ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ?
(от нем. Gestalt – образ, структура, целостная форма) – одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих, – «гештальт». Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т.н. «философия формы», получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о «морфологическом идеализме». Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит. иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на «физиологическую» психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т.н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит. восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ. структуру, «гештальт» этих звуков. По мнению Эренфельса, специфичность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т.д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно связывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение наличие отд.
Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала из Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия «гештальт», его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления и памяти – Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т.н. «продуктивное мышление»)], чувств и потребностей (Левин), психологии развития (Коффка), психофизиология, проблемы (Кёлер), но и за пределы собственно психологии – в область теоретич. физики и физиологии (Кёлер) и даже экономич. отношений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие «гештальт» под влиянием развития теории обучения претерпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич.
Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы психологического развития, пер. с нем. , М.–Л., 1934; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М.–Л., 1949; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Wertheimer M., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung, «Z. Psychol, und Physiol. Sinnesorgane», Lpz., Abtl. l, Bd 61, H. 3–4, 1910–11, S. 161–265; Köhler W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand, Braunschweig, 1920; Ehrenfels Ch., Über «Gestaltqualitäten», «Vierteljahrschr. wiss. Philos.», Lpz., 1890, Jg 14, H. 3, S. 249–92; Müller G., Komplextheorie und Gestalttheorie, Göttingen, 1923; Wertheimer M., Über Gestalttheorie. Erlangen, 1925; его же, Gestalt theory, «Social Res.», N. Y., 1944, v. 11, No 1, p. 78–99; его же. Productive thinking, N. Y.–L., 1945; Heidbreder E., Seven psychologies, L., 1933; Koffka K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935; Köhler W., Gestalt psychology. An introduction to new concepts in modern psychology, N. Y., 1947.
M. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Гештальтпсихология | это… Что такое Гештальтпсихология?
Запрос «Гештальт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.
Содержание
|
Основные теоретические положения
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем.
Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.
— Карл Дункер[1].
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Гештальт-качества
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Константы восприятия
Константность размера
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Вклад
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
См. также
- Гештальттерапия
- Архетип (психология)
Примечания
Литература
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
- Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 21—85.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
- Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
- Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
- Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
- Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.
Ссылки
- Кёлер Вольфганг. Некоторые задачи гештальтпсихологии
- Серж Гингер. Гештальтлексикон
- Наранхо К. Базовые техники гештальттерапии
- Акиоши Китаока Иллюзии Акиоши Китаока
гештальт-принципов восприятия | Введение в психологию
В начале 20-го века Макс Вертгеймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — понимание, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как Гештальтпсихология . Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).
Один из гештальт-принципов — это отношение фигуры к фону . В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показано на Рисунке 1 , наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).
Рисунок 1 . Концепция отношения фигуры к фону объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.
Другой гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость . Этот принцип утверждает, что объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе, как показано на рис. 2 .
Рисунок 2 . Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.
То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?
Мы также можем использовать принцип подобия для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно объединяются в группы (рис. 3). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цвету их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.
Рисунок 3 . Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.
Два дополнительных гештальт-принципа — это закон непрерывность (или хорошее продолжение) и закрытие . Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии (рис. 4). Принцип замыкания утверждает, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей (рис. 5).
Рисунок 4 . Хорошее продолжение предполагает, что мы с большей вероятностью воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.
Рисунок 5 . Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.
Ссылка на обучение
Посмотрите этот подкаст, демонстрирующий реальные иллюстрации принципов гештальта.
По мнению гештальт-теоретиков, восприятие паттернов , или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах : обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).
Копать глубже: Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторыВ этом модуле вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.
Попробуй
Подумай
Вы когда-нибудь слушали песню по радио и подпевали, а потом выясняли, что пели не тот текст? Как только вы нашли правильный текст, изменилось ли ваше восприятие песни?
Глоссарий
закрытие: организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
отношение фигура-фон: разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
Гештальтпсихология: область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы его частей
хорошее продолжение: (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
восприятие образов: способность различать различные фигуры и формы
перцептивная гипотеза: обоснованная догадка, используемая для интерпретации сенсорной информации
близость: вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе
сходство: похожих вещи обычно группируются вместе
Гештальт: психология, принципы и терапия
Гештальт: психология, принципы и терапия Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат Гештальт-психология учит, что понимание своего разума в целом является ключом к личностному росту и психологическому исцелению. Давайте откроем для себя принципы и природу гештальт-терапии.
Я с трудом могу понять, как художнику удавалось соединять эти кусочки вместе, мазок за мазком, чтобы достичь общего эффекта, который они производили. Это как видеть вещи на двух очень разных уровнях. Хотите верьте, хотите нет, но эта закономерность проявилась и в мире психологии, и из этого вопроса — «мы смотрим на части или на целое?» – родилась область гештальт-психологии. Давайте посмотрим на историю, принципы и приложения этой области психологии, чтобы увидеть, какое значение это может иметь для вашей собственной жизни. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое гештальт? (Определение) Еще одно личное откровение: в колледже я изучал лингвистику, а не психологию. Я увидел в этом предлог для изучения иностранных языков, и мне очень понравилась возможность выучить испанский и арабский языки. Один из моих любимых моментов того периода моей жизни: в испанском языке нет дословного перевода английского слова «неуклюжий». В испанском языке есть слова, обозначающие неудобный и неуклюжий, но ни одно слово не отражает социальную природу английского слова «неуклюжий». Что такое гештальт-психология? (Определение) Гештальт-психология берет идею, возникшую в мире исследований восприятия, и применяет ее к пониманию разума (Гринвуд, 2020). Точно так же, как мы можем воспринимать и воспринимаем мелодию целиком, а не набор нот, мы можем рассматривать ум как единое целое, а не набор частей. Создатели гештальт-психологии применили идею гештальта к психологии, потому что они были обескуражены некоторыми тенденциями в психологии того времени. В частности, им не нравилось преобладающее убеждение, что мы можем лучше всего понять сложные вещи, такие как человеческий опыт, разбив их на составные части и изучая их по отдельности (Rock & Palmer, 19).90). Гештальт-теория Теория гештальта частично развилась из осознания того, что мы склонны воспринимать вещи как целостность, что эти целостности выглядят определенным образом и что восприятие вещей как целого, как правило, является положительным опытом (Wertheimer & Riezler, 1944). На самом деле, как показали многие оптические иллюзии, наш мозг любит организовывать то, что мы видим, в связные единства, часто даже подстраивая наше восприятие окружающей среды, чтобы добиться этого чувства связности. Другими словами, если мы естественным образом организуем наш мир в целое, а не в части, зачем нам сосредотачиваться на частях, как если бы они содержали ключ к пониманию целого? Характеристики самих частей могут не иметь значения до тех пор, пока они не будут рассматриваться как совокупность (Wertheimer & Riezler, 19). 44). Гештальт-принципы Основной принцип гештальт-теории и психологии, опять же, заключается в том, что разбиение вещей на более мелкие и более элементарные части не даст понимания, а скорее рассмотрение целостности чего-либо (Rock & Palmer, 1990). Преимущества гештальт-психологииГештальт-психология дает как минимум два преимущества. Во-первых, это было частью отхода психологии от техник и принципов психоанализа, эффективность лечения которого исследователи изо всех сил пытались показать (Perls, 1992). Сосредоточив больше внимания на переживании пациента в настоящий момент, гештальт-психология помогла открыть новый подход к терапии. Во-вторых, гештальт-психология породила гештальт-терапию, которая, как было показано, является эффективным средством лечения нескольких различных клинических расстройств и психологических проблем (Raffagnino, 2019).). Примеры гештальт-психологииДругой пример гештальт-психологии в действии связан с лечением и исследованиями шизофрении (Silverstein & Uhlhaas, 2004). Гештальт-психология рассматривает шизофрению как расстройство, вызванное неэффективной организацией восприятия. Говоря простым языком, это означает, что необычное или даже бредовое мышление, характерное для шизофрении, может быть результатом видения целого, или гештальта, отличного от того, что воспринимали бы люди, не страдающие шизофренией. Гештальт-терапия Как мы уже узнали, применение гештальт-психологии к терапии началось в ответ на неудовлетворенность тем, как проводится психоанализ. Гештальт-терапевт сосредоточен на повышении осведомленности клиента о том, как он воспринимает мир, с целью помочь клиенту реагировать и эффективно изменять свое восприятие (Perls, 1992). В отличие от психоанализа, он работает на основе так называемого эмпирического и гуманистического подходов. Клиент садится за руль, а терапевт остается более активным и эмоционально вовлеченным в работу с клиентом, чем в психоанализе. Терапевт также дает клиенту возможность сформулировать и установить свои собственные цели. Во всем этом терапевт и клиент сосредотачиваются на здесь и сейчас, а не пытаются понять прошлое. В конце концов, восприятие своего окружения происходит в настоящем, поэтому большая часть работы гештальт-терапии состоит в том, чтобы замедлить и определить, что человек на самом деле испытывает в данный момент, с усилием отойти от интерпретации и осознать настоящий момент. (Манн, 2020). Методы гештальт-терапии В гештальт-терапии есть несколько техник, которые используются для объединения и разрешения частей личности, которые кажутся несовместимыми (Greenberg et al., 19).94). Эти «расщепления» могут возникать из-за того, что у человека есть внутренний конфликт, конфликт с другим человеком или он приписывает свои мысли или суждения другим людям. Часто этот конфликт сводится к столкновению между чьими-то ценностями или принципами и эмоциональными побуждениями (Greenberg et al., 1993). Несмотря на все эти проблемы, в гештальт-терапии обычно используется так называемая работа на двух стульях. Предполагается, что эти части не очень много разговаривают друг с другом или открыто не ведут диалог, поэтому цель упражнения с двумя стульями состоит в том, чтобы две части вошли в контакт друг с другом (Greenberg et al. , 1993). Ожидается, что этот контакт поможет клиенту примирить спорные части и стать более самопринятым, поскольку он увидит себя в целом. Гештальт-принцип закрытияТеория гештальта утверждает, что мы ожидаем, что вещи будут закрытыми, цельными и самодостаточными (Moore & Fitz, 1993). Наши глаза пытаются завершить формы, которые кажутся незавершенными, и мы можем тратить ненужное время, пытаясь найти завершение, когда как объектам в нашем окружении, так и опыту, который у нас есть, кажется, что этого не хватает. Гештальт-принцип близостиПринцип близости в гештальт-теории говорит нам, что мы естественным образом группируем вместе вещи, которые находятся рядом друг с другом (Moore & Fitz, 19).93). Я думаю, что это то, что мы делаем визуально, но также и со всем нашим опытом. Например, наш мозг любит проводить ассоциации между событиями, которые произошли рядом друг с другом во времени, даже если нет четкой причины их связи друг с другом. Гештальт в искусстве Теория гештальта с ее акцентом на визуальном восприятии и на том, как мы организуем то, что видим, в связное целое, естественным образом оказала сильное влияние на искусство и дизайн (Behrens, 1998). Однако описание этих принципов в действии уводит нас от гештальт-психологии и выходит за рамки данной статьи. Если вам нужна дополнительная информация о различных принципах гештальта, связанных с искусством, а также о полезных приложениях в сфере дизайна, рекомендую посмотреть это видео: Видео: Гештальт-психология и почему она необходима для хорошего дизайнаСтатьи, относящиеся к гештальтуКниги, относящиеся к гештальтуЕсли вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. Техники Заключительные мысли о гештальте Я нахожу теорию гештальта освежающим контрапунктом тому акценту, который некоторые психотерапии делают на выявлении проблем в очень специфических когнитивных или эмоциональных паттернах. Например, хотя у меня могут быть нереалистичные ожидания в отношении себя в отношении нравственности и продуктивности, может быть недостаточно просто оспаривать и критиковать эти мои мысли в изоляции. Скорее, будет эффективнее думать о совокупности моего опыта: что я чувствую? Откуда эти голоса? Что произойдет, если я поставлю эти ожидания в диалог со своими чувствами в этой ситуации — чувствами, которые я часто отбрасываю как не относящиеся к делу? Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Каталожные номера
|