Глубина мышления: Глубина и свобода мышления — Психологос

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Дифференциальная психология ↓

Psylist / top adaptive

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзек).

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
  1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»
  2. Педагогическая трактовка:»способность к обучению, обучаемость»
  3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

  1. счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  2. вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  3. вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
  4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  5. память;
  6. способность к рассуждению;
  7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Развитие способностей
  • Индивидуальность человека и развитие его личности
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Самосознание и самооценка личности
  • Гуморальная и конституциональная теория темперамента
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Сила нервной системы и поведенческие проявления субоптимальной активации
  • Понятие «правизны и левизны»
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Гормональная конституция человека и поведение

/**/

«Глубина мышления Гурудева». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 19



скачать (формат MP3, 8 МБ )

скачать (формат MP3, 6 МБ )



Russian

Бхакти Судхир Госвами 

Глубина мышления Гурудева

 

Снова и снова меня удивляет ход мысли Шрилы Говинды Махараджа, то, как и о чем он говорит. Разумеется, у меня нет доступа к его внутреннему миру, я не знаю досконально ход его мыслей, но меня удивляют многие вещи, которые он говорит. Я помню, когда я только познакомился с ним, незадолго до этого я услышал одну примечательную шлоку из одиннадцатой песни «Бхагаватам», которую цитировал Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж. Эта шлока меня очень впечатлила, и в обществе Шрилы Гурудева я начал произносить ее. Я произнес только половину, а вторую половину он произнес за меня, с огромным энтузиазмом и напором.

ко ну ра̄джанн индрийава̄н
мукунда-чаран̣а̄мбуджам
на бхаджет сарвато-мр̣тйур
упа̄сйам амароттамаих̣

[1]

Ко ну ра̄джанн индрийава̄н: в этой шлоке содержится обращение к тем, кто является индрийава̄н. Это слово переводится как «обладающий чувствами». Эту шлоку можно понимать на различных уровнях, но одно из ее прочтений таково: «Если вы обладаете чувствами, если вы не утратили разум, если вы способны видеть, слышать, обонять и переживать, то направьте все эти способности на Всевышнего, на лотосоподобные стопы Мукунды».

В другой раз, помню, я был в обществе Шрилы Гурудева в Навадвипе, и он пел песню «тунга мани мандире». Эту песню на самом деле он знал еще с детства, и он знал, что, когда он поет эту песню, настроение Гуру Махараджа неизменно улучшается, поэтому всякий раз, когда возникала такая необходимость, он пел ее. Но в тот раз он пел ее для себя. Я знаю, что такое «тунга»

; я знаю, что такое «мани»; я знаю, что такое «мандир». Тунга — это «лучший», «высочайший»; мани — «драгоценность», «сокровище»; мандир — «храм». Я слышал, как он повторяет эти слова в этой песне, и спросил его однажды, что означают эти слова? Кого здесь называют словами «тунга мани мандире»? Он сказал: «О, это сама Радхарани». Она словно источник электричества, источник всей энергии кришна-премы.

Подобные минуты свидетельствуют о том, что в независимости от внешних обстоятельств, в которых он пребывает, ему всегда присуща некая внутренняя линия мышления, внутренняя культура.



1 «Мой дорогой царь, в материальном мире обусловленные души сталкиваются со смертью на каждом шагу жизни. Поэтому кто же из обусловленных душ не будет оказывать служение лотосоподобным стопам Господа Мукунды, Который почитается даже величайшими освобожденными душами? («Шримад-Бхагаватам», 11.2.2.).





←  Простая интенсивная жизнь | Simple intensive life·• Архив новостей •· «Вы навсегда останетесь в моем сердце». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. 16 сентября 1955 года. Нью-Дели, Индия | “You will forever remain in my heart.” Srila A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada. September 16, 1955. New Delhi, India →
  • Русский

Наверх

Таксономия Блума и глубина знаний Уэбба