Гуманистическая психология личности: 38.9. Личность в гуманистической психологии

38.9. Личность в гуманистической психологии

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

 

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных.

Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл (Рэнсом) Роджерс. Концепщии первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей.

Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. См. предыдущий вопрос №37.8 (список свойств самоактуализирующейся личности выделен курсивом).

На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.

 

Теории личности в гуманистической психологии(Рамендик Д.М.)

Общие принципы

Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности — не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.

е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» — образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке — огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия — процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л. С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия.

Теория жизненных миров Ф. Василюка

Близкую к гуманистической, но совершенно оригинальную модель личности предложил и успешно разрабатывает Ф.Е.Василюк. Остановимся на этой модели несколько подробнее, т.к. она пока не вошла в известные учебники психологии. Он подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров». Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир. Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым — тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих. Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности.

Внешний мир может быть легким — когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов. Соответственно, возможны 4 типа психологических жизненных миров.

Первый тип — внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Второй тип — внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью. Такой мир порождает необходимость в психике — системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который «Знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». Переживания такого человека вполне реалистичны, в разные моменты жизни он может выбирать разные объекты страсти, подобно чеховской Душечке.

Третий тип — внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир.

В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи.

Иерархические уровни структуры личности

С точки зрения этого подхода, развиваемого Д.А.Леонтьевым, психофизиологическая и конституциональная организация человека в понятие «личности» не входят.

Низший уровень — внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром.

К этому уровню относятся темперамент и характер, а также способности и социальные роли, описанные выше.

Второй уровень — внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Его составляют потребности, ценности и личностные конструкты. Потребности и ценности — источники внутренних личностных смыслов. Потребности отражаются субъективно как желания и стремления, исходящие изнутри. Отношения образуют смысловое и эмоциональное богатство личности. Из личном опыта и из чужих свидетельств человек формирует отношение абсолютно ко всему, с чем сталкивается. (Подробно было сказано выше)

Высший уровень — опорный «скелет» личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное. Они образуются на основе соотношения внутреннего и внешнего миров. Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:

1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей. Это комформистский. путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.

2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не в среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.

3) Выбор жизненной позиции согласно своему личностному выбору на основе свободы воли.

Рамендик Д.М., Одинцова О.В.,

Фрагмент из учебника: Д. М. Рамендик, О.В. Одинцова Психология и психологический практикум. М. Колосс. 2004. Всю книгу можно заказать в издательстве www.koloss.ru
Фрагмент публикуется с любезного разрешения Д.М. Рамендик ([email protected])

Психология, личность, гуманистические подходы | OERTX

Являясь «третьей силой» в психологии, гуманизм преподносится как реакция как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические расстройства, так и на точку зрения бихевиористов о том, что люди пассивно реагируют на окружающую среду, что подвергается критике за то, что делает людей роботами без личности. Он не предполагает, что психоаналитические, бихевиористские и другие точки зрения неверны, но утверждает, что эти точки зрения не признают глубину и значение человеческого опыта и не признают врожденную способность к самонаправленным изменениям и трансформации личного опыта. Эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди. Один из первых гуманистов, Авраам Maslow изучал людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Маслоу (1950, 1970) обнаружил, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, творчество, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя. Когда вы изучали мотивацию, вы узнали об одной из самых известных гуманистических теорий, теории иерархии потребностей Маслоу, в которой Маслоу предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Наивысшая потребность — это потребность в самореализации, которая представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала.

Другим гуманистическим теоретиком был Карл Роджерс. Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции , наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». идеальное я это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы испытываем конгруэнтность , когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. Родители могут помочь своим детям достичь этого, проявляя к ним безусловное положительное отношение или безусловную любовь. По словам Роджерса (1980), «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116). И наоборот, когда существует большое несоответствие между нашим идеальным и действительным «я», мы переживаем состояние, которое Роджерс назвал неконгруэнтностью , которое может привести к дезадаптации. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной.

терминология — Какие теории личности относятся к гуманистическим?

Чтобы получить полное представление о предмете, мне нужно пройтись по нескольким вещам, и в какой-то степени я пересматриваю несколько областей, которые я освещал в других ответах на вопросы. На самом деле, упоминание Гордона Олпорта в вашем вопросе заставило меня обнаружить кое-что, что меняет кое-что в моих прошлых исследованиях. Вы получили от меня голос за это.

Во-первых, немного истории

Как я уже отмечал в разделе Почему бихевиоризм потерял популярность?, существуют так называемые 3 силы психологии

  • Теория поведения (Первая сила) – (Short & Thomas, 2014, стр.
    203)
  • Психодинамическая теория (вторая сила) — (Short & Thomas, 2014, стр. 139)
  • Гуманистическая теория (Третья сила) – (Short & Thomas, 2014, стр. 79)

Хотя сейчас говорят о возможной четвертой силе, такой как мультикультурная психология или трансперсональная психология

Считается, что гуманистический подход был полностью разработан в 1950-х годах во время встречи Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Кларка Мустакаса; а основополагающая философия гуманистического мышления заключается в том, что, по мнению Маслоу (1968, стр. 10), психоанализ занимается «больной» половиной терапии — расстройством и лечением, в то время как гуманистическая терапия стремится к «здоровой» половине — росту. , потенциал и самоактуализация. (Ривз, 2013). Однако дискуссия о гуманистической психологии была начата намного раньше Гордона Олпорта в 1919 г.30 (см. ниже).

Гуманистические модели подхода включают (Counselling Directory, n.d.):

  • Экзистенциальная терапия,
  • Гештальт-терапия,
  • Психотерапия человека,
  • Личностно-ориентированная терапия (PCT),
  • Психосинтез,
  • Реалити-терапия,
  • Краткосрочная терапия, ориентированная на решение,
  • Трансактный анализ (ТА) и
  • Трансперсональная психология

Все основатели вышеупомянутых терапий (включая Эрика Берна) помогли сформировать гуманистическую психологию.

Как показала моя первая ссылка, бихевиоризм не совсем потерял популярность. Благодаря работе Карла Роджерса произошел некоторый сдвиг, хотя и не полный, от жесткости психодинамического подхода к гуманистическому подходу к терапии, и бихевиоризм снова начал привлекать больше внимания.

Ключевые концепции личностно-ориентированного консультирования, трансактного анализа и гештальт-терапии являются тремя наиболее широко применяемыми. (Ривз, 2013)

По словам доктора Дэвида Р. Хайлза из Университета Де Монфор, Лестер, Англия, пионеров гуманистической экзистенциальной психологии включают:

Карл Юнг (1875-1961)

Карл Юнг, возможно, одна из самых важных фигур в психологии, и все же он остается спорным. Для многих психологов он не более чем исторический курьез. Тот, кто работал с Фрейдом в первые дни основания психоанализа, а затем пошел своим путем, основал свою собственную школу психологии, стал довольно эксцентричным и достоин лишь самого поверхностного упоминания в вводных учебниках. Для других психологов он, возможно, самый совершенный психолог, который когда-либо существовал.

Ролло Мэй (1909-1994)

Ролло Мэй, выдающийся экзистенциальный психолог и экзистенциальный психотерапевт, был соучредителем движения гуманистической психологии. Он был откровенным критиком своих современников и в значительной степени отвечал за интеграцию гуманистических и экзистенциальных традиций.

Абрахам Маслоу (1908-1970)

Маслоу был крупным американским психологом, провидцем, вдохновенным мыслителем, коренным образом изменившим ход развития дисциплины психологии. Он родился в Нью-Йорке, получил образование в Висконсинском университете, где изучал поведение приматов под руководством Гарри Харлоу и Кларка Халла. Он вернулся в Нью-Йорк в 1935, приняв исследовательскую позицию с Эдвардом Торндайком в Колумбийском университете. Благодаря контакту с Новой школой социальных исследований недалеко от Гринвич-Виллидж он познакомился и учился у: Альфреда Адлера, Эриха Фромма, Карен Хорни из психоаналитической школы; Курт Гольдштейн, Макс Вертхаймер и Курт Коффка из гештальт-школы мысли.

Фредерик (Фриц) Перлз, основатель гештальт-психологии, также находится в списке (см. ниже).

Карл Роджерс (1902-1987)

Роджерс был пионером в разработке терапии, ориентированной на клиента. Крупная фигура в истории психологии, с оптимистичным взглядом на человечество, он был соучредителем движения гуманистической психологии.

Джеймс Бьюдженталь (1915-)

Джеймс Бюгенталь — важная фигура в раннем развитии гуманистической психологии и в практике гуманистического подхода к психотерапии.

Эрих Фромм (1900-1980)

Эрих Фромм был немецким психоаналитиком и социальным теоретиком, который всегда считал себя неофрудианцем по ориентации, но многие считают, что он занимал ключевую позицию на периферии гуманистического движения.

Роберто Ассаджиоли (1888-1974)

Ассаджоли — итальянский психиатр, основатель психосинтеза. Он получил образование психоаналитика и был членом Общества Фрейда в Цюрихе. Он вышел из членства, поскольку был недоволен отсутствием внимания к росту человеческого потенциала Фрейдом и его последователями, и в течение 20-х и 30-х годов начал разрабатывать свою собственную теорию и методы. Только в 50-х и 60-х годах его работы получили признание за пределами Италии.

Фредерик (Фриц) Перлз (1893-1970)

Перлз был фрейдистским психоаналитиком, основателем гештальт-терапии и харизматичной фигурой. Он родился в Берлине, получил степень доктора медицины в Университете имени Фредерика Вильгельма, а затем прошел психоаналитическое обучение у Вильгельма Райха в качестве его аналитика. Он познакомился со многими из ключевых основоположников гештальт-психологии (Келер, Вертхаймер, Левин) и работал ассистентом Курта Гольдштейна. В 1934 году он отправился в Южную Африку, где основал Институт психоанализа и встретил Яна Смэтса, изобретателя термина «холизм». Переезд в США в 19В возрасте 46 лет вместе с женой в 1952 году он основал Нью-Йоркский институт гештальт-терапии.

Виктор Франкл (1905-1997)

Франкл увидел, что страдания каждого человека уникальны, и возможность роста заключается в том, как человек переносит свои страдания. Логотерапия — это попытка реализовать это понимание в терапевтическом контексте. На Франкла сильно повлияли экзистенциальные философы Хайдеггер и Ясперс, и он начал развивать собственную философию. Как следует из названий его многочисленных популярных книг, логотерапия занимается в основном смыслом, волей к смыслу, неслыханным зовом к смыслу.

И некоторые другие

Гордон Олпорт (1897–1967)

Вы упомянули Гордона Олпорта в своем вопросе, но он не упоминается доктором Дэвидом Р. Хайлзом или Ривзом выше, что интересно, поскольку утверждается, что термин «гуманистическая психология» был впервые введен Гордоном Олпортом в 1930 году (DeCarvalho, 1991).

(Allport, 1930) в подзаголовке «Нужна новая наука» указано:

Боюсь, что мои пункты были выбраны произвольно и представлены довольно догматически. Никак иначе, однако, нельзя в короткое время проиллюстрировать тезис этой статьи, а именно, что обдуманная формулировка науки о личности есть не только необходимая, но и вполне возможная задача. Просто лень настаивать на том, что знание людей — это искусство, и при этом отмахиваться от темы. Если знание людей — это искусство, то, по-видимому, это искусство, которое, как и медицина, может быть сформулировано и передано, и которое может и должно быть включено в новый и более широкий тип сознания.0017 гуманистическая психология (стр. 127, курсив мой)

ДеКарвальо утверждает, что подобные утверждения можно найти во всех основных работах Олпорта, особенно в 1960-х годах.

Незнание использования Олпортом термина гуманистическая психология символизирует большее игнорирование вклада Олпорта в гуманистическое течение в американской психологии: это упущение встречается не только в текстах по истории и системам психологии, но, к сожалению, и среди гуманистических сами психологи . .. Олпорт был известным теоретиком личности и, возможно, самым престижным мыслителем психологического мира начала и середины 20-го века, который отстаивал гуманистическое движение в психологии на самых ранних стадиях. (ДеКарвальо, 19 лет91)

Ссылки

Allport, GW (1930). Некоторые руководящие принципы в понимании личности. Семья , 11(4), 124-128.
DOI: 10.1177/104438943001100407
Бесплатный PDF : http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/104438943001100407

Humanistic Therapies Counseling Directory 9001 [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.counselling-directory.org.uk/humanistic.html
[Проверено 16 февраля 2017 г.].

ДеКарвальо, Р. Дж. (1991). Гордон Олпорт и гуманистическая психология. Журнал гуманистической психологии , 31(3), 8-13.
DOI: 10.1177/0022167891313002

Маслоу, А. (1968). К психологии бытия . Нью-Йорк: Ван Ностранд.

Ривз, А. (2013).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *