Ханжеская мораль это: Ханжество это

Содержание

Ханжество как главная религия России

Основополагающая общественная модель нравственного поведения в России — это вовсе не православие или ислам, и не светская мораль, выражаемая в рамках европейской или американской цивилизационной нормы. Мораль элит – это агрессивное ханжество, перманентная удушающая ложь, направленная на все живое вокруг себя. Ханжество исповедует и пропагандирует все общество, от президента и патриарха до автоинспектора или почтальона, но задают такую модель поведения сверху.

Новостные поводы для доказательства этого тезиса искать не надо – они сами сыплются на обывателя каждый день из экрана телевизора. Для начала вот история про господствующую в нашем обществе ксенофобию, которую власти маскируют как умеют. Итак, петербургский болельщик «Зенита» поджег флаг Чеченской республики на футбольном матче в Петербурге между «Зенитом» и «Тереком». Это надругательство? Несомненно. Но осудили его по статье 20.4 КоАП РФ — «Нарушение требований пожарной безопасности».

Чтоб никто не догадался, что в нашем обществе есть националисты. При этом несколько месяцев назад в Грозном на видео репортерам попала запись уборки одного из бульваров в Грозном, на которой дворники бродили по улицам и публично заворачивали собранный мусор в полотнище старого флага России. Надругательство? Несомненно. Но никого в Чечне за это вообще судить не стали — даже за переход улицы в неположенном месте. Потому что в Чечне сепаратизма нет. 

А судьи кто? Да вот же они — главу Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева после ДТП в Гане эвакуировал в Москву самолет МЧС. Всерьез сообщается, что господин Лебедев возвращался в столицу Ганы город Аккру после выступления в коллегии адвокатов Ганы в городе Хо, когда его автомобиль столкнулся с грузовиком. Интересно, что Лебедев в Гане был не один – с ним находились Василий Волошин, председатель Московского областного суда, Василий Тарасов, председатель Саратовского областного суда, и Дмитрий Макаров в качестве переводчика. Вопрос – кто поверит в версию о том, что господин Лебедев с друзьями прибыл в беднейшую африканскую страну выступать на коллегии местных адвокатов в самом провинциальном городке этой захудалой территории? Если есть более убедительная версия – страна Гана интересна миру превосходной организацией охоты (сафари) для обеспеченных господ на местных слонов и львов.

Но эта версия никогда не будет названа в качестве официальной – ведь судьи такого ранга не копируют повадки нуворишей, наши судьи совсем другие, они скромны в быту и на работе.

А хотите свежую историю про ханжество в стрит-арте? Пожалуйста: на этой неделе в Петербурге запретили проведение уличной арт-выставки на Литейном проспекте, потому что силуэт обнаженной женщины, использованной художником, показался кому-то оскорбительным. При этом сами же чиновники администрации Центрального района Петербурга сначала дали разрешение на проведение фестиваля под названием «Арт-проспект», не найдя ничего ужасного в предлагаемых картинах. Но быстро передумали, когда один из местных пенсионеров пожаловался на оскорбление его чувств. Теперь возмущенные художники предлагают хранителям морали пройтись по Петербургу и снести все скульптуры и статуи, где используется обнаженная натура.

Впрочем, лучше всего ханжество произрастает на богатой почве религиозных предрассудков. Недавний крестный ход в Петербурге возглавлял Ford местной патриархии, приборная панель которого была увешана «оберегающими иконками», которые, как всем известно, дают +100% к неуязвимости и +200% к удаче в общении с ГИБДД. Да что автомобиль с оберегами – сам патриарх Кирилл в финале этого мероприятия предлагал собравшимся вокруг верующим небольшую иконку с изображением Александра Невского в качестве защитника их домов. А ведь язычество и мистика горячо осуждается православием.  Да что мистические амулеты, когда Масленица, Яблочный спас, Крещенские купания – все эти сугубо языческие ритуалы давно стали частью православных праздников. При этом РПЦ умудряется публично возмущаться празднованием Дня Нептуна в детских лагерях или празднованием Дня святого Валентина в студенческой среде как идеологически чуждых православию и российские чиновники непринужденно проводят в жизнь эти запреты, с легкостью забывая, что Конституция России называет наше государство светским. Тут получается уже какое-то тройное ханжество – лгут про чужую ложь так, будто это правда, при этом сами отлично знают, что лгут.

Но частные примеры не так хороши, как глобальные тенденции. Самой наглядной демонстрацией этих тенденций является вал запретительных российских законов последнего времени, возводящих российское ханжество в обязанность, потому что любая критическая информация отныне может рассматриваться как экстремистская.

 

Совсем недавно новосибирский районный суд на основании статьи административного кодекса, карающего за «оскорбление чувств», признал рисунок знаменитого художника-неформала Лоскутова картиной, «распространение которой в Российской Федерации запрещено». Теперь прокуратура и Роскомнадзор третируют десятки сайтов Рунета, угрожая закрытием за публикацию невинной картинки, поэтому мы даже не можем показать ее своим читателям. 

Основания для запрета? «Лик Богородицы закрыт чулком с прорезями для глаз, а младенец Иисус изображён в виде девочки с косичками», — говорится в исковом заявлении помощника прокурора Железнодорожного района Василия Савицкого. Ранее этот возмущенный моралист, прокурор Савицкий, прославился тем, что ездил по Новосибирску в пьяном виде, а когда был задержан сотрудниками ГИБДД, попытался засудить инспектора лейтенанта Александра Бугурнова за то, что тот посмел отстранить его от вождения. Прокуратура инкриминировала автоинспектору превышение полномочий по статье 286 УК РФ, а суд приговорил принципиального инспектора к четырём годам условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах.

И лишь после двух лет повторных разбирательств, апелляций и акций протеста, сделавших Бугурнова народным героем, инспектор был полностью оправдан и восстановлен приказом начальника ГУВД. 

И вот этот самый прокурор Савицкий после чудовищного скандала не просто остался работать в прокуратуре, он выступил поборником общественной нравственности, сумев добиться судебного запрета изображения «кощунственной картины» по всей России. 

Вроде бы частные истории, не связанные между собой, дают картину потрясающего лицемерия, которое и стало официальной идеологической доктриной России. Мода на публичное бесстыжее вранье коснулась даже социологов, для которых, как мы теперь знаем после московских выборов, тоже нет ничего святого.

Но это знание не освобождает нас от уголовной ответственности, если мы вдруг захотим сказать о нашем знании вслух. Новая редакция статьи 148 УК РФ – «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» предусматривает ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», наказание – до 3 лет лишения свободы.  

Стремление государства, а главное, представителей его элиты, навязать окружающим свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, стало не просто назойливым. Выражать свое мнение по любому поводу стало в России опасным. Опасным для жизни, которую по прихоти любого чиновника можно будет сократить сразу «на трешечку». 

Самое грустное, что даже покорно следуя господствующей на сегодня идеологии и исполняя все предписанные телеканалами ритуалы, житель России все равно не застрахован от обвинений в оскорблении чужих чувств. Потому что у ханжей публичные приоритеты меняются быстрее, чем российское законодательство. 

Страшно даже подумать, сколько карьер полетит в тартарары, если президентом России вдруг станет атеист. Или буддист. Или пастафарианец. Впрочем, нашим ханжам не привыкать – ведь еще тридцать лет назад они все были воинствующими атеистами.  

Евгений Зубарев  

Ханжество — значение слова и кто это такой ханжа.

Что такое ханжество, его значение для общества Что такое ханжество

Нет ли в вашем окружении человека, который любит разглагольствовать о честности, о святости, о порядочности, любит оперировать такими понятиями, как мораль, нравственность и гуманизм? Однако вам известно, что в некоторых ситуациях этот человек повел себя далеко не благородно, не оказал вовремя помощи, не проявил сострадания. Если вам такой человек знаком, тогда значение слова «ханжа» вам будет проще уяснить, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более если пример перед глазами.

Обратимся за помощью к толковому словарю

Толковый словарь русского языка В. Даля четко описывает значение слова «ханжа». Он определяет ханжу как лицемерного, притворно набожного человека, двуличного пустосвята.

Ушаков толкует это слово как притворную добродетельность и пустую бездеятельную набожность.

Ожегов и Шведова в значение слова ханжа вкладывают тот же смысл — показное рыцарство, фальшивая святость и напускная духовность.

Толковый словарь Ефремовой описывает ханжу как неискреннего, лукавого человека.

Основные черты


Значение слова «ханжа» мы выяснили, а как распознать такого человека? Как определить, что громкие слова о благородстве и милосердии — это всего лишь пустые рассуждения? Для этого психологи советуют присмотреться к поведению человека.

Как правило, высокоморальная личность ведет себя скромно и спокойно. А вот если личность вылезла на трибуну, бьет себя в грудь и кричит о желании помочь всему человечеству и в то же время не проявляет участия к судьбе одинокой старушки, живущей этажом ниже, то этот человек стопроцентный ханжа.

У него слово расходится с делом. Например, если человек проповедует порядочность и верность, а сам является распутником, то такого человека можно с уверенностью назвать ханжой.

В жизни не существует ослепительно белого или непроглядно черного цвета. Все относительно, даже у самого хорошего человека есть свои скелеты в шкафу, и даже у, казалось бы, самого отъявленного злодея можно найти что-то светлое. А вот ханжа демонстративно порицает всякую аморальность, проявляет крайнюю показную нетерпимость к недостаткам других.

Итак, 3 основных черты, которые подскажут, что перед вами ханжа:

  • демонстративность поведения;
  • расхождение слов с делом;
  • нетерпимость к недостаткам других людей.

Психологи предупреждают


Что означает слово «ханжа», мы уже разобрались. Психологи предупреждают, что такие люди стремятся манипулировать другими, являются приспособленцами. Кроме того, такое поведение может свидетельствовать о желании человека скрыть какие-то свои недостатки, грехи из прошлого. Прикрываясь демагогией о моральности и принципах благородства, ханжа на самом деле не доверяет другим и по сути является циником.

Однако психологи предупреждают, что иногда человек с темным прошлым может действительно сожалеть о былых неблаговидных поступках, чувствовать угрызения совести, и тогда его разговоры о нравственности и духовности искренние. Здесь нужно уже ориентироваться на поступки человека.

А есть ли синоним слова «ханжа»? Конечно, есть. Ханжу также можно назвать лицемером, фальшивым человеком, циником, святошей, иудой, фарисеем, двуличным.

Ханжество

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

  • демонстративность поведения;
  • крайности в отрицании аморальности.

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение.

В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой. Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Словоупотребление

Сходные понятия: фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность, двоемыслие.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжа́

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающей промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие». Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Жизнь» Мопассана, «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

Франц не делает различия между серьезной музыкой и музыкой развлекательной. Это различие кажется ему старомодным и ханжеским. Он любит рок и Моцарта в одинаковой степени.

Милан Кундера

В России типы ханжей одними из первых вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестной мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в галланской сыр.

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты»), Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Многие рубаи Омара Хайяма посвящены обличению ханжей.

Ханжа это:

Ханжа

Ха́нжество — показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Аврам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе .

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение .

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Словоупотребление

Понятие происходит от арабского слова «хаджж», то есть мусульманское паломничество в Мекку. .

Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

Человек, склонный к ханжеству называется ханжа . Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет» . В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие» .

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф» Мольера, «Жизнь» Мопассана в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

В России одними из первых типы ханжей вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.

Ханжи появляются в произведениях Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты») и Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»).

Ханжество в интернете

В русской Википедии ханжество не поощряется (см., например: ВП:Содержимое Википедии может вызвать у вас протест). Тем не менее, вопрос о разграничении ханжества и требований морали регулярно возникает при обсуждении таких тем, как сексуальность, наркотики, брань, неблагозвучные названия и т. п. Сетевые тролли могут провоцировать ханжей или обвинять в ханжестве добросовестных участников.

См. также

  • Фарисеи (течение в иудаизме, приверженцы которого изображены ханжами в Евангелии)
  • Лицемерие
  • Двоемыслие
  • Расщепление сознания
  • Вытеснение

Ссылки

  1. http://www.chomsky.info/talks/200202—02.htm
  2. Атеистический словарь, Статья Ханжество (Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.)
  3. («Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера 4-х томах)
  4. Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М., 1989. — С. 204
  5. Пётр, игумен. О лубочном христианстве// Церковный вестник, 2005, №10. — С. 12

Что значит «ханжа» ? Обьясните, пожалуйста, это слово?

Всеволод юргенсон

ханжество
отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающим образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных. Как социальное явление X. превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, а с др. стороны, в негласную полицию нравов, во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь каждого. X. обычно скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение к индивидуальности человека.
PS синонимы слова ханжа — лицемер, фарисей

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ХАНЖА
ХАНЖА об. турецк. пустосвят, -тка, притворно набожный; вообще лицемер, двуличный. || Новг. вят. шатун, потаскун и попрошайка. Ханжить, быть ханжой. || Сиб. клянчить, канючить. Ханжество ср. притворная набожность, пустосвятство, лицемерие. Ханжеские поступки. Не Авраамься, не Исаакся, не Иаковься, не ханжи.

Обьясните мне значение слова ХАНЖА? Вот многих тут так называют…

Ольга

Ханжа — это человек, у которого внешняя добродетельная сторона не соответствует его внутреннему содержанию. Как правило, он всячески демонстрирует свое негативное отношение к поступкам и мнениям других людей, «неправильных» с его точки зрения. При этом в отношении себя действует двойная мораль, которая оправдывает его в аналогичных ситуациях.

Пользователь удален

беззубый старый волк, проповедующий вегетарианство,
не из моральных побуждений, а потому что не способен
никого догнать и загрызть.
Бисмарк говорил, что пацифист, готовый умереть за свои убеждения — это и в самом деле — пацифист. А вот если он не готов за них умереть — это просто трус!
А христианство и ислам построены на ханжестве! Они не грехов боятся, а воздаяний за них.

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Основные характеристики ханжества — демонстративность поведения; несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности; крайности в отрицании аморальности (например: формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и подобные). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Еще одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т.д.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт , который может реализоваться в форме .

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Понятие «ханжество» традиционно возникло в средневековой Европе как определение для людей с особыми свойствами характера, — ложно набожных и псевдо духовных. С течением времени это понятие трансформировалось в реальную жизнь и приобрело более широкое значение.

Ханжество как элемент психологии

Очень часто в обыденной жизни можно услышать нарицательное выражение: — «Да он же ханжа!». Чаще всего оно относится к людям лицемерным и двуличным. На самом же деле, определение ханжества представляет собой несколько иное наполнение и, соответственно, говорит об особенных свойствах поведенческой культуры:

  1. Человек часто говорит о «высоких материях», земных и духовных благах, чрезмерно религиозен. Однако стиль его поведения совершенно не соотносится с его словами и, зачастую, такой индивид не придет на помощь нуждающемуся, обидит более слабого, спишет свою вину на ближнего и так далее ;
  2. Ханжа склонен поучать, приводить в доказательство своих слов всевозможные примеры из жизни своих знакомых или цитировать биографию великих людей: первооткрывателей, артистов, художников, спортсменов и прочих. Это делается с целью навязывания собственной системы ценностей и внушения ложных истин о добросердечии рассказчика, его правильных взглядов на жизнь. Сам ханжа при этом склонен к меркантильности, сознательному обману, подмене и искажении фактов (для собственного оправдания) неуместной похвальбе;
  3. Благородство и бескорыстное участие лица, являющегося ханжей, очень условно. Он отдает только те вещи и совершает только те поступки, которые не приносят ему значительных тягот. Если «нужное» и «важное» затрагивают поле его собственных интересов, ханжа либо не сможет бескорыстно помочь либо (при условии отсутствия выбора) будет бесконечно попрекать «куском хлеба», возвышать себя и свою помощь, ставить единожды обратившегося в неловкое, неудобное и вечно зависимое положение.

Ложь, которая направлена на создание образа «христианина» и «жертвы». Ханжа всегда будет строить из себя «доброго самаритянина», который всех обеспечивает или выдерживает серьезные моральные нагрузки во благо кого-то. Такой человек из мухи раздувает слона и не понимает выражения «временное участие» или «помощь». Тем более, он сделает все от него зависящее, чтобы эта временная помощь стала постоянной и полномасштабной. Мысль о том, что кто-то может без него обойтись и больше не будет повода строить из себя «самого главного и самого бескорыстного» для ханжи просто невыносима.

Отличие ханжества от лицемерия и зазнайства

Главными отличиями ханжества от обычного лицемерия и зазнайства является его узкая направленность. Чаще всего ханжа проявляется стойкое нарушение процессов самосознания и самоопределения только в одной сфере – семейной, социальной, трудовой и так далее. Механизмы лжи, двуличие, красивые слова включаются только в определенные моменты времени и при определенных условиях – например, чтобы скрыть вину за плохой поступок .

Лицемерные люди с завышенной самооценкой ведут себя одинаково при любых обстоятельствах и в любой момент времени.

Ханжество в религии и культуре

Еще в 15 веке Ноам Хомский писал, что «ханжа» — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе. Для определения духовной и религиозной составляющей это определение подходит как нельзя лучше.

Как ведет себя религиозный ханжа?

Он создает видимость истинно верующего, соблюдающего все заповеди и каноны. Однако на самом деле поведение этого человека далеко от норм морали и нравственности.

Исповедь для ханжи мало что значит. Иными словами, он не ощущает своей вины за содеянное, только понимает, что это «плохо» и сообщает об этом. Его главная цель – подольститься к настоятелю, святому отцу, чтобы в любое время приходить к нему плакаться, в каждом рассказе создавая повод для самовосхваления;

Тонкое выставление чужих недостатков. Стремясь прикрыть собственные огрехи и несовершенства в религиозной, социально-культурной жизни ханжа всегда будет искать более слабых людей или тех, кто совершает ошибки. Это делается с целью психологической травли человека, списании своих ошибок на него, резонировании на фоне более несовершенного человека.

Моральное преследование. Ханжа никогда не гнушается показухи, обиды при несогласии с его мнением, предательства, тому подобное. Поэтому до тех пор, пока морально-нравственный облик ханжи не достигнет того состояния, которое ему нужно, он будет идти по головам и применять все методы воздействия .

Абсолютная безграмотность. Зачастую люди со стертыми моральными ориентирами не считают нужным вникать в чужие проблемы или осваивать новые предметы. Им достаточно тех знаний, умений и навыков, которые они уже приобрели в процессе учебы/работы на своем месте. Иные методы и новые знания они жестко игнорируют и пресекают, считая ересью и нарушением общих правил.

Значение слова “ханжа” молодежь понимает иначе, чем оно отражено в толковых словарях. Вкладывая свой собственный смысл в лексические единицы, носители языка постепенно разрушают его целостность. Этого нельзя допускать. Каждое слово должно употребляться только в свойственном ему значении. Узнать его просто: достаточно выйти в интернет прямо со смартфона – и значение слова “ханжа” подскажет Википедия, всегда первая в списке поисковых выдач по запросу, либо электронная версия того же толкового словаря.

Ханжа, значение слова по толковым словарям

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова ханжа есть лицемер, прикрывающийся добродетелью, набожностью. Человек, страдающий ханжеством, постоянно демонстрирует окружающим свою причастность к библейским заповедям. Хотя своими сокровенными мыслями, скрытыми от других, он мог бы привести в восторг сатану.

Словарь В.И. Даля, дополняет ожеговское определение понятием «двуличный». Суммируя, получаем:

Человек, прикрывающийся моральными, религиозными нормами, активно осуждающий их несоблюдение, одновременно сам постоянно их нарушает, не соблюдает. Разделяет взгляды на нормы только внешне, фактически – является абсолютным их противником. Про таких людей говорят: у них двойная мораль, двойные стандарты.

Что означает слово ханжа

Происходит от турецкого «паломник» – «хадж». Мусульманские традиции требуют: каждый правоверный хотя бы однажды должен посетить Мекку. Это священная обязанность каждого мусульманина, прописанная в священных источниках. Человек, не совершивший хаджа, теряет уважение окружающих. По этой причине даже те, кто не особо верил, стремились попасть в Мекку. Люди многократно совершали паломничество, чтобы улучшить к себе отношение единоверцев, а не потому, что всем сердцем тянулись к милости Аллаха. Распространенное явление неискреннего «святоши» было прозвано ханжеством, а сам лицемер – ханжой. На Руси к ханжам относили двуличных людей, староверов.

то же и ханжество

Ханжа — человек, проповедующий моральные, нравственные ценности и правила, критикующий их отсутствие у окружающих, однако сам этих правил не придерживающийся; демонстрирующий показную добродетель, тайно её нарушая; внешне набожный и благочинный, но внутренне цинично порочный, ни во что не верящий; к себе снисходительный, но строгий судья других

«Ханжество» — показное благочестие при внутренней распущенности и аморальности; нетерпимость к чужим недостаткам и полная лояльность к себе любимому

Синонимы слова «ханжа»

  • Лицемер
  • Двоедушный
  • Иудушка
  • Двуликий Янус
  • Притворщик
  • Криводушный

Использование слова «ханжа»

«И Лена, учуяв маленькую слабость матери, в минуты раздражения говорила про неё Дмитриеву: ханжа. А он приходил в ярость. Орал: «Кто ханжа? Моя мать ханжа? » (Ю. Трифонов «Обмен»)
«Он был ханжа. Он думал, что он бессмертен, и не торопился » (Б. Окуджва «Новенький как с иголочки»)
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем » (А. Островский «Гроза»)
«Романтик вы, Урусов, ― сказал Савельев, ― и, как все романтики, самодур и ханжа; а особо романтические натуры, к вам это не относится, еще и выжиги » (Н. Галкина «Вилла Рено»)
«Он не ханжа и все понимает, живет на земле, а не в облаках и, кстати, не только глава коллектива, он еще и глава семейства » (Л. Зорин «Юпитер»)

Применение понятия «ханжество»

«Такое ханжество, ограниченность, мелочность, что просто не хочется смотреть на себя — незаметно ты становишься таким же » (В. Чивилихин ««Моя мечта ― стать писателем», из дневников 1941-1974гг.»)
«По сути дела, нам надо было сочинить и создать темпераментное, увлекательное концертное представление, где тупость, ханжество и официальность Огурцова звучали бы резким диссонансом » (Э. Рязанов «Подведенные итоги»)
«В-четвёртых, проникающие во все поры общества лицемерие, ханжество, суесловие » (А. Бовин «Пять лет среди евреев и мидовцев»)

Соблазнительная самоправедность — охотники за мудростью

Мысли из ежедневного чтения Библии на сегодня — 1 ноября 2019 года

Тем, кто был уверен в своей праведности и смотрел свысока на всех остальных, Иисус рассказал эту притчу. Луки 18:9

Самодовольство безобразно. Это уродливо для Бога и уродливо для других. Самодовольство — слепое пятно наихудшего вида, поскольку оно побуждает избегать. На него обижаются все, кроме того, кто источает его неприятный запах. Воздух отторжения ждет, чтобы его впрыснули в жертву. Их цель – поразить комфортных. Они ищут тех, кто чувствует себя комфортно во грехе, как это определено их самодовольными стандартами. Они напрягаются, чтобы применить свои мелкие предпочтения ко всем остальным. Это действительно грустно и немного жалко, но многие из нас сами прошли этот суровый и критический путь. К большому нашему смущению, мы были виновниками едких и несправедливых суждений о других.

Разговоры неизбежно переходят в тон «мы» против «их». Это скользкий и соблазнительный путь, который затягивает человека в тошнотворный цикл превосходства. Это становится соревнованием между тем, кто «самый духовный». Его можно измерить по тону голоса. Смысл в том, что самый духовный голос должен быть самым праведным. Что еще более «духовно», так это акцентировать духовный тон голоса церковными словами и фразами, которые могут интерпретировать только посвященные. Религиозная деятельность превращается в парад людей, алчущих и жаждущих похвал других. Угождение и подлизывание к людям заменяют страсть к Богу. Это печальное положение дел, когда самодовольные становятся авторитетами.

Искренние христиане приходят в замешательство, а нехристиане отталкиваются. Сердце Иисуса раздражают самоправедные. Это неприемлемо для Него и не должно быть для нас. Гордость является движущей силой самодовольства. Он забирает такую ​​хорошую дисциплину, как молитва, и превращает ее в своего рода интермедию. По иронии судьбы, то, что Бог задумал как добро, превратилось во зло. Самодовольный человек, который молится, привлекает внимание к себе, а не к Богу. Бог должен содрогаться, когда Он становится свидетелем слабой попытки самоправедной молитвы. Оно сходит с уст самодовольных и падает на землю, так и не дойдя до Христа для Его рассмотрения. Гордость тянет молитву обратно на землю. Гордая молитва неэффективна и неприемлема для Бога.

Может ли гордость поглотить молящегося человека? К сожалению, вполне может. Вот почему Богу необходимо регулярно искоренять гордость в нашей жизни. Гордость никогда не уходит. Гордость жаждет Божьей работы. Гордость не удовлетворяется ролью смиренного, покорного и послушного последователя Христа. Гордость унижает других, чтобы создать собственное эго. Смирение, напротив, быстро созидает других и соединяет их с Богом. Смиренные быстро исповедуют свои грехи и недостатки.

Есть осознание и понимание своих слепых зон; так что избегайте самодовольства, как чумы. Искорените грех в своей жизни и наблюдайте, как через вас сияет праведность Христа. Смирение — лекарство от самодовольства. Смирение возносит молитвы к небу и привлекает слух Божий; так что разговаривайте с Господом от имени людей, а не о людях. Он изливает Свою благодать на смиренных. Его благодать очищает самодовольство; поэтому молитвы услышаны и услышаны во имя Христа.

Библия говорит: «Если народ Мой, именуемый Моим именем, смирится и помолится, и взыщет лица Моего, и обратится от злых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их (2 Паралипоменон 7:14).

Молитва

Небесный Отец, помоги мне никогда не забывать, что я ничем не лучше неверующего, но, возможно, мне стало лучше благодаря Иисусу, во имя Его я молюсь, аминь.


Заявление

Какое снисходительное отношение мне нужно, чтобы покаяться и попросить друга привлечь меня к ответственности за изменение по милости Божьей.


Похожие чтения

Даниил 9:5-6; Матфея 5:20; 2 Тимофею 1:9; Титу 3:5

Сегодняшнее чтение взято из самой популярной книги Бойда: «Ежедневно ищу сердце Божье», посвящение на 365 дней.


Опубликовать сегодня

Самодовольный человек — это тот, чьи молитвы привлекают внимание к себе, а не к Богу. #wisdomhunters #selfrighteousness #Jesus


Ресурс поклонения

3-минутное видео – Элли Холкомб:


Пожертвовать

Если вы благословлены этими ежедневными молитвами, пожалуйста, с молитвой рассмотрите вопрос о пожертвовании в поддержку ресурсов Wisdom Hunters. Мы доверяем Господу в Его обеспечении.

Узнайте, как помочь.


Загрузите наше приложение!

       


Томас Соуэлл | Речь «Нравственность против святости»

МОРАЛЬ ПРОТИВ. САНКТИМОНИОННОСТЬ
Томаса Соуэлла

    В нашем обществе используется так много заменителей — заменителей яиц, заменителей дерева, заменителей бриллиантов, — что, пожалуй, не стоит слишком удивляться, обнаружив заменители и морали. Одним из самых распространенных заменителей морали, особенно среди интеллигенции, является ханжество.
    Как отличить нравственность от ханжества? Во-первых, нравственность тяжела, а ханжество легко. Всякий, кто поддался искушению, а затем долгое время чувствовал глубокий стыд, знает, насколько суровой может быть мораль.
    Святиться легко. Есть редакционные писатели, которые ханжествуют каждый день недели без каких-либо видимых признаков усталости. С их точки зрения, те, кто не согласен с ними, не просто ошибаются, но и грешат. Мораль означает быть строгим к себе. Ханжественность означает быть легким к себе и строгим к другим.
    Существуют организации, сами названия которых провозглашают самовосхваление ханжей, радость от того, что они не уступают тем, кто придерживается иного мнения. Например, существует экологическая организация, называющая себя «Друзья Земли», как будто люди, не согласные с ее мнением, являются врагами Земли. Есть еще одна организация, именующая себя «Союзом неравнодушных ученых», как будто другие ученые с другим мнением черствы и бесчувственны. Есть группы, которые выступают за разоружение и называют себя движением «Мир», как будто те, кто выступает за политику сдерживания, просто не заботятся об опасностях и ужасах войны.
    Давным-давно Гамлет сказал: «Не возлагай на свою душу этого льстивого помазания». Но возложение льстивых помазаний на душу стало образом жизни. Вокруг него выросла целая индустрия со всевозможными движениями, символикой, митингами и наклейками на бампер.
    Нравственность не так уж и интересна. Любой, кто оглядывается на свою жизнь и честно смотрит в лицо своим ошибкам и недостаткам, скорее всего, найдет этот опыт унизительным, если не унизительным. По крайней мере, такое трезвое путешествие по закоулкам памяти может навести на мысль о том, что люди в целом — и он в частности — имеют серьезные ограничения, о которых следует помнить, вынося моральные суждения или защищая социальную политику.
    Учитывая наши ограничения, что мы можем сделать, чтобы сделать этот мир лучше, и что мы не можем сделать? Одна вещь, которую мы можем сделать, это попытаться улучшить правила — например, в законе и в школах, — и убедиться, что все играют по этим правилам . Чего мы не можем сделать, то есть того, что не в наших интеллектуальных или моральных силах, так это решить прямо, кто заслуживает победы или поражения, кто заслуживает большего дохода, а кто меньше, какие группы должны быть «представлены», где и в каких пропорциях. .
    Мы можем судить о том, кто добился результатов, в соответствии с установленными правилами и критериями, но мы не можем определить, кто из наших собратьев имеет больше личных заслуг. Школы слишком часто забывали об этом ограничении и оценивали учеников не по качеству их работы, а по тому, насколько они работали в соответствии со своими способностями, как представляли себе учителя свои способности. Маленький Билли может набрать 90 % на контрольной по математике, а маленький Джонни — 50 %, но оба могут получить одинаковую оценку, если учитель вообразит, что обе оценки отражают их реальные способности. Но попытка вознаградить их за личные усилия, а не за фактические результаты, означала полное отсутствие стандартов, способствовавшее упадку американского образования — и все это в результате попыток сделать то, что было выше сил любого человека.
    Философ Паскаль сказал, что мораль включает в себя обязанность ясно мыслить. Ясное мышление, в свою очередь, включает в себя не путать усилия с результатами. Если я буду петь так же долго и так же добросовестно, как Паваротти, у меня будет столько же достоинств, сколько у Паваротти, но я все равно не буду петь так хорошо, как Паваротти. О чем другие люди могут судить, в данном случае слишком легко, так это о том, кто лучше поет. Это все, что они должны попытаться судить. Ни мои личные усилия, ни его усилия им неизвестны.
    Точно так же у нас могут быть правила и критерии, одинаково применимые к мужчинам и женщинам. Чего мы не можем сделать, так это определить, имеет ли женщина-секретарь «сопоставимую ценность» с мужчиной-водителем грузовика. Однако тот факт, что это невозможно, не мешает людям пытаться это сделать или говорить, что они уже это сделали. В одном случае в Англии было торжественно объявлено, что женщина, работавшая поваром на верфи в Ливерпуле, имеет «сопоставимую ценность» с мужчиной, который был плотником на буровой платформе в Северном море. Тот факт, что работодатель не платил ей столько же, был достаточным, чтобы вызвать ханжеское осуждение. Но этого было недостаточно для информированного морального суждения.
    Решения «сопоставимой ценности» звучат хорошо, пока вы не получите одинаковые решения, принятые разными «экспертами». Теперь, когда во многих местах прижился идеал «сопоставимой ценности», существуют разные группы «экспертов», определяющих относительную ценность библиотекарей и химиков, медсестер и экспедиторов. В некоторых штатах библиотекари считаются более ценными, чем химики. В других штатах химики считаются более ценными. Другие вакансии также прыгают вверх и вниз в рейтингах. Всякий раз, когда за преимущественно женскую профессию платят меньше, это становится основанием для ханжеских заявлений о дискриминации по признаку пола. Но это не дает основания для морального утверждения, потому что мораль подразумевает обязанность заниматься ясным мышлением.
    Много внимания уделяется тому «факту», что средняя женщина получает годовую зарплату лишь в пятьдесят девять процентов от зарплаты среднего мужчины. Эти средние значения сравнивают яблоки с апельсинами. Гораздо больше женщин работают только неполный рабочий день. Гораздо больше женщин прерывают свою карьеру, чтобы иметь детей и растить их. Но если сравнить женщин, которые работали полный рабочий день и непрерывно, начиная со средней школы и до тридцатилетнего возраста, эти женщины зарабатывали на 90 094 больше, чем мужчины того же профиля.
    Иногда мы можем вынести моральное суждение о поведении, не имея возможности вынести моральное суждение о личных достоинствах. Могу сказать, что напиться до дна — это не моральное поведение. Но так получилось, что мой организм имеет низкую толерантность к алкоголю. Мне нужно меньше алкоголя, чтобы заболеть, чем чтобы опьянеть. Природа сделала для меня почти невозможным стать алкоголиком без какой-либо моральной добродетели с моей стороны. Так что, когда я прохожу мимо пьяного, лежащего в канаве, у меня нет оснований для ханжества. Откуда мне знать, что, если бы терпимость моего тела к алкоголю была выше, я мог бы лежать там в канаве, а он мог бы проходить мимо меня своим ходом?
    С моральной точки зрения напиваться до дна все равно неправильно, кто бы это ни делал. Но это одна из многих областей, в которых те, кто ведет себя лучше, могут делать это благодаря удачным обстоятельствам, которые они не создавали. Они могут быть правы, говоря: «Вот, но ради благодати Божией иду я». То, что они не оправданы, так это изменение правил в пользу тех, чье поведение представляет угрозу для них самих и общества. Правильно пытаться помочь другим подняться до более высокого стандарта, но неправильно снижать стандарт до того уровня, на котором они находятся.
    Мораль во многих отношениях должна признавать собственные ограничения, а ханжество — нет. Мораль, которая пытается придерживаться предостережения Паскаля мыслить ясно, не может просто осуждать все статистические различия, будь то между мужчинами и женщинами, или между социальными классами, расовыми и этническими группами, или между нациями. Мы должны более внимательно изучить, как возникли эти различия и что они собой представляют. В некоторых случаях они представляют собой историческую несправедливость. В других случаях они ничего подобного не представляют.
    Большая часть политического ханжества этой эпохи вращается вокруг статистических данных о распределении доходов. Проблема не в статистике, а в том, что наше воображение вчитывает в статистику. Когда мы смотрим на данные о доходах верхних двадцати процентов и нижних двадцати процентов, мы, вероятно, воображаем, что смотрим на «богатых» и «бедных». Но большинство из тех, кто находится в верхних двадцати процентах распределения доходов, далеко не богаты, а многие из тех, кто находится в нижних двадцати процентах, не бедны.
    Большая часть статистических данных о распределении доходов подобна высокоскоростной фотографии, которая фиксирует все таким, каким оно было в данную долю секунды, которое может быть, а может и не быть таким, каким оно было через мгновение, и вряд ли будет таким, каким оно было через час. . Например, я предполагаю, что многие из присутствующих здесь сегодня студентов будут получать в следующем году годовой доход в два раза выше, чем в этом, просто потому, что они будут работать полный рабочий день только шесть месяцев в этом году и двенадцать месяцев в следующем году.
    Даже когда молодой человек в возрасте двадцати лет работает полный рабочий день, он вряд ли будет получать такой же высокий доход, как его отец в сорок лет, после долгих лет опыта и стажа работы. Является ли это несправедливостью, для исправления которой требуется государственная программа, тем более, что большинству людей в возрасте от 20 до 40 лет, независимо от того, будут ли они приниматься за государственные программы? Можем ли мы назвать интерна бедным, а врача богатым, если интерн — это всего лишь этап на пути к тому, чтобы стать врачом?
    Когда мы смотрим на статистику доходов, мы не знаем, застряли ли настоящие люди в этих скобках навсегда или просто проходят мимо. В исследовании, проведенном в Мичиганском университете, в течение нескольких лет наблюдались одни и те же люди, чтобы выяснить, куда ушли их доходы. Большинство из этих людей не оставались в одной и той же группе на протяжении восьми лет. Половина людей из нижних двадцати процентов — тех, кого мы считаем «бедными», — не попали в эту группу в следующем году. Три процента тех, кто попал в нижнюю сетку в один год, фактически оказались в верхней сетке в следующем году. (Хотел бы я знать, как они это сделали.)
    Сколько из тех, кто попал в нижние двадцать процентов, остались в нижних двадцати процентах в течение десятилетия? Всего три процента. Несомненно, в этой группе много действительно несчастных людей. Но они не имеют ничего общего с огромным числом «бедных», о которых мы слышим в средствах массовой информации или в так называемых «социальных науках». Многое из того, что называют «общественными науками», точнее было бы назвать лжесвидетельством.
    Около десяти лет назад в Калифорнии женщина, которая после развода с трудом воспитывала детей, жаловалась на финансовые проблемы. Когда я сказал ей, что она входит в число десяти процентов самых богатых людей в Соединенных Штатах, она посмотрела на меня как на сумасшедшего. Но сам факт того, что она выплатила большую часть ипотеки за свой дом за эти годы, означал, что ее собственный капитал по статистике ставит ее на первое место в рейтинге «богатства». Все это не имело для нее никакой практической пользы в супермаркете или торговом центре, какой бы «богатой» она ни была на бумаге.
    Когда ханжеские критики осуждают концентрацию богатства в относительно небольшом количестве рук, они упускают из виду тот факт, что эти руки обычно пожилые. Значительная часть этого богатства — домовладение. Его концентрация в руках пожилых людей отражает тот простой факт, что после десятилетий выплат по ипотеке вы, наконец, начинаете накапливать капитал в своем доме. Люди, которые откладывали немного от своей зарплаты, также, наконец, получают небольшие сбережения. Большая часть богатства тех, кто находится в верхней части списка, будет унаследована их детьми, которые в настоящее время находятся в нижней части списка.
    Есть, конечно, и по-настоящему богатые люди, как и по-настоящему бедные. Просто ни одна из групп не соответствует очень близко тем, кто находится в высоких и низких статистических скобках. Если мы хотим быть нравственными, мы должны это учитывать. если мы довольствуемся ханжеством, нам это не нужно.
    Легкость, с которой средства массовой информации и академические интеллектуалы приравнивают статистические различия к моральному неравенству, несовместима с историей многих групп во многих странах мира. Часто те, кто сегодня входит в число самых зажиточных групп в стране, начинали свою жизнь там среди самых бедных. Эта закономерность была обнаружена не только среди таких групп, как японцы и восточноевропейские евреи, иммигрировавшие в Соединенные Штаты, но также и среди китайцев, иммигрировавших в Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины и регион Индокитая. а также в такие страны Западного полушария, как Чили, Куба, Ямайка и США. Аналогичные закономерности были обнаружены и среди эмигрантов из Италии, Индии и Ливана, когда они осели в других странах.
    Еще в колониальную эпоху, когда Британия правила Малайей, британцам было очень трудно заставить коренных малайцев работать на них. У малайцев было достаточно плодородной земли, достаточно осадков и тропического солнца, чтобы они могли выращивать в изобилии пищу без чрезмерных усилий. Почему они должны отказаться от этого, чтобы жить регламентированной жизнью, работая на каучуковых плантациях или подвергать себя тяжелой и опасной работе на оловянных рудниках? По большому счету, они не будут. Однако бедняки Индии и Китая жили гораздо тяжелее, часто в тени голода. Огромное количество индийцев и китайцев приехало в Малайю, чтобы устроиться на работу, от которой отказались малайцы.
    На протяжении многих лет трудолюбивые и бережливые индийцы и китайцы использовали свои скудные сбережения, чтобы выйти за рамки своей первоначальной роли рабочих и открыть малый бизнес. К середине двадцатого века они экономически обогнали малайцев, при этом средний китаец зарабатывал примерно вдвое больше, чем средний малайец. Теперь экономист из Гарварда отправился в Малайзию, чтобы дать совет, как «исправить» это «неравенство».
    Во многих других странах, особенно в тропиках, коренные жители, располагающие достаточными средствами для пропитания, отвергли низкооплачиваемую работу, предлагаемую европейскими или американскими компаниями, работу, за которую охотно ухватились иностранные группы, которые использовали ее как ступеньку к более благополучной жизни для себя. Коренные жители почти всегда вызывали зависть и ненависть к этим иностранцам, будь то в Африке или на Фиджи. Почти всегда западные интеллектуалы ханжески критиковали первоначально бедных иностранцев как привилегированных эксплуататоров.
    Здесь, в Соединенных Штатах, как и в других странах, одной из главных целей интеллектуалов является «жадность». Хотя в жадности нет ничего милого, среди многочисленных грехов рода человеческого есть много других, которые имеют худшие последствия. Часто те, кто наиболее ханжески настроены в своих нападках на жадность, больше всего стремятся побудить молодежь к политической жизни или, как это называется, к «государственной службе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *