Гиперактивный ребенок. Что делать? – Детский сад и ребенок
Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими детьми: у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается, и если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать могут подсказать опытные психологи.
Вот пример одной из распространенных ситуаций: ребенок дома ведет себя отлично, а в саду носится сломя голову и никого не слушается, срывает занятия.
Вопрос: Здравствуйте, у меня беда. Другого слова я уже подобрать не могу. Нашему сыну почти пять лет, мы ходим в детский сад с двух лет. За это время поменяли два сада. Воспитатели не могут с ним справиться. Он постоянно в возбуждённом состоянии, когда находится в коллективе: бегает, улыбается на занятиях, сидеть не хочет. Дневной сон — это вообще проблема. На замечания не реагирует или же психует.
Дома проблемы бывают, но не в таком количестве, нас он слушается. Где мы с ним только не были: и детский психолог, невропатолог (посетили четырех разных), психиатр. Все говорят: ребёнок с нормальным развитием, гиперактивный, достаточно контактный, проблемы страшной или угрозы не видят.
Мы посещаем бассейн два раза в неделю уже два года, ходим на танцы (на тренера реагирует, наказания выполняет). К нам приходит домой логопед два раза в неделю (говорит, что мальчик способный). С ней сидит по часу, даже не встает.
Как мы с ним ни беседуем (по-хорошему, по-плохому) — результата нет. Он мне каждое утро говорит: » Мама я знаю, баловаться нельзя, психовать тоже. Обещаю. Я тебя люблю, не переживай, всё в порядке».
На прошлой неделе нам сказали принести справку от психиатра, «может ли ребёнок посещать детское учреждение». Мол, у нас гиперактивный ребенок. Что делать?
Задыхаюсь от боли! У нас очень хорошая семья, с мужем почти десять лет вместе. Даже голос друг на друга не повышали , а тут… не можем помочь нашему ребёнку, жаль его. Все смотрят на него как на ненормального. Помогите, умоляю! Мария.
Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
Мария, здравствуйте! Читая Ваше письмо, чувствуется боль, крик о помощи и огромное желание помочь сыну!
Мне очень хочется Вам помочь, хотя, признаюсь, очень сложно что-то порекомендовать не видя ребенка. В такой ситуации я могу дать только общие рекомендации.
Давайте смотреть, если в семье гиперактивный ребенок, что делать родителям.
Насколько я поняла, ваш сын активный, возбудимый. Скорее всего, это изменить Вы не сможете, так как это физиология, его особенность. Вам остается только ПРИНЯТЬ это и ПОМОЧЬ вашему ребенку адаптироваться к жизни. Это, пожалуй, самое основное: он себя так ведет не потому, что плохо воспитан, хочет кому-то навредить, а потому что ОН ТАКОЙ и ему самому очень сложно! Ведь вокруг все пытаются его усадить, заставить что-то делать, ругают, злятся на него, обижаются! И только Вы стараетесь понять его и помочь. А ему очень сложно! Ведь он заложник своей непоседливости. И ему очень нужна ваша помощь.
Поэтому:
1. Узнайте, есть ли рядом с вами государственные психологические центры, занимающиеся реабилитацией и коррекцией детей с особенностями развития.
При такой активности очень полезны специально организованные групповые коррекционные занятия, на которых ребенок учиться саморегуляции, правилам общения, умению самоконтроля и познанию себя и своих особенностей. А также оказывается помощь родителям. Если сами не найдете, напишите где вы находитесь, и мы постараемся узнать, есть ли рядом с вами подобные центры.
2. Что можете сделать Вы сами. Есть несколько правил организации жизни активных деток:
Так как вашему ребенку не хватает внутренней регуляции себя, Вам необходимо обеспечить ему внешнюю регуляцию, то есть Вы за него его регулируете. Как это выглядит:
- Простройте четкий режим дня и ежедневно соблюдайте его, причем вплоть до минут!
Каждый день, утром вывешивайте план дня и напоминайте ему: «Сейчас мы делаем…, потом…, а потом», и четко этому следуйте. Будьте для него внешними границами.
- Продумайте четкую систему поощрений за успехи, за четкое соблюдение плана.
Например, вовремя вышли в школу, обязательно отметьте это, скажите, как Вам приятно, что Вы вышли вовремя, какой у вас собранный сын. Можно делать какие-то маленькие подарки за каждый такой успех. Или придумать систему звездочек: за каждый успех – звездочка, 5 звездочек – вы покупаете вместе какую-нибудь игру, которая нравится вашему сыну и вечером 10 минут в нее играете. Или что-то другое. Не пожалейте времени, продумайте систему поощрений вашего сына. Это очень важно! Гиперактивные детки очень чувствительны к ласке, похвале и поощрениям. И НИКАКИХ НАКАЗАНИЙ! Они просто противопоказаны.
- Не допускайте никаких эмоциональных чрезмерностей.
Иногда кажется, что чем больше ребенок побегает, покричит на улице или в гостях, тем быстрее он успокоится. Но к гиперактивным детям это не относится. Их необходимо оберегать от эмоциональных встрясок и перегрузок.
Умеренность – вот, что надо помнить и соблюдать. Здесь можно провести параллель с больным горлом: если Вы знаете, что у вашего ребенка бывают частые ангины, то вы не разрешите ему есть мороженое, пить холодную воду. Ведь это ему противопоказано! Для вашего сына — то же самое с эмоциональными перегрузками.
- Для засыпания также продумайте четкий ритуал, который будет повторяться каждый день. Но он не должен быть очень долгим.
И еще очень полезно:
- Уменьшить рабочую нагрузку.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие инструкции.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Исключите мультфильмы и телевизор вообще, так как это является крайне сильным визуальным стимулятором, и головной мозг перевозбуждается, а тормозится ему сложно.
- Если есть возможность, заведите какого-нибудь домашнего питомца, лучше всего кошу или собаку. Когда ребенок гладит мягкую кошку, а она урчит – он также успокаивается.
Да, я понимаю, что выполнение всех этих рекомендаций требует от Вас титанических усилий, Вашей собранности, времени, терпения. Но вашему сыну сейчас это просто необходимо. Тем более, если сможете четко все простроить и соблюдать, то через несколько лет (к 9 годам), Вашему сыну и Вам будет гораздо проще. Проявления гиперактивности сойдут на нет.
И, конечно, подойдите к воспитателям, объясните, что у Вашего ребенка такие особенности и он требует индивидуального подхода, поделитесь с ними моими рекомендациями и выработайте вместе стратегию поведения. Думаю, они пойдут Вам на встречу.
Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, любовь и вера в своего ребенка! Постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Удачи!
Гиперактивные дети в детском саду и школе
Дети с синдромом гиперактивности – довольное часто встречающееся явление в ряде детских садов и школ. И речь идёт не о простом активном чаде, а о детях, которые постоянно ведут себя как «заведённый моторчик». Специфичность работы с подобными детьми основывается на трудном контакте с ними, так как они находятся почти в непрерывной физической активности.
СодержаниеРаскрыть
- Гиперактивный ребёнок в коллективе сверстников
- Гиперактивные дети в детских садах
- Сверхактивные дети в школе, рекомендации
Внимание гиперактивных детей крайне рассеяно, концентрация внимания на минимальном уровне. Им трудно дослушать кого-то до конца, глаза бегают, их взгляд сложно поймать. Сложность их в адаптации в социуме заключается в создании помех в работе не только преподавателям, но и другим детям, которые находятся в коллективе вместе с гиперактивными детьми. И зачастую им выпадает доля «изгоев» среди ровесников.
Гиперактивный ребёнок в коллективе сверстников
Характерной чертой поведения гиперактивных детей является крайняя импульсивность, приводящая к совершению ими необдуманных поступков. К примеру, на коллективных занятиях они перекрикивает других, на все вопросы дают необдуманные ответы, так как не дослушивают. В играх с ровесниками не следуют никаким правилам. Всё это сводит к ситуациям, когда эти дети оказываются в центре неприятных событий, ссор, драк.
Собственно, все вышеперечисленные аспекты поведения гиперактивных детей приводят к большим сложностям при контактах со сверстниками. Им сложно завести друзей. Повышенная раздражительность, сопровождающаяся агрессией, отталкивает от общения с ними. Как следствие — появление тревоги у сверхактивного ребёнка.
Но нельзя торопиться с выводами о синдроме. Не все подвижные дети гиперактивные. Иногда за гиперактивность принимают обычную излишнюю тревожность.
Психологи рекомендуют для начала внимательно понаблюдать за ребёнком и составить чёткую картину его поведения. Тревожные дети проявляет высокую активность только в определённых условиях, но они контролируют своё поведение. Гиперактивные же не могут контролировать собственные мысли и поступки, их движения лихорадочны, беспорядочны.
То есть гиперкинетическая активность у воспитанников проявляется следующим образом:
- невозможность сконцентрировать внимание на чем-то одном;
- чрезмерная невнимательность;
- высокая импульсивность;
- сверхактивная беспрерывная подвижность.
По статистике в 80% случаев синдром гиперактивности проявляется именно у мальчиков.
Подробней о признаках и лечении гиперактивности вы узнаете в стате по ссылке.
Гиперактивные дети в детских садах
Психологи рекомендуют воспитателям в детских садах строить индивидуальный подход к гиперактивным детям:
- Нужно поставить такого ребёнка в центр коллектива, если речь идёт о младшем учебном заведении. Таким образом, удовлетворяется одна из основных потребностей такого малыша – желание быть у всех на виду.
- Также рекомендуется в детских садах при групповых занятиях не настаивать на выполнении его до конца. При 20-минутных заданиях ребёнок может спокойно усидеть только 10 минут. В этом случае нужно переключить его на другое занятие, например, полить цветы, протереть стол и так далее. После этого он, возможно, будет в состоянии вернуться к групповому занятию. В противном случае малыш весь издёргается и будет отвлекать внимание других.
- Воспитателю необходимо узнать, что нравится ребёнку. Для этого проводятся специальные задания, когда педагоги просят нарисовать на листе бумаги рисунок «Когда я счастлив». И далее стараться более углублённо привлекать малыша к задачам, которые ему наиболее интересны.
- Также воспитателям в детских садах рекомендуется акцентировать внимание на тех развивающих занятиях, которые будут тренировать слабые функции у детей. Занятия должны проходить в форме игры. Но это необходимо делать поэтапно, то есть одна игра должна тренировать только одну слабую функцию. Например, игры на концентрацию внимания, на контроль двигательной активности, на контроль импульсивности.
- В дошкольных заведениях, при наличии достаточно большого количества гиперактивных детей, их объединяют в отдельные специализированные группы. Такие группы не должны содержать более 10 детей. Необходим индивидуальный контроль за каждым из детей со стороны психологов, неврологов. Даже если детский сад не обладает возможностью объединить детей, всё равно необходимо проводить коррекционные занятия с каждым ребёнком, иначе может проявиться отсалось в развитии.
Сверхактивные дети в школе, рекомендации
- В школе в течение 45 минут гиперактивным детям и подавно невозможно усидеть на месте. Это приводит к многочисленным жалобам и выговорам со стороны преподавателей. Грамотные педагоги в таких случаях обязаны найти индивидуальный подход. Например, устраивать 2-минутные перерывы на зарядку.
- Необходимо умело направлять энергию таких детей в нужно русло. К примеру, если педагог видит, что ребёнок проявляет свои таланты и интерес на уроках пения или ИЗО, то необходимо сообщить это родителям, чтобы те отправили его на дополнительные занятия в музыкальную школу либо в школу искусств.
- Программы обучения в школах усложняются с каждым годом. Нагрузка, соответственно, вырастает. И порой объем материала, даваемый детям, слишком большой и приходится проявлять мультизадачность. Для детей с синдромом гиперактивности это даётся крайне тяжело. Поэтому родителям стоит заранее их готовить. Учителям необходимо предупреждать об исходе времени на какое-либо задание за несколько минут.
- Преподавательскому составу крайне не рекомендуется давать ученику что-то выше его сил. Необходимо предоставить задание, с которым он бы успешно справился. Если возникла необходимость в чем-то упрекнуть ребёнка, то нельзя выражать недовольство им самим в целом, нужно сконцентрировать внимание на отдельном действии.
- Также нужно понимать, что ученику под силу, а с чем он справиться не сможет. Потому что при его обращении за помощью нужно взять на себя только ту работу и задания, которые не под силу ему, остальное он должен выполнить сам.
- Настоятельно рекомендуется педагогам не брать на себя все эмоциональные проблемы ученика, иначе это отвлечёт от рационального подхода к обучению гиперактивных детей.
Итак, самые основные моменты подхода к гиперактивным детям:
- Для выявления конкретных аспектов синдрома, лучше обратиться к соответствующему специалисту, который специализируется на подобного рода работе с детьми. Каждый ребёнок — личность, несмотря на визуальную схожесть общих симптомов, свой характер, свои врождённые особенности, неправильный подход к воспитанию гиперактивного ребёнка у родителей. Ведь такие моменты, как постоянное отрицание и непослушание, может быть просто плохим воспитанием.
- С такими детьми необходимо начинать занятия в начале дня.
- Для оптимальной организации рекомендуется использовать визуализацию: схемы, рисунки.
- Необходимо проявлять последовательность. Нельзя от ребёнка требовать мультизадачности. На каждое задание, даваемое последовательно, отводится определённая часть времени.
- Не требуйте от детей выше их возможностей. По необходимости снижайте требования к аккуратности, ведь гиперактивные дети очень часто проявляют неряшливость.
- Необходимо завести дневник, в котором будет оцениваться поведения и успехи ребёнка. За положительные отметки его можно поощрять, но в меру.
- Давайте ему возможность передохнуть. Если ученик смог спокойно усидеть на месте только половину времени на задание, то дайте ему передохнуть, переключите его на другое занятие. Если занятия проходят в школе, то устраивайте физкультминутки, позволяя детям размяться и отдохнуть от мозговой деятельности.
- Создавайте ситуации, где ребёнок смог бы проявить свои способности и отличиться от других, показать свои сильные стороны. Зная свои сильные стороны и побеждая в соревнования, гиперактивный ребёнок никогда себя не будет чувствовать обделённым.
Подробней о том, как выявить и развить способности ребёнка вы узнаете в статье по ссылке.
Все эти простые рекомендации позволят педагогам обучить «сложных» детей и уметь адекватно отвечать на их поведение, а также усмирять их энергию или переводить её в правильном направлении.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Гиперактивные дети в детском саду
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.
С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через:
- чрезмерную невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- подвижность.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.
Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания.
Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:
- патология беременности, родов;
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
- генетическая обусловленность.
Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.
С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.
Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:
- снятию напряжения;
- снижению агрессивности;
- развитию умения концентрировать внимание.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:
- «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
- во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.
Нами разработан цикл занятий для родителей гиперктивных детей. Ниже представлено одно из занятий данного цикла и игры:
Сентябрь | Консультация: «Что такое гиперактивность? Причины?» Цель: обозначить проблему, сформировать представление о синдроме СГА его причинах. |
Октябрь | Консультация: «Как помочь гиперактивному ребёнку? И как общаться с ним?» Цель: помочь родителям устанавливать контакты с ребёнком. |
Ноябрь | Открытое занятие для родителей: Как слушать ребёнка? Цель: формировать у родителей навыки общения. |
Декабрь | Семинар: «Игры с гиперктивными детьми?» Цель: познакомить родителей с играми которые направлены на тренировку внимания, умение подчиняться групповым правилам, считаться с интересами других детей. |
Январь | Подбор игр для родителей и детского сада. Оформление картотеки игр. |
Февраль | Рекомендации для родителей: «Гиперактивность – ещё не дурной характер. » Цель: дать родителям рекомендации в общении с ребёнком. |
Март | Консультация: «Понимаете ли вы своего ребёнка.» Цель: помочь родителям общаться с детьми. |
Апрель | Круглый стол: «Дефицит внимания и гиперактивность, связаны ли между собой?» Цель: предложить родителям рассмотреть эти проблемы: связаны они между собой или рассматривать их отдельно. |
Май | Консультация: «Не делайте детей себе удобными» Цель: научить взаимодействовать каждого члена семьи с гиперактивным ребёнком. |
Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»
Цель: формировать навыки общения.
Задачи:
- познакомится ближе с родителями.
- Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
- Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком.
- Научится распознавать чувства детей в разных ситуациях.
- Потренироваться использовать технику активного слушания.
Время проведения – 1,5 часа.
Материалы:
- Мягкая игрушка.
- Бумага форматом А4, А3.
- Карточки с описанием различных ситуаций.
Ведущий: Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти к нам. Сегодня мы будем говорить о проблемах общения с ребёнком и умением строить общение с ним. В ходе работы нам предстоит друг с другом конструктивно взаимодействовать.
Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и в какую группу ходит ваш ребёнок, и закончить следующее предложение: я пришёл сюда для того, чтобы…
(В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются друг другу и говорят, зачем они пришли на занятие. Ведущий фиксирует на листе высказывания участников и делает обобщение по поводу услышанного).
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Родителям предлагаются игры:
- «Молчанка» — цель: сплочение коллектива. Ход игры: группа должна быстро без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк.
- «Говорящие руки» — цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Ход игры: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить радость и т.д.
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребёнок не хочет надевать шапку; ребёнок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку и спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях.
Родители делятся своим опытом.
Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. (На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).
Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребёнка – мы ему поможем. В таких случаях лучше всего ребёнка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
Что значит активно выслушать?
(Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.)
Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.
Ведущий. Все вы правы! Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства, например:
-
СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчён и рассержен на него. -
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад. -
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень нравится.
Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку.
Пояснение: (исполняющим роль дочери даются слова. Мама – импровизирует. Воспитатель корректирует слова мамы.)
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дёргаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел… (пауза)
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил?
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…(пауза)
ДОЧЬ. (перестаёт плакать, но всё ещё обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала…(пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (забирается к маме на колени).
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с ним играть…
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдём, я тебе твою пластинку поставлю….
Ведущий. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?
Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сценку. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
Высказывания родителей.
Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребёнку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне).
Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?
Ведущий подводит родителей к тому, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Родители высказывают своё мнение.
Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства.
На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребёнка.
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка.
На листе бумаги появляется четвёртая запись, четвёртый пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребёнка.
Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.
На листе появляется последний пятый пункт алгоритма:
5. Чувства – в утвердительной форме.
Далее ведущий ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. (Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга).
Ведущий. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребёнком.
Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок и проиграть её. Родители получают карточки и работают с ними.
Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребёнком.
На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
Родители по желанию высказывают своё мнение.
Ведущий. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе:
- Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка ( разделённая радость удваивается, а разделённое горе уменьшается).
- Ребёнок, убедившись, что взрослый готов слушать, начинает больше рассказывать о себе.
- Ребёнок сам учится решать свои проблемы.
- Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители:
Ведущий. А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегоднешнем занятии.
Навыки общения – вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Родителям предлагается ответить письменно на вопросы:
Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий.
Литература:
- Дорожинская К.А. «Гиперактивность – ещё не дурной характер» – Газете для родителей, 2006, №2.
- Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» – С.-П., «Речь», 2001.
- Наревская И.Н. «Профилактика нарушений в поведении у дошкольников» – М., АРКТИ, 2010.
- Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» – М., Владос, 2001.
- Пасечник Л.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» – М., Сфера, 2007.
- Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.
- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008.
- Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
- Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе» – М. , АРКТИ, 2010.
5 отличных способов помочь гиперактивным детям учиться
Гиперактивные дети сводят вас с ума в классе? Большинство учителей сказали бы да. Гиперактивные ученики требовательны, но значит ли это, что вы отказываетесь от них? Конечно нет!
При правильном подходе к гиперактивным ученикам это может превратиться в прекрасный опыт взаимной мотивации и уважения.
Гиперактивным детям просто нужно больше внимания. Большинство детей активны по своей природе, но гиперактивные дети всегда в движении, перескакивая с одного занятия на другое. Им трудно обращать внимание на уроки, когда вы используете традиционные методы обучения.
Вот почему вам нужно ввести другие стратегии, которые привлекут гиперактивных учеников на их собственном уровне. Хорошая новость заключается в том, что эти методы также делают процесс обучения более увлекательным.
1. Научите их расслаблятьсяВнимательность в школах может показаться взаимоисключающей концепцией, но многие учителя испытали на себе ее преимущества. Недавние исследования показали, что программы и методы осознанности приносят положительные результаты в классе. В 2016 году старшая школа из Нью-Йорка ввела программу йоги. Учащиеся, которые участвовали, имели значительно более высокий средний балл по сравнению с группой учеников, которые не занимались йогой.
[Бесплатная загрузка: 5 упражнений на внимательность для учащихся с СДВГ]
Дело не только в оценках. Другое исследование среди старшеклассников показало, что йога помогает ученикам контролировать свои эмоции.
Осознанность означает пребывание в настоящем моменте без привязанности или осуждения. Для гиперактивного ребенка это означает ощущать текущую ситуацию своим телом и разумом и примиряться с ней.
Внимательность обычно достигается с помощью техник медитации. Медитация тренирует ум отбрасывать отвлекающие факторы и присутствовать в текущем моменте. Если вы считаете, что ваши ученики слишком молоды или слишком невнимательны для медитации, вы можете начать с простых техник дыхания и релаксации. Они также приводят к сосредоточенному состоянию ума.
- Во-первых, вы должны знать, как реализовать релаксацию и дыхание в классе. Найдите хорошего инструктора в вашем районе и возьмите несколько занятий. Поговорите с ними об обучении детей техникам релаксации и дыхания. Возможно, пригласите их в класс, чтобы они могли провести короткий сеанс релаксации.
- Объедините технику релаксации с позитивными визуальными образами. Многие спортсмены полагаются на визуализацию, чтобы улучшить свои результаты. Поскольку вы имеете дело с гиперактивными учащимися, попросите их представить себе успокаивающую сцену, например сад, пляж или тихий лес.
Гиперактивные учащиеся лучше всего учатся, когда они вовлечены в процесс. Вы не можете ожидать, что они будут спокойно сидеть за своим столом, слушать лекцию и сдавать тест. Это слишком сложно для них. Выполнение всегда лучше, чем прослушивание , поэтому вы можете превратить их выполнение в учебную деятельность.
- Попросите их нарисовать иллюстрации к книге, которая является частью учебной программы. Это хороший способ научить писать эссе и рассказывать истории.
- Говоря об эссе, свяжите своих учеников с профессиональными писателями, которые могут предоставить пошаговые инструкции, которые вовлекут их в процесс написания.
- Учителя часто советуют родителям практиковать практическое обучение со своими детьми. Почему бы не воспользоваться собственным советом? Вместо того, чтобы преподавать науку в классе, время от времени находите науку за стенами классной комнаты. Отправляясь с классом в парк, вы можете проверить свое терпение, но если вы хорошо организуете экскурсию, вы можете научить своих учеников учиться, пока они исследуют.
[Как обучение на основе проектов может пробудить в вашем ребенке любовь к учебе]
3. Позвольте им двигатьсяГиперактивным детям по определению трудно оставаться на месте. Для них слишком долго оставаться за рабочим столом — пытка. Эти студенты являются кинестетическими учениками. Это неплохо. Это возможность для вас внедрить в свои образовательные программы свежие методы, соответствующие этому стилю обучения.
- Превратите урок истории в актерский проект. Каждому ученику достается роль, и они разыгрывают сценки из урока. Вы можете быть рассказчиком, вводя даты и факты в драму. Им будет намного легче запоминать информацию, когда они узнают ее посредством активной игры.
- Если вы хотите что-то спросить, аккуратно бросьте мяч ученику вместо того, чтобы обращаться к нему или к ней по имени. Это простое занятие, которое добавляет веселья обсуждениям.
- После получаса сидения за партами наградите своих учеников, пригласив их встать, потянуться и принять участие в минутной танцевальной паузе.
Гиперактивные дети хотят и нуждаются в движении. Направьте эту потребность в полезную деятельность. Очистка , если быть точным.
Поощряйте учащихся нести ответственность за уборку в классе. Научите их, что это нормальная часть школьного дня.
Скажи: «Эй, давай уберем класс вместе!» Сделайте это призывом к действию. Вы можете разделить их на группы: одна группа будет убирать парты, другая группа будет собирать мусор с пола, а третья группа будет раскладывать предметы в классе. Меняйте группы в течение месяца, чтобы все успевали.
Эти простые дела прививают вашим детям чувство ответственности, и в процессе они сжигают лишнюю энергию. Конечный результат? Студенты будут спокойнее до конца дня.
5. Создайте свою собственную систему вознагражденияВы не можете ожидать, что все ваши ученики будут мотивированы и проявят желание учиться тому, что вы им предлагаете. Однако вы можете поощрять и убеждать своих учеников хотеть учиться.
- Повысьте их мотивацию, предложив ощутимые вознаграждения. В качестве приза раздайте дипломы, наклейки или полезные угощения. Осязаемые вознаграждения дают немедленные результаты и дают учащимся возможность сосредоточиться.
- Однако не приучайте их слишком к получению призов за выполнение школьных заданий. Подлинные положительные отзывы тоже приятно. Когда гиперактивные ученики ведут себя хорошо, даже если это только на одном уроке, похвалите их за достижение.
Какой бы метод вы ни выбрали, помните: гиперактивные дети — это всего лишь дети. Они не могут быть серьезными и все время следовать инструкциям. Первый шаг к решению проблемы прост: учитель должен перестать быть слишком серьезным. С помощью забавных методов обучения вы можете заставить гиперактивных учеников сосредоточить всю свою энергию в правильном направлении.
[Скачать: Как использовать проектное обучение в классе]
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
Гиперактивные дети в школе: стратегии учителей с СДВГ
Многие дети с синдромом дефицита внимания (СДВГ или СДВ) находятся в постоянном движении. В школе гиперактивные дети ерзают на стульях, трясут ногами, постукивают карандашами и без умолку разговаривают. Они могут даже встать и бродить по классу. Одно недавнее исследование мальчиков с СДВГ показало, что они передвигаются по комнате в восемь раз чаще, чем другие мальчики, и совершают в два раза больше движений руками.
Гиперактивное поведение — это не выбор, а проявление биологического расстройства мозга. У гиперактивных школьников также возникают проблемы с импульсивным контролем — среди прочего, они не могут сопротивляться импульсу двигаться. Вы можете сказать им, чтобы они сидели спокойно, перестали ерзать или говорить, но через несколько минут они снова займутся этим.
Лучший способ помочь гиперактивным детям? Направьте избыточную энергию на созидательную деятельность или дайте детям широкие возможности сжечь ее.
Как вести себя с гиперактивным ребенком в школе?
- Имейте в виду, что ребенок с СДВГ может отставать в социальной зрелости. Даже если у него хорошие результаты в учебе, считайте его на два года моложе своих одноклассников — и работайте с ним соответственно.
- Приготовьтесь к движению в течение всего учебного дня. В детском саду и в первом классе весь класс должен заниматься растяжкой, бегом на месте и пением песен в сопровождении движений рук и тела. С учащимися старшего возраста предоставьте гиперактивным учащимся возможность двигаться. Попросите их раздать материалы, собрать бумаги и доставить сообщения в школьный офис. Такие обязанности помогают детям чувствовать себя особенными, позволяя им выпустить пар.
[ Самопроверка: может ли у вашего ребенка быть СДВГ? ]
- Чередуйте уроки с высокой и низкой энергией. Последуйте за энергичным музыкальным классом с периодом творческого письма. Запланируйте предмет, который требует большой концентрации, например, математику, после перемены или физкультуры.
- Обеспечить альтернативу стандартному месту в классе. Некоторые дети учатся лучше, если им разрешают двигаться во время уроков; отсутствие необходимости сосредотачиваться на сохранении неподвижности высвобождает энергию для обучения. Попросите их встать за приподнятые столы в конце класса или позвольте им спокойно ходить взад-вперед, обдумывая проблему. Во время литературного или свободного чтения пусть ученики сидят на подушках, в креслах или на полу.
- Распознайте точку разрыва. Даже если вы предоставили достаточно времени для отдыха между уроками, некоторые дети с СДВГ могут оставаться неподвижными лишь короткое время. Если вы чувствуете, что гиперактивный студент достигает своего предела, позвольте ему встать, чтобы размять ноги, даже посреди контрольной.
Как справиться с гиперактивностью у детей в домашних условиях?
- Признайте потребность вашего ребенка двигаться. Позвольте ей немного отдохнуть от обеденного стола, чтобы избавиться от лишней энергии, и воссоединиться с семьей, когда она сможет. Используйте ту же стратегию на спортивных мероприятиях, религиозных службах и в других местах, где дети должны сидеть неподвижно в течение длительного времени.
[Бесплатный раздаточный материал: Решение задач в классе]
- Поощряйте физическую активность перед школой. Попросите ребенка взять собаку на утреннюю пробежку или покататься на велосипеде в школу. Ненастная погода? Прыжки со скакалкой или игра с мячом дают детям с гиперактивными наклонностями большой выброс энергии. Упражнения отлично подходят для детей с СДВГ.
- Купите кресло-качалку — ритм может быть успокаивающим. Поместите его в тихое место, где ваш гиперактивный ребенок сможет сидеть и читать. Если он серьезно извивается, попробуйте CoreDisk, надувную 12-дюймовую подушку, которая позволяет ребенку покачиваться, сидя за партой или столом (21 доллар, schoolspecialty.com).
Стратегии борьбы с гиперактивностью в действии
МЕТОД ПОКАЧИВАНИЯ: «Один из моих учеников с СДВГ сидел на мяче для упражнений (#CommissionsEarned) во время занятий. Он мог раскачиваться взад-вперед, не вставая, и впервые смог стабильно выполнять свою работу. Теперь у меня три или четыре ученика сидят на шарах!»
-Марта Хайфилл, учитель третьего класса, Окснард, Калифорния0014 «Мой сын-школьник ерзает, чтобы сосредоточиться. Поначалу его учителя не понимали, как ерзание может быть полезным, и ему было трудно найти способ занять руки, не беспокоя одноклассников. Что в итоге сработало? Рисование, гибкие карандаши (#CommissionsEarned), оригами (#CommissionsEarned) и обучение учителей».
– Крис, Гранд-Айленд, Небраска
[Читать далее: упражнения и мозг с СДВГ: нейронаука движения]
#CommissionsEarned
Являясь партнером Amazon, ADDitude получает комиссию от соответствующих покупок, сделанных читателями ADDitude по партнерским ссылкам, которыми мы делимся. Однако все продукты, ссылки на которые есть в магазине ADDitude Store, были независимо выбраны нашими редакторами и/или рекомендованы нашими читателями. Цены точные, товар в наличии на момент публикации.
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
30 идей для обучения детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности Лия Дэвис, M.Ed.
Лия Дэвис, M.Ed.
Следующий список может помочь учителям, работающим со студентами с СДВГ. Для обзора этого расстройства см. «Дефицит внимания/гиперактивность Расстройства у детей».
1. Понять трудности, с которыми сталкивается учащийся с СДВГ, и обеспечить упорядоченное, безопасное, предсказуемая обстановка в классе.
2. Установите вежливые рабочие отношения с родителями учащегося. Узнайте о сильных и слабых сторонах своего ребенка, интересах и достижениях снаружи школы. Спросите, какие методы обучения были наиболее эффективными с их ребенок. Чаще общайтесь и отправляйте ободряющие записки домой.
3. Найдите время, чтобы поговорить с учащимся индивидуально. Будьте уважительны и выражайте интересоваться его или ее успехами в школе, спрашивая, как он или она учится лучше всего.
4. Вместе выберите знак или код, который вы можете использовать, чтобы напомнить ребенку о необходимости быть на задании. Например, установите зрительный контакт и коснитесь уха или поднимите объект. Или вы можете поднять один или два пальца.
5. Сделайте правила поведения в классе ясными и краткими. Обсудите их устно и опубликуйте для удобства. Объясните последствия плохого поведения понятным условия и последовательно их соблюдать. Избегайте борьбы за власть.
6. Используйте систему баллов, жетоны, звезды или другие методы, чтобы усилить соответствующие поведения (см. Награды в классе).
7. Замечать и сообщать о любых улучшениях в области поведения и академиков (см. «Эффективная похвала»). Не критикуйте ребенка в присутствии других.
8. Давать указания простыми и конкретными словами. Упростите инструкции, задачи и задания. Попросите ребенка выполнить один шаг, прежде чем переходить ко второму шагу.
9. Разделите уроки на относительно короткие сегменты и используйте различные методы обучения. вспомогательные средства, такие как фильмы, кассеты, компьютерные программы и работа в малых группах, чтобы укрепить обучения ребенка.
10. Предоставить учащимся с СДВГ возможность проявить свои навыки, таланты и/или способность к лидерству.
11. Подготовьтесь к переходу, предупредив, когда должно произойти изменение. Музыкальная подсказка может быть полезной. Попробуйте включить классическую музыку или запись звуки природы во время работы.
12. Попросите всех учащихся встать и потянуться, побегать на месте или выполнить упражнение. или двигательной активности, когда это необходимо.
13. Цветная бумага для каждого предмета. Если доступно, используйте не совсем белый, коричневый или светлый бумага синего цвета для письменных заданий.
14. Создавайте расписания, схемы, списки и/или тетради с домашними заданиями, чтобы помочь учащийся поддерживает организованность, а также увеличивает общение между домом и школой. Прикрепите копию расписания занятий к столу ребенка.
15. Изменить обязательные домашние задания, чтобы учесть учащихся, которые серьезно пострадали с СДВГ. Избегайте занятых, избыточных заданий.
16. Попросите маленьких детей с СДВГ обвести отпечатки своих ладоней на лицевой и оборотной сторонах. папки, чтобы носить с собой, куда бы они ни пошли. Попросите их положить руки поверх обведенных, чтобы помочь им не забывать держать руки при себе.
17. Сделайте паузу перед тем, как задать вопрос, или задайте невнимательному ребенку вопрос, чтобы получить его или ее внимание. Используйте имя или интересы учащегося в нейтральной пути во время обсуждения.
18. Пройдитесь по комнате и осторожно похлопайте ребенка по плечу или коснитесь место в книге ребенка, которую он читает, чтобы помочь ему оставаться по задаче.
19. Посадите ребенка с СДВГ в непосредственной близости от себя и в наименьшее количество отвлекающих факторов и стимулов, т. е. дверей, окон и активных учеников. Или посадите ребенка у точилки для карандашей и дайте ему встать и поточить. карандаш так часто, как это необходимо.
20. Следите за признаками усиливающегося стресса у гиперактивного ребенка. Вы можете хотеть чтобы уменьшить нагрузку или дать возможность ребенку высвободить часть энергия. Например, попросите студента доставить «важное письмо» в запечатанный конверт другому учителю или школьному секретарю, понимающему потребность ребенка в движении.
21. Предоставлять возможности для физической активности. Выберите гиперактивного ребенка раздавать бумаги или выполнять другую работу в классе, которая может помочь высвободить сдерживаемую энергию и способствуют его или ее чувству собственного достоинства.
22. Поощряйте ребенка использовать методы самоконтроля, чтобы помочь сосредоточиться. За например, позвольте ему или ей потереть липучку или другой предмет, прикрепленный к из-под парты или дать ученику мягкий мяч, который он может сжать. (Стремиться одобрение любой необычной техники директором и родителем перед использованием.)
23. Разрешить учащемуся, чувствительному к флуоресцентному свету, носить козырек или бейсболка в классе. Выключите группу огней, ближайших к окнам или приглушить свет в классе.
24. Будьте гибкими и позволяйте ребенку с СДВГ вставать или приседать. на своем стуле, если это помогает ученику выполнять задания. Или пусть он или она сядьте на пол рядом с вами или на большой мяч, если это помогает ребенку выполнять работу. Наполненная воздухом подушка или тихий стационарный велотренажер со столом тоже можно было бы использовать.
25. Поставьте две парты лицом друг к другу или бок о бок для одного учащегося с СДВГ. Ребенок может свободно передвигаться вперед и назад или бездельничать между партами, пока пока он или она остается на задании и в обозначенном месте.
26. Обеспечьте учащемуся с СДВГ кабинку или тихое место, чтобы он мог использовать его, когда он перегружен по классной деятельности.
27. При необходимости оборудуйте определенную область, отмеченную лентой, которая принадлежит только ему. или ее пространство, в которое никто другой не может войти. В нем ученик может стоять, сидеть на полу или двигайтесь, чтобы выполнять задания. Однако ребенок должен вести себя тихо и оставаться в этом районе, пока не будет получено разрешение уйти.
28. Поощряйте чуткость при общении ребенка со сверстниками. Если ему или ей не хватает общественной осведомленности, было бы полезно сказать что-то вроде: «Мэри выглядела несчастна, когда ты заговорил с ней. Что может быть более добрым способом попросить о чем-то?» Если ученик часто перебивает сверстников, напомните ребенку сначала слушать, прежде чем говорить.