Гуманистическая психология личности: Теории личности в гуманистической психологии(Рамендик Д.М.)

Содержание

Теории личности в гуманистической психологии(Рамендик Д.М.)

Общие принципы

Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности — не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т. е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» — образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке — огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия — процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л. С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия.

Теория жизненных миров Ф. Василюка

Близкую к гуманистической, но совершенно оригинальную модель личности предложил и успешно разрабатывает Ф.Е.Василюк. Остановимся на этой модели несколько подробнее, т.к. она пока не вошла в известные учебники психологии. Он подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров». Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир. Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым — тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих. Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности.

Внешний мир может быть легким — когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов. Соответственно, возможны 4 типа психологических жизненных миров.

Первый тип — внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Второй тип — внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью. Такой мир порождает необходимость в психике — системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который «Знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». Переживания такого человека вполне реалистичны, в разные моменты жизни он может выбирать разные объекты страсти, подобно чеховской Душечке.

Третий тип — внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи.

Иерархические уровни структуры личности

С точки зрения этого подхода, развиваемого Д.А.Леонтьевым, психофизиологическая и конституциональная организация человека в понятие «личности» не входят.

Низший уровень — внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром.

К этому уровню относятся темперамент и характер, а также способности и социальные роли, описанные выше.

Второй уровень — внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Его составляют потребности, ценности и личностные конструкты. Потребности и ценности — источники внутренних личностных смыслов. Потребности отражаются субъективно как желания и стремления, исходящие изнутри. Отношения образуют смысловое и эмоциональное богатство личности. Из личном опыта и из чужих свидетельств человек формирует отношение абсолютно ко всему, с чем сталкивается. (Подробно было сказано выше)

Высший уровень — опорный «скелет» личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное. Они образуются на основе соотношения внутреннего и внешнего миров. Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:

1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей.

Это комформистский. путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.

2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не в среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.

3) Выбор жизненной позиции согласно своему личностному выбору на основе свободы воли.

Рамендик Д.М., Одинцова О.В.,

Фрагмент из учебника: Д. М. Рамендик, О.В. Одинцова Психология и психологический практикум. М. Колосс. 2004. Всю книгу можно заказать в издательстве www.koloss.ru
Фрагмент публикуется с любезного разрешения Д.М. Рамендик ([email protected])

Личность в гуманистической психологии

Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, создающую себя «из ничего», оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев философии экзистенциализма. «Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом», утверждает один из американских авторов. По мнению Р. Мэй, Джемс предвосхитил сформулированное Ж.-П. Сартром кредо экзистенциализма: «Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции)».

Сартр (как и М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие лидеры экзистенциализма) выступил в существенно иных, нежели Джемс, общественно-исторических условиях. Это был период между двумя мировыми войнами, когда значительная часть интеллигенции переживала духовный кризис, утратив перед лицом эскалации милитаризма и фашизма веру в исторический прогресс и человеческий разум. Личность, каковой она дана в формах естественнонаучного и социального познания, истолковывалась как ирреальная проекция подлинного (экзистенциального) Я, пронизанного ощущениями тревожности, «заброшенности», трагизма и бессмысленности существования. Подобный взгляд на человека и получил впоследствии резонанс в психологических кругах, где его сторонники образовали направление, выступившее под именем гуманистической психологии и объявившее себя «третьим путем» по отношению к бихевиоризму и фрейдизму.

Центром направления стали США, а лидирующими фигурами К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Г. Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бйне, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал он, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через ее противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорируют такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), особых агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюком). Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики свободы воли и выступает только как нечто, определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем «ниже» той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Среди энтузиастов гуманистической психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов — к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой «жизненный план», а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми. Эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Гуманистическая психология выступила в качестве одного из таких путей.

В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических течений, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как «большую белую крысу», либо как «маленький компьютер») и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно). В конструктивном отношении моделям «расщепленного», «фрагментарного» человека гуманистическая психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее Я, ее «самости».

Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего «феноменального мира». Главная установка, по словам наиболее крупного представителя этой школы Карла Роджерса, должна состоять в «непрерывном фокусировании на феноменальном мире». Утверждалось, что при сосредоточенности на своем «феноменальном мире» индивид открывает Я как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, названную «терапия, центрированная на клиенте».

Чтобы успешно помочь клиенту, психотерапевт, по Роджерсу, должен выработать по отношению к нему «безусловное положительное отношение» (inconditional positive regard). Только в теплой эмоциональной атмосфере можно понять, как пациент переживает и организует свой мир; с другой стороны, лишь в такой атмосфере клиенту легче реинтегрировать собственную личность.

Идеи Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов и всех тех, кто по характеру своей деятельности непосредственно связан с людьми и необходимостью воздействовать на их поведение.

В плане категориального развития психологического познания гуманистическое направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с ее консолидацией в особую форму отражения «личностности» психического форму, отличную от других категорий (мотива, социального отношения, действия и т. д.) и вместе с тем внутренне связанную с ними.

Гуманистическая теория личности: определение

Верите ли вы, что люди в основе своей хорошие? Вы верите, что каждый человек хочет стать лучше? Может быть, вы верите, что при правильном окружении и поддержке каждый человек может стать лучшим и хорошим человеком. Если да, то вам могут понравиться гуманистические теории личности.

  • Что такое гуманистическая теория в психологии?
  • Каково гуманистическое определение личности?
  • Каков гуманистический подход Маслоу к личности?
  • Что такое гуманистическая теория личности Карла Роджерса?
  • Каковы некоторые примеры гуманистических теорий личности?

Гуманистическая теория в психологии

Альфред Адлер считается отцом-основателем индивидуальной психологии. Он также был одним из первых психологов-теоретиков, заявивших, что порядок рождения в вашей семье напрямую влияет на вашу личность. Адлер считал, что у большинства людей есть только одна главная цель: чувствовать себя важными и принадлежащими.

Психологи-гуманисты считают, что то, как человек выбирает вести себя, напрямую зависит от его самооценки и окружающей среды.

Психологи-гуманисты рассматривают то, как окружающая среда человека, включая прошлый опыт, сформировала человека таким, какой он есть сейчас, и направила его на определенный выбор.

Гуманистическая психология состоит из пяти основных принципов:

  1. Человек превосходит сумму своих частей.

  2. Каждый человек уникален.

  3. Люди — это осознающие и сознательные существа, обладающие способностью к самосознанию.

  4. Люди обладают свободой воли, могут делать свой собственный выбор и несут ответственность за свой выбор.

  5. Люди намеренно работают для достижения будущих целей. Они также ищут смысл, творчество и ценность в жизни.

Гуманистическая теория фокусируется на мотивации и желании человека быть хорошим и творить добро. Гуманистическая теория личности также фокусируется на свободе воли или способности выбирать личные результаты.

Гуманистическое определение личности

h гуманистическая теория личности предполагает, что люди в своей основе хороши и хотят стать лучше. Эта доброта и мотивация к самосовершенствованию являются врожденными и подталкивают каждого человека к раскрытию своего потенциала. Если человека удерживают от этой цели, то это происходит из-за его окружения, а не из-за внутренних причин.

Гуманистическая теория фокусируется на склонности человека выбирать хорошее поведение. Теория основана на вере в то, что люди хотят достичь самореализации и могут сделать это в правильной среде и с помощью окружающих. Гуманистическая теория личности делает акцент на уникальности каждого человека и его стремлении быть хорошим и достигать самореализации.

Гуманистический подход Маслоу к личности

Абрахам Маслоу — американский психолог, который считал, что люди обладают свободой воли и самоопределением: способностью принимать решения и формировать собственную жизнь. Маслоу считал, что вы можете стать тем, кем хотите, и можете достичь самореализации.

Самореализация — это способность полностью раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя. Самореализация находится на вершине пирамиды и является конечной целью в иерархии потребностей Маслоу.

Фг. 1 Самореализация! pixabay.com.

Отличительным аспектом теории Маслоу, который отличает его от других, являются те, кого он выбрал для изучения и создания своих теорий. В то время как многие теоретики и психологи предпочитают формулировать свои идеи, исследуя уникальных людей с клиническими диагнозами, Маслоу предпочитал исследовать успешных, а иногда даже известных людей, которые, как он утверждал, имели схожие черты. Он считал, что эти люди достигли самореализации.

Одним из таких известных людей, которых он изучал, был не кто иной, как 16-й президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн. Основываясь на исследовании, проведенном Маслоу в отношении Линкольна и других личностей, он сделал свое утверждение, что все эти люди были сосредоточены на самосознании и сочувствии, а не на суждениях о них других людей. Он сказал, что они больше концентрировались на текущей проблеме, чем на себе, и часто занимались одной главной задачей на протяжении всей своей жизни.

Гуманистическая теория личности Карла Роджерса

Карл Роджерс — американский психолог, который считал, что люди способны меняться и становиться лучше. Роджерс считал, что человеку нужна среда, в которой есть сочувствие и искренность, чтобы он мог стать хорошим человеком. Роджерс считал, что человек не может научиться иметь здоровые отношения и быть здоровым без этой среды.

Карл Роджерс считал, что ваши убеждения о себе состоят из трех частей (ваши Я-концепция ):

  1. Самоценность

  2. Представление о себе

  3. Идеальное Я

9000 2 Карл Роджерс считал, что эти три компонента должны быть конгруэнтны и накладываться друг на друга, чтобы добиться самореализации.

Фг. 2 Все три компонента влияют на самооценку. Изучите умный оригинал.

Роджерс считал, что для достижения целей и хорошей жизни необходимо придерживаться определенных жизненных принципов. Он обнаружил, что люди, которые функционировали в полной мере, имели эти общие принципы. Роджерс также сказал, что процесс хорошей жизни постоянно меняется, а это значит, что каждый человек может начать сейчас менять будущее.

Принципы хорошей жизни:

  1. Быть открытым новому.

  2. Экзистенциальный образ жизни.

  3. Доверие к себе.

  4. Свобода выбора.

  5. Быть креативным и легко адаптироваться.

  6. Надежность и конструктив.

  7. Живите богатой, полной жизнью.

Добиться этого непросто. Роджерс лучше всего объяснил это в своей книге 9.0147 О становлении личностью:

Этот процесс хорошей жизни, я убежден, не жизнь для слабонервных. Это включает в себя растяжение и рост, чтобы все больше и больше раскрывать свои возможности. Это включает в себя смелость быть. Это значит полностью погрузиться в поток жизни». (Rogers, 1995)

Примеры гуманистических теорий личности

Как, по-вашему, гуманистическая теория личности рассматривает ограбление банка? В нем говорится, что люди по своей природе хороши и делают правильный выбор, но их потенциал может быть ограничен из-за окружающей среды.

Следуя этой логике, гуманистическая теория личности сказала бы, что грабитель по-прежнему хороший человек, но среда заставила его действовать таким образом. В этом случае окружающей средой были бы денежные проблемы, которые вынудили грабителя пойти на все это.

С другой стороны, гуманистическая теория личности утверждает, что вы контролируете свои действия и способны полностью раскрыть свой потенциал. Примером этого может быть продвижение по службе на работе. Благодаря своему упорному труду вы получаете профессиональное продвижение. С каждым повышением, которое вы получаете, вы реализуете свой потенциал и усердно работаете над его достижением.

Гуманистические теории личности — основные выводы

  • Карл Роджерс — американский психолог, который считал, что люди способны меняться и становиться лучше.

  • Абрахам Маслоу — американский психолог, который считал, что люди обладают свободой воли и способностью к самоопределению.

  • Альфред Адлер считается отцом-основателем индивидуальной психологии.

  • Гуманистическая теория фокусируется на склонности человека делать добро и выбирать хорошее поведение. Он формируется вокруг веры в то, что люди хотят достичь самореализации и могут сделать это в правильной среде и с помощью окружающих.

  • Компоненты Я-концепции: самооценка, представление о себе и идеальное Я.


Ссылки

  1. Роджерс, К. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию (2-е изд.). HarperOne.

Объяснение личности: обучение и гуманистические подходы

Цели обучения

  • Описать точку зрения обучения на личность, включая понятия реципрокного детерминизма, самоэффективности, локуса контроля и дебатов между человеком и ситуацией
  • Объясните вклад гуманистов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса в развитие личности

В отличие от психодинамических подходов Фрейда и неофрейдистов, связывающих личность с внутренними (и скрытыми) процессами, подходы к обучению сосредотачиваются только на наблюдаемом поведении. Это иллюстрирует одно существенное преимущество подходов к обучению личности по сравнению с психодинамикой: поскольку подходы к обучению включают наблюдаемые, измеримые явления, их можно научно проверить.

Поведенческая перспектива

Бихевиористы не верят в биологический детерминизм: они не считают черты личности врожденными. Вместо этого они считают, что личность в значительной степени формируется подкреплением и последствиями вне организма. Другими словами, люди ведут себя последовательно, основываясь на предварительном обучении. Б. Ф. Скиннер, строгий бихевиорист, считал, что окружающая среда несет исключительную ответственность за все поведение, включая устойчивые, последовательные модели поведения, изучаемые теоретиками личности.

Как вы, возможно, помните из своего исследования по психологии обучения, Скиннер предположил, что мы демонстрируем устойчивые модели поведения, потому что у нас выработались определенные тенденции реагирования (Skinner, 1953). Другими словами, мы учим вести себя определенным образом. Мы усиливаем поведение, приводящее к положительным последствиям, и уменьшаем поведение, приводящее к отрицательным последствиям. Скиннер не согласился с идеей Фрейда о том, что личность закрепляется в детстве. Он утверждал, что личность развивается на протяжении всей нашей жизни, а не только в первые несколько лет. Наши реакции могут меняться по мере того, как мы сталкиваемся с новыми ситуациями; следовательно, мы можем ожидать большей изменчивости личности с течением времени, чем предполагал Фрейд. Возьмем, к примеру, молодую женщину Грету, склонную к риску. Она быстро водит машину и занимается опасными видами спорта, такими как дельтапланеризм и кайтбординг. Но после того, как она выходит замуж и рождает детей, система поощрений и наказаний в ее окружении меняется. Ускорение и экстремальные виды спорта больше не поощряются, поэтому она больше не занимается этим поведением. На самом деле Грета сейчас описывает себя как осторожного человека.

Социально-когнитивная перспектива

Альберт Бандура согласился со Скиннером в том, что личность развивается посредством обучения. Однако он не соглашался со строгим бихевиористским подходом Скиннера к развитию личности, поскольку считал, что мышление и рассуждение являются важными компонентами обучения. Он представил социально-когнитивную теорию личности, которая подчеркивает как обучение, так и познание как источники индивидуальных различий личности. В социально-когнитивной теории концепции взаимного детерминизма, обучения через наблюдение и самоэффективности играют определенную роль в развитии личности.

Взаимный детерминизм

В противоположность идее Скиннера о том, что только среда определяет поведение, Бандура (1990) предложил концепцию реципрокного детерминизма, при которой все когнитивные процессы, поведение и контекст взаимодействуют, причем каждый фактор одновременно влияет на другие факторы и подвергается их влиянию (рис. 1). . Когнитивные процессы относятся ко всем ранее изученным характеристикам, включая убеждения, ожидания и личностные характеристики. Поведение относится ко всему, что мы делаем, что может быть вознаграждено или наказано. Наконец, контекст , в котором происходит поведение, относится к окружающей среде или ситуации, которая включает стимулы поощрения/наказания.

Рисунок 1 . Бандура предложил идею взаимного детерминизма: наше поведение, когнитивные процессы и ситуационный контекст влияют друг на друга.

Представьте, например, что вы на фестивале, и одним из аттракционов является банджи-джампинг с моста. Вы делаете это? В этом примере поведение представляет собой банджи-джампинг. Когнитивные факторы, которые могут повлиять на это поведение, включают ваши убеждения и ценности, а также ваш прошлый опыт подобного поведения. Наконец, контекст относится к структуре вознаграждения за поведение. Согласно реципрокному детерминизму, все эти факторы действуют.

Попробуй

Обучение через наблюдение

Ключевым вкладом Бандуры в теорию обучения была идея о том, что большая часть обучения является замещающей. Мы учимся, наблюдая за чужим поведением и его последствиями, что Бандура называл наблюдательным обучением. Он чувствовал, что этот тип обучения также играет роль в развитии нашей личности. Точно так же, как мы изучаем индивидуальное поведение, мы изучаем новые модели поведения, когда видим их в исполнении других людей или моделей. Опираясь на идеи бихевиористов о подкреплении, Бандура предположил, что выбор нами имитации поведения модели зависит от того, видим ли мы модель подкрепленной или наказанной. Через наблюдательное обучение мы узнаем, какое поведение приемлемо и вознаграждается в нашей культуре, и мы также учимся подавлять девиантное или социально неприемлемое поведение, видя, какое поведение наказывается.

Мы можем видеть принципы взаимного детерминизма в действии в обучении через наблюдение. Например, личные факторы определяют, какое поведение в окружающей среде человек предпочитает имитировать, а эти события окружающей среды, в свою очередь, обрабатываются когнитивно в соответствии с другими личными факторами.

Самоэффективность

Бандура (1977, 1995) изучал ряд когнитивных и личностных факторов, влияющих на обучение и развитие личности, и совсем недавно сосредоточился на концепции самоэффективности. Самоэффективность — это уровень нашей уверенности в собственных способностях, развиваемый благодаря нашему социальному опыту. Самоэффективность влияет на то, как мы подходим к задачам и достигаем целей. В наблюдательном обучении самоэффективность является когнитивным фактором, который влияет на то, какое поведение мы выбираем для имитации, а также на наш успех в выполнении этого поведения.

Люди с высокой самоэффективностью верят, что их цели достижимы, позитивно относятся к трудностям, рассматривая их как задачи, которые необходимо выполнить, развивают глубокий интерес и твердую приверженность деятельности, в которой они участвуют, и быстро восстанавливаются. от неудач. И наоборот, люди с низкой самоэффективностью избегают сложных задач, потому что сомневаются в своей способности добиться успеха, склонны сосредотачиваться на неудачах и негативных результатах и ​​теряют уверенность в своих силах, если сталкиваются с неудачами. Чувство самоэффективности может быть специфичным для определенных ситуаций. Например, учащийся может быть уверен в своих способностях на уроке английского языка, но гораздо меньше на уроке математики.

Джулиан Роттер и Локус контроля

Джулиан Роттер (1966) предложил концепцию локуса контроля, еще одного когнитивного фактора, влияющего на обучение и развитие личности. В отличие от самоэффективности, которая предполагает нашу веру в собственные способности, локус контроля относится к нашим убеждениям о власти, которую мы имеем над своей жизнью. По мнению Роттера, люди обладают либо внутренним, либо внешним локусом контроля (рис. 2). Те из нас, у кого внутренний локус контроля («внутренние») склонны считать, что большинство наших результатов являются прямым результатом наших усилий. Те из нас, у кого внешний локус контроля («экстерналы»), склонны полагать, что наши результаты находятся вне нашего контроля. Внешние считают, что их жизнь контролируется другими людьми, удачей или случаем. Например, предположим, что вы не тратили много времени на подготовку к тесту по психологии и вместо этого пошли поужинать с друзьями. Когда вы получите оценку за тест, вы увидите, что получили оценку D. Если у вас есть внутренний локус контроля, вы, скорее всего, признаете, что потерпели неудачу, потому что не уделили достаточно времени учебе, и решите больше учиться для следующего теста. . С другой стороны, если вы обладаете внешним локусом контроля, вы можете решить, что тест был слишком сложным, и не утруждать себя подготовкой к следующему тесту, потому что вы все равно его провалите. Исследователи обнаружили, что люди с внутренним локусом контроля лучше успевают в учебе, добиваются большего в карьере, более независимы, более здоровы, способны лучше справляться с трудностями и менее подвержены депрессии, чем люди с внешним локусом контроля (Бенасси, Суини и Дюрфур, 19 лет88; Лефкур, 1982 год; Мальтби, Дэй и Макаскилл, 2007 г .; Уайт, 1977, 1978, 1980).

Рисунок 2 . Локус контроля возникает на континууме от внутреннего к внешнему.

Ссылка на обучение

Заполните анкету Locus of Control. Баллы варьируются от 0 до 13. Низкий балл по этому опроснику указывает на внутренний локус контроля, а высокий балл указывает на внешний локус контроля.

Попробуйте

Уолтер Мишель и дебаты о личности и ситуации

Уолтер Мишель был учеником Джулиана Роттера и много лет преподавал в Стэнфорде, где он был коллегой Альберта Бандуры. Мишель проанализировал эмпирическую психологическую литературу, посвященную прогнозированию поведения за несколько десятилетий, и его вывод потряс основы психологии личности. Мишель обнаружил, что данные не подтверждают основной принцип этой области — что черты личности человека неизменны в разных ситуациях. Его отчет положил начало многолетнему периоду самоанализа, известного среди личностных психологов как дискуссия о ситуации и личности.

Мишель предположил, что, возможно, мы искали согласованность не в тех местах. Он обнаружил, что, хотя поведение было непоследовательным в разных ситуациях, оно было гораздо более последовательным внутри ситуаций, так что поведение человека в одной ситуации, вероятно, будет повторяться в аналогичной. И, как вы увидите далее в отношении его знаменитого «теста с зефиром», Мишель также обнаружил, что поведение постоянно в одинаковых ситуациях во времени.

Одним из наиболее заметных вкладов Мишеля в психологию личности были его идеи о саморегуляции. Согласно Lecci & Magnavita (2013), «Саморегуляция — это процесс определения цели или набора целей и при достижении этих целей использование как внутренних (например, мыслей и аффектов), так и внешних (например, реакций на что-либо или кто-либо в окружающей среде) обратная связь для максимального достижения цели» (стр. 6.3). Саморегуляция также известна как сила воли. Когда мы говорим о силе воли, мы склонны думать о ней как о способности откладывать удовлетворение. Например, дочь-подросток Беттины испекла кексы с клубникой, и они выглядели восхитительно. Однако Беттина лишилась удовольствия съесть один, потому что она готовится к забегу на 5 км и хочет быть в форме и хорошо выступить в гонке. Смогли бы вы отказаться от небольшой награды сейчас, чтобы получить большую награду позже? Это вопрос, который Мишель исследовал в своем теперь уже классическом зефирном тесте.

Мишель разработал исследование для оценки саморегуляции у маленьких детей. В исследовании зефира Мишель и его коллеги поместили ребенка дошкольного возраста в комнату с одним зефиром на столе. Ребенку сказали, что он может либо съесть зефир сейчас, либо подождать, пока исследователь вернется в комнату, и тогда он может съесть два зефира (Mischel, Ebbesen & Raskoff, 1972). Это было повторено с сотнями дошкольников. Мишель и его команда обнаружили, что маленькие дети отличаются степенью самоконтроля. Мишель и его коллеги продолжали наблюдать за этой группой дошкольников в старшей школе, и как вы думаете, что они обнаружили? Дети, у которых было больше самоконтроля в дошкольном возрасте (те, кто ждал большего вознаграждения), были более успешными в старшей школе. У них были более высокие баллы SAT, у них были хорошие отношения со сверстниками, и они реже имели проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами; во взрослом возрасте у них также были более стабильные браки (Мишель, Шода и Родригес, 19 лет). 89; Мишель и др., 2010). С другой стороны, те дети, у которых был плохой самоконтроль в дошкольном возрасте (те, кто схватил один зефир), не были столь успешными в старшей школе, и у них были обнаружены академические и поведенческие проблемы.

Ссылка на обучение

Чтобы узнать больше о зефирном тесте, посмотрите видео TEDTalk Иоахима де Посады.

Сегодня дискуссия в основном разрешена, и большинство психологов учитывают как ситуацию, так и личные факторы при понимании поведения. Для Мишеля (1993), люди являются обработчиками ситуаций. Каждый из детей в зефирном тесте обрабатывал или интерпретировал структуру вознаграждения в этой ситуации по-своему. Подход Мишеля к личности подчеркивает важность как ситуации, так и того, как человек ее воспринимает. Вместо того, чтобы поведение определялось ситуацией, люди используют когнитивные процессы для интерпретации ситуации, а затем ведут себя в соответствии с этой интерпретацией.

Попробуйте

Как «третья сила» в психологии, гуманизм рекламируется как реакция как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические расстройства, так и на точку зрения бихевиористов о пассивной реакции людей на окружающую среду, которая подвергалась критике за то, что делает людей лишенными личности. роботы. Он не предполагает, что психоаналитические, бихевиористские и другие точки зрения неверны, но утверждает, что эти точки зрения не признают глубину и значение человеческого опыта и не признают врожденную способность к самонаправленным изменениям и трансформации личного опыта. Эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди. Один из первых гуманистов, Абрахам Маслоу, изучал людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Маслоу (1950, 1970) обнаружили, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, креативность, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя. Когда вы изучали мотивацию, вы узнали об одной из самых известных гуманистических теорий, теории иерархии потребностей Маслоу, в которой Маслоу предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Наивысшая потребность — это потребность в самореализации, которая представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала.

Другим гуманистическим теоретиком был Карл Роджерс. Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции , наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». идеальное я это человек, которым вы хотели бы быть; реальное я — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы испытываем конгруэнтность , когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна .

Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. Родители могут помочь своим детям достичь этого, проявляя к ним безусловное положительное отношение или безусловную любовь. По словам Роджерса (1980), «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116). Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди воспитываются в среде условного положительного отношения, в которой ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать этим условиям или достичь их, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует несоответствие и больший разрыв между реальным Я и идеальным Я. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной.

Видео 1. Гуманистическая теория  .

Безусловное положительное отношение

В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Развитие личности и самооценка

Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.

Рисунок 3 . Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Роджерс считал, что любое поведение мотивировано стремлением к самоактуализации, которое побуждает человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими индивидуум формирует структуру «я» или я-концепцию — организованную, подвижную концептуальную модель понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.

Попробуйте

«Хорошая жизнь»

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он назвал «хорошей жизнью». Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту – они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора – они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *