Папа: современный гуманизм нуждается в культурах всего мира
Сегодня человечеству нужны не только новые экономические программы или новые антивирусные рецепты, но прежде всего новая гуманистическая перспектива, основанная на библейском Откровении, обогащённая наследием классической традиции, а также размышлениями о человеке, присутствующими в различных культурах.
Виктор Владимиров — Град Ватикан
23 ноября Святейший Отец обратился с видеопосланием к участникам пленарной ассамблеи Папского совета по культуре. В эти дни встреча проходит в Ватикане в виртуальном режиме, что является также знаком времени, отмечает Папа: «В цифровой вселенной всё становится невероятно близким, но лишённым тепла присутствия».
Пандемия COVID-19, по словам Папы, бросила вызов многим принципам, на которых зиждется наша социально-экономическая модель; она выявила хрупкость в личных отношениях, о методах работы, социальной жизни и даже в религиозных практиках, включая участие в Таинствах. С новой силой были переформулированы фундаментальные вопросы бытия: о Боге и человеке, подчёркивает Епископ Рима. Поэтому тема пленарной ассамблеи – «Необходимость гуманизма» – действительно злободневна: на данном этапе истории человечества нужны не только новые экономические программы или новые антивирусные рецепты, но прежде всего «новая гуманистическая перспектива, основанная на библейском Откровении, обогащённая наследием классической традиции, а также размышлениями о человеке, присутствующими в различных культурах».
В конце Второго Ватиканского собора, напоминает Папа, святой Павел VI говорил о светском гуманизме того времени, бросившем вызов христианскому мировоззрению. Однако вместо осуждения и порицания Папа Монтини сослался на модель Доброго самарянина, которая легла в основу соборных размышлений, а именно – на «безмерное сочувствие к человеку и его достижениям, к его радостям и надеждам, сомнениям, к его печали и страданиям». С тех пор прошло почти шестьдесят лет, отмечает Папа: светский гуманизм тех дней, в чём-то связанный с тоталитарными идеологиями, теперь уходит в прошлое, но остаётся прежним вопрос: что такое человек, человеческое существо? По-прежнему актуальна соборная конституция Gaudium et spes, призывающая принимать интеллектуальные, духовные и материальные достижения, накопленные в истории в различных областях человеческого познания. Это означает переосмыслить присутствие человека в мире в свете гуманистической традиции: человек является служителем жизни, а не её властелином, он – строитель общего блага, наполненного ценностями солидарности и сострадания. Пленарная ассамблея Папского совета по культуре, отмечает Святейший Отец, ставит в центр своих размышлений важные вопросы – основополагающую роль Бога для человеческого существования и вопросы идентичности человека:
«Что значит сегодня быть мужчиной и женщиной как взаимодополняющими личностями, призванными к отношениям? Что означают слова ’отцовство’ и ‘материнство’? В чём заключается специфическое положение человека, которое делает его уникальным и неповторимым по сравнению с машинами и даже с другими видами животных? Каково его трансцендентное призвание? Откуда исходит его призыв строить социальные отношения с другими людьми?»
Священное Писание, отмечает Папа Франциск, предлагает нам основные координаты для изложения антропологии человека в его отношениях с Богом, в совокупности отношений между мужчиной и женщиной, а также в связи со временем и пространством, в которых он существует. Библейский гуманизм в плодотворном диалоге с ценностями классической греческой и латинской мысли породил высокое видение человека, его происхождения и конечной судьбы, его образа жизни на этой земле. «Сплав античной и библейской мудрости остаётся плодотворной парадигмой», – подчёркивает Святейший Отец. Этот гуманизм должен мудро и «в новом творческом синтезе» принять вклад современной гуманистической традиции и других культур. В частности, Папа Франциск напоминает о «целостном взгляде на мир азиатских культур, находящихся в поисках внутренней гармонии и гармонии с творением», «солидарности африканских культур, чтобы преодолеть чрезмерный индивидуализм, характерный для западной культуры». Не менее важна антропология народов Латинской Америки с её живым чувством семьи и праздника, а также вклад культур коренных народов по всей планете, подчёркивает Папа:
«В этих различных культурах существуют формы гуманизма, который – будучи интегрированным в гуманизм европейский, унаследованный от греко-римской цивилизации и преобразованный христианским видением, – является на сей день лучшим средством решения тревожных вопросов о будущем человечества».
Карта сайта
Главная Обучение Библиотека Карта сайта
|
Что такое гуманизм? — Американская гуманистическая ассоциация
Фред Эдвордс
Какой ответ вы получите на вопрос «Что такое гуманизм?» зависит от того, какого гуманиста вы спросите!
Слово «гуманизм» имеет несколько значений. А поскольку авторы и ораторы часто не уточняют, какое значение они имеют в виду, те, кто пытается объяснить гуманизм, могут легко стать источником путаницы. К счастью, каждое значение этого слова представляет собой отдельный тип гуманизма — различные типы легко отделить и определить с помощью соответствующих прилагательных. Таким образом, относительно легко обобщить разновидности гуманизма.
Литературный гуманизм — это приверженность гуманитарным наукам или литературной культуре.
Ренессанс Гуманизм – это дух учености, развившийся в конце Средневековья с возрождением классической письменности и новой уверенностью в способности людей определять для себя истину и ложь.
Западный культурный гуманизм — хорошее название для рациональной и эмпирической традиции, которая зародилась в основном в Древней Греции и Риме, развивалась на протяжении всей европейской истории и теперь составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и закон.
Философский гуманизм — это любое мировоззрение или образ жизни, основанный на человеческих потребностях и интересах. Подкатегории этого типа включают христианский гуманизм и современный гуманизм.
Христианский гуманизм определяется Третьим новым международным словарем Вебстера как «философия, защищающая самореализацию человека в рамках христианских принципов». Эта более ориентированная на человека вера в значительной степени является продуктом эпохи Возрождения и частью того, что составляло гуманизм эпохи Возрождения.
Современный гуманизм , также называемый натуралистическим гуманизмом, научным гуманизмом, этическим гуманизмом и демократическим гуманизмом, определяется одним из его ведущих сторонников, Корлиссом Ламонтом, как «натуралистическая философия, которая отвергает весь сверхъестественный мир и опирается в первую очередь на разум и науку». , демократия и человеческое сострадание». Современный гуманизм имеет двойное происхождение, как светское, так и религиозное, и они составляют его подкатегории.
Светский гуманизм является продуктом просветительского рационализма восемнадцатого века и свободомыслия девятнадцатого века. Эту философию отстаивают многие светские группы, такие как Совет светского гуманизма и Американская федерация рационалистов, а также многие академические философы и ученые, не аффилированные иначе.
Религиозный гуманизм в значительной степени возник из этической культуры, унитаризма и универсализма. Сегодня многие унитарные универсалистские общины и все общества этической культуры называют себя гуманистами в современном понимании.
Самая важная ирония в отношении к современному гуманизму заключается в склонности его сторонников расходиться во мнениях относительно того, является ли это мировоззрение религиозным. Те, кто рассматривает это как философию, являются светскими гуманистами, а те, кто рассматривает это как религию, являются религиозными гуманистами. Этот спор продолжается с начала двадцатого века, когда светская и религиозная традиции сошлись и породили современный гуманизм.
Светские и религиозные гуманисты разделяют одно и то же мировоззрение и одни и те же основные принципы. Об этом свидетельствует тот факт, что и светские, и религиозные гуманисты были среди тех, кто подписал Манифест гуманизма I в 1933 г., Манифест гуманизма II в 1973 г. и Манифест гуманизма III в 2003 г. С точки зрения одной только философии нет никакой разницы между два. Религиозные и светские гуманисты фактически расходятся во мнениях только в определении религии и в практике философии.
Определение религии, используемое религиозными гуманистами, часто является функциональным. Религия — это то, что служит личным и общественным потребностям группы людей, разделяющих одинаковое философское мировоззрение.
Для удовлетворения личных потребностей религиозный гуманизм предлагает основу для моральных ценностей, вдохновляющий набор идеалов, методы преодоления суровых жизненных реалий, обоснование радостной жизни и общее чувство цели.
Для удовлетворения социальных потребностей гуманистические религиозные сообщества (такие как общества этической культуры и многие унитарные универсалистские церкви) предлагают чувство принадлежности, институциональную среду для нравственного воспитания детей, специальные праздники, проводимые совместно с единомышленниками, уникальную церемониальную жизнь , совершение идеологически последовательных обрядов перехода (свадьбы, встречи детей, празднование совершеннолетия, поминки и т. д.), возможность утверждения своей жизненной философии и исторический контекст своих идей.
Религиозные гуманисты часто утверждают, что у большинства людей есть личные и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены только религией (взятой в функциональном смысле, только что описанном). Они не считают, что нужно делать выбор между удовлетворением этих потребностей в контексте традиционной веры или неудовлетворением их вообще. Люди, которые не могут чувствовать себя как дома в традиционной религии, должны иметь возможность найти дом в нетрадиционной религии.
Однажды репортер спросил меня, не означает ли это функциональное определение религии, что из нее убирают суть и оставляют только внешние атрибуты. Я ответил, что истинное содержание религии — это та роль, которую она играет в жизни отдельных людей и в жизни общества. Доктрины могут различаться от деноминации к деноминации, и новые доктрины могут заменять старые, но цель, которой религия служит человек осталось прежним. Если мы определяем субстанцию вещи как то, что является наиболее прочным и универсальным, тогда функция религии составляет ее ядро.
Религиозные гуманисты, понимая это, следят за тем, чтобы доктрине никогда не позволялось подрывать высшую цель удовлетворения человеческих потребностей здесь и сейчас. Вот почему гуманистические церемонии приветствия детей ориентированы на общество, а гуманистические свадебные услуги адаптированы к особым потребностям молодоженов и их семей. Вот почему гуманистические поминальные службы сосредоточены не на спасении души дорогого усопшего, а на служении выжившим, даря им незабываемые впечатления, связанные с тем, каким был покойный в жизни. Вот почему гуманисты не обращают в свою веру людей на смертном одре. Они считают, что лучше позволить им умереть так, как они жили, не отвлекаясь на планы других.
Наконец, религиозный гуманизм — это «вера в действии». В своем эссе «Вера гуманиста» министр UU Кеннет Файфер заявляет:
Гуманизм учит нас, что аморально ждать, пока Бог будет действовать за нас. Мы должны действовать, чтобы остановить войны, преступления и жестокость этого и будущих веков. У нас есть способности замечательного рода. У нас есть высокая степень свободы в выборе того, что мы будем делать. Гуманизм говорит нам, что какой бы ни была наша философия вселенной, в конечном итоге ответственность за мир, в котором мы живем, лежит на нас.
Теперь, хотя светские гуманисты могут соглашаться со многим из того, что делают религиозные гуманисты, они отрицают, что эта деятельность правильно называется «религиозной». Это не просто семантическая дискуссия. Светские гуманисты утверждают, что в религии столько всего заслуживает критики, что доброе имя гуманизма не должно быть запятнано связью с ним.
Светские гуманисты часто называют унитариев-универсалистов «гуманистами, которые еще не вышли из церковной привычки». Но унитаристы-универсалисты иногда возражают, что светский гуманист — это просто «нецерковный унитарист».
Вероятно, самым популярным образцом светского гуманистического мировоззрения в последние годы был противоречивый автор Салман Рушди. Вот что он сказал на канале ABC Nightline 13 февраля 1989 года по поводу своего романа The Satanic Verses .
[В моей книге говорится], что существует старый, старый конфликт между светским взглядом на мир и религиозным взглядом на мир, и особенно между текстами, претендующими на то, что они вдохновлены Богом, и текстами, вдохновленными воображением. . . . Я не доверяю людям, которые заявляют, что знают всю правду и стремятся организовать мир в соответствии с этой единственной истинной правдой. Я думаю, что это очень опасная позиция в мире. Это нужно оспорить. Ей нужно постоянно бросать вызов всеми возможными способами, и это то, что я пытался сделать.
В выпуске New York Review от 2 марта 1989 года он объяснил, что в The Satanic Verses он:
пытался дать светское, гуманистическое видение рождения великой мировой религии. За это, видимо, меня надо судить. . . . «Сегодня намечаются линии фронта», — отмечает один из моих персонажей. «Светское против религиозного, светлое против темного. Лучше выбирай, на чьей ты стороне».
Традиция светского гуманизма отчасти является традицией неповиновения, традицией, восходящей к Древней Греции. Даже в греческой мифологии можно увидеть гуманистические темы, которые редко, если вообще когда-либо, проявляются в мифологиях других культур. И уж точно они не были повторены современными религиями. Лучшим примером здесь является персонаж Прометей.
Прометей выделяется тем, что древние греки восхищались им как тем, кто бросил вызов Зевсу. Он украл огонь богов и низвел его на землю. За это он был наказан. И все же он продолжал свое неповиновение среди своих пыток. Это один из источников гуманистического вызова власти.
В следующий раз, когда мы увидим поистине героического прометеевского персонажа в мифологии, это будет Люцифер в « Потерянном рае» Джона Мильтона . Но теперь он Дьявол. Он злой. Тот, кто бросает вызов Богу, должен быть олицетворением зла. Кажется, это данность традиционной религии. Но древние греки не согласились. Для них Зевс, при всей своей силе, все же мог ошибаться.
Представьте, как потрясла мою подругу, когда я рассказал ей о своем видении «моральных норм Бога». Я сказал: «Если бы существовал такой бог, а это действительно были бы его идеальные нравственные принципы, я был бы терпим. В конце концов, Бог имеет право на собственное мнение!»
Так говорить может только гуманист. Только гуманист может предположить, что, даже если бог существует, можно не соглашаться с ним, с ней или с этим. В « Евтифроне » Платона Сократ показывает, что Бог не обязательно является источником добра или даже самим добром. Сократ спрашивает, хорошо ли что-то, потому что это предопределено Богом, или Бог предопределяет это, потому что оно уже хорошо. Тем не менее, со времен древних греков ни одна господствующая религия не позволяла подвергать сомнению волю Бога и не делала героя из непослушного характера. На эту традицию претендуют гуманисты.
В конце концов, большая часть человеческого прогресса происходила вопреки религии или очевидному естественному порядку. Когда мы отражаем молнию или эвакуируем город до того, как ударит торнадо, мы уменьшаем последствия так называемых «стихийных бедствий». Когда мы приземляемся на Луну, мы бросаем вызов гравитационному притяжению Земли. Когда мы ищем выход из кризиса СПИДа, мы, как утверждал покойный преподобный Джерри Фалуэлл, препятствуем «Божьему наказанию гомосексуалистов».
В политическом плане неповиновение религиозной и светской власти привело к демократии, правам человека и защите окружающей среды. Гуманисты не извиняются за это. Гуманисты не искажают библейскую доктрину, чтобы оправдать такие действия. Они признают прометеевский вызов своему ответу и гордятся им. Потому что это часть традиции.
Еще одним аспектом светской гуманистической традиции является скептицизм. Исторический образец скептицизма — Сократ. Почему Сократ? Потому что по прошествии всего этого времени он по-прежнему стоит один среди всех знаменитых святых и мудрецов от древности до наших дней. В каждой религии есть свой мудрец. В иудаизме есть Моисей, в зороастризме — Заратустра, в буддизме — Будда, в христианстве — Иисус, в исламе — Мухаммед, в мормонизме — Джозеф Смит, а в бахаи — Бахаулла. Каждый из этих людей утверждал, что знает абсолютную истину. Сократ, единственный среди знаменитых мудрецов, утверждал, что знает ничего . Каждый разработал набор правил или законов, за исключением Сократа. Вместо этого Сократ дал нам метод — метод подвергания сомнению чужих правил, перекрестного допроса. И Сократ не умер за истину, он умер за права и верховенство закона. По этим причинам Сократ является типичным скептиком-гуманистом. Он выступает как символ как греческого рационализма, так и выросшей из него гуманистической традиции. И ни один столь же признанный святой или мудрец не присоединился к его компании после его смерти.
Из-за сильной идентичности секулярных гуманистов с образами Прометея и Сократа и столь же сильного отторжения традиционной религии светский гуманист фактически соглашается с Тертуллианом, который сказал: «Что общего у Иерусалима с Афинами?»
То есть светские гуманисты более тесно отождествляют себя с рациональным наследием, символизируемым древними Афинами, чем с религиозным наследием, воплощенным в древнем Иерусалиме.
Но не делайте из этого вывод, что светский гуманизм только негативен. Положительная сторона — это освобождение, лучше всего выраженное в следующих словах американского агностика Роберта Г. Ингерсолла:
Когда я убедился, что вселенная естественна, что все призраки и боги — мифы, в мой мозг, в мою душу, в каждую каплю моей крови вошло чувство, чувство, радость свободы. Стены моей тюрьмы рухнули и рухнули. Подземелье было залито светом, и все болты, прутья и наручники превратились в пыль. Я больше не был слугой, крепостным или рабом. Не было для меня господина во всем огромном мире, даже в бесконечном пространстве. Я был свободен думать, выражать свои мысли, свободен жить своим собственным идеалом, свободен жить для себя и тех, кого люблю, свободен использовать все свои способности, все свои чувства, свободен расправить крылья воображения, свободен исследовать , гадать, мечтать и надеяться, свободно судить и определять для себя. . . Я был свободен! Я стоял прямо и бесстрашно, радостно смотрел на все миры.
Достаточно, чтобы светский гуманист воскликнул: «Аллилуйя!»
Тот факт, что гуманизм может быть одновременно и религиозным, и светским, представляет собой, конечно, парадокс, но не единственный такой парадокс. Другой заключается в том, что и религиозный, и светский гуманизм ставят разум выше веры, обычно вплоть до полного отказа от веры. Дихотомии между разумом и верой часто уделяется особое внимание в гуманизме, причем гуманисты занимают сторону разума. Из-за этого религиозный гуманизм следует рассматривать не как альтернативную веру, а скорее как альтернативный способ быть религиозным.
Эти парадоксальные особенности не только требуют уникального подхода к религиозному гуманизму при изучении мировых религий, но и помогают объяснить продолжающиеся разногласия, как внутри, так и за пределами гуманистического движения, по поводу того, является ли гуманизм религией вообще.
На этом парадоксы не заканчиваются. Религиозный гуманизм без бога, без веры в сверхъестественное, без веры в загробную жизнь и без веры в «высший» источник нравственных ценностей. Некоторые приверженцы зашли бы так далеко, что предположили бы, что это религия без какой-либо «веры» — знание, основанное на доказательствах, считается предпочтительным. Более того, общепринятое понятие «религиозного знания» как знания, полученного ненаучными средствами, не принимается в религиозно-гуманистической эпистемологии.
Поскольку и религиозный, и светский гуманизм тесно связаны с культурным гуманизмом, они с готовностью принимают современную науку, демократические принципы, права человека и свободное исследование. Отказ гуманизма от понятий греха и вины, особенно в отношении сексуальной этики, ставит его в гармонию с современной сексологией и сексуальным образованием, а также с аспектами гуманистической психологии. А историческая защита светского государства гуманизмом делает его еще одним голосом в защиту отделения церкви от государства.
Все эти особенности привели к старому обвинению в том, что в государственных школах учат «религии светского гуманизма».
Наиболее очевидным моментом, который следует прояснить в этом контексте, является то, что некоторые религии придерживаются доктрин, которые ставят их приверженцев в противоречие с некоторыми чертами современного мира. В других религиях нет. Например, многие христиане-евангелисты, особенно те, кто входит в ряды «религиозных правых», отвергают теорию эволюции. Поэтому они рассматривают преподавание эволюции в естественнонаучном курсе как оскорбление их религиозных чувств. Защищая свои убеждения от воздействия идей, несовместимых с ними, такие верующие называют эволюцию «гуманизмом» и утверждают, что исключительное преподавание ее в классе естественных наук представляет собой брешь в джефферсоновской стене разделения между церковью и государством.
Верно, что религиозные гуманисты, обращаясь к современной науке, в придачу принимают эволюцию. Но люди в протестантизме, католицизме и иудаизме также принимают современную науку — и, следовательно, эволюцию. Эволюция сегодня является последним словом в науке, и ее должным образом преподают в научных курсах. То, что эволюция стала отождествляться с религиозным гуманизмом, а не с традиционным христианством или иудаизмом, является любопытной причудой политики в Северной Америке. Но это типичная черта всей полемики о гуманизме в школе.
Другие курсы обучения также стали отождествляться с гуманизмом, включая половое воспитание, воспитание ценностей, глобальное образование и даже творческое письмо. Есть христианские фундаменталисты, которые хотят, чтобы мы поверили, что «ситуационная этика» была изобретена гуманистом 1974 года Джозефом Флетчером. Но ситуационные соображения были элементом западной юриспруденции по меньшей мере 2000 лет! Опять же, светские и религиозные гуманисты, находящиеся в гармонии с современными тенденциями, со всем этим вполне комфортно себя чувствуют, как и приверженцы большинства основных религий. Нет никаких оснований рассматривать эти идеи как исключительное наследие гуманизма. Кроме того, существуют независимые светские причины, по которым школы предлагают такую учебную программу. Уклон в пользу «религии светского гуманизма» никогда не был фактором их развития и реализации.
Обвинение в проникновении гуманистов в государственные школы кажется результатом смешения культурного гуманизма и религиозного гуманизма. Хотя религиозный гуманизм включает культурный гуманизм, это не является основанием для выделения культурного гуманизма, обозначения его исключительным наследием нетеистической и натуралистической религии, называемой религиозным гуманизмом, и объявления его чуждым. Поступить так означало бы отвернуться от значительной части своей культуры и возвести на престол стандарты христианского фундаментализма как арбитра того, что является религиозным, а что нет. Более глубокое понимание западной культуры помогло бы прояснить вопросы, связанные с разногласиями по поводу гуманизма в государственных школах.
Как только мы оставим области путаницы, можно будет объяснить простыми словами, в чем именно состоит философия современного гуманизма. Легко суммировать основные идеи, которых придерживаются как религиозные, так и светские гуманисты. Вот эти идеи:
- Гуманизм — одна из тех философий для людей, которые думают сами за себя. Нет области мысли, которую гуманист боялся бы бросить вызов и исследовать.
- Гуманизм — это философия, сосредоточенная на человеческих способах постижения реальности. Гуманисты не претендуют на обладание или доступ к предполагаемому трансцендентному знанию.
- Гуманизм — это философия разума и науки в поисках знаний. Поэтому, когда дело доходит до вопроса о наиболее действенных средствах познания мира, гуманисты отвергают произвольную веру, авторитет, откровение и измененные состояния сознания.
- Гуманизм — это философия воображения. Гуманисты признают, что интуитивные чувства, догадки, догадки, вспышки вдохновения, эмоции, измененные состояния сознания и даже религиозный опыт, хотя и не являются действительными средствами для приобретения знаний, остаются полезными источниками идей, которые могут привести нас к новым взглядам на мир. Мир. Эти идеи после того, как они были рационально оценены на предмет их полезности, могут быть запущены в работу, часто в качестве альтернативных подходов к решению проблем.
- Гуманизм — это философия здесь и сейчас. Гуманисты считают, что человеческие ценности имеют смысл только в контексте человеческой жизни, а не в обещании предполагаемой жизни после смерти.
- Гуманизм — это философия сострадания. Гуманистическая этика занимается исключительно удовлетворением человеческих потребностей и решением человеческих проблем — как отдельного человека, так и общества — и не уделяет внимания удовлетворению желаний предполагаемых теологических сущностей.
- Гуманизм — реалистическая философия. Гуманисты признают существование моральных дилемм и необходимость тщательного рассмотрения немедленных и будущих последствий при принятии моральных решений.
- Гуманизм созвучен современной науке. Поэтому гуманисты признают, что мы живем в естественной вселенной огромных размеров и возраста, что мы эволюционировали на этой планете в течение длительного периода времени, что нет убедительных доказательств существования отделимой «души» и что человеческие существа имеют определенные встроенные механизмы. в потребностях, которые эффективно формируют основу любой системы ценностей, ориентированной на человека.
- Гуманизм созвучен сегодняшней просвещенной общественной мысли. Гуманисты привержены гражданским свободам, правам человека, отделению церкви от государства, расширению демократии участия не только в правительстве, но на рабочем месте и в образовании, расширению глобального сознания и обмену продуктами и идеями на международном уровне, а также открытому подходу. к решению социальных проблем, подход, который позволяет тестировать новые альтернативы.
- Гуманизм идет в ногу с новыми технологическими разработками. Гуманисты готовы принять участие в появляющихся научных и технологических открытиях, чтобы оказывать моральное влияние на эти революции по мере их возникновения, особенно в интересах защиты окружающей среды.
- Гуманизм — это, в общем, философия для тех, кто любит жизнь. Гуманисты берут на себя ответственность за свою жизнь и получают удовольствие от участия в новых открытиях, поиске новых знаний, изучении новых возможностей. Вместо того, чтобы находить утешение в готовых ответах на великие вопросы жизни, гуманисты наслаждаются бесконечностью поиска и свободой открытий, которые он влечет за собой.
Хотя есть некоторые, кто предполагает, что у этой философии всегда было ограниченное и эксцентричное число последователей, исторические факты говорят об обратном. Среди современных приверженцев гуманизма были Маргарет Сэнгер, основательница Planned Parenthood и гуманист года 1957 года Американской гуманистической ассоциации; пионеры гуманистической психологии Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, также признанные гуманистами года; Альберт Эйнштейн, отождествлявший себя с гуманизмом в 1930-х годах; Бертран Рассел, вступивший в Американскую гуманистическую ассоциацию в XIX в.60-е годы; пионер гражданских прав А. Филип Рэндоф, гуманист года 1970 года; и футурист Р. Бакминистер Фуллер, гуманист года в 1969 году.
Организация Объединенных Наций является конкретным примером гуманизма в действии. Первым генеральным директором ЮНЕСКО, организации ООН, содействующей образованию, науке и культуре, был гуманист года 1962 года Джулиан Хаксли, который фактически сам разработал устав ЮНЕСКО. Первым Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения стал в 1959 г.Гуманист года Брок Чисхолм. Одним из величайших достижений этой организации было уничтожение оспы с лица земли. А первым генеральным директором Продовольственной и сельскохозяйственной организации стал британский гуманист Джон Бойд Орр.
Между тем гуманисты, такие как гуманист 1980 года Андрей Сахаров, отстаивали права человека везде, где эти права подавлялись. Бетти Фридан и Глория Стайнем боролись за права женщин, Матильда Крим боролась с эпидемией СПИДа, а Маргарет Этвуд остается одной из самых ярых сторонниц литературной свободы в мире — все гуманисты.
Список ученых бесконечен: Стивен Джей Гулд, Дональд Йохансон, Ричард Лики, Э.О. Уилсон, Фрэнсис Крик, Джонас Солк, Стивен Вайнберг, Каролин Порко и многие другие — все члены Американской гуманистической ассоциации, президентом которой в 1980-х годах был покойный ученый и писатель Айзек Азимов.
Списки членов гуманистических организаций, как религиозных, так и светских, читаются как Кто есть кто . Благодаря этим и многим другим менее известным людям гуманистическая философия оказывает влияние на наш мир, далеко несоизмеримое с числом ее приверженцев. Это говорит нам кое-что о силе идей, которые работают.
Возможно, именно это побудило философа Джорджа Сантаяну объявить гуманизм «достижением, а не доктриной».
Итак, с современным гуманизмом можно найти жизненную позицию или мировоззрение, созвучное современным знаниям; является вдохновляющим, социально сознательным и личностно значимым. Это мировоззрение не только мыслящего, но и чувствующего человека, ибо оно вдохновило не только науки, но и искусства; филантропия, а не критика. И даже в критике он толерантен, защищая права всех людей избирать другие пути, свободно говорить и писать, жить по своему усмотрению.
Так что выбор за вами. Вы гуманист?
Вам не нужно отвечать «да» или «нет». Ибо это не предложение «или-или». Гуманизм принадлежит вам — перенимайте его или просто извлекайте из него. Вы можете взять немного или много, отхлебнуть из чашки или выпить до дна.
Вам решать.
Это текст выступления, которое на протяжении многих лет представлялось разным аудиториям.
© Copyright 1989 и 2008 Фред Эдвордс
Декларация современного гуманизма — Humanists International
(также известная как «Амстердамская декларация»), провозглашенная Генеральной ассамблеей Международной организации гуманистов в 2022 г. и заменившая собой Амстердамскую декларацию 2002 г. во всем мире. Современный гуманизм является кульминацией этих давних традиций рассуждений о смысле и этике, источником вдохновения для многих великих мыслителей, художников и гуманитариев мира, и тесно связан с подъемом современной науки.
Являясь глобальным гуманистическим движением, мы стремимся донести до всех людей следующие основы гуманистического мировоззрения:
1. Гуманисты стремятся быть этичными
способность живых существ страдать и процветать, мотивированная преимуществами помощи, а не причинения вреда, поддерживаемая разумом и состраданием и не нуждающаяся ни в каком источнике за пределами человечества.
Мы подтверждаем ценность и достоинство личности и право каждого человека на максимально возможную свободу и максимально полное развитие, совместимое с правами других. С этой целью мы поддерживаем мир, демократию, верховенство закона и всеобщие законные права человека.
Мы отвергаем все формы расизма и предубеждений, а также несправедливость, вытекающую из них. Вместо этого мы стремимся способствовать процветанию и общению человечества во всем его разнообразии и индивидуальности.
Мы считаем, что личная свобода должна сочетаться с ответственностью перед обществом. У свободного человека есть обязанности по отношению к другим, и мы чувствуем долг заботы обо всем человечестве, включая будущие поколения, и, кроме того, обо всех разумных существах.
Мы признаем, что являемся частью природы, и принимаем на себя ответственность за то влияние, которое мы оказываем на остальную часть мира природы.
2. Гуманисты стремятся быть рациональными
Мы убеждены, что решения мировых проблем лежат в человеческом разуме и действии. Мы выступаем за применение науки и свободное исследование этих проблем, помня, что хотя наука предоставляет средства, человеческие ценности должны определять цели. Мы стремимся использовать науку и технологии для повышения благосостояния людей, а не бездушно или разрушительно.
3. Гуманисты стремятся к самореализации в жизни
Мы ценим все источники индивидуальной радости и самореализации, которые никому не наносят вреда, и мы считаем, что личное развитие посредством культивирования творческой и этической жизни является делом всей жизни.
Поэтому мы ценим художественное творчество и воображение и признаем преображающую силу литературы, музыки, изобразительного и исполнительского искусства. Мы дорожим красотой мира природы и ее потенциалом вызывать удивление, трепет и спокойствие. Мы ценим индивидуальные и коллективные усилия в физической активности, а также возможности, которые они предлагают для товарищества и достижений. Мы ценим стремление к знаниям, а также смирение, мудрость и проницательность, которые оно дарует.
4. Гуманизм отвечает широко распространенному спросу на источник смысла и цели, чтобы стать альтернативой догматической религии, авторитарному национализму, племенному сектантству и эгоистичному нигилизму
Хотя мы считаем, что приверженность человеческому благополучию нестареющие, наши частные мнения не основаны на откровениях, зафиксированных на все времена. Гуманисты признают, что никто не является безошибочным или всеведущим, и что знания о мире и о человечестве можно получить только посредством непрерывного процесса наблюдения, обучения и переосмысления.
По этим причинам мы не стремимся ни избегать пристального внимания, ни навязывать свою точку зрения всему человечеству. Наоборот, мы стремимся к беспрепятственному выражению и обмену идеями и стремимся к сотрудничеству с людьми разных убеждений, которые разделяют наши ценности, и все ради построения лучшего мира.
Мы уверены, что у человечества есть потенциал для решения стоящих перед нами проблем с помощью свободного исследования, науки, сочувствия и воображения во имя мира и человеческого процветания.