Гиперопека это: Гиперопека: плюсы и минусы

Содержание

Что такое гиперопека и чем она плоха?

В небольшом южном городке стоит теплый летний вечер. Я бегу. Вокруг — несколько уютных скамеек в прохладной тени зеленой листвы. Рядом — мой знакомый, с которым мне нужно обсудить дела. Но я бегу. С вытянутыми вперед руками, округлившимися глазами и представлением о страшных картинах падения с высоты я мчусь навстречу дочери, которая всего лишь забралась на самую обычную горку. Я кричу:

— Не упади!

И только тогда замечаю недоуменные взгляды дедушек, играющих в нарды неподалеку. В такие моменты и происходит осознание того, что в родительстве ты делаешь что-то не так. Все вдруг складывается в единый пазл: выполнение любых просьб дочери, еще до того, как она захочет что-то попросить, ограждение от любых вызовов, решений, выбора, рисков и опасностей. Так, в один из летних вечеров я понял, что моя главная проблема в отцовстве — гиперопека.

В психологии и других науках гиперопека называется гиперпротекцией. В буквальном переводе гиперпротекция — это забота сверх необходимой меры.

Гиперопека характеризуется чрезмерным желанием родителей окружить ребенка заботой, оградить его от малейших рисков, защитить от опасностей (чаще всего мнимых) постоянно создавать условия, чтобы ребенок был всегда рядом, «привязать» чувства, эмоции и настроение малыша к своим чувствам, эмоциям и настроению. Также зачастую гиперопека характеризуется тем, что родители обязывают детей поступать так, как им кажется наиболее безопасным.

При этом с самого раннего детства малыша избавляют от какого-либо выбора. Все решения преподносятся готовыми, лучшими и единственно верными. В результате ребенок становится не в состоянии преодолеть трудности, трезво оценить их, найти в себе силы для того, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. У ребенка появляется так называемая выученная беспомощность — состояние, когда даже небольшое препятствие он воспринимает как непреодолимое.

Гиперопека может развиться из естественного желания позаботиться о совсем крохотном младенце с первых дней его жизни. При этом если у малыша есть особенности физического или умственного развития, возможность появления признаков гиперопеки у родителей увеличивается. Если же малыш здоров, то чрезмерная забота чаще всего наблюдается у родителей с узким и заранее определенным кругом общения. Свою неспособность поддерживать коммуникацию они компенсируют в общении с детьми.

Гиперопека чаще всего наблюдается в семьях с авторитарным типом отношений, когда один из родителей доминирует и принимает решения, которые не подлежат обсуждению. В такой семье авторитарный родитель стремится подчинить себе и ребенка, требуя от него поступать «правильно». Зачастую отец или мать в такой модели семьи стараются образовать с ребенком пару, чрезмерно окружая его заботой и не допуская второго родителя к процессу воспитания. Пагубность таких отношений в том, что ребенок запоминает данную модель как единственно возможную для собственных отношений в будущем.

Еще одна возможная модель семьи, в которой встречаются признаки гиперопеки — когда один родитель стремится всячески подчеркнуть свою значимость, успехи и достижения. Главным инструментом для этого выступает ребенок — малыш чуть ли не с рождения посещает кружки, занятия и секции, а любой его успех тут же окружается ореолом исключительности. Такая форма гиперопеки нередко дополняется и вседозволенностью.

Фактически о ней писал еще в XIX веке российский публицист Н. В. Шелгунов: «Усиленная односторонняя любовь, сконцентрировавшая все свои приятные воспоминания на ребенке и перенесенная на него, является именно тем элементом порчи, о котором мы говорим <…> Мало того, что ребенок не знает отказов, но его окружает еще целая сеть безгласных поощрений, постоянно ему льстящих. В каждом взгляде ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек – центр Земли, около которого все вращается и которому служит. И незаметно, шаг за шагом, ребенок растет в исключительном чувстве первенства, вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком»… Если «первый человек» наконец найдет свое место между людьми, то путем многих и многих страданий».

Явление гиперопеки известно человечеству довольно давно, и за это время гиперопека принимала самые разные формы. В сегодняшних условиях, когда растет количество неполных семей, все чаще можно встретить так называемую демонстративную гиперопеку — когда постоянное присутствие ребенка рядом становится для родителя, воспитывающего малыша в одиночестве, своеобразным ритуалом и необходимым условием борьбы с чувством страха, незащищенности и неуверенности в будущем. Если учесть, что из 17 миллионов семей в России шесть являются неполными, то масштаб распространения проблемы можно себе вообразить. Понятно, что далеко не во всех неполных семьях практикуется гиперопека, однако все они попадают в группу риска.

Демонстративная гиперопека может проявиться и в полных семьях — когда отношения с партнером портятся, либо в преклонном возрасте родителей, когда усиливается чувство незащищенности. При этом демонстративная гиперопека не имеет ничего общего с реальной заботой о чувствах и переживаниях ребенка.

В большинстве случаев родители стараются мотивировать признаки гиперопеки страхом за жизнь и здоровье ребенка. Им кажется, что малыш находится в постоянной, порой смертельной опасности, которая диктуется якобы изменившимся миропорядком. Хотя на самом деле большинство опасностей — плод воображения самих родителей. Форма гиперопеки, которая характеризуется постоянным страхом за жизнь и благополучие ребенка, в большинстве случаев обусловлена потребностью в психологической, материальной или физической защите самого родителя, а не реальной опасностью для ребенка. Такая форма гиперопеки часто встречается в семьях с низким уровнем материальной обеспеченности — родители экстраполируют свою неуверенность в будущем на детей, что порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.

В гармоничных отношениях с ребенком уровень протекции уменьшается по мере взросления малыша. Ребенку дается выбор во все больших сферах жизни. Однако существует такая форма гиперопеки, когда к уже подросшему ребенку родители продолжают относиться как к малышу. Порой такое отношение сохраняется на протяжении всей жизни и обуславливается тем, что чувство превосходства над маленьким, неопытным и беззащитным ребенком остается единственным способом самоутверждения для родителя. В таком случае взросление и обретение ребенком независимости пугает родителей не из-за новых вызовов на пути малыша, а потому, что они могут потерять источник самоутверждения. Сознательно или бессознательно родители стремятся удержать ребенка на стадии младенчества, воспринимая любые попытки обретения собственного мнения как личный вызов и стремясь дать им отпор. Такая форма гиперопеки опасна тем, что в конце концов ребенок может смириться с невозможностью конструктивного самоутверждения и перейти к опасным и даже извращенным формам обретения собственного мнения. Что в свою очередь делает родителей еще более уверенными в правильности гиперопеки. Такой замкнутый круг порой может на долгие годы растянуть процесс ментального взросления как детей, так и родителей.

Главное последствие гиперопеки — передача чувства постоянной тревоги детям, чье психологическое развитие еще не способно отделить реальную опасность от мнимой. Постоянное беспокойство родителей передается ребенку, что порождает неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, избегание рисков и ответственности. В статье для журнала для The Reason Ленор Шекази и Джонатан Хадит, основатели некоммерческой организации по борьбе с гиперопекой, говорят о том, что постоянная опека отнимает у детей время на «разгильдяйство», то есть время, когда они предоставлены сами выбирать чем себя занять, а значит, и сами несут ответственность за свои поступки.

Исследователи отмечают, что дети, выросшие в обстановке гиперопеки, относятся даже к самым обычным делам, таким как поиск работы, как к вселенской катастрофе, а общество воспринимают как страшную угрозу. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.

Отсутствие самостоятельности — еще одно пагубное последствие гиперопеки. Психиатр Михаэль Винтерхуф рассказал немецкой газете Süddeutsche Zeitung о том, что дети, находившиеся под гиперопекой, во взрослой жизни часто не могут найти работу. Специалист говорит, что многие просто не приходят на уже назначенное собеседование, так как не в состоянии подготовиться, встать вовремя и принять ряд других решений — ведь уже выросшие дети все еще привыкли перекладывать ответственность на родителей.

Но даже те дети, кто смог осознать последствия гиперопеки, сталкиваются с негативной реакцией общества.

В том, что гиперопека — явление массовое, может убедиться, пожалуй, каждый из нас. Мы помним недавнюю историю о том, как пенсионерка в Екатеринбурге оттаскала за волосы 14-летнюю школьницу за желание открыть окно в жару. Про боязнь сквозняков, которая тоже является следствием гиперопеки, можно было бы написать отдельную статью. Достаточно привести слова журналиста Анастасии Мироновой, которая назвала боязнь сквозняков «нашей национальной чертой».

В личной беседе и на множестве форумов вы наверняка встречали рассказы о том, как родители или бабушки-дедушки провожали и встречали своих отпрысков из школы, не пускали гулять дальше своего двора, не разрешали пойти на дискотеку, дружить с интересными людьми, навязывали выбор профессии, потому что всегда лучше детей знали, что им нужно.

Также вы вполне возможно знаете истории о том, как уже выросшие дети, в попытках сбежать от родительского гнета, переезжают в другие города и страны, и тем не менее даже оттуда вынуждены отстаивать свое право на принятие решений и самостоятельную жизнь. Или же дети так и не находят в себе сил для возражения, оставаясь под крылом родителей всю сознательную жизнь.

И, конечно же, вы знакомы с часто встречаемым мнением о том, что всем нужно сначала самим родить ребенка, чтобы кого-либо винить; о том, что по достижении восемнадцати лет каждый может сесть в поезд и уехать жить своей жизнью куда угодно, если ему что-то не нравится, и вообще, вокруг развелось слишком много обиженных на мам, бабушек и мужей, а у самих рыльце в пушку.

Очевидно, что сегодня робкие попытки детей справиться с последствиями гиперопеки, как правило, сталкиваются с волной осуждения и непонимания в обществе. Многие все еще считают проблему надуманной, а ответственность перекладывают на самих детей. Говоря о проблеме гиперопеки, мы поможем тем, кто сталкивался с ней, осознать ее последствия и найти свой путь в жизни. Мы поможем таким, как я.

Я неслучайно выбрал темой статьи гиперопеку. В настоящее время я, будучи отцом дочери четырех лет, борюсь за свое право на самостоятельные решения практически каждый день. Я прошел путь от полной защиты от угроз внешнего мира до неспособности принять самое обыденное решение, например, что купить к обеду. Я разобрался во всех психологических мотивах моих родителей — в детстве я был очень болезненным ребенком, а отношения матери и отца довольно сложно назвать гармоничными, мягко говоря. Думаю, два этих фактора сыграли ключевую роль в формировании гиперопеки как основы наших отношений. Я разобрался во всех путях выхода из положения и продолжаю работу над тем, чтобы найти свое призвание и научиться принимать решения.

До недавнего времени, пока я не стал замечать, как сам передаю свои страхи и переживания дочери, я думал, что гиперопека — это только моя личная проблема. Теперь же мне необходимо множество усилий, чтобы она не стала проблемой дочери.

Родителям — идти к психологу. Поначалу я встречал эту рекомендацию в штыки, но потом убедился в ее действенности. Именно родитель несет ответственность за возникшую ситуацию с гиперопекой, как бы мы не оправдывали свои действия любовью к ребенку и заботой о нем.

Кроме того, мы каждый день можем работать над собой и совершать маленькие действия, которые в дальнейшем приведут к большим последствиям. Например — формировать самостоятельность ребенка с ранних лет, предоставляя выбор в одежде (красное или желтое платье), еде (пюре или рис), времяпрепровождении (парк или поездка за город). Начиная с таких маленьких вещей, вы увидите, что в предоставлении выбора ребенку нет ничего страшного, и научитесь делегировать ему решения посложнее.

Не ограждайте ребенка от внешнего мира, а знакомьте его с ним. Например, любимая история моей дочери — про тромбоциты, которые заделывают ссадины и порезы. Когда я ей об этом рассказал, я сам стал проще относиться к ее травмам. Теперь при падении с самоката я не думаю о травмпункте, переломах и катастрофических последствиях, а весело рассказываю дочери о тромбоцитах (на очереди у нас — книга «Интересный кишечник»).

Наконец — поддерживать своих детей. Ты сможешь, у тебя получится, ты обязательно сделаешь. Вместо — давай я сделаю это за тебя. Тогда и во взрослой жизни ребенок сможет найти в себе силы для решения проблемы и выхода из кризисной ситуации.

Гиперопека — это не сиюминутное явление, справиться с которым можно быстро и безболезненно. На протяжении всей жизни родители учатся не экстраполировать на ребенка свои несбывшиеся ожидания, не замещать его мечты своими, не отказывать ему в выборе. Желание учиться этому, а также понимание, что обратиться за профессиональной помощью — это нормально, во много раз повышают шансы ребенка вырасти в атмосфере взаимоуважения, а не гиперопеки.

Каждый родитель знает ту радость, которую малыш испытывает при достижении новых высот — будь то первая собранная пирамидка или удачный рисунок. Этот восторг обусловлен тем, что ребенок справился с вызовом, трудностью, страхом неудачи. Справился сам. Поэтому давайте не будем лишать их радости побед и преодоления, чтобы дети хотели жить реальной жизнью, а не миром грез.

Гиперопека родителей — причины, последствия. Что делать?

Цветовая схема: C C

Размер шрифта A A A

Изображения:

Обычная версия сайта

  1. Главная
  2. О больнице
  3. Статьи
  4. Статьи

О больнице

Гиперопека — разновидность патологического воспитания, для которого характерна чрезмерная забота о ребенке, стремление защищать его даже в отсутствии реальной опасности и  стремление постоянно удерживать его около себя. В последние годы гиперопека уже не является исключительно психологическим термином, так как, к примеру,  во Франции данный термин уже носит юридический характер и фигурирует в ювенальной юстиции как повод для изъятии ребенка из семьи. Подобные меры могут показаться радикальными, но если внимательно проанализировать отдаленные последствия такого воспитания,  то можно убедиться в том, что гиперопека может быть источником большого количества проблем и даже приводить к инвалидизации.

Итак, каков же психологический механизм действия гиперопекающего воспитания на ребенка? Если мы вслед за выдающимся советским психиатром и клиническим психологом В.Н. Мясищевым попытаемся представить развитие ребенка в виде последовательно сменяющих друг друга уровней формирования отношений (сперва формируются отношения к близким (отцу и матери) и более дальним фигурам, затем к миру предметов и явлений, и, наконец, к самому себе), то негативное влияние гиперопеки будет проявляться в том, что она препятствует гармоничному формированию компонентов каждого из уровней, что в конечном счете приводит к развитию невроза, в основе которого лежит интрапсихический конфликт -

противоречие между внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями  («я хочу, но не могу решиться»).

В группе риска по гиперопекающему воспитанию находятся родители-одиночки, пытающиеся компенсировать отсутствие одного из родителей и супружеские пары, пережившие потерю ребенка.

Вышеописанный интрапсихический конфликт является этиологическим фактором развития невроза навязчивых состояний — психического расстройства, характерного и для детского и для старшего возраста. Симптомами данного расстройства являются навязчивые идеи (обсессии) и навязчивые ритуальные действия (компульсии), которые в значительной степени препятствуют нормальному функционированию психики и требуют длительного комплексного лечения, включающего медикаментозную терапию и психотерапию.

К сожалению,  психические расстройства — не единственное последствие гиперопеки. Так, к примеру, Trombini и коллеги в своем исследовании взаимосвязи ожирения у детей и патологических психологических установок у матерей установили, что у 66,6% детей с ожирением различной степени в воспитании преобладали черты гиперопеки и повышенное чувство собственности у родителей.

С точки зрения психосоматики, воспитание по типу гиперопеки является фактором развития такого тяжелого хронического заболевания как бронхиальной астмы. В психологии дыхание принято рассматривать как необходимость самостоятельной реализации бессознательных механизмов, и тут-то и вмешивается родительская гиперопека, «душащая» все бессознательные импульсы и способствующая соматизации процесса.

Как помочь избежать последствий гипреопекающего воспитания? 

Образовательные мероприятия для родителей и психотерапевтическое консультирование, направленные на разъяснение и коррекцию  последствий дизгармоничного воспитания могут предотвратить дезадаптацию ребенка и способствовать формированию здоровой личности. В случае выявления гиперопекающего воспитания рекомендована, в первую очередь, семейная психотерапия с привлечением всех членов семьи и длительная совместная работа.


Чрезмерная опека родителей – причины, признаки и последствия

| Почему родители чрезмерно опекают | Причины | Хорошо ли быть чрезмерно опекающим | Знаки | Эффекты | Стили воспитания |

Чрезмерно опекающие родители

Чрезмерно опекающие родители проявляют чрезмерное опекающее поведение, учитывая стадию развития ребенка и фактический уровень риска в их окружении.

Чрезмерно опекающие родители сосредоточены исключительно на обеспечении безопасности своих детей не только физически, но и эмоционально.

Эти родители одержимы физической безопасностью своих детей, хотя обычно они живут в относительно безопасной среде. Уровни защиты превышают гораздо более низкий уровень реального риска.

Они также заботятся о сохранении эмоционального благополучия своих детей, помогая им устранять все препятствия и смягчать удары повседневной жизни.

Почему родители проявляют чрезмерную опеку

Некоторые родители проявляют чрезмерную опеку, потому что хотят сделать все, что в их силах, чтобы уберечь своих детей от вреда и помочь им добиться успеха в жизни.

Этот интенсивный подход к воспитанию часто выбирают родители в любящей, но ошибочной попытке улучшить результат своего ребенка.

Родители инстинктивно защищают. Родители любят и заботятся о своих детях и хотят воспитать их здоровыми, счастливыми и успешными. Они хотят защитить благополучие своих детей, предотвращая болезни, обиды и неудачи.

Но когда мама или папа помогают слишком много, вмешиваются, чтобы спасти положение каждый раз, когда что-то идет не так, или ограждают ребенка от всего негативного мира, они становятся чрезмерно заботливыми родителями.

Что заставляет родителей чрезмерно опекать

Родительское беспокойство

Чрезмерно опекающие родители часто бывают тревожными родителями, озабоченными опасностями. Родители, страдающие тревожным или паническим расстройством, склонны проявлять чрезмерное родительское поведение ​1​ .

Hyperbolic News Media

Гиперзащита присутствует в каждом поколении. Однако в последние годы наблюдается тенденция к интенсивному воспитанию детей. В частности, миллениалы печально известны тем, что их мама или папа чрезмерно опекают вертолет.

Мы живем в эпоху, когда нас постоянно бомбардирует информация. Широкое использование Интернета и смартфонов означает, что СМИ должны использовать творческие способы, чтобы конкурировать за наше внимание.

Сенсационные новости делают свое дело.

Гиперболические средства массовой информации заставляют родителей думать, что мир вокруг них гораздо опаснее, чем он есть на самом деле ​2​ . Каждое нападение на ребенка выглядит как личная угроза.

Таким образом, хотя наше общество в целом находится в большей безопасности, чем любое предыдущее поколение в истории, оно таковым не кажется.

Восприятие уязвимости ребенка

Родители детей с хроническими заболеваниями ​3​ или с ограниченными физическими возможностями ​4​ часто проявляют гиперопекающее и контролирующее поведение. Эти родители, особенно матери, считают, что их дети более уязвимы или восприимчивы и нуждаются в большей защите.

Родительские посттравматические симптомы после стихийного бедствия

Гиперопека может возникнуть после природных или техногенных катастроф, особенно если у родителя развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) ​5​ .

Например, если семья сбежала из горящего дома во время сильного пожара, у родителей может развиться страх перед будущими пожарами и сформироваться гиперопекающее поведение.

Хорошо ли чрезмерно опекать

Наличие заботливых родителей полезно для выживания младенцев. Также полезно, если жизненный опыт содержит высокие риски. Но в обычном доме без серьезных условий сосредоточение внимания исключительно на защите без гибкости угрожает развитию детей ​6​ .

Исследования показывают, что, когда родители защищают своих детей от экстремальных условий, таких как городская среда, где распространены насилие с применением огнестрельного оружия, банды и наркотики, семья функционирует лучше.

Мозг родителей запрограммирован на защиту потомства. Но когда доведено до крайности и уровень рисков не соответствует степени защиты, чрезмерная защита принесет больше вреда, чем пользы.

Чрезмерная забота родителей может принимать разные формы.

Вот некоторые признаков чрезмерной опеки родителей .

Спасает положение… каждый день

Конечно, никто не хочет, чтобы их дети терпели неудачу. Но чрезмерно опекающие родители не могут допустить, чтобы их дети пережили какие-либо неудачи или разочарования. Они бросаются спасать положение каждый раз, когда их дети сталкиваются с малейшими трудностями.

  • Они убирают грязные комнаты своих детей и убирают все после них.
  • Каждый вечер они упаковывают детские рюкзаки, чтобы ничего не забыть.
  • Они выполняют домашнее задание или научные проекты своих детей, чтобы убедиться, что они получат пятерки.
  • Они вмешиваются и спасают своего ребенка от плохой оценки или оскорбленного самолюбия.
  • Они сделают все, чтобы уберечь своего ребенка от неудач, даже если это означает нарушение правил (или законов).

Микроуправление

Чрезмерно опекающие родители беспокоятся о каждом шаге своих детей. Таким образом, они парят и контролируют действия и окружающую среду своих детей. Они управляют всеми аспектами жизни своих детей. Примеры сверхзащитного микроуправления включают:

  • Они решают, какими внеклассными занятиями будет заниматься их ребенок, потому что они лучше знают .
  • Они не позволяют своему ребенку отклоняться и заниматься интересами, которые они считают рискованными.
  • Они планируют распорядок дня своего ребенка и контролируют все занятия.
  • Они принимают все решения за ребенка, не позволяя ему самому продумывать варианты.
  • Они редко принимают во внимание точку зрения или предпочтения ребенка.
  • Они разрешают своему ребенку общаться только с «правильными» друзьями.

Сверхчувствительные и реактивные

Чрезмерно опекающие родители гиперчувствительны и часто слишком остро реагируют на все, что касается их детей.

  • Они слишком осторожны в действиях своего ребенка.
  • Они постоянно напоминают своему ребенку о безопасности и опасности.
  • Они жалуются на плохие оценки своего ребенка и борются со школой, чтобы изменить это.
  • Они в ярости и требуют проверки, когда их ребенку отказывают в возможности.
  • Они вмешиваются, если их ребенок не получает особого обращения, на которое они считают себя вправе.
  • Они перебарщивают с утешением, когда их ребенок терпит неудачу.

Последствия чрезмерной опеки родителей

Есть много причин, по которым родители не должны проявлять чрезмерную опеку. Психологические последствия гиперопеки родителей могут быть значительными. Наиболее заметным из них является то, что это вредит росту и развитию их детей в хорошо приспособленных, независимых взрослых. Вот как проявляется этот вред.

Беспокойство и тревога

Беспокойство — это повторяющаяся, дисфункциональная и ригидная форма негативного мышления, которое часто является первичным признаком генерализованного тревожного расстройства. Исследования неизменно показывают, что чрезмерно защищенные дети более склонны к беспокойству и беспокойству ​7​ .

Чрезмерно опекающие родители могут чрезмерно заботиться о своих детях из-за собственного предубеждения к угрозам, повышенного восприятия опасности и повышенной чувствительности к страданиям своего ребенка. Постоянно высокий уровень стресса у родителей напоминает детям об опасности и вызывают у них тревогу ​8​ .

Отсутствие навыков преодоления трудностей

Чрезмерная родительская защита может подорвать развитие у ребенка навыков самостоятельного преодоления трудностей .

Чтобы научиться эффективным стратегиям выживания, дети должны научиться приспосабливаться к трудным ситуациям.

Некоторое воздействие рисков и сложных переживаний позволяет детским механизмам совладания созреть ​9​ . Это стойкие жизненные навыки, которые помогут выдержать будущие несчастья, невзгоды, неудачи и разбитые сердца.

Однако чрезмерно защищенные дети не имеют таких возможностей. Они помещены в пузырь вдали от реального мира и защищены от болезненных реалий.

Дети, которые привыкли к тому, что родители составляют их планы и убирают их беспорядок, не готовы иметь дело с тем, что жизнь может преподнести им. Они легко рушатся под давлением как мелких проблем, так и серьезных препятствий ​10​ .

Социальная тревожность и фобия

Чрезмерная опека дает ребенку ощущение, что мир опасен. Это усиливает избегание и удерживает детей от участия в социальных ситуациях, ограничивая возможности завязывать дружеские отношения и приобретать социальные навыки. У детей, воспитанных в условиях чрезмерной опеки родителей, как правило, менее компетентные социальные навыки .

Эти дети также чаще страдают от социальной тревожности или социальной фобии, которая характеризуется страхом и избеганием социальных ситуаций. Это состояние обычно сопровождается чрезмерной озабоченностью боязнью отказа, критики или смущения ​11,12​ .

Боязнь неудачи

Чрезмерно опекающие родители делают все возможное, чтобы их дети не потерпели неудачу. Они быстро спасают своих детей и оказывают им ненужную помощь, часто без просьбы.

Ребенок из чрезмерно опекающей семьи боится ошибиться . Опасаясь неудачи, боли или отказа, они не хотят выходить из своей зоны комфорта, чтобы попробовать что-то новое. Ребенок может уклоняться от возможностей . Вместо того, чтобы преодолевать трудности и решать проблемы самостоятельно, эти дети становятся зависимыми от своих родителей . Их нежелание расправлять крылья и летать мешает им стать компетентными личностями ​13​ .

Депрессия и психологическое благополучие

Дети, воспитанные чрезмерно заботливыми родителями, чаще страдают депрессией в подростковом возрасте ​14​ .

Чрезмерная родительская опека связана с использованием отпускаемых по рецепту лекарств от депрессии и рекреационным потреблением болеутоляющих средств у студентов колледжей ​15​ .

Низкая самооценка и самомотивация

Помимо более высокой частоты тревожности и депрессии, гиперопекаемые дети также имеют снижение самооценки и уверенности в своих способностях решать бытовые проблемы.

Чувство собственного достоинства или самооценка человека во многом зависит от того, как другие люди относятся к нему во время взаимодействия ​16​ . Дети, находящиеся под постоянным наблюдением и защитой, получают сообщение о том, что они не способны или недостаточно хороши, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью.

Не имея возможности доказать себе, что они могут взять на себя ответственность, эти дети не могут в полной мере оценить свои достижения, чтобы развить чувство самостоятельности и компетентности.

В результате им не хватает стойкости, самоэффективности и самомотивации, необходимых для самостоятельного противостояния миру ​17​ .

Bullying Target

Чрезмерная опека родителей связана с высокой степенью издевательств над ребенком в школе ​18,19​ .

С чрезмерно защищенными детьми часто обращаются как с детьми младше своего возраста. Они инфантильны, и им не разрешается участвовать в грубых играх, утверждениях, исследованиях или рискованных действиях, необходимых для развития. 0007 навыки управления конфликтами и самообороны ​20​ .

Нерешительный

Дети из чрезмерно опекающих семей нерешительны.

Детям нужна возможность практиковаться в принятии решений, но чрезмерно защищенным детям никогда не позволяют делать собственный выбор в жизни. Без практики и подготовки они вырастают , не зная, как принимать важные решения .

Эти дети либо не умеют принимать такое решение, либо боятся принять неправильное решение. Они научились зависеть от своих родителей, которые делают все выборы за них.

Например, студент колледжа, который воспринимает своих родителей как чрезмерно опекающих, испытывает большую нерешительность в карьере, чем те, кто в детстве считал, что их родители больше поощряют их независимость ​21​ .

Права и дезадаптивный нарциссизм

Исследования показали, что чрезмерная родительская защита связана с нарциссизмом в юношеском возрасте ​22​ .

Чрезвычайный уровень отзывчивости, помощи и вмешательства со стороны защищающих родителей учит их детей тому, что они исключительно важны. Они всегда достойны интенсивной заботы и внимания со стороны окружающих. Таким образом, эти дети могут считают, что имеют право на вещи, которые они не заработали ​23​ .

Психологи обнаружили, что когда родительская отзывчивость не проявляется на соответствующем возрасту уровне, у ребенка или взрослого ребенка с большей вероятностью разовьются патологически нарциссические черты ​24​ .

Функциональные соматические симптомы

У чрезмерно защищенных подростков чаще развиваются функциональные соматические симптомы (ФСС). Наиболее распространенными FSS у детей и подростков являются боли, усталость и желудочно-кишечные расстройства ​25​ .

Преступность

Одним из наиболее разрушительных аспектов чрезмерной защиты является то, что она сочетается с низкой заботой (эмоциональное пренебрежение) воспитания. Когда чрезмерно опекающие родители проявляют высокий контроль и низкую эмоциональную отзывчивость, они являются авторитарными родителями.

Исследователи неизменно обнаруживают, что этот метод воспитания тесно связан с подростковой преступностью, депрессией и расстройством личности ​26​ .

Чрезмерная опека и другие стили воспитания

Все хорошие родители проявляют заботу, но не все родители проявляют чрезмерную заботу.

Чрезмерно опекающих родителей иногда называют родителями-вертолетами, потому что они все время парят над своими детьми.

Чрезмерно опекающие родители с низким уровнем родительской заботы и тепла являются контролирующими или авторитарными родителями.

Эти четыре типа воспитания имеют некоторые общие характеристики, и поэтому люди иногда используют их взаимозаменяемо. Но они могут означать разные вещи в зависимости от того, с кем вы разговариваете.

Среди четырех стилей воспитания авторитарное воспитание является единственной четко определенной психологической конструкцией. Он характеризуется высоким контролем и низкой теплотой.

Сверхопекающий, вертолетный и контролирующий стили воспитания не имеют четкого определения, но у них есть одна общая черта – высокий контроль. За исключением контрольной части, эти термины точно не установлены и последовательно не изучаются в психологии.

Слово «чрезмерно опекающий» подразумевает, что родители стремятся защитить, а слово «контролирующий» подразумевает, что родители стремятся контролировать. Таким образом, эти два типа воспитания могут иметь некоторые фундаментальные различия с точки зрения намерений.

Чрезмерно опекающие родители беспокоятся о здоровье и безопасности своих детей. Они используют контроль для достижения своих целей сохранения. Но контролирующие родители — это авторитарные родители. Они просто хотят контролировать без уважительной причины.

Независимо от условий, чтобы не препятствовать развитию детей, родители должны избегать душить своих детей и воспитывать в них здоровое чувство компетентности. Принятие теплого, чуткого и отвечающего высоким стандартам стиля воспитания (т. е. авторитетного воспитания) — это лучшее, что родители могут сделать, чтобы защитить своих детей в долгосрочной перспективе.

Заключительные мысли о чрезмерно опекающих родителях

Если родителю трудно отказаться от контроля, он также может быть контролирующим родителем – узнайте характеристики контролирующего воспитания.

Чтобы воспитать устойчивых детей, родители обеспечивают безопасное убежище во время стресса, а также в периоды спокойствия. Установите границы, но также допускайте возможность адаптации. Только когда у детей есть возможность эффективно взаимодействовать с внешним миром, они могут стать способными, жизнестойкими и социально чувствительными будущими поколениями.


Ссылки

  1. 1.

    Clarke K, Cooper P, Creswell C. Шкала гиперопеки родителей: ассоциации с детской и родительской тревогой. Журнал аффективных расстройств . Опубликовано в Интернете в ноябре 2013 г .: 618–624. doi:10.1016/j.jad.2013.07.007

  2. 2.

    Купчик А, Брейси Н.Л. Средства массовой информации о школьной преступности и насилии. Насилие среди несовершеннолетних и ювенальная юстиция . Опубликовано в Интернете 30 декабря 2008 г .: 136–155. дои: 10.1177/1541204008328800

  3. 3.

    Mullins LL, Wolfe-Christensen C, Hoff Pai AL, et al. Связь чрезмерной родительской защиты, воспринимаемой детской уязвимости и родительского стресса с неуверенностью в себе у молодежи с хроническими заболеваниями. Журнал детской психологии . Опубликовано в Интернете 9 апреля 2007 г .: 973–982. дои: 10.1093/jpepsy/jsm044

  4. 4.

    Holmbeck GN, Johnson SZ, Wills KE, et al. Наблюдаемая и воспринимаемая родительская чрезмерная защита в отношении психосоциальной адаптации подростков с физическими недостатками: посредническая роль поведенческой автономии. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 96-110. doi:10.1037/0022-006x.70.1.96

  5. 5.

    McFarlane AC. Функционирование семьи и чрезмерная защита после стихийного бедствия: долгосрочные последствия посттравматической заболеваемости.

    Aust N Z J Психиатрия . Опубликовано в Интернете, июнь 1987 г .: 210–218. дои: 10.3109/00048678709160914

  6. 6.

    Унгар М. Чрезмерная забота о воспитании: помощь родителям в том, чтобы обеспечить детям достаточную степень риска и ответственности. Американский журнал семейной терапии . Опубликовано в Интернете 30 апреля 2009 г .: 258–271. дои: 10.1080/01926180802534247

  7. 7.

    Spada MM, Caselli G, Manfredi C, et al. Родительская чрезмерная защита и метапознания как предикторы беспокойства и беспокойства. Behav Cogn Psychother . Опубликовано в Интернете 6 июня 2011 г .: 287–296. дои: 10.1017/s135246581100021x

  8. 8.

    Гар Н.С., Хадсон Дж.Л. Исследование взаимодействия между матерями и детьми с тревожными расстройствами. Поведенческие исследования и терапия

    . Опубликовано в Интернете в декабре 2008 г .: 1266–1274. doi:10.1016/j.brat.2008.08.006

  9. 9.

    Мощность ТГ. Стресс и преодоление в детстве: роль родителей. Воспитание . Опубликовано в Интернете в ноябре 2004 г .: 271–317. дои: 10.1207/s15327922par0404_1

  10. 10.

    Howe A, Smajdor A, Stöckl A. На пути к пониманию устойчивости и ее значения для медицинского образования. Медицинское образование . Опубликовано 16 марта 2012 г.: 349-356. doi:10.1111/j.1365-2923.2011.04188.x

  11. 11.

    Lieb R, Wittchen H-U, Höfler M, Fuetsch M, Stein MB, Merikangas KR. Родительская психопатология, стили воспитания и риск социальной фобии у потомства. Арх генерал психиатрии . Опубликовано в Интернете 1 сентября 2000 г.: 859. doi:10.1001/archpsyc.57.9.859

  12. 12.

    Спокас М, Хаймберг Р.Г. Чрезмерно опекающее воспитание, социальная тревога и внешний локус контроля: перекрестные и продольные отношения. Cogn Ther Res . Опубликовано в Интернете 30 декабря 2008 г .: 543–551. дои: 10.1007/s10608-008-9227-5

  13. 13.

    Сидеридис Г.Д., Кафециос К. Восприятие родительской привязанности, страх неудачи и стресс во время классных презентаций. Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 119–130. дои: 10.1177/0165025407087210

  14. 14.

    Bayer JK, Sanson AV, Hemphill SA. Влияние родителей на трудности интернализации в раннем детстве. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете в ноябре 2006 г .: 542–559. doi:10.1016/j.appdev.2006.08.002

  15. 15.

    ЛеМойн Т., Бьюкенен Т. ИМЕЕТ ЛИ ВАЖНОСТЬ «ВАРЕНИЕ»? ВЕРТОЛЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ. Социологический спектр . Опубликовано в Интернете в июле 2011 г .

    : 399–418. дои: 10.1080/02732173.2011.574038

  16. 16.

    Лири М.Р., Тамбор Э.С., Тердал С.К., Даунс Д.Л. Самооценка как межличностный монитор: гипотеза социометра. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1995: 518-530. дои: 10.1037/0022-3514.68.3.518

  17. 17.

    ДеХарт Т., Пелхэм Б.В., Теннен Х. Что скрывается за этим: стиль воспитания и неявная самооценка. Журнал экспериментальной социальной психологии . Опубликовано в Интернете в январе 2006 г.: 1-17. doi:10.1016/j.jesp.2004.12.005

  18. 18.

    Георгиу С.Н. Запугивание и виктимизация в школе: роль матерей. Британский журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 109–125. дои: 10.1348/000709907×204363

  19. 19.

    Лерея С.Т., Самара М., Вольке Д. Поведение родителей и риск стать жертвой и хулиганом/жертвой: метаанализ. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в декабре 2013 г .: 1091–1108. doi:10.1016/j.chiabu.2013.03.001

  20. 20.

    Финнеган Р.А., Ходжес Е.В., Перри Д.Г. Виктимизация со стороны сверстников: ассоциации с рассказами детей о взаимодействии матери и ребенка. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1998: 1076-1086. дои: 10.1037/0022-3514.75.4.1076

  21. 21.

    Guay F, Senécal C, Gauthier L, Fernet C. Прогнозирование карьерной нерешительности: перспектива теории самоопределения. Журнал психологического консультирования . Опубликовано в Интернете 2003: 165-177. дои: 10.1037/0022-0167.50.2.165

  22. 22.

    Сегрин С., Восзидло А., Гиверц М., Монтгомери Н. Черты родителей и детей, связанные с чрезмерным воспитанием. Журнал социальной и клинической психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2013 г .: 569–595. doi:10.1521/jscp.2013.32.6.569

  23. 23.

    Horton RS, Bleau G, Drwecki B. Воспитание Нарцисса: какова связь между воспитанием детей и нарциссизмом? J Личность . Опубликовано в Интернете в апреле 2006 г .: 345–376. doi:10.1111/j.1467-6494.2005.00378.x

  24. 24.

    Крамер П. Нарциссизм молодых взрослых: 20-летнее продольное исследование вклада стилей воспитания, дошкольных предшественников нарциссизма и отрицания. Журнал исследований личности . Опубликовано в Интернете в феврале 2011 г.: 19-28. doi:10.1016/j.jrp.2010.11.004

  25. 25.

    Janssens KAM, Oldehinkel AJ, Rosmalen JGM. Родительская гиперопека предсказывает развитие функциональных соматических симптомов у подростков. Журнал педиатрии . Опубликовано в Интернете в июне 2009 г.: 918-923.e1. doi:10.1016/j.jpeds.2008.12.023

  26. 26.

    Гольдштейн М, Heaven PCL. Восприятие семьи, правонарушений и эмоциональной адаптации среди молодежи. Личность и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в декабре 2000 г . : 1169–1178. дои: 10.1016/s0191-8869(99)00264-0

Чрезмерно опекающий стиль воспитания — расширение MSU

Трейси Траутнер, Расширение Мичиганского государственного университета —

Чрезмерно опекающий родитель хочет защитить своих детей от вреда, обид и боли, несчастья, плохого опыта и отторжения, обид, неудач и разочарований.

Когда родитель многого боится, ребенок тоже становится чрезмерно напуганным.

Самым большим недостатком гиперопекающего стиля воспитания является неподготовленность детей. Родители этой категории боятся всего, что касается их детей, и ожидают, что случится что-то плохое. По словам эксперта по лидерству Тима Элмора, когда мы слишком быстро спасаем своих детей и балуем их «помощью», мы избавляем их от необходимости преодолевать трудности и решать проблемы самостоятельно. Это мешает им стать компетентными взрослыми.

Этот стиль воспитания включает в себя:

  • Быстрое утешение ребенка после простого падения, которое не вызывает дискомфорта.
  • Строгие правила, не позволяющие ребенку пачкаться или творить.
  • Наказание, не соответствующее преступлению. Дисциплина слишком сурова за мелкие правонарушения.
  • Чрезмерный акцент на успеваемости в школе.
  • Сильно полагайтесь на систему поощрений и наказаний.

Родители определенно не «плохие» и могут очень любить своих детей. Они боятся, что их ребенок вырастет деструктивным или неуправляемым.

К отрицательным побочным эффектам такого стиля воспитания относятся следующие:

  • Чрезмерная забота родителей часто побуждает ребенка лгать. Когда ожидания слишком высоки или необоснованны, ребенок будет лгать, чтобы не попасть в беду.
  • Когда родитель многого боится, ребенок тоже становится чрезмерно напуганным. Нормальный, здоровый риск не поощряется, и дети вырастают подростками, которые идут на риск, который обходится гораздо дороже, чем ушибленное колено или самолюбие, если что-то пойдет не так.
  • Дети сталкиваются с системой вознаграждения/наказания за свое поведение и могут вырасти взрослыми, материалистичными и манипулятивными. Они не поступают правильно только потому, что это правильно.
  • Наконец, и это самое главное, родители могут быть не в состоянии общаться со своими детьми, когда они взрослеют. Родители требовали соблюдения, а не общения, что снова приводит к еще большему вранью.

Расширение Университета штата Мичиган содержит следующие рекомендации для чрезмерно опекающих родителей:

  • Поговорите с родителями, которых вы считаете успешными и более спокойными в своем стиле воспитания.
  • Имейте разумные ожидания в отношении поведения, соответствующего возрасту.
  • Спокойно посидите с ребенком и объясните, что играть с ножами и бродить по дому опасно. Чрезмерная реакция не будет иметь лучших результатов.
  • Реагируйте разумно, когда ребенок ушиб палец ноги или царапает колено. Помогите им развить навыки преодоления трудностей, не бросаясь спасать их каждый раз, когда они попадают в беду.

Чтобы выбрать лучший вариант воспитания, узнайте больше об авторитарном стиле воспитания, который позволяет детям мыслить независимо, управлять своими эмоциями, быть счастливыми и успешными. Для получения дополнительной информации о каждом стиле воспитания щелкните один из стилей ниже:

  • Авторитарный родитель. Это родитель «потому что я так сказал», который может унижать ребенка и игнорировать его точку зрения.
  • Авторитетный родитель. Это мама или папа, которые устанавливают четко определенные границы для детей, тот, кто является хорошим примером для подражания и хвалит детей за их старания.
  • Разрешающий родитель. Это родитель, который боится устанавливать ограничения для детей или считает, что ребенок должен быть верен своей собственной природе.
  • Чрезмерно опекающий родитель. Это родитель, который хочет защитить своих детей от вреда, обид и боли, несчастий, плохого опыта и отторжения, обид, неудач и разочарований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *