Характер и личность в психологии: Характер и личность

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг1. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью»2.
‘См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий — М., 1982.
2Там же. — С. 200.

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидно-стью, психастеничностью.
Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Определение характера.
1. Понятие о характере.
2. Характер как совокупность устойчивых черт личности.
3. Характер и темперамент.
4. Инструменталъность черт характера человека.
5. Структура характера.
Т е м а 2. Типология характеров.
1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.
3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).
4. Типология социальных характеров по Э.Фромму.
Т е м а 3. Формирование характера.
1. Истоки характера человека.

2. Механизм формирования характера.
3. Сензитивный период для развития и укрепления характера.
4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.
5. Проблема перевоспитания характера человека.
Т е м а 4. Личность и характер человека.
1. Место характера в общей структуре личности.
2. Черты характера и другие личностные свойства человека.
3. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.
4. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Темы для рефератов
1. Определение характера человека.
2. Типология характеров.
3. Формирование характера.
4. Место характера в общей структуре личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
2. Аргументы за и против существования типов характера.
3. Социально-нравственные типы характера.
4. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
ЛИТЕРАТУРА
I
Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Определение характера: 18 — 26. Воля как компонент характера: 42—54. Харак-

тер и темперамент: 57—68. Характер и способности: 69—86. Структура характера: 117—127. Формирование характера: 332—377.)
Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Характер: 3—26.)
Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235. )
Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Понятие о характере: 3—14. Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36. Устойчивые психологические состояния как черты характера: 37—61. Структура, типология и классификация характеров: 62—80.)

II
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. 2. — М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52—103. Развитие воли и характера: 82—103.)
Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)
Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Типы характеров: 7—33.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Характер: 257—280.)
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6—10.)
Общая психология. — М., 1986. (Характер: 419—438.)
III
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей.
— М.,

Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Отношения лиц с разными характерами: 41—59.)
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Характер человека: 35—65.)
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. — Тбилиси,

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Характер человека в психологии

Связь характера с темпераментом и личностью человека

Грань между темпераментом и характером в психологии достаточно условна. На формирование характера влияет воспитание и взаимодействие социальных и биологических факторов. В ходе формирования личности мы видим создание не абстрактного индивида, а человека, имеющего неповторимый генный набор, который определяет помимо биологических особенностей (пол, цвет глаз, строение тела и др.

), еще и темперамент. Характер человека психология определяет как синтез воспитания и генного набора личности.

Во время формирования, развития и функционирования характер человека, темперамент идут бок о бок друг с другом, при этом не совпадая. Также характер имеет близкие связи с личностью человека, хотя это совершенно разные понятия. При анализе личности и характера одного человека, могут выдвигаться оценки, противоположные друг другу. Талантливые творческие люди в большинстве случаев имеют сложный характер, и во время анализа их личности, недостатки характера не будут играть никакого значения.

Характер человека проявляется не только в его способностях что-либо делать, но и в способах его действий. Он влияет не на содержание, а на стиль совершаемых действий. Характер предстает стержнем психических свойств человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия и поступки, которые, в свою очередь, определяют типичные методы реакции личности на жизненные ситуации.

Замечание 1

Характер человека составляют исключительно наиболее выраженные и устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, которые свойственны для определенного человека и которые систематически проявляются во время его действий и поступков.

Особенности характера человека

Определение 1

Характер – это синтез устойчивых и важных форм индивидуальных качеств человека, в которых отражается все многообразие его отношение к себе, людям и труду.

Характер – подчиненная подструктура личности. Взрослый зрелый человек может хорошо владеть своим характером, а также в его силах контроль его проявлений. Психологически незрелые люди склонны к порывам поведения, которые указывают на отсутствие контроля над своим характером. На формирование характера влияет не только воспитание, но и самовоспитание. В силах любой разумной личности скорректировать негативные проявления своего характера.

По М. Е. Литваку, характер является социогеном индивидуума. Так биоген определяет физический облик, а социоген формирует социальный облик и судьбу.

Как личность относится к себе (Я), к родным и близким людям (Вы), к обществу в целом (Они), к труду, все это является личностным комплексом. Все перечисленные отношения являются позициями и кодируются знаками (+) благополучие и (-) неблагополучие.

Рассмотрим как М. Е. Литвак рассматривает социоген личности.

+

Отношение к себе или позиция «Я+» определяется тем, что личность считает себя благополучным человеком: добившись успеха в чем-либо, он отдает дань собственным усилиям, а при возникновении негативных ситуаций он не опускает руки и пробует заново.

Оценивая себя в позиции (Я-), человек оценивает себя как не приспособленную, неблагополучную личность и, соответственно, совершает неуверенные поступки. Успех оценивается как случайный, неудача – закономерна. Не предпринимает активные попытки, для того чтобы из неудачной сферы. Подчиняется жизненным обстоятельствам.

В отношениях с близкими людьми в позиции (Вы+) личность апеллирует к их положительным свойствам. Они являются для него благополучными людьми. Такой человек дружелюбен, испытывает привязанность, готов помириться во время конфликта, готов к разумным уступкам, чтобы сохранить хорошие связи. Видит недостатки близких людей, готов принять других людей с недостатками.

Позиция (Вы-) определяет настрой человека на конфликты с родными. В такой ситуации близкие люди – неблагополучные. У личности есть желание их перевоспитать. Часто делает ироничные замечания, есть сарказм, придирчивость. Совместная жизнь с такими людьми возможна только при постоянных уступках. В большинстве случаев это руководители, которые не доверяют подчиненным и которые стремятся выполнять все ответственные действия самостоятельно.

Позиция (Они+) подразумевает расположенность к новым контактам. Личность обращает внимание на достоинства новых людей. Такие люди дружелюбны. Для них нет сложностей при вступлении в деловые отношения.

При позиции «Они-« личность застенчива и максимально избегает новые контакты. Такие люди обращают внимание на недостатки характера и поступки новых знакомых.

Позиция «Труд+» уделяет большое внимание процессу труда или учебы. Любая деятельность кажется личности интересной. Существует большое желание внести свой вклад, приобрести новые навыки. Такие люди склонны к самосовершенствованию и развитию своих способностей.

Позиция «Труд-» концентрируется на конкретных результатах труда. В такой ситуации личность постоянно ищет более выгодную работу, ожидает «настоящую» жизнь после достижения результатов. Такие люди не видят интереса в процессе труда.

Таблица 1. Социоген личности (по М. Е. Литваку)

Вывод

На основе этого можно сделать вывод, что благополучная личность – это та, которая имеет показатель «+» во всех позициях. Это человек, который сформировал положительное отношение в себе, обществу и труду. Такие люди адекватно оценивают как свои положительные, так и отрицательные свойства. Общение с другими людьми проходит продуктивно, а работа приносит радость. Во время жизненных неудач и кризисов люди такого формата спокойны и стойки. Они ищут ошибки в своих действиях и постоянно самосовершенствуются. Для таких людей свойственно обращение к миру и людям, нет желания изменить согласно своим требованиям. Жизнь для людей, сформировавших к себе, обществу и труду положительное отношение, воспринимается такой, какая она есть.

Хотя бы один минус гипертрофирует позитивные показатели других позиций.

Пример 1

К примеру, во время негативного отношения в людям изменяется положительное отношение к себе. В таких ситуациях появляются минусы и по другим позициям, что в свою очередь, приведет к тому, что человек не реализуется как личность.

Процесс восстановления положительного отношения ко всем показателям требует основательного изменения своего характера. И тут отправной точкой будет трудовая деятельность. Во время положительной работы личность приходит во взаимодействие с другими людьми, что способствует повышению самооценки, изменению отношения к себе и обществу.

Существует 64 варианта стабильных характеров, которые получаются при различных сочетаниях позиций со знаками «+» и «-».

Замечание 2

Изучить проявления характера можно и в отношениях с другими явлениями мира. Сочетание черт характера определенной личности дает возможность определить ее к определенному типу.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Разница между характером и личностью

Основное различие — характер и личность

Основное различие между характером и личностью заключается в том, что характер относится к определенным чертам или качествам человека, а личность относится к набору способностей, поведения, убеждений, идеологий , отношения и т. д.

Наблюдение за чьей-либо личностью помогает нам получить общее представление о характере этого человека. Следовательно, эти два атрибута человека взаимосвязаны друг с другом. Однако люди отличаются друг от друга, что делает каждого из них уникальной индивидуальностью.

Ключевые области охвата

1. Что такое характер 
     – Определение, характеристики, значение
2. Что такое личность
90 018      – Определение, характеристики, значение
3. В чем разница между символами и Личность
    – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Характер, мораль, личность

Что такое характер

Основное определение характера можно назвать качествами личности . У человека могут быть как хорошие, так и плохие качества, и в зависимости от этих качеств мы можем судить о характере конкретного человека. Человек становится заметным в обществе благодаря своему характеру. Характер развивается с момента рождения человека, и он развивается дальше в зависимости от социальных ассоциаций, с которыми он сталкивается. Характер приносит репутацию человеку. общество , в котором он/она живет , оказывает большое влияние на формирование его/ее характера . Однако характер человека не может быть легко идентифицирован , поскольку черты характера обычно не проявляются в человеке, кроме как в определенных ситуациях. Поэтому довольно сложно за короткое время вывести настоящий характер человека, и нужно какое-то время понаблюдать за человеком, чтобы понять его характер.

Когда дело доходит до других определений персонажа, роль в пьесе, романе или стихотворении также известна как персонаж. В драме или романе есть разные типы персонажей, они часто отличаются своими моральными качествами, такими как злые персонажи — часто злодеи и т. д., и хорошие персонажи — часто герой, героиня и т. д. Кроме того, символы в системе письма могут также быть определены как символы.

Что такое личность

Личность — это демонстрация физических, эмоциональных, умственных и социальных характеристик человека . По словам психолога Фундера (2001), «личность относится к характерным моделям мышления, эмоций и поведения людей, а также к психологическим механизмам — скрытым или нет — за этими моделями». Следовательно, личность — это совокупность всех качеств, мнений, взглядов и принципов этого человека; все, что составляет черты его характера.

В отличие от характера, который нелегко увидеть, личность легко наблюдать и понять . Поведение человека формируется в соответствии с его личностными качествами. Люди ведут себя по-разному в разных случаях из-за различий в характере. Личность не является врожденной чертой, а развивается в результате социальных контактов. Так много психологов и исследователей проводят исследования развития личности людей, и также существует так много методов, которым человек может следовать, чтобы улучшить свои личностные качества. Можно сказать, что лучший период для развития хороших личностных качеств — это детство. Это стадия развития человека, и в детстве легко приобрести хорошие личностные качества.

Люди бывают разных типов: интровертная личность, экстравертная личность, эмоциональная личность, веселая личность и рациональная личность. Существуют различные тесты, которые также определяют эти типы личности. Однако основные качества и другие характерные элементы человека выступают в качестве приоритетных при формировании личности этого человека.

Разница между характером и личностью

Определение

Характер относится к чьим-либо моральным атрибутам или качествам, тогда как личность относится к набору когнитивных способностей, поведения, убеждений, идеологий, взглядов и т. д.

Идентификация

Чтобы идентифицировать своего персонажа, мы должны какое-то время наблюдать за ним/ней. Очень сложно измерить характер человека, просто взглянув на его/ее поведение. Однако легко определить черты личности человека, наблюдая за его физическим поведением. Это больше всего связано с поведением и социальными навыками.

Характеристики

Характер особенно относится к моральному и этическому поведению человека, в то время как личность особенно относится к внешнему поведению и впечатлению, производимому на других. Это еще одно различие между личностью и характером.

Значение

Поскольку характер определяет моральные качества человека, он играет важную роль в общих моделях его поведения. Точно так же личность в целом важна для определения типа человека, которым он / она является.

Заключение

Люди разнообразны и непохожи друг на друга. Это делает их всех уникальными личностями. Точно так же каждый из них имеет уникальные личности и характеры. Хотя личность и характер являются взаимосвязанными понятиями, между ними есть разница. Разница между личностью и характером заключается в том, что характер относится к определенным моральным чертам человека, тогда как личность относится к набору когнитивных способностей, поведения, убеждений, идеологий, взглядов и т. д.

Изображение предоставлено:

Pixabay

Характер и личность | Hogan Assessments

Около 10 лет назад академические исследователи заново открыли личность и ее связь с производительностью труда. Совсем недавно, после событий, символом которых стал крах Enron и MCI, деловое сообщество, похоже, заново открыло для себя важность характера как определяющего фактора эффективности работы, особенно на руководящих должностях. Они представляют собой разные взгляды в популярной литературе, потому что личность и характер обычно рассматриваются отдельно. Тем не менее понятия «характер» и «личность» тесно связаны; например, Аристотель определял характер в терминах диспозиции, которые являются синонимами современного понятия личности. Более того, первый академический журнал, посвященный исследованиям личности, учреждённый в 1932, назывался «Характер и личность». Гордон Олпорт, один из основоположников психологии личности в США, заметил в своей влиятельной книге 1937 года, что «характер — это оценка личности, личность — это обесценивание характера».

Психология личности всегда находилась вне основного направления академической психологии, потому что она прямо предполагает, что ценности являются неотъемлемой частью социальной жизни, а характер является частью личности. Ли Дж. Кронбах, великий арбитр психологической моды в течение 50 лет, осуждал личность и оценку личности в свои 19 лет.60 учебника, потому что некоторые концепции (например, целостность) «нагружены ценностью». Как и все хорошие бихевиористы, Кронбах хотел, чтобы психология была похожа на физические науки — свободной от ценностей. Бедняга Кронбах никогда не понимал, что физические науки, как и науки о человеке, пронизаны ценностными соображениями. Ценности касаются предпочтений, они касаются правил, которые люди используют, чтобы делать выбор в неоднозначных обстоятельствах. Тихо Браге, учитель Коперника, был религиозным фанатиком, считавшим, что солнце — это Бог и, следовательно, принадлежит к центру вселенной. Его произвольная система ценностей заставила Коперника продемонстрировать, что наша вселенная вращается вокруг солнца.

Символ — это термин, обобщающий набор значений. Ценности необходимы для навигации в социальной жизни. Вопрос только в том, как обосновать свои ценности. Большинство людей оправдывают свои ценности, апеллируя к авторитету — законному или религиозному. Создатели Конституции США обосновывали свой ценностный выбор с точки зрения благосостояния общества, прагматичное решение, которое также влияет на наше мышление.

Самым фундаментальным требованием для функционирующего общества является порядок — система, в которой люди соблюдают установленные правила и обычаи группы. Однако в любой функционирующей группе неизбежно появляются мошенники, которые используют тех, кто более уступчив, — это важный принцип эволюционной теории: мошенники неизбежно появляются. Мошенники угрожают целостности своих групп с разной степенью серьезности. Люди с хорошим характером, честные люди, люди, поддерживающие правила и обычаи своей группы, составляют основу жизнеспособного сообщества.

Психоанализ утверждает, что основы характера закладываются примерно к пяти годам. А, как заметил Фрейд, характер — это судьба. В частности, примерно к пяти годам базовая самооценка ребенка — вина и неуверенность в себе против уверенности в себе и оптимизма — в значительной степени устанавливается. Кроме того, примерно к пяти годам ориентация ребенка на правила и авторитет — бунт и неповиновение против легкого подчинения — в значительной степени устанавливается. Показатели самооценки и отношения к власти сильно влияют на производительность труда во взрослом возрасте. Что еще более важно для обсуждения характера, низкие баллы по этим показателям в значительной степени предсказывают делинквентное поведение во взрослой жизни. Низкая самооценка и неповиновение правилам и авторитетам также предсказывают некоторые преступления белых воротничков. Однако беловоротничковую преступность лучше предсказать, если добавить ценности, особенно меры эгоизма и жадности.

Наконец, чтобы положить конец этой абстрактной дискуссии, исследователи из Хогана более 30 лет изучают преступность и правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *