Уныние — грех? // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
За то, что ты не служил Б-гу,
Всесильному твоему,
с радостью и с веселым сердцем…
(Дварим 28:47)
В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, есть довольно обширное описание ужасных последствий, с которыми столкнется народ Б-га, если не будет исполнять волю Всесильного после того, как войдет в Землю Израиля. За неправедное поведение нас ждут разорение, голод, войны, болезни и изгнание.
Среди грехов, за которые евреи будут наказаны, есть и уныние. Да-да, именно уныние! «За то, что ты не служил Б-гу, Всесильному твоему, с радостью и с веселым сердцем…» Неужели уныние является грехом? Как можно наказывать за это человека? Ведь наказывать человека за уныние, это все равно, что бить его, когда он упал.
Такие вопросы возникают по причине принципиального непонимания того, что такое счастье. Мы склонны рассматривать счастье как индикатор внешних условий. Если у нас все хорошо — мы счастливы. Если дела не очень — мы несчастны (по крайней мере, находим причину не быть счастливыми). Само слово подразумевает, что счастье — нечто происходящее с нами; и моменты, когда мы счастливы, случаются благодаря счастливой судьбе. И наоборот — мы впадаем в уныние потому, что нам не повезло и случилось что-то неприятное.
Но Всевышний говорит нам, что это не так. Счастье — это решение. И, как у всех решений, у него есть свои последствия. А Б-г не наказывает людей за то, что они несчастны. Он упоминает о тех бедах, которые уныние может повлечь за собой. Пристрастившиеся к алкоголю и наркотикам могут подтвердить, что несчастье имеет разрушительные последствия. А для чего еще люди продолжают употреблять алкоголь, как не по причине абсолютного несчастья? В какой-то момент мы начинаем думать, что жизнь — это череда разочарований и огорчений. И вообще, в течение всей жизни мы никогда не чувствуем себя до конца уверенными в себе. Мы — это «мужчины и женщины…[которые] неспокойны, раздражительны и недовольны до того момента, пока вновь не смогут ощутить себя непринужденно и хорошо; а это обычно случается после принятия некоторого количества алкоголя» («Книга анонимных алкоголиков»).
Наша духовная программа излечения дает нам средства для того, чтобы мы могли изменить себя и стать довольными жизнью людьми. Она учит нас быть счастливыми и напоминает о том, что счастье приходит не в результате того, что происходит вокруг, но от того, что мы думаем, как относимся к происходящему и какие совершаем поступки. Если мы не используем эти средства по исправлению себя, то быстро устаем от жизни. Мы тонем в жалости к себе и в ярости, и в конце концов снова заболеваем унынием. В результате возникает вечная смута, которая способна привести нас к краху и к смерти.
Значит, уныние — грех? Не все ли равно, как его называть? Ведь результат от этого не изменится. Если же говорить о счастье, то нет предела благословениям, которые оно может принести.
Бен А.
«С верой, надеждой, любовью»: грех уныния, православный календарь
Четверг, 8 декабря
06:00 Мультимир (6+)
07:00 Доброе утро, Губкинский! (12+)
08:35 Выходные на колесах (6+)
09:00 Мировой рынок (12+)
09:45 Ученые люди (12+)
10:15 Битва ставок (12+)
10:55 Т/с «Вольная грамота» (16+)
11:45 Клинический случай (12+)
12:15 Т/с «Пока станица спит» (12+)
13:00 Новости (16+)
13:20 Битва офисов (12+)
13:40 Т/с «Чужое гнездо» (12+)
14:25 Такие странные (16+)
14:55 Планета собак спешит на помощь (12+)
15:45 Т/с «90-е. Весело и громко» (16+)
16:35 Т/с «Легальный допинг» (16+)
17:25 Документальное кино (12+)
17:40 Страшно. Интересно (12+)
19:10 Битва офисов (12+)
19:30 Новости (16+)
19:50 Т/с «Убийства в…» (16+)
21:20 Т/с «Парк развлечений» (16+)
22:55 Д/ф «Пограничный край» (0+)
23:35 Не иностранец (12+)
23:55 Битва офисов (12+)
00:15 Новости (16+)
00:35 Т/с «От ненависти до любви» (16+)
02:10 Все, кроме обычного (16+)
03:20 Х/ф «Здрасьте, я ваш папа!» (12+)
04:40 Документальное кино (12+)
05:10 Прокуроры (12+)
Пятница, 9 декабря
06:00 Мультимир (6+)
07:00 Доброе утро, Губкинский! (12+)
08:35 Выходные на колесах (6+)
09:00 Мировой рынок (12+)
09:45 Ученые люди (12+)
10:15 Битва ставок (12+)
10:55 Т/с «Вольная грамота» (16+)
12:15 Т/с «Пока станица спит» (12+)
13:00 Новости (16+)
13:20 Неделя в городе (16+)
13:40 Т/с «Чужое гнездо» (12+)
14:25 Такие странные (16+)
14:55 Планета собак спешит на помощь (12+)
15:45 Т/с «90-е. Весело и громко» (16+)
16:35 Т/с «Легальный допинг» (16+)
17:25 Документальное кино (12+)
17:40 Страшно. Интересно (12+)
18:25 Т/с «Лучшие враги» (16+)
19:10 Неделя в городе (16+)
19:30 Новости (16+)
19:50 Х/ф «Август» (12+)
21:40 Х/ф «Одуванчик» (16+)
23:10 Х/ф «7 дней и ночей с Мэрилин» (16+)
01:00 Х/ф «Репетитор» (12+)
04:00 Д/ф «Пограничный край» (0+)
04:45 Х/ф «Золотая баба» (0+)
Суббота, 10 декабря
06:00 Мультимир (6+)
07:25 И в шутку, и всерьёз (12+)
07:50 Документальное кино (12+)
08:05 Путешествия в деталях (12+)
09:25 Неделя в городе (16+)
09:45 Вокруг света во время декрета (12+)
10:30 Т/с «Свой чужой сын» 1 серия (12+)
11:15 Т/с «Свой чужой сын» 2 серия (12+)
12:00 Т/с «Свой чужой сын» 3 серия (12+)
12:40 Т/с «Свой чужой сын» 4 серия (12+)
13:25 Х/ф «Парк развлечений» (16+)
15:00 Т/с «Чужая жизнь» 1 серия (16+)
15:50 Т/с «Чужая жизнь» 2 серия (16+)
16:35 Т/с «Чужая жизнь» 3 серия (16+)
17:25 Т/с «Чужая жизнь» 4 серия (16+)
19:40 Х/ф «Без тормозов» (16+)
21:05 Х/ф «Марафон желаний» (16+)
22:30 Х/ф «Август» (12+)
00:25 Концерт Михаила Задорнова (16+)
02:00 Х/ф «За синими ночами» (0+)
04:15 Х/ф «Продлись, продлись, очарованье…» (16+)
05:40 Архивы истории (12+)
Воскресенье, 11 декабря
06:00 Мультимир (6+)
07:25 И в шутку, и всерьёз (12+)
07:55 Документальное кино (12+)
08:10 Райские птицы (6+)
09:00 М/ф «Песнь моря» (6+)
10:25 Документальное кино (12+)
11:10 Т/с «Неодинокие» 1 серия (12+)
11:55 Т/с «Неодинокие» 2 серия (12+)
12:40 Т/с «Неодинокие» 3 серия (12+)
13:25 Т/с «Неодинокие» 4 серия (12+)
14:10 Х/ф «Репетитор» (12+)
17:25 Х/ф «Одуванчик» (16+)
18:55 Х/ф «7 дней и ночей с Мэрилин» (16+)
20:25 Х/ф «Марафон желаний» (16+)
21:50 Х/ф «Другая Бовари» (16+)
23:25 Т/с «Свой чужой сын» 1 серия (12+)
00:10 Т/с «Свой чужой сын» 2 серия (12+)
00:55 Т/с «Свой чужой сын» 3 серия (12+)
01:35 Т/с «Свой чужой сын» 4 серия (12+)
02:20 Т/с «Чужая жизнь» 1 серия (16+)
03:10 Т/с «Чужая жизнь» 2 серия (16+)
03:55 Т/с «Чужая жизнь» 3 серия (16+)
04:45 Т/с «Чужая жизнь» 4 серия (16+)
05:30 Федерация (16+)
Топь Отчаяния
15 октября 2014 г. о. Дуайт Лонгенекер
В знаменитой аллегории Джона Баньяна , Путь пилигрима
герой наткнулся на Топь Отчаяния, также известную как Болото Отчаяния. Баньян описывает это так: «Эта болотистая топь — такое место, которое невозможно исправить; это нисхождение, куда постоянно стекаются мрази и грязь, сопровождающие осуждение за грех, и поэтому оно называется Топью Отчаяния».Смертным грехом лени часто считают сутулость на диване, скучающую до безумия, и часами прыгать по каналам. Такое поведение, безусловно, является признаком смертного греха лени, но настоящая проблема гораздо глубже. Лень — это не просто лень, а глубокая убежденность в том, что ничего не стоит делать. Если вы просто отдыхаете и расслабляетесь, вы не виновны в лени. Лень — это глубокое чувство, что не хочется вставать и делать что-то стоящее, потому что на самом глубоком уровне жизнь ненавистна, будущего нет и, что хуже всего, мы презираем самих себя. Другими словами, в основе лени лежит грех отчаяния.
Что вызывает отчаяние — это глубокое чувство ненависти и отсутствия надежды? Буньян попадает в точку, когда связывает уныние с чувством вины и бесполезности. Таким образом, лень часто является вторичным грехом, сопровождающим чревоугодие, похоть, жадность и гнев. Эти другие грехи тянут нас вниз и заставляют нас плохо думать о себе, о нашем мире и даже о возможности того, что Бог может нас простить.
Лень – это также нежелание или отказ от использования наших даров и способностей в позитивном ключе, который ведет к процветающей, щедрой и изобильной жизни. Погрязший в отчаянии, ленивый человек впадает в угрюмую позицию, не считая ничего стоящего. Фома Аквинский определяет это как отсутствие веры и уверенности в благости Бога. Ленивец тратит впустую время, тратит впустую свои дары, тратит впустую свою жизнь и, что хуже всего, тратит впустую Божью благодать.
Ленивец «смертелен»? Вы держите пари. Это убивает достижения. Это убивает радость. Это убивает любовь к жизни.
Это убивает производительность. Это убивает плодородие. Это убивает счастье. Это убивает надежду и веру в Бога. Он убивает любовь и, в конце концов, без лекарства может привести к самоубийству. Ленивец убивает? Без сомнения.Мы должны тщательно различать грех лени и болезнь депрессии. Клиническая депрессия — это излечимое психическое заболевание, в котором человека нельзя обвинять или считать виновным. С другой стороны, в лени, как и во всяком грехе, есть элемент выбора. Виновный в лени отказывается вырваться из трясины уныния. Он или она предпочитает погрязнуть в пучине, а не просить у Бога божественной благодати и силы, чтобы покаяться в своих грехах и встать, чтобы служить Богу и другим людям, к чему они призваны.
Положительная добродетель, противостоящая лени, — это усердие. Не случайно великие духовные писатели всегда рекомендуют стабильную, веселую и регулярную тяжелую работу. Святой Бенедикт призывает своих монахов к «ora et work» — молитве и труду. Бенедиктинские писатели утверждают, что в духовной жизни работа и молитва сливаются воедино, так что нельзя правильно молиться без работы и, наоборот, работа без молитвы бессмысленна.
Застрял в трясине отчаяния — болоте отчаяния? В ловушке греха лени? Покайтесь на коленях, затем встаньте на ноги. Бог хорош! Улыбнитесь и приступайте к созиданию Царства Божьей любви, силы и радости.
Примечание редактора. Это шестая часть из восьми частей, посвященных семи смертным грехам. Возвращайтесь каждую среду и читайте предыдущие статьи здесь.
Отмечен как: Лучшее за неделю, Искаженные желания, Путь пилигрима, Семь смертных грехов, лень
Перейти на домашнюю страницу католической биржи
Опасности уныния | Сэнди Кресс
Один хасид пожаловался люблинскому раввину, что его мучают злые желания и он впал в уныние. Раввин сказал ему: «Прежде всего береги себя от уныния, ибо оно хуже и пагубнее греха. Когда Злое Побуждение пробуждает желание в человеке, он заботится не о том, чтобы ввергнуть его в грех, а ввергнуть его в уныние посредством греха».
Может ли быть для раввина что-либо «хуже и пагубнее греха?» Сегодняшняя мудрость предполагает, что может быть. Давайте начнем с поверхностного беспокойства по поводу уныния, а затем перейдем к глубокому концу бассейна.
Во-первых, как мы узнали из других хасидских высказываний, радость имеет решающее значение в жизни. Но можно ли испытывать радость, находясь в унынии? Поскольку это не так, мы сразу знаем, на чем основано мнение раввина.
Это не значит, что у нас нет или не должно быть разбитого сердца. Как говорит рабби Бунам, разбитое сердце может подготовить человека к служению Богу. Но уныние или уныние иное; это «разъедает службу».
Быть подавленным — это одно. Совсем другое — быть подавленным и чувствовать себя безнадежным. Это несчастье, которое не может быть легко преодолено. Таким образом, именно это плачевное состояние так беспокоит раввина.
Когда мы грешим, мы обычно способны испытывать угрызения совести, каяться и возвращаться на правильный путь. Однако, когда мы подавлены, мы, как правило, не в состоянии проявить конструктивную мысль и действия, необходимые для этого.
Не поэтому ли раввин считает уныние хуже греха?
Но раввин идет дальше. Он, кажется, предполагает, что Злое Побуждение в основном направлено на то, чтобы вызвать уныние, и просто использует грех как средство для достижения цели.
Мы рассмотрели это на одном уровне, но все идет глубже. Как только жертва впадает в уныние, она или она не только менее восприимчива к возвращению к добру, но и менее привязана к Богу и более уязвима для продолжающегося влияния Злого Побуждения.
Однако в наш особенный век не должны ли мы также задать другой вопрос? Буквально, можно ли понимать раввина в том смысле, что если человек действительно избавлялся от мучений и уныния, участвуя в поведении, которое оказывается греховным, то грех может быть если не приемлемым, то, по крайней мере, понятным?
Возможно, этот вопрос чаще встречается в эпоху психологии, чем в эпоху, которая более удобна с концепцией греха. Она рассматривает боль не как естественное следствие греха, а скорее как следствие того, что общество налагает своего рода мучения на поведение, которое считается греховным.
В этом духе кто-то может бросить вызов раввину, сказав: «Я вас слышу. Не стоит мучиться чувством вины. Дай мне избавиться от уныния, сняв вину, и тогда, как я ни поступаю, все будет хорошо». Как на это отреагирует раввин?
Возможно, тогда такой ответ был маловероятным. Но в то же время хасидский подход к учению против греха больше полагался бы на молитву, обучение и привязанность к Богу, чем на вину и мучения. Действительно, считалось, что при таком режиме жизни зло в порывах исчезнет само собой.
Таким образом, раввин, кажется, прежде всего говорит о том, что следует избегать уныния. От греха можно оправиться, считает он, но от уныния оправиться гораздо труднее.
Признав это, я должен сказать, что внутри меня живет традиционалистский голос, который хочет дать отпор. Разумно ли ставить грех в один ряд с унынием? Стоит ли говорить, что одно хуже другого?
Если уныние можно как-то отделить от греха, пусть даже временно, главная проблема раввина может казаться решенной.