Гуманистический подход это – Гуманистическая психология — Википедия

Гуманистический подход в педагогике — Психологос

Фильм «Эхо Москвы»

Гуманистами сегодня нередко называют тех, кто хочет добра детям, но это неверно. Добра детям хотят многие замечательные люди, но не все из них придерживаются гуманистического подхода. К гуманистам можно отнести Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупскую, В.А. Сухомлинского. А вот А.С. Макаренко, названный ЮНЕСКО лучшим педагогом ХХ века, с гуманистической идеологией всю свою жизнь воевал. Что жа это за подход — гуманистическая идеология?

В 1988 ЮНЕСКО назвал четырех педагогов, определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Гуманистическая идеология в педагогике (гуманистическая педагогика) исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. (Интересно, см.→)
  2. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. Изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих. (Здесь интересно сравнить с Свобода и подчинение — видение С.И. Гессена)
  3. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения, свое мировоззрение каждый должен выработать сам. (Смотри Толстой о воспитании)
  4. Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
  5. Идеал развития — свободная, творческая и гармонически развитая личность, личность с равномерным развитием всех своих сторон.

Гуманистический подход в педагогике выступает против дисциплинарного подхода и за свободное воспитание. Гуманистическая педагогика — поле богатейшего практического опыта и источник приложения разработок гуманистической психологии. См.→

Гуманистический подход и свободное воспитание

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода. См.→

www.psychologos.ru

Свободное воспитание и гуманистический подход

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.

Гуманистический подход в психологии и педагогике исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться.
  2. Идеал развития — гармонически развитая личность (личность с равномерным развитием всех сторон)
  3. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок.
  4. Изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих.
  5. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения. (Смотри Толстой о воспитании)
  6. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.

Если это так, то можно констатировать, что педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, основоположника свободного воспитания, не вполне может быть отнесена к гуманистическому подходу, поскольку предполагает и открыто пропагандирует скрытые, манипулятивные методы влияния воспитателя на воспитанника (см.→). Можно заметить, что мягкие формы манипулятивных влияний используют и другие психологи и педагоги, относящие себя как к лагерю свободного воспитания, так и к гуманистическому подходу (А. Нилл, Карл Роджерс).

www.psychologos.ru

Гуманистический подход \ Книга Разума

Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку – это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок – это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности. В ребенке заложено желание делать добрые дела и стремление к саморазвитию, и все, что нужно делать взрослым, это только создать условия для того, чтобы это раскрылось.

Если все вышенаписанное перенести на отношение психолога к своим клиентам, вы поймете, что такое гуманистический подход.

Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.

В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Гуманистический подход — это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития — гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно.

В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, в избавлении их от душевной боли и решении их проблем. Впрочем, и в психотерапии множество подходов, и гуманистических подход в психотерапии — это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста» и принцип «Не навреди!». При гуманистическом подходе от психотерапевта требуется безусловное принятие клиента, выражающееся, в частности, в эмпатическом слушании и эмоциональной поддержке. Никакого давления, никаких предписаний — только тепло и понимание. Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».

Гуманистический подход вместе с подходом нравственного долга составляют «два крыла» этического подхода.

knigarazuma.ru

Гуманистический подход

Психология Гуманистический подход

Количество просмотров публикации Гуманистический подход — 113

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Гуманистический подход
Рубрика (тематическая категория)Психология

 

В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве ʼʼтретьей силыʼʼ, сформировав положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа˸

1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди — не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый˸ ʼʼКто я есть?ʼʼ. Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать ᴇᴦο партнером в поиске смысла существования.

2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, должна быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования чересчур часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности — это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.

4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей базе добры. Цель психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека ʼʼиспытуемымʼʼ значит унизить ᴇᴦο достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

Читайте также


  • — Гуманистический подход

    Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называ­ют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему воз­можность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким обра­зом, стержень… [читать подробнее].


  • — Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению

    Экзистенционально-гуманистический подход — рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла. В его понимании специфические… [читать подробнее].


  • — Гуманистический подход

    Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называ­ют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему воз­можность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким обра­зом, стержень… [читать подробнее].


  • — Гуманистический подход

      В главе 10 мы рассмотрели развитие личности с точки зрения гуманистической психологии. Напомним, что в теории личности по Роджерсу центральным понятием является «реальное Я», т. е. те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, ценностях,… [читать подробнее].


  • — Гуманистический подход

      Как помнит читатель, этот подход основан на гуманистической философии, главное положение которой заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей; иными словами, знание не может существовать вне человеческой природы…. [читать подробнее].


  • — Гуманистический подход

      В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве «третьей силы», сформировав… [читать подробнее].


  • — ПОЧЕМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД? 9 страница

    … [читать подробнее].


  • — ПОЧЕМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД? 8 страница

    … [читать подробнее].


  • — ПОЧЕМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД? 7 страница

    … [читать подробнее].


  • — ПОЧЕМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД? 6 страница

    … [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе

    Содержание

    Введение

    Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе

    1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса

    1.2 Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А.Г. Маслоу

    1.3 Значение экзистенциальной психологии в социальной работе

    Глава II. Эмпирические основания использования гуманистического подхода в социальной работе

    Заключение

    Литература

    Приложение

    Введение

    Психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Она дает огромное множество приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, существуют методы социального научения, которые ориентируются на бихевиористские теории, применение также находят такие теории как психоаналитическая, когнитивистская и многие другие. Но в данной работе внимание направлено на гуманистический подход в социальной работе. Естественно, что психологические основы социальной работы образуеттеория личности. Социальная работа тесно связана не только с типизацией личностей, но и соответственно этому теоретическими основами тех или иных подходов.

    Цель работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в социальной работе.

    Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи :

    1) провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в социальной работе;

    2) провести исследование на определение типа направленности личности среди студентов, обучающихся по специальности «социальная работа»;

    3) описать и объяснить полученные результаты.

    В качестве гипотезы всей работы было выдвинуто предположение, что применение гуманистического подхода в социальной работе является важным и оправданным, особенно при работе с людьми, оказавшимися в так называемых «пограничных ситуациях».

    В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы с людьми, находящимися в «пограничных» ситуациях. Имеется и немалый отечественный опыт (как дореволюционного, так и советского периодов). И практика показывает, что часто социальные работники сталкиваются с проблемами, которые не могут решить в рамках иного подхода, кроме как гуманистического. Потому что клиенты социальных работников как раз находятся в пограничных ситуациях, где происходит актуализация экзистенциальных потребностей человека. Таким образом, в современном обществе темы смерти, смысла, ответственности и др. играют ведущую роль именно в контексте социальной работы.

    Первоочередная задача социального работника заключается в том, чтобы понять людей, чьи мысли и чувства — под влиянием личных и социальных переживаний — повернулись, в основном, к проблеме бессмысленности жизни. Это бывает не только в случаях социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю в принципе здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, конфронтации со смертью.

    Экзистенциальная и гуманистическая психология оправданно исходят из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием.

    В рамках же социальной работы гуманистический подход к клиентам оправдан тем, что человек находящийся в пограничной ситуации стоит наиболее близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознании себя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий в рамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для человека. И словами Р. Баха можно продолжить, что «Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы».

    Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе

    «Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и прежде всего, подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал».

    Р.Бах

    Гуманистическая психология имеет множество направлений и модификаций, представляемых различными авторами, но, на мой взгляд, в них все же существуют некоторые инвариантные составляющие, связанные единым методологическим ядром.

    Для начала следует выделить основные направления гуманистической психологии, которые будут рассмотрены ниже.

    Во-первых, к этому направлению необходимо отнести концепцию Карла Роджерса .

    Во-вторых, гуманистическую психологию просто не возможно представить без Абрахама Маслоу .

    В-третьих – внимания заслуживает экзистенциональная психология, одним из самых ярких представителей которой является Ирвин Ялом .

    Это, конечно, всего лишь некоторые представители гуманистического подхода в психологии, но я думаю, что их вклад наиболее важен для формирования максимально полной картины восприятия данной психологической парадигмы.

    С точки зрения гуманистической психологии, принципиальным содержанием развития личности является самоатуализация, или, другими словами, полная реализация изначального потенциала. «Становиться и быть собой» — вот психологическая основа благополучия человека. «Такое благополучие означает быть полностью рожденным, то есть стать тем, чем человек является потенциально» [4, с.37]. Проблема «создания хорошего человека» — это проблема «самоэволюции человека». И ее неотъемлемой частью является познание человеком себя. Маслоу писал, что «нам необходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего потенциала»[2, с. 114]. Но, увы, звучит это довольно иронично, особенно в контексте социальной работы. А важным в данном случае является характеристика субъектной позиции человека. Осуществление человеком собственной жизни как цепочки выборов предполагает опору и на внутренние ориентиры, и на внешние условия и обстоятельства. Именно это важно для социального работника – показать клиенту возможность выбора. Выбора, который обусловлен, прежде всего, осознанностью клиентом своей ситуации и себя самого в данный момент жизни и времени. Сюда очень кстати подходит высказывание Баха, что «Каждый человек, появляющийся в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят, — все это случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда. И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам». Данная мысль может показаться довольно спорной, но не это главное, главное, что наиболее фундаментальным выражением болезни общества является феномен отчуждения, состоящий в том, что человек не ощущает себя субъектом собственных действий и из уникального и неповторимого творца собственной жизни превращается в «лишенную индивидуальных качеств вещь, зависимую от внешних для нее сил»[4]. Также, в своей работе Э. Фромм писал, что фактически большая часть из того, что составляет человеческое сознание, является фикцией и заблуждением; дело не столько в неспособности человека увидеть истину, сколько во влиянии на него общества.[8]

    1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса

    В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса . Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – человек, его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека – конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. И только на основе свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.[1,4]

    Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Все поведение человека обусловлено и регулируется неким объединяющим мотивом, который Роджерс называл тенденцией актуализации . Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность».[4,с.29] Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

    Роджерс считает, что каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Может показаться, что данные идеи Роджерса весьма утопичны и мало отражаются в жизненных реалиях, и это будет вполне оправданно. Но с точки зрения применения теории клиент-центрированной психотерапии Роджерса в практике социальной работы, важным может оказаться вопрос о том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Ведь если убеждения социального работника относительно личности другого человека, в частности клиента, сводятся к представлению о нем как об объекте, который необходимо подвергнуть диагностике и анализу, об объекте, которым можно манипулировать и распоряжаться по своему усмотрению, то деятельность социального работника перестанет быть эффективной, по крайней мере, в рамках гуманистического подхода.

    mirznanii.com

    Как реализуется гуманистический подход в управлении персоналом

    Управление персоналом является специфическим видом управленческой деятельности. Объектом управления является как отдельно взятый работник, так и общность работников – трудовой коллектив. Методически управление человеческим резервом организации может проводиться, с использованием одного из двух подходов. Это технократический и гуманистический подход к управлению персоналом.

    Особенности технократического метода управления

    При технократическом методе управления персоналом, кадровая политика полностью подавляется производственными нуждами и состоит лишь в подборе кадров профессиональной квалификации. Уровень квалификации должен соответствовать нуждам производства:

    • интересы производства определяют управленческие решения: выполнение плана, увеличение выпуска продукции}
    • используемая техника определяет число и специализацию работников}
    • технологическое разделение труда и операционный состав работников определяется производственной необходимостью.

    Отличия гуманистического подхода в менеджменте

    Современный гуманистический подход к вопросам управления кадрами предприятия опирается на усиление уровня мотивации работника и учет его интересов. Актуальность данного подхода подтверждает падение зависимости эффективности работы предприятия от количества и профессионализма работников. Современный подход увеличения эффективности предприятия подразумевает усиление внимания к интересам работника: постоянное улучшение условий и повышение содержательности труда, учет индивидуальных целей и устремлений работника, корреляция расположения места работы в порядке жизненных приоритетов. Его особенности:

    • требует создания на производстве условий труда, способствующих сближению работника с его трудовой деятельностью}
    • необходимо организовать содержание труда, способствующее сближению интересов сотрудника и организации.

    Причины возникновения гуманистического подхода

    1. Цель компаний изменилась с расширения уже имеющихся рынков на их создание.
    2. Усиление ориентации организации на рынок.
    3. Децентрализация структуры предприятий.
    4. Управление горизонтальное становится более значимы по сравнению с вертикальной иерархией. В связи с этим повышается значимость личностных качеств работников, а именно: инициативности, способности прогнозировать результат действий, независимости.
    5. Для поддержания работоспособности коллектива смещаются акценты управленческой практики в стороны применения инновационных методов и творческих идей при одновременном изменении временной ориентированности на долгосрочные проекты.
    6. Происходит изменение ценностей и метода управления от бюрократического к предпринимательскому.
    7. Кадры предприятия от средства достижения цели уходят и сами превращаются в цель, обеспечивающую рост бизнеса.

    Переход от технократического восприятия работника как части машинного оборудования предприятия к концепции управления, опирающейся на гуманистический подход в управлении персоналом, позволило подключить психологические и социальные факторы роста эффективности труда и обеспечило менеджеров новыми инструментами воздействия на работников.

    Одним из значимых постулатов гуманистического управления можно считать концепцию о феномене своеобразной организационной культуры. Современное предприятие осуществляет свою деятельность, опираясь на суммарный результат слияния знаний и идеологий, личных ценностей каждого работника и ритуалов разнообразных социальных слоев (которые в обособленном виде чужды предприятию по свой сути).

    Действующий пример гуманистического подхода

    По сей день наиболее показательным примером гуманистического подхода к вопросу управления персоналом является Япония. Место работы не рассматривается японцем как стартовая площадка для карьерного продвижения или простого выполнения своих функций. Для японца работа является вторым домом и семьей, где он вместе со всем коллективом живет вторую жизнь.

    Предприятие, в свою очередь, демонстрирует взаимозависимость с сотрудником, и политика пожизненного найма является одним из подтверждений. Вместе с тем, у японцев чуть ли не генетически заложено беспрекословное подчинение авторитету старшего по занимаемой должности, что еще больше приближает отношения внутри коллектива к семейным. А традиционно незначительная возможность карьерного роста у японских работников усиливает специфику отношений.

    Реализуемые возможности подхода

    Гуманистическое управление персоналом приводит к созданию отдельной реальности, имеющей свои законы и диктующей точку зрения, оценку действий и ситуаций, которая придает действиям работника в его глазах важность и значимость. При таком подходе к управлению кадрами жизнь работника подчиняется правилам, прописанным и продуманным другими для него и за него. Данная схема управления персоналом позволяет, при наличии видимости демократии и свободы, осуществлять руководство сотрудником в частности и всем персоналом в целом ненавязчиво, позволяя ему самостоятельно выбирать, какое именно из предоставленных правил и запретов следует применять в сложившейся ситуации.

    При создании благоприятных условий возможна настолько полная интеграция работника в производственную систему, что он перестанет разделять личные ценности и ценности системы и будет воспринимать их как собственные.

    hr-portal.ru

    Гуманистический подход — Энциклопедия по экономике

    НРАВСТВЕННОСТЬ — мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Н. — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Понимание основ Н. и формирование положительных качеств имеет важное значение в работе с персоналом организации, в создании и поддержании здорового морально-психологического климата во взаимоотношениях сотрудников, требует подлинно гуманистического подхода к признанию самостоятельности и личного достоинства каждого, веры в человеческую доброжелательность, готовность к взаимному общению и способность к самосознанию, объективной оценки качеств и профессиональной деятельности работников независимо от занимаемых ими должностей. Со стороны менеджеров необходимы усилия по обеспечению нравственной адаптации (приспособления) работников к моральной обстановке в соц. группе, проявления каждым своей нравственной воли и облика, моральной позиции и навыков поведения. Таким путем достигается нравственное здоровье коллектива, высокий уровень духовного состояния работников, социально значимый сплав убеждений, чувств и привычек.  [c.203]
    При гуманистических подходах основное внимание уделяется человеческим и  [c.94]

    Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.  [c.117]

    Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно объективны организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки, стаканы и т. п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.  [c.117]

    В рамках гуманистического подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие — это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.  [c.119]

    В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в  [c.126]

    Гуманистический подход к управлению — подход, рассматривающий организацию как культурный феномен.  [c.541]

    Управление человеком — концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности — дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.  [c.549]

    Каждый из этих элементов будет рассматриваться в книге с различных сторон. Поэтому полагаем, что в данном разделе не нужно останавливаться на них отдельно. Важно подчеркнуть, что гуманистический подход реализуется в групповых формах работы, таких, как кружки качества, команды и группы качества.  [c.29]

    Человечество движется к экологической катастрофе. Чтобы преодолеть ее, требуется гуманистический подход во всех основных сферах производства. Наиболее важной задачей является преодоление потребительского подхода к человеку. Этнографы отмечают, что в период обострения национальных противоречий нередко ухудшается социально-экономическая ситуация, но что при этом является причиной, а что следствием —. остается неясным 1. На этот счет наука еще не дает однозначного ответа. Ясно одно должно произойти конструктивное осмысление положения человека в окружающем мире. Во главе угла такого осмысления стоит новое отношение к национальной специфике трудового поведения.  [c.155]

    Как видим, все стороны деятельности персонала обеспечивались руководством и организацией, однако, разная подчиненность служб неизбежно приводила к усложнению координации действий, а в некоторых случаях — к односторонности во взглядах на персонал. Это относится, в первую очередь, к службам, подчиненным главному инженеру и зам. директора по экономике. Переход к централизации управления подразделениями по работе с персоналом перспективен и способствует реализации гуманистического подхода. Однако в этом случае функции всех вышеперечисленных служб на предприятии передаются единой службе Управления персоналом.  [c.322]

    Для отделов кадров, которые в 70-е годы в Америке и в 80-е в Западной Европе превратились в «отделы человеческих ресурсов», утверждение гуманистического подхода к управлению людьми означало повышение их статуса внутри организации и одновременно появление таких новых направлений деятельности как планирование и развитие карьеры, внутриорганизационная коммуникация, обогащение труда, привлечение рабочих к участию в управлении. Колледжи и школы бизнеса начали готовить специалистов по управлению человеческими ресурсами, возникли многочисленные ассоциации и профессиональные организации в этой области. Управление персоналом превратилось в такую же важную организационную функцию, как управление финансами или технологическим развитием, а их руководители стали полноправными членами высшего руководства большинства современных компаний.  [c.50]

    Правда, в последние десятилетия появляется все больше приверженцев реального гуманистического подхода в школьной психологии и профориентации, ориентированных на уникальную личность школьника. Однако, как отмечает В. В. Веселова, по-прежнему многие школьные психологи вынуждены заниматься тестированием и собирать огромные досье на своих учеников.  [c.188]

    Гуманистический подход опирается на идеи школы человеческих отношений , направленные на сосуществование с людьми, причем конкретные цели в этом случае носят подчиненный характер по сравнению с системой как таковой. В качестве одного из основных объектов внимания этот подход рассматривает человека, его удовлетворенность и психологические запросы и непосредственно связан с именем Элтона Мэйо. Он обосновывал благоприятность проявления личной инициативы работниками любого уровня и уделял особое внимание созданию условий, при которых такое проявление происходило бы наиболее естественным образом. При этом предполагалось, что управление должно быть демократизировано, в процесс принятия решений привлекаются все работники, а полномочия могут свободно и широко делегироваться. Примечательной чертой гуманистического подхода является оправдание неструктурированной производственной среды, так как считалось, что структурированная среда подавляет человека. На смену механистическим (т. е. классическим бюрократическим структурам) пришли органические, для которых характерно создание системы свободного движения информации, усиление роли неформальных организационных образований и, соответственно, ослабление формализации организационного поведения.  [c.468]

    В конце XX в. все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход, в рамках которого организация работы и управление людьми все больше строятся, отталкиваясь от самого человека, с тем чтобы он мог трудиться с максимальной отдачей и получать удовлетворение как от содержания своей деятельности, так и от отношений в коллективе, развивать и совершенствовать себя.  [c.315]

    Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства. В 60-е годы нашего века на развитие наук о персонале существенное влияние оказали исследования в области кибернетики, теории систем, вычислительной техники. С 70-х годов можно отметить усиление этического аспекта в управлении персоналом. Все большее распространение получают рекомендации по установлению в производственных коллективах отношений сотрудничества, терпимости, доброжелательности. Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам повышения производительности физического труда, то во второй половине XX столетия стал преобладать гуманистический подход, усилилось внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей.  [c.7]

    Теории в основе гуманистической психологии предлагали общий подход к пониманию человеческого поведения, но уже на ранней стадии стало ясно, что они особенно полезны при осмыслении мотивации в рабочей среде. Если бы у этой школы был девиз, он звучал бы так «Жизнь такова, какой ты сам ее делаешь».  [c.104]

    Одна из важнейших составных управленческой деятельности — управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления — обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению экономического, органического и гуманистического  [c.109]

    Резонно задать вопрос не противоречит ли идея технологичности гуманистическим принципам и индивидуальному подходу в работе с персоналом организации Опыт свидетельствует, что это противоречие снимается, если кадровому консультанту удается, используя соответствующую технологию, в комплексе учесть цели организации, потребности и возможности отдельных групп и индивидов.  [c.316]

    Теория Y . Этот подход соответствует положениям школы человеческих отношений и предлагает гуманистическую модель регуляции поведения работника . Исходным выступают представления о человеке как о творческом, наделенном воображением, трудолюбивом, способном к самоорганизации и самоконтролю, получающем удовольствие от процесса и результатов труда, для него труд столь же естественен, как и игра. Организация деятельности, предусмотренная в модели, основывается на принципах делегирования полномочий и ответственности, самоорганизации, максимального использования творческого потенциала работника, поощрения его инициативы. Назначение труда управленца видится прежде всего в формировании человеческих отношений, что предполагает обогащение содержания работы, использования партисипативного (участие работников в управлении) принципа принятия управленческих решений, ориентацию на вознаграждение, а не наказание работника, учет всего спектра его потребностей и ожиданий для стимулирования мотивации.  [c.432]

    Однако TQM занял позицию агрегирующей концепции нового менеджмента и, наверное, по праву, ибо философия качества при всей размытости этого понятия отражает растущую сложность мира бизнеса и общественных отношений, требующую некоего общего подхода, позволяющего получить ориентиры, не растеряться и не стать циником в атмосфере сгущающейся сложности, способной разрушить ясные ценности и приоритеты предыдущих поколений. Наверное, поэтому гуманистические, в том числе нравственные, ценности стали заметной частью TQM.  [c.38]

    Заметим, что в литературе под термином эффективность подразумевают обычно количественно измеряемый экономический эффект или же степень реализации поставленной цели. В социально-психологическое понимание эффективности мы дополнительно вкладываем субъективный фактор — удовлетворенность трудом, в процессе которого был произведен какой-либо общественно полезный продукт. Продуктивность как мера производственной продукции за определенный промежуток времени легко поддается количественной оценке (за исключением продуктов творческого труда). Существующие методики позволяют измерять, хотя и в приближенных значениях, удовлетворенность работников своим трудом. Таким образом, социально-психологическую эффективность можно рассчитать по простой формуле эффективность = 1 (продуктивность X удовлетворенность). Такой подход наиболее полно отражает характерный для социализма гуманистический взгляд на роль человеческого труда в общественном производстве.  [c.57]

    Более того, анализ мировой истории как истории цивилизации в последнее время стал чрезвычайно актуальным. Дело в том, что теория общественных формаций показывает нам историю прежде всего. ка/к дискретную, прерывную, состоящую из качественно различных этапов. Наоборот, теория цивилизации позволяет обратить внимание на накопление материального и духовного богатства человеческого рода, на непрерывность исторического процесса, показать его во взаимосвязи и преемственности. [В условиях, когда человеческая цивилизация находится в опасности, такой подход объективно имеет особое гуманистическое звучание. Он позволяет показать процесс формирования общечеловеческих ценностей, их роль в современном мире.  [c.34]

    ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ — в сфере управления персоналом выделяют два основных концептуальных подхода рационалистический и гуманистический. Развитие концептуальных подходов управления персоналом началось с попыток выведения некоторых принципов непосредственно из здравого смысла, т. е. из понимания того, что человек рационально управляет собой и ждет рационального управления со стороны других людей. Однако достаточно быстро выяснилось, что многие рациональные принципы в сфере управления персоналом не действуют и не всегда дают положительные результаты. С другой стороны, кажущиеся неочевидными и нерациональными предпосылки часто отличаются большей жизнеспособностью. На этой основе в теории управления персоналом возникает новый тип знания, подразумевающий косвенное, непрямое движение к рациональности, который  [c.467]

    Возникший в США в начале 70-х годов неоплюралистический (гуманистический) подход в управлении человеческими ресурсами представляет собой известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента — управлением персоналом (парадигма человеческих отношений) и управлением человеческими ресурсами. Превращение работников в собственников предприятия переводит отношения работодатель — наемный работник на новый уровень. В отношения взаимной ответственности на этом уровне включаются также другие акционеры, органы государственной власти, потребители. Благодаря этому удовлетворение многих потребностей работников становится целью кадровой политики, а не средством к достижению других целей, как в остальных подходах в кадровом менеджменте. В свою очередь взаимная ответственность сторон обеспечивает растущую эффективность деятельности фирмы. Высокий уровень участия работников в проектировании рабочих мест и управлении качеством условий труда, выпускаемой продукции и (или) предоставляемых услуг — все это создает совершенно новую атмосферу на предприятии. Атмосферу сотрудничества, а не враждебности, которой еще недавно были проникнуты отношения между работодателями и профсоюзами, да и переговоры между ними теперь приобретают все больше прагматический характер. Признание законности различных интересов работников открывает реальные перспективы для вовлечения их в процесс совместного принятия управленческих решений, взаимных консультаций, а также доступа к информации о делах предприятия, на котором они работают.  [c.32]

    Гуманистический подход позволяет также реинтерпрети-ровать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.  [c.119]

    Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология. Среди ее основателей — К. Роджерс (1902—1987) — один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (лат. existentia — существование) и восточной философии (дзэн-буддизма, например). В центре гуманистической концепции находится личность — «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерны ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Поэтому психотерапевтический метод К. Роджерса так и называется «клиент-центрированная терапия», т. е. терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая недирективный стиль общения.  [c.378]

    Как реализуется гуманистический подход к статистическщу управлению качеством, хорошо иллюстрирует пример работы одного из заводов корпорации Ford (гл. 2.4 [88, 100]).  [c.29]

    В этом деловом портрете руководителя оказывается совместимым то, что трудно совместить взаимокомпенсаторное сочетание рационально-делового и гуманистического подхода к работникам, что обеспечивает в целом нормальную рабочую обстановку. Стратегия руководителя отдела в данном случае сформировалась как сочетание авторитарного и либерального стилей руководства, которое хорошо оправдывает себя, взаимоограничи-вая крайности и взаимодополняя сильные стороны их проявления. Оба заместителя подобраны Л. так, что оказываются буферным звеном , смягчая возможные сбои в его авторитарном стиле руководства. Поэтому руководитель отдела осознает свою управленческую позицию  [c.37]

    Гуманистический подход использует представление об организации как о культуре, а о человеке — как о существе, развивающемся в рамках определенной культурной традиции. Поэтому при гуманистическом подходе управление переопалом формулируется как концепция управления человеком, а основные задачи управления персоналом — это адаптация, развитие культуры организации задание ценностей, формирование правил и поры, символизация. Этот подход кажется для сегодняшнего мира наиболее адекватным, однако в России он используется еще редко. Все потому, что залогом такого управления является сложная, отлаженная до тонкостей система разветвленных внутрифирменных коммуникаций. Они и создают организационную культуру.  [c.146]

    В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры предприятия находится еезнаково-символическая составляющая. Культура предприятия проявляет себя через знаки и символы следующего порядка мифология (система словесных символов) и обряды (система символов и действий) на предприятии. Мифы — это метафорические истории, анекдоты, обычно связанные с основателями предприятия, руководством или героями организации, чтобы в образной форме донести до персонала ценности предприятия. Приведение мифологии в движение, превращение ее в факт социального общения осуществляется в виде обрядов и ритуалов (торжественных собраний, обрядов посвящения и проводов, изменения статуса индивида, совместных обедов)- Их цель формирование чувства мы — социально-психологического механизма идентичности работников с предприятием, чувство сплоченности и гордости за свою принадлежность к данному предприятию. Кзнаково-снмволической системе культуры предприятия относятся стиль одежды, знаки отличия и статуса, награды. Все это является совокупностью средств внеэкономического стимулирования эффективной деятельности предприятия, которое является краеугольным камнем гуманистического подхода.  [c.147]

    Два типа ведения учебных групп процессуально-ориентированная (Тэвистокс-кая модель) и ориентированная на задачу групповая работа достоинства, недостатки, что и когда эффективнее. Типичные ошибки в рамках двух базовых моделей. Основные школы групповой работы с точки зрения ведущих механизмов и использования групповой динамики (групп-анализ, гештальт-работа, ролевые игры, экзистенциально-гуманистический подход и др.). Возможность сочетаний различных подходов. Пути преодоления не контролированной групповой динамики в работе тренера, разрешение конфликтов в учебной группе.  [c.184]

    Рассмотрена [1] и проанализирована специфика гуманистической модели ЭО. Цель гуманистической модели ЭО шире традиционной модели ЭО. Она требует, в первую очередь, самореализации личности, эволюционирование личности и создание условий, взаимоотношений с окружающей средой осуществления этого процесса в рамках реализации концепг развития. Подход к проблеме взаимодействия общества и природы вает синтез ноосферного развития (антропоцентрического) и этики О. Леопольда (эксцентрического). Отношения человека и природы пересматриваются, происходит отказ от субъект-объективных отношений в субъект-субъективных. Гуманистическая модель ЭО основывается на субъективных отношениях учителя и ученика, предполагающих большее внимание к развитию личности обучающегося, его внутренней сущности, а не к целям учителя, равноправное партнерство ученика и преподавателя в процессе достижения общей образовательной цели. Условия, в которых осуществляется образовательный процесс, предполагают, что процесс воспитания, формирования собственного «Я», реализации духовной основы школьника должен предопределять процесс образования, позволять качественно усваивать учебный материал. Условия, способствующие достижению цели ЭО в от-от государственной системы, связанной с запретами, штрафами, переключаются на мотивации, определяемые  [c.277]

    Степень социальной этичности маркетинга, столь значимая в сфере образования, определяется тем, насколько он позволяет учитывать и удовлетворять актуальные запросы и долгосрочные интересы потребителей, собственные потребности образовательного учреждения и долговременные интересы общества. Нсли исходить из предложенной нами цели маркетинга ОУ, его миссии — приращения ценности человека, — то декларированный только что подход вполне можно признать идущим в этом русле и, по крайней мере, не противоречащим гуманистическим принципам, поскольку результат этого подхода — осуществление инвестиций в человека — несомненно, работает на эту миссию.  [c.377]

    Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй половине XX в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих тектонических сдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их истоки — в трансформации форм организации совместной деятельности в XX в.  [c.24]

    Как узнать человека С помощью каких тестов и экспериментов Какой подход применить За последние пятьдесят лет ответы на подобные вопросы претерпели радикальные изменения благодаря развитию таких наук, как функциональная психология, структурная психология, ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, холистическая психология, феноменология, психология экзистенциализма, гуманистическая психология, трансакционный анализ, биосоциальная психология.  [c.49]

    Е.Ю. Горбачева (КПОИ и П Хакасского госуниверситета, г. Абакан) критериями инновации называет научную новизну и практическую воплощен-ность. Такой инновацией является спартианское движение, в основе которого лежит гуманистический проект СпАрт (Спорт + Apr), разработанный В.И. Столяровым. В докладе представлен опыт реализации идей спартанского движения в колледже педагогического образования, информатики и права, входящего в состав Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. С.В. Синцова (КГЭУ) считает, что инновационное мышление — это не только владение новыми современными технологиями и психологическая готовность к их усвоению, но креативность личности, ее творческий настрой. Креативность формируется не только знанием технологий и приемов нестандартного подхода к явлениям, но и всей культурой человечества, особенно ее художественным наследием. В этой связи большую роль играют занятия студентов по культуре речи.  [c.74]

    economy-ru.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *