ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.
‘См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий — М., 1982.
2Там же. — С. 200.
Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидно-стью, психастеничностью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Определение характера.
1. Понятие о характере.
2. Характер как совокупность устойчивых черт личности.
3. Характер и темперамент.
4. Инструменталъность черт характера человека.
5. Структура характера.
Т е м а 2. Типология характеров.
1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.
3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).
4. Типология социальных характеров по Э.Фромму.
Т е м а 3. Формирование характера.
1. Истоки характера человека.
3. Сензитивный период для развития и укрепления характера.
4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.
5. Проблема перевоспитания характера человека.
Т е м а 4. Личность и характер человека.
1. Место характера в общей структуре личности.
2. Черты характера и другие личностные свойства человека.
3. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.
4. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Темы для рефератов
1. Определение характера человека.
2. Типология характеров.
3. Формирование характера.
4. Место характера в общей структуре личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
2. Аргументы за и против существования типов характера.
3. Социально-нравственные типы характера.
4. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
ЛИТЕРАТУРА
I
Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Определение характера: 18 — 26. Воля как компонент характера: 42—54. Харак-
тер и темперамент: 57—68. Характер и способности: 69—86. Структура характера: 117—127. Формирование характера: 332—377.)
Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Характер: 3—26.)
Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235. )
Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Понятие о характере: 3—14. Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36. Устойчивые психологические состояния как черты характера: 37—61. Структура, типология и классификация характеров: 62—80.)
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. 2. — М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52—103. Развитие воли и характера: 82—103.)
Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)
Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Типы характеров: 7—33.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Характер: 257—280.)
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6—10.)
Общая психология. — М., 1986. (Характер: 419—438.)
III
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. — М.,
Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Отношения лиц с разными характерами: 41—59.)
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Характер человека: 35—65.)
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. — Тбилиси,
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Характер человека в психологии
Связь характера с темпераментом и личностью человека
Грань между темпераментом и характером в психологии достаточно условна. На формирование характера влияет воспитание и взаимодействие социальных и биологических факторов. В ходе формирования личности мы видим создание не абстрактного индивида, а человека, имеющего неповторимый генный набор, который определяет помимо биологических особенностей (пол, цвет глаз, строение тела и др.
Во время формирования, развития и функционирования характер человека, темперамент идут бок о бок друг с другом, при этом не совпадая. Также характер имеет близкие связи с личностью человека, хотя это совершенно разные понятия. При анализе личности и характера одного человека, могут выдвигаться оценки, противоположные друг другу. Талантливые творческие люди в большинстве случаев имеют сложный характер, и во время анализа их личности, недостатки характера не будут играть никакого значения.
Характер человека проявляется не только в его способностях что-либо делать, но и в способах его действий. Он влияет не на содержание, а на стиль совершаемых действий. Характер предстает стержнем психических свойств человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия и поступки, которые, в свою очередь, определяют типичные методы реакции личности на жизненные ситуации.
Замечание 1Характер человека составляют исключительно наиболее выраженные и устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, которые свойственны для определенного человека и которые систематически проявляются во время его действий и поступков.
Особенности характера человека
Определение 1Характер – это синтез устойчивых и важных форм индивидуальных качеств человека, в которых отражается все многообразие его отношение к себе, людям и труду.
Характер – подчиненная подструктура личности. Взрослый зрелый человек может хорошо владеть своим характером, а также в его силах контроль его проявлений. Психологически незрелые люди склонны к порывам поведения, которые указывают на отсутствие контроля над своим характером. На формирование характера влияет не только воспитание, но и самовоспитание. В силах любой разумной личности скорректировать негативные проявления своего характера.
По М. Е. Литваку, характер является социогеном индивидуума. Так биоген определяет физический облик, а социоген формирует социальный облик и судьбу.
Как личность относится к себе (Я), к родным и близким людям (Вы), к обществу в целом (Они), к труду, все это является личностным комплексом. Все перечисленные отношения являются позициями и кодируются знаками (+) благополучие и (-) неблагополучие.
Рассмотрим как М. Е. Литвак рассматривает социоген личности.
+ | — |
Отношение к себе или позиция «Я+» определяется тем, что личность считает себя благополучным человеком: добившись успеха в чем-либо, он отдает дань собственным усилиям, а при возникновении негативных ситуаций он не опускает руки и пробует заново. | Оценивая себя в позиции (Я-), человек оценивает себя как не приспособленную, неблагополучную личность и, соответственно, совершает неуверенные поступки. Успех оценивается как случайный, неудача – закономерна. Не предпринимает активные попытки, для того чтобы из неудачной сферы. Подчиняется жизненным обстоятельствам. |
В отношениях с близкими людьми в позиции (Вы+) личность апеллирует к их положительным свойствам. Они являются для него благополучными людьми. Такой человек дружелюбен, испытывает привязанность, готов помириться во время конфликта, готов к разумным уступкам, чтобы сохранить хорошие связи. Видит недостатки близких людей, готов принять других людей с недостатками. | Позиция (Вы-) определяет настрой человека на конфликты с родными. В такой ситуации близкие люди – неблагополучные. У личности есть желание их перевоспитать. Часто делает ироничные замечания, есть сарказм, придирчивость. Совместная жизнь с такими людьми возможна только при постоянных уступках. В большинстве случаев это руководители, которые не доверяют подчиненным и которые стремятся выполнять все ответственные действия самостоятельно. |
Позиция (Они+) подразумевает расположенность к новым контактам. Личность обращает внимание на достоинства новых людей. Такие люди дружелюбны. Для них нет сложностей при вступлении в деловые отношения. | При позиции «Они-« личность застенчива и максимально избегает новые контакты. Такие люди обращают внимание на недостатки характера и поступки новых знакомых. |
Позиция «Труд+» уделяет большое внимание процессу труда или учебы. Любая деятельность кажется личности интересной. Существует большое желание внести свой вклад, приобрести новые навыки. Такие люди склонны к самосовершенствованию и развитию своих способностей. | Позиция «Труд-» концентрируется на конкретных результатах труда. В такой ситуации личность постоянно ищет более выгодную работу, ожидает «настоящую» жизнь после достижения результатов. Такие люди не видят интереса в процессе труда. |
Таблица 1. Социоген личности (по М. Е. Литваку)
Вывод
На основе этого можно сделать вывод, что благополучная личность – это та, которая имеет показатель «+» во всех позициях. Это человек, который сформировал положительное отношение в себе, обществу и труду. Такие люди адекватно оценивают как свои положительные, так и отрицательные свойства. Общение с другими людьми проходит продуктивно, а работа приносит радость. Во время жизненных неудач и кризисов люди такого формата спокойны и стойки. Они ищут ошибки в своих действиях и постоянно самосовершенствуются. Для таких людей свойственно обращение к миру и людям, нет желания изменить согласно своим требованиям. Жизнь для людей, сформировавших к себе, обществу и труду положительное отношение, воспринимается такой, какая она есть.
Хотя бы один минус гипертрофирует позитивные показатели других позиций.
Пример 1К примеру, во время негативного отношения в людям изменяется положительное отношение к себе. В таких ситуациях появляются минусы и по другим позициям, что в свою очередь, приведет к тому, что человек не реализуется как личность.
Процесс восстановления положительного отношения ко всем показателям требует основательного изменения своего характера. И тут отправной точкой будет трудовая деятельность. Во время положительной работы личность приходит во взаимодействие с другими людьми, что способствует повышению самооценки, изменению отношения к себе и обществу.
Существует 64 варианта стабильных характеров, которые получаются при различных сочетаниях позиций со знаками «+» и «-».
Замечание 2Изучить проявления характера можно и в отношениях с другими явлениями мира. Сочетание черт характера определенной личности дает возможность определить ее к определенному типу.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Разница между характером и личностью
Основное различие — характер и личность
Основное различие между характером и личностью заключается в том, что характер относится к определенным чертам или качествам человека, а личность относится к набору способностей, поведения, убеждений, идеологий , отношения и т. д.
Наблюдение за чьей-либо личностью помогает нам получить общее представление о характере этого человека. Следовательно, эти два атрибута человека взаимосвязаны друг с другом. Однако люди отличаются друг от друга, что делает каждого из них уникальной индивидуальностью.
Ключевые области охвата
1. Что такое характер
– Определение, характеристики, значение
2. Что такое личность
90 018 – Определение, характеристики, значение
3. В чем разница между символами и Личность
– Сравнение ключевых различий
Ключевые термины
Характер, мораль, личность
Что такое характер
Основное определение характера можно назвать качествами личности . У человека могут быть как хорошие, так и плохие качества, и в зависимости от этих качеств мы можем судить о характере конкретного человека. Человек становится заметным в обществе благодаря своему характеру. Характер развивается с момента рождения человека, и он развивается дальше в зависимости от социальных ассоциаций, с которыми он сталкивается. Характер приносит репутацию человеку. общество , в котором он/она живет , оказывает большое влияние на формирование его/ее характера . Однако характер человека не может быть легко идентифицирован , поскольку черты характера обычно не проявляются в человеке, кроме как в определенных ситуациях. Поэтому довольно сложно за короткое время вывести настоящий характер человека, и нужно какое-то время понаблюдать за человеком, чтобы понять его характер.
Когда дело доходит до других определений персонажа, роль в пьесе, романе или стихотворении также известна как персонаж. В драме или романе есть разные типы персонажей, они часто отличаются своими моральными качествами, такими как злые персонажи — часто злодеи и т. д., и хорошие персонажи — часто герой, героиня и т. д. Кроме того, символы в системе письма могут также быть определены как символы.
Что такое личность
Личность — это демонстрация физических, эмоциональных, умственных и социальных характеристик человека . По словам психолога Фундера (2001), «личность относится к характерным моделям мышления, эмоций и поведения людей, а также к психологическим механизмам — скрытым или нет — за этими моделями». Следовательно, личность — это совокупность всех качеств, мнений, взглядов и принципов этого человека; все, что составляет черты его характера.
В отличие от характера, который нелегко увидеть, личность легко наблюдать и понять . Поведение человека формируется в соответствии с его личностными качествами. Люди ведут себя по-разному в разных случаях из-за различий в характере. Личность не является врожденной чертой, а развивается в результате социальных контактов. Так много психологов и исследователей проводят исследования развития личности людей, и также существует так много методов, которым человек может следовать, чтобы улучшить свои личностные качества. Можно сказать, что лучший период для развития хороших личностных качеств — это детство. Это стадия развития человека, и в детстве легко приобрести хорошие личностные качества.
Люди бывают разных типов: интровертная личность, экстравертная личность, эмоциональная личность, веселая личность и рациональная личность. Существуют различные тесты, которые также определяют эти типы личности. Однако основные качества и другие характерные элементы человека выступают в качестве приоритетных при формировании личности этого человека.
Разница между характером и личностью
Определение
Характер относится к чьим-либо моральным атрибутам или качествам, тогда как личность относится к набору когнитивных способностей, поведения, убеждений, идеологий, взглядов и т. д.
Идентификация
Чтобы идентифицировать своего персонажа, мы должны какое-то время наблюдать за ним/ней. Очень сложно измерить характер человека, просто взглянув на его/ее поведение. Однако легко определить черты личности человека, наблюдая за его физическим поведением. Это больше всего связано с поведением и социальными навыками.
Характеристики
Характер особенно относится к моральному и этическому поведению человека, в то время как личность особенно относится к внешнему поведению и впечатлению, производимому на других. Это еще одно различие между личностью и характером.
Значение
Поскольку характер определяет моральные качества человека, он играет важную роль в общих моделях его поведения. Точно так же личность в целом важна для определения типа человека, которым он / она является.
Заключение
Люди разнообразны и непохожи друг на друга. Это делает их всех уникальными личностями. Точно так же каждый из них имеет уникальные личности и характеры. Хотя личность и характер являются взаимосвязанными понятиями, между ними есть разница. Разница между личностью и характером заключается в том, что характер относится к определенным моральным чертам человека, тогда как личность относится к набору когнитивных способностей, поведения, убеждений, идеологий, взглядов и т. д.
Изображение предоставлено:
Pixabay
Характер и личность | Hogan Assessments
Около 10 лет назад академические исследователи заново открыли личность и ее связь с производительностью труда. Совсем недавно, после событий, символом которых стал крах Enron и MCI, деловое сообщество, похоже, заново открыло для себя важность характера как определяющего фактора эффективности работы, особенно на руководящих должностях. Они представляют собой разные взгляды в популярной литературе, потому что личность и характер обычно рассматриваются отдельно. Тем не менее понятия «характер» и «личность» тесно связаны; например, Аристотель определял характер в терминах диспозиции, которые являются синонимами современного понятия личности. Более того, первый академический журнал, посвященный исследованиям личности, учреждённый в 1932, назывался «Характер и личность». Гордон Олпорт, один из основоположников психологии личности в США, заметил в своей влиятельной книге 1937 года, что «характер — это оценка личности, личность — это обесценивание характера».
Психология личности всегда находилась вне основного направления академической психологии, потому что она прямо предполагает, что ценности являются неотъемлемой частью социальной жизни, а характер является частью личности. Ли Дж. Кронбах, великий арбитр психологической моды в течение 50 лет, осуждал личность и оценку личности в свои 19 лет.60 учебника, потому что некоторые концепции (например, целостность) «нагружены ценностью». Как и все хорошие бихевиористы, Кронбах хотел, чтобы психология была похожа на физические науки — свободной от ценностей. Бедняга Кронбах никогда не понимал, что физические науки, как и науки о человеке, пронизаны ценностными соображениями. Ценности касаются предпочтений, они касаются правил, которые люди используют, чтобы делать выбор в неоднозначных обстоятельствах. Тихо Браге, учитель Коперника, был религиозным фанатиком, считавшим, что солнце — это Бог и, следовательно, принадлежит к центру вселенной. Его произвольная система ценностей заставила Коперника продемонстрировать, что наша вселенная вращается вокруг солнца.
Символ — это термин, обобщающий набор значений. Ценности необходимы для навигации в социальной жизни. Вопрос только в том, как обосновать свои ценности. Большинство людей оправдывают свои ценности, апеллируя к авторитету — законному или религиозному. Создатели Конституции США обосновывали свой ценностный выбор с точки зрения благосостояния общества, прагматичное решение, которое также влияет на наше мышление.
Самым фундаментальным требованием для функционирующего общества является порядок — система, в которой люди соблюдают установленные правила и обычаи группы. Однако в любой функционирующей группе неизбежно появляются мошенники, которые используют тех, кто более уступчив, — это важный принцип эволюционной теории: мошенники неизбежно появляются. Мошенники угрожают целостности своих групп с разной степенью серьезности. Люди с хорошим характером, честные люди, люди, поддерживающие правила и обычаи своей группы, составляют основу жизнеспособного сообщества.
Психоанализ утверждает, что основы характера закладываются примерно к пяти годам. А, как заметил Фрейд, характер — это судьба. В частности, примерно к пяти годам базовая самооценка ребенка — вина и неуверенность в себе против уверенности в себе и оптимизма — в значительной степени устанавливается. Кроме того, примерно к пяти годам ориентация ребенка на правила и авторитет — бунт и неповиновение против легкого подчинения — в значительной степени устанавливается. Показатели самооценки и отношения к власти сильно влияют на производительность труда во взрослом возрасте. Что еще более важно для обсуждения характера, низкие баллы по этим показателям в значительной степени предсказывают делинквентное поведение во взрослой жизни. Низкая самооценка и неповиновение правилам и авторитетам также предсказывают некоторые преступления белых воротничков. Однако беловоротничковую преступность лучше предсказать, если добавить ценности, особенно меры эгоизма и жадности.
Наконец, чтобы положить конец этой абстрактной дискуссии, исследователи из Хогана более 30 лет изучают преступность и правонарушения.