Гуманистическая теория личности эриха фромма: Гуманистические теории личности. Гуманистический подход Э. Фромма.

Содержание

📖 Биографический очерк, Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 55. Читать онлайн


. . .

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Биографический очерк.

Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира — ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка» (Funk, 1982).

Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962, р. 9). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса.

Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

Психология bookap

В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации (Roazen, 1973).

В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.

Эрих Фромм. Гуманистическая теория личности

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Эрих фромм гуманистическая теория личности

ЭРИХ ФРОММ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Презентацию подготовила
Студентка 1 курса
Группы ПСД/с-11-о
Вострикова Наталья Валерьевна

2.

Эрих Фромм•Родился: 23 марта 1900 г., Франкфурт-наМайне, Германская империя
Умер: 18 марта 1980 г. (79 лет), Локарно,
Швейцария
•Немецкий социолог, философ, социальный
психолог, психоаналитик, представитель
Франкфуртской школы, один из основателей
неофрейдизма и фрейдомарксизма.

3. Основные положения


Его интерпретация личности
начинается с анализа условий
существования человека и их
изменений, начиная с конца
Средневековья по наше время.
По завершении своего
исторического анализа Фромм
сделал вывод о том, что
неотъемлемой чертой
человеческого существования в
наше время является
одиночество, изоляция и
отчужденность.

4. Основные положения


Невиданная свобода от жестких
социальных, политических,
экономических и религиозных
ограничений потребовала
компенсации в виде чувства
безопасности и чувства
принадлежности к социуму.

5. Основные положения


Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба
вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей
жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо
чувствовать себя объединенными и связанными с другими
людьми.
Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения
зависят, согласно Фромму, от экономических и политических
систем общества.

6. Механизмы бегства


Фромм описал несколько
стратегий, используемых людьми,
чтобы «убежать от свободы».
Первый из них —
авторитаризм, определяемый
как «тенденция соединить самого
себя с кем-то или чем-то
внешним, чтобы обрести силу,
утраченную индивидуальным „Я“»

7. Механизмы бегства


Второй способ бегства —
деструктивность. Следуя этой
тенденции, человек пытается
преодолевать чувство
неполноценности, уничтожая или
покоряя других

8. Механизмы бегства


Фромм считал, что люди могут быть автономными и
уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими
людьми и обществом.
Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя
частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной
свободой.Достижение позитивной свободы требует от людей
спонтанной активности в жизни.

9. Экзистенциальные потребности человека


Дихотомия свобода-безопасность,
этот универсальный и неизбежный
факт природы человека, обусловлен
экзистенциальными потребностями.
Фромм выделил пять основных
экзистенциальных потребностей
человека.

10. 1. Потребность в установлении связей

1. Потребность в установлении
связей
Идеальный путь связи с миром
осуществляется посредством
«продуктивной любви», помогающей
людям трудиться вместе и в то же
время сохранять свою
индивидуальность. Если
потребность в установлении связей
не удовлетворена, люди становятся
нарциссичными: они отстаивают
только свои эгоистические интересы
и не способны доверяться другим.

11. 2. Потребность в преодолении.

 2. Потребность в преодолении.
Оптимальное разрешение этой
потребности заключается в
созидании. Дело созидания
позволяет людям подняться над
случайностью и пассивностью
их существования и тем самым
достичь чувства свободы и
собственной значимости.
Невозможность удовлетворения
этой жизненно важной
потребности является причиной
деструктивности.

12. 3. Потребность в корнях

3. Потребность в корнях
Эта потребность возникает с самого
появления на свет, когда разрываются
биологические связи с матерью.
К концу детства каждый человек отказывается
от безопасности, которую обеспечивает
родительская опека.
В поздней зрелости каждый человек
сталкивается с реальностью отрыва от самой
жизни, когда приближается смерть. Поэтому
на протяжении всей своей жизни люди
испытывают потребность в корнях, основах, в
чувстве стабильности и прочности, сходным с
ощущением безопасности.

13. 4. Потребность в идентичности

4. Потребность в идентичности
Каждый человек должен быть
способным сказать: «Я — это я».
Индивидуумы с ясным и отчетливым
осознанием своей индивидуальности
воспринимают себя как хозяев своей
жизни, а не как постоянно следующих
чьим-то указаниям. Копирование чьеголибо поведения, доходящее даже до
степени слепой конформности, не дает
возможности человеку достичь
подлинного чувства идентичности.

14. 5. Потребность в системе взглядов и преданности.

5. Потребность в системе взглядов и
преданности.
Эта система ориентации
представляет собой совокупность
убеждений, позволяющих людям
воспринимать и постигать
реальность, без чего они
постоянно оказывались бы в
тупике и были неспособны
действовать целеустремленно.
Фромм особо подчеркивал
значение формирования
объективного и рационального
взгляда на природу и общество .

15. Источники


https://studfiles.net/preview/5576619/page:11/
https://studopedia. ru/20_80858_teoriya-lichnosti-e-fromma.html

English     Русский Правила

Эрих Фромм и гуманистический психоанализ

9 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Для Эриха Фромма, главная цель в жизни каждого — стать сильнее, свободнее, благороднее — по сути, стать тем, кем вы должны быть. Это представитель его гуманистической точки зрения, которая была революционной для такой важной фигуры в психологии того времени.

Когда упоминается психоаналитическая теория, некоторые люди делают ошибку, рассматривая ее как жесткую и конкретную сущность, состоящую из четко определенных концепций, динамики и подходов, предложенных отцом психоанализа  Зигмундом Фрейдом . Возможно, они забывают, что в рамках этого подхода существуют и другие школы мысли, которые обогатили основы психоанализа, отклонившись от слов и идей Фрейда.

«Только тот, кто верит в себя, может быть верен другим».

-Эрих Фромм-

Эрих Фромм был одним из этих девиантов. В 1940-х годах немецкий социальный психолог еврейского происхождения решил порвать с психоаналитической доктриной Франкфуртского института социальных исследований и полностью обновил теорию и практику психоанализа, приведя к более культурному и гуманистическому подходу. Например, он заменил фрейдовское представление о либидо как жизненном влечении на более практическое , которое включало новое понимание ассимиляции и социализации.

Фромм был прежде всего очаровательным философом и одним из лучших представителей гуманизма 20 века. В своих трех наиболее значимых книгах ( «Побег от свободы», «Искусство любить», и «Сердце человека ») он оставил нам целую вселенную мыслей, размышлений и теорий, которые ставят психологию рука об руку с антропологией. и истории, а также продолжили наследие Зигмунда Фрейда и Карен Хорни.

Эрих Фромм и системные кризисы западного общества

Чтобы понять теорию гуманистического психоанализа Эриха Фромма, необходимо узнать его как личность, понять его корни, контекст, в котором он вырос, и изменяющийся мир, составлявший его ближайшую реальность. Это прольет свет на то, что послужило руководством и источником вдохновения для его теорий.

Когда вы читаете его автобиографию  За цепями иллюзий и обращаете внимание на его детство и юность, легко увидеть, что это были не совсем счастливые времена для него. Его отец был агрессивным бизнесменом, мать страдала хронической депрессией , и он вырос в соответствии с подчеркнуто строгими нормами ортодоксального иудаизма. За это время он пережил два определяющих момента.

«Национализм — это наша форма инцеста, это наше идолопоклонство, это наше безумие. «Патриотизм» — это его культ».

-Эрих Фромм-

Первым было самоубийство 25-летней женщины, в которую он был влюблен в детстве. Она была художницей и была очень близка со своим единственным членом семьи: отцом. Он скоропостижно скончался, а через несколько дней юная художница покончила с собой. Ее самоубийство заставило Фромма задаться вопросом, что заставляет людей идти на такие крайности.

Вторым определяющим моментом стало начало Первой мировой войны, когда тень национализма, радикализация масс и послания ненависти и «мы против них» вошли в его жизнь.

Мир начал распадаться, и трещины не только создали непреодолимую дистанцию ​​между разными силами, но и положили начало периоду системного кризиса во всем западном обществе. Все психологические, философские и социальные теории до этого момента должны были быть переформулированы в поисках ответов и объяснений среди такого хаоса.

Понимание и надежда для людей

Чтение работ Фромма почти необходимо, чтобы понять кризисы ценностей, принципов и социальной политики, разразившиеся в первой половине 20-го века, когда две мировые войны подошли к концу. вера людей в человечество.

Чтение Фромма само по себе является способом примириться с собственной человечностью. Он говорит о надежде и, самое главное, предоставляет невероятные ресурсы социальных наук и психоанализа, которые могут помочь инициировать позитивную и творческую трансформацию.

Теперь давайте рассмотрим основные принципы его теории.

От биолого-механистического к биолого-социальному взгляду на человека

Эрих Фромм принял большинство концепций Фрейда, включая бессознательное, вытеснение, защитные механизмы , перенос, идею сновидений как выражения бессознательного и представление о детстве как о корне многих психических расстройств.

Однако он не мог смириться с одной вещью, а именно с представлением о людях как о биолого-механистической сущности, как об организме, реагирующем исключительно на основные импульсы агрессии, выживания и размножения.

  • Эрих Фромм говорит о биолого-социальном человеке как о способе превозносить «психологию себя», в которой люди не ограничиваются исключительно реагированием на наши импульсы и инстинкты или их защитой. Необходимо расширить кругозор и осознать социальный аспект, а также то, как самые значимые для ребенка фигуры могут вызывать у него неблагоприятные и травмирующие процессы.
  • Межличностные отношения были основой теории Фромма, которая полностью заменила классическую теорию либидо Фрейда как мотивационное и механистическое стремление человека.

Человек и свобода

На теории Фромма повлияли не только Фрейд и Карен Хорни. Говорить об Эрихе Фромме — значит говорить о Карле Марксе. Вспомните социальный контекст того времени; кризис ценностей; отсутствие объяснений человеческого поведения, войны, национализма, ненависти, классовых различий…

Биомеханистическая точка зрения Фрейда была бессмысленной и бесполезной, а принципы, защищаемые Марксом, гораздо больше соответствовали предпосылкам Фромма. По Марксу, люди находятся под влиянием не только общества, но и их экономических систем.

Таким образом, во многих текстах Фромма мы и сейчас еще можем узнавать себя в его словах и посланиях.

«Наша потребительская и рыночная экономика основана на идее, что счастье можно купить. Но будьте осторожны, потому что если у вас нет денег, чтобы заплатить за что-то, то вы потеряли свой шанс на счастье. Помните, что только то, что исходит от наших собственных усилий, изнутри, есть не только самое «дешевое», но и самое лучшее счастье».

-Эрих Фромм-

Один действительно интересный компонент теории Фромма заключается в том, что, хотя на людей и влияют их культуры и экономические системы, мы всегда должны бороться и всегда можем достичь одной цели:

свободы . На самом деле, Фромм призывал людей отказаться от жесткого детерминизма Фрейда и Маркса и развить свою личную свободу, присущую человеческим существам.

 

Фромм считал, что люди, как и все другие животные, определяются определенными биологическими принципами. Мы рождаемся в теле, взрослеем, стареем и боремся за выживание. Однако мы способны на гораздо большее, чем предписывают эти ограничения. Например, если мы можем перейти от традиционных обществ Средневековья к современному обществу, мы не можем сдаться в поисках большей свободы, больше прав, большего благополучия.

Свободу трудно достичь, но для того, чтобы ее получить, необходимо развивать личную ответственность и общественное уважение.

В противном случае мы рискуем:

  • Авторитаризм.
  • Разрушение (включая агрессию, насилие и самоубийство).
  • Слепое соответствие, при котором люди становятся «социальными хамелеонами» и принимают цвет своего окружения, не протестуя и не подвергая сомнению.

Фромм подробно изложил эти три идеи в незаменимой книге, к которой стоит время от времени обращаться: Побег от свободы.

Основы гуманистического психоанализа

В траектории Эриха Фромма выделяется то, что, в отличие от классических психоаналитиков,  он не делал карьеру в области медицины или психиатрии. Он основывал свою работу на социологии, а не на медицине, и поэтому не всегда пользовался большим уважением. Его отношения с Карен Хорни на самом деле были довольно сложными, и многие психологи считали его теоретиком поля, а не ортодоксальным психологом.

«Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования».

-Эрих Фромм-

Однако именно в этом проявляется истинное величие Фромма: в его более широком и комплексном взгляде на человека. С его точки зрения, не все является ответом на органическую патологию или силы биологии. Он считал, что культура, семья и общество часто накладывают ограничения на наше самовыражение.

Продолжайте читать ниже, чтобы ознакомиться с основами его теории гуманистического психоанализа.

Ключи к пониманию психологического подхода Эриха Фромма

  • Гуманистическая точка зрения Фромма способствовала новому подходу к концепции болезни. По его словам, психоаналитик обязан переформулировать не только определение болезни, но и инструменты, которые используются для ее решения.
  • Цель специалиста — помочь пациенту в самопознании,
    или, говоря более современным языком, способствовать личному развитию для достижения счастья.
  • Этого можно достичь, только усилив чувство ответственности и любовь к себе.
  • При лечении больного не имеет смысла сосредотачиваться исключительно на его патологических качествах, симптомах его болезни или негативных сторонах его состояния. Признание их положительных качеств улучшит терапевтическую технику.
  • Психоаналитик не должен просто добавить свои пять копеек, чтобы человек изменился. Они также должны помочь пациенту разработать стратегии, чтобы он мог реинтегрироваться в общество, чувствовать себя сильнее и понимать, что существуют также «патологические» аспекты общества, которые большинство людей считают действительными.
  • Психоанализ должен быть восприимчив к достижениям науки и изменениям в обществе.
    Он должен понимать культурные, экономические и политические условия, которые нас окружают, чтобы лучше помогать пациенту. Было бы ошибкой работать с редукционистской точки зрения.
  • Профессионал должен использовать четкую, прозрачную, понятную лексику. Кроме того, они должны стараться не создавать образ силы или превосходства.

Наследие Фромма представляет собой гигантский шаг как в психологии, так и в философии. В то время как многие люди считали его теории несколько утопическими, он представил более реалистичную форму психоанализа, которая стремилась развить лучшее в каждом человеке. Это был важный подход, который стоит запомнить и внимательно прочитать. Разрешить этой статье быть приглашением.

Это может вас заинтересовать…
Ссылки

Фромм, Э. (1947) Человек для себя, исследование психологии этики. Райнхарт.
Фромм Э. (1965) Социалистический гуманизм: международный симпозиум. Даблдэй.
Фромм, Э. (1971)  Сердце человека, его способность к добру и злу. Многолетняя библиотека.
Фромм Э. (1976) Иметь или быть . Харпер и Роу.
Фромм, Э. (1984). О непослушании и другие очерки. Рутледж и Кеган Пол.
Фромм, Э. (2010) Патология нормальности.  Книги Американского фонда психического здоровья.
Фромм, Э. и Маккоби, М. (1970)  Социальный персонаж в мексиканской деревне; социальнопсихоаналитическое исследование. Издатели транзакций.
Морен, Э. (1999) La Tête bien faite.

Жизнь, теории и вклад в психологию

  • Эрих Фромм (1800-1980) был немецко-американским психоаналитиком, связанным с Франкфуртской школой, который подчеркивал роль, которую культура играет в развитии личности. Он выступал за психоанализ как инструмент для лечения культурных проблем и, таким образом, уменьшения психических заболеваний.
  • Фромм считал, что человеческий характер развился как способ удовлетворить свои потребности. В отличие от Фрейда, он не считал, что характер фиксирован.
  • Фромм выделил пять основных человеческих потребностей: родственность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и система ориентации. Отсутствие их, по мнению Фромма, вызовет психические и социальные проблемы, такие как отчуждение.
  • Фромм представил идеальные версии общества и религии, которые подчеркивали свободу и удовлетворение человеческих потребностей. При этом он стал одним из основоположников гуманистического социализма.

Содержание

Обзор жизни

Эрих Фромм был американским психоаналитиком и социальным философом немецкого происхождения, который подчеркивал культурные детерминанты личности.

Его работы исследовали эмоциональные проблемы в свободных обществах и защищали психоанализ как лекарство от культурных болезней и как инструмент, помогающий развитию не-невротического общества.

Фромм родился во Франкфурте, получил образование в Гейдельберге и Мюнхене, прежде чем в 1925 году основал частную психотерапевтическую практику. Фромм начинал как ученик Зигмунда Фрейда, сочетая свои психологические теории с социальным принципом Карла Маркса.

Он использовал уникальный метод психоанализа, который заключался в том, чтобы противостоять пациенту и как его терапевту, и как другому, чуткому человеку, подчеркивая, что в пациенте нет ни одной черты или фактора, которых нет у всех остальных (Маккоби, 19).80).

Спасаясь от нацистской Германии, Фромм переехал в Чикаго в 1933 году, чтобы читать лекции в Психоаналитическом институте. Он преподавал в нескольких американских университетах и ​​расширил свои взгляды, включив в них принципы дзен-буддизма.

В 1957 году он стал соучредителем Национального комитета разумной ядерной политики. Фромм также написал ряд книг и статей как для ученых, так и для широкой публики (Maccoby, 1980).

Фромм впервые завоевал популярность среди широкой публики благодаря своей книге «Побег от свободы 9».0269, которая объясняла бессознательный страх человека перед свободой и привлекательность авторитарных политических систем.

Эта книга в значительной степени сформировала интеллектуальную мысль в Америке того времени и привела к тому, что Фромм был отнесен к категории неофрейдистов вместе с Карен Хорни и Гарри Стэком Салливаном.

Хотя эти три фигуры различаются, согласно Фромму, каждая из них разделяет акцент на социальных и культурных факторах и критическое отношение к теории Фрейда о примате полового инстинкта.

В 1951 году Фромм стал профессором Национального университета Мексики, где он основал Мексиканский институт психоаналитиков и регулярно ездил в Соединенные Штаты, прежде чем поселиться в Швейцарии в 1971 году (Маккоби, 1980).

Темы

Фромм разработал несколько ключевых тем, постепенно развивая и совершенствуя свои идеи. Эти категории носят социальный характер, что относит психоаналитическую теорию динамической мотивации к социально-экономическим факторам.

Вторая тема — пересмотр Фроммом психоанализа Фрейда, особенно его акцента на агрессии и деструктивности.

Третья тема включает в себя его критику индустриального общества, а четвертая — его анализ религии и ее отношения к человеческому развитию (Маккоби, 1980).

Социальный характер

Свою теорию социального характера он построил на концепции Фрейда о том, что черты характера динамичны. Он считал, что структура характера объясняет действия, мысли и идеи: что мотивирует людей и что они находят удовлетворительным или разочаровывающим.

Фромм принял клиническое описание ориентаций характера Фрейдом в своей психосексуальной теории развития характера. Двумя из них являются анальный и орально-рецептивный характеры.

Анальная или анально-сохраняющая личность скупа, навязчиво стремится к порядку и опрятности. Говорят, что люди с анальным ретентивом зациклены на анальной стадии развития, которая происходит в возрасте от 18 месяцев до трех лет.

Между тем, орально-ретентивная личность описывает людей, которые находятся на первой стадии психосексуального развития, происходящей от рождения до восемнадцатимесячного возраста.

Фрейд считал, что люди, зацикленные на оральной стадии развития, имеют саркастичную, садистскую личность и склонны к оральным заболеваниям, таким как курение, переедание и алкоголизм.

Хотя Фромм принял обе эти концепции, он отверг теорию либидо как объяснение развития характера (Maccoby, 1980).

Фромм считал, что, хотя физиологические потребности должны быть удовлетворены, они не являются основными внутренними силами, определяющими действия, чувства и мысли человека.

Фромм считал, что Характер — это эквивалент инстинктивного детерминизма животного, утраченного людьми. Это способ, которым люди могут направить свою энергию и создать структуру посредством ассимиляции и социализации.

Развитие Характера, по Фромму, позволяет людям удовлетворять свои потребности в физическом выживании, потребность в эмоциональной связи с другими для защиты, работы, материальных благ, сексуального удовлетворения, игр, воспитания молодежи и передача знаний (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что социальный характер лежит в основе структуры характера и разделяется большинством членов культурной или социальной группы. Вместо того, чтобы быть статистическим показателем или чертами, разделяемыми большинством, социальный характер можно понимать с точки зрения социально-экономической структуры — кто владеет средствами для производства вещей.

Фромм утверждал, что социальный характер был предназначен для формирования энергии членов общества таким образом, чтобы поведение было не вопросом сознательного решения, следовать или нет социальной модели, а желанием действовать так, как они должны. действовать и в то же время находить удовлетворение в действиях в соответствии с требованиями культуры.

Конечной целью этого, по мнению Фромма, было позволить обществу функционировать непрерывно.

Одним из примеров социального характера был Фромм (1951) пересмотр концепции Фрейда об анальном характере, который включает в себя внутренние побуждения к упорядоченности, бережливости, пунктуальности и уважению к авторитетам. Фромм считал, что это отвечало экономическим потребностям среднего класса в девятнадцатом веке.

Однако в развитых капиталистических обществах двадцатого века социальный характер заменяется другим, ориентированным на потребление и вписывающимся в бюрократические структуры путем приспособления к их правилам и предписаниям (Маккоби, 19).80).

Фромм использовал социальный характер для описания социального конфликта, а также адаптации. По мере изменения условий социальный персонаж может больше не подходить. Негодование и разочарование, которые возникают в результате, превращают социальный цемент во взрывную силу.

Фромм также считал, что социальные потребности могут конфликтовать с потребностями, вытекающими из природы людей и их врожденной потребности в любви, солидарности с другими людьми, развитии разума и творческих талантов.

Общества, которые не удовлетворяют эти человеческие потребности, согласно Фромму, разовьют «социально обусловленный дефект» (Маккоби, 1980).

Пересмотр Фрейдистского психоанализа и психопатологии

Фромм имел, как считается, сложные отношения с Фрейдом и его работами (Maccoby, 1980). Фромм критиковал теорию Фрейда и его тенденцию требовать идеологической чистоты в психоанализе (1959).

Однако Фромм также стремился развить и сохранить то, что он считал существенными элементами открытий Фрейда: превращение бессознательного в сознательное и науку об иррациональном (Маккоби, 19).80).

Фромм (1970) критиковал фрейдовскую модель человека за то, что она чрезмерно определяется его социальными взглядами, такими как вера в патриархат и вера в то, что люди по своей сути эгоцентричны.

Фромм утверждал, что, ограничив свою критику социальных норм сексуальностью, Фрейд не смог полностью раскрыть значение своих открытий.

Например, Фромм утверждал, что в своем тематическом исследовании «Маленького Ганса» модель человека Фрейда заставила его неверно интерпретировать клинические данные и недооценить важность отношений ребенка с матерью до эдипальной стадии.

Фромм также считал, что зрелая любовь требует равенства между полами (Маккоби, 1980).

Фромм отверг теорию инстинктов Фрейда, вместо этого рассматривая психопатологию как коренящуюся в характере. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм описывает садизм и мазохизм как результат базовой потребности в родстве.

Фромм считал, что неспособность человечества переносить чувство бессилия, неуверенности и обособленности ведет к психопатологии (Maccoby, 1980).

Фромм описывает три основные патологические силы психики (1964). Две из них, инцестуозная фиксация и нарцизм, основаны на концепциях Фрейда, а третья, некрофилия, является собственным открытием Фромма (Maccoby, 1980).

Критика индустриального общества

Фромм, в частности, опирался на ранние работы Карла Маркса в своей книге Разумное общество , а позже опубликовал две книги по марксизму.

Общество здравомыслящих должно было стать продолжением его первой работы «Бегство от свободы», опубликованной 15 годами ранее (Тиллих, 19 лет).55), расширяясь между своим предыдущим психоанализом и социоанализом, чтобы разработать образ будущего общества, в котором здоровье целого поддерживает здоровье каждого человека.

В «Здоровом обществе» Фромм описывает «отчуждение» человека в условиях демократии середины двадцатого века (Fromm, 1955). Фромм считал это отчуждение необходимостью человеческого развития и, следовательно, чем-то, что может быть преодолено в ходе человеческого развития. Здравомыслящее общество Фромма побеждает отчуждение (Тиллих, 1955).

Одновременно Фромм стремился подчеркнуть идеал свободы способом, отсутствующим в современном советском марксизме.

В конце концов, Фромм заклеймил и западный капитализм, и советский коммунизм как бесчеловечные и причинно-следственные факторы отчуждения. В конечном итоге Общество здравомыслящих сделало Фромма основателем социалистического гуманизма (Fromm, 2017).

Пять человеческих потребностей Фромма

Фромм постулировал, что существует пять основных человеческих потребностей: связанность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и структура ориентации (Das, 1993).

Родственность

Фромм активно обсуждал проблему отчуждения в современном обществе. Он считал, что отчуждение было проблемой, возникающей, когда потребность людей в родстве не удовлетворялась.

Эта потребность была настолько важна для формирования, что он считал отчуждение «центральной проблемой психического здоровья». (Фромм, 2017).

Фромм развил идею Маркса о том, что людям нежелательно говорить об отчуждении. Он считал, что отчуждение ведет к скуке, которую Фромм считал огромной психологической и, следовательно, социальной проблемой.

Для Фромма родство было источником психологической энергии, радости, благополучия и идентичности, и его потеря рассеивала эту энергию.

Для Фромма это отсутствие активной связи с миром и нашими собственными чувствами, возникающее в результате социальных обстоятельств, которые мешают людям развивать подлинные, любящие, продуктивные отношения.

Укорененность и единство

Фромм считал потребность в укорененности и единстве вариациями потребности в родственности. Он считал, что люди стремятся к единству из-за экзистенциального раскола между человеческим и нечеловеческим миром.

Фромм считал, что это состояние было бы невыносимым», если бы люди не установили чувство единства внутри себя и с природным и человеческим миром снаружи.

Как и в случае с родством, Фромм считал, что люди могут развивать родство через развитие связей с другими.

Это помогает людям преодолеть свою обособленность от других в своем обществе и чувствовать себя менее одинокими.

Возбуждение и стимуляция

Фромм утверждал, что люди имеют врожденную потребность в возбуждении и стимуляции и проявляют склонность искать удовольствия и активно интересоваться людьми, вещами и идеями (Fromm, 2017).

Ссылаясь на Карла Бюлера, Фромм считал, что люди находят неотъемлемое удовольствие в том, чтобы быть функциональными (Funktionslust) и заниматься деятельностью.

Эффективность

Однако, по мнению Фромма, эта деятельность сама по себе не удовлетворяет потребности человека. Вместо этого Фромм считал, что людям необходимо заниматься творческой работой, которая значимо влияет на мир.

Он считал, что у людей есть потребность воздействовать на что-то, потому что это воздействие утверждает, что кто-то не импотент, а живой и функционирующий человек (Фромм, 2000).

Чтобы проиллюстрировать потребность в эффективности, Фромм заимствовал у Маркса пример средневекового ремесленника.

Ремесленник, по мнению Фромма, был продуктивной и оригинальной личностью, получающей удовольствие от процесса работы (Fromm, 2017).

Физический результат мастерства отвечал глубокой потребности не только в стимуляции или самой деятельности, но и в эффективности.

Чувство идентичности

Чувство идентичности Фромма также является производным и зависит от основных потребностей в отношении и эффективности.

Фромм считал, что, находясь в странном и подавляющем мире, человек может чувствовать себя некомпетентным. Чтобы компенсировать реальную возможность почувствовать себя пассивным — и потерять чувство воли — люди должны обрести ощущение способности что-то делать.

Эта способность быть эффективной формой чьей-либо идентичности (Fromm, 2000).

Рамка ориентации

Другой потребностью, связанной с чувством идентичности, была потребность в системе ориентации.

Эта система ориентации принимает форму, согласно Фромму, как системы отсчета, так и объекта поклонения, вокруг которого кто-то может организовывать и направлять свои действия.

Эта система отсчета может предоставить связную карту мира, давая людям понимание мира и своего места в нем (Fromm, 2017)

Трансцендентность

Наконец, Фромм подчеркнул необходимость трансцендентности.

Потребность в трансцендентности, традиционно используемая в богословии, описывает склонность людей к необходимости выйти за пределы своего эгоцентричного и изолированного положения в мире и перейти к «отношениям с другими, открытости миру, бегству от ада эгоизма». центрированность и, следовательно, самозаключение» (Fromm, 2000).

Фромм считал, что религия может удовлетворить эту потребность.

Анализ религии и ее связи с развитием человека

Фромм считал, что жизнь есть борьба между тремя фундаментальными дихотомиями: свободой и детерминизмом, разделенностью и единством, знанием и невежеством.

Фромм был известен своей неофрейдистской критикой религии. Он считал, что религия — это бегство от ответственности, и что разум всегда лучше религии.

В то время как священники и психоаналитики имеют дело с душой, утверждал Фромм, только психоаналитик делает человека ответственным авторитетом (Tillich, 1955).

Тем не менее, Фромм также считал, что у всех есть религиозные потребности. Людям, по мнению Фромма, нужен смысл жизни и более глубокий способ ориентации в мире, чем может дать только разум. В отличие от Фрейда, Фромм считал, что религия неизбежна.

В результате Фромм стремился различать хорошую и плохую религию.

Плохой, или «авторитарной религией», он считал ту, в которой люди неуместно подчиняются высшей силе и поэтому вынуждены жертвовать своей честностью (Тиллих, 1955).

Между тем то, что Фромм называет «гуманистической религией», концентрируется на силе людей над их бессилием и предполагает, что то, что приносит людям удовлетворение, есть добро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *