4. Гештальтизм. История психологии: конспект лекций
4. Гештальтизм
Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись созидающим их контекстом, взаимодействием людей. В этом «тигле» выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.
Наиболее последовательно эту линию мысли, популярную среди французских исследователей, развивал П. Жане (1859–1947). Его первые работы в качестве психиатра касались болезней личности, возникающих, когда из-за падения «психического напряжения» (Жане предложил называть этот феномен «психостенией») происходит диссоциация идей и тенденций, разрыв связей между ними. Ткань психической жизни расщепляется. В одном организме начинают жить несколько личностей.
В целостном процессе сотрудничества происходит разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй – другую его часть. Один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал другого.
Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной волей.
Многие концепции принимали волю за особую силу, коренящуюся в сознании субъекта. Теперь же доказывалась ее вторичность, ее производность от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек.
При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки.
Изменялись взгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальным влияниям.
Но новые представления о том, как само это сознание организовано, впервые сложились с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Согласно системному подходу, любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового философского учения, именуемого эмерджентным материализмом (Марголис, 1986), сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.Возникая как эмерджентное свойство мозговых систем, сознание приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.
Важные факты, касающиеся целостности восприятия, его несводимости к ощущениям, стекались из различных лабораторий.
Датский психолог Э. Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади.
Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых: М. Вертгеймера (1880–1943), В. Келера (1887–1967) и К. Коффку (1886–1941), ставших лидерами направления, названного гештальтпсихологией. Оно подвергло критике не только старую интроспективную психологию, занятую поиском исходных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.
Критике гештальтистов подвергалась и бихевиористская формула «проб и ошибок». В противовес ей в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (озарением). Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения.
Широкий интерес вызвала работа Келера «Исследование интеллекта у антропоидов».
Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.
Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.
Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал К. Левин (1890–1947). Он назвал ее «теорией поля».
Понятие о «поле» было заимствовано им, как и другими гегдтальтистами, из физики и использовалось в качестве аналога гештальта. Личность изображалась как «система напряжений». Левин провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. В результате опытов, он вывел феномен, получивший название «эффект Зейгарник». Его суть в том, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем.
Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали: задачу какой степени трудности он выберет следующей? Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем скрывалось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность, – переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.
За несколько десятилетий первые ростки новой дисциплины, выступившей под древним названием психологии, преобразились в огромную область научных знаний. По богатству теоретических идей и эмпирических методов она вышла на достойное место среди других высокоразвитых наук.
Распад на школы, каждая из которых претендовала на то, чтобы явиться миру в качестве единственно настоящей психологии, стал поводом для оценки столь необычной для науки ситуации как кризисной.
Реальный же исторический смысл этого распада заключался в том, что средоточием исследовательской программы каждой из школ стала разработка одного из блоков категориального аппарата психологии. Каждая наука оперирует своими категориями, т. е. наиболее фундаментальными обобщениями мысли, не выводимыми из других. Понятие о категориях возникло в недрах философии (здесь, как и во множестве других открытий, пионером был Аристотель, выделивший такие категории, как сущность, количество, качество, время и др.). Категории образуют внутренне связанную систему. Она выполняет в познавательном процессе рабочую функцию, поэтому может быть названа аппаратом мышления, посредством которого отражается различная глубина исследуемой реальности, каждый объект которой воспринимается в его количественных, качественных, временных и тому подобных характеристиках.
Наряду с названными глобальными философскими категориями (и в нераздельности с ними) конкретная наука оперирует собственными категориями. В них дан не мир в целом, а предметная область, «выкроенная» из этого мира в целях детального изучения ее особой, уникальной природы. Одной из таких областей является психика, или, говоря языком русского ученого Н.Н. Ланге, психосфера. Конечно, она также постигается научной мыслью в категориях количества, качества, времени и т. д. Но, чтобы познать природу психики, законы, которым она подчинена, овладеть ею на практике, нужен специальный категориальный аппарат, дающий видение психической реальности как отличной от физической, биологической, социальной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
История психологии — Гештальтизм
« Предыдущий вопрос
Психоанализ
До основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по истории психологии.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Сообщество
Не нашли что искали?
Следующий вопрос »
Необихевиоризм
Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул – реакция». Вопрос о тех процессах, ко
При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись взгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальным влияниям. Но новые представления о том, как само это сознание организовано, сложились с появлением на научной сцене школы, которая выразила понятие о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения» из ощущений и ассоциаций, утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Согласно системному подходу, любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового учения, именуемого эмерджентным материализмом, сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.
Возникая как эмерджентное свойство мозговых систем, сознание приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.
Идея о том, что здесь действует общая закономерность, объединила группу молодых ученых: М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967) и К. Коф-фка (1886–1941), ставших лидерами направления, названного гештальтпсихологией. Оно подвергло критике не только старую интроспективную психологию, занятую поиском исходных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.
Критике гештальтистов подвергалась и бихевиористская формула «проб и ошибок». В противовес ей в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом. Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения.
Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики.
Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.
Что такое гештальт? — Кливлендский институт гештальта
Что такое гештальт?
Этот вопрос часто задают. Затем это приводит к следующему вопросу: «Вы имеете в виду только гештальт, гештальт-теорию, гештальт-психологию, гештальт-терапию, гештальт-подход или гештальт-принципы?» Возможно, ответ будет «все они».
Гештальт по определению является физической, биологической или символической конфигурацией или паттерном элемента, настолько унифицированного в целом, что его свойства не могут быть идентифицированы из простого суммирования его частей.
Теория гештальта , как объяснил Макс Вертгеймер, когда он отталкивался от своих исследований по восприятию движения, видя эффект целого события, не содержащегося в сумме частей.
Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. Эта школа психологии сыграла большую роль в современном развитии изучения человеческих ощущений и восприятия.
Гештальт-терапия , психотерапевтический подход, разработанный Фредриком С. Перлзом и другими в 1940-х годах под влиянием гештальт-психологии, представляет собой терапию, которая принимает во внимание человека в целом и занимается устранением препятствий на пути функционирования целого в контекст настоящего.
Гештальт-подход исходит из того, что жизнь происходит в настоящем, а не в прошлом или будущем, и что, когда мы размышляем о прошлом или фантазируем о будущем, мы не живем полноценно. Живя в настоящем, мы можем взять на себя ответственность за свои реакции и действия. Полное присутствие здесь и сейчас дает нам больше волнения, энергии и смелости, чтобы жить напрямую.
Гештальт-принципы , на которые обычно ссылаются:
- Сходство – мы склонны группировать похожие элементы вместе путь.
- Замыкание – если чего-то не хватает в полной фигуре, мы обычно добавляем к этому
- Близость – Закон близости предполагает, что объекты рядом друг с другом обычно рассматриваются как группа.
- Фигура-фон – похоже, у нас есть врожденная склонность воспринимать один аспект события как фигуру или передний план, а другой – как фон или фон.
Гештальт-институт Кливленда (GIC) представляет гештальт. Это целое, которое больше, чем сумма его частей. GIC разработал уникальные практические семинары и учебные программы, основанные на принципах, методологиях и подходах гештальта. Этот отличительный дизайн, разработанный его преподавателями, приводит к трансформации на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Успешные методики привлекли участников со всего мира.
Теория гештальта: повторение психологического принципа, который должен знать каждый дизайнер
В последнее время теория гештальта (также гештальтизм ) приобрела огромную популярность, особенно среди дизайнеров. На самом деле, это похоже на тенденцию. Тем не менее, принципы гештальта очень полезны, и дизайнеры должны знать о них.
Большинство авторов обсуждают принципы гештальта в абстрактной форме. Другие сосредотачиваются на полиграфическом дизайне. Статей о гештальтизме в цифровых продуктах немного. Хотя цифровые и печатные продукты поначалу разные, они придерживаются одних и тех же правил компоновки. Детали могут отличаться от печатных публикаций, но идеи остаются актуальными.
В этой статье я хочу подчеркнуть влияние гештальтизма на цифровой дизайн. Кроме того, я хочу объяснить, как и почему гештальтизм вообще работает. Я также написал статью, в которой подробно обсуждаются отдельные принципы и иллюстрируется их применение в цифровом дизайне.
Вы можете использовать принципы гештальта, не зная основы гештальт-психологии. Вероятно, вы уже используете некоторые принципы в своих проектах. Однако гораздо интереснее использовать принципы гештальта для объяснения своей работы. Клиенты и коллеги поймут ваши рассуждения и почему ваше решение работает. Для этого важно не только знать, что есть принцип, но и почему и как он работает.
Прочтите статью Лукаса Опперманна о гештальт-принципе близостиОбъяснение гештальт-принципа близости для дизайнеров
Гештальт-психология в двух словах
Гештальт-психологи утверждают, что нам необходимо систематизировать то, что мы видим, чтобы понять мир . Каждую секунду на сетчатку попадает почти бесконечное количество информации. Без использования шаблонов для упорядочения мы бы перегрузили наш мозг.
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. (Источник: www.gestaltcleveland.org).
Психологи описывают этот процесс упорядочивания как объединение ощущений в связные сцены. Результатом этого процесса является восприятие . Восприятие – это субъективно переживаемый, сознательный результат процесса восприятия.
Что такое восприятие?
Восприятие — это представление о том, на что похоже, которое вы получаете от своих чувств. (Источник: Кембриджский словарь английского языка).
Идея в том, что мы понимаем наш мир, видя его целиком, а не отдельные части.
Истоки гештальт-психологии
Название «гештальт-психология» не имеет четкого определения. Он используется для многих психологических идей, связанных с восприятием. Основой для всех идей является статья Кристиана фон Эренфельса (члена школы Брентано), написанная в 189 г.0. В нем он ввел понятие «гештальт» в философию и психологию.
Берлинская лаборатория экспериментальной психологии определила то, что мы знаем как гештальт-психологию. Основанная в 1893 году, она входила в состав Берлинской школы экспериментальной психологии. Когда Вольфганг Келер возглавил это направление в 1922 году, оно стало школой гештальт-психологии. Вместе с Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой он основал гештальт-психологию в том виде, в каком мы ее знаем.
Название происходит от немецкого слова «гештальт», что означает форму или форму. Гештальт-психология или гештальтизм описывает школу мысли в психологии и фокусируется на нашей способности находить организационные принципы в ощущениях.
В основе гештальт-психологии лежит идея, описанная фон Эренфельсом в его статье. Восприятие обладает качествами, отличными от простого сочетания сенсорных качеств. Чтобы понять это, сначала нужно узнать, что психологи подразумевают под «качеством» восприятия. Качество описывает ощущение в сенсорной области, такой как зрение или слух. Электромагнитная волна, попадающая на нашу сетчатку, может, например, иметь качество «красный» или «синий».
Курт Коффка перефразировал это так: «Целое есть нечто иное, чем сумма его частей». (Часто ошибочно цитируется как «больше чем».)
Произошла ошибка.
Невозможно выполнить JavaScript. Попробуйте посмотреть это видео на сайте www.youtube.com или включите JavaScript, если он отключен в вашем браузере.
Представьте себе кошку. Что вы замечаете в первую очередь? Вы воспринимаете кошачьи ноги, кошачьи уши, кошачье тело и кошачью голову, или вы видите кошку? Макс Вертгеймер утверждал, что на самом деле мы сначала воспринимаем кошку целиком. Только раз мы увидели кошку, мы можем увидеть отдельные части, из которых она состоит.
Психологи сказали бы, что «гештальт» первичен в восприятии. Это означает, что целое определяет части, из которых оно состоит. Обратное означало бы, что целое — это «вторичное качество», возникающее из его частей. Это означало бы, что вы сначала видите детали.
Поскольку гештальт первичен для восприятия, вы видите кошку, а затем короткие ноги.
Одно из критических замечаний по поводу гештальт-психологии состоит в том, что она носит описательный характер. Это означает, что он описывает только психологические явления. Он не может делать прогнозы или определять причинно-следственные связи. Кроме того, поведение интерпретируется исходя из опыта человека. Это называется качественным исследованием, которое некоторые считают менее надежным.
Однако в последнее время некоторые количественные исследования поддержали идею гештальт-психологии. Количественные исследования фокусируются на больших наборах данных, а не на интенсивных личных опросах.
Узнайте больше о дизайне от Лукаса Опперманна в сети экспертов Built In11 Преимущества систем проектирования для дизайнеров, разработчиков, владельцев продуктов и команд
Что такое гештальт-принципы?
Закон prägnanz является фундаментальным принципом гештальт-психологии. В нем говорится, что мы организуем переживания (ощущения), чтобы они были регулярными, упорядоченными, симметричными и простыми.
Что такое закон Прегнанца?
Люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные изображения как простейшую возможную форму, потому что интерпретация требует от нас наименьших когнитивных усилий. (Источник: lawsofux.com).
Со временем гештальт был усовершенствован, чтобы включить в него принципы группировки.