Фундаментальные законы человеческой глупости: почему дураки опаснее бандитов
«Как известно, дела у человечества обстоят плохо», — так начинает свой классический труд об экономических характеристиках и последствиях человеческой глупости итальянский историк и экономист Карло Чиполла. По его мнению, главная причина наших бед — это люди, которые причиняют вред другим без всякой выгоды для себя. Рассказываем, как он их описывает и почему считает такими опаснымиКнига итальянского историка и экономиста Карло Чиполлы «Фундаментальные законы человеческой глупости» была издана небольшим тиражом в нишевом издательстве в 1976 году и с тех пор неоднократно переиздавалась на разных языках мира. В том числе с предисловием популярного автора концепции «черного лебедя» Насима Талеба. В своем небольшом написанном в весьма саркастичной манере очерке Чиполла, преподававший в историю экономики в Калифорнийском университете в Беркли, предлагает экономическую модель, позволяющую обнаруживать, распознавать и нейтрализовать угрозу, исходящую от человеческой глупости.
- Всегда и везде люди неизбежно преуменьшают количество глупцов, имеющихся в обращении.
- Вероятность того, что тот или иной человек окажется глуп, не зависит ни от какой другой характеристики этого человека.
- Глупый человек — это такой человек, который наносит вред другому человеку или группе людей, сам не получая при этом никакой выгоды и даже, возможно, неся убытки.
- Неглупые люди всегда недооценивают вредоносную силу глупых людей. в частности, неглупые люди постоянно забывают о том, что всегда и везде и при любых обстоятельствах попытки иметь дело и/или связываться с глупыми людьми неизбежно плохо кончаются и дорого обходятся.
- Глупый человек — самый опасный из всех типов людей.
Третий закон Чиполла выводит из придуманной им таблицы, на которой по осям X и Y расположены люди в зависимости от того, приносят ли их действия пользу или вред им или окружающим. Соответственно, он выделяет четыре типа: простодушные (действия которых приносят им вред, а другим выгоду), умные (действуют с выгодой и для себя и для других), бандиты (причиняют вред другим для собственной выгоды) и глупцы (приносят убыток всем, включая себя).
Чиполла, умерший в 2000 году, настаивал, что чаще всего в нашей экономической и социальной деятельности нам приходится сталкиваться именно с глупцами: «когда мы теряем деньги и/или время и/или силы и/или аппетит, хорошее настроение и здоровье из-за неожиданных действий какого-то несуразного существа, которое не способно ничего выиграть и действительно ничего не выигрывает от того, что на разные лады докучает, досаждает или вредит нам».На русском языке книга «Фундаментальные законы человеческой глупости» выходит этой весной в издательстве Corpus. Forbes публикует отрывок.
Глупые от природы люди опасны и вредоносны потому, что разумным людям трудно вообразить и понять неразумное поведение. Умному человеку несложно понять логику бандита. В действиях бандита просматривается здравый смысл: конечно, это по-своему гнусное здравомыслие, но все же здравомыслие. Бандит хочет обогатиться. А так как он недостаточно умен, чтобы измыслить способ, как обогатиться самому и одновременно обогатить вас, он постарается нажиться за ваш счет. Все это, конечно, очень плохо, но по-своему разумно, а если вы и сами разумны, то сможете предсказать подобный ход событий. Вы сможете предвидеть дальнейшие действия бандита, его гнусные махинации и подлые намерения, а значит, иногда сможете вовремя защититься от его козней.
Оборониться от глупца совершенно невозможно, что хорошо объясняет Третий фундаментальный закон. Глупое создание будет портить вам жизнь безо всяких причин, безо всякой для себя выгоды, безо всякого плана и умысла, в самые непредсказуемые моменты и в самых неподходящих местах. Не существует никакого разумного способа предугадать, где и когда, как и почему на вас нападет глупое существо. Столкнувшись с глупцом, вы оказываетесь целиком в его власти.
Поскольку действия глупого человека не подчиняются никаким разумным правилам, из этого следует, что: а) обычно его нападение застает вас врасплох; б) даже когда вы замечаете нападение, невозможно выстроить разумную оборону, потому что само нападение лишено всякой разумности.
Проведем макроанализ — то есть такой анализ, который оценивает благополучие не отдельного человека, а всего общества в целом. В данном случае общее благополучие будет рассматриваться как алгебраическая сумма состояний отдельных людей. Для этого анализа требуется более полное понимание Пятого основного закона. Здесь можно добавить, что из пяти основных законов наиболее известен именно Пятый, и чаще всего цитируется следствие из него.
Пятый основной закон гласит: глупый человек — самый опасный из всех типов людей.
А следствие, выводимое из него, таково: глупый человек опаснее бандита.Формулировка закона и следствия из него все еще относятся к микроанализу. Однако, как указано выше, закон и выводимое из него заключение позволяют сделать далеко идущие выводы, уже имеющие макрохарактер. Главное, что следует держать в уме, сводится к следующему: результат действия идеального бандита (человека, который своими действиями наносит другим людям убытки, равные его собственным прибылям) — это только и исключительно перенос денежных средств и/или благосостояния. После того как идеальный бандит совершает действие, на его счету появляется плюс, в точности соответствующий минусу, который его стараниями появился на счету другого человека. В результате обществу в целом не становится ни лучше, ни хуже. Если бы все члены общества были идеальными бандитами, в таком обществе наблюдался бы застой, но не происходило бы никаких крупных бедствий.
Когда за дело берутся глупые люди, картина совершенно преображается. Они причиняют другим людям убытки и вред, не получая при этом никакой выгоды. В результате общество в целом становится только беднее.
Иными словами, простодушные с проблесками ума, бандиты с проблесками ума и, главное, умные — все они, хоть и в разной мере, способствуют росту благосостояния общества. С другой стороны, бандитам с признаками глупости и простодушным с признаками глупости удается нанести дополнительный ущерб обществу помимо тех убытков, что чинят глупые люди, тем самым увеличивая зловредную разрушительную силу, присущую последней группе.
Материал по темеВсе это наводит на некоторые размышления о человеческом обществе, его устройстве и функционировании. Согласно Второму основному закону, доля глупых людей от всего населения — величина постоянная, она равна γ, на нее не воздействуют ни время, ни пространство, ни расовые, классовые и какие-либо иные социокультурные или исторические переменные величины.
Было бы глубочайшим заблуждением считать, что количество глупых людей в обществе, переживающем упадок, выше, чем в развивающемся обществе. В обоих, увы, имеется одинаковая доля глупых людей. Разница между двумя такими обществами заключается в том, что в плохо функционирующем обществе:
- другие члены общества позволяют глупым членам общества становиться более активными и совершать больше действий;
- происходит изменение в составе неглупой доли населения, в пользу бандитов и простодушных с признаками глупости.
Это теоретическое допущение обильно подтверждается результатами исчерпывающего анализа исторических случаев. По сути, исторический анализ позволяет нам переформулировать теоретические выводы, подкрепляя их фактическими материалами и сопровождая большим количеством правдивых подробностей.
К какой бы эпохе мы ни обратились — Античности, Средневековью, Новому времени или современности — неизменно приходится поражаться тому, что в любой стране, где дела идут в гору, обязательно находится своя доля γ глупых людей. Впрочем, в стране, где дела идут в гору, вместе с тем имеется необычайно высокая доля умных людей, которым удается держать в узде долю γ и одновременно производить достаточное количество пользы для самих себя и для других членов сообщества, тем самым делая прогресс несомненным фактом.В стране же, где дела идут под откос, доля глупых людей тоже составляет величину γ. Однако в остальном населении можно заметить среди власть имущих тревожный рост числа бандитов с признаками глупости, а среди далеких от власти людей — столь же тревожный рост числа простодушных. Такое изменение состава неглупого населения неизбежно увеличивает разрушительную силу доли γ и делает упадок несомненным фактом. В итоге страна катится ко всем чертям.
Говорил ли Эйнштейн: «Только две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Но я не уверен насчёт первого»?
Знаменитому учёному нередко приписывают высказывание о том, что у людской глупости нет предела. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция.В качестве высказывания Эйнштейна эту фразу в немного отличающихся формулировках можно встретить на сайтах с коллекциями цитат, в частности Citaty. info, Citaty.net, Socratify.net и Great Words. Её публикуют популярные паблики во «ВКонтакте», а также пользователи Facebook, Twitter, Instagram, «Яндекс.Дзена» и других соцсетей и блог-платформ.
По данным портала The Quote Investigator, самое раннее упоминание этой фразы в печатных источниках — книга психиатра, основателя гештальт-терапии Фредрика Перлса «Эго, голод и агрессия: пересмотр теории и метода Фрейда» (1942).
Интересующая нас фраза встречается в таком контексте: «Это нетерпеливое, жадное отношение больше, чем что-либо ещё, служит причиной чрезмерной глупости, которую мы наблюдаем в мире. Подобно тому как людям не хватает терпения пережёвывать настоящую пищу, они не уделяют достаточно времени на “пережёвывание” пищи духовной. Поскольку нынешние времена значительно способствуют поспешному питанию, неудивительно, что один великий астроном сказал: “Две вещи бесконечны, насколько нам известно: Вселенная и человеческая глупость”. Сейчас мы знаем, что это утверждение не совсем корректно. Эйнштейн доказал, что Вселенная конечна».
Как видно из этого фрагмента, изначально цитата приписана «великому астроному», а Эйнштейн упоминается в последующем уточняющем предложении. При этом в своих более поздних работах, изданных уже после смерти физика в 1955 году, Перлс начинает называть автором фразы именно Эйнштейна. Например, в 1969 году психиатр пишет: «Как Альберт Эйнштейн однажды сказал мне: “Две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость”». Тогда же в другом тексте появляется дополненная версия фразы, ставшая особенно популярной в соцсетях: «Две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость — и я ещё не совсем уверен насчёт Вселенной».
Более того, очень похожие выражения можно встретить в текстах, появившихся до книги Перлса. В журнале 1915 года приводится цитата французского философа Эрнеста Ренана «Не звёзды дают представление о бесконечности, но глупость человека». При этом высказывание Ренана встречается в разных вариантах и не обнаруживается в его собственных текстах, поэтому и здесь мы, возможно, имеем дело с ложной атрибуцией. В 1880 году Ги де Мопассан в книге Des Vers опубликовал цитату из письма Гюстава Флобера: «Земля имеет свои границы, а человеческая глупость безгранична!»
Итак, с большой степенью уверенности можно утверждать, что фразу приписал Эйнштейну именно Перлс. Причём в его тексте 1942 года высказывание «великого астронома» и фамилия физика просто упоминаются рядом, а спустя почти три десятилетия Эйнштейн уже значится её автором. Отметим, что в более поздних текстах Перлс начинает ссылаться на личную беседу с учёным, тогда как ни в каких других источниках фраза как цитата Эйнштейна не упоминается. Вероятнее всего, психиатра подвела собственная память, в которой за почти 30 лет фраза «великого астронома» превратилась в слова великого физика, при этом дополнилась уточнением о неуверенности по поводу безграничности Вселенной.
Неверная атрибуция цитаты
Что означают наши вердикты?
Почитать по теме:
- The Quote Investigator. Two Things Are Infinite: the Universe and Human Stupidity
- К. Душенко. История знаменитых цитат
- Говорил ли Эйнштейн: «Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат»?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста (до 140 символов) и нажмите Ctrl+Enter.
Популярные статьи
Говорил ли Эйнштейн: «Среди беспорядка найдите простоту; среди раздора найдите гармонию; в трудности найдите возможность»?Правда ли, что ПЦУ создаёт новую, «более молодёжную» одежду для священников?Правда ли, что в российских магазинах стали продавать мешки для мусора, посвящённые участникам вторжения в Украину?Правда ли, что украинец отрубил себе два пальца, чтобы не идти в ВСУ?Краткое введение в историю человеческой глупости.
| JAMA Краткое введение в историю человеческой глупости. | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
- Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
17 сентября 1932 г.
ДЖАМА. 1932; 99(12):1017. дои: 10.1001/jama.1932.02740640059035
Полный текст
Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.
Абстрактный
После того, как Синклер Льюис написал «Бэббит», он указал, что даже лучшие из нас — Бэббиты и что даже у самого умного человека могут быть черты Бэббита. Профессор Питкин сделал обзор глупости среди великих, среди наций и рас, да и в самом деле такого огромного количества глупостей вообще, что убедил читателя, что глупость есть везде и что можно с полным основанием обвинить профессора Питкина в глупости за то, что он сделал так. много глупости. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, почему люди глупы. Просто потому, что они люди.
Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Академическая медицина
- Кислотно-основное, электролиты, жидкости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и образы в психиатрии
- Вспомогательная репродукция
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Климат и здоровье
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетентность
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Скорая помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Справедливость, разнообразие и инклюзивность
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и методам
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТКИА Медицина
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультации
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научное открытие и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Медицина сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Наркомания и наркология
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургический жемчуг
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Трансляционная медицина
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, лечение
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
«Никогда не недооценивайте человеческую глупость», — говорит историк и писатель.
- История показывает нам силу человеческого невежества, — говорит Юваль Харари из Еврейского университета в Иерусалиме.
- В беседе с CNBC Харари выразил обеспокоенность по поводу способности популистов решать глобальные «экзистенциальные» проблемы.
смотреть сейчас
Историк Юваль Харари говорит, что изучение прошлого преподало ему важный урок на будущее.
«История учит нас тому, что мы никогда не должны недооценивать человеческую глупость», — сказал Харари, профессор Еврейского университета в Иерусалиме и автор книг, которые были рекомендованы соучредителем Microsoft Биллом Гейтсом и бывшим Президент США Барак Обама.
«Это одна из самых могущественных сил в мире», — добавил он.
В беседе с корреспондентом CNBC Мартином Сунгом Харари выразил обеспокоенность по поводу способности популистских лидеров — группы, которую он назвал «продающей людям ностальгические фантазии о прошлом вместо реальных видений будущего» — решать самые большие глобальные проблемы современности.
Признавая, что у таких лидеров, вероятно, есть много идей и ответов на национальном уровне, Харари сказал, что три самые большие «экзистенциальные» проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, носят глобальный характер: ядерная война, изменение климата и технологический прорыв.
«Эти проблемы имеют только глобальные решения, и до сих пор мы не слышали ничего на глобальном уровне от таких лидеров, что предлагало бы реальное решение», — сказал Харари.
Израильский историк и писатель Юваль Ной Харари читает лекции об искусственном интеллекте на Глобальном саммите по искусственному интеллекту 9 июля 2017 года в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай.
ВКГ | ВКГ | Getty Images
«Это может закончиться очень плохо», — добавил он. «Они ставят под угрозу само выживание человеческой цивилизации, поэтому, если мы не найдем решение, мы столкнемся с действительно серьезной проблемой».
«Нельзя доверять людям и даже лидерам людей делать то, что лучше для человечества. На это можно надеяться, но это не точно.»
Что касается будущего человечества наряду с технологическими достижениями, Харари сказал, что история показала, что такие разработки способны изменить мир, но сами по себе «никогда не являются детерминированными».
В то время как последняя большая революция принесла такие открытия, как поезда, автомобили, электричество и телевидение, Харири сказал, что «она не сказала нам, что с этим делать».
По мере того, как новые технологии, такие как искусственный интеллект и биотехнологии, приобретают все большее значение, Харири сказал, что человечество по-прежнему может выбирать, как их использовать.
«Это работа правительств», — сказал он, отметив, что проблема заключается в том, что многие администрации по всему миру сосредотачиваются на «старых проблемах» и уделяют недостаточно внимания потенциалу новых технологий.
Ситуация усугубляется, по его словам, тем фактом, что общественность остается «совершенно неосведомленной об этих проблемах», а эксперты в данной области в частном бизнесе или академических кругах не имеют политического мандата на регулирование таких новых изобретений.