Гуманистическая психология методы: основные положения и методы, представители, интересные факты

Содержание

Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама (Аннотация к электронному изданию книги)* — Психология и право — 2012. Том 2. № 4

Гессманн Х.
Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Дуйсбург, Германия, e-mail: [email protected]

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гессманн Х. Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама (Аннотация к электронному изданию книги)* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals. ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56608 (дата обращения: 05.01.2023)

Фрагмент статьи

Уважаемые дамы и господа!

Психодрама как метод психотерапии может применяться в работе не только с взрослыми, но и особенно — с детьми и подростками для развития их личности и изменения нежелательного поведения и переживаний. Она может использоваться и в профилактических целях для защиты детей или для лечения в рамках оказания социальной помощи детям и подросткам.

Первый опыт в работе с девиантными и делинквентными детьми и подростками я получил в период между 1970 и 1980 годами в качестве руководителя государственного воспитательного учреждения для таких подростков. Я начал модифицировать психодраму для использования в этом особом виде терапии, а затем преподавать ее за рубежом. В то время я вел занятия в Швейцарии в системе повышения квалификации учителей специальных школ для трудновоспитуемых детей, а также с тех пор и до сегодняшнего дня регулярно несколько раз в год преподаю психотерапию в центре постдипломного образования в Греции.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий» по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

<…>

Полный текст

Уважаемые дамы и господа!

Психодрама как метод психотерапии может применяться в работе не только с взрослыми, но и особенно — с детьми и подростками для развития их личности и изменения нежелательного поведения и переживаний. Она может использоваться и в профилактических целях для защиты детей или для лечения в рамках оказания социальной помощи детям и подросткам.

Первый опыт в работе с девиантными и делинквентными детьми и подростками я получил в период между 1970 и 1980 годами в качестве руководителя государственного воспитательного учреждения для таких подростков. Я начал модифицировать психодраму для использования в этом особом виде терапии, а затем преподавать ее за рубежом.

В то время я вел занятия в Швейцарии в системе повышения квалификации учителей специальных школ для трудновоспитуемых детей, а также с тех пор и до сегодняшнего дня регулярно несколько раз в год преподаю психотерапию в центре постдипломного образования в Греции.

Для меня важно сообщить Вам, насколько значима работа с помощью именно  гуманистической психодрамы в области юридической психологии. Во многих немецких тюрьмах она стала стандартным методом групповой психотерапии.

Обычно задается вопрос: чем отличается гуманистическая психодрама по сравнению с классической?

Ответ дает публикуемая сегодня книга.

Она показывает, что корни гуманистической психодрамы можно найти в работах философов экзистенциального направления, таких, как Мартин Бубер, Серен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр, а также в трудах представителей гуманистической психологии – Шарлотты Бюлер, Фрица Перлза, Рут Кон и Карла Роджерса.

С 1980-х годов я разрабатывал гуманистическую психодраму как новую форму психодрамы. Предпринятая мной интеграция психодрамы и гуманистической психологии требовала новой оценки и описания ее целей и методов.

В центре этого концепта находится индивидуальная ответственность человека за себя самого и за свое окружение. Цель самореализации отдельного человека осуществляется в группе и с помощью группы. Образ человека при этом заимствован в гуманистической психологии. Он предполагает:

  • Веру в возможность самораскрытия и самоосуществления индивидуума;
  • Самопринятие и принятие других членов группы;
  • Надежду и ответственность за человеческую жизнь в этом мире;
  • Отказ от претензий на абсолютную правду и авторитет.

Для терапии в духе гуманистической психодрамы это означает, что отдельный человек, находящийся в своем социальном окружении, призван и способен к обучению и изменениям. Это также значит, что терапевт не имеет права отнимать у него ответственность и «лечить» его извне. Человека можно лишь побуждать к исследованию самого себя, определению и преследованию собственных целей.   Ответственность за себя остается у клиента. В терапевтическом процессе клиент узнает, что он осознанно совершает выборы и принимает решения, и только он несет за них ответственность. Каждый член группы в гуманистической психодраме определяет меру, в которой он представляет группе свои состояния и мотивы и прорабатывает их. За терапевтом остается профессиональная компетенция стимулировать процесс изменений.

В гуманистической психодраме принципиальной целью является предоставление возможности и стимулирование в ходе группового процесса самостоятельного развития участника группы. Все психодраматические методы подчинены этой целевой установке. Они направлены на членов группы, группу как целое и концентрируются на протагонистах как представителях группы. Участники группы определяют содержание и меру своей деятельности, ограниченные только социальной реальностью самой группы.

В терапевтическом групповом процессе можно опираться на естественную потребность человека к росту и самоосуществлению. Она обеспечивает терапевту и членам группы безоценочную спокойную уверенность, что терапевтический процесс будет идти вперед и что клиент, включенный в свою социальную среду, своими силами найдет путь к себе.

В гуманистической психодраме с опорой на гуманистическую психологию представляется позитивный образ творческого созидающего человека, как в индивидуальном развитии, так и в конструктивном и креативном взаимодействии с другими людьми и миром.

В гуманистической психодраме опыт познания себя и самоосуществления составляют важные аспекты терапевтического процесса. Для члена группы исходной точкой изменения или новой ориентации в своих переживаниях и поведении в направлении большей удовлетворенности и самопринятия служат субъективные переживания, чувства и мысли, собственный опыт. Однако они всегда одновременно соотносятся с социальной реальностью. В практической терапевтической работе взаимодействие с биографией отдельного человека тесно связано с социометрией группы. Устанавливая баланс между личной и социальной идентичностью, индивидуум может добиваться большей удовлетворенности.   У человека возникает чувство собственной ценности, если он может осуществлять свою потребность в самоуважении и социальном признании.

Групповой терапевтический подход в гуманистической психодраме создает хорошие предпосылки и возможности для участников в выработке и реализации равновесия, баланса между личными и социальными частями своего «Я».

Поиск смысла и осуществления, в том числе и выходящего за пределы собственного существования, необходимо учитывать как важный мотив человека. В психодраме он может побуждать участника исследовать свои отношения к людям из ближайшего окружения и улучшать их, поскольку только благодаря опыту проживания  взаимодействия и коммуникации с окружающими возможны новые открытия, позволяющие изменить и дополнить образ жизни.

В гуманистической психодраме прорабатываются не отдельные нарушения, в центре процесса изменений находится весь человек со своими индивидуальными взглядами на жизнь. На него ориентируется терапевт со своими методами и другие члены группы при создании событий в групповом терапевтическом процессе.

При этом терапевт является носителем и представителем гуманистических ценностей, таких, как свобода, равноправие и достоинство человека, они проявляются в его позиции, манере держать себя и его методах, они служат процессу образования норм в группе.

Аспект целостности имеет значение в гуманистической психодраме на нескольких уровнях.

На индивидуальном уровне он означает, что человек понимается как психофизическое целое. Человек является целым относительно разных систем, таких, как мышление, чувства, тело. Человека следует рассматривать как единство тела, души и духа, а также единство самого человека и его окружения. В психодраме находит свое место субъективный мир участников во всех его возможных гранях. Целостность означает также и спектр индивидуальных тем. В центре внимания находится не проработка отдельных нарушений, а целостный человек со своим индивидуальным взглядом на жизнь.

Одновременно аспект целостности включает в себя и социальную связанность человека, человека как психофизического социального существа. Как метод групповой психотерапии гуманистическая психодрама обладает благодаря групповой реальности, так сказать, встроенным критерием реальности. Группа является для отдельного ее члена неким собеседником, к которому можно обратиться и доверить свои проблемы, чувства и суждения. В группе происходят интенсивные коммуникативные процессы, что позволяет затронуть соответствующую социальную структуру человека.

В терапевтическом процессе аспект целостности также играет роль терапевтического действия, т.е. психодрама не служит неким «курсом разговорной терапии», не ограничивается речью и не разворачивается лишь в диаде. Психодрама в рамках своей основополагающей системы открыта для множества методов.

Психодрама направлена не столько на анализ, сколько на интеграцию; конфликты базируются не только на сценах, или ключевых сюжетах прошлого, но представляют собой постоянно актуализируемые в настоящем и конструируемые самими участниками темы. Они разыгрываются «здесь и теперь».

Для многих проще рассматривать свои мысли и чувства в прошлом или будущем, чем в настоящем. Вследствие этого для них «собственно жизнь» начинается только в будущем или уже была в прошлом. Тем самым происходит бегство от столкновений с актуальными жизненными темами, а лежащий в них потенциал развития остается неиспользованным. Важной целью гуманистической психодраматической психотерапии является концентрация на настоящем. Гуманистическая психодрама происходит «здесь и теперь», независимо от того, выражена ли прорабатываемая тема в сцене из прошлого, настоящего или будущего, либо она представляется в сцене, не опирающейся на реальность.  При этом, однако, «здесь и теперь» должны пониматься в целостности настоящего, прошлого и будущего, так как значение настоящего складывается как из пережитого в прошлом, так и из знания о возможностях в будущем.

Гуманистическая психодрама имеет – особенно в том, что касается установок и позиции руководителя, или терапевта –  явные параллели с мыслями Карла РОДЖЕРСА.

При этом в плане своей гуманистической позиции терапевт должен особенно следить за тем, чтобы не возникала выраженная иерархия отношений между терапевтом и клиентом. Терапевт в гуманистической психодраме конгруентен, т.е. находится в согласии с самим собой. Он без страха осознает многослойность своих собственных чувств и установок и разрешает себе их проявлять и показывать. Это не значит, что он, не фильтруя, передает всю информацию протагонисту. Уместным способом он делает явным то, что он считает необходимым для процесса развития протагониста. Тем самым он делает возможной проникнутую истинностью встречу человека с человеком.

В такого рода отношениях в равной степени получают пользу как члены группы, так и терапевт, развиваясь и обучаясь важным для своей жизни вещам.

В настоящее время возможных членов группы, возможных клиентов достаточно. Не хватает обученных и опытных терапевтов. Поэтому я приезжаю в Россию и ищу возможности преподавать психотерапевтические методы.  Начало этому уже положено, сейчас же важно проложить путь дальше и способствовать его развитию. Маленьким вкладом в это должна послужить  предлагаемая читателям книга. Я благодарю университет за ее публикацию, а Вас – за внимание к ней.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий» по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

Гессманн Ханс-Вернер, Доктор клинической психологии, директор Центра повышения квалификации, диагностики и терапии, Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Дуйсбург, Германия, e-mail: [email protected]

Гуманистическая ориентация в социальной психологии. основные понятия, представители, постулаты теорий

Введение

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.

19 стр., 9446 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

… человеческих отношений (12, с.9). Обучение психологическому консультированию – это обучение построению помогающих … ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ   Фундаментом успешного консультирования являются теоретические знания. Без теоретической концептуализации информации … психологии к конкретной индивидуальности. Это касается всех областей практической деятельности психолога, а консультирования …

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Общая характеристика концепций психологического консультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии

Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, …

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

4 стр., 1566 слов

Итак, для чего людям нужны психологи?

… помощью к психологам, люди все-таки боятся к нам обращаться. Почему? Потому что психология – совсем … же правами, что и психолог, то есть клиент и психолог совместно определяют правила своего … человека постоянно появляются вопросы к жизни, причем, чем интереснее и богаче его личность, … сессии. К психологу люди обращаются также в ситуации какого-либо сложного жизненного выбора… Список можно …

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.(Абрамова Г.С., 2001, стр 108-109 )

Теория Г. Олпорта

Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.

Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.

Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.

Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.

Олпорт выделял три стадии развития:

  • детская;
  • относительной дифференциации;
  • интегрированного единства.

Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни

Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя

Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Терапия и психотерапия

Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.

Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.

При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.

По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:

  1. Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
  2. При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
  3. Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
  4. Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
  5. Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
  6. Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
  7. Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.

При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.

Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.

Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.

О гуманистической психологии в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного. Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
    9 стр., 4051 слов

    Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

    … гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …

    Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Методы

Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники , например, опросник &#171,Чувства. Реакции. Убеждения.&#187,, разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.

Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:

  • арт-терапия , осознание собственного &#171,Я&#187, посредством музыки, изображений, а также в движениях,
  • визуализация , осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации,
  • аутотренинг по И. Шульцу , путем погружения в себя и диалога со своим глубинным &#171,Я&#187,,
  • восточные техники , медитации, йога и другие практики.

Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Гуманистическая психология основатель. Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии , Джеймс Бьюдженталь , выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика .

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления

При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Гуманистическая психология – A Level Psychology AQA Revision – Study Rocket

Гуманистическая психология

Психологи-гуманисты подчеркивают важность рассмотрения индивидов в целом, рассматривая ряд влияний на них и пытаясь объяснить здоровый, «нормальный» рост человека.

Свобода воли: Другие подходы к психологии в большей или меньшей степени являются детерминистскими, полагая, что человеческое поведение формируется или определяется такими влияниями, как биология, обучение, воспитание и так далее. Гуманистическая психология предполагает, что люди на самом деле обладают свободой воли в отношении своих действий — способностью делать по-настоящему свободный выбор в отношении своих действий. Поэтому он отвергает попытки других подходов установить общие законы поведения, предполагая, что человеческое поведение непредсказуемо и что каждый человек уникален, так как каждый делает свой выбор в жизни.

Самоактуализация: Маслоу считал, что у людей есть «иерархия потребностей», которые необходимо удовлетворять, чтобы быть удовлетворенными и развиваться как личность. Самые основные потребности — это физиологические (пища, вода и т. д.), за которыми следуют безопасность и защищенность (иметь дом и семью), любовь и принадлежность (иметь друзей и позитивные отношения с членами семьи), самооценка (уверенность в себе). и уважение других) и, наконец, самореализация (творчество и спонтанность). Самоактуализация – это способность человека развивать и реализовывать свой потенциал. Если другие, более базовые потребности не удовлетворены, то человек не может самореализоваться и в результате может стать несчастным или подавленным.

Самость и конгруэнтность: Роджерс предположил, что для того, чтобы расти и развиваться, должна существовать конгруэнтность (эквивалентность) между представлением человека о себе — личностью, которой он себя воспринимает, — и его идеальным я — личностью, которой он хотел бы стать. быть. Если между ними слишком большой разрыв, человек испытывает несоответствие и не сможет самореализоваться, поэтому, возможно, впадает в тревогу и депрессию.

Клиентоцентрированная терапия: Разработанный Роджерсом метод направлен на достижение конгруэнтности у клиента, который играет активную роль в терапии. Причиной неконгруэнтности могло быть отсутствие безусловного положительного отношения со стороны родителей — это означает, что родители человека привязывали к ним «условия ценности» — устанавливая условия их любви. Например, сказать им, что они будут любить их только в том случае, если они чего-то добьются (хорошие результаты на экзамене). Это создает психологические проблемы для человека. В терапии терапевт обеспечивает клиенту безусловное положительное отношение, наряду с эмпатией и искренностью, чтобы попытаться уменьшить несоответствие между представлением клиента о себе и идеальным я.

Оценка:

  • Этот подход более холистичен, чем многие другие, так как рассматривает спектр воздействий на человека и не пытается объяснить поведение упрощенно. Это сила, поскольку она лучше отражает сложность человеческого поведения.
  • Гуманистическая психология является более позитивным подходом, чем другие, поскольку она оптимистична и ориентирована на личностный рост и развитие. Люди считаются по существу хорошими и способными стать лучше. Это более оптимистично, чем, например, теория Фрейда.
  • Этот подход не очень строг с научной точки зрения, поскольку такие понятия, как самость и конгруэнтность, трудно проверить эмпирически. Это ослабляет подход, поскольку ему не хватает научной достоверности.

Просмотры разработки

  • Психодинамический подход: ясный и последовательный (психосексуальные стадии)
  • Когнитивный подход: объясняет развитие ребенка, прохождение этапов и развитие схемы
  • Биологический подход: развитие связано с физическим развитием, т.е. рост и сложность мозга
  • Гуманистический подход: родители играют роль в развитии. Самость можно развивать на протяжении всей жизни
  • Подходы к обучению (бихевиоризм, SLT): обучение происходит одинаково на любом этапе жизни (без учета развития)

Природа против воспитания

(Врожденное поведение по сравнению с поведением, обусловленным окружающей средой)

  • Подходы к обучению (бихевиорист, SLT): поддержка воспитания. Люди — это «чистые листы» и продукты обучения и воспитания
  • Биологический подход: поддерживает природу. Поведение, обусловленное физиологическими процессами, на которые влияют гены
  • Психодинамический подход: поддерживает природу (врожденные влечения и инстинкты) и воспитание (роль воспитания – психосексуальные стадии)
  • Гуманистический подход: поддерживает природу (естественная склонность к самореализации) и воспитание (отношения с родителями и другими людьми)
  • Когнитивный подход: поддерживает природу (биологические способности обработки) и воспитание (развитие схемы через окружающую среду)

Редукционизм против холизма

(Разбивка поведения на части, которые можно изучать, по сравнению с рассмотрением ряда факторов, влияющих на поведение)

  • Бихевиористский подход: очень редукционистский – поведение, обусловленное стимулом-реакцией
  • Подход к социальному обучению: чуть менее редукционистский, как и рассмотрение познания
  • Биологический подход: очень редукционистский, объясняющий поведение уровнями химических веществ, структурой мозга
  • Психодинамический подход: довольно редукционистское поведение из-за примитивных влечений, но учитывает воспитание и другие факторы
  • Когнитивный подход: обвиняется в машинном редукционизме — обращении с людьми как с компьютерами. Тем не менее, учитывает, как познание влияет на обучение и взаимодействует с другими влияниями
  • Гуманистический подход: целостный. Учитывает диапазон влияний на отдельного человека

Детерминизм против свободы воли

(Поведение, определяемое факторами, находящимися вне чьего-либо контроля, по сравнению с поведением, обусловленным сознательным свободным выбором)

  • Бихевиористский подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение из-за процессов обучения вне нашего контроля
  • Биологический подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение, обусловленное структурой мозга, генами, нейротрансмиттерами, вне нашего контроля
  • Психодинамический подход: психический детерминизм («жесткий детерминизм») — поведение, обусловленное бессознательными влечениями и инстинктами, находящимися вне нашего контроля
  • Когнитивный подход: детерминистский («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое существующей схемой и стадией развития, но есть некоторый выбор над мыслями
  • Подход к социальному обучению: взаимный детерминизм («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое обучением, но некоторый выбор действий, которые мы выбираем для выполнения
  • Гуманистический подход: свободная воля. Поведение сводится к сознательному свободному выбору личности

Объяснения ненормального поведения

Подходы объясняют, что ненормальное поведение связано с:

  • Бихевиористский подход: ошибочное обучение (негативное поведение каким-то образом подкрепляется). Можно лечить «разучиванием» — контробусловливанием.
  • Подход к социальному обучению: негативных/дисфункциональных ролевых моделей.
  • Психодинамический подход: детские травмы, неразрешенные бессознательные конфликты, чрезмерное использование защитных механизмов. Можно лечить, выявляя и разрешая подавленные конфликты с помощью психотерапии.
  • Когнитивный подход: ошибочных/иррациональных мыслительных процессов. Можно лечить с помощью когнитивно-поведенческой терапии, в которой отрицательные мысли бросают вызов.
  • Гуманистический подход: несоответствие между представлением о себе и идеальным Я, неспособность к самореализации. Можно лечить путем достижения конгруэнтности через клиентоцентрированную терапию.
  • Биологический подход: дисбаланс гормонов/нейротрансмиттеров, генетическая наследственность, дефекты структуры/работы мозга. Можно лечить медикаментозной терапией.

Идиографический против номотетического

(Изучение и объяснение индивидуального поведения с помощью тематических исследований по сравнению с изучением больших групп для установления общих законов)

  • Подходы к обучению (бихевиористские, SLT): номотетические
  • Когнитивный подход: номотетический (хотя в качестве доказательства используются тематические исследования)
  • Биологический подход: номотетический (хотя в качестве доказательства используются тематические исследования)
  • Психодинамический подход: идиографический
  • Гуманистический подход: идиографический
Какой метод использовал Вундт в первой психологической лаборатории?
Самоанализ
Какой подход возник в конце 20 века?
Ваш ответ должен включать: Когнитивные/нейронауки
Кто исследовал классическую кондицию на собаках?
Павлов
Какую концепцию разработал Бандура?
Ваш ответ должен включать: Социальные сети / Обучение / Теория / SLT
Как предполагает когнитивный подход, как работает разум?
Компьютер
Каков фактический набор генов у человека?
Генотип
Какой процесс вызывает эволюцию в организмах?
Ваш ответ должен включать: Natural / Selection
Что такое первая психосексуальная стадия согласно психодинамической теории?
Оральный
Какие три части личности, согласно психодинамической теории?
Ваш ответ должен включать: Id / Ego / Superego
Каков верхний уровень иерархии потребностей Маслоу?
Самореализация

Что это такое и каковы его преимущества?

Гуманистическая психология — это подход, основанный на свободе выбора, творчестве и самосознании.

Психология — это постоянно расширяющаяся область, постоянно ищущая новые способы понять одну из самых мощных сил, известных человеку: человеческий разум. Многие великие мыслители разработали методы изучения человеческого состояния, и их теории, в свою очередь, подталкивают других к поиску альтернатив. Конечным результатом является то, что профессия психолога в целом выигрывает от различных подходов и понимания здоровья и благополучия.

Одним из таких примеров является гуманистическая психология, подход к психологии, который во многом является прямым ответом на психоаналитический подход Зигмунда Фрейда.

Что такое гуманистическая психология?

Гуманистическая психология, также называемая «третьей силой» психологии, возникла в 1950-х годах как реакция на предполагаемый «пессимизм» двух доминирующих в то время школ психологической мысли; Психоаналитическая теория Фрейда и поведенческая психология.

В первую очередь на него повлияли работы психологов Карла Роджерса и Абрахама Маслоу (последнего вы можете узнать как создателя теории «иерархии потребностей», которая связана с гуманистической психологией). Они считали, что нужна позитивная, возвышающая форма психологии, сосредоточенная на человеческом потенциале, а не на человеческой «дисфункции» (специальность Фрейда).

Таким образом, гуманистическая психология, в которой акцент делается на вашей власти над собственной судьбой, а не на том, как ваши бессознательные воспоминания (Фрейд) или обусловленность (поведенческая психология) влияют на ваше поведение.

Принципы гуманистической психологии

Психолог Пенсильванского университета Мартин Э.П. Селигман резюмирует основную философию гуманистической психологии как стремление выразить наше подлинное «я».

Другие основные принципы гуманистической психологии включают:

У вас есть свобода воли, в отличие от убеждения Фрейда, что на ваше поведение в значительной степени влияют бессознательные процессы, зародившиеся в раннем детстве. точно так же, как любой организм стремится достичь более сложной и развитой версии самого себя

Как вписывается иерархия потребностей Маслоу?

Возможно, вы знакомы с теорией Маслоу, согласно которой человеческие существа имеют пятиуровневую иерархию потребностей. Иерархия лучше всего представлена ​​пирамидой с физиологическими потребностями (еда, вода, тепло) внизу, за которыми следуют потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в самоуважении и потребность в самореализации.

Каждая «потребность» в пирамиде должна быть удовлетворена, прежде чем человек сможет перейти на следующий уровень. Согласно Маслоу, самоактуализация (реализация своего истинного потенциала) находится на вершине пирамиды, что делает ее высшим стремлением и конечной целью человека. Точно так же гуманистическая психология призвана помочь клиенту достичь самореализации.

Гуманистический подход к терапии

Центральное место в гуманистической психологии занимает «клиент-центрированный» подход Карла Роджерса к терапии, который фокусируется на переживаниях клиента.

Конечно, можно сказать, что все формы консультирования делают клиента центром сеанса, но что отличает клиентоцентрированный подход, так это то, что клиент искренне считается авторитетом в отношении самого себя и уже владеет ресурсы, необходимые им для решения своих проблем. Основная задача терапевта — обеспечить недирективную, аутентичную и утверждающую среду, которая позволяет клиентам открыто исследовать свой опыт. Этот подлинный контакт со своим собственным опытом развивает более глубокое самосознание, повышенное самопринятие и более эффективное самовыражение.

Роджерс и Фрейд оба верили в силу разговорной терапии, но в то время как Фрейд считал, что целью разговорной терапии является выявление конфликтов в бессознательном уме клиента, Роджерс предпочитал фокусироваться на сознательном уме, полагаясь на способность клиента формулировать свои мысли. собственные взгляды на свою жизнь.

Другие важные отличия клиент-центрированной терапии от фрейдистского психоанализа:

  • Основное внимание уделяется настоящему, а не прошлому
  • Акцент делается на сильных сторонах человека, а не на его недостатках
  • Клиент именно такой; клиент, ищущий совета, а не пациент с дисфункцией, нуждающийся в диагностике и лечении (использование Роджерсом слова «клиент» было преднамеренным в этом отношении)
  • Терапевт позволяет клиенту взять на себя инициативу, а не пытается направить дискуссию в каком-либо конкретном направлении

Ценность гуманистической психологии

Исследования показали, что личностно-центрированная терапия эффективна при лечении людей с рядом проблем, включая психические расстройства, такие как депрессия и тревога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *