Определение внимания в психологии: 10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.

Содержание

10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.

Вни­мание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.

Функции внимания:

— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов;

— обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды: Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений). Произвольное (активное) внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

К свойствам внимания относят: Концентрация (сосредоточенность) внимания — противоположное качество называется рассеянностью. Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; Устойчивость внимания определяется длительностью, в те­чение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость внимания заключается в способности переноса внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости (зависит от характера предшествующей д-ти и темперамента).

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведе­ния информации.

Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения ЗУН.

К данным процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы рассматриваются вместе и представляют собой единую систему памяти человека.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая, сенсорная) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность 0,25 сек. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует.

Кратковременная память — кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений; объём её 5-9 единиц. Эта память связана с актуальным сознанием человека. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память длительно сохраняет материал после многократного его повторения и воспроизведения.

По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движе­ний.

Эмоциональная — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспри­нимавшихся предметов и явлений.

По преобладающему анализатору бывает зрительная, слуховая, осязательная, вку­совая, обонятельная.

Эйдетическая — очень ярко выраженная образная память, связанная с длительным сохранением ярких, чётких, живых наглядных образов.

Типы памяти: память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

законы памяти: 1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края») – Герман Эббингауз.

2. Закон Эббингауза, закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно: «в течение 1 часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации».

3. Закон Зейгарник Блюмы Вульфовны (1900-1988) заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Что такое определение внимания в психологии?

  • Автор сообщения: