россиян больше всего бесит в партнерах?
В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы
Как проснуться в 6 утра в прекрасном настроении: 3 совета
Ключевые концепции гештальт-терапии для не-гештальт-терапевтов
Несколько лет назад я присутствовал на приеме в честь преподавателя, которого мы недавно приняли на работу в наш отдел. Она только что защитила докторскую диссертацию, и это будет ее первая академическая работа. Она прошла обучение на Среднем Западе по программе, известной своим упором на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). В беседе с глазу на глаз она поинтересовалась моей теоретической ориентацией. Я сказал, что я гештальт-терапевт. Она сделала паузу, выглядела немного смущенной, а затем сказала: «Гештальт-терапия? Действительно! Я не думал, что кто-то еще так делает».
Нелегко быть гештальт-терапевтом, особенно когда вы преподаете и руководите докторской программой по психологии в США. Иногда я встречаю людей, таких как мой бывший коллега по факультету, которые считают, что гештальт-терапия вымерла. Чаще я сталкиваюсь с людьми, которые имеют устаревшее и несбалансированное представление о том, чем является (или был) гештальт. Фрицу Перлзу, соучредителю гештальт-терапии, можно приписать эту неточную картину, которую было трудно перекалибровать спустя 47 лет после его смерти.
Когда я представил эту тему на конференции Американской ассоциации консультирования в 2016 году в Монреале, я начал с упражнения «свободные ассоциации»: «Я говорю гештальт-терапия, вы говорите…?» Как и ожидалось, я услышал горячее место , здесь и сейчас , пустой стул , технику и молитву Перлза . Я также был рад услышать теория поля , диалог и ориентированный на процесс .
Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что гештальт-терапия представляет собой набор техник, которые может использовать любой терапевт, независимо от ориентации. На самом деле такую технику, как заставлять клиента представить, а затем обратиться к другому человеку в пустом кресле, может использовать любой терапевт, но это вмешательство не имеет смысла.0007 не гештальт-терапия . Как и в случае с любым подходом к консультированию, для достижения даже элементарного уровня компетентности гештальт-терапевта требуются годы образования и обучения.
Еще одно заблуждение состоит в том, что гештальт-терапию можно сочетать с другими направлениями консультирования. Много лет назад я посетил однодневный семинар под руководством Арнольда Лазаруса, «основателя» мультимодальной терапии. Ближе к концу утреннего сеанса он объявил, что собирается показать видео, в котором продемонстрирует, как он может сочетать гештальт-терапию со своим подходом. В видео он провел клиента через упражнение «два стула» (в котором клиент перемещается между стульями «лицом друг к другу», разыгрывая диалог с двумя конфликтующими частями себя). Я подошел к нему во время обеденного перерыва и уважительно предположил, что он не занимается гештальт-терапией. Я спросил, сделает ли он поясняющий комментарий на дневном заседании. Мое предложение и просьба не были приняты, мягко говоря, не очень хорошо.
Сказав это, есть ли аспекты гештальт-терапии, которые могут быть включены консультантами, которые недостаточно обучены и не знакомы с этим подходом? Я полагаю, что они есть, и в оставшейся части этой статьи я обрисую некоторые из этих концепций.
1) Контекст, контекст, контекст. В нашем все более мультикультурном обществе важность рассмотрения контекста становится все более очевидной, независимо от теоретической ориентации человека. Гештальт-терапия приняла (от Курта Левина) концепцию «поля» как одну из своих основных философских основ. В гештальт-терапии человек всегда рассматривается в контексте прошлых и настоящих полевых условий или окружения. Исходной точкой любых терапевтических отношений является представление о том, что наши клиенты одновременно находятся под влиянием различных сред и влияют на них.
Одно из ошибочных представлений о гештальт-терапевтах состоит в том, что нас не интересует прошлое. На самом деле обычно тщательно собирают анамнез, чтобы мы могли найти ключевые части пути, который привел клиентов к их нынешнему социальному и эмоциональному положению. «Анализ контекста» имеет решающее значение для эффективного консультирования, и, учитывая демографические сдвиги, происходящие сегодня в Соединенных Штатах, контексты наших клиентов гораздо более разнородны, чем в прошлые десятилетия.
2) Любопытство. Я только что закончил годичный курс обучения межкультурной коммуникации. Мне пришлось улыбнуться, когда мой тренер объявил, что самая важная компетенция в межкультурной коммуникации — это любознательность. Я улыбнулась, потому что в течение последних нескольких лет любознательность считалась самой важной компетенцией для гештальт-терапевтов.
Наш теоретический термин для этой компетенции — феноменологическое исследование . Сидя с нашими клиентами, мы пытаемся (насколько это возможно) заключить в скобки ранее существовавший опыт, который заставил бы нас спешить с суждениями, объективировать и верить, что мы вычислили этих клиентов. Этот процесс непрост. В конце концов, наша академическая подготовка побуждает нас задавать вопросы, которые помогают нам определить, в какую категорию поставить наших клиентов (диагноз), чтобы мы могли применить наиболее научно обоснованное вмешательство.
Однако целью феноменологического исследования является не классификация. Скорее, мы используем наш «открытый разум», чтобы понять субъективность клиента. Парадоксально, но чем больше мы похожи на наших клиентов (по возрасту, полу, расе, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и т. д.), тем важнее вести с любопытством, особенно с учетом естественной склонности идти коротким путем и предполагать, что мы знаем. как история заканчивается, не тратя время на чтение всех глав.
В нашем все более разнообразном и мультикультурном мире все чаще приходится сидеть с клиентами, которые не похожи на нас. Одно предостережение относительно использования феноменологического исследования с клиентами, которые сильно отличаются от нас, заключается в том, что в задачу клиента не входит обучение консультанта. В отличие от других компетенций, которые необходимо изучить или приобрести, чтобы стать квалифицированным врачом, любопытство является врожденным, и для большинства из нас его необходимо «восстановить».
3) Не играть в избранное. Многие направления психотерапии уделяют больше внимания одному конкретному аспекту индивидуального опыта. Я отчетливо помню, как смотрел видео сеанса групповой терапии под руководством Карла Роджерса. В первые минуты группы участники предсказуемо участвовали в интеллектуальных обменах. Роджерс был очень тихим и выглядел полусонным. Когда участница, в конце концов, начала говорить о своих чувствах, Роджерс оживилась и сказала что-то вроде «Теперь мы куда-то движемся».
В то время как клиент-центрированная терапия считает, что чувства первичны, когнитивно-поведенческая терапия делает аналогичный акцент на когнициях или мыслях. Гештальт-терапия не имеет фаворитов. Наши клиенты могут испытывать дистресс, связанный с их мыслями, чувствами, поведением, мечтами, сексуальностью, духовностью или отношениями. Все эти «области» взаимосвязаны, и в любой конкретный момент терапии одна из них может быть более заметной для клиента, чем другие. Как гештальт-терапевт, я верю, что мои клиенты (а не моя теоретическая ориентация) определят аспект(ы) своего опыта, который является первичным в любой момент.
Культурные соображения также требуют, чтобы терапевты не придерживались слишком строго предписаний любого подхода к консультированию, большинство из которых было разработано с учетом евро-американских ценностей и предубеждений. Например, как консультант, обученный поощрять клиентов к выражению чувств, приспособился бы к клиенту из эмоционально сдержанной культуры?
4) Сила процесса. Одним из отличительных признаков гештальт-терапии является внимание к процессу , а не только к содержанию. Недавно ко мне подошел аспирант, чтобы спросить о присоединении к одной из моих супервизионных команд. Я спросил его, насколько он знаком с гештальт-терапией. Он сказал, что все, что он знал наверняка, это то, что гештальт-терапевты сосредотачиваются исключительно на настоящем. Я исправил это восприятие и дал ему несколько книг и статей для чтения.
Я думаю о содержании и процессе консультирования по-разному. Содержание — это валюта терапии, то, чем обмениваются. Контент — это движущая сила терапии, истории, которыми делятся наши клиенты. Содержание охватывает прошлое и будущее. Процесс существует только в настоящий момент. Процесс — это арена для изменений, потому что изменения не могут произойти ни в прошлом, ни в будущем.
В каждых консультационных отношениях присутствует насыщенный и динамичный процесс, который терапевт может либо включить, либо проигнорировать. Большинство направлений консультирования «насыщены содержанием». Гештальт-терапевты понимают, что содержание и процесс не могут быть разделены. Нас учат обращать пристальное внимание на процесс и «искусно» комментировать его. Например, консультант может сказать: «Когда вы говорите о своем бывшем любовнике (содержание), вы говорите громче, и ваши кулаки сжаты (процесс)». Я использую слово хитрый потому что требуется время и опыт, чтобы научиться наблюдать за процессом и комментировать.
Комментировать процесс означает пригласить вашего клиента быть с вами «в консультационной комнате». Комментировать процесс — значит создать возможность для своего рода «близости», которую многим клиентам было бы неудобно испытывать. И все же, независимо от вашего подхода к консультированию, существует достаточно доказательств того, что так называемые «факторы взаимоотношений» объясняют большую часть положительных результатов, о которых сообщают наши клиенты. Лаура Перлз, другой соучредитель гештальт-терапии, приняла убеждения Мартина Бубера об отношениях «Я-Ты» в качестве модели для гештальт-терапии. Что-то вроде того, что наши клиенты чувствуют, что мы действительно их понимаем и ценим, может, в каком-то простом смысле, исцелять само по себе.
По моему опыту, эти случайные и мимолетные моменты, когда клиенты чувствуют необычайную связь со своим терапевтом (и не в одиночку), могут произойти только в том случае, если консультанты способны включить внимание к процессу в свой подход.
5) Вне эмпатии. В сфере консультирования широко признано, что эмпатия — это хорошо. Вклад Карла Роджерса в эту область хорошо задокументирован. Безусловно, способность быть чутким – необходимая компетенция во всех консультационных отношениях. Но я хотел бы ввести и дать определение другому менее известному термину. Срок включение , и оно пришло к нам от Бубера и Хайнца Кохута.
Различие между эмпатией и включением не является абсолютным. Между ними есть некоторое пересечение и пересечение, но ради этой статьи я определю их следующим образом: эмпатия — это то, каково было бы мне оказаться на месте моего клиента; включение — это «получение» того, что значит для моей клиентки оказаться на ее месте.
Эмпатия очень полезна при консультировании и работает с использованием механизма проекции . Золотое правило связано с проекцией и эмпатией. Мы делаем для других то, что хотели бы, чтобы другие делали для нас. Получив представление о том, что было бы или могло бы быть для меня, если бы я был в разгаре развода с детьми на кону, я могу уточнить, как я оказываю поддержку своему клиенту. С другой стороны, если я слишком «женачусь» на своем собственном опыте, я могу упустить ключевые различия или сделать неточные предположения об опыте развода клиента.
Механизм включения — феноменологическое исследование, которое я определил ранее. Оно тесно связано с Платиновым правилом: мы делаем для других то, что они хотят.
В комплекте две части. Первый — это процесс подлинного получения (Бубер использовал слово «» для «постижения ») опыта нашего клиента в определенный момент сеанса консультирования. Вторая часть — донести до клиента, что мы действительно понимаем и не осуждаем. Если мы сможем время от времени практиковать инклюзивность именно на этом уровне, мы превзойдем эмпатию, и результатом станет то, что Морис Фридман назвал «исцелением посредством встречи». Он считал, и я с ним согласен, что эти мощные моменты связи между консультантом и клиентом могут возникнуть при любом психотерапевтическом подходе.
6) Самое смешное в переменах. Область консультирования стремится помочь клиентам измениться. Большинство теорий консультирования имеют фундаментальную философию о том, как происходят изменения. Однако самое забавное в переменах то, что они происходят всегда. Меняются времена года, меняются наши тела, меняется погода, развиваются технологии и т. д.
Взгляд гештальт-терапии на изменения называется парадоксальной теорией изменений . Проще говоря, изменения происходят естественно и органично, когда достаточно внимания, осознания и поддержки уделяется тому, «что есть», а не когда мы озабочены тем, «чего нет».
Неизбежно клиенты приходят на терапию двух разумов. Они 1) ищут перемен и избавления от борьбы и 2) не хотят меняться. Повестка дня «не хочу меняться» обычно менее очевидна. В результате консультанты могут легко увлечься стороной «желания измениться» и упустить ее аналог. Когда терапевтический прогресс не достигается и цели лечения не достигаются, консультанты часто разочаровываются и сомневаются в собственной эффективности. В худшем случае клиент обвиняется и считается не готовым к изменениям или «сопротивляющимся».
В моих супервизорских группах постоянно шутят, что если я услышу, как мои врачи говорят: «Я пытаюсь заставить своего клиента…»
Я нажму скрытую кнопку, и замигает красная сигнальная лампочка. Конечно, абсолютно нормально, особенно для новых клиницистов, с энтузиазмом относиться к тому, чтобы помочь нашим клиентам измениться. Критический вопрос заключается в том, как мы, клиницисты, поддерживаем процесс изменений.
Возвращаясь к парадоксальному принципу теории изменений, устойчивые (не быстрые) изменения происходят, когда клиенты могут «оставаться» с текущим опытом, а не бежать от него. Я должен отметить, что когда клиенты сообщают, что они чувствуют «Х» и больше не хотят чувствовать «Х», я бы никогда не сказал: «Ну, единственный способ больше не чувствовать «Х» — это более полно испытать и решить. «X», чтобы вы могли двигаться дальше». Опытные гештальт-терапевты понимают, что наша теория изменений не соответствует тому, как большинство людей в западной культуре относятся к изменениям.
Один из ключевых вкладов Лауры Перлз в гештальт-терапию заключался в том, что она подчеркивала важность как индивидуальной, так и внешней поддержки . Индивидуальная поддержка – это то, что клиент привносит в терапию. Это осанка, дыхание и все чувства. Поддержка окружения обеспечивается креслом клиента, освещением в кабинете, но в основном терапевтом. Я считаю, что одна из основных задач консультанта состоит в том, чтобы оценить источники индивидуальной поддержки клиента и, со временем, попытаться определить, в какой поддержке нуждается клиент от терапевта.
Эта последняя задача сложна, потому что каждый клиент индивидуален, и не существует универсальной поддержки окружающей среды. Разные клиенты — и даже один и тот же клиент в разные моменты — могут нуждаться в консультанте, чтобы взять на себя инициативу, раскрыть себя, посидеть в тишине и так далее. Это постоянное внимание консультанта к максимизации уровня поддержки окружения требует внимания к процессу, о котором я говорил ранее. Соединяя концепции изменения и поддержки, если клиенты собираются исследовать «то, что есть» или оставаться с аспектами своего настоящего опыта (скажем, чувством дискомфорта), необходимо усилить как индивидуальную поддержку, так и поддержку окружения, как в терапевтическом часе. и в их жизни.
7) Следите за своим языком и своими атрибутами. «Фундаментальная ошибка атрибуции» пришла к нам от наших друзей социальных и организационных психологов. Они указывают на нашу склонность «винить» или возлагать ответственность на человека. Например, клиент опаздывает на консультационную сессию, и консультант предполагает некоторую версию того, что у клиента отсутствует достаточная мотивация, он недостаточно серьезно относится к терапии или не пунктуален по натуре. Этот тип ошибочной атрибуции связан с глубокими индивидуалистическими корнями американской культуры.
Меня привлекла гештальт-терапия, потому что это теория здоровья, а не патологии, и потому что всегда принимается во внимание контекст. Дети быстро усваивают, что определенные эмоции и поведение нельзя демонстрировать в присутствии тех, кто за ними ухаживает. Творческие корректировки происходят со временем, становятся жесткими и переносятся во взрослую жизнь. Примерами могут служить неспособность испытывать печаль или просить об эмоциональной поддержке или даже представление о себе как о бесполезном человеке. Эти корректировки, столь важные для выживания и безопасности в детстве, обычно больше не нужны во взрослом контексте. Эти разрывы между прошлым и настоящим создают расстройство, которое консультанты и медицинская модель часто классифицируют как «симптомы».
Гештальт-терапевты не обвиняют и не патологизируют клиентов. Буквально на прошлой неделе в учебной клинике, где я курирую докторантов, я услышал следующее: клиент сопротивляется , избегает , ищет внимания и зависим . Я предлагаю, чтобы мы все, независимо от нашей теоретической ориентации, следили за языком, когда обращаемся к нашим клиентам. Этим типам суждений не хватает чуткости, они упускают из виду более широкую картину и не вдохновляют на формирование сострадательного терапевтического альянса. Рассматривая наших клиентов как любой из этих терминов, мы не ищем цель или смысл их поведения в более широком контексте их жизни, настоящего и прошлого.
Ученый, изучающий айсберг, знает, что для истинного понимания «айсберга» нужно принимать во внимание многое, а не только верхушку, видимую на поверхности воды. Большая масса льда под поверхностью, температура воды и вся экосистема в прошлом и настоящем создают контекст для айсберга. Обозначить клиента как «трудного» или «избегающего» — значит сформировать суждение, основанное только на подсказке человека.
8) Сотворчество, а не ассимиляция или приспособление. В недавно опубликованной статье я написал: «Забегая вперед, в 21 век, я бы предложил заменить термин ассимиляция термином сотворчество . Наше мультикультурное общество будет непрерывным творением без высшей культуры, как самой толстой нити».
Один из моих первых тренеров и наставников сказал мне, что гештальт-терапия была единственным подходом к консультированию, с которым он мог идентифицировать себя как афроамериканец, потому что это не адаптационная терапия. Этот комментарий остался со мной много десятилетий спустя. Хотя люди должны творчески приспосабливаться к обстоятельствам своего детства, гештальт-терапевты не поощряют своих клиентов приспосабливаться к ценностям и ожиданиям доминирующей культуры большинства.
Ассимиляция используется в гештальт-литературе для описания процесса, в котором индивидуум выборочно принимает ценность одних аспектов окружающей среды, отвергая другие. Однако концепция ассимиляции также проблематична, поскольку предполагает процесс «создания подобного» или «вынуждения походить на». На самом деле существует еще один термин, ассимиляционизм , который определяется как «политика абсорбции групп меньшинств».
По своей сути гештальт-терапия заключается в том, чтобы уважать потенциальные и непредсказуемые результаты непрерывных встреч, которые происходят ежедневно между людьми. Благодаря этим встречам обе стороны меняются, совместно создаются новые переживания и реальности. Учитывая наш нынешний политический контекст, я бы сказал, что эта концепция совместного творчества должна быть принята для противодействия возрождению ксенофобии и «отвержению» непохожих друг на друга.
Консультанты имеют привилегию участвовать в особых (осмелюсь сказать, священных) встречах со своими клиентами. Я призываю всех нас остерегаться стать, вольно или невольно, агентами систем или программ, которые способствуют приспособлению или ассимиляции к «самой толстой нити».
****
Статьи для обмена знаниями разработаны на основе сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультирования.
Джон Фрю — профессор Высшей школы психологии Тихоокеанского университета. Он является помощником редактора Gestalt Review , а также соавтором и редактором книги Contemporary Psychotherapies for a Diverse World . Он является содиректором Учебного центра гештальт-терапии на северо-западе в Портленде, штат Орегон, и более 30 лет занимается обучением гештальт-терапевтов в США и за рубежом. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .
Письма в редакцию: [email protected]
****
Мнения, высказанные и сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, не должны рассматриваться как выражение мнений редакторов или политики Американской ассоциации консультантов.
Гештальт-терапия: обзор и основные концепции
«Я делаю свое дело, а вы делаете свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать ваши ожидания
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моему.
Ты — это ты, а я — это я,
И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.(Фриц Перлз, 1969 г., Гладдинг, 2000 г.)
Гештальт-терапия была разработана в 1940-х годах Фрицем и Лаурой Перлз и получила дальнейшее развитие под влиянием Курта Левина и Курта Гольдштейна (Corsini & Wedding, 2000). Он был разработан как пересмотр психоанализа и фокусируется на эмпирическом и гуманистическом подходе, а не на анализе бессознательного, который был одним из основных терапевтических инструментов в то время, когда применялась гештальт-терапия.
Гештальт-терапия отвергает двойственность разума и тела, тела и души, мышления и чувства, чувства и действия.
Форма гештальт-терапии, практикуемая сегодня, использует идеи, данные и вмешательства из множества источников, а также некоторые из оригинальных техник, известных как «методы гештальт-терапии». Отмечается, что гештальт-терапия имеет историю подхода, который создает или заимствует определенные техники, направленные на то, чтобы помочь клиенту сделать следующий шаг в своем личном росте и развитии.
Ключевые понятия
В основе гештальт-терапии лежат несколько ключевых понятий, многие из которых аналогичны личностно-центрированной и экзистенциальной терапии. Однако то, что действительно отличает гештальт-терапию от этих видов терапии, так это некоторые идеи, добавленные Перлзом и его коллегами, а также отличительные терапевтические техники, которые будут рассмотрены ниже (Seligman, 2006). Ниже приведены ключевые концепции гештальт-терапии:Целостность и интеграция : Целостность относится ко всему человеку или к разуму и телу человека как к единому целому, а не как к отдельным частям (Seligman, 2006). Интеграция относится к тому, как эти части сочетаются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Часто у людей, которые приходят на терапию, эти части не сочетаются друг с другом в их окружении, гештальт-терапия помогает клиентам интегрироваться как целостные личности и помогает восстановить баланс в их окружении.
Осведомленность : Осведомленность является одним из наиболее важных элементов гештальт-терапии, поскольку она рассматривается как «признак здорового человека и цель лечения» (Seligman, 2006). Когда люди «осознают», они способны саморегулироваться в своей среде.
Есть две основные причины отсутствия осведомленности:
Озабоченность своим прошлым, фантазиями, недостатками и достоинствами, из-за которых человек не осознает всей картины.
Низкая самооценка.
Существует три способа достижения осознанности с помощью терапии:
Контакт с окружающей средой : Это через взгляд, слушание, прикосновение, разговор, движение, обоняние и вкус. Это позволяет человеку расти в своей среде, реагируя на окружающую среду и меняясь.
Здесь и сейчас : Это человек, живущий и осознающий настоящий момент, а не беспокоящийся о прошлом или будущем.
Ответственность : Это относится к тому, что человек берет на себя ответственность за свою собственную жизнь, а не обвиняет других.
Энергия и энергетические блоки : Гештальт-терапевты часто сосредотачиваются на том, где находится энергия в теле, как она используется и как она может вызывать блокировку (Corey, 2005). Заблокированная энергия — это форма сопротивления, например, напряжение в части тела, недостаточно глубокое дыхание или избегание зрительного контакта. Гештальт-терапия направлена на поиск и устранение блокировок, которые могут мешать осознаванию.
Незавершенное дело : Незавершенное дело относится к людям, которые не доводят дело до конца в своей жизни, и часто связано с людьми с «нарушением роста» (Seligman, 2006). Люди с незавершенными делами часто обижаются на прошлое и из-за этого не могут сосредоточиться на здесь и сейчас. Одна из основных целей гештальт-терапии — помочь людям справиться с незавершенными делами и завершить их.
Общие представления о развитии личности
Гештальт-терапия считает, что людей нельзя рассматривать как отдельных от их окружения или межличностных отношений. Человек рассматривается как саморегулирующийся и способный мотивировать себя на решение проблем. Люди могут работать над ростом и развитием, насколько позволяет их среда.
Психологически здоровый человек — это тот, кто саморегулируется через изменения в жизни и развил чувство «целостности» между разумом и телом (Corsini & Wedding, (2000)).
Терапевтические техники и методы работы
Самая важная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы гештальт-терапевты не стремились изменить своих клиентов. Роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам в развитии их собственного самосознания того, каковы они в настоящий момент. Таким образом, это позволит им исправить проблемы, влияющие на его или ее жизнь.
«Работа терапевта состоит в том, чтобы пригласить клиентов к активному партнерству, где они могут узнать о себе, приняв эмпирическое отношение к жизни, в котором они пробуют новое поведение и замечают, что происходит» (Perls, Hefferline and Goodman, 19).54, у Кори, 2005 г.).
Основное внимание в развитии осознания уделяется осознанию клиентами своих реалий. Для этого клиенты должны сначала взять на себя ответственность за выбор своих нынешних ситуаций. Язык играет большую роль в принятии ответственности. Клиент может попытаться использовать реакции избегания или проецировать индивидуальные черты на других людей или внешние причины, например: «Она меня так злит»; «Это его вина». Как реакция избегания, так и проекция черт пытаются переложить ответственность и ответственность на внешнюю причину.
Еще одна цель гештальт-терапии состоит в том, что терапевты должны работать над созданием отношений «Я-ты» с клиентами, в которых и терапевт, и клиент присутствуют здесь и сейчас, а не сосредотачиваются на прошлом или будущем (Seligman, 2006).
Кроме того, от терапевта требуется полное понимание опыта клиента. Это включает в себя рассмотрение вербальной и невербальной коммуникации клиента. На самом деле невербальное общение дает больше информации о реальной сущности человека.
Таким образом, важной функцией гештальт-терапевта является внимание к языку тела клиента, например, к позе, движениям, жестам, голосу и колебаниям, поскольку считается, что язык тела отражает то, через что проходит клиент в данный момент. тот момент времени.
Эксперименты : Гештальт-терапевты используют технику экспериментов или обучающий опыт со своими клиентами. Эксперименты предназначены для человека и принимают форму инсценировки, ролевой игры, домашнего задания или другой деятельности, которая способствует самосознанию человека (Seligman, 2006).
Примером этой техники может служить мужчина, который чувствует себя неуверенно в социальных ситуациях. У него через две недели запланировано рабочее мероприятие, поэтому терапевт дает ему эксперимент: начать разговор на мероприятии с кем-то, с кем он обычно не разговаривает. Время, проведенное в размышлениях о том, что он мог бы сказать, способствует самосознанию, а сам эксперимент придает ему больше уверенности в социальных ситуациях.
Использование языка : Гештальт-терапевты выбирают язык, который будет способствовать изменению клиента. Этого можно добиться следующими способами (Seligman, 2006):
Акцент на утверждениях, а не на вопросах, чтобы подчеркнуть отношения сотрудничества между клиентом и терапевтом.
Вопросы «Что» и «Как» (когда используются вопросы), чтобы удерживать клиента в настоящем и способствовать интеграции.
«Я»-утверждения используются для того, чтобы поощрять клиентов владеть чувствами, а не возлагать вину на других.
Используется настоящее время, поэтому акцент делается на настоящем, а не на прошлом.
Поощрение ответственности клиентов за свои слова, эмоции, мысли и поведение, чтобы они узнавали и принимали то, что чувствуют.
Пустой стул : Техника пустого стула — это «метод облегчения ролевого диалога между пациентом и другими или между частями личности пациента. Он обычно используется в групповой ситуации» (Паттерсон, 1986). Два стула ставятся лицом друг к другу: один представляет пациента или одну сторону личности пациента, а другой представляет другого человека или противоположную часть личности. По мере того, как пациент меняет роли, он или она садится то на один, то на другой стул.
Терапевт может просто наблюдать за ходом диалога или давать указания пациенту, когда менять стулья, предлагать фразы для произнесения, обращать внимание пациента на сказанное или просить пациента повторять или преувеличивать слова или действия.
В процессе вызываются эмоции и конфликты, могут возникать и разрешаться тупиковые ситуации, могут развиваться осознание и интеграция полярностей – полярностей или расколов внутри пациента, между пациентом и другими людьми или между желаниями пациента и социальные нормы (Паттерсон, 1986).
Верх — аутсайдер : Широко используемая гештальт-техника — диалог между фаворитом и аутсайдером. Эта техника используется, когда терапевт замечает у клиента два противоположных мнения/отношения. Терапевт побуждает клиента различать эти две части и играть роль каждой из них в диалоге между ними (Patterson, 1986).
Тиранический «собака-лидер» требует, чтобы все было по-особому, в то время как «аутсайдер» играет роль непослушного ребенка. Индивид становится расколотым между двумя сторонами, борющимися за контроль.
Сны : Сны используются для интеграции клиента. В центре внимания сновидения клиента находится не бессознательное, а скорее проекции или аспекты сновидца (Seligman, 2006). Терапевт будет заставлять клиентов рассказывать о своих снах с точки зрения значения каждой роли во сне, и это позволяет клиентам брать на себя ответственность за сны и повышать осведомленность о своих мыслях и эмоциях.
Фантазия : Фантазия используется в гештальт-терапии для повышения самосознания клиентов своих мыслей и эмоций и для закрытия незавершенных дел (Seligman, 2006). Терапевты используют техники управляемого воображения (фантазии), чтобы побудить клиентов представить ситуации, например, что они сделали бы в определенной ситуации, или проецируя себя на разные роли.
Тело как средство коммуникации : Гештальт-терапия считает, что не только мысли и эмоции важны для создания у клиента ощущения «целостности», но и физические ощущения. Селигман (2006) определил три стратегии, помогающие сосредоточить внимание на физических ощущениях:
Идентификация : Гештальт-терапевты должны уметь распознавать физические признаки своих клиентов. Например, клиент может постукивать ногами по земле. Терапевт может сказать: «Стань своей ногой и дай ей голос?» Это создает осознание физических ощущений и эмоций клиента.
Локализация эмоций в теле : Гештальт-терапевты могут спросить клиентов, где они испытывают эмоции в своем теле. Например, клиент может сказать, что он нервничает из-за чего-то. Терапевт может спросить, откуда это берется в теле, и клиент может ответить, что это чувство похоже на порхание бабочек в животе. Это помогает клиенту лучше осознавать ощущения и свои эмоции.
Повторение и преувеличение 902:12: Если есть повторение, например, когда клиент постукивает ногой по земле, терапевт заставит его преувеличить движение и рассказать о возникающих чувствах. Это, в свою очередь, фокусируется на эмоциях и должно помочь высвободить заблокированное осознание.
Замешательство : Техника работы с замешательством клиента заключается в привлечении внимания к колебаниям клиента в разговоре о чем-то неприятном. Нерешительность может проявляться избеганием, игнорированием, вербализмом и фантазиями (Паттерсон, 19 лет).86). Привлекая внимание к колебаниям, это создает у клиента самосознание и позволяет ему проработать проблему.
Конфронтация : В гештальт-терапии конфронтация означает «бросить вызов клиенту или расстроить его». Клиент сталкивается с чувствительностью и эмпатией со стороны терапевта, чтобы столкнуться с важными для него проблемами. Это бесценный инструмент для того, чтобы привести клиентов к ясному осознанию их реальности, при правильном использовании. Однако конфронтация — это не метод, который можно использовать со всеми клиентами.
Области применения
Первоначально гештальт-терапия преимущественно использовалась для лечения людей, страдающих тревогой и/или депрессией и не проявляющих серьезных патологических симптомов. Хотя гештальт-терапия до сих пор используется для лечения тревоги и депрессии, она оказалась эффективной при лечении клиентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности.
Гештальт-терапия также эффективна при консультировании групп, пар и семей (Corsini & Wedding, 2000).
Сильные стороны
Имеются эмпирические исследования в поддержку гештальт-терапии и ее методов (Corsini & Wedding, 2000). В частности,
Гештальт-терапия равна или превосходит другие методы лечения различных расстройств, гештальт-терапия оказывает благотворное влияние на расстройства личности, а эффекты терапии стабильны.
Работает с прошлым, делая его актуальным для настоящего (Corey, 2005).
Универсальный и гибкий подход к терапии. Он имеет много методов и может быть применен к различным терапевтическим проблемам.
Слабые стороны
Чтобы гештальт-терапия была эффективной, терапевт должен иметь высокий уровень личностного развития (Corey, 2005).
Эффективность конфронтационных и театральных техник гештальт-терапии ограничена и не была хорошо установлена.
Считается, что это эгоцентричный подход, который касается только индивидуального развития.
Потенциальная опасность для терапевтов злоупотреблять своей властью над клиентами (Corey, 2005).
Не хватает сильной теоретической базы.
Работает только здесь и сейчас.
Не занимается диагностикой и тестированием.
Вывод
Гештальт-терапия направлена на интеграцию «всего» человека и его или ее окружения. Эта терапия рассматривает здорового человека как человека, который осознает свою жизнь и живет здесь и сейчас, а не сосредотачивается на прошлом или будущем. Гештальт-терапия имеет ряд успешных техник, которые сегодня применимы в терапии и могут быть использованы для решения широкого спектра эмоциональных проблем.
Каталожные номера
Кори, К. (2005). Теория и практика консультирования и психотерапии. (7-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning.
Корсини, Р.Дж., и Веддинг, Д. (ред.). (2000). Современные психотерапии. (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning, Inc.