гештальт психология
Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия.( Л.А.Карпенко, А.В.Петровский) по другим данным 17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И.Канта с лекцией об основных положениях своей теории. (Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. Сергей Степанов. 2005.) Её костяк составили также Курт Коффка и Вольфганг Келер, которые были его ассистентами и помогали в проведении наблюдений. О их биографии почти ничего не написано, но известно что когда в 20х годах к власти пришли нацисты они бежали в америку, где Вертгеймер стал преподавателем Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке[2], где он в течение десяти лет возглавлял кафедру психологии.
Предмет гештальтпсихологии — это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия. В ходе наблюдения и описания было выявлено неск.принципов гештальта
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),на примере грома и молнии, мы слышим гром и понимаем что где то можем молнию
общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле.
Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением.
Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старухуЗакон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.
Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Б. М. Величковский
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ (нем. Gestaltpsychologie), направление психологии, существовавшее в Германии в 1910–1930-х гг. В противовес расчленению объекта исследования на элементы – методологии, характерной для таких доминировавших в нач. 20 в. направлений психологии, как ассоциативная психология, интроспективная психология, бихевиоризм, представители Г. выдвинули программу изучения психич. феноменов как гештальтов – сложных целостностей, несводимых к сумме своих частей и определяющих их свойства.
Г. была основана работавшими в Берлине (др. название Г. – берлинская школа) и во Франкфурте-на-Майне психологами М. Вертхаймером, В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштейном. На формирование их взглядов оказали значит. влияние филос. концепции И. Канта, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также естественно-науч. и математич. теории, прежде всего теория поля в современной им физике. Основатели Г. разделяли представления об изоморфизме (структурном подобии) событий, разворачивающихся в трёх сферах: физич. окружении, коре головного мозга и в психике субъекта («феноменальном поле»).
М. Вертхаймер на основании эксперим. анализа феномена кажущегося движения (1912) показал, что впечатление видимого движения не сводится к восприятию отд. статичных стимулов и должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта». Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в Г., привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон (Э. Д. Рубин) и др. законов перцептивной организации (Вертхаймер), выявлению зависимости восприятия от контекста, от характеристик пространственных и др. систем отсчёта (К. Дункер, В. Метцгер), открытию ряда новых феноменов, таких как субъективный, или когнитивный, контур (Г. Канизза). Этот последний феномен иллюстрируют границы видимого в центр. части рисунка белого треугольника, которые нейроны зрительной коры не отличают от физически присутствующих на рисунке линий.
Пример феномена когнитивного контура – иллюзорный контур треугольника.
В дальнейшем В. Кёлер, М. Вертхаймер и К. Дункер провели классич. исследования продуктивного мышления у высших приматов и человека, показав, что решение задачи – это не механически достигнутый (путём «проб и ошибок») результат, а более глубокое понимание ситуации в целом (часто в форме «мгновенного усмотрения», инсайта), меняющее её структуру и значение составляющих её компонентов. К. Левин распространил динамические полевые модели на исследования памяти, мотивации, личности, социального поведения.
После прихода к власти нацистов ведущие гештальтпсихологи продолжили работу за пределами Германии, гл. обр. в США. Открытые ими феномены и теоретич. объяснения стали основой многих совр. трудов в области психологии и когнитивной науки. Их работы, связанные с этикой (в частности, введённое К. Гольдштейном понятие самоактуализации), стали одной из основ гуманистической психологии. Бывший ассистент Гольдштейна психиатр Ф. Перлз стал создателем гештальттерапии. Целостная трактовка работы мозга как динамич. самоорганизующейся системы (Гольдштейн, Кёлер, Метцгер) предвосхитила совр. модели в области нейрокогнитивных исследований (см. Нейронные сети).
Макс Вертгеймер и гештальт-психология
Овеществление как ключевая часть гештальт-систем — это конструктивный или порождающий аспект восприятия, благодаря которому переживаемое восприятие содержит более явную пространственную информацию, чем сенсорный стимул, на котором оно основано.
15 апреля 1880 года родился австро-венгерский психолог Макс Вертхаймер . Вертхаймер был одним из трех основателей гештальт-психологии, наряду с Куртом Коффкой [4] и Вольфгангом Кёлером. Он известен своей книгой Продуктивное Мышление , а также за понимание феномена фи в рамках его работы по гештальт-психологии.
«Человек не только часть поля, но часть и член своей группы.
Когда люди вместе, например, на работе, то самым неестественным поведением, которое проявляется только на поздних стадиях или в ненормальных случаях, было бы вести себя как отдельные Эго. В нормальных обстоятельствах они работают вместе, каждый из них является осмысленно функционирующей частью целого».
— Макс Вертхаймер (1924), цитируется в: Хайнц Л. Ансбахер (ред.), Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 1954, с. 11
Макс Вертхаймер – Ранние годы
Макс Вертхаймер был сыном успешного педагога и финансиста. Известно, что его дом был интеллектуальным, и Макс получил первое образование у обоих родителей. Он мог участвовать в политических дискуссиях и обучался игре на фортепиано и скрипке. Он посещал частную начальную школу и окончил ее в возрасте десяти лет. Затем Вертхаймер учился в Немецкой государственной средней школе Королевского имперского Нового города. Макс Вертхаймер начал изучать юриспруденцию в Карловом университете, где он также изучал философию, музыку, физиологию и психологию. Затем в Берлинском университете он переключил свои исследования на философию. Во Франкфуртском университете Макс Вертхаймер учился в Психологическом институте. В 1933 Макс Вертгеймер эмигрировал через Чехословакию в США в связи с зарождающимся национал-социализмом, где он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке с 1933 по 1943 год. Его семинары там оказали влияние на многих американских ученых и оказали решающее вклад в распространение гештальт-теории в США.
Макс Вертхаймер (1880-1948)
Новая гештальт-психология
Макс Вертхаймер стал одним из основателей гештальт-психологии. По словам психолога, « Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но где частичные процессы сами определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых ». Вертхаймер изучал теории, касающиеся восприятия, в начале своей карьеры. Гештальт, в ближайшем английском определении этого термина, потенциально переводится как конфигурация, форма, целостный, структура и образец.
Согласно гештальт-психологии, восприятие представляет собой единое целое. В этом смысле восприятие может формировать зрение и другие чувства.«Что такое гештальт-теория и для чего она предназначена? Теория гештальта явилась результатом конкретных исследований в области психологии, логики и эпистемологии. Преобладающую ситуацию во время ее возникновения можно кратко обрисовать следующим образом. Мы переходим из мира повседневных событий в мир науки и вполне естественно предполагаем, что при этом переходе мы обретем более глубокое и точное понимание существенного».
– Макс Вертхаймер, Гештальттеория, 19 лет24
Фи-феномен
Макс Вертхаймер положил начало формальному основанию гештальт-психологии в 1910 году, когда он начал эксперименты с фи-феноменом. Он опубликовал эти эксперименты в статье под названием « Экспериментальные исследования восприятия движения ». Феномен фи — это кажущееся движение, вызванное чередующимися положениями источников света. Вертхаймер проиллюстрировал это явление на построенном им устройстве, в котором использовались два отдельных источника света в разных местах. Хотя огни неподвижны, их мигание через определенные промежутки времени заставляет сетчатку воспринимать свет как движущийся. Вертхаймер работал с партнерами Коффкой и Кёлером над сбором данных, которые в конечном итоге привели к запуску ими гештальт-движения. Их результаты также показали, что качество целого отличается от суммы частей. Объяснение феномена фи заключалось в том, что движение воспринимается потому, что сам глаз движется в ответ на последовательные вспышки света. Движение, которое испытывает наблюдатель, основано на обратной связи от движущегося глаза.
Поздние годы
Несмотря на ухудшение здоровья, он продолжал работать над своим исследованием решения проблем, которое он предпочитал называть «продуктивным мышлением». Он завершил свою единственную книгу « Продуктивное мышление » на эту тему в конце сентября 1943. Макс умер от сердечного приступа всего через три недели после завершения работы над своей книгой в своем доме в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Макс Вертхаймер из Famous Psychologists
- [2] Макс Вертхаймер в Britannica
- [3] Макс Вертхаймер на веб-сайте гештальт-психологии
- [4] Курт Коффка — Восприятие и гештальт-психология, блог SciHi
- [5] Макс Вертхаймер в Викиданных
- [6] Макс Вертхаймер в Wikisource
- [7] Психология 2430 психология мышления Лекция 04 Гештальт-психология Вольфганг Колер Макс Верте, NFLD Archive @ youtube
- [8] Майкл Вертхаймер, Краткая история психологии . 4-е издание. Форт-Уэрт, Техас: Брейс Харкорт, 2000.
- [9] Д. Бретт Кинг и Майкл Вертхаймер, Макс Вертхаймер и гештальт-теория . Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2005. .
- [10] Хронология гештальт-психологов, через DBpedia и Wikidata
Макс Вертхаймер — Биография, книги и теории
[Процитировать]
Макс Вертхаймер был известным психологом. Он родился в Праге 15 апреля 1880 года. Он был известен как один из основателей гештальт-психологии. Он открыл глаза в чрезвычайно интеллектуальной семье, получая раннее образование дома, где он принимал участие в образовательных и политических дискуссиях со своими родителями. Его отец по профессии был педагогом, а мать получила докторскую степень в Вюрцбургском университете. Макс Вертхаймер учился в Психологическом институте Франкфуртского университета, где наблюдал за мигающими огнями на железнодорожной станции, чтобы изучить иллюзию, создаваемую движением поезда. Он также работал профессором во Франкфуртском университете, где преподавал в течение нескольких лет. Он эмигрировал в Соединенные Штаты в 1933 года, где он работал профессором в Нью-Йоркской школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он преподавал в школе в течение десяти лет. Именно благодаря его замечательным академическим способностям и усилиям нью-йоркские школы стали одной из лучших школ психологии в начальный период двадцатого века.
Макс Вертхаймер был одним из основателей гештальт-психологии. Согласно его теории гештальт-психологии, «существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, а частичные процессы сами по себе определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых». Он проявил интерес к изучению восприятия в возрасте 30 лет, когда увидел стробоскоп в магазине детских игрушек. Это вызвало его интерес к теориям, касающимся восприятия. Теория гештальт-психологии является основой, на которой люди понимают окружающий мир и реагируют на него. Он написал одну из лучших книг по психологии под названием «Продуктивное мышление». Эта книга была позже опубликована его сыном, Майклом Вертхаймером, который сам был опытным психологом.
Макс Вертхаймер был пионером гештальт-психологии. Именно благодаря этому престижу он оказал огромное влияние на другие аспекты психологии, включая теории восприятия, ощущений и экспериментальную психологию.