Графомания что такое: что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо

Содержание

что такое в Словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило

(графо…+…мания)

Болезненная страсть к усиленному писанию, к бесполезному сочинительству.

Синонимы:

бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогонство

Смотреть больше слов в «Словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило»

ГРАФФИТИ →← ГРАФОМАН

Смотреть что такое ГРАФОМАНИЯ в других словарях:

ГРАФОМАНИЯ

см. Душевные болезни.

ГРАФОМАНИЯ

(от Графо… и греч. mania — безумие, исступление)        болезненное влечение к усиленному и бесплодному писанию, бесполезному сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ, -и, ж. Болезненное пристрастие к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

графомания ж. Пристрастие к писанию, к многословному бесполезному сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

графомания ж. мед. graphomania

ГРАФОМАНИЯ

графомания сущ., кол-во синонимов: 13 • бумагомарание (15) • версификаторство (10) • графоманство (11) • графорея (3) • мания (212) • метромания (10) • полиграфия (4) • ремесленничество (8) • рифмачество (12) • рифмоплетство (13) • стихокропательство (8) • стихоплетство (15) • строчкогонство (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогонство… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

Графомания — см. Душевные болезни.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ(греч.). Болезненная страсть к писательству.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ГРАФОМАНИЯболезнен… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(от греч. grapho$ – пишу и mania – страсть, безумие), одержимость литературным творчеством, выражающаяся в создании бесталанных, низкосортных произведе… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(греч. graphe mania влечение, страсть, безумие) – патологическая страсть к многописательству, большей частью банальному или даже бессмысленному по содержанию, иногда весьма претенциозному или связанному с патографией. Возникает по разным причинам, одной из самых частых среди которых является, повидимому, гиперкомпенсация комплекса неполноценности, а части случаев – выражением сверхценной либо бредовой идеи отождествления себя с выдающимся писателем. Так, Геббельс исписал в своих дневниках за время второй мировой войны 15000 страниц машинописи с достаточно тенденциозными текстами, втайне претендуя, повидимому, на роль главного историографа этой войны, то есть мистификатора исторических событий, клинически явного псевдолога. Он не мог остановиться в своём творчестве до конца коллективного самоубийства вместе с женой и 6-ю детьми. Среди историков РФ встречаются мистификаторы, последователи Геббельса, хотя они более скромны и претендуют лишь на то, чтобы прослыть не преданными идеям коммунистами, какими они изображали себя ранее, а стойкими последователями демократии, той самой, порождением которой был и знаменитый министр пропаганды третьего рейха. Встречаются пациенты с синдромом Кандинского-Клерамбо, которые вынуждены, как они говорят, много писать под воздействием неких внешних сил…. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМА́НИЯ (от греч. gráphō — пишу и manía — страсть, безумие), болезненная страсть к сочинительству, не подкрепленная природным дарованием. Г. обычно возникает на почве наивного представления о легкости и общедоступности писательского труда, а также в результате переоценки собственных творческих возможностей. Нередко Г. (элементы которой могут присутствовать и в творчестве профессиональных писателей) порождается такими факторами, как причастность к издательской среде, обладание «громким именем» и т. п. <p>В истории русской литературы приобрел широкую известность в качестве графомана граф Д. И. Хвостов, сам скупавший свои сочинения и считавший своим преемником А. С. Пушкина: после смерти великого поэта он надеялся получить полное признание. Законченный портрет напыщенного бюрократа-графомана, мнящего себя поэтом и мыслителем, представляет собой Козьма Прутков — нарицательный образ, созданный фантазией поэтов А.

К. Толстого, братьев А. М. и В. М. Жемчужниковых. </p><p>Графоманов отличают неспособность критически оценить написанное ими, мания литературного величия, невосприимчивость к чужому мнению (отсюда их необыкновенная активность, наступательность в стремлении напечататься во что бы то ни стало). </p><p>В. В. Жданов.</p>… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

от греч. graphо$ – пишу и mania – страсть, безумие), одержимость литературным творчеством, выражающаяся в создании бесталанных, низкосортных произведений. С точки зрения психологии графоманию можно рассматривать как болезненное изменение психики. Признаками графоманских сочинений принято считать: нарушение связности и цельности текста; назойливое и неоправданное повторение одних и тех же образов в разных текстах; любовь к банальным и «выветрившимся» мотивам и образам; откровенные заимствования из чужих произведений, приближающиеся к плагиату; невольные нарушения элементарных синтаксических правил, стилистические и лексические изъяны и погрешности, создающие непреднамеренные комизм и двусмысленности.

Понятие «графомания» относительно: часто одни и те же произведения могут рассматриваться как графоманские с точки зрения старых литературных норм и восприниматься как оригинальные и новаторские в рамках новой литературной системы. Так, философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьев оценил как пример графомании ранние стихи символиста В. Я. Брюсова и написал на них язвительные пародии. Между тем в ранней поэзии Брюсова содержались мотивы и приемы, ставшие отличительными чертами формирующегося символизма – течения, подарившего рус. литературе множество шедевров…. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

Фора Фон Фомин Фома Фирн Фирман Фирма Фира Фин Фима Фигня Фигаро Фига Фарм Фараон Фара Фанг Фан Фаина Фаг Рон Роминг Ромина Роман Ром Рог Рия Рифя Рифма Риф Рио Ринг Рин Риман Рим Рига Риа Рая Рафия Раф Рао Рано Ранг Рана Рами Рам Раия Раина Рага Орн Ория Орига Оргия Орган Орг Оним Онагр Омар Оман Норма Нория Нора Ном Нога Нимфа Ниагар Нагоя Нагора Нагар Моряна Морфин Морф Морин Морган Морг Мор Моир Могар Миф Мирон Миро Мирно Мир Миограф Мио Минор Минога Мина Миг Мга Мая Мафория Мафия Марфин Марфа Марна Мария Марино Марин Марго Марафон Мара Маори Мао Манор Мания Мангра Манго Манг Мана Ман Магония Маго Магия Маг Маар Ирон Ирма Ирга Иран Ион Иня Ингра Инга Имя Имаго Игроман Игра Иго Гром Грифон Гриф Грин Грим Графомания Графоман Графия Графиня Графин Граф Гран Гофр Гофман Горн Гори Гор Гония Гон Гном Гмина Гифа Гиф Гиря Гимн Гаф Гармония Гарин Гана Гамон Гамия Гам Афония Афон Афина Афгани Афган Афар Афагия Арфа Арония Арон Арно Армия Арма Ария Арифм Арион Арин Ариман Ариан Аргон Форма Арго Арам Арагон Аон Аня Анфия Анри Фра Аномия Аноа Фрг Аним Ангора Ангиома Ангария Фри Фриган Фрина Фря Ямина Яна Яранга Ангар Амфора Амон Амин Аграфия Аграф Агния Агафон Агар Агамия Агам Ага Яро Агония Агор Агора Агро Аир Ярмо Аман Амия Ярина Яга.

.. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

– болезненное стремление создавать художественные или научные произведения, не обладая для этого нужными умениями, знаниями и талантом. Типичная реакция – насмешка, внутренняя или даже внешняя, досада, избегание чтения произведений, навязываемых таким индивидом, сдержанность и тактичность при отзыве о его произведениях. Арина Петровна сразу не залюбила стихов своего мужа, называла их паскудством и паясничаньем, а так как Владимир Михайлыч собственно для того и женился, чтобы иметь всегда под рукой слушателя для своих стихов, то понятно, что размолвки не заставили долго ждать (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы). Ср. ситуацию в рассказе А. Чехова «Ионыч», в котором изображена Вера Иосифовна, многие годы пишущая и читающая гостям свои романы: «Бездарен, – думал он, – не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» (А. Чехов, Ионыч). Ср.: Россия – не только самая читающая, но и самая пишущая страна в мире (из газеты, в контексте о графомании).

… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

1) Орфографическая запись слова: графомания2) Ударение в слове: графом`ания3) Деление слова на слоги (перенос слова): графомания4) Фонетическая транскр… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ и, ж. graphomanie f. Пристрастие к писанию, к многословному бесполезному сочинительству. БАС-2. Я одержим был какой-то графоманией. За нед… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(от греч. grapho — пишу и mania — страсть, влечение)   непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного необходимых для этого способностей…. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

корень — ГРАФ; соединительная гласная — О; корень — МАН; окончание — ИЯ; Основа слова: ГРАФОМАНВычисленный способ образования слова: Сложение основ∩ — … смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(от греч. γράφω «пишу», μάνια «безумие») – необъяснимая тяга к письму. Термин психологии и психопатологии.Синонимы: бумагомарание, версификаторство, г… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

графома́ния, графома́нии, графома́нии, графома́ний, графома́нии, графома́ниям, графома́нию, графома́нии, графома́нией, графома́ниею, графома́ниями, графома́нии, графома́ниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А.

А. Зализняку») . Синонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогонство… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

-и, ж. Болезненное пристрастие к писанию, сочинительству.[От греч. γράφω — пишу и μανία — страсть, влечение]Синонимы: бумагомарание, версификаторст… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

графоманияגרָפוֹמַניָה נ’* * *כתבנותכתבתСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетс… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. графома/нииСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихо… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

Ударение в слове: графом`анияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: графом`ания

ГРАФОМАНИЯ

( греч. grapho – писать, чертить, изображать, mania – страсть, безумие, влечение). Патологическое стремление к сочинительству произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т.

п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов…. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(греч. grapho – писать, чертить, изображать, mania – страсть, безумие, влечение). Патологическое стремление к сочинительству произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т.п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов…. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

жgrafomania fСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчко… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

графома́ния, -иСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строч… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

графом’ания, -иСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строч… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

ж.graphomanie fСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строч. .. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

Rzeczownik графомания f grafomania f

ГРАФОМАНИЯ

графоманияСинонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогон… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

сущ. жен. рода, только ед. ч.лит.графоманія

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ графомании, мн. нет, ж. (от греч. grapho — пишу и mania — сумасшествие) (мед.). Психическое заболевание, выражающееся в пристрастии к писательству, у лица, лишенного литературных способностей.<br><br><br>… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

〔阴〕写作狂. Синонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогонст… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

ж. grafomania Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: бумагомарание, версификаторство, графоманство, метромания, ремесленничество, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, строчкогонство. .. смотреть

ГРАФОМАНИЯ

(graphomania; Графо- + Мания; син.: графорея, полиграфия)патологическое стремление много писать (сочинять).

ГРАФОМАНИЯ

графома’ния, графома’нии, графома’нии, графома’ний, графома’нии, графома’ниям, графома’нию, графома’нии, графома’нией, графома’ниею, графома’ниями, графома’нии, графома’ниях… смотреть

ГРАФОМАНИЯ

ж.(не поддающееся контролю стремление писать) graphomania, graphorrhea

ГРАФОМАНИЯ

ж. graphomanie f

ГРАФОМАНИЯ

графомания [см. графа… + …лакая] — болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

графомания (graphomania; графо- + мания; син.: графорея, полиграфия) — патологическое стремление много писать (сочинять).

ГРАФОМАНИЯ

ж.grafomanía f

ГРАФОМАНИЯ

Ж мн. нет tib. qrafomaniya (yazıçılıq qabiliyyəti olmadığı halda yazıçılığa hədsiz həvəs göstərməkdən ibarət ruhi xəstəlik).

ГРАФОМАНИЯ

(graphomania; графо- + мания; син. : графорея, полиграфия) патологическое стремление много писать (сочинять).

ГРАФОМАНИЯ

Начальная форма — Графомания, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ГРАФОМАНИЯ

Не поддающееся контролю стремление писать, обычно в результате получается полная бессмыслица.

ГРАФОМАНИЯ

— непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного соответственных способностей.

ГРАФОМАНИЯ

непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного соответственных способностей.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ (от графо … и мания), патологическая страсть к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

графомания, графом′ания, -и, ж. Болезненное пристрастие к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ (от графо… и мания) — патологическая страсть к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ (от графо… и мания), патологическая страсть к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

— (от графо… и мания) — патологическая страсть к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

Патологическое стремление к написанию литературных произведений.

ГРАФОМАНИЯ

(от графо… и мания), патологическая страсть к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ, -и, ж. Болезненное пристрастие к сочинительству.

ГРАФОМАНИЯ

(патологическое стремление много писать) graforrea

ГРАФОМАНИЯ

ж. graphorrhea

ГРАФОМАНИЯ

графомания графом`ания, -и

ГРАФОМАНИЯ

1) graphomanie 2) scribomanie

ГРАФОМАНИЯ

графаманія, жен.

ГРАФОМАНИЯ

графомания, көпсөзділік

ГРАФОМАНИЯ

grafomānija

ГРАФОМАНИЯ

Графаманія

Графомания как литературный принцип — Литературная Россия

№ 2009 / 31, 23.02.2015

Что та­кое гра­фо­ма­ния? Во­прос ка­жет­ся на пер­вый взгляд стран­ным. Боль­шая рос­сий­ская эн­цик­ло­пе­дия оп­ре­де­ля­ет это по­ня­тие как «бо­лез­нен­ное вле­че­ние к уси­лен­но­му и бес­плод­но­му пи­са­нию, бес­по­лез­но­му со­чи­ни­тель­ст­ву».






Геннадий МУРИКОВ

Что такое графомания? Вопрос кажется на первый взгляд странным. Большая российская энциклопедия определяет это понятие как «болезненное влечение к усиленному и бесплодному писанию, бесполезному сочинительству». А изданная ещё в годы советской власти Краткая литературная энциклопедия помещает о графомании довольно большую статью, в которой это явление определяется как «болезненная страсть к сочинительству, не подкреплённая природным дарованием. Г. обычно возникает на почве наивного представления о лёгкости и общедоступности писательского труда, а также в результате переоценки собственных творческих возможностей».

Оба приведённых определения графомании так же, как и целый ряд других в разных словарях и энциклопедиях, содержат в себе понятие болезненности – это вытекает из содержания самого слова, которое включает в себя корень «мания». Мания – в переводе с греческого означает безумие, навязчивое пристрастие к чему-либо. Но уже само это определение сразу обращает наше внимание на то, что для графомана на первый план выдвигается не результат его «творческих» усилий, а скорее сам процесс сочинительства, то ли скрывающий, то ли, напротив, выявляющий особенности его личности. Преувеличенное внимание к личности автора и его самовыражению. Разумеется, при том условии, что с какой-то другой, более общей точки зрения ни личность графомана, ни его литературная деятельность особенного значения не имеют. Графоман как бы говорит своему предполагаемому читателю: «Смотрите, какой я великий. Любите меня. Уважайте меня, восхищайтесь мной!». Один из авторов Прозы.ру в Интернете В. Сергеев иронически определяет графомана так: «Графоман – это писатель, в полной мере ощутивший глубину и гениальность собственных произведений. Лишь косность читателей не позволяет им оценить фундаментальность его творений».

В каждой шутке, как известно, только доля шутки. Так и здесь. В самом деле, косность читательской среды, разве это не объективная реальность? Конечно же да. Любой, кто хоть каким-нибудь боком причастен к литературе, знает, как непросто найти и завоевать своего читателя, а тем более достичь популярности. Помолчим уж о более высоких уровнях признания. Однако всё же между графоманией и литературой более высокого уровня разница есть, и она весьма существенна. Кое-какие заметки в этом плане мы и постараемся сделать. Общий размер проявления графомании практически необозрим: только в Интернете на сайтах Проза.ру и Стихи.ру на 21 июля зарегистрировано соответственно 74 369 и 222 537 русскоязычных авторов, которыми опубликовано соответственно 965 628 и 7 213 430 произведений, не говоря уже о других сайтах и печатных изданиях. Нельзя объять необъятное, поэтому ограничимся только рассмотрением печатной продукции некоторых санкт-петербургских литераторов.


Открываем последний номер известного в определённых кругах санкт-петербургского журнала (бывшего альманаха) «Сфинкс» (2009, вып. ХV). На первой же странице опубликовано, видимо, программное стихотворение Т.Карпенко «Сфинксы». Оно начинается так:






А на небе облака,

Словно ватные комочки.

Прилетят издалека,

Распахнутся как платочки,

Отражаясь в синеве,

Проплывают по Неве.


Обычно говорят: простенько и со вкусом. Мы скажем, конечно, простенько, но вкуса здесь никакого и не бывало. Это как раз та простота, которая, пожалуй, похуже воровства. Малограмотный лепет пятилетнего ребёнка, который только что научился не то что писать, но и говорить. А ещё через страницу наивно-кокетливо сетует Ирэна Сергеева, которую к новичкам советской и постсоветской поэзии никак не причислишь:






Дворцовая, Манежный,

Нева и Летний сад…

А где наш город прежний?

Остался лишь фасад.


Эта поэтесса давно известна своим умением «глаголом жечь сердца людей». Своему стилю она не изменяет и здесь. Видимо, для сравнения в этом же номере напечатаны и детские стихи. Вот, скажем, Аня Максутова (4-й класс):






Была одна берёзка –

Зелёная листва.

С ветерком играла,

А бегать не могла.


Ей-богу, не хуже!

В 2008 году на литературном горизонте появился как бы возрождённый альманах «Окно», впервые вышедший в виде сборника в 1989 году. На одной из первых страниц опубликован многозначительный Манифест творческой группы «Окно». Читая его, мы с большим интересом узнаём, что «Прекрасное – это вечная категория», а например, «Время – категория вымышленная». Дальше ещё интереснее: «Мироздание объективно, а слово – это начало творения». Правда, остаётся совершенно непонятным, почему такого рода признания объявлены манифестом. Что же здесь, собственно говоря, манифестируется, кроме прописей, достойных букваря? Впрочем, тексты, опубликованные вслед за этим документом, вполне адекватны подобным подростковым откровениям:






Я слушал звёзды,

Я кружил во сне –

Там белый снег с величием и свистом

Стремился по небесной крутизне.

(В. Морозов)


Или ещё того же автора:






А вдали, у леса на краю,

Где река катает волны громко,

Я таким же маленьким стою

И смотрю на своего потомка.


Все эти «мысли», а говоря прямо – избитые штампы В.Морозов повторяет и в других изданиях. Например, одна из последних его публикаций в журнале «Невский альманах» (2009, № 3):






Я Родину воспел, я был как ветер,

Испепеляя душу и года.

Наверно, сам избрал не лучший путь,

Надеясь лишь на Божье провиденье…

Я каждое своё произведенье

Хотел (но не посмел) перечеркнуть.


Но не все стихотворения сборника «Окно» отмечены такой простотой, есть совершенно другие, красивость которых, далеко оставляет за собой границы любого поэтического вкуса:






Я купила янтарные бусы,

Я смешала лимонный ветер

С горьким запахом синего вкуса

Тишины листвы на рассвете.

(М.Токажевская)


Это не просто «красиво», это прямо-таки галантерейно, даже гламурно. Как сказано в предисловии к этой подборке – «тончайшая кружевная вязь», «прихотливый лабиринт».






«Я – дух бестелесный, я – призвук,

Тень тени и тень отраженья.

(Ю.Санников)


А ведь ещё сто лет назад Константин Бальмонт насмешливо писал:






Моё несчастье несравнимо

Ни с чьим, о подлинно, ни с чьим:

Другие – дым, я – тень от дыма,

Я всем завидую, кто дым.


Последние выпуски литературных альманахов, как мы уже видели, показывают нам немало образцов замечательного творчества современных стихотворцев, читая которые не знаешь, плакать или смеяться. Плакать там, где автору хочется выглядеть глубокомысленным, а смеяться там, где поэт настраивается на возвышенный лад, потому что излюбленным жанром современной графомании стала автопародия, присутствия которой авторы даже не замечают. Например, Татьяна Семёнова ничтоже сумняшеся пишет:






Двухтысячное рождество,

Предчувствуя всей женской сутью,

Найти связующую нить,

И Млечные Пути вскормить

Готова я своею грудью.

(«Изящная словесность»,

2009, № 1 (14)


К сожалению, эта поэтесса плоховато усвоила школьные правила русского языка, так как не справляется с элементарными нормами употребления деепричастного оборота: «И нервное дыханье ощущая / Мне было и уютно и приятно» (там же).

Но некоторые авторы этого издания достаточно самокритичны:






Мыслят, рифмуют… А лезет серятина.

Видимо, это и есть – «отсебятина».

(Виталий Дмитриев, там же)







Рисунок С.ТЮНИНА

Однако наивно думать, что графомания сводится только к попыткам выдать беспомощное стихотворчество за действительный и полноценный литературный труд. Ссылки на косность читателей – здесь слабая подмога. И хотя, конечно, приятно создать и поддерживать культ собственной маленькой личности, воображая себе её большой и значительной, от литературной действительности вряд ли так просто спрячешься. Создание же всякого рода видимости, мнимости – путь, как известно, ведущий в тупик.

Если подыскивать аналогии творчеству графоманов, графоманским публикациям и изданиям на социальном уровне, то сразу же вспоминаются небезызвестные «пирамиды» (МММ и др.), когда под залог вымышленных «процентов» у вкладчиков (то бишь читателей) забираются деньги. Проценты растут и растут – число вкладчиков – а значит, новоявленных графоманов – увеличивается. Деньги вкладываются неизвестно во что (так называемые издания на средства авторов)… Вроде все довольны: «квиточек», то есть публикация, налицо, а содержание – «время рассудит». Так обычно считают графоманы. А пирамида всё строится и строится. Огромными темпами создаётся гигантское виртуальное подобие вавилонской башни. Ну, что же, дали отдушину – поиграйтесь, ребятки.

Опаснее графомания идейная. Это ещё один её важнейший род: штампы в таком случае охватывают не только словарный запас или образную систему произведения; безвкусица и банальности самоочевидны, и хорошая редакторская работа могла бы помочь автору, особенно если он начинающий, штампованным становятся само мироощущение автора, его идеи, верования, представления.

Суть графомании в этом ракурсе – подсознательное чувство внутренней несостоятельности, комплекс духовной неполноценности. Отсюда стремление хвататься за внешнее, видеть высшую ценность в чём-нибудь вещественном, а что ещё хуже – в очередной идейной глупости, коль скоро графоману пришлось взяться за идею. Разумеется, хочется «прислониться» к чему-то сильному, значительному. Так культ маленькой личности перерастает сам собой в культ личности, если не большой, то высокопоставленной.

К примеру, из номера в номер журнал «Невский альманах» печатает удивительные откровения Василия Денисюка. Хочется привести один из этих текстов полностью.





О президенте России


Я президента понимаю

И вот ему моя рука….

Ему страну лишь доверяю!

Другим? Не видится пока…


По-братски, по-мужицки надо,

От всей души, вот так, как есть!

В его простом лучистом взгляде:

Надежда видится и честь!


Он молод, но решает мудро,

Чтоб хорошо жилось скорей!

Стране сейчас пока что трудно,

Ну, а ему – ещё трудней!

Мы – о себе… а он – о каждом,

И это вовсе не слова…

Как накормить, одеть всех граждан

Болит его лишь голова!

(«Невский альманах», 2008, № 5. )


Следует отметить, что санкт-петербургская критика откликнулась на этот замечательный текст. В альманахе «Русское слово» (2009) Евгений Раевский в так называемых «Полемических заметках о творчестве Василия Денисюка» пишет, что «чёткий поэтический путь выбрал наш поэт», который, говоря о президенте России, «явно сопереживает с ним о проблемах нашего многотрудного времени, о будущем России, о её прошлом и настоящем».

Само собой разумеется, что работа по созданию культа личности может происходить не только в области светской идеологии, но и в религиозной сфере. Тут уже «культ личности» превращается в откровенное идолопоклонничество. Таким образом, нашими петербургскими поэтами не первый уже год создаётся культ покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Мы решаемся об этом писать, предполагая внутренним ощущением, что усопший митрополит с возмущением отверг бы такого рода культ. Но вот что пишут наши «инженеры человеческих душ»:






Тринадцать лет не заживает рана,

Которая нам всем нанесена

Кончиною владыки Иоанна, –


горько печалится А. Родосский.






Теперь уже в раю за верных чад

Он молится, и отступают беды.

Всё живо в памяти: и добрый взгляд,

И пастырские мудрые беседы, –


продолжает Т.Егорова.

А О.Юрков словно подводит итог:






Владыко! Мир зависит от тебя.

От твоего всезнания, умения,

Обряда, убеждения, терпения.

Ты жил и умер, ближнего любя.

(О.Юрков, «Митрополит Иоанн»)


Произведения графоманов всегда патологически серьёзны. Игровая природа творчества им непонятна и чужда. Да и может ли быть иначе? Графоман всегда то откровенно, а то как бы исподволь любуется собой, восхищается каждым «утончённым» движением своего внутреннего «я», всей своей деятельностью создавая культ этого «я». Графомания – оплот и страж штампованного мировосприятия (разумеется, если исключить откровенную глупость), поскольку, не чувствуя опоры в духовной свободе, графоман жадно ищет, за что бы зацепиться. Ну, и подвёртываются, как мы уже говорили, разные банальности, стереотипы, те или иные идолы, которые воспринимаются в меру собственных способностей. Чувство юмора неизменно показывает зыбкость так называемых «установлений здравого смысла», пугает и раздражает. И когда оно появляется, то вместе с ним появляются и проблески дарования даже у весьма заурядных стихослагателей.

Отправляясь в лес за грибами, поэт И.Константинов пишет:






Я – вне партий, и мне всё равно,

Мне-то что до делишек разных?

И подобно батьке Махно

Режу белых и режу красных.

Я бреду, и внимательный взгляд

Не пропустит ни лист, ни былинку.

Вот он – белый, аристократ!

Режу гада, кладу в корзинку…

(«Грибы» из сборника:

«Смех по причине»)


Мы так подробно остановились на стихотворной компоненте работы графоманов вовсе не потому, что это явление отсутствует в других литературных жанрах. Просто написать стихотворение «не хуже, чем у других», гораздо проще, чем написать рассказ, повесть, а тем более пьесу. Но это не значит, что в этих областях графомания отсутствует. Более того, когда мы в произведении любого рода и жанра видим уже отмеченный выше основополагающий принцип – культ своего «я», и больше ничего, желание лишний раз увидеть своё имя в печати, чтобы проникнуться сознанием своей значительности, мы смело можем сказать: «Это графомания!» Речь идёт, разумеется, не о том, что «я» художника – это прорыв в неизвестное, подлинное новаторство, а о том, что это «я» – объект преклонения для самого пишущего, и не более того.

Не так давно петербургский писатель А.Белинский выпустил солидный том «семейной хроники» под названием «Письма прошлого века». Эта книга заключает в себе бытовую переписку автора с его ныне покойной женой Ф.А. Белинской. Автор прямо пишет, что приведённые письма «вряд ли представят интерес для широкого круга читателей». Чистейшая правда! Это всего лишь материалы для семейного архива, опубликованные небольшим тиражом (200 экземпляров). Но зато до каких мелочей обожествлена там личность самого Анатолия Белинского. Мельчайшие детали его быта, привычек, пустяковых событий поданы так, как будто бы они являлись атрибутами некоего земного божества. Причём это отнюдь не продукт «литературных мечтаний» отягощённого годами писателя. Все эти черты были заметны в творчестве А.Белинского и раньше.

Несколько лет назад он издал сборник прозы «Равный богам». Уже название его намекало на что-то очень и очень знакомое по школьным прописям эпохи развитого социализма: «равный богам» – это человек в его «созидательном порыве» во имя переустройства общества. Это человек, который «звучит гордо», соцреалистический демиург. Так оно и есть: все произведения, вошедшие в сборник, даже «историческая» повесть о жизни Древнего Египта, исполнены пафоса социального прогресса, причём кое-где комментарии к этому даются на таком уровне: «Человечество идёт к лучшему – это стратегия его движения. (…) А всякая попытка сказать «нет» напоминает действия крокодила из детской сказки, который тушил пожар пирогами и блинами». Такой вот у нас Кандид появился в начале двадцать первого века. Хотя всё это вовсе не смешно, а демонстрирует въяве, насколько деградировали сегодня понятия о добре и зле, искренности, чести и благородстве, превратившись в набор мещанских установок.

Все «положительные» герои А.Белинского, так же, как и он сам, – люди непьющие, высоконравственные в семье и быту; все отрицательные герои – естественно, пьяницы, бабники и просто воришки. Кое-где, особенно в повести «Хлеб этих лет», он, даже не скрываясь, повторяет все штампы горбачёвской пропаганды по поводу борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Ещё одно интересное явление на этом фоне – появление многочисленных обществ, академий, институтов, каждый из которых является защитником тех или иных высоких культурных ценностей и награждает желающих вступить в них разнообразными званиями, орденами и медалями (за соответствующую мзду, конечно). На деле же это продукт творчества одного или нескольких аферистов, которые назначают друг друга президентами, членами-корреспондентами, а то и присваивают самозваные докторские и иные степени лицам, не имеющим даже высшего образования.

Пожалуй, можно сделать вывод, что сам феномен графомании зиждется не только на культе своей личности, но и на глубинном чувстве страха перед жизнью, перед действительностью, которая может оказаться и постоянно оказывается далеко не такой, какой она представляется отуманенному самомнением взгляду графомана…

Эта тема в принципе выглядит неисчерпаемой. Примеров – хоть отбавляй, и разговора не может быть о том, чтобы как-то ограничить, а тем более исчерпать список графоманов. Мы по мере сил постарались лишь слегка наметить основные контуры этого явления исходя из сегодняшних литературных реалий.

Геннадий МУРИКОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Графомания Определение и значение | Мерриам-Вебстер Медикал

графомания ˌgraf-ō-ˈmā-nē-ə, -nyə 

: навязчивое желание писать

графоман

-не-чак

существительное

Словарные статьи Около

графомания

графология

графомания

графомотор

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Графомания».

Merriam-Webster.com Медицинский словарь , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/medical/graphomania. По состоянию на 21 апреля 2023 г.

Copy Citation

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

задумчивый

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Спросите у редакторов

  • Странные множественные числа

    Один гусь, два гуся. Один лось, два… лось. Чт…

  • независимо

    На самом деле это настоящее слово (но это не значит. ..

  • Принести или взять

    Оба слова означают движение, но разница может быть…

  • Дефенестрация

    Увлекательная история любимых многими людей…

Игра слов

  • Известные романы, Последние строки

    Само собой разумеется, спойлер.

    Пройди тест

  • Викторина по фермерским идиомам

    Если у вас есть кот в мешке — что такое…

    Пройдите тест

  • Правда или ложь?

    Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-то новое. ..

    Пройдите тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей конкурса National Spelli…

    Примите участие в викторине

Графомания — причины, признаки, лечение

Графомания термин в психиатрии, под которым подразумевается патологическое желание, болезненное влечение или страсть к бесплодному письму, к написанию текстов, не представляющих культурной ценности, бесполезному письму.

Графомания в психологии — это неконтролируемое желание писать, которое обычно приводит к полной ерунде. Поэтому произведения графоманов часто не представляют интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое подобное заболевание, может иметь более тяжелые проявления и формы. Как и другие диагнозы в такой области, мания бесполезных и ненужных сочинений не возникает на пустом месте.

Графомания в психологии — патологическое стремление, непреодолимая страсть человека к письму при отсутствии у него соответствующих способностей.

Графомания вызывает

Причинами графомании могут быть неуверенность в себе, стремление к изысканности, отчуждение, обособленность, отчужденность и др. Например, одинокий асоциальный индивид с заниженной самооценкой не может ни с кем найти общий язык и изливает свои чувства и мысли на лист бумаги.

Графомания — это своего рода попытка излить душу на бумагу. Творения графомана — часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к этому стремиться.

Графоман с помощью текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивидуума, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид вызывает чувство жалости. Только для графомана его творения гениальны. Он искренне верит в свою гениальность. В силу психического расстройства человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и поэтому достаточно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес.

Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, а это для них своеобразный положительный стимул для дальнейшего профессионального роста. А графоманы этого лишены, поэтому не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Вот почему их сочинения не имеют литературной и духовной ценности. Их сочинения однообразны и неоригинальны. Через какое-то время все настоящее общение сводится лишь к демонстрации своих работ.

Внешний мир из-за навязывания ему своих творений начинает чураться и избегать графомана, правда, это в более тяжелых проявлениях. В более легком проявлении появление графомании может быть связано с наступлением каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек на время уехал, а письмо — лучшая возможность отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый возвращается, писать прекращается и «графоман» становится прежним.

Также к причинам графомании относятся: чрезмерно живой темперамент, патологическое усиление половых инстинктов, наследственность, безнравственность, праздность и лень.

Признаки графомании

К основным признакам графомании относятся неспособность к обучению, неспособность работать над собой, неспособность идти по прогрессивному пути. Также признаками графомании считаются навязчивое повторение изображений, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связности текста, увлечение обыденными изображениями, нетерпимость к критике своих произведений, неприязнь к опубликованным авторам. Все работы графоманов довольно шаблонны и скучны.

Графоманам обычно нравится абсолютно все, что он пишет. Они просто в восторге от своих работ. Они также получают удовольствие и получают удовольствие от процесса написания текстов. Так могут вести себя настоящие писатели, но у них такое состояние редкости, а у графоманов обычное состояние.

Люди, страдающие этой манией, много пишут. Они постоянно находятся в процессе написания. Графоманы очень назойливо предлагают другим оценить их работу. Они могут отправлять свои опусы как знакомым людям, так и незнакомым людям.

Для графоманов характерно постоянное желание публиковаться. Чаще всего люди с графоманией пишут о себе. Так как для того, чтобы написать о чем-то другом, у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. В то же время, изображая себя, они подсознательно описывают себя так, как, по их мнению, должны восприниматься другими.

Все графоманы очень серьезно относятся ко всей своей деятельности. У них совершенно отсутствует чувство юмора. А шуточные замечания в сторону их творчества просто недопустимы. Им не хватает самоиронии. Также люди, страдающие мучительной тягой к писательству, часто берут звучный и громкий псевдоним.

Не обязательно, чтобы в комплексе присутствовали все перечисленные симптомы. Однако есть один классический признак графомании — очень серьезное отношение к своему письму.

Лечение графомании

Лечение мании зависит от тяжести проявлений болезни. Итак, увлечение каким-то новым хобби, появление новых интересов, может помочь начинающему графоману. Те. если графомания индивидуума выражена в слабой форме, то его надо просто отвлечь от бесполезного бумажного мошенничества, заинтересовать чем-то другим. Но человеку с тяжелой формой заболевания требуется специализированное психотерапевтическое и медикаментозное лечение. Медикаментозная терапия заключается в приеме психотропных препаратов или нейролептиков.

Среди терапевтических методов неплохо зарекомендовали себя: семейная психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия.

Когнитивно-поведенческая терапия направлена ​​на устранение застенчивости, неуверенности, отчужденности, повышение самооценки, развитие смелости у пациента. Особенно важна в лечении графомании поддержка близких людей и общение с ними. Близкие люди должны окружить графомана заботой и теплом. Они могут помочь при тактичном, ненавязчивом общении с графоманом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *