18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «объективному» методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.
Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.
Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии.
Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З.
Фрейд.Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.
При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.
Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и могут быть объединены в пять классов, которые, в свою очередь, образуют единую иерархическую систему. Данная структура может быть представлена в виде пирамиды (пирамида Маслоу), в основании которой лежат физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т. п.). Вторую ступень пирамиды образуют потребности в безопасности. К ним обычно относятся потребность в стабильности, ясности и предсказуемости ситуации, в защите от болезней, преступных посягательств и т. п. На третьей ступени пирамиды находятся потребности в принадлежности и любви, которые отражают стремление к установлению близких, доверительных и долгосрочных отношений со значимыми другими. Четвертый уровень пирамиды образуют потребности в самоуважении, включающие в себя как собственно самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Наконец, на вершине пирамиды располагается потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал стремление индивида к максимальной реализации своего человеческого потенциала в процессе становления.
Согласно концепции А. Маслоу, потребности, расположенные «выше», могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии удовлетворенности потребностей, расположенных «ниже» (именно эту идею отражает пирамидальная структура — невозможно начать строительство верхних ступеней пирамиды при отсутствии нижних).
Концепция иерархии потребностей и разработанные на ее основе психодиагностические методики, в частности «Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory — POI) Э. Шострома, нашли широкое применение в социальной психологии, в первую очередь, в таких ее областях, как организационная психология и психология менеджмента.
Несмотря на то, что идеи А. Маслоу неоднократно подвергались критике как утопичные и не отвечающие строгим критериям научного познания, они остаются востребованными благодаря их простоте, внутренней логичности и удобству в практическом применении.Наиболее полное отражение принципы гуманистической психологии нашли в творчестве американского психолога К. Роджерса. В отличие от А. Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации. Под ней он понимал стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности, присущие ей с момента рождения, что содержательно близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А. Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают переживания, способствующие их личностному развитию (Я-интенсифицирующие) как позитивные и стремятся к ним, одновременно избегая переживаний, субъективно воспринимаемых как препятствие для развития (Я-отрицающие). Такого рода «сортировку» К. Роджерс обозначал как организмический оценочный процесс.
В своих работах К. Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и предшествующего опыта, а следовательно, исключительно внутренний мир или, иными словами, психическая реальность конкретного человека заслуживает внимания психолога.
Исходя из этих соображений, К. Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой провозглашалось понимание самовосприятия клиента и помощь ему в воссоединении со своим организмическим оценочным процессом.
С точки зрения социальной психологии особый интерес представляет вклад К. Роджерса в разработку Я-концепции. Он также разработал оригинальную концепцию воспитания, основанную на безусловном позитивном внимании, т. е. принятии индивида таким, как он есть, без критики и оговорок как единственном способе не препятствовать актуализации ребенка и не разрушать организмический оценочный процесс.
Хотя взгляды К. Роджерса одно время были крайне популярны, его максимализм и идеализм вызывали критику даже у представителей гуманистической психологии. В частности, Р. Мэй отмечал, что ортодоксальные роджерианские психотерапевты оказывались неэффективными в случае проявления клиентами интенсивных негативных эмоций и агрессии. Попытки использования роджерианских идей и подходов в организационном контексте не получили сколько-нибудь широкого распространения, хотя сам К. Роджерс заявлял об успешности шагов, предпринятых им в данном направлении.
Если попытаться в целом оценить вклад гуманистического направления в психологическую науку, то безусловного внимания заслуживает попытка его представителей, образно говоря, развернуть психологию лицом к человеку. В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике. Вместе с тем гуманистический подход представляется ограниченным с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, он не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностностного, так и социально-психологического порядка. Он может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.
Гуманистическая психология, подробно — Психологос
Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).
Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.
По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.
Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны. Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.
Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.
Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.
Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.
Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.
Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В. Франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.
Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.
Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.
М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:
- Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
- Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
- Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
- Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
- Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
- Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.
Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.
При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).
В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.
возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.
Гуманистический подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.
Возникновение. как самостоятельное направление в 50-х гг. XX в. В основе лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека.
Феноменология — описательный подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной реальности, опыту, опыту непосредственного переживания («здесь-и-теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека.
Как и восточной философия, стремится к соединению души и тела, единству человеческого духовного начала.
Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.
Во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму(Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание лишь на внешнем поведении и лишая человека глубины и духовного, внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу). Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которое за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных положений гуманистической психологии. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. .
Основные принципы гуманистической психологии: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.
Самоактуализация понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. По Маслоу.
Роджерс также рассматривал Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. С точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт человека рассматривается с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. положительный, если нет — как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.
Опыт. Понятие опыта занимает важное место как в концепции Роджерса, так и других представителей этого направления. Опыт — это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент.
Организм. Термин организм не несет в себе исключительно биологического содержания, организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний. Таким образом, это понятие включает не только висцеральные и сенсорные реакции, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. В организме находит выражение целостность человека.
Я-концепция — более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики и представляющая собой дифференцированную часть феноменального поля. это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное
Конгруэнтность также определяет возможности самореализации; во-первых, соответствие между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний. Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность — это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами «Я» играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием успешной реализации этой потребности является наличие адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные переживания, потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.
Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического, опытного) подхода психические нарушения, в частности, невротические расстройства, рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Критика
Слишком много внимания уделяется сиюминутному сознательному опыту/впечатлениям
При этом вне поля зрения остаются: бессознательная мотивация, случайное подкрепление, ситуационные влияния, и биологические факторы…
Предлагает описание человеческого поведения, но не научное изучение его причин
Понятийный аппарат неопределенный и сложный для верификации
Качественный анализ и отказ от количественного
В терапевтических целях применим для довольно узкого круга людей и проблем
Способность к рефлексии
Кризисные ситуации «высшего уровня»
Западная философия (приемлемость таких ценностей как личностный рост, независимость, самоактуализация)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Гуманистический подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.
От 250 руб
Контрольная работа
Гуманистический подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.
От 250 руб
Курсовая работа
Гуманистический подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Гуманистическая психология — IResearchNet
Гуманистическая психология — это движение в американской психологии, которое процветало в академической психологии примерно с 1940-х до начала 1970-х годов. Сегодня это наиболее заметно как семейство широко используемых подходов к психотерапии и консультированию.
Как психология и как психотерапия, гуманистическая психология основывается на четырех основных предположениях о психологической жизни:
- От младенчества до старости люди стремятся актуализировать свой высший потенциал как уникальное «я» в то же время, когда они устанавливают и поддерживают тесные взаимные связи с другими.
- Когда это стремление нарушается неблагоприятными обстоятельствами окружающей среды, люди пытаются реализовать свой потенциал и потенциал отношений посредством процессов адаптации, что приводит к психологическому дистрессу и, в конечном счете, к субоптимальным личностным паттернам.
- Люди, в том числе с серьезными психологическими проблемами, обладают огромными внутренними ресурсами для саморегуляции и самоисцеления, которые можно использовать для служения выздоровлению, росту и самопревосхождению.
- Исцелению, самореализации, индивидуальной и коллективной эмансипации способствует участие в отношениях, характеризующихся несколькими ключевыми межличностными условиями, а именно: взаимным уважением, теплотой, принятием, искренностью и сопереживанием.
Гуманистическая психология была определена как «третья сила» по отношению к психоанализу и бихевиоризму и породила многие идеи о человеческой природе и психологическом росте, которые подпитывали Движение человеческого потенциала и популярную психологию с 19-го века.60-х годов по настоящее время. Психологи-гуманисты не только предлагали интегрировать психологию вокруг общей темы переживающего человека или самости, но и обещали инициировать новый и беспрецедентный диалог между наукой и гуманитарными науками в рамках структуры западной университетской системы. В 1941 году Карл Роджерс, психолог-консультант, представил технику клиент-центрированной или недирективной терапии, ставшую первым успешным и уникальным американским вызовом венскому психоанализу, который в то время доминировал в клинической психологии и психиатрии. Дисциплинированный ученый, он сообщил о результатах первого крупномасштабного исследования психотерапевтического процесса в новаторской книге «Терапия, ориентированная на клиента» (19). 51). В 1956 году он был отмечен Американской психологической ассоциацией наградой за вклад в психологическую науку. В 1954 году Абрахам Маслоу, специалист по сравнительной зоопсихологии, интересующийся человеческой мотивацией, представил идею самоактуализирующейся личности, согласно которой наше определение нормальности должно основываться на лучших примерах человечества, а не на сравнении с психопатологией или на том, что определяется просто среднее статистическое значение. В 1961 году Ролло Мэй издал сборник эссе под названием «Экзистенциальная психология» и вместе с Анри Элленбергером и другими стал центральной фигурой, объединившей отдельные европейские традиции экзистенциализма и феноменологии под эгидой гуманистической психологии в форме экзистенциально-феноменологической психотерапии.
После этого другие, такие как Шарлотта Бюлер, Кларк Мустакас, Джеймс Бюгенталь, Адриан ван Каам и Сидней Журар, неустанно писали на гуманистические темы в психологии. Это был Роджерс. Однако Маслоу и Мэй, которые, столкнувшись с серьезным противодействием как бихевиористов, так и психоаналитиков, коллективно установили новую норму для психологии в целом, заявив, что гуманистическая психология, находящаяся в центре их видения преобразованной дисциплины, является личностью. -центрированный, ориентированный на рост и экзистенциальный по своей ориентации, и что его повестка дня заключалась в том, чтобы обратить внимание редукционистского экспериментализма на то, что эра его почти полной гегемонии подходит к концу.
На этом фоне были фигуры из более широкой культуры, такие как Алан Уоттс, изучающий учения дзен и священник по образованию; его учитель. стареющий Д. Т. Судзуки: бывший теософ Джиддху Кришнамурти; индийские йоги, такие как Свами Рама; психофизиологи, такие как Элмер и Элис Грин; религиозные философы, такие как Хьюстон Смит, и практикующие ведантисты, такие как Олдос Хаксли, который познакомил жителей Запада с концепциями сознания и методами медитации, взятыми из классической азиатской психологии и мировых религий. Это была также эпоха, когда психоделики впервые были представлены населению в целом. Сочетание этих влияний привело к широкомасштабному эффекту, который во многом способствовал развитию ценностно-нагруженной духовной психологии человека, которая доминировала в популярной психологии двадцатого века.
Гуманистическая психология, которая изначально зародилась как законная форма академического дискурса, однако не появилась на сцене de novo, а выросла из более старых личностных и социальных психологий, разработанных предыдущими фигурами, такими как Гордон Олпорт, Генри А. Мюррей и Гарднер Мерфи в 1920-х и 1930-х годах. Эти старшие психологи были первым поколением после Уильяма Джеймса, которое успешно противостояло захвату академической психологии, что во времена Джеймса означало структурализм Титченера и Хьюго Мюнстерберга и атомизм Кеттелла и Уитмера, а затем теории обусловленности Павлова и Уотсона. После 1930, это означало лабораторный эксперимент Боринга, Стивенса, Карла Лэшли, Халла и Тоулмана.
После эры личностно-социальных психологов эту дискуссию продолжили психологи-гуманисты, которые бушевали на национальном уровне до начала 1960-х годов. Самый примечательный из этих обменов мнениями происходил публично между Карлом Роджерсом и Б. Ф. Скиннером, по крайней мере, четыре раза в период между 1956 и 1964 годами (Kirschenbaum & Henderson, 1989).
Гуманистическая психология всегда была чем-то большим, чем академическая дисциплина, и с первых дней своего существования она затрагивала индивидуалистическую контркультурную сторону американской психики. Начиная с 19В возрасте 49 лет Абрахам Маслоу был в постоянном контакте с калифорнийским психотерапевтом Энтони Сутичем, и эти двое поддерживали списки рассылки зарождавшегося, но невидимого движения сотен профессионалов в нескольких дисциплинах, недовольных бихевиористским поворотом, который приняла американская психология, и которые были заинтересованы увидеть эволюцию нового вида психологии. Такой интерес достиг критической массы в 1961 году, когда был официально запущен Журнал гуманистической психологии с Сутичем в качестве редактора и Маслоу в качестве автора. Их неофициальный список рассылки стал первым официальным списком подписчиков, группы, которая официально объединилась в том же году, чтобы основать Американскую ассоциацию гуманистической психологии (AAHP) для финансовой поддержки журнала.
В течение следующих 2 лет Институт Эсален в Биг-Суре, Калифорния, был официально основан Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом и запустил свои первые программы по человеческому потенциалу с семинарами Уиллиса Хармана, Алана Уоттса и других, что породило национальную но неформальная сеть подобных центров роста, взращивающая новую психологию. Между тем первое официальное собрание AAHP состоялось в Филадельфии в 1963 году, на нем присутствовало 75 человек. На этом собрании президентом был избран Джеймс Ф. Т. Бьюдженталь, экзистенциальный психотерапевт и автор недавно опубликованной и широко читаемой статьи «Гуманистическая психология: новый прорыв». Также на том же собрании был основан комитет по теории гуманистической психологии под председательством Роберта Кнаппа из Уэслианского университета.
В следующем году, в ноябре 1964 года, Кнапп созвал первую Олд Сэйбрукскую конференцию в Сейбруке, штат Коннектикут, где собрались Олпорт, Мюррей, Мерфи и другие представители старшего поколения признанных теоретиков личности, такие как Джордж Келли и Роберт Уайт. с Маслоу, Роджерсом, Мэем, Бюгенталем, Мустакасом, Бюлером и другими, такими как Флойд Мэтсон и Энтони Сутич, чтобы обсудить происхождение и будущее их идей и передать эстафету от старшего к новому поколению теоретиков. Большинство статей были опубликованы в следующем году в Журнале гуманистической психологии.
Тем временем новые разработки в гуманистической психологии ускорялись как в основной психологии, так и в растущей психотерапевтической контркультуре. В 1965 году создатель гештальт-терапии Фриц Перлз, специалист по работе с телом Шарлотта Селвер и популяризатор групп встреч Уилл Шутц обосновались в Эсалене и сыграли важную роль в создании времен бума движения человеческого потенциала после 1969 года. В 1966 году новаторская программа гуманистической психологии в Сономе. Государственный университет был запущен в рамках программы расширения школы и в этом контексте. Элеонора Криссуэлл, профессор психологии, первой предложила создать Институт гуманистической психологии, задуманный как крыло нового движения, присуждающее докторскую степень. В 1971, при совместном спонсорстве с AAHP, эта программа была официально запущена, а в 1981 году она получила полную аккредитацию в качестве магистра и доктора философии. программа по психологии и гуманитарным наукам под нынешним названием Высшей школы и исследовательского центра Сэйбрука.
Кроме того, к концу 1960-х новая гуманистическая ориентация проникла в социологию, антропологию, сестринское дело, стоматологию и другие области. В 1968 году профессор Гарвардской школы бизнеса Энтони Атос опубликовал книгу «Поведение в организациях». текст, вдохновленный теориями Маслоу и Роджерса, который положил начало новой области организационного поведения в бизнес-школах по всей территории Соединенных Штатов. В 1969 лет, Колледж Западной Джорджии в Кэрроллтоне, штат Джорджия, основал официальную программу для выпускников в области гуманистической психологии. Эти события ознаменовали создание других академических программ в других местах, таких как докторская степень по истории сознания. программа в Калифорнийском университете в Санта-Круз, а также программы бакалавриата в Джонсон-колледже в Университете Ред-лендс, Оберлин-колледже и Антиох-колледже в Огайо и Годдард-колледже в Вермонте.
Гуманистическая психология также нашла одно из своих крупнейших последователей в области пастырского консультирования, особенно с развитием Теологического союза выпускников в Беркли. Калифорния. В 1971, как показатель того, насколько широко распространился гуманистический импульс даже в американской академической и клинической психологии. группа влиятельных психологов из Американской психологической ассоциации собрала достаточно подписей, чтобы основать 32-й отдел, Отдел гуманистической психологии. Сейчас ему двадцать седьмой год существования, и он издает как информационный бюллетень, так и одобренный АПА журнал «Гуманистический психолог».
Одновременно с запуском Дивизиона 32 в американской психотерапевтической контркультуре происходили аналогичные события. В 1968 августа AAHP провела свою ежегодную конференцию в отеле Fairmount в Сан-Франциско. вместо обычного степенного изложения интеллектуальных статей, возмутил руководство отеля, устроив танец змей в вестибюле. В том же году Карл Роджерс покинул академию и присоединился к группе в Ла-Хойя, Калифорния, которая сформировала Центр изучения личности. После этого исследовательская карьера Роджерса остановилась, поскольку он, как и многие его коллеги, оказался втянутым в буйство социальной революции, эпицентр которой находился в Калифорнии.
Эти события были первыми признаками того, что, по крайней мере, в Америке, серьезная интеллектуальная и академическая программа гуманистической психологии была фактически захвачена более ярким и чрезвычайно популярным Движением человеческого потенциала.
На собрании AAHP в Сильвер-Спрингс, штат Мэриленд, в 1969 году буква «А» в названии организации означает «американец». было официально прекращено, потому что к тому времени оно стало международным движением. (К 1972 году конференции проводились в Лондоне, Стокгольме, Москве, Гонконге, Кантоне, Пекине, Токио и на Гавайях. ) В том же году новая AHP совместно с Фондом Меннингера организовала первую из нескольких конференций по добровольному контролю над Внутренние состояния, проходивший в Каунсил-Гроув, штат Канзас. Эти встречи оказались важными переходными встречами, приведшими к образованию Ассоциации трансперсональной психологии в 1919 году.73, а также признанные технологии, такие как биологическая обратная связь и медитация, как важные методы новой психологии. Чтобы завершить эти события, Чарльз Тарт. психолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, также в 1969 году опубликовал свой новаторский текст «Измененные состояния сознания», который быстро стал библией нового психологического движения.
Маслоу также был избран президентом Американской психологической ассоциации на 1968-1969 учебный год, но перенес сердечный приступ и продолжил свою деятельность лишь в несколько урезанном состоянии. Он умер в 1970. Впоследствии гуманистическая психология как академическое направление была почти полностью поглощена американской психотерапевтической контркультурой, которой суждено было стать народной психологией конца двадцатого века. четыре основных потока:
- Психотерапия и консультирование, особенно в немедицинской сфере.
- Надличностный интерес к медитации и измененным состояниям сознания.
- Группы эмпирических встреч, обучение человеческим отношениям, программы личностного роста, группы самопомощи и терапия соматической работы с телом.
- Гуманитарные науки, то есть деконструктивизм, конструктивизм, радикальный феминизм, политическая психология, философская психология, психология мира и критическая психология.
Несмотря на смелые попытки остановить растущую волну когнитивного бихевиоризма, такие как резкая феноменологическая критика Амедео Джорджи «Психология как наука о человеке» (1970) и публикации книги Ирвина Чайлда «Гуманистическая психология и исследовательская традиция: их несколько достоинств» (1973), гуманистическая психология как сила, формирующая академическую психологию, остается в тени с момента своего расцвета в 1970-х годах. Тем не менее, он отражает значительную часть немедицинского движения практикующих психотерапевтов, а консультирование, психотерапия и обучение человеческим отношениям, основанное на теориях и практике гуманистической психологии, вероятно, составляют большую часть психологической практики, которая сейчас ведется в Соединенных Штатах.
Затмение, но не погашение. небольшое, но преданное делу мировое сообщество ученых продолжает гуманистическую традицию критических исследований и личностно-ориентированной практики. На кафедрах психологии в американских университетах курсы психотерапии и курсы консультирования продолжают обучать навыкам роджерианского терапевта (даже если они не признаются таковыми) в качестве основы всей клинической подготовки, но углубленная клиническая подготовка в явно гуманистической психологии, такой как личностно-ориентированная психология терапия, гештальт-терапия и экзистенциальная психотерапия по большей части проводятся в независимых учебных заведениях, которые процветают во всем мире.
Недавнее исследование по-новому подтвердило эффективность гуманистической психотерапии и подтвердило наблюдения Роджерса 50-летней давности о том, что именно собственные ресурсы клиента для изменения в контексте принимающих, честных и эмпатических отношений являются ключом к всем успешный результат психотерапии. Под растущим давлением со стороны движений внутри Американской психологической ассоциации, направленных на стандартизацию и регулирование профессиональной психологической практики в Соединенных Штатах, в 1919 году был создан Консорциум диверсифицированных программ для выпускников в области психологии.88 как способ для гуманистически ориентированных институтов и аккредитованных факультетов психологии объединиться и предложить согласованные учебные программы по гуманистической психологии, личностно-ориентированные методы исследования и альтернативные стандарты аккредитации для программ психологии.
В 1997 году группа из 32-го отдела АПА выступила в соавторстве с манифестом, опубликованным в журнале Humanistic Psychologist весной 1997 года, в котором предлагался набор руководств по гуманистической ориентации для оценки гуманистической психологической практики. Это было сделано в ответ на аналогичный набор руководств, опубликованных годом ранее APA, и под влиянием управляемой индустриализации психиатрической помощи, которая предлагает раз и навсегда переместить американскую клиническую психологию в лагерь поведенческих медицинских технологий. .
Центр гуманистических исследований имени Ролло Мэя был основан в Высшей школе Сейбрука в конце 1980-х годов для продвижения идеалов гуманистической психологии. В 1997 году, благодаря гранту крупного донора, Университет Южной Калифорнии открыл новую кафедру гуманистической психологии, а в том же году — ученых. и психотерапевты из более чем 22 стран на пяти континентах основали Всемирную ассоциацию личностно-ориентированного подхода для поддержки выживания и развития гуманистической психологии в двадцать первом веке.
Популярные произведения
- Маслоу. А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд. Влиятельное основополагающее эссе Маслоу, в котором он представляет психологию, ориентированную на рост, теорию самоактуализации и свою концепцию «иерархии потребностей» человеческой мотивации.
- Роджерс. CR (1961). О становлении человеком. Бостон: Хоутон Миффлин. Предоставляет лучший обзор философии, теорий и результатов исследований Роджерса о тенденции актуализации и межличностных условиях, которые способствуют психологическому росту и исцелению.
Академическая и профессиональная психология
- Киршенбаум, Х., и Хендерсон, В.Л. (ред.). (1989). Карл Роджерс: диалоги. Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. Стенограммы диалогов с Паулем Тиллихом. Грегори Бейтсон. Майкл Поланьи. Ролло Мэй и другие значимые фигуры в эволюции гуманистического мышления в психологии. Он содержит один из исторических споров между Роджерсом и Скиннером.
- Маслоу. А. Х. (1970). Мотивация и личность (пересм. ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу. Предоставляет общую теорию мотивации человека с упором на теорию самоактуализации и данные исследований Маслоу. Теория применяется к философии науки, процессу психотерапии и высшим состояниям ума.
- Май, Р. (1977). Значение тревоги (Откр. ред.). Нью-Йорк: Нортон. Бросает вызов взгляду на тревогу как на симптом болезни и исследует экзистенциалистскую позицию, согласно которой тревогу лучше всего понимать как естественный результат конфронтации с экзистенциальными данностями жизни и смерти, свободы, изоляции и бессмысленности.
- Перлз, Э. С., Хефферлайн, Р. Э. и Гудман, П. (1951). Гештальт-терапия. Нью-Йорк: Джулиан Пресс. Этот исчерпывающий том по гештальт-терапии включает теорию психологического развития, изменения личности, методы психотерапии и упражнения по самопомощи, направленные на тех, кто стремится к личностному росту.
- Роджерс. CR (1951). Клиентоцентрированная терапия. Бостон: Хоутон Миффлин. Окончательное изложение основных идей Роджерса. Он включает в себя результаты крупномасштабного исследовательского проекта с несколькими авторами, посвященного процессу и результатам клиентоцентрированного консультирования и психотерапии. В нем описывается первое использование аудиозаписи психотерапии в качестве исследовательского инструмента.
- ван Каам, А. (1966). Экзистенциальные основания психологии. Питтсбург: Издательство Университета Дюкен. Влиятельное раннее обсуждение радикального значения экзистенциалистского взгляда на американскую психологию. Включает объяснение феноменологии как основной исследовательской методологии нового перспективистского взгляда.
Обзоры и обзоры
- Райс, Л. Н., и Гринберг, Л. С. (1992). Гуманистические подходы к психотерапии. В Д. К. Фридман (ред.). История психотерапии: век перемен. Вашингтон. округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Этот обзор истории включает в себя обширную библиографию первоисточников по клиент-центрированной терапии. Гештальт-терапия и феноменология.
- Тагесон. WC (1982). Гуманистическая психология: синтез. Хоумвуд. Иллинойс: Дорси Пресс. Самый популярный учебник для вузов.
- Верц. FJ (ред.). (1993). Гуманистическое движение: Восстановление личности в психологии. Лейк-Ворт. Флорида: Гарднер Пресс. Впервые опубликованный в виде двойного выпуска журнала Humanistic Psychologist, он включает в себя эссе многих современных специалистов в этой области.
Вклады Карла Роджерса | BetterHelp
Есть несколько имен, которые неразрывно связаны с психологией и психическим здоровьем. В то время как Зигмунд Фрейд остается одной из наиболее заметных фигур в истории современной психологии и психиатрической теории, существует множество фигур, считающихся «отцами» современной психологической практики, и Карл Роджерс является одним из таких людей, которому приписывают развитие психологии. гуманистическая теория, или гуманистическая психология.
Гуманистическая психология: определение
Гуманистическая психология (также называемая гуманистической теорией) — это подход к лечению психических заболеваний, который фокусируется на человеке как на едином существе (так называемая клиентоцентрированная терапия) и эмпирических открытиях для достижения само- актуализация. В контексте современной психологической практики под самоактуализацией понимается реализация или реализация потенциала и целей личности. По словам первых основателей гуманистической теории, включая Роджерса, это и было целью психологии: помочь людям полностью раскрыть свой потенциал.
Психологи-гуманисты
Максимальный расцвет гуманистической психологии пришелся на период с 1940-х по 1970-е годы, и она связана с такими значительными именами, как Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Карл Роджерс наиболее известен своим вкладом в область гуманистической теории, поскольку он представил концепцию безусловного уважения или отношений между терапевтами и их клиентами, в которых терапевты создают позитивную, ободряющую и внимательную атмосферу для проведения сеансов. .
Карл Рэнсом Роджерс, четвертый из шести детей, родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, в 1902 году. После окончания Висконсинского университета со степенью бакалавра истории в 1924 году Роджерс несколько лет изучал теологию на Союзном теологическом семинаре, пока не начал сомневаться в своей вере. В 1926 году Роджерс перешел в Педагогический колледж Колумбийского университета, чтобы получить степень магистра, а затем докторскую степень по клинической психологии, которую он окончил в 1931 году.
После получения докторской степени Роджерс начал свою карьеру в академических кругах, занимая должности преподавателей в Университете штата Огайо, Чикагском университете и Университете Висконсина. Именно во время своего академического пребывания Роджерс начал разрабатывать то, что позже стало известно как «клиент-центрированная терапия», которую он сначала назвал «недирективной терапией». Роджерс считал, что все люди обладают врожденной потребностью и способностью расти и полностью раскрывать свой потенциал. И он также предположил, что для достижения такого рода самореализации посредством терапии крайне важно, чтобы терапевт проявлял безусловное положительное отношение к клиенту, т. е. чтобы терапевт принимал и уважал человека целиком и полностью таким, какой он есть, что, в свою очередь, позволяет клиенту ориентироваться в положительных и отрицательных чувствах, не опасаясь осуждения или упрека. Дочь Роджера, Натали Роджерс, сказала, что его отец был «образцом сострадания и демократических идеалов в своей жизни, а также в работе педагога, писателя и терапевта».0003
Появление гуманистической психологии было ценным, потому что оно обеспечило более целостный подход к психическому здоровью, чем его предшественники, психология Фрейда и поведенческая психология. В обоих этих подходах основное внимание уделялось не клиентоцентрированному уходу, а в первую очередь изучению прошлого и бессознательного клиента для объяснения и диагностики поведения и мыслительных процессов. Гуманистический подход относился к клиентам гораздо меньше как к объектам, которые нужно разбирать на части, и гораздо больше как к людям, с которыми нужно разговаривать и сотрудничать.
Гуманистическая психология и ее предшественники
История психологии положительно пропитана вкладом Фрейда, и его наследие нетронуто и по сей день. Хотя он был пионером в этой области, разрабатывая совершенно новые подходы к здоровью человека и исследованиям, большая часть его ранних работ была опровергнута или, по крайней мере, подвергнута сомнению, а те, кто пришел позже, приняли его подход к здоровью и разъяснили и изложили его. отошел от жесткости и выводов большей части своей работы.
Помимо Фрейда, ранняя психологическая теория основывалась на бихевиористской теории или бихевиоризме, психологическом принципе, который фокусировался на обученном поведении и утверждал, что усвоенное поведение почти полностью ответственно за результаты психики, характера и привычек человека. Бихевиористская теория была, возможно, менее жесткой, чем работа Фрейда, но продолжала подходить к психологии очень принципиально, используя только то, что можно было легко наблюдать и записывать во время сеанса. Гуманистическая психология снимает с психолога единственное бремя наблюдения и оценки и вместо этого поощряет рассматриваемого пациента к тому, чтобы он имел равных в открытии и оценке психологических концепций.
Нынешнее исследование психологии было бы потеряно без вклада этих ранних исследователей и психологов, которые стремились погрузиться в глубины человеческого разума и поведения. Каждая из них заложила основу для исследователей и ученых, которые придут позже, и обеспечила потребность в дополнительных подходах для выявления и дальнейшей оценки внутренней работы разума и соответствующего поведения. Психологи, такие как Маслоу и Роджерс, отказались от обращения с пациентами как с машинами, запрограммированными на получение определенной реакции, а скорее как с индивидуумами с рядом тонких и сложных предысторий, желаний и потребностей.
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу — один из самых выдающихся «отцов» гуманистической психологии. Возможно, наиболее известный своим вкладом в эту область в виде его «иерархии потребностей», Маслоу на протяжении десятилетий был признан важным вкладчиком не только в гуманистическую теорию, но и в область психологии в целом.
Набег Маслоу на психологию был отмечен его отходом от бихевиористских взглядов на пациентов и его верой в то, что пациенты должны сначала соответствовать ряду критериев базового убежища, безопасности и здоровья, прежде чем перейти к развитию самоактуализации. Это не было важной концепцией для изучения психологии, поскольку она рассматривала людей как сложных существ с разнообразными потребностями, а не простой предписывающий подход к человеческому развитию, который был сосредоточен на жестком понимании детских недугов и того, что сейчас признается детством. травма.
Маслоу получил признание за свою работу по развитию гуманистической психологии и был современником другого важного участника гуманистической теории: Карла Роджерса.
Карл Роджерс
Карл Роджерс принял многие из тех же основных принципов, которые отстаивал Маслоу, но его направленность отличалась. В то время как Маслоу сосредоточился на основах человеческих потребностей и на том, как эти потребности взаимодействовали с психическим здоровьем и влияли на него, Роджерс предложил более практическое применение гуманистической теории посредством своей приверженности клиентоцентрированной терапии и безусловного положительного отношения. Вклад Роджерса в психологию был неоценим отчасти из-за того, что он использовал гуманистическую теорию, а отчасти потому, что он был пионером в том, как рассматривались отношения между психологами и их пациентами.
Гуманистическая теория на практике
В то время как психологическая практика когда-то была сосредоточена на строгих отношениях между пациентом и психологом, которые относились к пациенту больше как к экспериментальному субъекту, гуманистическая теория перевернула это с ног на голову и разработала новые отношения между терапевтами и их подопечными — одно создало на основе сотрудничества и клиентоориентированности. На практике гуманистическая теория продолжает оценивать и лечить психическое здоровье, но делает это таким образом, чтобы поддерживать самоактуализацию и цели соответствующего пациента, а не перебрасывать множество детских проблем и развивать поведенческие изменения к изменить мыслительные процессы и модели пациента.
Вместо того, чтобы оценивать пациента, чтобы определить, что является «ненормальным» или «неправильным» с пациентом, точка зрения терапевта в гуманистической психологии фокусируется на оценке пациента, чтобы определить, каков базовый уровень нормальности этого отдельного пациента (т. е. быть «полностью функционирующим человеком» выглядит для каждого человека), и разрабатывает план лечения для восстановления этого базового уровня. Используя гуманистический подход, планы лечения будут широко варьироваться от человека к человеку и могут включать различные виды терапии, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности пациента. В гуманистическом подходе к терапии больше гибкости, чем в его предшественниках, потому что эти предшественники были гораздо более склонны к жесткости и целеустремленному взгляду на здоровье и его восстановление.
Испытайте клиент-ориентированную терапию
Обратитесь в Интернет с помощью BetterHelp
Прочное наследие гуманистической теории и Карла Роджерса
Гуманистическая теория, возможно, является наиболее устойчивым подходом к психологии, используемым в настоящее время. Хотя основное внимание раннего психоанализа было сосредоточено на нездоровых людях, чтобы определить, что составляет, а что не составляет здоровье, гуманистическая теория отклонилась от этого чрезмерного внимания к нездоровью и вместо этого оценивала людей на основе их собственного уникального «опытного поля» или различные события, мыслительные процессы и желания, которые составляли то, кем они были и что им было нужно.
Этот подход к терапии является наиболее распространенным подходом в современной психологии, и это подход, о котором думает большинство людей, когда думают о ком-то, посещающем сеанс терапии или идущем к терапевту. Стойкость гуманистической психологии во многом обусловлена ее индивидуальностью; в то время как другие ранние формы психоанализа были непоколебимы в своем подходе и либо заявляли, что виновато детство пациента, либо что виновато окружение пациента и его необходимо исправить, гуманистическая теория предлагала более мягкий путь в психоанализ и постулировала, что есть надежда в развитие человеческого здоровья и личностная эволюция.
От иерархии потребностей Маслоу до полностью функционирующей личности или идеального Я Роджерса гуманистическая теория продолжала развиваться и развиваться специалистами в области психического здоровья. Эти взгляды на психическое здоровье позволили психологам не только оценить потребности человека, но и назначить индивидуальную терапию для удовлетворения этих потребностей. В то время как психоаналитики когда-то рассматривали пациентов как поврежденных существ, нуждающихся в исправлении, гуманистическая психология рассматривает пациентов как существ, способных соединить свое идеальное и реальное «я» для достижения самоактуализации.
Область психологии в ее текущей итерации построена в основном на гуманистической психологии. Терапевты, независимо от того, работают ли они в офисе или в Интернете, скорее всего, будут полагаться на принципы гуманистической психологии, чтобы видеть, оценивать и впоследствии лечить своих пациентов. Без вклада Карла Роджерса и Абрахама Маслоу эта область психологии не существовала бы и не предоставляла надежных возможностей для лечения ошибок психического здоровья, проблем с самооценкой и разочарований.
Гуманистическая психология и современная терапия
Гуманистическая психология неразрывно связана с современной терапевтической практикой. Модель современной терапии «говори и слушай» в сочетании с распространенными терапевтическими подходами, такими как когнитивно-поведенческая психотерапия, демонстрирует ценность гуманистической модели в современных терапевтических практиках. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает основу для развития здоровой самооценки, уверенности в себе, независимости и достижения цели. Подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, является передовой моделью, используемой в терапевтических практиках. Современная терапия в значительной степени основана на гуманистической теории: от терапевта, предлагающего профессиональные медицинские консультации, до онлайн-терапевтов, работающих через онлайн-платформу терапии BetterHelp.
«Мелинда — отличный советчик. Она внимательная, отзывчивая, заботливая и очень грамотная. Я много лет консультирую, и мой опыт работы с Мелиндой действительно был лучшим. Я очень рекомендую ее от всего сердца!”
«Теперь, когда я некоторое время встречался с Трейси, я хотел добавить обновленный отзыв. Она всегда идет выше и дальше. Больше всего мне нравится то, что на следующий день она обычно присылает голосовой отчет о нашей видеосессии. Это помогает мне отслеживать то, через что мы прошли, и это хорошо освежает, если я хочу вернуться и переслушать.
«Еще одна важная вещь заключается в том, что я чувствую себя в безопасности с ней. Я чувствую, что могу сказать ей все, что угодно, и меня не осудят и не пристыдят. Что мне больше всего нравится в работе с Трейси, так это то, что она не боится копать / нажимать кнопки, чтобы добраться до сути вещей. Она очень обаятельна и, если в разговоре возникает пауза, берет бразды правления в свои руки. Это хорошая смена темпа. Благодаря ей я рекомендую BetterHelp всем своим друзьям».
Вас интересует современная психология Карла Роджерса? Если вы все еще сомневаетесь, подходит ли вам консультация Carl Rogers, свяжитесь с нами в любое время по адресу [email protected].
Гуманистические теории психопатологии (SAGE Encyclopedia of Theory in Psychology)
Гуманистическая психология, зародившаяся как движение против психоанализа и бихевиоризма в 1950-х и 1960-х годах, остается жизнеспособной «третьей силой» в психологии, поскольку она обеспечивает уникальную точку зрения по психическому здоровью и психопатологии. Это ставит под сомнение медицинскую модель и полезность постоянно растущей маркировки психических расстройств. Вместо этого он делает упор на изучение человека в целом, особенно потенциала каждого человека. Он предполагает, что у людей есть свобода и мужество, чтобы превзойти биологические и экологические влияния, чтобы создать свое собственное будущее. Принимая целостный подход, гуманистическая психология подчеркивает феноменологическую реальность переживающего человека в контексте. В этой статье описываются как исторические, так и современные гуманистические взгляды на психическое здоровье. Это также указывает на то, как недостатки в удовлетворении основных психологических потребностей человека могут привести к психопатологии.
Гуманистическая психология может вернуть человеческое достоинство господствующей психологии с помощью таких ценностей, как личная свобода действий, свобода воли, самоактуализация, подлинность и врожденная мотивация сделать жизнь лучше для себя и общества. С точки зрения методологии гуманистическая психология утверждает, что субъективный и сознательный опыт человека важнее, чем объективное наблюдение за поведением. Таким образом, он предпочитает феноменологический подход научным экспериментам. Тремя ведущими фигурами гуманистического движения были Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Все они разделяли описанную ранее ориентацию, но отличались во взглядах на психопатологию.
Карл Роджерс (1902–1987)
Американский психолог Карл Роджерс оптимистично и позитивно оценивал человеческую природу. Он считал, что люди от природы хорошие, творческие, рациональные и движимы универсальной тенденцией реализовать свой потенциал и самореализоваться. Положительный детский опыт и благоприятная среда способствовали самореализации.
Однако люди становятся неприспособленными и деструктивными, когда ограничения окружающей среды наносят ущерб самооценке человека и подавляют позитивный процесс оценки организма, который позволяет людям делать оценочные суждения и конструктивный выбор. Несоответствие между «идеальным Я» человека и реальной Я-концепцией является основным источником психопатологии. Роджерс также признал, что люди испытывают экзистенциальную тревогу, когда приспосабливаются к ожиданиям других людей, а не принимают себя такими, какие они есть. Их тенденция к росту останавливается, и возникают эмоциональные проблемы, когда угождение другим и получение вознаграждения становятся более важными, чем прислушивание к своему внутреннему голосу и создание собственного будущего.
Роджерс выступал за личностно-ориентированный подход к консультированию, обучению и управлению. Он считал, что когда существует поддерживающая, доверительная среда, характеризующаяся сочувствием, безоговорочным позитивным отношением и конгруэнтностью (подлинностью), у людей есть потенциал для решения своих собственных проблем и поиска собственных путей продвижения вперед. Терапевт должен обладать этими качествами, чтобы быть эффективным.
Ролло Мэй (1909–1994)
Мэй разделял убеждение Роджерса в том, что у людей есть свобода и мужество, чтобы быть искренними и реализовывать свой потенциал. Они мотивированы стать полноценными человеческими существами и развивать позитивную самоидентификацию как достойных и достойных существ. Основным источником болезней и беспокойства является утрата традиционных ценностей и эрозия человеческого достоинства. Как это ни парадоксально, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, людям необходимо научиться отказываться от эгоцентризма и обращаться к другим. Другими словами, самопревосхождение может помочь восстановить чувство личной значимости. Для Мэй борьба с экзистенциальной тревогой важнее, чем с ситуативной или реальной тревогой.
Однако, в отличие от Роджерса, Мэй считал, что люди способны как на добро, так и на зло. Он постулировал, что система даймона , включающая гнев, секс и власть, может выйти из-под контроля и ограничить возможности человека для подлинной жизни и, таким образом, подтолкнуть человека к совершению злых дел, когда даймон не будет должным образом интегрирован с миром. себя. Таким образом, когда человек не способен развить уравновешенное и целостное ощущение себя, система даймонов может взять его под контроль, что приведет к психопатологии или саморазрушающим действиям, или к тому и другому вместе.
Абрахам Маслоу (1908–1970)
Маслоу был наиболее известен своей иерархией потребностей, теорией психологического здоровья, основанной на удовлетворении врожденных человеческих потребностей, кульминацией которых является самоактуализация. Самореализованные люди реализовали весь свой потенциал и наслаждаются здоровой и уравновешенной личностью. Они демонстрируют лучшее, что есть в человечестве, описываемое Б-ценностями, например любовь и творчество. Они не только полностью функционируют, но и духовны.
В свои более поздние годы Маслоу понял, что некоторые люди могут стать эгоистичными и злыми, стремясь к самореализации и пиковым переживаниям как высшему благу. Они могут вести себя как примадонны, будучи эгоистичными и подлыми по отношению к другим. В результате он пересмотрел иерархию потребностей, включив в нее самопревосхождение как высшую потребность, противоядие от чрезмерной озабоченности самоактуализацией. Он приближался к позиции Виктора Франкла, основателя логотерапии, которая фокусируется на поиске смысла и самопревосхождении.
Хотя расцвет гуманистической психологии закончился, есть признаки возрождения современных представителей, которые расширили базу гуманистической психологии, включив в нее свежие идеи трансперсональной, экзистенциальной, межкультурной и позитивной психологии.
Кирк Шнайдер
Шнайдер является ведущим представителем современной гуманистической психологии. Его подход является более интегративным и более широким, чем более ранние гуманистические подходы. Его беспокоит вопрос, почему у людей развиваются экстремальные модели поведения, которые могут нанести ущерб психическому здоровью. В «Парадоксальном Я» он предложил «принцип парадокса» для эффективного лечения различных дисфункциональных синдромов.
Шнайдер также предложил новую теорию для объяснения экстремального, деструктивного поведения в Поляризованный разум: почему это нас убивает и что мы можем с этим поделать . Опираясь на экзистенциальную психологию и исторические случаи, книга подробно описывает поляризованный разум и показывает, почему он был широко распространенной проблемой психического здоровья и общества, проявляющейся в зависимости, издевательствах, насилии и тирании. Он приписывает это догматическому мышлению и глубоко укоренившемуся беспокойству о незначительности и малости своей жизни.
Для борьбы с поляризацией Шнайдер предлагает основанную на благоговении мудрость , которая поощряет принятие экзистенциальных тревог и уязвимостей, в то же время охватывая чудеса и тайны бытия. Когда люди осознают, что они являются частью чего-то гораздо большего, чем они сами, они смогут быть смелыми и подвижными в преодолении разочарований, гнева и страданий. Другими словами, взращивание недогматического чувства благоговения может вдохновить на более широкое, духовное видение жизни и уменьшить поляризованное мышление и психопатологию.
В экзистенциально-интегративной психотерапии Шнайдера используются такие концепции, как балансирование индивидуальной свободы с межличностной связью, самопревосхождение и парадоксальный принцип. Таким образом, подход к психотерапии, основанный на благоговении, позволяет клиентам жить и испытывать более подвижную, смиренную и духовную жизнь и отходить от эгоцентричных ценностей, таких как потребительство и конкурентоспособность.
Луи Хоффман
Хоффман поддерживает постмодернистский взгляд, который концептуализирует личность как сложную и в конечном счете непознаваемую. Он утверждает, что личные и коллективные мифы важны для понимания человеческого состояния, человеческой судьбы и психических заболеваний. Его главный вклад в гуманистически-экзистенциальную психологию — его акцент на культуре, особенно на культурных мифах, в поддержании психического здоровья. Психотерапия состоит из обращения к экзистенциальным тревогам с точки зрения личных и культурных мифов.
Согласно Хоффману, смысл имеет центральное значение для гуманистически-экзистенциальной психологии. Значение целостно и включает когнитивные, эмоциональные, межличностные, бессознательные, культурные и духовные факторы. Система динамического значения позволяет людям осознать свой собственный потенциал и выйти за пределы своих ограничений и негативных эмоций. Психопатология может возникнуть, когда люди не могут принять экзистенциальные тревоги как нормальные или универсальные. Терапия помогает клиентам глубже понять состояние человека и разработать личный миф, который объясняет жизненные трудности и ограничения личной свободы.
Пол Т. П. Вонг
Смыслоцентричный подход Вонга к гуманистической психологии расширяет работу Франкла по логотерапии и личностно-ориентированный подход Роджерса. Лучший способ понять человека или себя — это понять постоянно развивающуюся динамическую систему значений, которая является основой процветания и устойчивости. Люди с большей вероятностью будут жить полноценно, когда у них есть чувство личной значимости и достойная жизненная цель; у них больше шансов пережить невзгоды, когда они придают смысл своим страданиям.
Вонг разделяет основные принципы других современных гуманистически-экзистенциальных психологов. Однако, в отличие от них, он стремится интегрировать позитивную психологию с гуманистической психологией как в исследования, так и в психотерапию. Его смыслоцентрический подход — это попытка достичь этой интеграции, чтобы понять личный смысл, который управляет повседневной жизнью людей и позволяет им справляться со страданием, смертью и другими экзистенциальными тревогами.
Вонг критикует позитивную психологию за использование редукционистского и молекулярного подхода к смыслу и за сосредоточение внимания только на положительных аспектах жизни. Он считает переформулированную гуманистическую психологию наиболее многообещающей для создания лучшего будущего для людей и человечества. Он делает это благодаря своей способности противостоять темной стороне человеческого существования и человеческой природы и в то же время подтверждать неотъемлемое достоинство и ценность каждого человека независимо от его или ее обстоятельств. Согласно Вонгу, гуманистическая психология не только выдвигает благородное видение человечества, способное поднять дух каждого страдающего человека, но также предлагает исследовательскую и прикладную программу по преобразованию людей и общества посредством управления смыслами.
В терапии значений Вонг фокусируется на восстановлении у клиентов чувства человеческого достоинства и ценности, а также на предоставлении им возможности найти способы удовлетворения их основных человеческих потребностей в смысле, таких как осмысленная вовлеченность в жизнь и значимые отношения. Неспособность удовлетворить эти основные потребности человека является причиной многих проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия, беспокойство и самоубийство.
Применение , что означает терапию , включает в себя изучение своей самоидентификации и того, что действительно важно в жизни. Значение определяется с точки зрения цели, понимания, ответственности и удовольствия (ЧИСТОЕ). Другой важной стратегией вмешательства является ABCDE, что означает принятие, убеждение (утверждение), приверженность, открытие и оценку. Он побуждает клиентов принимать все, что преподносит им жизнь, но при этом верить, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Это обеспечивает приверженность ответственным действиям, поиску ресурсов и решений и оценке прогресса. Подводя итог, терапевт помогает клиентам увидеть жизнь и человеческое существование со смысловым настроем, а не с настроем на счастье или успех. Этот переход от эго к смыслу может быть эффективным для решения личных проблем и продвижения вперед.
С середины 1960-х годов наблюдается значительный научно-технический прогресс и материальное благополучие. Однако материализм, гедонизм, цифровая революция, беспощадная конкуренция и эксплуатация привели к утрате человеческого достоинства и воспринимаемой ценности отдельных жизней. Ценность гуманистической перспективы заключается в том, что она придает неотъемлемое достоинство и ценность человеческой жизни и каждому человеку. Это служит противоядием от господствующей тенденции к дегуманизации, которая объясняет многие бедствия в обществе.
Переформулированная гуманистическая теория может быть резюмирована следующим образом:
- Она ориентирована на человека и поэтому является целостной и интегративной. Человек в целом всегда больше, чем сумма его частей.
- Он ориентирован на смысл и поэтому включает в себя экзистенциальную психологию, трансперсональную психологию и позитивную психологию смысла.
- Он утверждает внутренний смысл, ценность и достоинство каждой человеческой жизни из-за присущих ей способностей к духовности, автономии, росту, уникальности и творчеству, а также из-за личной ответственности за самоактуализацию через самопревосхождение.
- Он также признает темную сторону человеческой природы и человеческого состояния и, следовательно, дает людям возможность принять, преодолеть и превзойти свою индивидуальную и коллективную тень.
- Он подтверждает человеческий потенциал для роста, несмотря на ограничения человеческого состояния.
- Он утверждает, что человек является существом в мире и не может быть понят вне его или ее социального и культурного мира и личных обстоятельств.
- Он признает, что психическое здоровье можно поддерживать, культивируя личностный рост и совместно создавая среду с гуманистическими ценностями.
- Он занимает постмодернистскую позицию по отношению к исследованиям и, таким образом, признает законность и необходимость различных методологий исследования для понимания сложных человеческих явлений.
- Маслоу, А. Х. (1970). Религии, ценности и пиковые переживания. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г.