Гуморальная теория гиппократа – Гуморальная теория (humoral theory) — это… Что такое Гуморальная теория (humoral theory)?

Гуморальная теория (humoral theory) — это… Что такое Гуморальная теория (humoral theory)?


Гуморальная теория (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей.

Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

См. также Теории личности, Темпераменты

Р. Ландин

.

  • Гуманитарная модель здравоохранения (human services)
  • Дауна синдром (монголизм) (Down syndrome (mongolism))

dic.academic.ru

Гуморальная теория темпераментов Гипократа

Гуморальная теория темпераментов Гипократа

План

1. Введение.

2. Гипократ — один из самых видных врачей Древней Греции.

3. Теория темпераментов Гипократа.

4. Конституциональная теория темпераментов.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Введение.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Гипократ – один из самых видных врачей Древней Греции.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии— материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения и т. п. Только тот, кто предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача.

В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее связи с заботами о питании, об использовании продуктов.

Теория темпераментов Гипократа.

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, фле

mirznanii.com

Гуморальная теория (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

См. также Теории личности, Темпераменты

Р. Ландин

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Гуморальная теория (humoral theory) — Психологическая энциклопедия

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

См. также Теории личности, Темпераменты

Р. Ландин

Источник: Психологическая энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Гуморальные теории – Гиппократ, Гален, Кант Лесгафт). — Студопедия.Нет

Тема 8. Психические свойства.

Способности – индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками.

Три признака способностей по Б.М. Теплову: 1). Дифференциация одного ч от др (под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ч от др)

2). Успешность деятельности (способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей)

3). Несводимость к ЗУН (важно учитывать легкость и быстроту приобретения ЗУН)

Спосбоности = успешность/ трудность; успешность/ психофизиологическая цена (Дружинин)

Виды способностей.

Типология:природные/естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные. Общие для человека и высших животных: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

1. А) Общие Общим называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности, т.е. благоприятствуют разным видам деят-ти в различных ситуациях.

-умственные способности

-память, мнемические способности

-моторика: тонкость и точность ручных движений

-речь

Влияют на способности к обучению, к труду, а так же умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Б). Специальные/специфические — способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности

-музыкальные                       -художественные

-математические                  -спортивные

-лингвистические                 -педагогические

-литературные                      -лидерские

Общие и специальные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при одинаковом развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями. Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам.

2.По П.Я. Гальперинуа) Теоретические способности (определяют склонность человека к абстрактным размышлениям)

Б) практические способности (определяют склонность человека к конкретны, практическим делам).

В отличие от общих и специальных, чаще не сочетаются друг с другом. Вместе встречаются только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

3. а) Репродуктивные/ учебные способности – определяют успешность обучения, усвоения ЗУН и овладения деятельностью.

Б) Творческие способности – определяют способность создавать предметы материальной и духовной культуры, производить новые идеи, открытия и изобретения, те создавать новое, оригинальное.

Каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

4. Способности предметно-деятельностные и способности к межличностному взаимодействию.

Уровни развития.

1. Способности

А). Потенциальные способности – способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

Б). Актуальные способности – способности, необходимые именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.

2. Одаренность — своеобразное сочетание разных видов способностей, наличие сильной мотивации и высокий уровень направленности личности (склонностей, потребности, желания, направленность поведения, высокий тонус).

Хар-ка детской одаренности по Лейтес (Об умственной одаренности):

А). Опережающее возрастное развитие

Б). Повышенная готовность к умственной деятельности

В). Любознательность

Г). Высокий уровень обобщения.

За ранним развитие стоит раннее созревание мозга (иная физиология).

2 варианта развития вундеркинизма: 1). При отсутствии действительной одаренности ребенка, т.е. только раннее созревание – при взрослении другие дети догоняют и с сравниваются с ними. Возможные сложности: чувство разочарования, измененная Я-концепция, неадекватность самооценки. 2). Наличие физиологических предпосылок одаренности – сохраняется на всю жизнь (тонус мозговой активности).

Американские исследования связывают одаренность с:

А) Опережающим развитием познания

Б). Особенностями психосоциального развития

В). Особыми физическими данными.

Проявления: ранняя речь, большой словарный запас, склонность к чтению книг, энциклопедий, словарей, овладение и придумывание сложных конструкций, придумывание языков.

Высокие способности – высокая уязвимость л.:

А) развитое чувство справедливости (-> срыв НС)

Б). Яркое воображение (-> уход от реальности)

В). Чувство несообразности выражается в особом чувстве юмора.

Г) Преувеличенные страхи (прогнозирование разных путей развития ситуации, в том числе негативных)

Д) Перфекционизм

Е) Отрицательная Я-концепция (отрицательная самооценка + отвержение окружающими)

3. Талант – (высокая креативность + очень высокий интеллект)*активность психики. Преобладание сознательного над бессознательным

Т — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность творческого выполнения той или иной деятельности.

4. Гений – (высокий интеллект + очень большая креативность)*сверхмощная активность психики. Преобладание бессознательных процессов над сознательными->склонность к крайним эмоциональным состояниям.

Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

-Способности формируются и развиваются по мере включения субъекта в различные виды деятельностей и овладения способами организации и реализации различных действий.

-Способность проявляется: а) как быстрое и эффективное овладение определенным диапазоном операций и действий; б) как получение высоких результатов при реализации таких операций и действий.

-Люди с разными задатками при различных усилиях и временных затратах могут овладевать одинаковыми видами действий и деятельностей.

-Люди со сходными («одинаковыми») задатками могут овладевать различными видами действий и деятельностей.

-Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

-Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

-Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) – это характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Структура Т включает в себя три главных компонента:

1. Общая психическая активность – характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и до предельной энергичности, стремительности действий.

2. Двигательный (моторный) – средство актуализации внутренней динамики психических состояний. Основные динамические качества двигательного компонента: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др. признаки мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике).

3.Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные качества: а) Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, б) Импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, в) Эмоциональная лабильность — скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

Характерные особенности Т:

1) Сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.).

2) Стабильность. Т формируется в онтогенезе. У взрослого свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.;

3) Связь с ВНД. Свойства Т, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВИД),

4) Не определяет способностей, одаренности и эффективность деятельности человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. У А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена — сангвинического, у И. В. Гоголя и В. А. Жуковского — меланхолического, у И. А. Крылова и И. А Гончарова — флегматического. Два великих русских полководца — А. В. Суворов и М. И. Кутузов — с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие.

5) Нет хорошего и плохого Т.Каждый Т имеет свои положительные и отрицательные стороны, а также слабости, т.е. стресс факторы.

Холерик: + страстность, активность, энергия; — несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Стресс фактор: монотонность, пониженное настроение.

Сангвиник: + подвижность, живость и отзывчивость, — легкомысленность, склонность разбрасываться, недостаточная глубина и устойчивость чувств. Стресс фактор: монотонность и действия, требующие сосредоточенности и терпения.

Меланхолик: + глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; — чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Стресс фактор: сильные воздействия, конфликтность окружения, высокая ответственность.

Флегматик: + спокойствие, основательность, упорство; — вялость, инертность, безучастность ко всем впечатлениям жизни. Стресс фактор: ситуации ограниченности времени и неопределенности.

Гуморальные теории – Гиппократ, Гален, Кант Лесгафт).

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.): люди различаются соотношением четырех основных «соков организма», каждая из которых имеет свои свойства и преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям. Продолжил античный врач Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.). сангвиник (кровь — тепло), флегматик (слизь — холод), холерик (желтая желчь — сухость), меланхолик (черная желчь — влажность).

В новое время психологическая характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом («Антропология», 1789). Он рассматривал сангвинический и меланхолический типы как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — темпераменты действия (с современных позиций первые два характеризуются повышенной эмоциональностью, а вторые — повышенной активностью).

studopedia.net

21.7.1. Гуморальные теории темперамента | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №21 — здесь

Древнейшее учение о темпераментах принадлежит «отцу медицины» Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей (гуморов), входящих в состав человеческого тела, преобладает в организме конкретного индивида.

Гиппократ развил своеобразную психофизиологическую концепцию, соответствовавшую античным воззрениям на природу человека. Каждый тип темперамента он рассматривал как душевное выражение одного из 4 основных гуморов тела: крови (лат. sanguis), желчи (chole), слизи (гр. phlegma) и черной желчи (rp. melas + chole). Гиппократ придерживался сугубо физиологического понимания темперамента и не соотносил это явление только с личностью, как психическим целым: он считал вполне допустимым говорить даже о темпераменте отдельных органов.

Первая, сугубо психологическая типология и подробное описание темпераментов принадлежат римскому врачу Клавдию Галену (II в. до н.э.). Всё это приводится в его знаменитом трактате «De temperamentum» (дословно: «О правильной мере»).

Идеи Гиппократа и Галена со временем утратили свое значение, но данные ими характеристики различных темпераментов прочно укоренились в обыденном сознании.

Когда преобладающим элементом в организме выступает кровь, перед нами сангвиник — человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный; преобладание желчи характеризует холерика — субъекта быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Флегматик — медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и относительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, что объясняется избытком в его организме флегмы — слизи. Меланхолик признается впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах. Причина всего перечисленного — черная желчь в чрезмерном количестве.

Гален объяснял все перечисленные особенности соотношениями артериальной и венозной крови.

Много столетий спустя аналогичной теории темпераментов придерживался И. Кант, которому принадлежат подробные и психологически точные «портреты» основных темпераментов. Вместе с тем, Кант осуществил, быть может, первую группировку известных темпераментов по сугубо психологическому основанию. Он различал:

  • темпераменты чувств (сангвиник — человек веселого нрава, меланхолик — человек мрачного нрава),
  • темпераменты деятельности (холерик — вспыльчивый, активный, легкий на подъем человек, флегматик — хладнокровный и сдержанный).

Отечественный ученый Петр Францевич Лесгафт рассматривал традиционные типы темпераментов как проявления специфических особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

Все эти теории, выводящие темперамент из отдельных «гуморов» (жидких сред организма) или их сочетаний в различных пропорциях, принято называть гуморальными (от лат. humor — жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории доказывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют существенные проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, т.е. проявления холерического темперамента.

 

vestishki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *