Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
Дифференциальная психология ↓
Psylist / top adaptive
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзек).
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
- Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»
- Педагогическая трактовка:»способность к обучению, обучаемость»
- Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
- счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
- вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
- вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
- пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
- память;
- способность к рассуждению;
- быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Развитие способностей
- Индивидуальность человека и развитие его личности
- Теории происхождения способностей. Способности и задатки
- Самосознание и самооценка личности
- Гуморальная и конституциональная теория темперамента
- Классификация методов дифференциальной психологии
- Сила нервной системы и поведенческие проявления субоптимальной активации
- Понятие «правизны и левизны»
- Индивидуальный стиль деятельности
- Гормональная конституция человека и поведение
/**/
«Глубина мышления Гурудева». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 19
скачать (формат
MP3, 8 МБ )
скачать (формат
MP3, 6 МБ )
Russian
Бхакти Судхир Госвами
Глубина мышления Гурудева
Снова и снова меня удивляет ход мысли Шрилы Говинды Махараджа, то, как и о чем он говорит. Разумеется, у меня нет доступа к его внутреннему миру, я не знаю досконально ход его мыслей, но меня удивляют многие вещи, которые он говорит. Я помню, когда я только познакомился с ним, незадолго до этого я услышал одну примечательную шлоку из одиннадцатой песни «Бхагаватам», которую цитировал Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж. Эта шлока меня очень впечатлила, и в обществе Шрилы Гурудева я начал произносить ее. Я произнес только половину, а вторую половину он произнес за меня, с огромным энтузиазмом и напором.
ко ну ра̄джанн индрийава̄н
мукунда-чаран̣а̄мбуджам
на бхаджет сарвато-мр̣тйур
упа̄сйам амароттамаих̣ [1]
Ко ну ра̄джанн индрийава̄н: в этой шлоке содержится обращение к тем, кто является индрийава̄н. Это слово переводится как «обладающий чувствами». Эту шлоку можно понимать на различных уровнях, но одно из ее прочтений таково: «Если вы обладаете чувствами, если вы не утратили разум, если вы способны видеть, слышать, обонять и переживать, то направьте все эти способности на Всевышнего, на лотосоподобные стопы Мукунды».
В другой раз, помню, я был в обществе Шрилы Гурудева в Навадвипе, и он пел песню «тунга мани мандире». Эту песню на самом деле он знал еще с детства, и он знал, что, когда он поет эту песню, настроение Гуру Махараджа неизменно улучшается, поэтому всякий раз, когда возникала такая необходимость, он пел ее. Но в тот раз он пел ее для себя. Я знаю, что такое «тунга»
Подобные минуты свидетельствуют о том, что в независимости от внешних обстоятельств, в которых он пребывает, ему всегда присуща некая внутренняя линия мышления, внутренняя культура.
1 ↑ «Мой дорогой царь, в материальном мире обусловленные души сталкиваются со смертью на каждом шагу жизни. Поэтому кто же из обусловленных душ не будет оказывать служение лотосоподобным стопам Господа Мукунды, Который почитается даже величайшими освобожденными душами? («Шримад-Бхагаватам», 11.2.2.).
← Простая интенсивная жизнь | Simple intensive life | ·• Архив новостей •· | «Вы навсегда останетесь в моем сердце». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. 16 сентября 1955 года. Нью-Дели, Индия | “You will forever remain in my heart.” Srila A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada. September 16, 1955. New Delhi, India → |
- Русский
Наверх
Таксономия Блума и глубина знаний Уэбба
05.01.2018
Блог
Кэтрин Миллер
Вы когда-нибудь задумывались о разнице между глубиной знаний Уэбба и таксономией Блума?
Если вы работаете в сфере образования, вы, скорее всего, сталкивались с этим и знакомы; если нет, эта статья дает некоторое представление о концепциях. Давайте подробнее рассмотрим различия между этими концепциями и их отношение к строгости курса и согласованию академических стандартов.
Таксономия Блума
Во-первых, давайте посмотрим на Таксономию Блума…
Исходная схема (рис. 1) включает уровни когнитивной таксономии, начиная со знания ( простейших задания ) и продвигаясь вверх по уровням через понимание, применение, анализ, синтез и, наконец, до верхнего уровня оценки ( самые сложные задачи ).
Рисунок 2: Таксономия Блума, обновленная структура
В 2001 году Лорин Андерсон и Дэвид Кратвол обновили исходную таксономию до текущей структуры (рисунок 2). Термины изменились с существительных на глаголов, таких как знание для запоминания и понимание для понимания. Однако сущностный смысл понятий не изменился. Одним из самых больших изменений является изменение порядка Evaluation/Evaluate 9.0021 будет после Синтез/Создание (Армстронг, 2017). Как и прежде, эти шесть категорий начинаются от самых простых ( запомнить ) до самых сложных ( создать ).
По мере того, как вы перемещаетесь по категориям, вы получаете более четкое представление об уровне когнитивной строгости, связанной с обучением. Разбивка по каждой категории показана ниже:
- Помните, что включает в себя возможность вспоминать, определять или маркировать.
- Поймите, означает суммировать или классифицировать.
- Применить требует некоторого уровня реализации или выполнения процедуры.
- Analyze , разбивает концепцию на части для более глубокого анализа.
- Оценить — критика или вынесение суждения на основе исследования.
- Создать — это разработать что-то новое на основе всех знаний.
Следует помнить, что таксономия Блума основывается друг на друге. Другими словами, учащийся должен освоить более низкие уровни, прежде чем перейти к следующему. Таксономия Блума — это система, помогающая в обучении и измерении когнитивной строгости урока.
Глубина знаний Уэбба (DoK)
Глубина знаний или DoK — это еще один тип структуры, используемой для определения уровня строгости оценки. В 1997 году доктор Норман Уэбб разработал DoK для классификации действий в соответствии с уровнем сложности мышления. Создание DoK стало результатом согласования стандартов с оценками. Стандартизированные оценки измеряли, как учащиеся думают о содержании и изученных процедурах, но не измеряли , насколько глубоко учащиеся должны понимать и осознавать обучение, чтобы они могли объяснять ответы и предлагать решения, а также передавать то, что было изучено, в контексте реального мира. (Фрэнсис, 2017).
По сути, цель DoK состоит в том, чтобы установить контекст — сценарий, обстановку или ситуацию, — в которых учащиеся выражают глубину и степень обучения (Фрэнсис, 2017).
Эта структура состоит из 4 уровней, уровень 1 — самый простой, а уровень 4 — самый сложный.
Рис. 3: Глубина знаний Уэбба
- Уровень 1 (Приобретенные знания) включает воспроизведение и воспроизведение. Запоминание фактов или определение процедуры.
- Уровень 2 (применение знаний) — это навыки и концепции. Студенты используют изученные понятия, чтобы ответить на вопросы.
- Уровень 3 (Анализ) включает стратегическое мышление. Сложность здесь возрастает и включает в себя планирование, обоснование и сложные рассуждения. Объясняет, как можно использовать концепции и процедуры для получения результатов.
- Уровень 4 (Аугментация) — расширенное мышление. Для этого необходимо выйти за рамки стандартного обучения и задаться вопросом, как еще можно использовать это обучение в контексте реального мира.
Отличия и применение?
Основное различие между этими двумя концептуальными рамками заключается в том, что измеряется. Таксономия Блума измеряет когнитивный уровень, который должны показать учащиеся, чтобы доказать факт обучения. В то время как DoK больше ориентирован на контекст — сценарий, обстановку или ситуацию, — в которой учащиеся должны выразить обучение. Критерий Блума лучше использовать для измерения инструкций, объективности или когнитивной строгости; в то время как DoK лучше использовать для измерения самой оценки. Другими словами, Bloom’s обеспечивает учебную основу, а DoK анализирует специфику заданий. Кроме того, таксономия Блума требует, чтобы учащиеся овладели более низкими уровнями познания, прежде чем переходить к следующему. Таким образом, если цель состоит в том, чтобы использовать математическую формулу (Применение), они сначала должны быть в состоянии определить эту формулу и ее основную цель (Запомнить и понять). Это может означать, что цели даны поэтапно, чтобы показать прогресс обучения. В DoK при измерении оценок учащиеся плавно проходят все уровни. В том же примере, используя математическую формулу для решения задачи, учащиеся вспоминают информацию или формулу (DoK 1), чтобы решить проблему (DoK 2 и DoK 3). В зависимости от сложности решаемой проблемы обучение может перейти в DoK 4.
Что вы думаете?
Вот как я интерпретирую основные различия между двумя понятиями. Я уверен, что есть лучшие способы прояснить объяснение или даже более подходящие примеры, которые вы могли бы привести. Если вы знаете другие способы приблизиться к этим концептуальным основам, не стесняйтесь поделиться ими с нашим сообществом.
Ссылки
Армстронг, П. (2017). Таксономия цветов. Получено с https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/blooms-taxonomy/
Фрэнсис Э. (2016). Что такое глубина знаний. Получено с http://edge.ascd.org/blogpost/what-exactly-is-depth-of-knowledge-hint-its-not-a-wheel
Глубина знаний: 4 уровня DoK и проверенные стратегии повышения Rigor
Теоретически Norman Глубина знаний Уэбба (DoK) имеет смысл. Но многие учителя считают, что им не хватает кусочка головоломки.
Это связано с тем, что существуют препятствия для последовательного применения каждого из четырех уровней DoK в вашем классе, от запоминания и воспроизведения до расширенного критического мышления.
Прежде всего, он требует творческого подхода и продуманной подготовки для выполнения увлекательных задач различной сложности — и все это при обеспечении поддержки.
Этот ресурс поможет.
Все о применении Уэбба «Глубина знаний» в вашем классе на разных уровнях DoK, он предлагает определения, вопросы, примеры, действия и стратегии, которые вы можете использовать.
Что такое определение глубины знаний Уэбба?На основании его 19 лет97, Глубина знаний Уэбба — это структура, которая классифицирует контексты — подсказки, сценарии и задачи — по четырем уровням строгости. По мере того, как учащиеся продвигаются по уровням DoK, они будут сталкиваться с контекстами в оценках, которые требуют обучения и мышления на более глубоких когнитивных этапах.
Задание первого уровня может требовать только повторения математических фактов. Сценарий последнего уровня может включать решение реальной проблемы с использованием контента из разных тем. Имейте в виду:
- В действии эти уровни контекста выглядят по-разному в зависимости от предмета и возрастной группы
- Учащемуся не нужно «овладевать» обучением и мышлением на одном уровне, чтобы перейти к следующему
- Как учитель, вы можете показывать разные уровни
Как вы скоро увидите ниже, существует четыре уровня DoK:
- Вспомнить
- Применение знаний
- Стратегическое мышление
- Расширенное мышление
Использование уровней DoK должно помочь вам создать привлекательную среду в классе, наполненную размышлениями и опытом обучения.
Но, прежде чем мы продолжим, вам следует кое-что знать о «Колесе глубин знаний». Вы, вероятно, видели круговую диаграмму DOK, разбитую на четыре части, с сопутствующими действиями, относящимися к каждому уровню.
Уэбб не одобряет схему колеса DOK
Забавный факт: Хотя это может быть интересным (и популярным) изображением, колесо DOK, которое обычно называют работой Уэбба, на самом деле не было одобрено самим Уэббом.
В роли Джона Уолкупа, доктора философии. и основатель The Standards Company, пишет:
Проблема с колесной диаграммой DOK основывается на фундаментальном, но совершенно ложном предположении, что учителя могут просто выбирать определенные глаголы действия для повышения или понижения уровня DOK в своих инструкциях… В В декабре 2013 года я отправил электронное письмо Норману Уэббу, чтобы узнать его мнение о колесной диаграмме DOK. Судя по всему, у него довольно регулярно спрашивают разрешения на использование диаграммы, ошибочно полагая, что он ее создал. В своем ответе Уэбб прямо заявил, что считает колесную диаграмму вводящей в заблуждение и всегда не одобрял ее использования.
Понимание уровней DoK с 1 по 4 Отзыв: уровень DoK 1Первый уровень глубины знаний определяется как воспоминание и воспроизведение .
Опираясь на простые упражнения и процедуры, учащиеся должны помнить факты, термины и формулы. В расширенной обработке практически нет необходимости, так как нет возможности что-либо «решить». Студент будет или не будет знать ответ.
Применение: DoK уровень 2Второй уровень глубины знаний определяется как применение знаний .
Учащиеся должны выбрать подходящий маршрут, чтобы правильно решить вопрос, принимая решения и выполняя определенные шаги на этом пути. Например, вместо того, чтобы повторять математический факт, им, возможно, придется решить многоэтапное уравнение. Чтобы успешно это сделать, им, возможно, придется применить информацию другим способом или по другому сценарию, чем они ее узнали.
Стратегическое мышление: DoK уровень 3Третий уровень глубины знаний определяется как стратегическое мышление.
Студенты должны решать задачи и сценарии, которые являются более абстрактными, чем на предыдущем уровне. Часто могут быть разные правильные шаги и ответы.
Например, написание эссе на определенную тему может вести учащихся в разных направлениях. В результате они, скорее всего, придут к разным выводам. Критическое мышление: уровень DoK 4Четвертый уровень глубины знаний определяется как расширенное критическое мышление.
Студенты получат умственную тренировку. Чтобы выполнить данную задачу, они обычно должны собирать информацию из разных источников и дисциплин.
Эти задачи, такие как проблемное обучение, обычно связаны с реальными проблемами без четких решений, требуя от учащихся обоснования своих идей и рассмотрения контраргументов. В результате учащиеся должны критически мыслить в течение относительно длительных периодов времени.
Вопросы о глубине знаний Уэбба для каждого уровня Основы вопросов 1-го уровня «Глубина знаний»Задав конкретные вопросы, можно запустить действия, упражнения и оценки, которые требуют только запоминания и воспроизведения. Например:
Как бы вы использовали эти вопросы, например, на уроке математики ? Вы можете попросить каждого ученика воспроизвести определенную формулу на бумаге. Затем проверьте запоминание математических фактов, называя цифры, чтобы они вставлялись в формулу.
Как насчет урока словесности ? Если класс недавно изучал тему книги, спросите учащихся, помнят ли они это занятие. Затем каждый может записать шаги, предпринятые классом для определения темы. В качестве бонуса продукт служит шаблоном, который помогает им определить элементы будущих историй.
Просто убедитесь, что ваши вопросы простые. Это помогает гарантировать, что упражнения не требуют уровней глубокого мышления.
Как и на первом уровне «Глубина знаний», вы можете задавать конкретные вопросы, чтобы запускать упражнения, формирующие навыки и понимание концепций.
Чтобы настроить учащихся на правильный лад, спросите:
Возвращаясь к примеру с уроком математики , , вы можете закрепить понятия, проведя обсуждение в классе различных способов использования формулы. Вы можете впоследствии предоставить рабочие листы, которые требуют решения вопросов с формулой.
В языкознание или аналогичный предмет, вы можете попросить учащихся поработать в малых группах, чтобы определить и объяснить основные сюжетные моменты книги. Это помогает им понять концепции, связанные с сюжетными приемами, развивая при этом аналитические навыки для их анализа.
Вы можете использовать такие вопросы для распределения заданий по классам и дисциплинам.
Основы вопросов 3-го уровня «Глубина знаний»Основы вопросов, способствующие стратегическому мышлению, включают:
Стратегическое мышление
Как бы вы проверили ____?
Что произойдет, если ____? Почему?
Можете ли вы предсказать исход ___? Как?
Какие выводы вы можете сделать из ____? Какие
факта вы бы использовали в поддержку аргумента, что ____?
Как вы понимаете ____? Поддержите свою теорию или идеи.
Объясните и обоснуйте единственный лучший ответ на этот открытый вопрос: ____?
Цель таких вопросов не только в том, чтобы оценить понимание учащимся материала урока, но и в том, чтобы они связали понятия посредством независимого мышления.
Стратегии активного обучения используют аналогичную тактику.
4-й уровень Основы вопросов о глубине знанийЧтобы стимулировать постоянное стратегическое мышление, вопросы должны быть открытыми. Это требует от учащихся самостоятельного исследования и — в духе междисциплинарного обучения — объединения информации из разных классов и предметов.
Вот некоторые примеры:
Расширенное критическое мышление
Какую информацию вы можете найти и использовать, чтобы подтвердить свою идею о ____?
Следуйте научному методу планирования и проведения эксперимента, используя ____.
Написать и защитить диссертацию, сформировав заключение на основе не менее __ количества источников.
Применение информации из одного источника к другому источнику в другом предмете. Разработайте аргумент по всеобъемлющей теме.
Выберите из этого списка тем, о котором вы ничего не знаете. Исследуйте тему, используя как минимум __ количество источников.
В то время как третий уровень направлен на поощрение стратегического мышления, вопросы четвертого уровня должны привести к продуктам, рожденным в результате более длительных периодов критического мышления.
Вопросы DoK по математикеАдаптивный и адаптированный к учебной программе, Prodigy Math предоставляет вопросы, которые отражают уровни DoK Уэбба с первого по третий.
Это помогает учащимся развивать навыки и тренировать стратегическое мышление в захватывающем фэнтезийном мире, где правильные ответы на математические вопросы позволяют им продвигаться по сюжету.
Кроме того, вы можете бесплатно создать учетную запись учителя и начать пользоваться всеми ее инструментами и функциями, позволяющими сэкономить время.
Попробуйте Prodigy сегодня! 🎉 Глубина знаний по любому предмету Уровень 1 DoKНесмотря на простоту вопроса, вы все же можете предоставить своему классу множество заданий, заставив их закончить ряд продуктов. В зависимости от цели вопроса учащиеся могут:
- Перефразировать отрывок или главу книги
- Изложить и повторить основные моменты недавнего урока или беглость
- Составьте временную шкалу, отображающую исторические события или события из сборника рассказов по отношению друг к другу
- Сделайте короткую презентацию для одноклассников, не требующую самостоятельного изучения вращение через эту смесь упражнений. Уровень 2 DoK
Требующие более глубокого осмысления, чем воспоминание и воспроизведение, существует множество действий, которые прекращаются сразу после третьего уровня Глубины Знания. Используя вопросы в качестве отправной точки, ваш класс может:
- Писать записи в блог, дневник или журнал
- Просматривать тексты в парах или небольших группах
- Выполнять изолированные многошаговые вычисления
- Синтезировать объяснение сложной концепции
- Создание ментальных карт, показывающих взаимосвязь между темами
- Разработка физической модели для демонстрации научной концепции или исторического события
Эти действия гибки по времени и подходят для многих видов уроков и заданий.
Уровень 3 DoKДействия и продукты, связанные с вышеуказанными вопросами, не должны по своей сути включать долгосрочные исследования или черчение идей из разных тем. Это будет распространяться на последний уровень глубины знаний. Имея это в виду, действия третьего уровня включают:
- Написание эссе
- Составление диаграмм Венна
- Изучение исследовательского вопроса
- Убедительное выступление
- Подготовка и участие в дебатах
- Решение сложных уравнений, связанных с реальными задачами
Все это может показаться одиночным заданием, но некоторые, например, подготовка вопросов для обсуждения, могут включать совместное обучение. Имейте это в виду, если вы чувствуете, что вовлеченность в классе снижается из-за отсутствия групповой работы.
Уровень 4 DoKЗанятия, требующие более длительных периодов критического осмысления, подходят для старшеклассников и учащихся старших классов начальной школы. Но, с небольшими изменениями, вы можете предложить подобные занятия и младшим школьникам. Например, учащиеся могут работать в небольших группах, формируя и проверяя гипотезы под наблюдением в классе. Они также могут:
- Обсуждать одну сторону спорного вопроса
- В партнерстве или в группе с другими учащимися для подготовки отчета и презентации по межпредметным исследованиям
- Применять уроки из разных предметов, чтобы выявить основные проблемы проблемы, а затем решение этой задачи
По мере того, как они будут заканчивать работу, вы получите четкое представление об отдельных мыслительных процессах каждого учащегося.
Дополнительные стратегии опроса по глубине знаний для применения в классеСсылки на основы вопросов и списки действий являются полезными шагами при разработке уроков, но существуют и другие полезные стратегии обучения на каждом уровне глубины знаний. Рассмотрим:
Помните об этих стратегиях, стремясь создать среду, богатую различными уровнями обучения и мышления.