Гештальтпсихология основатель: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

гештальт психология

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия.( Л.А.Карпенко, А.В.Петровский) по другим данным 17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И.Канта с лекцией об основных положениях своей теории. (Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. Сергей Степанов. 2005.) Её костяк составили также Курт Коффка и Вольфганг Келер, которые были его ассистентами и помогали в проведении наблюдений. О их биографии почти ничего не написано, но известно что когда в 20х годах к власти пришли нацисты они бежали в америку, где Вертгеймер стал преподавателем  Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке[2], где он в течение десяти лет возглавлял кафедру психологии.

Предмет гештальтпсихологии — это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

Т.е. на гештальтах или по другому целостной образной структуре

Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия. В ходе наблюдения и описания было выявлено неск.принципов гештальта

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),на примере грома и молнии, мы слышим гром и понимаем что где то можем молнию

  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле.

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением.

Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

  • Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

  • Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

  • Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Б. М. Величковский

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ (нем. Gestalt­psy­chologie), на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, су­ще­ст­во­вав­шее в Гер­ма­нии в 1910–1930-х гг. В про­ти­во­вес рас­чле­не­нию объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния на эле­мен­ты – ме­то­до­ло­гии, ха­рак­тер­ной для та­ких до­ми­ни­ро­вав­ших в нач. 20 в. на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии, как ас­со­циа­тив­ная пси­холо­гия, ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия, би­хе­вио­ризм, пред­ста­ви­те­ли Г. вы­дви­ну­ли про­грам­му изу­че­ния пси­хич. фе­но­ме­нов как геш­таль­тов – слож­ных це­ло­ст­но­стей, не­сво­ди­мых к сум­ме сво­их час­тей и оп­ре­де­ляю­щих их свой­ст­ва.

Г. бы­ла ос­но­ва­на ра­бо­тав­ши­ми в Бер­ли­не (др. на­зва­ние Г. – бер­лин­ская шко­ла) и во Франк­фур­те-на-Май­не пси­хо­ло­га­ми М. Верт­хай­ме­ром, В. Кё­ле­ром, К. Коф­фкой и нев­ро­ло­гом К. Гольд­штей­ном. На фор­ми­ро­ва­ние их взгля­дов ока­за­ли зна­чит. влия­ние фи­лос. кон­цеп­ции И. Кан­та, Ф. Брен­та­но и Э. Гус­сер­ля, а так­же ес­те­ст­вен­но-на­уч. и ма­те­ма­тич. тео­рии, пре­ж­де все­го тео­рия по­ля в со­вре­мен­ной им фи­зи­ке. Ос­но­ва­те­ли Г. раз­де­ля­ли пред­став­ле­ния об изо­мор­физ­ме (струк­тур­ном по­до­бии) со­бы­тий, раз­во­ра­чи­ваю­щих­ся в трёх сфе­рах: фи­зич. ок­ру­же­нии, ко­ре го­лов­но­го моз­га и в пси­хи­ке субъ­ек­та («фе­но­ме­наль­ном по­ле»).

М. Верт­хай­мер на ос­но­ва­нии экс­пе­рим. ана­ли­за фе­но­ме­на ка­жу­ще­го­ся дви­же­ния (1912) по­ка­зал, что впе­чат­ле­ние ви­ди­мо­го дви­же­ния не сво­дит­ся к вос­при­ятию отд. ста­тич­ных сти­му­лов и долж­но рас­смат­ри­вать­ся как но­вое, свой­ст­вен­ное лишь си­туа­ции в це­лом «ка­че­ст­во геш­таль­та». Ис­сле­до­ва­ния вос­при­ятия, иг­раю­щие пер­во­сте­пен­ную роль в Г., при­ве­ли к опи­са­нию за­ко­но­мер­но­стей раз­де­ле­ния вос­при­ни­мае­мо­го по­ля на фи­гу­ру и фон (Э. Д. Ру­бин) и др. за­ко­нов пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции (Верт­хай­мер), вы­яв­ле­нию за­ви­си­мо­сти вос­при­ятия от кон­тек­ста, от ха­рак­те­ри­стик про­стран­ст­вен­ных и др. сис­тем от­счё­та (К. Дун­кер, В. Метц­гер), от­кры­тию ря­да но­вых фе­но­ме­нов, та­ких как субъ­ек­тив­ный, или ког­ни­тив­ный, кон­тур (Г. Ка­низ­за). Этот по­след­ний фе­но­мен ил­лю­ст­ри­ру­ют гра­ни­цы ви­ди­мо­го в центр. час­ти ри­сун­ка бе­ло­го тре­уголь­ни­ка, ко­то­рые ней­ро­ны зри­тель­ной ко­ры не от­ли­ча­ют от фи­зи­че­ски при­сут­ст­вую­щих на ри­сун­ке ли­ний.

Пример феномена когнитивного контура – иллюзорный контур треугольника.

В даль­ней­шем В. Кё­лер, М. Верт­хай­мер и К.  Дун­кер про­ве­ли клас­сич. ис­сле­до­ва­ния про­дук­тив­но­го мыш­ле­ния у выс­ших при­ма­тов и че­ло­ве­ка, по­ка­зав, что ре­ше­ние за­да­чи – это не ме­ха­ни­че­ски дос­тиг­ну­тый (пу­тём «проб и оши­бок») ре­зуль­тат, а бо­лее глу­бо­кое по­ни­ма­ние си­туа­ции в це­лом (час­то в фор­ме «мгно­вен­но­го ус­мот­ре­ния», ин­сай­та), ме­няю­щее её струк­ту­ру и зна­че­ние со­став­ляю­щих её ком­по­нен­тов. К. Ле­вин рас­про­стра­нил ди­на­ми­че­ские по­ле­вые мо­де­ли на ис­сле­до­ва­ния па­мя­ти, мо­ти­ва­ции, лич­но­сти, со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния.

По­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов ве­ду­щие геш­тальт­пси­хо­ло­ги про­дол­жи­ли ра­бо­ту за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии, гл. обр. в США. От­кры­тые ими фе­но­ме­ны и тео­ре­тич. объ­яс­не­ния ста­ли ос­но­вой мно­гих совр. тру­дов в об­лас­ти пси­хо­ло­гии и ког­ни­тив­ной нау­ки. Их ра­бо­ты, свя­зан­ные с эти­кой (в ча­ст­но­сти, вве­дён­ное К. Гольд­штей­ном по­ня­тие са­мо­ак­туа­ли­за­ции), ста­ли од­ной из ос­нов гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Быв­ший ас­си­стент Гольд­штей­на пси­хи­атр Ф. Перлз стал со­з­да­те­лем геш­тальт­те­ра­пии. Це­ло­ст­ная трак­тов­ка ра­бо­ты моз­га как ди­на­мич. са­мо­ор­га­ни­зую­щей­ся сис­те­мы (Гольд­штейн, Кё­лер, Метц­гер) пред­вос­хи­ти­ла совр. мо­де­ли в об­лас­ти ней­ро­ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ний (см. Ней­рон­ные се­ти).

Макс Вертгеймер и гештальт-психология

Овеществление как ключевая часть гештальт-систем — это конструктивный или порождающий аспект восприятия, благодаря которому переживаемое восприятие содержит более явную пространственную информацию, чем сенсорный стимул, на котором оно основано.

15 апреля 1880 года родился австро-венгерский психолог Макс Вертхаймер . Вертхаймер был одним из трех основателей гештальт-психологии, наряду с Куртом Коффкой [4] и Вольфгангом Кёлером. Он известен своей книгой Продуктивное Мышление , а также за понимание феномена фи в рамках его работы по гештальт-психологии.

«Человек не только часть поля, но часть и член своей группы.

Когда люди вместе, например, на работе, то самым неестественным поведением, которое проявляется только на поздних стадиях или в ненормальных случаях, было бы вести себя как отдельные Эго. В нормальных обстоятельствах они работают вместе, каждый из них является осмысленно функционирующей частью целого».
— Макс Вертхаймер (1924), цитируется в: Хайнц Л. Ансбахер (ред.), Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 1954, с. 11

Макс Вертхаймер – Ранние годы

Макс Вертхаймер был сыном успешного педагога и финансиста. Известно, что его дом был интеллектуальным, и Макс получил первое образование у обоих родителей. Он мог участвовать в политических дискуссиях и обучался игре на фортепиано и скрипке. Он посещал частную начальную школу и окончил ее в возрасте десяти лет. Затем Вертхаймер учился в Немецкой государственной средней школе Королевского имперского Нового города. Макс Вертхаймер начал изучать юриспруденцию в Карловом университете, где он также изучал философию, музыку, физиологию и психологию. Затем в Берлинском университете он переключил свои исследования на философию. Во Франкфуртском университете Макс Вертхаймер учился в Психологическом институте. В 1933 Макс Вертгеймер эмигрировал через Чехословакию в США в связи с зарождающимся национал-социализмом, где он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке с 1933 по 1943 год. Его семинары там оказали влияние на многих американских ученых и оказали решающее вклад в распространение гештальт-теории в США.

Макс Вертхаймер (1880-1948)

Новая гештальт-психология

Макс Вертхаймер стал одним из основателей гештальт-психологии. По словам психолога, « Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но где частичные процессы сами определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых ». Вертхаймер изучал теории, касающиеся восприятия, в начале своей карьеры. Гештальт, в ближайшем английском определении этого термина, потенциально переводится как конфигурация, форма, целостный, структура и образец.

Согласно гештальт-психологии, восприятие представляет собой единое целое. В этом смысле восприятие может формировать зрение и другие чувства.

«Что такое гештальт-теория и для чего она предназначена? Теория гештальта явилась результатом конкретных исследований в области психологии, логики и эпистемологии. Преобладающую ситуацию во время ее возникновения можно кратко обрисовать следующим образом. Мы переходим из мира повседневных событий в мир науки и вполне естественно предполагаем, что при этом переходе мы обретем более глубокое и точное понимание существенного».
– Макс Вертхаймер, Гештальттеория, 19 лет24

Фи-феномен

Макс Вертхаймер положил начало формальному основанию гештальт-психологии в 1910 году, когда он начал эксперименты с фи-феноменом. Он опубликовал эти эксперименты в статье под названием « Экспериментальные исследования восприятия движения ». Феномен фи — это кажущееся движение, вызванное чередующимися положениями источников света. Вертхаймер проиллюстрировал это явление на построенном им устройстве, в котором использовались два отдельных источника света в разных местах. Хотя огни неподвижны, их мигание через определенные промежутки времени заставляет сетчатку воспринимать свет как движущийся. Вертхаймер работал с партнерами Коффкой и Кёлером над сбором данных, которые в конечном итоге привели к запуску ими гештальт-движения. Их результаты также показали, что качество целого отличается от суммы частей. Объяснение феномена фи заключалось в том, что движение воспринимается потому, что сам глаз движется в ответ на последовательные вспышки света. Движение, которое испытывает наблюдатель, основано на обратной связи от движущегося глаза.

Поздние годы

Гештальт-психология является основой, на которой люди понимают окружающий мир и реагируют на него. Кроме того, гештальт-психология рассматривалась как реакция на «структуралистскую школу мысли». В то время как гештальтпсихология сосредотачивается на мыслительных процессах в целом, структурализм больше фокусируется на «разложении ментальных мыслей и процессов на мелкие части». Макс Вертхаймер основал гештальт-школу психологии, которая занималась «гештальт-законами организации восприятия». Макс Вертхаймер не очень много публиковался под своим именем, но оказал решающее влияние на многие работы, вдохновленные им и управляемые им. К ним относятся, например, работы Рудольфа Арнхейма по личному восприятию, работы Генриха Шульте по теории паранойи, а также работы Лауретты Бендер (189).7-1987) на разработанном ею гештальт-тесте мотора Бендера. Среди важных учеников и сотрудников Макса Вертхаймера в США были Абрахам С. Лучинс (психиатр, пионер групповой терапии) и его бывший помощник Эрвин Леви (психолог, психоаналитик и психиатр).

Несмотря на ухудшение здоровья, он продолжал работать над своим исследованием решения проблем, которое он предпочитал называть «продуктивным мышлением». Он завершил свою единственную книгу « Продуктивное мышление » на эту тему в конце сентября 1943. Макс умер от сердечного приступа всего через три недели после завершения работы над своей книгой в своем доме в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Макс Вертхаймер из Famous Psychologists
  • [2] Макс Вертхаймер в Britannica
  • [3] Макс Вертхаймер на веб-сайте гештальт-психологии
  • [4] Курт Коффка — Восприятие и гештальт-психология, блог SciHi
  • [5] Макс Вертхаймер в Викиданных
  • [6] Макс Вертхаймер в Wikisource
  • [7] Психология 2430 психология мышления Лекция 04 Гештальт-психология Вольфганг Колер Макс Верте, NFLD Archive @ youtube
  • [8] Майкл Вертхаймер, Краткая история психологии . 4-е издание. Форт-Уэрт, Техас: Брейс Харкорт, 2000.
  • [9] Д. Бретт Кинг и Майкл Вертхаймер, Макс Вертхаймер и гештальт-теория . Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2005.
  • .
  • [10] Хронология гештальт-психологов, через DBpedia и Wikidata

Макс Вертхаймер — Биография, книги и теории

[Процитировать]

Макс Вертхаймер был известным психологом. Он родился в Праге 15 апреля 1880 года. Он был известен как один из основателей гештальт-психологии. Он открыл глаза в чрезвычайно интеллектуальной семье, получая раннее образование дома, где он принимал участие в образовательных и политических дискуссиях со своими родителями. Его отец по профессии был педагогом, а мать получила докторскую степень в Вюрцбургском университете. Макс Вертхаймер учился в Психологическом институте Франкфуртского университета, где наблюдал за мигающими огнями на железнодорожной станции, чтобы изучить иллюзию, создаваемую движением поезда. Он также работал профессором во Франкфуртском университете, где преподавал в течение нескольких лет. Он эмигрировал в Соединенные Штаты в 1933 года, где он работал профессором в Нью-Йоркской школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он преподавал в школе в течение десяти лет. Именно благодаря его замечательным академическим способностям и усилиям нью-йоркские школы стали одной из лучших школ психологии в начальный период двадцатого века.

Макс Вертхаймер был одним из основателей гештальт-психологии. Согласно его теории гештальт-психологии, «существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, а частичные процессы сами по себе определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых». Он проявил интерес к изучению восприятия в возрасте 30 лет, когда увидел стробоскоп в магазине детских игрушек. Это вызвало его интерес к теориям, касающимся восприятия. Теория гештальт-психологии является основой, на которой люди понимают окружающий мир и реагируют на него. Он написал одну из лучших книг по психологии под названием «Продуктивное мышление». Эта книга была позже опубликована его сыном, Майклом Вертхаймером, который сам был опытным психологом.

Макс Вертхаймер был пионером гештальт-психологии. Именно благодаря этому престижу он оказал огромное влияние на другие аспекты психологии, включая теории восприятия, ощущений и экспериментальную психологию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *