Гражданское воспитание личности
На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании.
Цель и содержание гражданского воспитания учащихся
Главная цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, воспитание и гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданственность как качество личности воспитывается педагогами в школе, родителями в семье и определяется особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Так же в гражданском воспитании важную роль играют общественные объединения и организации, в которых принимают участие дети.
В каждом обществе вырабатываются свои взгляды, идеи и нормы, которые определяют гражданское сознание, однако для усвоения личностью этих норм необходима грамотная система воспитательной работы. Таким образом, сформированное гражданское сознание поможет личности оценивать социальные явления и процессы, а также свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Идеи гражданского воспитания в педагогике
Становление концепций гражданского воспитания насчитывает многолетнюю историю.
В античной классической педагогике философами Платоном и Аристотелем были даны теории воспитания личности. Они связывали гражданское воспитание с формированием уважения к государству и законопослушания.
Французский философ эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо высказал идею о том, что основу гражданского воспитания составляет свободное развитие личности, ее качеств, существование условий для ее самореализации.
Наиболее полно концепция гражданского воспитания в зарубежной педагогике была представлена немецким педагогом Г. Кершенштейнером, который отметил важность целенаправленного формирования гражданского воспитания, необходимость знания истории государства, политической образованности масс.
Исследованиям в области гражданского воспитания уделялось значительное место в работах российских педагогов и мыслителей. В отечественной педагогике идеи гражданского воспитания отразились в трудах А. Н. Радищева, К.Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, A. И. Герцена и других.
Педагог и писатель К. Д. Ушинский сформулировал идею народности в воспитании, которая основывается на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Философ Н. Г. Чернышевский развил мысль о великой роли воспитания, которое решает участь человека. По его мнению, целью воспитания является «формирование активной личности, озабоченной общественными интересами».
Великий гуманист В.Г. Белинский большую роль отводил семье в процессе воспитания личности, в свою очередь обязанностью учебных заведений, по его мнению, было стремление сделать детей учеными, гражданами, членами государства. В.Г. Белинский считает, что каждый, согласно своим способностям, «должен найти место и в человечестве, и в гражданском обществе». Гражданская деятельность, помимо искусства, романтики, знаний и других составляющих внутреннего мира человека, является неотъемлемой частью жизни личности. Идеальный человек – это тот, кто, прежде всего, является сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. Так В.Г.Белинский подчеркивает, что человек –существо социальное.
Педагог А.И. Герцен отмечает, что личность «не может не отражать в себе свое время, свою среду». Истинный гражданин не может быть лишь созерцателем, «пассивным продуктом своей среды», он должен быть «деятелем, творцом, борцом», должен жить интересами Родины.
Советская педагогика трактовала гражданское воспитание в аспекте приобретения опыта коллективной деятельности. Так, в книге
Таким образом, отечественная педагогика всегда отличалась гуманистической и духовной направленностью. Ярчайшие представители отечественной науки трактовали вопросы гражданского воспитания в широком социальном контексте проблемы взаимодействия личности и общества, призывали к формированию качеств личности в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Гражданское воспитание было нацелено на формирование чувства долга, служение интересам общества и государства, на воспитание граждан-патриотов.
Идея гражданского воспитания имеет общечеловеческую значимость и ценность. Прогрессивные идеи отечественной педагогики легли в основу воззрений последующих поколений ученых.
Важно, чтобы сегодня гражданское воспитание стало залогом обретения общенациональных ценностей, сохранения единства и стабильности общества, повышения духовно-нравственного уровня и социальной культуры населения.Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения
Важным аспектом гражданского воспитания в школе и семье является патриотическое воспитание, воспитание ненасилия и межнационального общения, правовой культуры личности.
Патриотизм как качество личности выражается в любви к своей Родине, в готовности быть преданным и защищать ее. Высокий уровень межнационального общения предполагает чувства интернационализма и равенства всех народов. Так, основой патриотизма является идея уважения и любви к своей Родине, интернационализма — уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения включают в себя следующие процессы:
- включение учащихся в активный труд на благо своей Родины;
- формирование бережного отношения к культурным ценностям, обычаям народа, его истории;
- воспитание любви к Родине, готовности ее защищать;
- установление дружественных отношений с представителями других стран, изучение культуры и традиций разных народов.
Патриотическое и интернациональное воспитание реализуется с помощью различных методов. Важную часть в патриотическом воспитании занимает организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, а также символики других стран. Изучение истории Родины, ее природного края, культурных традиций укрепляет чувства любви ребенка к своему Отечеству.
Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся
Для того, чтобы дети знали и выполняли правовые нормы в своем повседневном поведении, необходимо формировать грамотную правовую культуру учащихся.
Правовая культура — это элемент общей сложившейся социальной культуры, которая определяется степенью правового сознания и правовой активности общества.
Учащиеся, которые склонны к совершению правонарушений, чаще всего имеют искаженные знания и представления о социальных ценностях. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников находятся в первую очередь в семье. Неблагоприятную атмосферу для формирования личности ребенка содержат семьи, члены которых имеют отклоняющиеся поведение (алкоголизм, судимость, наркомания т.д.), а так же семьи, где за внешним благополучием скрывается неблагоприятный психологический климат и тяжелая эмоциональная обстановка. Поэтому одним из условий предотвращения правонарушений является эффективная работа с семьями учащихся.
Так же для подростка важно мнение его сверстников, поэтому необходимо положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.
Гражданское воспитание – одно из основных направлений современного европейского образования
Опубликовано автором admin
В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды [2]. Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда проявляются довольно остро.
За годы «демократических» преобразований был подорван на корню элементарный дух гражданственности. Выросло целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательным. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. В связи с этим именно в области образования в Западной Европе происходит ряд существенных преобразований, призванных не допустить морального разложения и падения подрастающего поколения. Для этого важно правильно организовать молодежную политику, основной причиной формирования которой, как отдельного направления социальной политики, является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Основная ее цель в различных европейских государствах — содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество.Антонова Е.С. Российский научный журнала №1 (..2010) Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Личностные и мотивационные предпосылки активизма и гражданской активности
. 2010 декабрь; 78 (6): 1703-34.
doi: 10.1111/j.1467-6494.2010.00667.x. Epub 2010 12 октября.
Аллен М Омото 1 , Марк Снайдер, Джастин Д. Хакетт
принадлежность
- 1 Школа поведенческих и организационных наук, 123 E. Eighth Street, Клермонтский аспирантский университет, Клермонт, Калифорния 91711, США. [email protected]
- PMID: 21039529
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.2010.00667.x
Аллен М. Омото и соавт. J Перс. 2010 9 декабря0003
. 2010 декабрь; 78 (6): 1703-34.
doi: 10.1111/j.1467-6494.2010.00667.x. Epub 2010 12 октября.
Авторы
Аллен М Омото 1 , Марк Снайдер, Джастин Д. Хакетт
принадлежность
- 1 Школа поведенческих и организационных наук, 123 E. Eighth Street, Клермонтский аспирантский университет, Клермонт, Калифорния 91711, США. [email protected]
- PMID: 21039529
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.2010.00667. x
Абстрактный
Эта статья концептуально связывает теорию и исследования волонтерства с различными формами политической деятельности, в частности с активизмом и гражданской активностью. Описаны многочисленные точки зрения и меры личности как предпосылки добровольчества, активности и гражданской активности, включая индивидуальные различия в мотивах, межличностных ориентациях и чертах. Затем данные самоотчетов 624 человек, участвующих в организациях по борьбе со СПИДом (в качестве клиентов, волонтеров, сотрудников или сторонников), используются для эмпирического исследования лучших личностных предикторов активности в связи со СПИДом и гражданской активности. Мотивация, ориентированная на других, а не на себя, лучше предсказывала активность в связи со СПИДом и гражданскую активность. Единственной мерой межличностной ориентации, постоянно связанной с этими результатами, была ориентация на общину; кроме того, только черта экстраверсии была связана с обоими исходами. В анализах, проверяющих прогностическую силу созвездий личностных показателей, мотивация, ориентированная на других, лучше предсказывала активность в связи со СПИДом и гражданскую активность, чем другие показатели мотивации, межличностной ориентации и черт. Наконец, медитативный анализ подтвердил последовательность развития, в которой мотивация, ориентированная на других, приводит к конкретной активности, которая, в свою очередь, поощряет более широкое гражданское участие. Обсуждение сосредоточено на теоретических последствиях для понимания влияния личности на различные формы гражданского поведения и применимости модели волонтерского процесса для изучения политической активности и гражданской активности.
© 2010 Авторы. Журнал личности © 2010, Wiley Periodicals, Inc.
Похожие статьи
Волонтерство, здоровье и гражданская активность среди пожилых людей.
Готлиб Б.Х., Гиллеспи А.А. Готлиб Б.Х. и соавт. Может J Старение. 2008 Зима; 27(4):399-406. doi: 10.3138/cja.27.4.399. Может J Старение. 2008. PMID: 19416800 Обзор.
Связаны ли средства массовой информации с гражданской активностью? Влияние интереса и дискуссий о средствах массовой информации на текущую и будущую гражданскую активность подростков.
Эрентайте Р., Жукаускене Р., Бейерс В., Пилкаускайте-Валицкене Р. Эрентайте Р. и др. Дж. Адолеск. 2012 июнь; 35 (3): 587-97. doi: 10.1016/j.adolescence.2011.12.008. Epub 2012 20 января. Дж. Адолеск. 2012. PMID: 22264380
Постоянная помощь без обязательств: мотивация, продолжительность службы и воспринимаемое изменение отношения среди волонтеров по борьбе со СПИДом.
Омото А.М., Снайдер М. Омото А.М. и др. J Pers Soc Psychol. 1995 г., апрель; 68(4):671-86. doi: 10.1037//0022-3514.68.4.671. J Pers Soc Psychol. 1995. PMID: 7738770
Инвентаризация мотивов волонтерства в хосписной паллиативной помощи: инструмент для найма и удержания.
Клэкстон-Олдфилд С., Василкив Л., Марк М., Клэкстон-Олдфилд Дж. Клакстон-Олдфилд С. и др. Am J Hosp Palliat Care. 2011 фев; 28 (1): 35-43. дои: 10.1177/1049909110373509. Epub 2010 16 августа. Am J Hosp Palliat Care. 2011. PMID: 20713424
Сохранение вовлеченности в деятельность: индивидуальные различия в процессе саморегуляции мотивации.
Сансон С, Томан Д.Б. Сансон С и др. J Перс. 2006 декабрь; 74 (6): 1697-720. doi: 10.1111/j.1467-6494.2006.00425.x. J Перс. 2006. PMID: 17083663 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Выявление факторов, влияющих на готовность китайских добровольцев участвовать в волонтерских услугах по охране здоровья плавающего населения, на основе теории модели запланированного расширения поведения.
Ву ВЛ, Ю ХИ, Чжоу ХС. Ву В.Л. и соавт. Фронт Псих. 2022 5 октября; 13:953575. doi: 10.3389/fpsyg.2022.953575. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36275260 Бесплатная статья ЧВК.
Модель с несколькими переменными для объяснения долгосрочной приверженности добровольчеству среди добровольцев COVID-19.
Кулик Л. Кулик Л. Анальные социальные вопросы государственной политики. 2022 июль 26:10.1111/как можно скорее.12322. дои: 10.1111/как можно скорее.12322. Онлайн перед печатью. Анальные социальные вопросы общественной политики. 2022. PMID: 36042820 Бесплатная статья ЧВК.
Помощь другим в виртуальной реальности повышает просоциальное самопонимание среди подростков.
Ху Ф, Ли И.С., Чанг Х.Л., Лин С.П., Хуан В.Х. Ху Ф и др. J Молодежь Подросток. 2022 Октябрь; 51 (10): 1873-1885. doi: 10.1007/s10964-022-01652-y. Epub 2022 5 июля. J Молодежь Подросток. 2022. PMID: 35789320
Может ли эмпатия помочь отдельным людям и обществу? Через призму волонтерства и психического здоровья.
Чанг Ю.В., Им С., Ким Дж.Е. Чанг Ю. В. и соавт. Здравоохранение (Базель). 2021 Октябрь 20;9(11):1406. doi: 10.3390/healthcare9111406. Здравоохранение (Базель). 2021. PMID: 34828452 Бесплатная статья ЧВК.
Польза для психического здоровья от помощи сообщества во время кризиса: скоординированная помощь, идентификация сообщества и чувство единства во время пандемии COVID-19.
Боу М., Уэйкфилд Дж.Р.Х., Келлези Б., Стивенсон С., Макнамара Н., Джонс Б.А., Сумич А., Хейм Н. Боу М. и др. J Community Appl Soc Psychol. 2022 май-июнь;32(3):521-535. doi: 10.1002/casp.2520. Epub 2021 5 апр. J Community Appl Soc Psychol. 2022. PMID: 34230792 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
«Руководство по развитию молодежного лидерства для гражданской активности»
Используйте «Руководство по развитию молодежного лидерства для гражданской активности», чтобы помочь молодым людям развить присущие им лидерские качества.
Запросить дополнительную информацию
Об этом тесте
Помогите молодым людям развить присущие им лидерские качества с помощью Руководства по развитию молодежного лидерства для гражданской активности.
Этот тест дает ответы, необходимые для принятия обоснованных решений по консультированию и обучению.
Хотите узнать больше об этом тесте? Получить сейчас. Пожалуйста, ЗАПРОСИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, и мы ответим незамедлительно.
Не подходит идеально? Нет проблем. У нас есть много похожих тестов на выбор. См. альтернативы в разделах категорий ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ и ЛИЧНОСТЬ нашего сайта.
Предоставляйте молодым людям информацию для развития их лидерских качеств с помощью Руководство по развитию молодежного лидерства для гражданской активности мотивационного всеобъемлющего отчета о развитии.
Цель: В этом отчете содержится ценная информация о том, как молодые люди могут развивать присущие им лидерские качества. Это помогает им понять, что быть лидером — это гораздо больше, чем просто харизматичным оратором. Руководство по развитию лидерства — это мотивационный инструмент, который поможет вам понять, что существует множество способов конструктивно продемонстрировать лидерство и внести ценный вклад в сообщество.
Помимо изучения академических предметов в школе, мы все надеемся, что молодые люди сформируют хороший характер и разовьют сильные личные качества по мере взросления, чтобы стать лидерами завтрашнего дня. Эта оценка личности дает отчет, который помогает молодым людям развить самоанализ и личные навыки, которые являются основой для лидерства и мотивации, чтобы быть позитивной силой в мире.
О тесте: Руководство по развитию молодежного лидерства для гражданской активности 9Тест личности 0023 состоит из 111 вопросов и занимает примерно 20 минут.
Процесс тестирования: Интернет-тестирование позволяет вам пройти его в удобное для вас время. Когда вы закончите, отчет может быть загружен немедленно.
Что дает отчет: Этот 14-страничный отчет настроен с учетом уникальной личности тестируемого. Он дает много информации по шести различным темам, показанным ниже. В конце отчета вы получаете баллы по десяти параметрам личности.
- Развитие ваших талантов. В этом разделе рассказывается о социальных навыках, навыках самоутверждения, способности справляться с ответственностью, личной честности и способности справляться с трудностями.
- Ориентация своего индивидуального «я» в служении другим: этот раздел посвящен пониманию того, кто ваши различные клиенты, и знанию того, что нужно, чтобы быть полезным для них.
- Общение с другими и построение сетей: в этом разделе рассматривается принятие других и построение отношений.
- Инициирование проектов: Здесь в отчете говорится о мотивации проявлять инициативу для достижения целей и придумывать идеи.