10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.
Функции внимания:
— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов;
— обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Виды: Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений). Произвольное (активное) внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
К свойствам внимания относят: Концентрация (сосредоточенность) внимания — противоположное качество называется рассеянностью. Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость внимания заключается в способности переноса внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости (зависит от характера предшествующей д-ти и темперамента).
Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения ЗУН.
К данным процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы рассматриваются вместе и представляют собой единую систему памяти человека.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
Деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая, сенсорная) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность 0,25 сек. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует.
По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движений. Эмоциональная — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
По преобладающему анализатору бывает зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.
Эйдетическая — очень ярко выраженная образная память, связанная с длительным сохранением ярких, чётких, живых наглядных образов.
Типы памяти: память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
законы памяти: 1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края») – Герман Эббингауз.
2. Закон Эббингауза, закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно: «в течение 1 часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации».
3. Закон Зейгарник Блюмы Вульфовны (1900-1988) заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Что такое определение внимания в психологии?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 15 ноября 2020 г.
- Категория должности: общая психология
В каждый момент нашей жизни наши органы чувств бомбардируются множеством раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Однако мы не уделяем внимание всем из них, мы выбираем сразу несколько стимулов из окружающей среды и сосредотачиваемся на них. Например, знали ли вы о фоновом шуме в вашем окружении, пока не прочитали это предложение? Точно так же, когда вы входите в свой класс, там есть разные вещи: стулья, стены, двери, окна, люди, сумки и так далее, но видите ли вы их все? Поэтому важно понимать определение внимания в психологии.
Определение
Внимание в психологииТаким образом, внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные вещи или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Другими словами, выбирая и сосредотачиваясь на определенных вещах или стимулах в нашем окружении, мы также упускаем другие вещи, которые присутствуют вокруг нас.
Также следует понимать, что внимание не только включает в себя выбор, но и обладает следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение на определенных вещах или объектах, на мгновение исключая другие.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Типы вниманияНаше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые можно обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия. На основании нескольких экспериментов Миллер сообщил, что объем нашего внимания варьируется в пределах 7 плюс-минус 2. Это широко известно как магическое число.
Существуют следующие три основных типа внимания, которые мы видим в нашей повседневной жизни:
- Селективное внимание:
- Устойчивый внимание
- имеет ограниченную способность получать и обрабатывать информацию одновременно. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение. Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные объекты. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они появляются через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие информации о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды.
Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом, или надевают солнцезащитные очки, или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматический процессинг имеет три основные характеристики:
- Он происходит без намерения
- Он происходит бессознательно
- Он включает незначительные мыслительные процессы или вообще не включает их . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, познание
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Психолог-новатор Уильям Джеймс о внимании, многозадачности и умственной привычке, которая отличает великие умы — маргинал
«Внимание — редчайшая и чистейшая форма щедрости», — написала Симона Вейль. Десятилетия спустя ученый-когнитивист Александра Горовиц в своем чудесном исследовании наших повседневных шор заметила: «Внимание — это преднамеренный, беззастенчивый различитель. Он спрашивает, что актуально прямо сейчас, и подготавливает нас к тому, чтобы замечать только это».
Более века назад в своем шедевре Принципы психологии, том. 1 ( публичная библиотека ), новаторский психолог Уильям Джеймс (11 января 1842 — 26 августа 1910) исследовал взаимодействие щедрости и безжалостности в этой величайшей из человеческих сверхспособностей, которая формирует наше основное восприятие реальности.
Уильям ДжеймсДжеймс предлагает удивительно точное, но живое определение внимания:
Внимание… это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей, локализация , концентрация сознания составляют его сущность. Оно подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими, и это состояние, имеющее реальную противоположность в запутанном, ошеломленном, рассеянном состоянии ума, которое по-французски называется 9. 0077 отвлечение и Zerstreutheit на немецком языке.
Задолго до того, как современные психологи начали исследовать самореференциальную основу сознания, Джеймс пишет:
Миллионы элементов внешнего порядка присутствуют в моих чувствах, которые никогда должным образом не проникают в мой опыт. Почему? Потому что у них нет процентов для меня. Мой опыт — это то, на что я согласен . Только те предметы, которые я
Это понятие одновременно банально и совершенно радикально для нас сегодня — каким-то образом, загипнотизированные светящимися прямоугольниками, которые мы повсюду носим с собой, мы, кажется, отказались от этой самой элементарной формы действия, формирующей наш жизненный опыт. Существует поразительное сходство между ярким описанием Джеймсом невнимательности, основанным на ныне находящемся под угрозой исчезновения феномене скуки, и состоянием разума и тела, вызванным подавляющим большинством использования наших устройств, предвещающим отогнать скуку, но приводящим к тому же самому результату:
Иллюстрация Сидни Смита из книги Тротуарные цветы Джона Арно Лоусона, прекрасной бессловесной оды жизни с присутствиемБольшинство людей, наверное, несколько раз в день впадают в припадок примерно такого вида: Взгляд устремлен в пустоту, звуки мира сливаются в смутное единство, внимание рассеивается так, что ощущается все тело, как оно были, сразу, и передний план сознания заполнен, если чем-либо, своего рода торжественным чувством капитуляции перед пустым течением времени. На смутном фоне нашего разума мы тем временем знаем, что нам следует делать: вставать, одеваться, отвечать тому, кто заговорил с нами, пытаться сделать следующий шаг в наших рассуждениях… Каждое мгновение мы ожидаем, что чары рухнут. , потому что мы не знаем причин, почему это должно продолжаться. Но оно продолжается, пульс за пульсом, и мы плывем вместе с ним, пока также без причины не обнаруживаем, что дается энергия, что-то, чего мы не знаем, что позволяет нам собраться вместе, мы подмигиваем глазами, качаем головами, фоновые идеи становятся эффективными, и колеса жизни снова начинают вращаться.
[…]
Устранение этого состояния и есть то, что мы называем пробуждением внимания.
Джеймс предлагает такой же отрезвляющий взгляд на многозадачность. На вопрос о том, сколькими вещами мы можем заниматься одновременно — сколько «совершенно разрозненных систем или процессов зачатия может протекать одновременно» в нашем сознании, — он отвечает:
Не более одного, если процессы не очень привычны; но потом два или даже три, без особого колебания внимания. Однако там, где процессы менее автоматизированы… должны быть быстрые колебания ума от одного к другому без соответствующего выигрыша во времени.
[…]
Когда выжидающее внимание концентрируется на одном из двух ощущений, то другое имеет тенденцию быть вытесненным из сознания на мгновение и появиться позже; хотя на самом деле эти два события могли быть одновременными.
Акт концентрации внимания и способ его осуществления, утверждает Джеймс, отличают гениев от обычных людей:
Устойчивое внимание тем легче, чем богаче приобретениями и тем свежее и оригинальное сознание . В таких умах субъекты прорастают, прорастают и растут. Каждую минуту они радуют новым следствием и вновь приковывают к себе внимание. Но интеллект, не снабженный материалами, застойный, неоригинальный, вряд ли будет долго рассматривать какой-либо предмет. Взгляд исчерпывает возможности интереса. Принято считать, что гении превосходят других людей в способности к постоянному вниманию… Их идеи сверкают, каждый предмет бесконечно разветвляется перед их плодотворным умом, и поэтому они могут часами пребывать в восторге.