Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
Содержание
- Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
- Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.
- Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
- Личность и биография
Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
1. Основные положения гуманистической психологии
2. Концепция невроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Заключение
Список использованной литературы
1. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.
Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.
Гуманистическая психология (от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.
К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл
Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)
о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
Одним из «отцов» гуманистической психологии и психотерапии считается американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу (1908—1970).
Это был человек с интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.
Маслоу утверждал, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Безусловно, это подтверждает и его собственный жизненный опыт.
Личность и биография
Абрахам Маслоу родился в многодетной еврейской семье, не отличавшейся теплыми отношениями.
К тому же он чувствовал себя и физически ущербным, щуплым, слабым, некрасивым, был замкнут и нелюдим, предпочитая книги компании своих сверстников Он настолько стеснялся своей непривлекательности, что старался садиться в пустые вагоны, чтобы никто его не рассматривал.
Его детство дает нам еще одно основание говорить, что Фрейд был не всегда прав, открыв эдипов комплекс, согласно которому мальчики чувствуют латентную нежность или любовь к матери и подсознательную ревность к отцу. По словам Маслоу: «Вся моя жизнь строилась на том, чтобы доказать матери, что я не такой никудышка, каким казался. И самой главной энергией была ненависть к ней». Надо сказать, что та ненависть, о которой говорит Абрахам Маслоу, была вполне обоснована жестокостью и нетерпимостью его матери. Случай, когда она размозжила о стену головы двум кошкам, которых сын принес поиграться в дом, конечно, не мог забыться ребенком. Когда она скончалась, Маслоу даже не пришел на похороны.
Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) старался компенсировать ( термин Адлера) спортом, но не смог добиться больших успехов, а физкультурники в то время в Америке были не в моде.
Но так как у человека всегда присутствует потребность любить кого-то, то за неимением лучшего объекта маленький Маслоу испытывает очень нежные чувства к своему отцу — пьянице, гуляке, дебоширу и ворчуну.
После старших классов, чтобы сделать отцу приятное, он идет изучать закон, а потом заинтересовывается психологией. И как сам говорил, первая лекция произвела на него удручающее впечатление своей сухостью и академичностью. Надо отметить, что с этим столкнулся не только Абрахам Маслоу, и во многом благодаря именно этому мы теперь можем говорить и знаем множество выдающихся психологов и разработанных ими направлений психологии и психотерапии.
Под влиянием работ Уотсона он выбрал для курсовой работы психологическую тему. Ему понравился максимализм первых бихевиористов , веривших, что поведенческая психология сможет стать универсальным механизмом управления как индивидом, так и обществом. Но все оказалось не так просто, и Маслоу стал внимательно рассматривать психоаналитические подходы, а также «вырабатывать» собственную психологию по отношению к проблемам, ответы на которые он не мог найти ни у бихевиористов, ни у психоаналитиков.
Он пытался найти научное объяснение высшим духовным проявлениям, экстатическим эмоциональным состояниям (он назовет их «вершинные (пиковые) переживания»), одним из которых оказалась его робкая любовь к своей кузине, трудное признание, неожиданно встретившее полную взаимность. Рано поженившись, они долго прожили в любви и согласии.
Решив стать профессиональным психологом, Маслоу поступает в Корнуэльский университет. Там курс психологии читал ученик самого Вильгельма Вундта (основателя экспериментальной психологии), знаменитый структуралист Эдвард Тит- ченер. Однако Маслоу оказался разочарован таким знакомством с академической психологией. «Невыразимо скучно, ничего общего с реальным миром», — вспоминал он. И он вновь, но уже на профессиональном уровне обращается к психоанализу, в частности, его интересуют проблемы сексуальности и их вляние на психолгию, он достаточно быстро становится настолько авторитетным специалистом по этой теме, что даже самый знаменитый сексолог «всех времен» Альфред Кинси пригласил его к сотрудничеству, однако Маслоу отклонил его предложение, считая научно недостоверными приводимые Кинси данные. Дело в том, что Кинси проводил исследования и опросы только тех, кто добровольно согласился на это, тогда как большинство людей (болезненно относящихся к этой теме) либо не вызовутся «добровольцами» на такое обследование, либо не смогут дать объективных ответов из-за механизмов защиты эго.
Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.
Гуманистическая ориентация — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.
От 250 руб
Контрольная работа
Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.
От 250 руб
Курсовая работа
Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьHumanistic Theory — The Behavioral Scientist
Гуманистическая теория, также известная как гуманизм, представляет собой психологическую точку зрения, которая подчеркивает врожденную доброту, потенциал и самоактуализацию людей. Гуманистическая теория, разработанная в середине 20-го века как ответ на детерминистские взгляды бихевиоризма и психоанализа, фокусируется на субъективном опыте, свободе воли и стремлении к личностному росту. Гуманистическая психология стремится понять человека в целом и придает большое значение индивидуальному опыту, личным ценностям и стремлению к самосовершенствованию.
Известные теоретики-гуманисты
Некоторые из наиболее влиятельных теоретиков-гуманистов включают Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Ролло Мэя. Эти психологи внесли свой вклад в развитие ключевых концепций и терапевтических подходов в рамках гуманистической психологии.
Абрахам МаслоуМаслоу наиболее известен своей иерархией потребностей, которая представляет собой мотивационную теорию, описывающую набор универсальных человеческих потребностей, организованных в виде пирамиды. Иерархия начинается с основных физиологических потребностей в основании, за которыми следуют потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и, наконец, самоактуализация наверху. Согласно Маслоу, люди мотивированы на удовлетворение этих потребностей в последовательном порядке, и самоактуализация может быть достигнута только после того, как все остальные потребности будут удовлетворены.
Карл РоджерсРоджерс разработал личностно-центрированную терапию (ПКТ), которая представляет собой недирективный, чуткий и ориентированный на клиента подход к психотерапии. В ПКТ терапевт создает поддерживающую и не осуждающую среду, побуждая клиентов исследовать свои чувства и переживания, не навязывая им никаких интерпретаций. Роджерс подчеркнул важность терапевтических отношений и определил три основных условия успешной терапии: эмпатия, безусловное позитивное отношение и конгруэнтность.
Ролло МэйМэй, экзистенциальный психолог, подчеркивала важность понимания человеческого опыта в контексте экзистенциальных проблем, таких как свобода, ответственность, смысл и подлинность. Он считал, что психологические проблемы часто возникают из-за напряжения между внутренними желаниями человека и внешними требованиями общества, что приводит к чувствам тревоги, отчуждения и отчаяния. Подход Мэй к терапии был сосредоточен на том, чтобы помочь клиентам противостоять и понять их экзистенциальные проблемы, чтобы способствовать личностному росту и самосознанию.
Резюме
Гуманистическая теория оказала значительное влияние на область психологии и способствовала развитию позитивной психологии, изучающей человеческие сильные стороны, достоинства и условия, способствующие благополучию. Критики гуманистической теории утверждают, что она чрезмерно оптимистична и лишена научной строгости из-за упора на субъективный опыт. Однако гуманистическая точка зрения остается влиятельной и ценной основой для понимания человеческого поведения, мотивации и личностного роста.
Родственные термины науки о поведении
Концепции гуманистической психологии в психологии
Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, получившая известность в середине 20-го века, основанная на работах первых пионеров, таких как Карл Роджерс, и философии экзистенциализма и феноменология.
Концептуальные истоки
Гуманистический подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль (см. Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Мерло-Понти и Сартра). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма, поскольку каждая из них разделяет схожие взгляды на природу человеческого существования и сознания. (Дополнительную информацию о влиятельных фигурах персонализма см.: Эммануэль Мунье, Габриэль Марсель, Дени де Ружмон, Жак Маритен, Мартин Бубер, Эммануэль Левинас, Макс Шелер, Кароль Войтыла, Борден Паркер Браун, Джордж Х. Ховисон, Эдгар Шиффилд Брайтман, Питер А. Берточчи, У. Гордон Олпорт и Мартин Лютер Кинг-младший.)
Его также иногда понимают в контексте трех различных сил психологии: бихевиоризма, психоанализа и гуманизма. Бихевиоризм вырос из работ Ивана Павлова с условным рефлексом и заложил основы академической психологии в США, связанной с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Позднее это направление было названо наукой о поведении. Позднее Абрахам Маслоу назвал бихевиоризм «второй силой». «Первой силой» стали исследования Фрейда в области психоанализа и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Отто Ранка, Мелани Кляйн, Гарри Стэка Салливана и других. Эти теоретики и практики, хотя и основывали свои наблюдения на обширных клинических данных, в первую очередь сосредоточивались на глубинных или «бессознательных» аспектах человеческого существования.
В конце 1950-х годов психологи, заинтересованные в продвижении более целостного видения психологии, созвали две встречи в Детройте, штат Мичиган. Эти психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Кларк Мустакас, были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на уникальных человеческих проблемах, таких как личность, самоактуализация, здоровье, надежда, любовь, творчество, природа. бытие, становление, индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого существования.
Развитие поля
Эти предварительные встречи в конечном итоге привели к другим разработкам, кульминацией которых стало описание гуманистической психологии как узнаваемой «третьей силы» в психологии (наряду с бихевиоризмом и психоанализом). Важные события включали создание Ассоциации гуманистической психологии (AHP) в 1961 году и запуск Журнала гуманистической психологии (первоначально «Феникс») в 1961 году.
Впоследствии число программ магистратуры по гуманистической психологии в высших учебных заведениях увеличилось, а количество учащихся увеличилось. В 1971 году гуманистическая психология как область была признана Американской психологической ассоциацией (АПА) и получила собственное подразделение (Отдел 32) в рамках АПА. Подразделение 32 издает собственный академический журнал под названием The Humanistic Psychologist.
Считается, что основными теоретиками, подготовившими почву для гуманистической психологии, являются Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй. Маслоу находился под сильным влиянием Курта Гольдштейна во время их совместной работы в Университете Брандейса. Писатели-психоаналитики также оказали влияние на гуманистическую психологию. Сам Маслоу, как известно, признал свой «долг Фрейду» в «На пути к психологии бытия». К другим психоаналитическим влияниям относятся работы Вильгельма Райха, который обсуждал по существу «хорошее», здоровое сердцевинное «я» и анализ характера (19).33), а также мифологический и архетипический акцент Карла Густава Юнга. Другими заслуживающими внимания вдохновителями и лидерами движения являются Роберто Ассаджиоли, Гордон Олпорт, Медард Босс, Мартин Бубер (близкий к Джейкобу Л. Морено), Джеймс Бюгенталь, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Ханс-Вернер Гессманн, Амедео Джорджи, Курт Гольдштейн, Сидни Журар, Р. Д. Лэнг, Кларк Мустакас, Льюис Мамфорд, Фриц Перлз, Энтони Сутич, Томас Сас, Кирк Дж. Шнайдер и Кен Уилбер.
Человековедение не выступает против количественных методов, но, следуя Эдмунду Гуссерлю: 1) выступает за то, чтобы методы выводились из предмета, и не принимало некритически методы естествознания, и 2) выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественным подходам (например, пережитому переживанию горя), а количественные методы в основном подходят, когда что-то можно подсчитать, не уравнивая явления (например, продолжительность плача).
Основа
Гуманистическая психология названа так из-за своей основной веры в основополагающее добро и уважение к человечеству. Его ядро основано на экзистенциальной психологии, или осознании и понимании своего существования и социальной ответственности. Два психолога, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, инициировали движение с этой новой точки зрения на понимание личности людей и повышение их общей удовлетворенности жизнью.
Когда в 1960-х разразилась война, мир почувствовал необходимость лучше понять природу человечества. Гуманистическая теория предлагает понятный механизм изучения потребности человека в конфликте для установления мира. Эта упрощенная теория стала излюбленной и популярной темой в литературе по самопомощи. Кроме того, борьба за то, чтобы человечество обрело большее понимание и смысл жизни и существования, является вечным краеугольным камнем конфликта в развлечениях и литературе.
Суть гуманистической психологии проста. На самом деле настолько просто, что скептики считают его чрезмерно простым. Гуманисты придерживаются следующих убеждений:
- Настоящее — это самый важный аспект человека. В результате гуманисты делают акцент на том, что происходит здесь и сейчас, вместо того, чтобы исследовать прошлое или пытаться предсказать будущее.
- Чтобы быть психически здоровым, люди должны нести личную ответственность за свои действия, независимо от того, являются ли эти действия положительными или отрицательными.
- Каждый человек по своей сути достоин. Хотя любое данное действие может быть отрицательным, эти действия не отменяют его ценности как личности.
- Конечная цель жизни — достижение личного роста и понимания. Благодаря постоянному самосовершенствованию и самопониманию человек может когда-либо быть по-настоящему счастливым.
Абрахам Маслоу предложил наиболее известное и наиболее широко понимаемое правило гуманистической психологии. Абрахам Маслоу считал, что идеи Уотсона и других бихевиористов о контроле недостаточны. Он рассматривал человеческую жизнь как нечто большее, чем просто внешнее подкрепление, оспаривая предположение, что человечество родилось без ценности или направления.
Когда Маслоу изучал психологию, преобладающими идеями были психоанализ и бихевиоризм. Эти теории рассматривались в большинстве курсов, и каждому психологу требовалось много энергии, чтобы выяснить, какую теорию подпишут начинающие психологи. Маслоу не пошел ни по одному из этих путей.
Маслоу осудил бихевиоризм, в конце концов приняв ту же точку зрения и в отношении работ Фрейда. Несмотря на то, что Маслоу признал существование внутри нас бессознательного существа, Маслоу опроверг идею Фрейда о том, что основная часть нашего существа скрыта далеко от нашего сознания. Маслоу утверждал, что человечество осознает мотивацию и побуждения в целом. Без жизненных препятствий все человечество стало бы психически здоровым, достигнув глубокого понимания себя и принятия общества и окружающего мира. Маслоу усилил свою энергию на осознании положительных сторон человечества, в то время как Фрейд видел в основном отрицательные стороны. Можно резюмировать различие между гуманизмом и психоаналитической мыслью следующим образом: психоанализ основан на принятии детерминизма или принятии аспектов нашей жизни вне контроля, в то время как гуманистическая мысль основывается на концепции свободы воли.
Самым известным вкладом Маслоу в гуманистическую психологию является его Треугольник/Пирамида Потребностей. Иерархия потребностей Маслоу часто используется для обобщения системы убеждений гуманистической психологии. Фундаментальная предпосылка его иерархии состоит в том, что каждый рождается с определенными потребностями. Если мы не удовлетворяем эти базовые потребности, мы не можем выжить и сосредоточиться вверх по иерархии. Первый слой состоит из физиологических потребностей или потребностей выживания. Не в состоянии получить кислород, сон, воду и пищу, все остальное не имеет значения.
После того, как мы удовлетворим эти потребности, мы сможем переключить внимание на следующий уровень, потребность в безопасности и безопасности. Преследуя потребности в безопасности, мы пытаемся обеспечить безопасность других и стремимся создать среду, которая защитит нас и убережет от вреда. Пока эти цели не будут достигнуты, маловероятно, что кто-то будет учитывать потребности более высокого порядка, и тогда их рост будет задушен.
Когда кто-то чувствует себя в безопасности, мы пытаемся построить дружеские отношения и установить чувство принадлежности к большему целому. Третий уровень потребностей Маслоу, социальные потребности принадлежности и любви, сосредоточены на нашем желании принадлежать к группе и иметь место в большем целом. Удовлетворение социальных потребностей приближает нас на один шаг к вершине треугольника — четвертому уровню: потребности в уважении. Те, кто пытается удовлетворить потребности в уважении, направляют свою энергию на уважение других, самоуважение, самоуважение и получение признания наших достижений в жизни. Мы идем дальше и дальше, чтобы преуспеть в нашей карьере, расширить наши знания и постоянно повышать нашу самооценку.
Последний уровень в иерархии называется потребностью в самореализации. Согласно Маслоу, многие люди могут находиться на этом уровне, но очень немногие, если вообще кто-либо, когда-либо овладевают им. Самоактуализация означает полное понимание себя. Быть самореализованным означает по-настоящему знать, кто вы есть, какое ваше место в обществе, и чувствовать, что вы выполняете все, что вам предназначено. Это значит больше не чувствовать стыда, вины или даже ненависти, а принять мир и увидеть человеческую природу как изначально добрую.
Консультирование и терапия
Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития Абрахама Маслоу, подчеркивающую иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальная психология Ролло Мэя, признающая человеческий выбор и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-центрированная или клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, которая сосредоточена на способности клиентов к самоуправлению и пониманию своего собственного развития.
Другие подходы к гуманистическому консультированию и терапии включают гештальт-терапию, гуманистическую психотерапию, глубинную терапию, целостное здоровье, группы встреч, тренинг чувствительности, супружескую и семейную терапию, работу с телом и экзистенциальную психотерапию Медарда Босса. Экзистенциально-интегративная психотерапия, разработанная Кирком Шнайдером (2008), является относительно новой разработкой в рамках гуманистической и экзистенциальной терапии.
Самопомощь также включена в гуманистическую психологию: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование некоторых основных гуманистических подходов в группах самопомощи. Совместное консультирование, которое представляет собой подход исключительно к самопомощи, считается частью гуманистической психологии (см. «Руководство по гуманистической психологии» Джона Роуэна). Гуманистическая теория оказала сильное влияние на другие формы популярной терапии, включая «Консультирование по переоценке» Харви Джекинса и работу Карла Роджерса.
Гуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологический взгляд на человека. Обычно это означает, что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых аспектов. Ключевым элементом этого подхода является встреча между терапевтом и клиентом и возможности для диалога. Цель большей части гуманистической терапии состоит в том, чтобы помочь клиенту приблизиться к более сильному и здоровому самоощущению, также называемому самоактуализацией. Все это является частью мотивации гуманистической психологии быть наукой о человеческом опыте, фокусирующейся на реальном жизненном опыте людей.
Гуманистическая психология и социальные проблемы
Хотя социальная трансформация, возможно, не была в центре внимания в прошлом, большой процент современных гуманистических психологов в настоящее время исследует насущные социальные, культурные и гендерные проблемы. Даже самые ранние авторы, которые были связаны с психологическим гуманизмом и вдохновляли его, исследовали такие разнообразные темы, как политическая природа «нормального» и повседневного опыта (Р. Д. Лэнг), распад способности любить в современном потребительском обществе (Эрих Фромм), растущая технологическое господство над человеческой жизнью (Медард Босс) и вопрос зла (дебаты Ролло Мэя и Карла Роджерса). Кроме того, Морин О’Хара, работавшая как с Карлом Роджерсом, так и с Паоло Фрейре, указала на сходство между этими двумя мыслителями, учитывая их различную, но взаимосвязанную направленность на развитие критического осознания ситуаций, которые угнетают и дегуманизируют.
Критика гуманистической психологии
Критики этой области отмечают, что она склонна игнорировать исследования социальных изменений. Исаак Приллелтенски, самопровозглашенный радикал, выступающий за общественную и феминистскую психологию, годами утверждал, что гуманистическая психология непреднамеренно способствует системной несправедливости.
Кроме того, утверждалось, что ранним воплощениям гуманистической психологии не хватало кумулятивной эмпирической базы, а создатели движения поддерживали «бесстыдное отрицание человеческой взаимности и общности». Однако, по мнению современных мыслителей-гуманистов, гуманистическую психологию не нужно понимать как продвигающую такие идеи, как нарциссизм, эгоизм или эгоизм.
Ассоциация гуманистического дискурса с нарциссическими и чрезмерно оптимистичными мировоззрениями является неправильным прочтением гуманистической теории. В своем ответе Seligman & Csikszentmihalyi (2000), Bohart и Greening (2001) отмечают, что наряду с статьями о самореализации и самореализации гуманистические психологи также опубликовали статьи по широкому кругу социальных проблем и тем, таких как продвижение международного мира и взаимопонимания, осознания Холокоста, уменьшения насилия и продвижения социального благополучия и справедливости для всех.
Критика того, что гуманистической психологии не хватает «эмпирической базы», как правило, основывалась на якобы «ограниченных взглядах» на то, что составляет «эмпирический», некритическом принятии методов естественных наук (в отличие от методов гуманитарных наук) и прямом пренебрежении Собственная эмпирическая работа Роджерса. Напротив, гуманистическая психология имеет долгую историю эмпирических исследований, включая работы Маслоу, Амедео Джорджи и Дэвида Элкинса, но не ограничиваясь ими. На самом деле исследования гуманистической психологии восходят к шедевру пионера американской психологии Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта» 9.0003
Гуманистическая психология: противоречие с научными основами
Вначале гуманистическую теорию было нелегко исследовать. Начнем с того, что, поскольку фундаментальная вера гуманизма заключается в доброте людей, лечение должно быть сосредоточено на положительном, а не на отрицательном. Это оставляет очень мало тестов, на которых можно построить случай гуманизма. Затем посредством оценки оценщик, по сути, пытается сказать, что тестер знает больше об эмоциях, мыслях и поведении клиента. Делать что-то столь самонадеянное — вопиющее противоречие принципам веры гуманизма.
В результате большинство теоретиков, особенно бихевиористов, опровергли гуманистическую теорию, поскольку ее было нелегко исследовать. Однако, как и в случае с психоанализом, можно было собрать значимые данные об эффективности применения гуманистических теорий. На самом деле, как и в случае с психоанализом, необходимо было разработать новаторское тестирование, чтобы подчеркнуть точную теорию и предполагаемое применение теории. Психоанализ использует такие тесты, как ТАТ и Роршах, а гуманитарии используют Q-сортировку.
Заключение
Сильные стороны гуманистической теории
Как и в случае с любой теорией, некоторые считают гуманистическую психологию уместной, тогда как другие видят только недостатки. Парой сильных сторон гуманистической теории является акцент на позитивности и доброте человечества, а также на свободе воли, связанной с изменениями. Противопоставляя подходы Фрейда и биологии, сосредотачиваясь на вере в то, что человеческое поведение и познание причинно определяются предшествующими событиями и действиями, так что нам не хватает самоконтроля, Маслоу и гуманистическая психология считают, что человек достаточно силен.
Еще одна сильная сторона гуманистической теории заключается в том, насколько легко многие ее аспекты интегрируются с другими школами мысли. Ряд терапевтов принимают гуманистический оттенок при работе со своими клиентами. Хотя человек может полагать, что гуманистическая теория не охватывает расстояние, он понимает пользу основных ценностей и убеждений в изменении жизни людей к лучшему.
В конечном счете, у гуманизма есть преимущества, которые переносятся на ряд других профессий. В бизнес-классе вы, вероятно, ознакомитесь с иерархией Маслоу. При изучении финансов или экономики курс, несомненно, будет охватывать концепцию продвижения в финансовом и физическом плане, чтобы в конечном итоге стать более просвещенным и осознать, кто мы и наше место в мире. Этот принцип также присутствует в других профессиях, таких как криминология, история и литература, поскольку суть гуманистической мысли верна во всем, что касается того, что значит считаться человеком.
Слабые стороны гуманистической теории
На каждый инь приходится также и ян. Гуманистическая теория также имеет свои недостатки. Наиболее серьезная критика гуманистической психологии связана с отсутствием в ней конкретных подходов к лечению, нацеленных на конкретные проблемы. Поскольку основным верованием гуманистической теории является свобода воли, очень сложно создать как инновационный метод лечения, так и средство для изучения эффективности этого метода лечения.
Кроме того, считается, что гуманистическая теория падения неспособна помочь людям с тяжелыми расстройствами личности или психическими расстройствами. Хотя Теория личности Карла Роджерса может оказать положительное влияние на незначительное отклонение от нормы, использование ее для лечения шизофреников смехотворно.
Наконец, гуманистическая теория применяет некоторые обобщения человеческой природы, которые, по общему мнению, являются полными. Все ли люди хороши в своей сути, или некоторых просто нет? Можем ли мы эффективно утверждать, что иерархия потребностей Маслоу, как объяснялось, универсально применима ко всем? Или возможно, что каждый человек может навязать свою собственную систему верований или свой порядок достижения, или даже само свое определение?
Почему некоторые люди сознательно выбирают отрицательные альтернативы, в то время как перед ними стоит положительный выбор? Эти сомнения преследуют гуманистическую психологию, а сложность, связанная с проведением измеримых исследований теории, еще больше усугубляет проблему.