Основные принципы гештальт-психологии, используемые в дизайне — Vlad Tumanov на vc.ru
Гештальт-психология — теория визуального восприятия, которая отражает сам процесс анализа отдельных частей объекта, состоящего из нескольких элементов. «Целое отличается от суммы его частей» — основной тезис этой теории. Или простыми словами, отдельные элементы мы воспринимаем по-другому, относительно целого объекта, состоящего из этих элементов
2658 просмотров
Если говорить проще, то нашему мозгу удобнее мыслить целыми образами, чем отдельными, с множеством мелких деталях, то есть, когда видим какой-то привычный объект, наше сознание быстро воссоздает его форму без необходимости разглядывать более подробно этот предмет. Например, мы моментально распознаем какую-либо бытовую вещь, не анализируя его вид
Что заставляет нас удерживать в памяти, например, дела, которые запланировали на день, месяц и мотивирующие завершить их? Конечно, такой сложный, но важный механизм, как гештальт. Например, когда студент готовится днями и ночами (если не в последний день) к сессии, то на ее протяжении мозг старается держать в голове все, что он выучил, но после сдачи всех экзаменов, после сессии, можно заметить, что через небольшой промежуток времени, забыли большую часть информации
1. Закон сходства
В основе этого закона лежит факт, что человеку свойственно группировать похожие между собой объекты, имеющие общие элементы. Этим «общим элементом» могут быть цвет, геометрическая форма, размер и т.д.
2. Закон близости
Закон гласит, что объекты, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга, воспринимаются, как единое целое. Наш мозг стремится к непрерывному восприятию, из-за чего, чем ближе элементы расположены друг к другу, тем больше выражен закон близости
3. Закон непрерывности
Закон основан на том, что мы привыкли воспринимать визуальную информацию непрерывно. То есть, например, когда кривая продолжается от одной точки, видимо не меняя своей кривизны, нам кажется, что она имеет плавное продолжение
4. Закон завершения образа
В основе этого закона лежит утверждение, что наш мозг имеет свойство связывать не связанные объекты в знакомые нам формы: элементы, образующие замкнутую систему, будут группироваться, а недостающие детали — дополнятся
5. Закон фигуры и фона
Закон показывает, каким образом мы отделяем фигуру от фона. Он объясняет, что фигура является визуальным объектом, который требует наименьшего усилия для его определения. Один человек будет видеть одно изображение, другой — другое, в зависимости от восприятия самого человека
Чем гештальт-психология интересна для дизайнера?
Наш разум привык мыслить моделями, которые заложены в нас с детства. Когда мы видим хаотичную информацию, появляется чувство некого внутреннего дискомфорта, начинаем ее игнорировать или воспринимать с большим трудом. Задача же дизайнера состоит в создании необходимых подсказок, наводок, которые позволят зрителю найти связанный и структурированный контент
основные идеи и принципы — karpachoff.
comВо время послевоенного кризиса в 20 годах прошлого века в Германии зародилось одно из самых известных общепсихологических направлений — гештальтпсихология. Ее идеи стали революционными, поскольку противоречили официально принятой структурной психологии. Новая наука быстро обрела популярность и привлекла внимание ученых из разных областей — психиатрии, философии, социологии и даже физики.
В чем суть гештальтпсихологии, каковы ее основные идеи и принципы — об этом читайте в нашей статье.
Понятия и принципы гештальтпсихологииРаскрывать суть гештальтпсихологии стоит с определения самого слова «гештальт». С немецкого языка оно переводится как «целостность» или «фигура» и означает некий паттерн или единое целое, состоящее из многих частей.
Гештальт имеет физические и психофизические характеристики, которые формируются на основе мышления и восприятия. Этот процесс может происходить как во внешнем мире, так и внутри человека — в виде его переживаний, мыслей, поисков выхода из ситуации.
Можно сказать, что гештальтпсихология — это наука, которая изучает психику человека с позиции структуры его личности и базируется на двух идеях:
- Психические процессы целостны, но в их структуре есть отдельные элементы, имеющие вторичное значение.
- Восприятие свойств предметов остается неизменным при изменении внешних условий — константность восприятия.
Основные положения гештальтпсихологии (целостность и константность) позволяют сформировать принципы организации восприятия. То есть что происходит с человеком, который сосредоточил внимание на каком-то объекте из внешнего мира или внутри себя (переживания, мысли, воспоминания).
Вот некоторые из них:
- принцип близости, когда разные элементы соединяются или просто находятся рядом, образуя единую фигуру/форму;
- принцип прегнантности, когда человек реагирует на самую простую и постоянную форму среди остальных;
- принцип схожести, когда однотипные элементы воспринимаются как единое целое;
- принцип смежности, когда происходит сочетание разных стимулов в пространстве и времени;
- принцип замкнутости, когда человек стремится добавить недостающие элементы в фигуре;
- принцип целостности, когда любое явление или объект сознательно упрощается, чтобы воспринимать его в целостной форме;
- принцип фона, когда отдельные элементы, сгруппированные по определенному признаку, воспринимаются в виде целостной фигуры. А всё остальное — как менее структурированный фон;
- принцип общей зоны, когда восприятие реальности происходит на основе жизненного опыта человека.
Также читайте: Невротик: кто это и как его узнать
История гештальтпсихологииАмериканский ученый и философ Макс Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — особенность зрительного восприятия человека. Его труд базировался на интересном наблюдении: если расположить рядом два и более источника света или цветных объекта и попеременно включать их, то происходящее будет восприниматься, как единый процесс. А если увеличить скорость мигания и количество точек, то целостная структура явления станет еще более очевидной. Глаз воспримет это как движение по заданному направлению.
Кстати, по этому же принципу были созданы кинематография и покадровая анимация.
С точки зрения психологии, открытие Вертгеймера объяснить на то время было невозможно. По идее, человек должен воспринимать все явления и объекты по отдельности, а не соединять в единую структуру, да еще и наделять несвойственными характеристиками (движение там, где его не может быть).
Описание «фи-феномена» было представлено в 1912 году. В этой же научной работе были сформулированы первые законы гештальтпсихологии. Зарождалась новая наука — абсолютная противоположность общепринятому в те годы структурализму.
Идеи Вертгеймера привлекли целую группу энтузиастов, которые решили углубить исследования ученого и развивать теоретическую базу направления. Самые известные гештальтисты — немецко-американские психологи Вольфганг Кёлер, Курт Коффка и Курт Левин.
Развитие гештальтпсихологииОписание и развитие концепции гештальтпсихологии пришлось на 20-40 годы прошлого века. Ученые описывали результаты своих исследований в научных трудах и книгах, а теоретическая база доктрины пополнялась новыми открытиями.
Так, Вольфганг Кёлер сформулировал принцип равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном (в сознании человека) полях. Другие принципы были изложены в книге Курта Коффки «Принципы гештальтпсихологии». Позже он написал масштабный труд под названием «Основы психического развития», где впервые применил методы гештальтпсихологии в исследовании психического развития детей.
Коффке удалось описать ряд закономерностей восприятия новорожденных. К примеру, то, что они воспринимают родителей как единый образ, состоящий из характерных гештальтов (голоса, мимики, прически, одежды). И если что-то из этого изменить, то кроха может не узнать маму или папу.
Третий ученый, Курт Левин, разрабатывал методы гештальтпсихологии. Самый популярный — «теория поля». Согласно этому методу, поведение человека определяют внутренние и внешние физические силы. Сама личность — динамичная система, состоящая из временных и постоянных потребностей. К первым Левин добавлял приставку «квази», противопоставляя их истинным (постоянным) нуждам. Ученый считал, что квазипотребности возникают под влиянием намерения и практически всегда имеют социальную обусловленность.
Практическая гештальтпсихология: методы оценки конфликтовОтдельно стоит остановиться на теме конфликтов, которую подробно описал Курт Левин. По его мнению, существует три типа конфликтов:
- Стремление-стремление — муки выбора одного из двух равнозначных вариантов.
- Избегание-избегание — варианты отрицательные, поэтому ни один из них не может считаться приемлемым.
- Стремление-избегание — конфликт базируется на двойственном восприятии. С одной стороны притяжение, а с другой отторжение.
Рассмотрим пример. По первому типу конфликтов на человека действуют два привлекательных фактора: я хочу и загорать, и купаться — что же выбрать? По второму типу всё то же самое, но факторы отрицательные: не хочу идти к врачу, но боюсь осложнений. А по третьему типу один фактор положительный, а второй отрицательный: мечтаю купить машину, но боюсь садиться за руль.
Особенность этого метода гештальтпсихологии в том, что любой объект может стать как положительным, так и отрицательным фактором в разных контекстах.
Кстати, спустя несколько лет Курт Левин добавил 4-й тип конфликтов — двойное стремление-избегание. Оно возникает тогда, когда каждый из факторов одновременно является и положительным, и отрицательным. К примеру, если человек выбирает между карьерой и созданием семьи, то оба варианта чем-то привлекательны для него, но и чем-то отталкивают.
Преимущество гештальтпсихологии перед другими школамиОсновное преимущество данной теории заключается в том, что она сосредоточена вокруг одного объяснительного принципа: человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как единую структуру. Соответственно, такой подход можно использовать для описания любой сферы действительности — от психического развития до анализа потребностей и т. д.
Универсальность концепции стала причиной ее популярности буквально с момента зарождения. Принципы гештальтпсихологии сегодня активно применяются в социальной и когнитивной психологии, а также психологии восприятия и обучения.
Отличие гештальтпсихологии от гештальттерапииМногие путают похожие по названию, но такие разные понятия — «гештальтпсихология» и «гештальттерапия». Однако стоит знать, что последняя появилась гораздо позже — примерно в 40-50 гг прошлого века. Ее автор, немецкий психиатр Фредерик Перлз, не имел ничего общего с основателями концепции гештальтпсихологии. Да и в целом его теория взяла от данного направления лишь приставку «гештальт».
Сам Перлз признавался, что ознакомился с принципами и идеями гештальтпсихологии лишь поверхностно. Не дочитал до конца ни одной монографии ее создателей. И даже если у этих двух концепций есть общие моменты, то изложены они в вольной интерпретации автора гештальттерапии.
Суть метода гештальттерапииРассмотрим несколько базовых принципов данного направления:
- Гештальт в психологии — это событие, которое имеет начало и конец.
- Жизнь человека состоит из множества гештальтов.
- Основное свойство гештальта — стремление к завершенности, то есть он должен иметь логичный финал, принести удовлетворение.
- Незакрытые потребности препятствуют гармоничному существованию человека.
- Концепция гештальттерапии сводится к одному процессу — закрыть незавершенные дела (гештальты).
- Для начала нужно осознать (найти и сформулировать) гештальты, а также определить их влияние на жизнь.
Техники гештальттерапии помогают переосмыслить себя, своё окружение, а также события из прошлого, будущего и настоящего. Самая популярная из них — «техника пустого стула». На одном стуле сидит человек, на втором — его вымышленный собеседник. В процессе диалога главный герой получает возможность провести внутренний диалог и выявить свои незакрытые потребности (гештальты), которые стали причиной психологических проблем.
___________
Гештальтпсихология имеет своих критиков. В основном ее авторов упрекали в радикализме по отношению к фундаментальной психологии, а также в непоследовательности и противоречивости.
Гештальт-принципы дизайна с примерами и инфографикой
Это отличные примеры гештальт-психологии в действии. Даже если вы видите сотни мигающих огней или серию статических изображений, ваш мозг воспринимает только «целое», то есть движущуюся анимацию.
Гештальт-психология — это движение, которое привело к развитию принципов гештальта. Это началось в Германии в 1910 году.
Наблюдая за мигающими огнями на железнодорожном переезде, психолог Макс Вертхаймер заметил, что огни кажутся движущимися, хотя он знал, что это просто отдельные огни, которые включаются и выключаются.
Это осознание привело Вертхаймера вместе с его помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой к разработке теории, согласно которой восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Это стало известно как гештальт-психология.
Лидерство с DesignOps будущего
Узнайте, как создать команду дизайнеров мирового класса, из нашего бесплатного руководства о том, как лучше всего использовать DesignOps в вашем бизнесе.
Получить копию
Каковы гештальт-принципы дизайна?Так как же все это связано с дизайном? Слово «гештальт» означает форму или паттерн, и эта цитата пионера гештальта Курта Коффки прекрасно подытоживает его: «Целое отличается от суммы частей».
Гештальт-теория утверждает, что когда мы смотрим на сложное изображение или рисунок, состоящий из множества элементов, наш мозг пытается создать какую-то форму, узор или структуру. Гештальт-принципы — это обычные бессознательные приемы, которые наш мозг использует для осмысления окружающей среды.
Это делает их чрезвычайно полезными для дизайнеров, которые полагаются на них, чтобы передавать больше информации и быстрее, чем это было бы возможно в противном случае.
Возьмите это у нашего собственного креативного директора Петра Смитана:Одна из главных целей дизайна — решать проблемы. Гештальт-принципы помогают дизайнерам наводить порядок в хаосе, концентрироваться на важных вещах и передавать много информации в дизайне, не перегружая аудиторию слишком многими вещами сразу. Их правильное использование приводит к интуитивно понятным проектам, которые продуманы, просты для понимания и использования. Дизайнеры, знакомые с этими принципами, могут создавать оптические подсказки, легко узнаваемые аудиторией, что приводит к лучшему восприятию упомянутых дизайнов и, по сути, решает больше проблем.
Piotr Smietana
Трудно точно сказать, сколько существует гештальт-принципов (некоторые из них гораздо более распространены, чем другие). Но мы сосредоточимся на 11, которые чаще всего используются в дизайне.
Одиннадцать гештальт-принципов, которые следует учитывать при проектированииСемь наиболее распространенных гештальт-принципов: фигура-фон, близость, подобие, непрерывность, замкнутость, простота и симметрия. Но некоторые более новые теории также считаются гештальт-принципами, например, единообразная связанность, параллелизм, общая судьба, фокусы и прошлый опыт. Не волнуйтесь — мы погрузимся во все.
Во всю эту психологическую теорию может быть сложно разобраться, поэтому мы будем обсуждать принципы вместе с диаграммами и примерами из реальной жизни, чтобы проиллюстрировать, как вы можете применять эти принципы в своей практике проектирования.
- Фигура-фон
- Близость
- Подобие
- Непрерывность
- Замыкание
- Симметрия
- Равномерная связность
- Параллельность элизм
- Общая судьба
- Фокусы
- Прошлый опыт
В соответствии с этим принципом люди делят визуальные эффекты на два компонента: фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в центре внимания, а фон — это фон. Это приводит к тому, что люди по-разному интерпретируют изображение в зависимости от того, какую часть они видят как фигуру или фон. Например, в классической оптической иллюзии ниже вы можете увидеть либо два лица, либо вазу.
В современном дизайне этот принцип часто используется для одновременной передачи двух разных сообщений. Например, на значке macOS Finder слева вы можете увидеть либо счастливое лицо, либо счастливое лицо в профиле, смотрящее на экран компьютера. Точно так же в логотипе FedEx, если вы посмотрите на пробел между буквами «e» и «x», вы увидите стрелку. Эта форма дает ощущение движения и направления, что имеет смысл для транспортной компании, которая отдает приоритет скорости, такой как FedEx.
2. Принцип близостиГештальт-принцип близости предполагает, что мы склонны рассматривать близко расположенные объекты как находящиеся в группе. Например, на приведенной ниже диаграмме вы, вероятно, видите изображение А в виде одного блока точек, а изображение В в виде трех столбцов.
При использовании в веб-дизайне этот принцип передает ощущение общности. Например, значки безопасности и приложений сгруппированы на целевой странице Google Workspace, поэтому зрители быстро понимают, что эти изображения связаны.
3. Принцип сходстваЭтот принцип предполагает, что мы мысленно группируем похожие объекты. Например, когда вы смотрите на изображение ниже, вы видите чередующиеся строки, а не блок точек из-за двух разных цветов. Если бы все точки были разного цвета, вы бы не видели изображение таким же образом.
Этот принцип часто можно увидеть в меню навигации веб-сайтов. Например, на домашней странице Zoom все ссылки, которые ведут пользователей к приложению (например, присоединиться, разместить, войти), выделены синим цветом, тогда как ссылки, которые больше связаны с путешествием клиента (например, страницы продукта, цены, ресурсы) серые. Без вашего ведома цветовая дифференциация сигнализирует о том, что эти ссылки имеют разные функции.
Присоединяйтесь к нашему сообществу, насчитывающему 15 000 человек, и получайте лучшие дизайнерские и маркетинговые материалы раз в две недели
Бесплатно. Отказаться от подписки в любое время
4. Принцип непрерывностиВ соответствии с принципом непрерывности мы воспринимаем объекты, расположенные в виде непрерывных линий или кривых, как более связанные, чем элементы на зубчатой или ломаной линии. Например, на изображении ниже вы, скорее всего, увидите две перекрывающиеся линии, а не четыре, сходящиеся посередине.
Возьмем, к примеру, интерфейс домашней ленты Pinterest. Хотя изображения на экране имеют разный размер, они расположены столбцами, которые создают непрерывные вертикальные линии отрицательного пространства между изображениями. Здесь принцип непрерывности побуждает пользователей прокручивать приложение вверх и вниз, поскольку расположение вертикальных столбцов способствует вертикальному перемещению.
5. Принцип замыканияПринцип замыкания гласит, что даже если в изображении отсутствуют части, ваш мозг заполнит пробелы и воспримет полную картину. Например, мы все еще можем видеть круг и прямоугольник внизу, даже если линии разорваны.
Некоторые из наиболее узнаваемых логотипов (например, IBM, NBC) используют этот принцип.
Это также распространенная функция в веб-дизайне. Например, когда вы видите частичное изображение над сгибом экрана (например, розовое изображение на домашней странице MarkUp.io ниже), ваш мозг хочет завершить его, просмотрев всю картинку, что бессознательно заставляет вас прокручивать страницу вниз.
6. Принцип простотыПринцип простоты, также известный как «prägnanz» по-немецки «хорошая фигура», заключается в том, что люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные образы в максимально простой форме. В приведенном ниже примере вы, скорее всего, увидите левое изображение в виде простого круга, квадрата и треугольника, как и изображение справа, потому что три более простые формы имеют больше смысла для вашего мозга, чем исходная аморфная форма.
Самый знаковый пример этой концепции в дизайне — логотип The Olympics. Скорее всего, вы видите его как пять перекрывающихся кругов, потому что всю форму сложнее понять и описать. Другим примером может служить старый логотип Slack. Вместо того, чтобы видеть комбинацию разноцветных квадратов и полукругов, вы, скорее всего, увидите целое изображение разноцветного хэштега.
Этот принцип предполагает, что визуально связанные объекты более связаны, чем объекты без связи. Например, на диаграмме ниже, несмотря на то, что есть два квадрата и два круга, мы видим, что пары квадрат-круг более тесно связаны, потому что линия визуально соединяет их.
Дизайнеры обычно используют этот принцип, чтобы визуально проиллюстрировать процесс или проиллюстрировать связанные идеи, как показано на снимке экрана из блога Superside на ContentOps ниже.
8. Принцип общей судьбыПринцип общей судьбы — это правило, согласно которому объекты, движущиеся в одном направлении, кажутся более связанными, чем элементы, которые неподвижны или движутся в разных направлениях.
Этот принцип часто можно увидеть на страницах товаров. Например, на скриншоте с сайта Allbirds видно, что все кроссовки смотрят в одну сторону. Однако на фотографиях в нижней части экрана, на которых изображены разные типы обуви, ноги моделей смотрят в разные стороны.
9. Принцип параллелизмаПодобно общей судьбе, принцип параллелизма заключается в понимании того, что параллельные объекты рассматриваются как более связанные, чем элементы, не параллельные друг другу, как вы можете видеть на диаграмме ниже.
Мы можем увидеть этот принцип в действии на домашней странице Away. Многие из их изображений, изображающих их продукты, размещают объекты параллельно.
Напротив, изображения туристических направлений в нижней части страницы не параллельны, что подчеркивает их различия.
10. Принцип фокусных точекСогласно этому принципу контрастные элементы выделяются для нас больше, чем сходные. Например, на изображении ниже наши глаза привлекают красный квадрат, потому что он отличается по размеру, форме и цвету от окружающих его черных точек.
В большинстве дизайнов есть фокусы, потому что они помогают направить взгляд вашей аудитории на важный элемент или побудить их совершить желаемое действие. Например, кнопки призыва к действию обычно имеют контрастные цвета, как вы можете видеть на снимке экрана домашней страницы Honeybook ниже. Наши глаза естественным образом притягиваются к ярко-бирюзовому цвету, потому что он выделяется на фоне более темных цветов на странице.
Разблокируйте удивительный дизайн, который нужен вашему бизнесу
Учитесь у лучших мировых лидеров в области дизайна в этом руководстве и получайте советы о том, как тонко повлиять на вашу аудиторию с помощью идеального дизайна. Эта яркая, блестящая часть интеллектуальной собственности также на 100% бесплатна.
Получите вашу копию
11. Принцип прошлого опытаНаконец, у нас есть Принцип прошлого опыта, который заключается в том, что наш прошлый опыт влияет на наше зрительное восприятие. Так, например, вы, вероятно, интерпретируете красный, желтый и зеленый круги ниже как светофор, потому что именно там мы часто видим эти цвета и формы.
Прошлый опыт обычно проявляется в дизайне значков приложений, потому что общепонятные формы могут передавать много информации, не занимая много визуального пространства. Например, многие стандартные приложения Apple имеют узнаваемые формы и символы: значок FaceTime представляет собой видеокамеру, почтовое приложение представляет собой конверт, приложение часов выглядит как часы и т. д.
Но, поскольку мы не все разделяют один и тот же опыт, прошлый опыт — самый слабый из принципов гештальта. Цвета и формы могут иметь разное значение в разных культурах или поколениях.
Возьмем, к примеру, значок сохранения Microsoft. На значке изображена дискета, объект, который многие молодые люди даже не узнают.
Применение гештальт-принципов дизайнаКогда дело доходит до наших дизайнерских услуг, всегда важно применять эти принципы, чтобы получить максимальную отдачу от дизайна, независимо от того, разрабатывается ли это движение, статика или видео. .
Неважно, какой ты дизайнер; понимание принципов гештальта и лежащей в их основе психологии улучшит вашу работу. Почему? Потому что дизайн — это цель. Это о решении проблем.
Если вы разрабатываете продукты и опыт в соответствии с естественными способами, которыми наш мозг обрабатывает визуальную информацию, конечный результат будет намного более интуитивным и удобным для пользователя. А если вы хотите продолжать узнавать о передовых методах дизайна, вам следует ознакомиться с нашим Руководством по дизайну цифровой рекламы.
Восхитительный дизайн без трения
Компания Superside предоставляет дизайн более чем 400 компаниям. Найдем для вас правильное решение.
Заказать звонок
Принципы гештальта: Ускоренный курс психологии AP®
В разделе восприятия AP® Psychology представлены многогранные принципы гештальта. Принципы гештальта — это различные способы, которыми люди группируют стимулы вместе, чтобы составить целое, имеющее для них смысл. Эти принципы делятся на пять категорий: близость, сходство, непрерывность, связность и замкнутость. Воспринимая объекты, а также мир вокруг нас, мы отражаем эти гештальт-принципы. В этом обзоре AP® Psychology мы рассмотрим эти аспекты гештальта и применим их к экзамену AP®, чтобы получить те 5, которые вы ищете.
Близость
Источник изображения: Wikimedia CommonsГештальт-принцип близости заключается в том, что человек воспринимает несколько объектов, находящихся близко друг к другу, как принадлежащие друг другу. Пример этого на картинке выше. На картинке все точки одного цвета, размера и формы. Единственная причина, по которой мы воспринимаем два разных блока точек, заключается в их положении и в том, насколько близко они друг к другу. Если бы эти точки находились на расстоянии многих миль друг от друга, мы бы не воспринимали их как группу.
Сходство
Источник изображения: Wikimedia CommonsЕсли близость обусловлена положением, то гештальт-принцип подобия заключается в том, как мы собираем информацию по тому, насколько похожи объекты. Например, если бы было пять собак всех разных пород и пять кошек разных пород, то мы бы сгруппировали их как кошек и собак. Здесь позиции не имеют значения, потому что мы смотрим, насколько объекты похожи друг на друга.
Другой пример на картинке выше. Глядя на эти точки, можно было бы сказать, что есть две группы. Есть белые точки и есть синие точки. Мы воспринимаем эти две группы как таковые, потому что они имеют одинаковую форму. Единственная разница, которую мы видим, заключается в сходстве или, в данном случае, в цвете. Если бы все точки были синими, то мы бы сказали, что существует одна группа синих точек.
Непрерывность
Источник изображения: publicdomainpictures.netТретий гештальт-принцип — непрерывность. Непрерывность заключается в том, что наш мозг склонен видеть объекты непрерывными или гладкими, а не разрозненными или прерывистыми. Отличным примером этого явления является кино. Фильмы — это просто миллионы картинок, собранных вместе и быстро просматриваемых. Ваш мозг сводит все эти картинки, эти разрозненные картинки в одно связное, гладкое целое.
Еще один прекрасный пример преемственности — музыка. Музыка – это отдельные ноты, сложенные вместе. Наш мозг объединяет эти ноты в одно плавное целое посредством непрерывности.
Связность
Источник изображения: PixabayСвязность — четвертый принцип гештальт-принципов. Связность — это когда мы видим связи в разрозненных объектах. Одним из примеров этого является то, что вы можете увидеть изображение, которое будет сделано на изображении с соединением точек, прежде чем вы соедините точки. Например, когда люди находят на небе созвездия, они видят картину, состоящую из точек.
Еще одним примером связности является мозаика. Мозаика состоит из крошечных осколков стекла или плитки, которые соединяются в коллаж, чтобы создать новое единое целое.
Завершение
Источник изображения: FlickrЗавершение — это последний принцип гештальта. Закрытие — это когда люди заполняют пробелы. Это означает, что мозг видит общую картину, даже если какой-то ее элемент может отсутствовать. Пример тому — алфавит.
Возможно, вы не заметили, что пропущены некоторые буквы (см. изображение выше), потому что ваш мозг знает, как должна выглядеть эта последовательность букв, и вы заметили, что пропущенные буквы там были.
Другой пример гештальт-принципа замыкания показан на картинке слева. Хотя эти грубо нарисованные фигуры не закончены, мы можем понять, что эти фигуры представляют собой круг и прямоугольник. Наша способность видеть завершение с почти готовыми объектами восполняет недостающую информацию.
Эта идея использовалась в вопросе бесплатного ответа AP® Psychology на экзамене AP® Psych 2011 года. Вопрос можно увидеть здесь . В рамках этого кейса участники должны были заполнить неполную фигуру, а также рассказать, что происходит, и ожидаемый результат эксперимента. Этот FRQ относится к идее закрытия, потому что тематическое исследование должно быть в состоянии закончить неполные цифры.
Почему важны эти принципы гештальта?
Принципы гештальта чрезвычайно важны, поскольку они определяют, как мы воспринимаем жизнь. Жизнь — это просто гигантский вихрь стимулов, и чтобы разобраться в этих стимулах, мы должны сгруппировать их вместе. Например, людям не нужно осматривать каждый кирпич в доме, чтобы определить, что это дом. Здесь мы сгруппировали кирпичи вместе, чтобы понять, что это была стена. Затем мы группируем эти стены, чтобы сделать дом. Если рядом с ним есть другие дома, то мы объединяем эти дома в застройку. Несколько разработок затем группируются в сообщество. Группировка стимулов позволяет нам осмысливать мир, чтобы нам не приходилось сосредотачиваться на мельчайших деталях.
Почему принципы гештальта важны для экзамена по психологии AP®?
Применение материалов AP® Psychology, таких как принципы гештальта, необходимо для получения высоких баллов на экзамене AP® Psychology. Гештальт-принципы являются жизненно важной частью вопросов со свободным ответом на экзамене, в частности, потому что экзаменаторам нравится видеть применение идей. Вопрос со свободным ответом, который включал бы применение гештальт-принципов, включал бы сценарий восприятия. Здесь ученикам будет предложен сценарий, в котором человек что-то увидит, а затем ученик должен дать гештальт-принципы, объясняющие, почему человек это воспринял.
Вопросы с бесплатными ответами составляют большую часть экзамена AP® по психологии; поэтому важно, чтобы ученик рассмотрел гештальт-принципы восприятия и смог применить эти идеи к примерам из реальной жизни.
Давайте применим все на практике. Попробуйте этот практический вопрос AP® Psychology:Ищете больше практики AP® Psychology?
Ознакомьтесь с другими нашими статьями о AP® Psychology
Вы также можете найти тысячи практических вопросов на Albert.io. Albert.io позволяет вам настроить свой учебный процесс так, чтобы он ориентировался на практику, в которой вам больше всего нужна помощь. Мы дадим вам сложные практические вопросы, которые помогут вам достичь мастерства в психологии AP.