Гештальтпсихология это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальтпсихология и гештальт терапия

Гештальтпсихология возникла в 1920-х годах; создателями этого направления психологии считаются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. Эта научная школа основывается на идее, что поведение и хитросплетения разума человека не следует изучать отдельно, а нужно исследовать их как единое целое, потому что в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт* .

Гештальтпсихология: поведение и разум как единое целое

Представители этой школы считают, что целое не есть просто сумма отдельных частей. Основываясь на этой идее, гештальтпсихологи поделили перцептивный процесс, или процесс восприятия, на отдельные принципы и объяснили, как небольшие объекты группируются друг с другом, создавая более крупные. Гештальтпсихология изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего эти данные используются в терапевтических целях, чтобы помочь ему стать более цельной личностью или лучше разобраться в своей собственной личности.

* Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие в гештальтпсихологии; это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Прим. ред.

Структурные принципы перцептивного процесса

Чтобы продемонстрировать, что целое — это не просто сумма частей, гештальтпсихологи вывели структурные принципы организации восприятия . Эти принципы (или закономерности) представляют собой своего рода кратчайшие пути, используемые психикой для решения задач; они весьма убедительно объясняют, как объекты меньшего размера группируются друг с другом, образуя более крупные, и наглядно показывают, что между целым и разными составляющими его частями есть разница.

Схожесть

Похожие по размеру, цвету, очертаниям объекты воспринимаются вместе . Например, глядя на рисунок ниже, мы видим вертикальные колонки из кружков и квадратиков.

 

Целостность

Согласно этому принципу, восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Например, на этой иллюстрации люди, как правило, видят не комбинацию сложных форм, а пять колец.

 

Близость

Группа объектов, расположенных близко друг к другу, воспринимается вместе . На следующем рисунке кружки справа кажутся большинству людей сгруппированными в горизонтальные ряды, а кружки слева — в вертикальные колонки.

 

Замкнутость

Принцип замкнутости отражает тенденцию восприятия завершать фигуру, чтобы она приобрела полную форму. Если точки кажутся соединенными между собой изогнутыми либо прямыми линиями, человеку видится плавное соединение; а линии воспринимаются как сгруппированные, а не отдельные линии и углы. Например, на представленном ниже рисунке большинство из нас видят нижнюю часть не как отдельную кривую, а как продолжение верхнего ряда точек .

 

Закон завершенности (или замыкания)

Данный закон гласит, что мозг заполняет пробелы в образах сгруппированных объектов, создавая цельный образ.

Так, наш мозг вполне успешно игнорирует пробелы на этой иллюстрации, замыкая контуры. Он сам предоставляет недостающую информацию и «дорисовывает» треугольники и кружки — фигуры, ему хорошо знакомые.

 

Фигура и фон

Согласно этому принципу, при восприятии объекта фигура всегда выдвинута вперед, а фон отодвинут назад . Даже если речь идет об одном образе (как на рисунке ниже), мы видим либо вазу, либо два обращенных друг к другу профиля, но никогда оба образа одновременно.

 

Гештальт-терапия

В 1940-х годах супруги Фредерик и Лаура Перлз, основываясь на достижениях гештальтпсихологии, а также под влиянием других идей, в частности теорий Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, основали новое направление психотерапии — гештальт-терапию.

Подобно гештальтпсихологии, сфокусированной на идее целостности, гештальт-терапия базируется на идее о способности человеческого организма как единства всех функций и психики к саморегуляции и приспособлению к окружающей среде.

Представители ранней школы гештальтпсихологии в своей теории рассматривали фигуру и фон отдельно. В гештальт-терапии эта идея используется для того, чтобы помочь человеку лучше осознать свою суть, понять самого себя.

  • Гештальт терапия помогает людям рассмотреть и осознать свое «я» на фоне неразрешенных ситуаций и эмоций.

Основные методы гештальт-терапии

Одним из основных методов гештальт-терапии считаются ролевые игры. Они помогают человеку находить выход из безвыходной ситуации или решение неразрешимой проблемы. Самая распространенная техника, придуманная Фредериком Перлзом, — это «пустой стул». При ее применении человек разговаривает с пустым стулом так, будто на нем кто-то сидит. Прием позволяет пациенту выпустить пар и найти новые решения своих проблем.

В гештальт-терапии сильный упор также делается на анализ сновидений. Сторонники этого метода считают, что сны позволяют выявить психологические особенности личности, а также извлечь любые травмирующие переживания из прошлого . Для этого психотерапевт просит пациента на протяжении двух недель записывать свои сны, а затем, выбрав один, особенно яркий или значимый, разыграть его в реальной жизни. Считается, что таким образом человек воссоединяется с теми частями своего прошлого опыта, которые он отказывался признавать.

Еще один распространенный гештальттерапевтический метод предполагает битье дивана палками или колотушками, чтобы, как говорится, избавиться от чувства гнева . Представляя в воображении то, что вызывает у него злость, и избивая этот образ палкой, пациент избавляется от неконструктивного гнева и сосредотачивается на своем истинном «Я».

Поскольку в основе этого психологического направления лежит идея лучшего осознания себя, пациенту обязательно нужно повысить уровень осознанности. Этого можно достичь, произнося фразу «Я знаю, что я…», чтобы тем самым четко определить свою самость. Например:

  • «Я осознаю, что я сейчас сижу у письменного стола.»,
  • «Я осознаю, что я сейчас чувствую печаль

И далее в том же духе. Таким образом человек остается в настоящем и отделяет свои чувства от интерпретаций и субъективных оценок; такая техника помогает создать более четкое видение того, как пациент понимает себя. Этот метод, пожалуй, самый известный и одновременно самый простой.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер).[1]

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу ВертгеймеруКурту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт-принципы восприятия – психология

Ощущение и восприятие

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять взаимосвязь фигуры и фона
  • Определить гештальт-принципы группировки
  • Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние

В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — понимание, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп.

Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология. Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

Одним из принципов Гештальта является отношение фигуры к фону. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон.

Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показывает [ссылка], наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).

Концепция соотношения фигуры и фона объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.


Еще один гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость. Этот принцип утверждает, что вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе, как показывает [ссылка].

Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.


То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

Мы также можем использовать принцип сходства для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно группируются ([ссылка]). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.


Два дополнительных принципа гештальта — это закон непрерывности (или хорошего продолжения) и замыкания. Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии ([ссылка]). Принцип замыкания гласит, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в серию частей ([ссылка]).

Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.


Закрытие предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.


По мнению гештальт-теоретиков, восприятие паттернов, или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах: обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы

Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.

Гештальт-теоретики

оказали невероятное влияние на области ощущений и восприятия. Принципы гештальта, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкания, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию. Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.

В соответствии с принципом ________ объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе.

  1. сходство
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. крышка

C

Наша склонность воспринимать вещи как целостные объекты, а не как ряд частей, известна как принцип ________.

  1. крышка
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. сходство

A

Согласно закону ________, мы скорее воспринимаем плавные линии, чем прерывистые или неровные.

  1. крышка
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. сходство

B

Основная точка фокусировки на визуальном дисплее известна как ________.

  1. крышка
  2. набор восприятия
  3. земля
  4. фигура

Д

Центральный принцип гештальт-психологии состоит в том, что целое отличается от суммы своих частей. Что это означает в контексте восприятия?

Это означает, что восприятие нельзя полностью понять, просто объединив части. Скорее, отношения, существующие между этими частями (которые должны быть установлены в соответствии с принципами, описанными в этой главе), важны для организации и интерпретации сенсорной информации в перцептивный набор.

Взгляните на следующий рисунок. Как вы можете повлиять на то, увидят ли люди утку или кролика?


Играя на их ожиданиях, можно повлиять на то, что они, скорее всего, увидят. Например, если рассказать историю о кролике Питере, а затем представить этот образ, восприятие будет искажаться в сторону кролика.

Случалось ли вам когда-нибудь слушать песню по радио и подпевать, а потом выяснять, что вы пели не те слова? Как только вы нашли правильный текст, изменилось ли ваше восприятие песни?

крышка
организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
отношение фигуры к фону
разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
Гештальт-психология
область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы своих частей
хорошее продолжение
(также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
восприятие образов
умение различать разные фигуры и формы
гипотеза восприятия
обоснованная догадка, используемая для интерпретации сенсорной информации
принцип закрытия
организовывать восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей
близость
90 139 вещей, близких друг к другу, обычно группируются вместе 90 140
подобие
90 139 вещей, похожих друг на друга, обычно группируются вместе 90 140

Гештальт-психология — Wikiquote

Взято из Wikiquote

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Гештальт-психология или гештальтизм (нем. Gestalt [ɡəˈʃtalt] «форма, форма») — это философия разума Берлинской школы экспериментальной психологии. Гештальт-психология — это попытка понять законы, лежащие в основе способности приобретать и поддерживать значимое восприятие в кажущемся хаотичным мире. Центральный принцип гештальт-психологии заключается в том, что разум образует глобальное целое с самоорганизующимися тенденциями.

Цитаты расположены в хронологическом порядке
XIX век
  • Разве не мыслимо, что каждый тон есть слияние суммы еще более примитивных элементов со связанными с ними гештальт-качествами?.. Никакой убедительный аргумент не может быть выдвинут даже против возможность того, что, проникая таким образом все глубже, мы не можем прийти в конце концов к одному-единственному прото-качеству или, по крайней мере, к единому континууму качеств, из которого различные содержания (цвета, тона, Y) порождаются посредством слияние различных комбинаций со связанными с ними гештальт-качествами, [так что] нельзя больше уклоняться от идеи, что тона и цвета могут проявляться как продукты гораздо более высокой степени сложности протоэлементов, пока еще неизвестных.
    • Кристиан фон Эренфельс (1890), «О гештальт-качествах», цитируется в: Барри Смит, Кристиан Фрайхерр фон Эренфельс (1988), Основы гештальт-теории, с. 16
ХХ век, первая половина
  • Основной тезис теории гештальта можно сформулировать так: существуют контексты, в которых происходящее в целом не может быть выведено из характеристик отдельных частей, но наоборот; то, что происходит с частью целого, в четких случаях определяется законами внутреннего строения его целого.
    • Макс Вертхаймер (1920/1945), Продуктивное мышление. Издательство Harper & Row. п. 84
  • Целостность [Ganzheit], Гештальт, является первичным атрибутом жизни.
    • Людвиг фон Берталанфи (1928) Kritishe Theorie der Formbildung . Гебрюдер Борнтрегер. В переводе Дж. Х. Вудгера как Современные теории развития: введение в теоретическую биологию . Оксфорд (Великобритания): Clarendon Press, 1933. с. 225
  • Даже эти скромные объекты показывают, что наша реальность не является простым сочетанием элементарных фактов, но состоит из единиц, в которых ни одна часть не существует сама по себе, где каждая часть указывает на себя и подразумевает большее целое. Факты и значение перестают быть двумя понятиями, принадлежащими разным сферам, поскольку факт всегда есть факт в внутренне связанном целом. Мы не могли бы решить проблему организации, решая ее для каждой точки в отдельности, одну за другой; решение должно было прийти для всего. Таким образом, мы видим, как проблема значимости тесно связана с проблемой отношения между целым и его частями. Сказано: Целое больше, чем сумма его частей. Правильнее сказать, что целое есть нечто иное, чем сумма его частей, потому что суммирование есть бессмысленная процедура, тогда как отношение целое-часть имеет смысл.
    • Курт Коффка. Принципы гештальтпсихологии, 1935. с. 176
  • Теоретическая психология в ее нынешнем состоянии должна попытаться разработать систему понятий, которая демонстрирует все характеристики гештальта, в котором любая часть зависит от любой другой части. Так как мы еще не имеем знания фактов, действительно достаточного для определения этой системы понятий, и так как, с другой стороны, это знание «фактов» не может быть приобретено без развития этой системы понятий, то остается, по-видимому, только один путь. открытый: двигаться медленно, пробными шагами, принимать решения довольно неохотно, всегда держать в поле зрения всю область психологии и оставаться в тесном контакте с фактической работой психологических исследований.
    • Курт Левин (1936) Принципы топологической психологии . Перевод Фриц Хайдер и Грейс М. Хайдер. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. п. VIII.
  • [Гештальт — это] система, части которой динамически связаны таким образом, что изменение одной части приводит к изменению всех других частей.
    • Курт Левин (1936) Принципы топологической психологии . Перевод Фриц Хайдер и Грейс М. Хайдер. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. п. 218
20-й век, вторая половина
  • Можно сказать, что психологические процессы, такие как мотивы, намерения, чувства и т. д., являются ключевыми процессами, которые проявляются в открытом поведении и выражении различными способами.
    • Фриц Хайдер (1958), Психология межличностных отношений. Нью-Йорк: Wiley p. 34

Субъект гештальт-демонстрации знает, что его восприятие изменилось, потому что он может многократно перемещать его вперед и назад, пока держит в руках одну и ту же книгу или лист бумаги…

  • Субъект гештальт-демонстрации знает, что его восприятие изменилось, потому что он может многократно перемещать его вперед и назад, пока держит в руках одну и ту же книгу или лист бумаги. Сознавая, что в его окружении ничего не изменилось, он все больше направляет свое внимание не на фигуру (утку или кролика), а на строчки бумаги, на которые смотрит. В конечном счете он может даже научиться видеть эти линии, не видя ни одной из фигур, и тогда он может сказать (чего он не мог с полным основанием сказать ранее), что на самом деле он видит именно эти линии, но что он видит их поочередно как утку и как кролик. … Как и во всех подобных психологических экспериментах, эффективность демонстрации зависит от возможности ее анализа таким образом. Если бы не было внешнего стандарта, по отношению к которому можно было бы продемонстрировать переключение зрения, нельзя было бы сделать вывод об альтернативных возможностях восприятия.
    • Томас Кун. Структура научных революций. Чикагский университет Press, 1962; п. 114 (3-е изд.)
  • В Германии 1920-х годов, Веймарской республике, как биология организма, так и гештальт-психология были частью более крупного интеллектуального направления, рассматривавшего себя как движение протеста против растущей фрагментации и отчуждения человеческая природа. Вся веймарская культура характеризовалась антимеханистическим мировоззрением, «жаждой цельности». Органическая биология, гештальт-психология, экология, а позднее и общая теория систем — все выросли из этого целостного духа времени.
    • Фритьоф Капра, The Web of Life (1996) с. 32.
  • Вопросы об искусстве, чертах характера и стиле жизни на самом деле довольно технические. Они просят нас объяснить, что происходит среди агентов нашего разума. Но это предмет, о котором мы так много и не узнали… Ответы на такие вопросы будут со временем. Но это только продлит ожидание, если мы продолжим использовать такие псевдообъясняющие слова, как «холистический» и «гештальт». …Вредно, когда именование наводит ум на мысль, что одни имена приближают смысл.
    • Марвин Мински. Общество разума (1987), гл.2
21 век
  • Новая историография логического эмпиризма начинается с повторного открытия теории Эрнста Маха (1838-1916) , эволюционная эпистемология, (возможно, радикальный) конструктивизм и современная исторически ориентированная философия науки.
    • Фридрих Штадлер «Что такое Венский кружок?» в: Фридрих Штадлер (ред.) Венский кружок и логический эмпиризм: переоценка и перспективы на будущее. Springer Science & Business Media, 2006. с. xiii

Внешние ссылки[править]

В Википедии есть статья о:

Гештальт-психология

Психология
Темы по психологии История • Философия • Портал • Психолог
Базовая
психология
Ненормальный • Аффективная наука • Аффективная неврология • Поведенческая генетика • Поведенческая неврология • Бихевиоризм • Когнитивизм/когнитивизм • Когнитивная неврология (социальная) • Сравнительный • Кросс-культурный • Культурный • Развивающий • Дифференциальный • Экологический • Эволюционный • Экспериментальный • Гештальт • Интеллект • Математическая • Моральная • Нейропсихология • Восприятие • Личность • Позитивная • Психолингвистика • Психофизиология • Количественная • Социальная • Теоретическая
Прикладная
психология
Аномалистический • Прикладной анализ поведения • Оценка • Клинический • Коучинг • Сообщество • Потребитель • Консультирование • Критический • Образовательный • Эргономика • Феминистский • Криминалистический • Здоровье • Промышленный и организационный • Юридический • Медиа • Медицинский • Военный • Музыка • Гигиена труда • Пастырский • Политика • Психометрия • Психотерапия • Религия • Школа • Спорт и упражнения • Суицидология • Системы • Дорожное движение
Методологии Тестирование на животных • Архивные исследования • Эпигенетика поведения • Тематическое исследование • Контент-анализ • Эксперименты • Исследования на людях • Интервью • Нейровизуализация • Наблюдение • Психофизика • Качественные исследования • Количественные исследования • Инвентаризация самоотчетов • Статистические опросы
Психологи Вильгельм Вундт (1832–1920) • Уильям Джеймс (1842–1910) • Иван Павлов (1849–1936) • Зигмунд Фрейд (1856–1919)39) • Эдвард Торндайк (1874–1949) • Карл Юнг (1875–1961) • Джон Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *