Годы жизни павлов и п: Краткая биография Павлова Ивана Петровича, академика и физиолога

Павлов Иван Петрович. Большая российская энциклопедия

Биологи

Области знаний:
Медицина и фармакология, Биология, Физиология
Дата рождения:
1849 год
Дата смерти:
1936 год
Историческое государство:
Российская империя, СССР, РСФСР, Российская республика
Современное государство:
Российская Федерация
Сфера деятельности:
Физиология животных (и человека)

Па́влов Ива́н Петро́вич [14(26).9.1849, Рязань – 27.2.1936, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель самой крупной отечественной физиологической школы; академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (позднее – Российской академии наук и АН СССР) (1907), член Лондонского королевского общества (1907), член-корреспондент Парижской АН (1911), член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1925). Тайный советник (1910). На 15-м Международном конгрессе физиологов (1935) удостоен почётного звания «первейшего физиолога мира». Родился в семье священника. Окончил (1864) рязанское духовное училище и 5 классов духовной семинарии, но затем под влиянием публицистических статей Д. И. Писарева, призывавшего изучать психическую деятельность естественно-научными методами, а также книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» отказался от карьеры священнослужителя и в 1870 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета по специальности физиология. За время обучения проводил экспериментальные исследования под руководством И. Ф. Циона, под влиянием которого проникся идеей нервизма (по Павлову – «физиологического направления, стремящегося распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма»). После окончания университета (1875) с дипломом кандидата естественных наук и золотой медалью за лучшую научную работу («О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе») поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (с 1881 Военно-медицинская академия, ВМА). Учёбу совмещал (1875–1878) с проведением самостоятельных научных исследований на кафедре физиологии профессора К. Н. Устимовича (в Ветеринарном отделении академии). После завершения учёбы (1879) со степенью «лекаря с отличием» оставлен в академии для подготовки докторской диссертации, которую защитил в 1883 г. В 1879–1890 гг. И. П. Павлов трудился в физиологической лаборатории при клинике С. П. Боткина в ВМА. В 1884–1886 гг. стажировался в Германии в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1891 г. возглавил физиологический отдел Института экспериментальной медицины (ИЭМ), организованного при его непосредственном участии. По инициативе Павлова при ИЭМ было построено здание особой конструкции («башня молчания») для изучения условных рефлексов. В 1921 г. издан декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих научные исследования Павлова. В 1925 г. он оставил работу в ВМА; его физиологическая лаборатория в АН была преобразована в Институт физиологии АН СССР (с 1936 носит имя И. П. Павлова), которым он руководил до конца жизни.

Основные направления исследований И. П. Павлова связаны с изучением физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности (ВНД). В своей докторской диссертации «Центробежные нервы сердца» (1883) доказал наличие симпатических нервных волокон, стимуляция которых усиливает сердечные сокращения. Изучая физиологические и фармакологические проблемы кровообращения, создал сердечно-лёгочный препарат (1887) для исследования действия кардиотропных лекарств на сердце. Разработал и усовершенствовал методы хирургических операций по созданию изолированного (маленького, «уединённого») желудочка с сохранёнными блуждающими нервами (1894). Осуществил (1889) «мнимое кормление» эзофаготомированной собаки (с перерезанным пищеводом и хронической фистулой желудка) для изучения нервной регуляции желудочных желёз и роли центральной нервной системы в секреции желудочного сока (впоследствии такие животные использовались при получении чистого желудочного сока для лечения больных). Фистулы накладывались на желудок, пищевод, протоки слюнной и поджелудочной желёз, тонкую кишку, желчный проток и играли роль своеобразных «окон» в эти органы. Используя их, впервые удалось изучить всю систему пищеварения во взаимодействии её отдельных компонентов. Благодаря экспериментам, разработанным на основе достижений хирургии того времени (асептики и антисептики, наркоза и анестезии, филигранной техники полостных операций), Павлов кардинально изменил физиологические представления о пищеварении. Многолетние исследования Павлова с сотрудниками деятельности пищеварительных желёз и механизмов пищеварения обобщены в его книге «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» (1897). За эти исследования в 1904 г. он удостоен Нобелевской премии.

В 1902 г. при изучении слюнных желёз Павлов открыл условные рефлексы и посредством их исследования разработал метод физиологического объективного изучения психической деятельности; так был проторён путь к созданию нового раздела физиологической науки – физиологии ВНД. Приступая к изучению психических процессов, Павлов исходил из того, что душа и тело неразделимы, и строго следовал всем принципам научной методологии. Он сформулировал три основные принципа рефлекторной теории: структурности (психическая деятельность осуществляется определёнными структурами мозга), детерминизма (причинной обусловленности каждой психической реакции), анализа и синтеза (как основных процессов обработки информации в ЦНС). Если безусловные рефлексы являются реакциями организма, посредством которых он отвергает или усваивает вызвавшие их раздражители, то условные рефлексы представляют собой реакции на стимулы, служащие сигналами для последующих событий, которые не в данный момент, а через какое-то определённое время потребуют этих реакций. Следовательно, условно-рефлекторная деятельность обеспечивает упреждающее (форпостное) регулирование функций организма. Она строится на основе индивидуального опыта. Благодаря ей организм устанавливает с окружающей средой временные связи, обеспечивающие тонкое приспособление к её постоянным изменениям.

Павлов установил чёткие правила выработки условных рефлексов, классифицировал их. Показал, что наряду с возбуждением важную роль в ВНД играет торможение (безусловное, условное, запредельное). И возбуждению, и торможению присущи как иррадиация (распространение), так и концентрация в коре больших полушарий головного мозга. Такое движение во времени и пространстве мозга основных нервных процессов при условно-рефлекторной деятельности создаёт «рисунок» подвижной мозаики, который непрерывно изменяется: торможение сменяется возбуждением, возбуждение – торможением. Основу «мозаики» составляют ответы ЦНС на текущие раздражители, а на них «наслаиваются» последствия иррадиационных и индукционных взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения. Он представлял работу коры больших полушарий головного мозга, осуществляющей ВНД, в виде вспыхивающих и затухающих, непрерывно перемежающихся «мерцаний» (в середине 20 в. реальность павловского предвидения была подтверждена посредством методики электроэнцефалоскопии).

Осознавая, что психические процессы детерминированы и в то же время им, в отличие от безусловных рефлексов, свойственна неопределённость, Павлов и его сотрудники объяснили это отчасти различиями в типах ВНД. Показатели индивидуальных типологических различий были найдены в генетических особенностях возбудительного и тормозного процессов в высших отделах ЦНС. Для изучения генетических аспектов ВНД Павлов в 1920-х гг. превратил питомник для подопытных животных в селе Колтуши под Ленинградом (ныне научный городок Павлово) в биологическую станцию, ставшую «столицей условных рефлексов». Он ввёл понятие «сигнальные системы» – как системы условно-рефлекторных связей, обеспечивающей человеку глубокое по сравнению с животными абстрагирование от реальной действительности.

Павлов изучал патологические психические состояния человека на базе созданных им неврологических и психиатрических клиник. Он ввёл в практику проведение не только физиологических, но и клинических «павловских сред», на которых еженедельно обсуждались результаты экспериментов, проводимых на животных, и обследований больных людей.

Научное наследие Павлова до сих пор определяет облик современной физиологии и ряда смежных биологических наук. Оно оставило заметный след в психологии и педагогике. Особенно велико значение его исследований для медицины. Под их влиянием формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии. Что же касается физиологической школы Павлова, то она, по словам А. А. Ухтомского, «представляет собой совершенно исключительное явление в истории науки как по размаху деятельности, так и по числу работников, отдавших ей свои дарования и силы». Павлов подготовил более 250 докторов медицины. Его ученики возглавляли кафедры во многих университетах, медицинских, педагогических, ветеринарных институтах России и Советского Союза, а также зарубежных стран.

Павлов являлся председателем Общества русских врачей (1906–1913), основателем Российского общества физиологов (1917), которое носит его имя, и «Русского физиологического журнала имени И. М. Сеченова» (1917). Ему присуждена медаль Г. Копли Лондонского королевского общества (1915). Имя Павлова присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений. АН СССР учредила премию имени И. П. Павлова за лучшую научную работу в области физиологии (1934) и Золотую медаль имени И. П. Павлова за совокупность работ по развитию учения Павлова (1949).

Павлов был великим гражданином и патриотом, он внёс огромный вклад в укрепление международного престижа России, а потому с полным правом говорил о себе: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько мне позволяют мои силы, прежде всего, моему Отечеству, нашей русской науке».

Редакция биологических наук

Дата публикации:  27 мая 2022 г. в 09:38 (GMT+3)

Project Muse — Иван Павлов и моральная физиология Self

  • Иван Павлов и моральная физиология Self

  • Kirill Rossiianov

    Перевод Nicholas Seay

Daniel P. Todes, IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN IVAN. Российская жизнь в науке . xiii + 855 стр. Оксфорд: Oxford University Press, 2014. ISBN-13 978-0199925193. 27,49 фунтов стерлингов.

Во многих отношениях новая книга Даниэля Тодеса ​​служит ярким образцом академической биографии. На большом количестве ранее неизвестных архивных материалов он излагает историю научных исследований Ивана Петровича Павлова. Это исследование принесло бы Павлову 1904 Нобелевской премии по физиологии и медицине и со временем превратить его имя в символ рационального управления человеческой психикой. Используя эти новые архивные источники, Тодес позволяет своим читателям лучше представить себе не только Павлова, но и целое поколение образованных россиян.

Это особенно верно для первых двух разделов книги: «Семинарист выбирает науку, 1849–1875» и «Годы в пустыне, 1875–1890». Интерес Павлова к работам уважаемого Дмитрия Писарева, популярность которого резко возросла в 1860-х и 1870-х годах, во многом объясняет его решение стать физиологом, несмотря на множество препятствий, с которыми он столкнулся. Это также объясняет твердую веру Павлова в способность естественных наук решать многие важные вопросы человеческой жизни. В разделах «Человек царской науки, 1891–1904» и «Нобелевский лауреат Серебряного века, 1904–1914», Тодес анализирует исследования Павлова по физиологии пищеварения, которые принесли ему Нобелевскую премию, и его последующий переход от этих исследований к новому и очень амбициозному проекту — изучение условных и безусловных рефлексов у собак. 1 С помощью этого нового проекта Павлов стремился найти «ключ» к пониманию человеческой психики. Затем Тодес показывает в пятой части книги «Война и революция, 1914–1921 гг.», как катастрофы Первой мировой войны, русской революции и Гражданской войны в России [End Page 203] Война фактически полностью остановила это исследование. Однако после этих катастрофических событий Павлов смог продолжить свои исследования в гораздо большем масштабе благодаря щедрой поддержке большевиков. Как показывает Тодес в шестом разделе книги «Благополучный диссидент», Павлов получил эту поддержку, несмотря на свою открытую критику большевистской политики и общественных представлений. В части 7 «Икона советской и мировой науки» Тодес исследует, как изучение человеческого разума Павловым принесло ему всемирную известность. Он также обсуждает горькое разочарование в жизни и карьере Павлова: самые дорогие для Павлова идеи были неправильно поняты не только широкой публикой, но и другими учеными, неверно интерпретировавшими его теорию как простой вариант бихевиоризма.

Суть книги Тодеса ​​основана на его попытке понять ценности Павлова, которые в немалой степени определили характер его исследования. Ключом к пониманию павловского Weltanschauung является русское слово правильность , которое Павлов определял как правильность, законность, правильность. Следуя такой логике, худшее, что может ожидать человека в жизни, — это случайность´ , что Тодес переводит как «случайность, случайность или случайность». Страдая неуравновешенным и вспыльчивым характером, Павлов, как и многие нервные и темпераментные, был склонен применять ценности правильность´ не только к своей жизни, но и к жизни окружающих. К концу 1870-х годов Павлов уже работал молодым фельдшером у профессора Сергея Боткина. На этом этапе своей карьеры он смог по-новому организовать работу в лаборатории Боткина; в конце концов он стал гордиться своими управленческими способностями. Основав в 1891 г. собственную лабораторию, Павлов приступил к новым исследованиям нервной регуляции деятельности пищеварительных желез. Он часто использовал метафору фабрики, подчеркивая сходство между правильно функционирующим телом и собственной лабораторией. Подобно фабрике и лаборатории, человеческое тело полагалось на разделение и координацию труда. Влияние психики на деятельность пищеварительных желез у собак оказалось столь же неоспоримым, сколь и нерегулярным…

Клуб Гениев — Дом Величайших Умов

Не становитесь простым регистратором фактов, а попытайтесь проникнуть в тайну их происхождения.

Иван Петрович Павлов был русским физиологом, известным прежде всего своими работами в области классического обусловливания.

С детских лет Павлов отличался интеллектуальной любознательностью наряду с необычайной энергией, которую он называл «инстинктом исследования». Вдохновленный прогрессивными идеями, которые распространяли крупнейший из русских литературоведов 1860-х гг. Д. И. Писарев и отец русской физиологии И. М. Сеченов, Павлов оставил религиозную деятельность и посвятил свою жизнь науке. В 1870 году он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, чтобы изучать естественные науки.

Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1904 году, став первым русским лауреатом Нобелевской премии. Опрос, проведенный в Review of General Psychology, опубликованном в 2002 году, поставил Павлова на 24-е место среди самых цитируемых психологов 20 века. Было обнаружено, что принципы классического обусловливания Павлова работают в различных поведенческих терапиях, а также в экспериментальных и клинических условиях, таких как учебные классы, и даже уменьшают фобии с помощью систематической десенсибилизации.

Образование и молодость

Иван Павлов, старший из одиннадцати детей, родился в Рязани, Российская империя. Его отец, Петр Дмитриевич Павлов (1823–1899), был сельским русским православным священником. Его мать, Варвара Ивановна Успенская (1826–1890), была преданной домохозяйкой. В детстве Павлов охотно участвовал в домашних обязанностях, таких как мыть посуду и заботиться о своих братьях и сестрах. Он любил работать в саду, кататься на велосипеде, грести, плавать и играть в городки; этим занятиям он посвятил свои летние каникулы. Хотя к семи годам он умел читать, Павлов был серьезно ранен, упав с высокой стены на каменную мостовую. Из-за полученных травм он не пошел в школу, пока ему не исполнилось 11 лет.

Павлов до поступления в местную духовную семинарию посещал Рязанское церковно-приходское училище. Однако в 1870 году он оставил семинарию, не окончив ее, чтобы поступить в университет в Петербурге. Там он поступил на физико-математический факультет и посещал курсы естествознания. На четвертом курсе его первый исследовательский проект по физиологии нервов поджелудочной железы принес ему престижную университетскую награду. В 1875 году Павлов с отличием закончил курс и получил степень кандидата естественных наук. Побуждаемый огромным интересом к физиологии, Павлов решил продолжить учебу и поступил в Императорскую медико-хирургическую академию. Во время учебы в Академии Павлов стал помощником своего бывшего учителя Элиаса фон Циона. Он покинул отделение, когда де Сайона заменил другой инструктор.

Мемориальный музей Павлова, г. Рязань: Бывший дом Павлова, построенный в начале 19 века

Через некоторое время Павлов устроился лаборантом к Константину Николаевичу Устимовичу на физиологический факультет Ветеринарного института. В течение двух лет Павлов исследовал кровеносную систему для своей медицинской диссертации. В 1878 г. известный русский клиницист профессор С. П. Боткин пригласил одаренного молодого физиолога на работу в физиологическую лабораторию в качестве заведующего клиникой. В 1879 г.Павлов окончил Военно-медицинскую академию с золотой медалью за научно-исследовательскую работу. После конкурсного экзамена Павлов получил стипендию Академии для работы в аспирантуре. Стажировка и должность заведующего физиологической лабораторией клиники Боткина позволили Павлову продолжить свою исследовательскую работу. В 1883 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца» и сформулировал идею нервизма и основные принципы трофической функции нервной системы. Кроме того, его сотрудничество с клиникой Боткина свидетельствовало об основной закономерности регуляции рефлексов в деятельности органов кровообращения.

Влияния

На научную карьеру его вдохновили Д. И. Писарев, литературовед и естествоиспытатель того времени, и И. М. Сеченов, русский физиолог, которого Павлов назвал «отцом физиологии».

Карьера

После защиты докторской диссертации Павлов уехал в Германию, где учился в Лейпциге у Карла Людвига и Эймера Келли в лабораториях Хайденхайна в Бреслау. Он оставался там с 1884 по 1886 год. Хайденхайн изучал пищеварение у собак, используя наружный отдел желудка. Однако Павлов усовершенствовал технику, решив проблему сохранения внешнего иннервации. Экстериоризованный отдел стал известен как мешок Гейденгайна или Павлова.

В 1886 году Павлов вернулся в Россию искать новую должность. Его заявление на кафедру физиологии в Санкт-Петербургском университете было отклонено. В конце концов Павлову предложили кафедру фармакологии в Томском университете в Сибири и в Варшавском университете в Польше. Ни тот, ни другой пост он не занял. В 1890 году он был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии и занимал эту должность пять лет. В 1891 г. Павлов был приглашен в Институт экспериментальной медицины в Петербурге для организации и руководства кафедрой физиологии.

Павлов и его будущая жена Серафима, 1880

За 45 лет под его руководством Институт стал одним из важнейших центров физиологических исследований в мире. Павлов продолжал руководить кафедрой физиологии в институте, а в 1895 г. занял кафедру физиологии в Военно-медицинской академии. Павлов в течение трех десятилетий непрерывно возглавлял кафедру физиологии в Академии.

Начиная с 1901 года, Павлов четыре года подряд номинировался на Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он не выигрывал приз до 19 лет.04, потому что его предыдущие номинации не были связаны с каким-либо открытием, а основывались на различных лабораторных данных. Когда Павлов получил Нобелевскую премию, было указано, что он сделал это «в знак признания его работ по физиологии пищеварения, благодаря которым знания о жизненно важных аспектах предмета были преобразованы и расширены».

Именно в Институте экспериментальной медицины Павлов провел свои классические опыты над пищеварительными железами. Именно так он в конце концов получил упомянутую выше Нобелевскую премию. Павлов исследовал функцию желудка собак, а затем и детей, экстернализируя слюнную железу, чтобы он мог собирать, измерять и анализировать слюну и ее реакцию на пищу в различных условиях. Он заметил, что собаки, как правило, выделяют слюну до того, как пища попадает им в рот, и решил исследовать эту «психическую секрецию», как он это называл.

В лаборатории Павлова располагалась полноценная конура для подопытных животных. Павлову было интересно наблюдать за их длительными физиологическими процессами. Это требовало сохранения их живыми и здоровыми для проведения хронических экспериментов, как он их называл. Это были эксперименты с течением времени, предназначенные для понимания нормальных функций животных. Это был новый вид исследования, потому что предыдущие эксперименты были «острыми», что означало, что собака подвергалась вивисекции, которая в конечном итоге убивала животное в процессе.

Иван Павлов в 1890 году

Статья С. Моргулиса 1921 года в журнале Science содержала критику работы Павлова, вызывая озабоченность по поводу условий, в которых проводились эти эксперименты. Основываясь на отчете Герберта Уэллса, в котором утверждалось, что Павлов выращивал картофель и морковь в своей лаборатории, в статье говорилось: «Приятно быть уверенным, что профессор Павлов выращивает картофель только как времяпрепровождение и все еще отдает все свои гениальные способности научным исследованиям». расследование». В том же году Павлов начал проводить лабораторные собрания, известные как «собрания по средам», на которых он откровенно высказывался на многие темы, включая свои взгляды на психологию. Эти встречи продолжались до самой его смерти в 1936.

Павлов пользовался большим уважением у советского правительства, и он смог продолжить свои исследования, пока не достиг преклонного возраста. Его похвалил Ленин. Несмотря на похвалу со стороны правительства Советского Союза, деньги, которые текли на содержание его лаборатории, и оказанные ему почести, Павлов не пытался скрыть неодобрение и презрение, с которыми он относился к советскому коммунизму.

Павлов в 1935 году, с картины Михаила Нестерова

В 1923 году он заявил, что не пожертвует даже задней лапой лягушки тому социальному эксперименту, который режим проводил в России. Четыре года спустя он написал Сталину, протестуя против того, что делается с русской интеллигенцией, и говоря, что ему стыдно быть русским. После убийства Сергея Кирова в 1934 марта Павлов написал Молотову несколько писем с критикой последовавших за этим массовых преследований и просьбой о пересмотре дел в отношении нескольких лиц, которых он знал лично.

Находясь в сознании до последнего момента, Павлов попросил одного из своих учеников сесть рядом с его кроватью и записать обстоятельства его смерти. Он хотел создать уникальные свидетельства субъективных переживаний этого терминального этапа жизни. Павлов умер от двустороннего воспаления легких в возрасте 86 лет. Ему устроили пышные похороны, а его кабинет и лаборатория были сохранены как музей в его честь. Его могила находится на литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Исследование рефлекторной системы

Павлов внес вклад во многие области физиологии и неврологии. Большая часть его работы связана с исследованиями темперамента, обусловленности и непроизвольных рефлекторных действий. Павлов проводил и руководил экспериментами по пищеварению, в конце концов опубликовав «Работу пищеварительных желез» в 1897 году после 12 лет исследований. Его эксперименты принесли ему Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1904 года. Эти эксперименты включали хирургическое извлечение частей пищеварительной системы у животных, перерезание нервных пучков для определения эффектов и имплантацию фистул между пищеварительными органами и внешним мешочком для исследования содержимого органа. Это исследование послужило базой для широких исследований пищеварительной системы.

Дальнейшая работа над рефлекторными действиями включала непроизвольные реакции на стресс и боль.

Исследования типов и свойств нервной системы

Павлова всегда интересовали биомаркеры типов темперамента, описанных Гиппократом и Галеном. Он назвал эти биомаркеры «свойствами нервной системы» и выделил три основных свойства: 1-силу, 2-подвижность нервных процессов и 3-баланс между возбуждением и торможением и на основе этих трех свойств вывел четыре типа. Он расширил определения четырех изучаемых в то время типов темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик, обновив названия до «сильного и порывистого типа, сильного уравновешенного и спокойного типа, сильного уравновешенного и живого типа и слабый тип».

Одна из собак Павлова с хирургически имплантированной канюлей для измерения слюноотделения, хранится в музее Павлова в Рязани, Россия или боль от удара током. Это исследование показало, что все типы темперамента реагируют на стимулы одинаково, но разные темпераменты проявляют реакцию в разное время. Он отметил, что «самая основная унаследованная разница … заключалась в том, как скоро они достигли этой точки отключения, и что у быстро отключающихся принципиально другой тип нервной системы».

Павлов об образовании

Основы классической обусловленности Павлова служат историческим фоном для современных теорий обучения. Однако первоначальный интерес русского физиолога к классической обусловленности возник почти случайно во время одного из его экспериментов по пищеварению у собак. Учитывая, что Павлов тесно сотрудничал с животными на протяжении многих своих экспериментов, его ранний вклад был в основном связан с обучением животных. Однако основы классического обусловливания были изучены на многих различных организмах, включая человека. Основные основополагающие принципы классического обусловливания Павлова распространились на различные условия, такие как классы и учебная среда.

Классическое обусловливание фокусируется на использовании предшествующих условий для изменения поведенческих реакций. Принципы, лежащие в основе классического обусловливания, повлияли на стратегии превентивного контроля предшествующих событий, используемые в классе. Классическое обусловливание заложило основу для современных практик модификации поведения, таких как предшествующий контроль. Предшествующие события и условия определяются как те условия, которые возникают до поведения. В ранних экспериментах Павлова использовалось манипулирование событиями или стимулами, предшествующими поведению, т. Е. Тон, вызывающий слюноотделение у собак, подобно тому, как учителя манипулируют инструкциями и учебной средой, чтобы вызвать положительное поведение или уменьшить неадекватное поведение. Хотя он не называл тон предшествующим фактором, Павлов был одним из первых ученых, продемонстрировавших взаимосвязь между стимулами окружающей среды и поведенческими реакциями. Павлов систематически предъявлял и убирал стимулы, чтобы определить предшествующие факторы, которые вызывали реакции, что аналогично тому, как специалисты в области образования проводят оценку функционального поведения. Предшествующие стратегии подтверждаются эмпирическими данными о том, что они неявно действуют в школьной среде. Исследования подтверждают, что вмешательства, основанные на антецедентах, являются профилактическими и приводят к немедленному снижению проблемного поведения.

Наследие

Понятие, которым известен Павлов, — это «условный рефлекс», или, по его собственным словам, условный рефлекс, который он разработал вместе со своим помощником Иваном Толочиновым в 1901 году. Он узнал это понятие условного рефлекса при исследовании скорость слюноотделения у собак. Павлов узнал, что когда в последующее время звучал зуммер или метроном, когда собаке предлагалась еда в последовательных последовательностях, у собаки сначала выделялась слюна, когда ей предлагали еду. Позже собака стала ассоциировать звук с подачей еды и выделяла слюну при предъявлении этого стимула. Толочинов, назвавший это явление «рефлексом на расстоянии», сообщил результаты на Конгрессе естественных наук в Хельсинки в 1919 г. 03. Позже в том же году Павлов более подробно объяснил результаты на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде, где он прочитал доклад под названием «Экспериментальная психология и психопатология животных».

По мере того, как работа Павлова стала известна на Западе, в частности благодаря трудам Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера, идея «обусловливания» как автоматической формы обучения стала ключевой концепцией в развивающейся области сравнительной психологии, и общий подход к психологии, лежащий в его основе, бихевиоризм. Работа Павлова с классическим обусловливанием оказала огромное влияние на то, как люди воспринимают себя, свое поведение и процессы обучения, а его исследования классического обусловливания продолжают занимать центральное место в современной поведенческой терапии. Британский философ Бертран Рассел заметил, что «может ли метод Павлова охватить все человеческое поведение, остается открытым вопросом, но, во всяком случае, они охватывают очень большую область, и в этой области они показали, как применять научные методы с количественными расчетами». точность».

Исследования Павлова по условным рефлексам оказали большое влияние не только на науку, но и на массовую культуру. Павловская обусловленность является главной темой антиутопического романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и романа Томаса Пинчона «Радуга гравитации».

В народе считается, что Павлов всегда сигнализировал о появлении еды звонком в колокольчик. Однако в его трудах зафиксировано использование широкого спектра раздражителей, включая удары электрическим током, свистки, метрономы, камертоны и ряд визуальных стимулов, помимо звона колокола. В 1994, Катания поставил под сомнение, действительно ли Павлов когда-либо использовал колокол в своих экспериментах. Литтман предварительно приписал популярные образы современникам Павлова Владимиру Михайловичу Бехтереву и Джону Б. Уотсону. Однако Роджер К. Томас из Университета Джорджии сказал, что они обнаружили «три дополнительных упоминания об использовании Павловым колокола, которые решительно опровергают аргумент Литтмана». В ответ Литтман предположил, что воспоминание Катании о том, что Павлов не использовал колокол в исследованиях, было «убедительным … и правильным».

В 1964 году выдающийся психолог Г. Дж. Айзенк рецензировал «Лекции по условным рефлексам» Павлова для Британского медицинского журнала: том I — «Двадцать пять лет объективного изучения высшей нервной деятельности животных», том II — «Условные рефлексы и Психиатрия».

Институт физиологии им. Павлова РАН был основан Павловым в 1925 году и назван в его честь после его смерти.

Награды и почести

Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1904. Он был избран иностранным членом Королевского общества ForMemRS в 1907 году и был награжден медалью Копли Королевского общества в 1915 году. Он стал иностранным членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук в 1907 году. Собака Павлова, павловская сессия и В его честь названы типологии Павлова. Его именем также названы астероид 1007 Павловия и лунный кратер Павлов.

Личная жизнь

Иван Павлов женился 1 мая 1881 г. на Серафиме Васильевне Карчевской, с которой познакомился в 1878 или 1879 г.когда она поехала в Петербург учиться в педагогическом институте. Серафима, сокращенно Сара, родилась в 1855 году. В более поздние годы она страдала от слабого здоровья и умерла в 1947 году.

Первые девять лет их брака были омрачены финансовыми проблемами; Павлову и его жене часто приходилось оставаться с другими, чтобы иметь дом, и какое-то время они жили отдельно, чтобы найти гостеприимство. Хотя их бедность вызывала отчаяние, материальное благополучие было второстепенным соображением. Первая беременность Сары закончилась выкидышем. Когда она снова зачала, пара приняла меры предосторожности, и она благополучно родила их первого ребенка, мальчика, которого назвали Мирчиком; Сара впала в глубокую депрессию после внезапной смерти Мирчика в детстве.

У Ивана и Сары в итоге родилось еще четверо детей: Владимир, Виктор, Всеволод и Вера.

Их младший сын Всеволод умер от рака поджелудочной железы в 1935 году, всего на год раньше отца. Павлов был атеистом.

Наиболее известен: Основоположник современной поведенческой терапии

Реализовал свой потенциал: Да

Количество супругов: 1

Первый брак с: Серафима Васильевна Карчевская

Дети: 4

Имена детей: Владимир, Виктор, Всеволод и Вера

Имя Отца: Петр Дмитриевич Павлов

Профессия отца: православный священник

Имя матери: Варвара Ивановна Успенская

Род занятий матери: Домохозяйка

Гражданин: Россия

Награды: Нобелевская премия по физиологии и медицине (1904)
ForMemRS (1907 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *