Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
СДВГ
Гипоксия плода
1695 10 Августа Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГК заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГДля постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
3 090 руб Записаться
НейросонографияНе инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 890 руб Записаться
КТ головного мозга и черепаСканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 890 руб Записаться
МРТ головного мозгаБезопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 640 руб Записаться
Что делать при СДВГВ первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
что делать родителям гиперактивных детей разного возраста, игры, поведение в школе и детском саду, советы психолога
Сын или дочь вас не слушает, плохо спит, устраивает истерики в магазине? Или вот еще знакомая для многих ситуация: посещаете десяток кружков, а энергия у малыша никуда не девается и ее даже становится все больше. Не следует ставить диагнозы самостоятельно и паниковать, пытая интернет в поисках ответа на вопрос: «У меня гиперактивный ребенок, что делать?»
Прежде всего, не всякого малыша с таким поведением действительно можно считать гиперактивным. Каждый человек рождается со своим темпераментом. И даже если он отличается от вашего, это совершенно не означает, что есть какое-то отклонение от нормы. Если чрезмерно активное поведение носит эпизодический характер или стало ответом на какой-то стресс, то, скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет и осваивает новые эмоции. Как правило, такой ребенок быстро успокаивается и дальше спокойно играет и взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
А вот настоящую гиперактивность обычно связывают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обнаруживается у детей с 2-4 лет. Самые распространенные жалобы родителей в таком случае связаны с отсутствием нормального сна у малыша, постоянным беспокойством, невнимательностью, забывчивостью, неспособностью сосредоточиться. Важно, что эти проявления постоянны и со временем прогрессируют.
В статье разберемся, какие симптомы можно считать тревожными, когда обращаться к специалисту, и что вообще делать, если у ребенка диагностирована гиперактивность.
Что важно знать о гиперактивных детях
Невозможно быть готовым ко всему, но основную информацию необходимо знать. Как минимум для того, чтобы признать эту особенность и подобрать грамотного специалиста.
Когда обращаться к специалисту | Оптимальный возраст для выявления СДВГ — дошкольный. У малышей проще настроить компенсаторные возможности мозга таким образом, чтобы предотвратить негативные проявления в будущем (1) |
Как часто встречается гиперактивность у детей | Такая особенность встречается часто, во всех социально-экономических группах. Наиболее распространена в регионах с повышенной плотностью населения. |
Может ли такой ребенок влиять на других членов семьи | Отношения внутри семьи могут пострадать, если не корректировать ситуацию. Гиперактивные дети могут быть агрессивны, нетерпимы к братьям и сестрам, требуют подчинения от них (2) |
Чем чрезмерная активность мешает ребенку | Прежде всего, нарушение социальной адаптации. А дети с высоким уровнем интеллекта не смогут в полной мере пользоваться своими задатками и талантами. Гиперактивность влияет на сон и аппетит и другие важные моменты |
Симптомы гиперактивности у ребенка
Признаки могут быть многообразны. Не торопитесь причислить своего малыша к гиперактивным только потому, что не можете с ним справиться. Обычно активный и подвижный ребенок — это повод порадоваться. А если ребенок реагирует таким образом на разовый стресс, например, новая секция или начало посещения детского сада, то волноваться о таком диагнозе не стоит.
Детей может утомлять что угодно: от поездки за город до дальних родственников у вас в гостях. Однако если у вас есть реальные подозрения, что ребенок гиперактивный вне зависимости от обстоятельств, — следует свериться со списком самых очевидных симптомов.
Невнимательность
Может быть тревожным сигналом, когда вы видите, что ребенок не в состоянии удерживать внимание на ежедневных действиях, уроках и других занятиях. Он игнорирует обращение к нему или же быстро забывает сказанное. Малышу сложно дается выполнение любой активности до конца, он не понимает правил. Посторонние стимулы почти всегда отвлекают его от любого дела.
В школьном возрасте вы можете заметить, что ребенок очень часто теряет учебники, сменку, пенал и даже весь рюкзак. При этом он сам может это игнорировать, пока вы не спросите.
Импульсивность
Фото: Nathan Dumlao, unsplash.comЧасто проявляется в разговоре. Такие дети могут быть экстремально болтливы, при этом создается впечатление, что малыш очень быстро говорит, но сам не успевает за собственной мыслью. Физическая активность ребенка часто не имеет цели и меняет направление. Он просто так прыгает, крутится, что-то напевает, бегает по кругу. Тихие игры для такого ребенка категорически не подходят — ему это надоедает через пару секунд.
Также характерно нарушение мелкой моторики: завязать шнурки, застегнуть пуговицу или кнопку, раскрасить рисунок, не выходя за контур. В спортивных играх также наблюдается нарушение координации и равновесия.
Игнорирование норм поведения
На вопросы отвечает отрывисто, не дослушав. Вмешивается в чужой разговор и часто говорит что-то невпопад. Также гиперактивные дети могут быть агрессорами в школе, из-за чего их недолюбливают сверстники, другие родители и учителя.
Если ребенок не проявляет агрессивного поведения, то могут наблюдаться другие симптомы нарушения навыков социальной адаптации.
Проблемы со сном
Гиперактивный ребенок долго не может успокоиться, трудно наладить распорядок дня. Перед сном он часто отвлекается, суетится, долго не может улечься. Спит чутко и подвижно, как будто не может найти себе место. Часто просыпается.
Узнать больше
Причины гиперактивности у детей
Если говорить научным языком, основное кроется в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге. Но что является катализатором этого процесса? Ученые до сих пор ведут споры о достоверной причине гиперактивности и СДВГ. Принято выделять три вероятных группы факторов.
Биологические
Изменения в работе нервной системы вполне могут быть причиной проблемы. А спровоцировать их могут преждевременные роды, курение и употребление алкоголя во время беременности, неблагоприятные экологические условия проживания. Также могут повлиять травмы головного мозга, недостаточный вес при рождении (3). Многие другие болезни могут сопровождаться гиперактивностью. Например, патологические состояния нервной системы.
Генетические
Наследственный фактор также играет важную роль. У родителей, которые имеют проблемы с психоэмоциональной сферой, есть риск родить и/или воспитать гиперактивного ребенка.
Социально-психологические
Нездоровая психологическая обстановка в семье значительно влияет не только на формирование гиперактивности у ребенка, но и на ее коррекцию. Детский сад, дополнительные занятия и школа тоже могут внести не самый положительный вклад. Детям противопоказаны сильные психоэмоциональные нагрузки. И если ребенок сталкивается с избытком задач, то его нервная система может не выдержать такого напряжения.
Что делать родителям гиперактивных детей
Фото: John Rowley, globallookpress.comСправиться с таким ребенком не всегда просто. Он может казаться неуравновешенным, его энергия на первый взгляд неуправляема. Родители могут ошибаться в выборе стратегии поведения, но важно не прекращать пробовать. Бездействие — худший вариант. Рано или поздно вы найдете подход к ребенку и сможете легко ориентироваться во многих стрессовых ситуациях.
Безусловно, при выявлении чрезмерной активности у ребенка следует обратиться к специалисту. Но работа с такими детьми должна проводиться не пару часов в неделю, а каждый день. Пригодятся несколько советов, которые облегчат общение с гиперактивным ребенком и помогут настроить его на нужный лад.
Установите распорядок дня
Некоторые родители не приемлют четких правил, ограничивающих ребенка. Такой вариант «свободного воспитания» замечательно работает для многих детей. Однако гиперактивные малыши могут растеряться в подобной атмосфере. Если у вашего ребенка наблюдаются все признаки, настройте четкий и упорядоченный режим дня. Так он будет знать, что от него ожидают взрослые изо дня в день. Он должен помнить о своих ежедневных ритуалах, от чистки зубов до активных игр. Нарушать режим дня нежелательно, даже если вы в гостях или путешествуете.
Упрощайте
Гиперактивному ребенку трудно запомнить обширный перечень заданий. Как в школе, так и в быту. Делите каждую задачу на более мелкие части. Старайтесь сохранить с ребенком зрительный контакт, когда вы что-то ему объясняете. Подавайте информацию небольшими порциями, которые он может легко усвоить. Попросите ребенка повторить каждый шаг. Если он с чем-то не справляется, не отказывайтесь от этих задач. Просто разбейте их на еще более понятные маленькие шаги.
Письменная фиксация инструкций также может помочь ребенку. Пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на каждой небольшой задаче, не держа в голове другие. Школьник может обратиться к этому плану, чтобы освежить в памяти дела и вычеркнуть выполненные. Такой список можно вместе поместить на холодильник или рабочий стол ребенка, а за реализацию всех пунктов чем-то награждать в конце дня.
Исключите отвлекающие факторы
Многие, даже самые заурядные, вещи легко отвлекают гиперактивного ребенка. Поэтому задачи, требующие концентрации, например, домашнюю работу, следует выполнять в максимально комфортном месте: вдали от окон и дверей, без посторонних предметов на рабочем столе. Позвольте ему двигаться, но не разрешайте отвлекаться от задачи.
Убедитесь, что малыш понимает, что его при этом не наказывают. Скажите сыну или дочери, что рабочее место должно помочь ему/ей сконцентрироваться, и поощряйте участие ребенка в организации пространства.
Используйте положительное подкрепление
Выполнение любой монотонной задачи — проблема для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы он понял, зачем выполняет задание и что за этим последует. Хвалите и поощряйте малыша каждый раз, когда он успешно с чем-то справляется. Имея дело с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы «подкупаете» или балуете его. Положительное подкрепление — это награда за то, что он преодолел трудности, связанные с выполнением задачи, а не просто получил подарок (3).
Не ограничивайте воспитание лекарствами
Специалисты в отдельных случаях могут выписать ребенку определенные препараты. Но вы должны понимать, что это всего лишь часть лечения, которое предстоит. Многое корректируется ежедневными занятиями. Уделяйте внимание малышу, проводите с ним время в полезных играх и не перекладывайте ответственность только на вашего психолога.
Изучите вопрос
Узнайте как можно больше об этом расстройстве. Прочтите любые информационные материалы, которые удастся найти. Но имейте ввиду, что информация в интернете не всегда достоверна. Спросите у специалистов, к каким источникам стоит прислушаться, какую литературу изучить, проведите собственное исследование.
Не допускайте того, чтобы вам навязывали какие-либо решения относительно лечения ребенка. Консультируйтесь с несколькими специалистами, не стесняйтесь задавать все вопросы, которые вас волнуют, и уточнять непонятные моменты.
Игры для гиперактивных детей
Фото: Lydie Gigerichova, globallookpress.comВ качестве одного из инструментов коррекции поведения применяют различные игры. Это всего лишь часть когнитивно-поведенческой терапии и проводить такие занятия необходимо, разобравшись в вопросе и смысле каждого. Основное назначение таких игр в том, чтобы прорабатывать различные сферы развития ребенка.
«Морская фигура, замри»
Подходит для детей до 3 лет. Игру можно проводить в группе из нескольких детей, а для дополнительной мотивации пообещать победителю небольшой приз. Развивает навык быстрой реакции и концентрации.
Дети расслаблены, могут двигаться, танцевать, прыгать. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Морская фигура, замри». В момент окончания считалки каждый должен замереть в произвольной позе и не двигаться. Тот, кто быстрее других среагировал и сумел удержать состояние, — победил.
«Что пропало?»
Игра подходит для детей около 3 лет, играть нужно тет-а-тет с малышом. Развивает память и внимательность.
Правила просты. Вы раскладываете несколько предметов перед ребенком. Важно использовать хорошо знакомые вещи и игрушки. Начинайте с трех, затем количество атрибутов можно увеличить, когда ребенок привыкнет к игре. Задача малыша — посмотреть на вещи и запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а вы что-то одно убираете. После малыш снова смотрит на предметы и указывает, что пропало. При этом он должен четко назвать искомое.
«Мед»
Вариант для дошкольников старшего возраста, от пяти лет. Игра развивает реакцию и социальные навыки, помогает познакомиться ребятам в компании.
Ведущий придумывает вопрос и кидает мяч каждому ребенку, произнося при этом какое-то утверждение. Например: «Тебя зовут… Света». Если малыш хочет, чтобы в игре его звали так, то «Света» должна поймать мяч. Если нет — отбить. Также ведущий может произнести название игры («Мед»), и тогда нужно поймать мяч и сказать свой ответ. Если ребенок поймать не успел, ему «приписывают» вариант ведущего.
Из ответов на все эти вопросы у каждого игрока складывается легенда о себе, которую в конце игры он должен воспроизвести.
«Нитка с иголкой»
Активная игра для детей любого возраста. Ведущим может быть как ребенок, так и взрослый.
Под активную музыку участники «змейкой» выстраиваются за ведущим и следуют за ним. Для усложнения игры можно выставить на пути детей небольшое препятствия, которые можно обходить или перешагивать.
«Продолжи ритм»
Фото: Janie Airey, globallookpress. comВедущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Это и есть задание ребятам: они должны стать в круг и повторить этот ритмический рисунок по одному хлопку. Каждый участник должен помнить все задание и следить за другими, чтобы вовремя хлопнуть.
«Ласковые лапки»
Подходит для детей младшего возраста. Игра развивает тактильные навыки, чувственное восприятие, снижает агрессивность.
Взрослый выкладывает на стол предметы с разной текстурой. Например, кисть, вату, цветок, кусочек льда, игрушку-антистресс. Далее просит ребенка закатать рукав до локтя и закрыть глаза. Важно заранее объяснить игроку, что его руки будут касаться разные предметы и ему нужно угадать, что же это было.
Поведение гиперактивного ребенка в детском саду
Это состояние, как правило, проявляется в возрасте от двух лет и достигает своего пика к школьному возрасту. В случае, если воспитатель в детсаду обратил внимание на симптомы гиперактивности у ребенка, понаблюдайте за ним дома. Если такое поведение сохраняется, то это — повод обратиться к специалисту.
В раннем возрасте гиперактивность имеет следующие признаки:
- ребенок часто ерзает или извивается,
- не может оставаться на своем месте,
- бегает и лезет туда, где это неуместно,
- имеет проблемы со спокойными играми,
- крайне нетерпелив, не может дождаться своей очереди,
- всегда кажется «на ходу», как вечный моторчик,
- ребенок говорит чрезмерно, но без определенной цели,
- не может уйти на дневной сон,
- ребенка трудно одеть на прогулку,
- плохо ест.
Поведение гиперактивного ребенка в школе
Многим маленьким детям трудно обращать внимание на учителей и родителей, оставаться на своих местах, поднимать руку для ответа и ждать своей очереди. О гиперактивности можно говорить только в том случае, если поведение в этих областях гораздо более экстремально, чем у других детей в классе.
Симптомы обычно делятся на две группы: невнимательность и гиперактивность с импульсивностью. Некоторые дети проявляют в основном признаки невнимательности, рассеянности, а другие — преимущественно гиперактивные. Также ребенок может показывать сочетание разных типов поведения, что часто сильно затрудняет учебу в школе.
У школьника могут наблюдаться такие признаки, мешающие учебному процессу (4):
- делает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, упускает из виду детали;
- легко отвлекается;
- испытывает трудности с выполнением многошаговых заданий;
- кажется, что ребенок не слушает, а когда к нему обращаются напрямую, не реагирует;
- есть проблемы с организацией стола и вещей;
- часто не может закончить работу, состоящую из нескольких заданий;
- избегает задач, которые требуют постоянных умственных усилий, в т. ч. выполнение домашних заданий;
- часто теряет свои вещи: тетради, книги, шапку, рюкзак, сменку;
- выкрикивает ответы до завершения вопроса.
Обращаем внимание, что бить тревогу стоит только в том случае, если ребенок демонстрирует эти симптомы так часто, что они вызывают реальные трудности по крайней мере в двух местах, т. е. в школе и дома. А также, когда подобная модель поведения сохраняется в течение нескольких месяцев.
Комментирует психолог Айгуль Гранд:
— Особенно важно найти такую программу для ребенка, где его невозможность долго удерживать внимание не будет проблемой. Короткие уроки, тезисная подача, книги с минимумом текста и картинками — все это помогает таким детям эффективно усваивать информацию.
На уроках стандартной продолжительности гиперактивный ребенок может испытывать дискомфорт, потребность в физической активности. Но у традиционных педагогов это вызывает только претензии и отторжение. В результате у школьника копится нереализованная двигательная активность, потребность переключиться, и, как результат, возникает агрессия.
Когда нужно вести гиперактивного ребенка к психологу
— Гиперактивные дети — настоящее испытание и для родителей, и для системы образования. Чаще всего работать с ними затрудняются и те, и другие, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Для начала, чтобы определить состояние ребенка, я всегда рекомендую обращаться к специалистам. С маленькими детьми работают детские психологи. Но их работа заключается не в обсуждении установок и страхов как со взрослыми, а в игровых формах: изучение картинок, развитие моторики. Но главное — это определение исходного состояния малыша.
Поводом немедленного обращения к специалисту должны быть нарушения сна. Когда вы видите, что ребенок устал, измучился, но плохо засыпает, его сон тревожный, дополнительно к практикам расслабления можно подключить успокаивающие препараты.
Своим мнением делится психолог Юлия Лебедева:
— Консультация психолога необходима в случаях, когда ребенок:
- не может длительно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, рассеян, забывчив, ему сложно высидеть урок, сосредоточиться на задании учителя и даже увлечься надолго игрой без переключения на другие действия и объекты; быстро теряет интерес к занятиям, совершает много ошибок из-за невнимательности;
- проявляет чрезмерную эмоциональность, легко выходит из себя, совершает импульсивные действия, пристает к другим детям, часто устраивает скандалы и истерики, не умеет дружить;
- не может усидеть на месте, очень подвижный и это проявляется во всем: в мимике, в моторике; часто бывают проблемы со сном.
Рекомендации специалистов родителям гиперактивных детей
— Такому ребенку требуется много внимания родителей, похвала, награды, одобрение и поддержка. Гиперактивные дети особенно нуждаются в любви, — напоминает психолог Юлия Лебедева. — Важно понимать, что ребенок проявляет непослушание не специально, а потому что не способен регулировать свои эмоции и моторную деятельность. Очень важна спокойная, не раздражающая обстановка дома, режим дня, больше прогулок на свежем воздухе, ритуалы отхождения ко сну.
— Считаю, что гиперактивность — это «наследственное» состояние. Такие дети обычно рождаются у тревожных мам и наследуют их психологическую нестабильность, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Что может сделать не специалист — это обеспечить ребенку комфортную, спокойную среду. В его присутствии нельзя нервничать, кричать, впадать в истерику. Ровный эмоциональный фон гармонизирует малыша.
Следующий этап — научить ребенка балансировать свое состояние. В его дополнительных занятиях обязательно должно быть творчество и спорт. Так он научится выражать свои эмоции в изобразительном искусстве, возможно, в театральных постановках. А физическое напряжение будет выплескивать через бег, игры и т. д.
Популярные вопросы и ответы
Родителей малышей с признаками чрезмерной активности волнует много нюансов: как выстроить процесс обучения, что делать, если ребенок дерется в саду или школе, и т. д. На некоторые популярные вопросы отвечаю наши эксперты.
Какие особенности есть у обучения гиперактивных детей?
— Учебные занятия должны быть короткими и интересными и перемежаться с физминутками. Категорически запрещены строгая дисциплина, жесткие требования и наказания, иначе к имеющимся проблемам могут добавиться заикание, тики, недержание мочи и пр., — говорит психолог Юлия Лебедева. — Гиперактивному ребенку проще работать в начале дня и в самом начале урока, так как уже через 10-15 минут он теряет внимание. Высидеть весь урок и при этом сохранить работоспособность — для гиперактивного ребенка непосильная задача. Кроме того, для них характерна цикличность: фазы продуктивной работы (от 5 до 15 минут) сменяются фазами отдыха и накопления энергии (3-7 минут). Поэтому занятие стоит делить на короткие периоды, когда после выполнения 2-3 заданий учитель проводит физкультминутки, пальчиковую гимнастику, просит ребенка стереть с доски или полить цветы. Сидеть ребенку с СДВГ лучше ближе к учителю и подальше от отвлекающих факторов, например, от окна. Особое внимание следует обратить развитию навыков самоорганизации.
Что делать, если ребенок не только гиперактивный, но еще и агрессивный?
— Агрессия у детей с гиперактивностью — сигнал для обращения за помощью и подключения фармакологической коррекции. Но ее вполне можно избежать. В этом помогут стабильный режим дня, гармонизирующие занятия и специализированные программы обучения, — комментирует Айгуль Гранд.— Если ребенок проявляет агрессию, это прямое указание на нарушения в семейной системе, в таком случае рекомендована семейная терапия, — добавляет Юлия Лебедева.
В каких случаях гиперактивному ребенку нужно давать успокоительные?
— Назначать лекарственные препараты может только врач. Наблюдение у невролога обязательно, — считает психолог Юлия Лебедева.
Источники
- Специфика СДВГ в дошкольном возрасте. Шевченко И. А., Глозман Ж. М. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sdvg-v-doshkolnom-vozraste/viewer - Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: проблемы в семье и семейная терапия. Анисимова Т. И., Сурушкина С. Ю // Педиатр. 2011.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-problemy-v-semie-i-semeynaya-terapiya - Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Абшилава Э. Ф. // Школьное образование. 2017.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-mnogourovnevaya-korrektsionnaya-pomosch-detyam-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i/viewer - Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у детей. Набойченко Е.С. // Психолого-педагогическое образование. 2016.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-obschey-sistematike-narusheniy-psihicheskogo-razvitiya-u-detey-1
причин СДВГ: что мы знаем сегодня
Авторизоваться | регистр
Вопросы здравоохранения
Проблемы со здоровьем
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое состояние, симптомы которого также зависят от окружения ребенка.
СДВГ в настоящее время является одним из наиболее распространенных и наиболее изученных заболеваний детского возраста.
Современные исследования показали, что СДВГ может быть вызван рядом причин:
Анатомия и функции мозга. Более низкий уровень активности в частях мозга, которые контролируют внимание и уровень активности, может быть связан с СДВГ. См. СДВГ и мозг с сайта Understood.org.
Гены и наследственность . СДВГ часто передается по наследству. У ребенка с СДВГ есть 1 из 4 шансов родителя с СДВГ. Также вероятно, что у другого близкого члена семьи, например, брата или сестры, также будет СДВГ. Иногда СДВГ диагностируют у родителей. при этом он диагностируется у ребенка. См. Наследственные психические расстройства .
Серьезные травмы головы в некоторых случаях могут вызвать СДВГ.
Недоношенность повышает риск развития СДВГ.
Пренатальные воздействия , такие как алкоголь или никотин от курения, повышают риск развития СДВГ.
В очень редких случаях токсины в окружающей среде могут привести к СДВГ. Например, свинец в организме может повлиять на развитие и поведение ребенка.
Почему так много детей страдают СДВГ?
Число детей, получающих лечение от СДВГ, возросло. Неясно, больше ли детей имеют СДВГ или больше детей получают диагноз СДВГ. Кроме того, больше детей с СДВГ получают лечение в течение более длительного периода.
Благодаря большей осведомленности и лучшим способам диагностики и лечения этого расстройства помощь оказывается большему количеству детей.
Также может быть так, что успеваемость в школе стала более важной из-за более высоких технических требований на многих работах, а СДВГ часто мешает работе школы.
Дополнительная информация:
Понимание СДВГ: информация для родителей
Что вызывает СДВГ? (Understood.org)
Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (CHADD) или 800/233-4050
Национальный институт психического здоровья или 866/615-6464
- Последнее обновление
- 27. 09.2019
- Источник
- Американская академия педиатрии (Авторское право © 2019)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?
1. Мельцер Х. Психическое здоровье детей и подростков в Великобритании. Лондон: Канцелярия; 2000 [Google Scholar]
2. Форд Т., Гудман Р., Мельцер Х. Британское обследование психического здоровья детей и подростков, 1999 г.: распространенность расстройств согласно DSM-IV. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2003;42:1203–11 [PubMed] [Google Scholar]
3. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Наблюдение молодых взрослых за гиперактивными детьми: антисоциальная деятельность и употребление наркотиков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:195–211 [PubMed] [Google Scholar]
4. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Исход гиперактивных детей в молодом возрасте: адаптивное функционирование в основных сферах жизнедеятельности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2006;45:192–202 [PubMed] [Google Scholar]
5. Thapar A, Langley K, Asherson P, et al. Взаимодействие генов и окружающей среды при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и важность перспективы развития. Бр Дж Психиатрия 2007;190:1–3 [PubMed] [Google Scholar]
6. Rutter M, Thapar A, Pickles A. Взаимодействие генов с окружающей средой: биологически обоснованный путь или артефакт? Arch Gen Психиатрия 2009 г.;66:1287–9 [PubMed] [Google Scholar]
7. Biederman J. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: выборочный обзор. биопсихиатрия 2005;57:1215–20 [PubMed] [Google Scholar]
8. Thapar A, Holmes J, Poulton K, et al. Генетическая основа дефицита внимания и гиперактивности. Бр Дж Психиатрия 1999;174:105–11 [PubMed] [Google Scholar]
9. Sprich S, Biederman J, Crawford MH, et al. Приемные и биологические семьи детей и подростков с СДВГ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2000;39:1432–7 [PubMed] [Google Scholar]
10. Lichtenstein P, Carlström E, Råstam M, et al. Генетика расстройств аутистического спектра и связанных с ними нервно-психических расстройств в детском возрасте. Эм Джей Психиатрия 2010;167:1357–63 [PubMed] [Google Scholar]
11. Paloyelis Y, Rijsdijk F, Wood AC, et al. Генетическая связь между симптомами СДВГ и трудностями чтения: роль невнимательности и IQ. J Abnorm Child Psychol 2010; 38:1083–95 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Kuntsi J, Eley TC, Taylor A, et al. Сочетание СДВГ и низкого IQ имеет генетическое происхождение. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2004;124B:41–7 [PubMed] [Google Scholar]
13. Cole J, Ball HA, Martin NC, et al. Генетическое совпадение показателей гиперактивности/невнимательности и настроения у детей и подростков. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2009;48:1094–101 [PubMed] [Google Scholar]
14. Thapar A, Harrington R, McGuffin P. Изучение сопутствующего поведения, связанного с СДВГ, и проблем с поведением с использованием дизайна исследования близнецов. Бр Дж Психиатрия 2001;179:224–9 [PubMed] [Google Scholar]
15. Thapar A, Stergiakouli E. Генетические влияния на развитие детских психических расстройств. Психиатрия 2008;7:277–81 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Faraone SV, Doyle AE, Mick E, et al. Метаанализ ассоциации между 7-кратным аллелем гена дофаминового рецептора D(4) и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Эм Джей Психиатрия 2001;158:1052–7 [PubMed] [Google Scholar]
17. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE, et al. Молекулярная генетика синдрома дефицита внимания/гиперактивности. биопсихиатрия 2005; 57:1313–23 [PubMed] [Google Scholar]
18. Li D, Sham PC, Owen MJ, et al. Мета-анализ показывает значительную связь между генами дофаминовой системы и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Хум Мол Жене 2006;15:2276–84 [PubMed] [Google Scholar]
19. Gizer IR, Ficks C, Waldman ID. Кандидатные исследования генов СДВГ: метааналитический обзор. Хум Жене 2009;126:51–90 [PubMed] [Google Scholar]
20. DiMaio S, Grizenko N, Joober R. Гены дофамина и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: обзор. J Psychiatry Neurosci 2003; 28:27–38 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Гайнетдинов Р.Р. Мыши с мутантным переносчиком дофамина в экспериментальной нейрофармакологии. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol 2008;377:301–13 [PubMed] [Google Scholar]
22. Brookes KJ, Mill J, Guindalini C, et al. Распространенный гаплотип гена переносчика дофамина, связанный с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и взаимодействующий с употреблением алкоголя матерью во время беременности. Arch Gen Психиатрия 2006;63:74–81 [PubMed] [Google Scholar]
23. Becker K, El-Faddagh M, Schmidt MH, et al. Взаимодействие генотипа переносчика дофамина с пренатальным воздействием дыма на симптомы СДВГ. Дж Педиатр 2008; 152: 263–9[PubMed] [Google Scholar]
24. Thapar A, Langley K, Fowler T, et al. Вариант гена катехол-О-метилтрансферазы и масса тела при рождении предсказывают раннее начало антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2005;62:1275–8 [PubMed] [Google Scholar]
25. Caspi A, Langley K, Milne B, et al. Воспроизведенная молекулярно-генетическая основа для подтипирования антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2008; 65: 203–10 [PubMed] [Google Scholar]
26. Langley K, Heron J, O’Donovan MC, et al. Связь генотипа с экстремальным антисоциальным поведением: вклад когнитивных путей. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1317–23 [PubMed] [Google Scholar]
27. Franke B, Neale BM, Faraone SV. Полногеномные ассоциативные исследования СДВГ. Хум Жене 2009;126:13–50 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Peer I, Yelensky R, Altshuler D, et al. Оценка нагрузки множественного тестирования для полногеномных ассоциативных исследований почти всех распространенных вариантов. Жене Эпидемиол 2008; 32:381–5 [PubMed] [Google Scholar]
29. Lasky-Su J, Neale BM, Franke B, et al. Полногеномное сканирование ассоциаций количественных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выявляет новые ассоциации и подтверждает ассоциации генов-кандидатов. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1345–54 [PubMed] [Google Scholar]
30. Lesch KP, Timmesfeld N, Renner TJ, et al. Молекулярная генетика СДВГ у взрослых: сходящиеся данные исследований полногеномной ассоциации и расширенных исследований сцепления родословных. J нейронная передача 2008; 115:1573–85 [PubMed] [Google Scholar]
31. Mick E, Todorov A, Smalley S, et al. Семейное полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:898–905e3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Neale BM, Lasky-Su J, Anney R, et al. Полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1337–44 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Neale BM, Medland SE, Ripke S, et al. Метаанализ полногеномных ассоциативных исследований синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:884–97 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Bastain TM, Lewczyk CM, Sharp WS, et al. Цитогенетические аномалии при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:806–10 [PubMed] [Google Scholar]
35. Stephen E, Kindley AD. Должны ли дети с СДВГ и нормальным интеллектом проходить рутинный скрининг на наличие скрытых цитогенетических аномалий? Арка Дис Чайлд 2006;91:860–1 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Scherer SW, Lee C, Birney E, et al. Проблемы и стандарты интеграции обследований структурной изменчивости. Нат Жене 2007;39:S7–15 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Sebat J, Lakshmi B, Malhotra D, et al. Сильная связь мутаций числа копий de novo с аутизмом. Наука 2007;316:445–9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Sebat J, Levy DL, McCarthy SE. Редкие структурные варианты при шизофрении: одно расстройство, множественные мутации; одна мутация, множественные нарушения. Тенденции Жене 2009;25:528–35 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Elia J, Gai X, Xie HM, et al. Редкие структурные варианты, обнаруживаемые при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, преимущественно связаны с генами развития нервной системы. Мол Психиатрия 2010;15:637–46 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Леш К.П., Селч С., Реннер Т.Дж. и соавт. Анализ вариаций числа копий по всему геному при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: связь с дозировкой гена нейропептида Y в расширенной родословной. Мол Психиатрия 2011;16:491–503 [PubMed] [Google Scholar]
41. Уильямс Н.М., Захариева И., Мартин А. и соавт. Редкие хромосомные делеции и дупликации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности: полногеномный анализ. Ланцет 2010;376:1401–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Графы CA, Nigg JT, Stawicki JA, et al. Семейные невзгоды в DSM-IV, комбинированные подтипы СДВГ и невнимательности, а также связанные с ними деструктивные поведенческие проблемы. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2005;44:690–8 [PubMed] [Google Scholar]
43. Pineda D, Ardila A, Rosselli M, et al. Распространенность симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей в возрасте от 4 до 17 лет в общей популяции. J Abnorm Child Psychol 1999;27:455–62 [PubMed] [Google Scholar]
44. Keenan HT, Hall GC, Marshall SW. Ранняя травма головы и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: ретроспективное когортное исследование. БМЖ 2008;337:а1984. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Академия медицинских наук Выявление экологических причин болезней: как нам решить, чему верить и когда действовать? Лондон: Академия медицинских наук, 2007 г. [Google Scholar]
46. Collishaw S, Maughan B, Goodman R, et al. Временные тенденции психического здоровья подростков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:1350–62 [PubMed] [Google Scholar]
47. Раттер М., Смит Д. Психосоциальные расстройства у молодых людей: временные тенденции и их причины. Чичестер: Джон Вили и сыновья; 1995 [Google Scholar]
48. Мини М.Дж. Эпигенетика и биологическое определение взаимодействия генов с окружающей средой. Детский разработчик 2010;81:41–79 [PubMed] [Google Scholar]
49. Langley K, Rice F, van den Bree MB, et al. Курение матери во время беременности как экологический фактор риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обзор. Минерва Педиатр 2005;57:359–71 [PubMed] [Google Scholar]
50. D’Onofrio BM, Van Hulle CA, Waldman ID, et al. Курение во время беременности и проблемы с экстернализацией потомства: исследование генетических и экологических проблем. Дев психопат 2008;20:139–64 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Thapar A, Rice F, Hay D, et al. Пренатальное курение может не вызывать синдрома дефицита внимания/гиперактивности: данные нового исследования. биопсихиатрия 2009;66:722–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
52. Linnet KM, Dalsgaard S, Obel C, et al. Факторы материнского образа жизни во время беременности, риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности и связанного с ним поведения: обзор текущих данных. Эм Джей Психиатрия 2003; 160:1028–40 [PubMed] [Google Scholar]
53. Mick E, Biederman J, Faraone SV, et al. Исследование случай-контроль синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и курения матери, употребления алкоголя и наркотиков во время беременности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:378–85 [PubMed] [Google Scholar]
54. Rice F, Harold GT, Boivin J, et al. Связи между пренатальным стрессом и развитием потомства и психопатологией: распутывание экологических и унаследованных влияний. Психол Мед 2010;40:335–45 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
55. Bhutta AT, Cleves MA, Casey PH, et al. Когнитивные и поведенческие результаты детей школьного возраста, родившихся недоношенными: метаанализ. ДЖАМА 2002;288:728–37 [PubMed] [Google Scholar]
56. Aarnoudse-Moens CS, Weisglas-Kuperus N, van Goudoever JB, et al. Метаанализ нейроповеденческих исходов у очень недоношенных детей и/или детей с очень низкой массой тела при рождении. Педиатрия 2009;124:717–28 [PubMed] [Google Scholar]
57. Hack M, Youngstrom EA, Cartar L, et al. Поведенческие исходы и признаки психопатологии у детей с очень низкой массой тела при рождении в возрасте 20 лет. Педиатрия 2004;114:932–40 [PubMed] [Google Scholar]
58. Johnson S, Hollis C, Kochhar P, et al. Психические расстройства у крайне недоношенных детей: продольные данные в возрасте 11 лет в исследовании EPICure. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:453–63e1 [PubMed] [Google Scholar]
59. Heinonen K, Räikkönen K, Pesonen AK, et al. Поведенческие симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у недоношенных и доношенных детей, родившихся маленькими и соответствующими гестационному возрасту: лонгитюдное исследование. BMC Педиатр 2010;10:91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
60. Lahti J, Räikkönen K, Kajantie E, et al. Малые размеры тела при рождении и поведенческие симптомы СДВГ у детей в возрасте пяти-шести лет. J Детская психологическая психиатрия 2006;47:1167–74 [PubMed] [Google Scholar]
61. Nigg JT. СДВГ, воздействие свинца и профилактика: сколько свинца или сколько доказательств необходимо? Эксперт преподобный Нейротер 2008;8:519–21 [PubMed] [Google Scholar]
62. Bouchard MF, Bellinger DC, Wright RO, et al. Синдром дефицита внимания/гиперактивности и мочевые метаболиты фосфорорганических пестицидов. Педиатрия 2010;125:e1270–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
63. Eskenazi B, Marks AR, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и развитие нервной системы у маленьких мексикано-американских детей. Перспектива охраны окружающей среды 2007;115:792–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
64. Marks AR, Harley K, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и внимание к детям мексикано-американского происхождения: исследование CHAMACOS. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1768–74 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Rauh VA, Garfinkel R, Perera FP, et al. Влияние пренатального воздействия хлорпирифоса на развитие нервной системы в первые 3 года жизни детей из городских районов. Педиатрия 2006; 118:e1845–59[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
66. Eubig PA, Aguiar A, Schantz SL. Свинец и ПХБ как факторы риска синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1654–67 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Sagiv SK, Thurston SW, Bellinger DC, et al. Пренатальное воздействие хлорорганических соединений и поведение, связанное с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей школьного возраста. Am J Эпидемиол 2010;171:593–601 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
68.