Гуманистический подход в воспитании — Мегаобучалка
(В.И.Андреев).
Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека на уважение его человеческого достоинства, создания всех необходимых условий для его свободного развития.
Гуманистический подход в воспитании, прежде всего, отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому дня гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными.
Гуманистический подход в воспитании ориентирован на тесное взаимодействие «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении, справедливости и любви.
Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.
Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование данных взаимоотношений воспитанников, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.
Гуманизм предполагает, и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание.
Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противопоставленных явлений, понятий, личностных качеств, как жизнь и смерть честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть, и т.д.
В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации и учителя, и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития.
А это в свою очередь требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учители, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.В своей замечательной книге «Размышления о гуманной педагогике» Ш. Амонашвили делает вывод: принципы гуманного педагогического процесса требуют от учителя, родителей того, чтобы устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:
1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.
«Истинно человеческое» — это правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.
2. Познал себя как человека.
«Как человека», т.е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, для творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.
3.Проявлял свою истинную индивидуальность.
4.Находил общественный простор для развития своей истинной Природы.
«Истинная Природа» — безграничность возможностей, задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.
5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.
Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье…
Были предотвращены источники, способные провоцировать ребёнка на асоциальные проявления».
Нам представляется, что сформулированные Ш. Амонашвили закономерности и принципы в своей основе отражают и интегрируют наиболее значимые стратегии современного гуманного подхода в воспитании.
Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей
характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. В конечном счете, это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса применительно к различным цивилизациям, в том числе и за пределами европейской.
На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного педагогического образования зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и другими специалистами в области образования и воспитания.
Педагогика и ее история как отрасли научного знания о
человеке начали формироваться только в XIX в. в общем контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым
расширенное понимание предмета педагогики: не только
рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и
методы воспитания («философия воспитания»), но и самой
практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики — «воспитание» и «образование». Данное обстоятельство приводит к сложностям при разработке теоретических проблем педагогики и следовательно, ее историй.
К сожалению, необходимо признать, что в ходе обсуждения фундаментальных проблем педагогической науки собственно научная аргументация зачастую уступает точке зрения «авторитетных» лиц. Отсутствие же единого подхода к трактовке понятий «образование» и «воспитание», характерного для всех стран мира, вызывает много недоразумений.
Так, в англоязычных странах, например, фактически отсутствует даже понятие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга.
Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях трудов по истории педагогики, издаваемых в разных странах: история педагогики, история воспитания, история образования.
Однако, как бы ни назывались труды и учебные пособия
по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же:
историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и
собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи.
Воспитание гуманистических отношений через коллективную творческую деятельность
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества».
Гуманный подход — это диалог, сотрудничество на равных. Это партнёрство детей и взрослых. Это, прежде всего, уважение личности ребёнка, знание его особенностей и построение обучения с учётом особенностей и потребностей детей.
Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности, её права на свободное развитие и проявление своих особенностей.
Гуманистическая основа воспитания — путь к личностному росту ребенка.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.
Личностно–ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса.
Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами.
Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка.
Важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным.
Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией.
Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть.
В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем.
Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:
1. Постараться понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле — с «плюсами» и «минусами.
3. Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность.
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения.
Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой.
Существенными чертами гуманистической школы воспитания являются:
1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) — главная задача школы, а становление индивидуальности личности — ее главный результат.
2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.
3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;
4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.
Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.
К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
— забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
— взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
— взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Цель воспитательной работы: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям; создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
- Создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности
Формы реализации задач:
- экскурсии, походы;
- брейн-ринги;
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
В основе воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
- педагогика гуманизма;
- гуманно-личностная технология;
- личностно-ориентированная педагогика;
- педагогика сотрудничества;
- технология коллективно-творческих дел;
Воспитательная работа в классе осуществлялась по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, семейное воспитание, самоуправление в школе и классе, спортивно-оздоровительное воспитание, духовно-нравственное воспитание, общеинтеллектуальное воспитание, профилактика правонарушений.
Трудовое воспитание и профориентацияПриоритетным направлением воспитательной работы в 2018-2019 учебном году являлась профориентационная направленность.
Задачи профориентационного воспитания:
- Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;
- Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности;
- Повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
В рамках профориентационного воспитания были проведены следующие мероприятия:
1.Ребята приняли участие в акции «Неделя без турникетов»;
2.В рамках «Недели профориентации» обучающиеся посетили средние профессиональные образовательные учреждения;
3.Обучающиеся прошли профессиональные пробы в центре «Планирование карьеры»;
4.С обучающимися было проведено тестирование и анкетирование по выявлению профессиональной направленности;
5. Для обучающихся были проведены профориентационные встречи с представителями техникумов, колледжей, высших учебных заведений;
6.Ребята приняли участие в Днях открытых дверей Вузах;
7.Ребята принимали участие во всероссийском фестивале профессий «Билет в будущее»;
8.Ребята просматривали всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»;
9.Ребята готовили классные часы, используя материал интернет-ресурса «Атлас новых профессий»;
10.Ребята принимали активное участие в городских субботниках;
11.Проводились генеральной уборки и благоустройство кабинетов.
Волонтёрское движениеБольшая роль в воспитании была уделена волонтёрскому движению.
Задачи волонтёрского движения:
- Формирование гражданских чувств у подростков;
- Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков.
Ребята принимали активное участие в волонтёрском движении:
1.Приняли участие в акции «Сухая попа», организованной благотворительным Фондом «БлаговестЪ», собрали денежные средства, игрушки, подгузников Pampers, гигиенические средства для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
2.Участвовали в ярмарке-раздаче животных ПП «Колыбель Дианы»;
3.Были участниками программы «Город добрых дел», оказывали помощь одиноко проживающим пенсионерам, инвалидам;
4.В рамках экологического волонтёрства являлись участниками проекта «Наш школьный сад»;
5.Приняли участие в благотворительной акции «Чистые игры», организованной для жителей города центром «Луч», было проведено командное соревнование по раздельной утилизации мусора.
6.Для учащихся 5-ых классов была проведена акция «Здоровым быть здорово!»
7.Приняли участие в благотворительной акции «Дари Добро!»;
8.Организовывали школьные концерты для жителей микрорайона, пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, посвящённых Дню матери и Дню Победы;
9. Сотрудничали с приютом для собак «Верный друг», оказывали необходимую помощь приюту.
Гражданско-патриотическое воспитаниеЗадачи гражданско-патриотического воспитания:
- Формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство;
- Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи;
- Воспитание уважения к правам, к свободам и обязанностям человека.
№ п/п | Наименование мероприятия | Уровень участия | Результат |
1. | Фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Поклон тебе, солдат России!» | Школьный | Грамота |
2. | Фестиваль-конкурс «С любовью о Родине» | Региональный | Почётная грамота |
3. | Смотр строя и песни | Школьный | Диплом |
4. | Военно-патриотическая программа воспитания и дополнительного образования «Память» | Городской | Грамота |
5. | Конкурс фестиваль «Добры молодцы» | Городской | Диплом за победу |
6. | Олимпиада по истории Холокоста | Всероссийская | Грамота |
Экологическое воспитание
Задачи экологического воспитания:
- Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- Изучение обучающимися природы и истории родного края;
- Проведение природоохранных акций.
№ п/п | Наименование мероприятия | Уровень участия | Результат |
1. | Акция по сбору макулатуры «Спаси дерево!» | Городской | Грамота |
2. | Фестиваль «Планета Земля – наш общий дом» | Областной | Грамота |
3. | Конкурс агитбригад «Береги этот мир! Начни с себя!» | Школьный | Грамота |
4. | Акция «Батарейки, сдавайтесь» | Городской | Грамота за участие |
5. | Акция «Крышечки для кошечки» | Городской | Грамота за участие |
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Формировать у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
- Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре, и языку своего народа и других народов России;
- Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.
№ п/п | Наименование мероприятия | Уровень участия | Результат |
1. | Фестиваль художественного слова, посвящённого 111-летию со дня рождения татарского поэта Мусы Джалиля | Областной | Диплом лауреата |
2. | Квест «Культурное многоборье» | Региональный | Диплом |
3. | Викторина «Симфония этносов» | Региональный | Диплом |
4. | Фестиваль «Славно жить на белом свете, где кругом друзья твои» | Региональный | Сертификат участника |
Задачи спортивно-оздоровительного воспитания:
- Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья;
- Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом.
№ п/п | Наименование мероприятия | Уровень участия | Результат |
1. | Спортивная эстафета «Золотая осень» | Школьный | Грамота |
2. | Спартакиада «Патриот» | Городской | Грамота |
3. | Соревнования по пожарно-спасательному спорту среди дружин юных пожарных общеобразовательных организаций города Томска | Городской | Диплом |
Задачи общеинтеллектуального воспитания:
- Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе;
- Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.
№ п/п | Наименование мероприятия | Уровень участия | Результат |
1. | Чемпионат Томска по игре «Что? Где? Когда?» (Школьная лига) | Городской | Сертификат участника |
2. | Историческая игра «Знатоки истории» | Городской | Грамота |
3. | Игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно» | Международный | Диплом |
4. | Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | Международный | Сертификат участника |
5. | Конкурс-игра «Кенгуру» | Международный | Сертификат участника |
6. | Игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» | Международный | Сертификат участника |
7. | Образовательный турнир «Сферы знаний» | Всероссийский | Сертификат участника |
Задачи семейного воспитания:
- Содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы;
- Работа с родительских активом школы с целью вовлечения родительской общественности в решении школьных проблем;
- Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
Отмечается помощь родителей и их активное участие в жизни класса. С родителями ведется постоянная работа. Родители заинтересованы в воспитательном процессе и являются единомышленниками учеников и учителей
В классе работал Родительский клуб. Целью его работы было повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
Психологом проводились тренинговые занятия с родителями «На кризисном перекрестке» в рамках профориентационной работы, «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам», «Найти общий язык с подростком».
Активно работал родительский комитет класса в составе: Председатель родительского комитета – Садыкова Наргиза Маликовна.
Члены родительского комитета – Шушпанова Анастасия Владимировна, Сергиенко Ольга Николаевна, Сарайкина Оксана Сергеевна, Сазыкина Евгения Владимировна. Это люди, которые интересовались жизнью класса, помогали и поддерживали классного руководителя, участвовали во всех мероприятиях.
Родители участвовали в проведении общешкольных родительских собраний. Сергиенко Ольга Николаевна на общешкольном родительском собрании выступала по теме «Трудовое воспитание и профориентация детей в семье».
За прошедший учебный год были проведены классные родительские собрания:
- Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение итоговой аттестации в 2019 году. Проблемы подросткового периода. Взаимодействие учитель, ученик, родитель;
- Итоги 1-й четверти. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся. Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ и ГВЭ;
- Итоги 2-й четверти. Результаты репетиционных экзаменов. Как лучше подготовиться к экзаменам;
- Итоги 3-й четверти. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка;
- Итоги 4-й четверти, учебного года. Здоровье вашего ребенка. Экзамены: как избежать стресса?
Посещаемость собраний была хорошей, атмосфера доброжелательной. Каждое собрание начиналось с вопросов педагогики, психологии, родителям предлагались памятки, советы, рекомендации по воспитанию детей.
Проводились индивидуальные встречи с родителями по вопросам учебы и поведения их детей, организовывались консультации учителей, работающих в классе.
Родители являются активными участниками и помощниками всех классных мероприятий. Проводились совместные мероприятия: походы в театр, кино; пикник на природе; праздники 8 Марта, День матери.
Результатом плодотворной работы с родителями стало формирование дружного классного коллектива и успешное проведение всех внеклассных мероприятий.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетнихЗадачи профилактики правонарушений несовершеннолетних:
- Предупреждение и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, недопущение фактов конфликтов среди обучающихся;
- Создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних;
- Организация социального патронажа детей или их семей, рассматриваемых на заседании Совета профилактики школы.
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни осуществлялась через индивидуальные беседы, классные часы по следующим темам:
- «Скажем наркотикам – нет!»;
- «Курение или здоровье – выбирайте сами»;
- «Знать, чтобы жить» по профилактике ВИЧ-инфекции;
- «Подросток и закон».
Задачи самоуправления:
- Развивать у обучающихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
- Развивать самоуправление в школе и в классе;
- Организовать учёбу актива ученического самоуправления.
Обучающиеся класса: Миллер Виктор, Киргизбаева Эльвина входили в Управляющий совет школы. Также ребята являлись членами Совета старшеклассников и принимали активное участие в его деятельности.
Активно участвовали в городской программе «Детско-юношеский парламент».
В классном коллективе активно работало Правительство класса. Его министерства курировали деятельность в разных направлениях. Правительство класса участвовало в обсуждении плана работы, заслушивали отчеты министров, организовывали участие класса в школьных мероприятиях, участвовали в проведении классных часов, решали вопросы о поощрениях и наказаниях.
Президентом класса был избран Миллер Виктор. Министрами образования были избраны Аникушин Роман и Киргизбаева Эльвина. Министрами сорта были избраны Бельш Кирилл, Новосёлов Евгений. Министрами культуры были избраны Шушпанова Дарья, Новосельцева Мария, Терещенко Дарья. Министрами труда были избраны Пестехин Илья, Путинцев Артём.
Работа Правительства класса была признана удовлетворительной. Всем нашлись занятия по их увлечениям и интересам. Ребята смогли раскрыть свои способности.
По основным направлениям воспитательной работы в течение учебного года проводились тематические классные часы: «Конституция – основной закон государства», «Покорители космоса», «4 ноября – День народного единства», «Поклонимся великим тем годам», «Ответственность в жизни человека», «Прощай 9 класс», «Нравственные ценности», «Формула безопасности», «Что угрожает нашему здоровью?», «Как выбрать будущую профессию?», «Куда пойти учиться?», «Безопасность в интернете: касается всех, касается каждого», «Экзамены без стресса», «ОГЭ: что выбрать?», «Родители меня не понимают. Как быть?»
Осуществлялся постоянный контроль над слабоуспевающими ребятами, не проявляющими интереса к учебе успеваемости и посещаемости этих детей, их работы на уроках, выяснялись причины пропусков и опозданий. Ребята вовлекались в жизнь класса и школы. Они были участниками спортивных соревнований в школе.
Одарённые ребята привлекались к участию во всероссийских и международных предметных олимпиадах и конкурсах (Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог, Золотое Руно, Кит), в научно – практической конференции «Ломоносовские чтения».
В своей воспитательной работе я использую методологический инструментарий мониторинга воспитанности и социализации обучающихся:
- тестирование;
- опрос;
- анкетирование;
- беседа.
В рамках мониторинга уровня воспитанности использую диагностику уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустиной).
Диагностика уровня воспитанности обучающихся 8 В классаДиагностика уровня воспитанности обучающихся 8 В класса показала следующие результаты: положительный фон показали – 96% обучающихся, из которых: средний уровень воспитанности – 67%, высокий уровень воспитанности – 21%, 8% обучающихся показали уровень воспитанности выше среднего. Уровень воспитанности ниже среднего показал один обучающийся (4%). Обучающихся с низким уровнем воспитанности выявлено не было.
акже среди обучающихся проводилось анкетирование «Удовлетворённости отношений с классным руководителем».
Анкета «Удовлетвореность отношений с классным руководителем»Анкетирование «Удовлетворенность отношений с классным руководителем» показало, что в классе поддерживается положительный тон с классным руководителем. Детей, находящихся в конфликте или с наличием негативных проявлений не выявлено. Очень часто дети делали акцент на такие качества классного руководителя как: доброта, справедливость, корректность, отзывчивость.
Подводя итоги воспитательной работы классного коллектива за учебный год, можно сделать вывод о правильности выбранной цели и способах ее реализации, удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся развитием коллектива показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Поэтому основные направления должны остаться прежними.
В этом учебном году я являюсь классным руководителем 5А класса. Я продолжила воспитательную работу по основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, семейное воспитание, самоуправление в школе и классе, спортивно-оздоровительное воспитание, духовно-нравственное воспитание, общеинтеллектуальное воспитание, профилактика правонарушений.
Можно подвести первые итоги воспитательной работы за первое полугодие учебного года.
Гражданско-патриотическое воспитаниеС 3-го класса с ребятами принимали активное участие в городской программе воспитания и дополнительного образования «Память».
В 3-м классе ребята были награждены грамотой за 3 место в реализации городской военно-патриотической программы воспитания и дополнительного образования «Память», среди команд 3-х классов.
В 4-м классе ребята были награждены грамотой за 1 место в реализации городской военно-патриотической программы воспитания и дополнительного образования «Память», среди команд 4-х классов.
В этом учебном году мы продолжаем участвовать в городской программе «Память».
Духовно-нравственное воспитаниеВ рамках работы Центре этнокультурного образования МАОУ СОШ №47 принимали участие в следующих мероприятиях:
- Интернет-викторине «Симфония этносов», награждены Дипломом I степени;
- Открытом Квесте «День народного единства: диалог культур», награждены Дипломом I степени;
- Квесте «Культурное многоборье», награждены Дипломом III степени;
- Фестивале-конкурсе чтецов «С любовью о Родине», награждены Почётной грамотой за II место.
Приняли участие в Открытом межрегиональном с международным участием конкурсе чтецов «Была война… Была Победа», были награждены Дипломом III степени.
В рамках городской программы «Россыпь талантов» принимали участие в конкурсе-фестивале «Классный хор», были награждены Дипломом III степени.
Общеинтеллектуальное воспитаниеРебята принимают участие во всероссийских и международных предметных олимпиадах, конкурсах: Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог, Золотое Руно, Кит, в образовательном турнире «Умка», в научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».
Экологическое воспитаниеРебята принимают активное участие в акциях: по сбору макулатуры «Спаси дерево!», «Батарейки, сдавайтесь», «Крышечки для кошечки».
Организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:
- Ребёнок — субъект собственной жизни.
- Каждый ребёнок талантлив.
- Ситуация успеха, стимул к самосовершенствованию.
- Принцип толерантности.
- Принцип создания воспитывающей среды.
- Принцип индивидуализации воспитания.
Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе реализацию этих принципов, является КТД.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.
По моему мнению, КТД – это универсальный способ развития как отдельной личности, так и детского коллектива в целом. Очень важно, когда каждому члену коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Каждый может сам определить степень своего участия в общем деле.
На мой взгляд, все эти мероприятия, как ничто иное сплачивает детей, учат их общаться друг с другом, находить компромиссы, становиться внимательнее друг к другу.
1.3 Методы гуманистического воспитания. Гуманистическое воспитание
Гуманистическое воспитание
реферат
В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н. И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» определяет метод как путь или способ достижения поставленной цели. [9]
В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т. А. Ильина в «Педагогике» (1984) дала такое определение: «Под методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателей на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения». [14]
Известный педагог В. Л. Сластенин в вышедшем учебнике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под методами воспитания в педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них сознания и поведения». Опять идет речь о поведении и о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: «На что воздействовать? Для чего воздействовать?».
Сущность методов воспитания — организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих цели (цель — организовать целенаправленную деятельность школьника).[18]
Методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).
Основные методы гуманистического воспитания это:
воспитание доверием, заботой и уважением;
воспитание ответственностью;
воспитание творчеством;
воспитание через здравомыслие,
воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,
воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов. [10]
Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния — доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.[4]
Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями — не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование — двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.[7]
Воспитание доверием, заботой и уважением.
Задача человека — научиться доверять как самому себе, так и окружающим людям с тем, чтобы доверять и жизни в целом, воспринимать ее как свою неповторимую миссию и как удивительное, уникальное и полное возможностей приключение. Необходимо учить ребенка бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего — значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать.[24]
Используя ложные методы общения с неизвестностью, человек лишь отдаляется от понимания своего назначения, тогда как единственно надежным способом «узнать свою судьбу» является применение своих сил и возможностей на деле. Для этого нужно быть смелым, решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать. Хорошо выполнять то, что должно, и испытывать при этом радость и удовлетворение — старая мудрость, отражающая понимание жизни как миссии. По мнению психологов, ничто так не помогает человеку преодолевать жизненные трудности, как сознание стоящей перед ним важной задачи, специально для него приготовленной судьбой. Умение довериться текущей ситуации и самому себе — высочайшее искусство жизни.
Воспитание ответственностью.
Современная педагогическая мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой. Постепенно формируется потребность максимально эффективно использовать отведенное время жизни и реализовать ее смысл в конкретных делах, не упуская — в идеале — ни единой возможности.[21,25]
Воспитание творчеством.
Воспитание, через приобщение к творчеству, «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека — еще один аспект гуманистической педагогики. Способностью к творчеству в той или иной степени или области наделен каждый. Творчество — определяющая характеристика человеческого существа. Воспитанию творчеством придается такое значение потому, что оно по необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя, быть независимым, автономным, свободным; все это рождает в нем законное самоуважение. Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и интуицию), и практические умения. Никакой серьезный и общеполезный труд немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремленности, самодисциплины. Самоактуализация — не только увлеченность, но и кропотливая работа, и следует объяснять ребенку, что одного вдохновения (творческого озарения) в любом деле мало, но что достижения накапливаются мало-помалу, и важно уметь доводить до конца свои задумки и начинания. Так развивается чувство преданности делу вместе с ответственностью за начатое.[6]
Творческие задатки личности востребованы и в повседневной жизни. Этические проблемы, для гуманиста, не имеют однозначных прописных решений (определяемых, скажем, десятью библейскими заповедями), — их подлинное решение каждый раз уникально и может быть только творческим. Уча ребенка мыслить и искать, а не только запоминать и применять готовые рецепты, педагог обязан подводить его и к этическому творчеству, исследованию, прояснению смысла, его созданию и реализации, тем самым на практике осуществляя постулаты гуманизма.[8]
Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и смыслотворчество. Современный гуманизм — это новейшая форма рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания, философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление учащимся максимально полной информации без оценочного давления и совместное размышление над проблемными ситуациями — необходимый элемент и метод гуманистического воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии, здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному выстраиванию процесса принятия решения или выбора.[20,23]
2.2 Личность в концепции гуманистического воспитания
Осуществляя воспитание, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным, личностью, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя личности. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началами в человеке. [15] Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру.
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.[11,16]
Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.[11]
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности. [11,18]
В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности.[14] Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.[12]
Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения. [22]
Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.[10,13]
Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др. ). Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.[8] гуманистическое воспитание нравственное
В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.
Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность. [19]
UW: Материал для испытательного стенда
Это теплое и пушистое чувство всюду.Образовательное значение |
Пять Основные принципы | Значение для обучения | Ученики Роль | Учителя Роль
Базовый принципы гуманистического образования:
- Учащиеся должны уметь
выбирать то, чему они хотят научиться. Учителя-гуманисты считают, что
студенты будут мотивированы изучать предмет, если это то, что они
нужно и хочется знать.
- Цель образования должна воспитывать у учащихся желание учиться и учить их тому, как учиться. Студенты должны быть мотивированы в учебе и желать учиться самостоятельно.
- Гуманистические педагоги считают что оценки не имеют значения и что имеет значение только самооценка. Выставление оценок побуждает учащихся работать ради оценки, а не ради личных целей. удовлетворение. Кроме того, педагоги-гуманисты выступают против объективного тесты, потому что они проверяют способность учащегося запоминать, а не обеспечить достаточную образовательную обратную связь с учителем и учеником.
- Гуманистические педагоги считают что и чувства, и знания важны для процесса обучения. В отличие от традиционных педагогов, гуманистические педагоги не отделяют когнитивная и аффективная сферы.
- Гуманистические педагоги настаивают на том, что школы должны предоставить учащимся безопасное окружающей среды, чтобы они чувствовали себя в безопасности, чтобы учиться. Однажды студенты чувствовать себя в безопасности, обучение становится проще и содержательнее.
РЕЗЮМЕ
Пять основных принципов гуманистического образования можно резюмировать следующим образом:
- Студенческая обучение должно быть самостоятельным.
- Школы должны производить студенты, которые хотят и умеют учиться.
- Единственная форма осмысленной оценки — самооценка.
- Чувства, а также знания, важны в процессе обучения.
- Студенты учатся лучше всего в неопасную среду.
Значение для инструкции
- Инструкция должны быть внутренними, а не внешними; учебный дизайн должен быть ориентирован на студента.
- Студенты должны учиться о своем культурном наследии как часть самопознания и самоуважения.
- Учебная программа должны способствовать экспериментам и открытиям; открытая деятельность. .
- Учебная программа должна быть предназначен для получения личных знаний и опыта студентов. Этот показывает, что они вносят ценный вклад в неугрожающий и основанный на участии образовательная среда.
- Полученные знания должны быть применимым и соответствовать непосредственным потребностям, целям, и ценности.
- Студенты должны быть частью процесса оценки при определении ценности обучения для их самореализация.
- Учебный проект должен облегчить обучение путем открытия.
- целей должны быть разработаны таким образом, чтобы учащиеся придавали значение усвоенным идеалам, нравы и понятия.
- Учитывать индивидуальные стили обучения, потребности и интересы, разработав множество дополнительных опыт.
- Студенты должны иметь свобода выбора подходящего обучения из множества доступных вариантов в учебной программе.
- Разрешить учащимся вводить учебные цели.
- Инструкция должна способствовать персональный рост.
СТУДЕНЧЕСКАЯ РОЛЬ
- Студент должен пройти ответственность в начале обучения; ученик должен ценить обучение.
- Учащиеся активно выбирают опыт для обучения.
- Благодаря критической саморефлексии, обнаружить разрыв между своим реальным и идеальным «я».
- Быть правдивым в своих собственные ценности, взгляды и эмоции, и принять их ценность и ценность.
- Улучшить межличностные отношения Общительность.
- Стать чуткое отношение к ценностям, заботам и потребностям других.
- Ценить мнение других членов группы, даже если они оппозиционны.
- Узнайте, как соответствовать ценности и убеждения в общественную роль.
- Будьте открыты для разных точек зрения.
УЧИТЕЛЯ РОЛЬ
- Быть фасилитатором и участник группы.
- Принять и ценить студентов как жизнеспособных членов общества.
- Принять их значения и убеждения.
- Сделать обучающимся студентом по центру.
- Помогите ученику открыть для себя разрыв между реальным и идеальным я, облегчить студента в преодолении этого разрыва.
- Максимальная индивидуализация инструкция.
- К способствовать самостоятельному обучению, дать учащимся возможность учиться самостоятельно ~ способствовать открытому обучению и открытиям.
- Способствовать творчеству, проницательности и инициатива.
Гуманизм :: Парадигмы образования
Гуманизм стремится вовлечь учащегося в целом, когда в процессе обучения уделяется внимание его интеллекту, чувствам, социальным способностям, художественным и практическим навыкам. Цель образования состоит в том, чтобы учащиеся продвигались к автономии и реализации своего полного потенциала (называемого самореализацией).
Гуманизм уделяет большое внимание выбору учащихся и контролю над их образованием. Учащимся предлагается сосредоточиться на конкретном интересующем предмете в течение любого количества времени, которое они выберут, в пределах разумного. Учащиеся должны быть мотивированы и вовлечены в изучаемый ими материал, и это происходит, когда учащиеся нуждаются в теме и хотят ее знать.
В гуманистической парадигме самооценка является единственной значимой оценкой — внешняя оценка считается неуместной и побуждает учащихся работать ради оценки, а не ради личного удовлетворения. Учителя обеспечивают учащимся безопасную среду, чтобы они чувствовали себя в безопасности во время учебы. Когда учащиеся чувствуют себя в безопасности, обучение становится проще и содержательнее.
- Цель образования состоит в том, чтобы учащиеся продвигались к самостоятельности и полной реализации своего потенциала
- Обучение — это личностный рост
- Акцент делается на свободе, достоинстве и потенциале человека
- Учащиеся контролируют свое образование, ученик -centered
- Учителя обеспечивают учащимся безопасную среду, чтобы они чувствовали себя в безопасности при обучении
Абрахам Маслоу, 1908-1970
Абрахам Маслоу был американским психологом, разработавшим гуманистический подход к психологии в начале 19 века. 40-е годы. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на поведении в результате стимулов и подкрепления, Маслоу сосредоточился на способности людей полностью раскрыть свой потенциал. Вместо того, чтобы искать и пытаться понять дисфункциональный мозг, он искал то, что делало людей исключительными. В каком-то смысле он смотрел на то, что значит быть человеком.
Маслоу создал иерархию потребностей для описания роста человеческой психики. Анализируя окружающую среду, он утверждал, что в правильной среде люди будут развиваться в полной мере, то есть в самореализации. Иерархия потребностей Маслоу утверждает, что существует 5 уровней, которые достигают кульминации в самоактуализации. Это физиология, безопасность, принадлежность, уважение, и тогда можно достичь самореализации.
Мария Монтессори, 1870-1952
Мария Монтессори была итальянским учителем и врачом. Она разработала метод Монтессори, подход к образованию, который подчеркивает индивидуальность и независимость в обучении. Она рассматривала образование как процесс, который должен происходить в гармонии с индивидуальным темпом развития учащегося.
Монтессори-подход ставит во главу угла выбор учащегося. Учащиеся открывают для себя окружающий мир с помощью практического подхода, способствуя энтузиазму и любознательности в обучении. Классы Монтессори позволяют свободно исследовать и учиться в непрерывные блоки времени. Окружающая среда должна быть эстетически приятной и включать в себя только то, что учитель хочет, чтобы ребенок испытал. Эта среда должна содержать материалы, которыми могли бы заниматься дети разных возрастов, характеристик и интересов.
Самостоятельное обучение
Самостоятельное обучение – это «процесс, в котором люди с помощью или без помощи других, в диагностике своих потребностей в обучении, формулирование целей, определение человеческих и материальных ресурсов, выбор и внедрение соответствующих стратегий обучения и оценка обучения результаты» (Ноулз, 1975). Учащиеся имеют право создавать свои цели и способы их достижения. Учителя выступают в качестве консультантов, способствуя обучению опыт и предоставление консультаций по мере необходимости.
Портфолио
Учащихся просят сопоставить размышления о различных аспектах их учебного опыта. Например, их могут попросить обратить внимание на ряд различных компетенций (например, сотрудничество, общение, профессионализм) и подходы или аспекты практики (доказательная практика, этика) в ходе их учебной программы. Затем у них могут быть подсказки или руководства для документирования их опыта или обучения, поскольку они связаны с этими компетенциями и аспектами практики. Портфолио часто используются как способ представления и оценки учащихся в этих компетенциях и практиках.
Ссылки
- Чаллис, М. (1999). Руководство AMEE по медицинскому образованию № 11 (пересмотренное): Портфолио-ориентированное обучение и оценка в медицинском образовании. Преподаватель медицины , 21 (4), 370-386.
- ДеКарвалью Р.Ж. Гуманистическая парадигма в образовании. Психолог-гуманист. 1991;19(1):88-104.
- Дриссен, Э., Ван Тартвийк, Дж., Ван Дер Флейтен, К., и Васс, В. (2007). Портфолио в медицинском образовании: почему они имеют переменный успех? Систематический обзор. Медицинское образование , 41 (12), 1224-1233.
- Ноулз, Малкольм С. Самостоятельное обучение: руководство для учащихся и учителей . Нью-Йорк: Ассоциация Press; 1975.
- Маслоу А. Некоторые образовательные последствия гуманистической психологии. Гарвардское образовательное обозрение. 1968;38(4):685-96.
- Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор. 1943;50(4):370.
- Монтессори М., Картер Б. Тайна детства. Калькутта: Ориент Лонгманс; 1936.
- Монтессори М. Воспитание человеческого потенциала. Книги Равенио; 2015.
Предыдущий
Paradigms of Education OS предоставляется вам в сотрудничестве с Центром развития преподавателей и Центром развития совместного здравоохранения и образования, внефакультетскими подразделениями Университета Торонто, размещенными в Unity Health Toronto и University Health Network соответственно.
Признание традиционной земли
Теории обучения — StatPearls — Книжная полка NCBI
Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.
StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.
StatPearls [Интернет].
Показать подробности
Критерий поиска
Мустафа Х. Ганди; Пинаки Мукерджи.
Информация об авторе
Последнее обновление: 19 июля, 2022.
Определение/Введение
Обучение – это изменение поведения организма в результате предшествующего опыта.[1] Теория обучения стремится объяснить, как люди приобретают, обрабатывают, сохраняют и вспоминают знания в процессе обучения. Окружающие, когнитивные и эмоциональные влияния, наряду с предыдущим опытом, играют жизненно важную роль в понимании, приобретении и сохранении навыков или знаний. Мотивация играет важную роль в обеспечении процесса обучения и считается движущей силой, с которой начинается и поддерживается деятельность для достижения цели. [2]
Древнегреческий философ Платон первым задумался о том, как человек усваивает новую информацию, когда предмет для него совершенно новый. Согласно Платону, обучение — это пассивный процесс, когда знание уже заложено в человеке при рождении, а любая полученная информация — это просто воспоминание о знании, которое уже есть в душе. Позже Джон Локк предложил противоположную теорию «чистого листа», согласно которой люди рождаются без каких-либо врожденных знаний и получают их из окружающей среды. С тех пор было предложено множество различных теорий о процессе обучения.
Проблемы, вызывающие озабоченность
В настоящее время существует пять общепринятых теорий обучения.
Бихевиоризм: Согласно теории бихевиоризма, обучение происходит путем связывания стимулов и реакций. Знание независимо, и оно цементируется наказаниями и наградами. Эти идеи положительного и отрицательного подкрепления, которые могут быть естественными последствиями или реализованы кем-то другим, являются эффективными инструментами для обучения и модификации поведения. Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых действиях, условиях, в которых они выполняются, и подкреплении желаемого поведения. Изменение производительности становится очевидным после процесса обучения, и результат измеряется с точки зрения способности демонстрировать конкретное новое поведение.[3]
Когнитивизм: Эта теория обучения основана на работе Жана Пиаже, в которой говорится, что обучение происходит посредством внутренней обработки информации, а не просто в ответ на внешний стимул. Обучение является результатом обработки и реорганизации информации в матрице ранее полученной информации. Когнитивизм сосредотачивает внимание на мыслительных процессах человека и заставляет учителя делать упор на размышлении над опытом метапознания, размышлении об их мышлении. Наблюдаемое здесь изменение поведения является результатом обучения, которое происходит после внутренней работы мышления, основанного на полученной новой информации или знаниях. Процесс обучения включает в себя как приобретение, так и реорганизацию когнитивных объектов. [4]
Конструктивизм: Он основан на предпосылке, что люди учатся, создавая новые идеи, а понимание мира основано на предшествующих знаниях и опыте. Знание создается путем адаптации новой информации через призму предыдущего опыта. Конструктивизм фокусируется на внутреннем мышлении человека, как и когнитивизм, но не делает предположений о том, как будут манипулировать понятиями или какие будут установлены связи. Поскольку в основе обучения лежит установление связей и создание идей на основе предшествующих знаний, эти мысленные представления очень субъективны, и каждый человек будет иметь уникальную структуру знаний.
Коннективизм: Эта новая образовательная теория обучения основана на представлении о том, что обучение происходит через формирование связей между собой, а также между их ролями, хобби и другими аспектами жизни. Следовательно, обучение — это способность преодолевать и создавать эти сети. Коннективизм основан на идеях когнитивизма, но в этой теории обучение происходит не только внутри человека, но и внутри сети людей и через нее. Теоретической основой «сообщества практики» является коннективизм. Знания могут находиться вне человека, но обучение сосредоточено на организации и поиске специализированной информации, которая может быть децентрализована от человека.
Гуманизм: Эта теория тесно связана с конструктивизмом и теорией обучения взрослых и утверждает, что обучение — это естественное желание, конечной целью которого является достижение самореализации.[6] Индивиды функционируют в соответствии с потребностями, которые начинаются с этих основных физиологических потребностей выживания и достигают кульминации при самоактуализации, которая находится на вершине этой иерархии. Все люди стремятся к самореализации, что относится к состоянию, в котором человек чувствует, что все его эмоциональные, физические и когнитивные потребности удовлетворены. Гуманистическая теория обучения подчеркивает свободу и автономию учащихся. Он связывает способность учиться с удовлетворением других потребностей (основываясь на иерархии Маслоу) и воспринимаемой учащимся полезностью знаний.
Стиль обучения, с другой стороны, относится к способу, которым человек предпочитает поглощать, обрабатывать, понимать и сохранять новую информацию. В то время как теория обучения объясняет, как происходит обучение, стиль обучения описывает предпочтительный метод обучения. Стили обучения делятся на семь основных категорий, а именно: физический, логический, социальный, одиночный, визуальный, слуховой и вербальный. Хотя существуют описания стилей обучения, соблюдение предпочтительного «стиля обучения» не приводит к улучшению результатов в обучении и может побуждать учащихся избегать материала, представленного в манере, которая, по их мнению, более неудобна.
Клиническое значение
Достижения в области когнитивных наук и теории обучения информируют педагогов о лучших методах обучения и преподавания и их влиянии на процесс оценивания в различных обстоятельствах. Понимание этих теорий дает разумное обоснование для выбора конкретных стратегий обучения и оценивания, которые измеряют цели учебной программы. [8] В последнее время преподаватели начали использовать социальные сети в качестве средства обучения, и правильное применение социальных сетей в образовании восходит к теориям обучения.[9]]
Значение для учителей
В бихевиоризме учитель должен быть активным и иметь хорошую базу знаний, чтобы создать соответствующую среду обучения и добиться от учащихся правильной реакции. С другой стороны, в когнитивизме роль учителя заключается в структурировании содержания учебного материала. В структуре конструктивизма роль фасилитатора играет учитель, который действует как проводник для студентов, каждый из которых привносит уникальный набор предыдущего опыта, чтобы приблизиться к приобретаемым знаниям. Коннективизм требует, чтобы учителя направляли учащихся к смежным областям знаний, выходящим за рамки их внимания. Гуманизм фокусируется на автономии и потенциале учащегося, когда учителя поощряют учащегося к самостоятельности. Таким образом, мы видим, что бихевиоризм ориентирован на учителя, тогда как конструктивизм, коннективизм, гуманизм и когнитивизм ориентированы на учащегося.
Разработка и реализация учебного плана
Бихевиоризм: Это может быть очень полезно в сфере клинических и коммуникативных навыков, потому что, поскольку учащимся предоставляется обратная связь в течение некоторого времени, они учатся правильным ответам при выполнении навыков. Их обучение может происходить небольшими порциями с повторением, что помогает выучить предполагаемое поведение в течение некоторого времени. Бихевиоризм также обеспечивает освоение предварительных шагов перед переходом к другим дальнейшим модулям, что обеспечивает закрепление правильных навыков. При обучении определенным навыкам учитель может сначала продемонстрировать технику или способ выполнения определенного навыка, после чего учащиеся пытаются имитировать ту же технику. Затем их оценивали на основе того, насколько хорошо они смогли выполнить навык, на основе того, что было продемонстрировано, и получали положительное или отрицательное подкрепление.
Когнитивизм: Обычные курсы фундаментальной науки, которые проходят изолированно от клинического курса, могут использовать когнитивизм, поскольку новая информация и знания даются и затем обрабатываются внутри, чтобы прийти к новым идеям и улучшить схемы знаний.
Конструктивизм: Для курсов фундаментальных наук, которые объединены с курсами клинических наук, теория конструктивизма была бы более подходящей, поскольку студенту необходимо усвоить концепции фундаментальных наук, а затем быть в состоянии установить связь с клиническим аспектом этого. Любая область, которая требует приобретения знаний, а затем их применения в другой сфере, значительно выиграет от конструктивизма.
Коннективизм: Процесс обучения в коннективизме аналогичен тому, который наблюдается в конструктивизме. Поскольку обучение происходит через процесс формирования связей между предыдущими знаниями и врожденными качествами человека, этот подход подходит для областей, требующих применения знаний между различными дисциплинами. Он имеет особое применение для обучения и преподавания в наш цифровой век.[5]
Гуманистический: В гуманистическом подходе учитель позволяет ученикам учиться по собственной воле и стремлению к знаниям. Поскольку гуманисты считают, что желание учиться является врожденным и направлено на достижение конечной цели самореализации, мотивация должна исходить от обучающегося. Хотя часто существует четкая минимальная структура обучения, ответственность за то, чтобы учиться так, как они хотят, лежит на студентах.
Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
При обучении пациентов можно применять наиболее заметные или легко применимые стратегии из вышеупомянутых теорий обучения. Понимание нюансов обучения может помочь улучшить соблюдение пациентом режима лечения, что приведет к улучшению прогноза. Таким образом, для межпрофессиональных команд крайне важно понимать, какие методы обучения могут обеспечить наилучшее соответствие.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Де Хауэр Дж., Барнс-Холмс Д., Мурс А. Что такое обучение? О природе и достоинствах функционального определения обучения. Psychon Bull Rev. 2013 Aug; 20 (4): 631-42. [PubMed: 23359420]
- 2.
Кук Д.А., Артино А.Р. Мотивация к обучению: обзор современных теорий. мед. образования. 2016 окт;50(10):997-1014. [Бесплатная статья PMC: PMC5113774] [PubMed: 27628718]
- 3.
Torre DM, Daley BJ, Sebastian JL, Elnicki DM. Обзор текущих теорий обучения для медицинских педагогов. Am J Med. 2006 г., октябрь; 119 (10): 903-7. [PubMed: 17000227]
- 4.
Халил М.К., Эльхидер И.А. Применение теорий обучения и моделей учебного дизайна для эффективного обучения. Adv Physiol Educ. 2016 июнь;40(2):147-56. [PubMed: 27068989]
- 5.
Голди Дж.Г. Коннективизм: теория обучения знаниям для цифровой эпохи? Мед Уч. 2016 окт; 38 (10): 1064-1069. [PubMed: 27128290]
- 6.
Мухалалати Б.А., Тейлор А. Теории обучения взрослых в контексте: краткое руководство для профессиональных педагогов-медиков. J Med Educ Curric Dev. 2019 янв-декабрь;6:2382120519840332. [Бесплатная статья PMC: PMC6458658] [PubMed: 31008257]
- 7.
Ньютон П.М., Миа М. Высшее образование, основанное на фактах. Важен ли «миф» стилей обучения? Фронт Псих. 2017;8:444. [Бесплатная статья PMC: PMC5366351] [PubMed: 28396647]
- 8.
Патель В.Л., Йосковиц Н.А., Ароча Ю.Ф. На пути к эффективной оценке и реформе медицинского образования: перспектива когнитивных и обучающих наук. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009 Декабрь; 14 (5): 791-812. [PubMed: 18214707]
- 9.
Флинн Л., Джалали А., Моро К.А. Теория обучения и ее применение к использованию социальных сетей в медицинском образовании. Postgrad Med J. 2015 Oct; 91 (1080): 556-60. [PubMed: 26275427]
- 10.
Кей Д., Киббл Дж. Теории обучения 101: применение в повседневном обучении и исследованиях. Adv Physiol Educ. 2016 март;40(1):17-25. [PubMed: 26847253]
- 11.
Алиакбари Ф., Парвин Н., Хейдари М.