Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
Содержание
- Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
- Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.
- Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
- Личность и биография
Гуманистическая психология Основные понятия. Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии
1. Основные положения гуманистической психологии
2. Концепция невроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Заключение
Список использованной литературы
1. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.
Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.
Гуманистическая психология (от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.
К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл
Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)
о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
Одним из «отцов» гуманистической психологии и психотерапии считается американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу (1908—1970).
Это был человек с интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.
Маслоу утверждал, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Безусловно, это подтверждает и его собственный жизненный опыт.
Личность и биография
Абрахам Маслоу родился в многодетной еврейской семье, не отличавшейся теплыми отношениями.
К тому же он чувствовал себя и физически ущербным, щуплым, слабым, некрасивым, был замкнут и нелюдим, предпочитая книги компании своих сверстников Он настолько стеснялся своей непривлекательности, что старался садиться в пустые вагоны, чтобы никто его не рассматривал.
Его детство дает нам еще одно основание говорить, что Фрейд был не всегда прав, открыв эдипов комплекс, согласно которому мальчики чувствуют латентную нежность или любовь к матери и подсознательную ревность к отцу. По словам Маслоу: «Вся моя жизнь строилась на том, чтобы доказать матери, что я не такой никудышка, каким казался. И самой главной энергией была ненависть к ней». Надо сказать, что та ненависть, о которой говорит Абрахам Маслоу, была вполне обоснована жестокостью и нетерпимостью его матери. Случай, когда она размозжила о стену головы двум кошкам, которых сын принес поиграться в дом, конечно, не мог забыться ребенком. Когда она скончалась, Маслоу даже не пришел на похороны.
Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) старался компенсировать ( термин Адлера) спортом, но не смог добиться больших успехов, а физкультурники в то время в Америке были не в моде.
Но так как у человека всегда присутствует потребность любить кого-то, то за неимением лучшего объекта маленький Маслоу испытывает очень нежные чувства к своему отцу — пьянице, гуляке, дебоширу и ворчуну.
После старших классов, чтобы сделать отцу приятное, он идет изучать закон, а потом заинтересовывается психологией. И как сам говорил, первая лекция произвела на него удручающее впечатление своей сухостью и академичностью. Надо отметить, что с этим столкнулся не только Абрахам Маслоу, и во многом благодаря именно этому мы теперь можем говорить и знаем множество выдающихся психологов и разработанных ими направлений психологии и психотерапии.
Под влиянием работ Уотсона он выбрал для курсовой работы психологическую тему. Ему понравился максимализм первых бихевиористов , веривших, что поведенческая психология сможет стать универсальным механизмом управления как индивидом, так и обществом. Но все оказалось не так просто, и Маслоу стал внимательно рассматривать психоаналитические подходы, а также «вырабатывать» собственную психологию по отношению к проблемам, ответы на которые он не мог найти ни у бихевиористов, ни у психоаналитиков.
Он пытался найти научное объяснение высшим духовным проявлениям, экстатическим эмоциональным состояниям (он назовет их «вершинные (пиковые) переживания»), одним из которых оказалась его робкая любовь к своей кузине, трудное признание, неожиданно встретившее полную взаимность. Рано поженившись, они долго прожили в любви и согласии.
Решив стать профессиональным психологом, Маслоу поступает в Корнуэльский университет. Там курс психологии читал ученик самого Вильгельма Вундта (основателя экспериментальной психологии), знаменитый структуралист Эдвард Тит- ченер. Однако Маслоу оказался разочарован таким знакомством с академической психологией. «Невыразимо скучно, ничего общего с реальным миром», — вспоминал он. И он вновь, но уже на профессиональном уровне обращается к психоанализу, в частности, его интересуют проблемы сексуальности и их вляние на психолгию, он достаточно быстро становится настолько авторитетным специалистом по этой теме, что даже самый знаменитый сексолог «всех времен» Альфред Кинси пригласил его к сотрудничеству, однако Маслоу отклонил его предложение, считая научно недостоверными приводимые Кинси данные. Дело в том, что Кинси проводил исследования и опросы только тех, кто добровольно согласился на это, тогда как большинство людей (болезненно относящихся к этой теме) либо не вызовутся «добровольцами» на такое обследование, либо не смогут дать объективных ответов из-за механизмов защиты эго.
Вершины самоактуализации в гуманистической психологии и их важность
Человек является самой высшей ценностью в жизни. Личность состоит из множества психологических компонентов, начиная от темперамента, эмоций, характера и заканчивая высокими потребностями. Люди постоянно стремились понять главную цель существования в этом мире, понять, в чем кроется смысл жизни для каждого человека.
Разные направления психологии изучали эту тематику и предлагали теории и идеи. В каждом случае находились приверженцы, которые видели истину в представленных теориях и развивали учения в выбранном направлении. Нередко теории разных психологических школ опровергают одна другую, но, собственно, это не мешает им существовать. Одной из наиболее популярных и на взгляд большинства психологов, философов и социологов истинной является – гуманистическая психология.
В этой статье:
В чём суть гуманистической психологииИерархия потребностей, как путь к самоактуализации«Я – концепция», как основа личностиТест на проверку своей «Я – концепции»
В чём суть гуманистической психологии
Фото Tyler Nix on Unsplash
Главной идеей гуманистической психологии является изучение сознательной стороны личности, её направленности и основных потребностей. Человек в этом учении сразу рассматривается не как индивид, а как личность, которая способна на более высокие стремления в жизни.
Гуманистической психологии не приемлемо рассматривать человека, как существо, которое обременено прошлым опытом и способно только проявлять реакции на входящие стимулы и импульсы. Гуманисты отвергают всепоглощающее влияние бессознательного на жизнь человека.
Именно в этом направлении психологии, человек рассматривается, как высокая ценность жизни. Человек имеет определенный набор потребностей и главной его ведущей силой является стремление к самореализации. Главными идеями гуманистической психологии можно назвать следующее:
- Согласно гуманистической теории, каждый человек приходит в этот мир добрым, и только ситуации и обстоятельства, которые его окружают, могут оказывать негативное влияние. Все люди свободны и добры.
- Каждый человек – это целый мир, его необходимо рассматривать как нечто целостное, которое гармонично живет в природе, но при этом не является схожим с животными.
- Личность свободна от своего прошлого, она не несет на себе груз всего человеческого опыта.
Гуманистическая психология
- Сущность каждого человека направлена на будущее, которое неразрывно связанно с самоактуализацией.
- Человек, согласно данной теории, осознает свою целостность и свое «Я».
- Жизненная активность человека напрямую зависит от его стремления к самоактуализации.
Принципов гуманистического учения намного больше, но все они вытекают от одной единственной идеи – человек – это высшая ценность, которая способна принимать себя и окружающих в истинном виде. Сложности и препятствия в жизни такой личности только усиливают мотив к самоактуализации. Но для того, чтобы личность пришла к самоактуализации, согласно гуманистической психологии, она должна реализовать ряд потребностей, которые заложены природой человека.
Иерархия потребностей, как путь к самоактуализации
Именно так все и есть, прежде чем дойти до самой вершины проявления своего внутреннего «Я», человеку стоит реализовать свои потребности. Теория об иерархии потребностей неоднократно рассматривалась разными философами, психологами и другими специалистам, но только А. Маслоу смог предложить наиболее приемлемую и доказуемую теорию об иерархии потребностей.
В науке теория рассматривается, как «Пирамида потребностей по А. Маслоу». Внешне она действительно похожа на пирамиду или на треугольник. В нижней её части находятся самые первые и жизненно необходимые потребности. Согласно теории, личность не сможет продвигаться к высшим потребностям, не преодолев каждую предыдущую.
- На первой линии пирамиды размещена главная потребность для живого существа, это удовлетворение его физиологических потребностей. Под данной потребностью принято понимать наличие крова, сна, пищи и воды.
- На второй линии находится потребность в безопасности. Не одна личность не будет думать об самоактуализации, находясь в опасном для жизни состоянии. Страх, тревога поглощают все другие эмоции и полностью парализуют активность человека.
- На третьей линии пирамиды размещена потребность в принятии личности другими людьми. Человек является социальным, и его активность напрямую связана с другими людьми. Для гармоничного развития и для нахождения мотивов для деятельности, требуется подкрепление в виде любви, приятельском и доброжелательном общении и в дружбе.
- На четвертой ступеньке пирамиды находится потребность в признании личности. Уже на этой стадии возрастают внутренние потребности, и появляется желание быть уважаемым, удовлетворенным самим собой, повышается самооценка и самоценность. Для человека важно достигать успеха в той или иной деятельности, получать одобрение и признание со стороны других значимых для него людей.
- На пятой линии, которая является вершиной пирамиды, находится основная потребность в самоактуализации. Эта потребность включает в себя стремление развивать свои личные способности, быть ментором в том или ином направлении выбранной деятельности. Можно сказать, что эта потребность безгранична и постоянно мотивирует личность к развитию.
Когда ряды иерархических потребностей будут удовлетворены, человек сможет перейти к главной потребности – самоактуализации. Но для того, чтобы человек был полностью готов к постижению высшей потребности, его личность должна иметь крепкий фундамент, который заключается в «Я – концепции».
Гуманистическая психология не состоит только из иерархии потребностей, нет, она в первую очередь показывает, насколько многогранный и глубокий внутренний мир каждого человека, как самосознание и принятие себя позволяет развиваться и постигать новые уровни самоактуализации.
«Я – концепция», как основа личности
Конечно, фундаментом личности выступает только уверенное принятие себя и окружающих. Человек в теории гуманистической психологии понимает, что «Я это Я», что есть определенные мотивы и потребности, а «ты это ты» и так же обладаешь набором потребностей. «Я концепция» не является врожденной, она формируется под воздействием окружающих. В частности, первыми кирпичиками в фундаменте этой концепции являются взаимоотношения в семье, принятие ребенка родителями, как ценности и личности. В дальнейшем на структуру «Я – концепции» влияние будут оказывать окружающие люди и среда, с которой он будет взаимодействовать.
Состоит «Я – концепция» из следующих компонентов:
- «Я – реальный». Это представление человека о себе. Каждый из нас воспринимает себя, как личность с присущими только ему характеристиками и качествами. Это восприятие себя таким, какой есть в реальности, со всеми достоинствами и недостатками.
- «Я – идеальный». Это представление о себе в лучшем образе, таким, каким бы человек хотел быть.
Согласно гуманистической теории человек в стремлении к самоактуализации, стремиться к созданию собственного идеального образа. В норме образ «Я реального» и «Я идеального» совпадают и не должны сильно отличаться.
Но, если эти образы противоположны, то человек, скорее всего, находится в состоянии тревоги и внутреннего конфликта. Если понаблюдать за человеком, то можно понять, какая у него «Я – концепция». Его поведение, реакции на ту или иную ситуацию, его деятельность и активность в жизни, всё это явно демонстрирует составляющие его «Я – концепции».
Тест на проверку своей «Я – концепции»
Если ты желаешь исследовать себя и узнать совпадают ли образы твоей «Я – концепции», то можно провести проективную методику. Для работы понадобиться 3 листа бумаги формата А4, цветные карандаши или краски, фломастеры, авторучка.
Задание: Необходимо нарисовать три рисунка, на которых будет изображены образы «Я реальный», «Я настоящий» и «Я идеальный». Стоит включить фоном музыку для релакса, в которой нет слов, только приятные мелодии. Спокойная и непринужденная обстановка позволит погрузиться в свой внутренний мир и нарисовать все три образа такими, каким ты их ощущаешь.
Интерпретация рисунков довольно проста, визуально будет видно, есть ли общее между этими тремя образами, совпадают ли они. В работе так же важно отметить, над каким из образов было легко работать, какой образ дался с трудом. В конце работы можно задать себе следующие вопросы:
- Нравлюсь ли я себе настоящая и похожа ли я с образом реального?
- Чего мне не хватает, для того чтобы достичь образа «Я идеальный»?
- Какой из образов мне нравится больше остальных? Почему?
Согласно теории гуманистической психологии, каждый человек должен ценить и любить себя, с заботой и уважением относится к другим. Понимание себя и собственных потребностей, принятие окружающей действительности и адекватная реакция на неё, являются важными составляющими здоровой личности.
10 Сильные и слабые стороны гуманистического подхода
Гуманизм, гуманистический и гуманистический – это психологические термины, которые относятся к подходу к изучению человека в целом, а также его или ее уникальности. Эти термины упоминаются в психологии, чтобы иметь тот же подход. Гуманистический подход в некотором смысле называют феноменологическим, при котором изучение личности сосредоточено на субъективном опыте индивида.
Будет ли гуманистический подход благоприятным способом решения различных аспектов человеческого существования? Возможно, ряд сильных и слабых сторон может служить ориентиром для обоснования этого вопроса.
Список сильных сторон гуманистического подхода
1. Фокус на индивидуальном поведении
Вместо того, чтобы сосредоточиться на бессознательном поведении, генах и разуме среди прочего, он переключил свое внимание на отдельного человека или человека в целом.
2. Удовлетворяет представление большинства людей
Поскольку гуманистический подход ценит самореализацию и личные идеалы, он удовлетворяет представление большинства людей о смысле быть человеком. Это больше фокусируется на позитивной природе человечества и свободе воли, которая связана с изменениями.
3. Дополнительные сведения о поведении
Легче получить истинное представление и полную информацию благодаря качественным данным, которые можно связать с поведением.
4. Индивидуалистические методы обучения
Это подчеркивает важность более идиографических и индивидуалистических методов обучения. Гуманизм также может быть благоприятен для различных профессий, включая криминалистику, историю и литературу, потому что гуманистическая мысль имеет основу, которая дает намёк во всём, что считается человеческим.
5. Личностно-ориентированное консультирование
Ненаправленный характер личностно-ориентированного консультирования позволит клиентам чувствовать себя более комфортно при общении с консультантами. Более того, клиенты считаются равными себе, поскольку они не претендуют на звание экспертов.
Список слабых сторон гуманистического подхода
1. Способствует разочарованию клиентов
Предоставление клиентам возможности думать самостоятельно может сбивать с толку тех, кто на это не способен. Точно так же их клиенты могут чувствовать разочарование, потому что им не будут предоставлены объяснения их проблем.
2. Оппозиция детерминистическим законам науки
Гуманистический подход поддерживает свободную волю, в которой сторонники имеют противоположные убеждения в детерминистских законах. Соответственно, детерминизм утверждает, что возможен только один ход событий, что противоречит существованию свободы воли.
3. Этноцентричность гуманистического подхода
Такой подход может быть предвзятым и ориентироваться только на западную культуру. В этом отношении можно сказать, что это повлияет на тех, у кого есть разные культуры, которым следует следовать и перенимать, даже если это противоречит их убеждениям.
4. Требуется опыт
Например, в классе очень важную роль в успехе гуманистического подхода играют способности учителя. Это связано с тем, что в гуманистическом классе учитель должен способствовать учащимся и их открытому выражению чувств, в которых традиционное обучение не делает на этом акцента.
5. Проблемы со стилем обучения
У каждого учащегося есть уникальные стили обучения, которые учитель-гуманитарий должен применять к этому конкретному учащемуся. Однако такие стили и оценки могут быть очень громоздкими и неорганизованными.
Гуманистический подход может быть применен только к нескольким областям психологии, но он может обеспечить лучшее понимание поведения человека с помощью качественных методов. Точно так же он может предложить более полное представление о человеческом поведении.
-редактор Flow Psychology
Преимущества и недостатки гуманистической теории обучения учащиеся воспитывать интерес к самообразованию. Теория была предложена Авраамом Маслоу и другими сторонниками. Он считается отцом гуманистической психологии. Он подчеркивает опыт в изучении человеческого поведения и обучения. Подход включает в себя наблюдение за поведением учащихся и результатом поведения.
19 Невероятные преимущества и 11 D …
Пожалуйста, включите JavaScript
19 Невероятные преимущества и 11 недостатков чтения книг
Содержание
- 1 Преимущества гуманистического подхода
- 1.1. Оценки отдельных лиц
- 1,2 Хостистика. ХОЛОДИТЕЛЬНЫЙ подход
- 1.1. Оценки
- 1,2 Хостистика. ХОЛОДИТЕЛЬНОСТИ
- 1.1.
- 1.3 Ориентирован на учащегося
- 1.4 Способствует применению знаний
- 1.5 Способствует самоактуализации
- 2 Недостатки гуманистического подхода
- 2. 1 Отсутствие эмпирических доказательств
- 2.2 предлагает ограниченные решения
- 2.3 Отсутствие сознательной осведомленности
- 2.4 Не научный подход
- 2,5 не реалистично
Совета по гуманистическо к обучению:
Акцентирует внимание на личностиТеория уделяет большое внимание учащимся и их развитию.
Целостный подходЦелостный подход, поскольку он направлен на общее развитие человека.
Ориентированный на учащегосяТеория продвигает учебную программу, учитывающую знания и опыт учащихся.
Способствует применению знанийТеория гарантирует, что передаваемые знания могут быть применены в реальной жизни.
Способствует самореализацииТеория гарантирует, что учащийся может развить личный интерес к обучению.
Недостатки гуманистического подхода
Недостатки гуманистического подхода к обучению следующие:
Отсутствие эмпирических данныхМногие исследователи утверждают, что теории не хватает эмпирических доказательств.