Влияние самооценки и уровня притязаний на успешность личности
Ирсманбетова Эльмаз Меметовна, психолог
Самооценка и уровень притязаний
Что такое успешность в жизни? В каждом возрастном периоде жизни она определятся по разному, в школьном возрасте это успеваемость, социализация, в юности это профессиональное обучение, в зрелом возрасте это определение своего места работы, создание своей семьи. Что же влияет на успешность жизни в каждой возрастной границе? Отправной точкой зависимости успешности является самооценка и уровень притязаний. Даже имея низкий уровень в одной из этих шкал, но с высоким в другой, человек может самореализоваться и достичь тех высот, которые он от себя ждет, человек может спокойно справляться с неудачами и пробовать себя дальше. А это немаловажно для достижения цели и самореализации. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на успешность в жизни?
В детстве ребенок мало с кем общается, в основном это семья, здесь и закладывается самооценка посредством реакции близкого окружения на потребности ребенка.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Формирование положительной социальной роли в детстве влияет на всю оставшуюся жизнь, и однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Поддержка эта происходит путём создание той социальной ситуации, которая возвращает индивида в его конкретную зону комфорта. Отказаться от привычных неконструктивных ориентиров, заложенных с детства можно только самостоятельно придя к такому решению.
Формирование самооценки. Проблема развития самооценки.
Проблеме развития самооценки посвящено множество исследований, как в отечественной психологии, так и зарубежной. Западноевропейские и американские психологи подходят к рассмотрению самооценки в основном как механизма, обеспечивающего, согласованность желаний индивида по отношению к себе с внешними условиями, т. е. гармоничность личности с окружающим его внешним миром, ее адаптация. При этом внешний мир рассматривается как враждебный индивиду. Данный подход характерен как для 3игмундта Фрейда, так и для его последователей-неофрейдизмов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах данных психологов самооценка расценивается как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребностной зоной личности.
С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы Курта Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношений.
Самооценка по К. Роджерсу в Я-концепции
В результате исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория Карла Роджерса. Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуется с его самооценкой. В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других — расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, к которому стремится человек. Но не всегда это расхождение является патогенным.
«Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере».
Описательную составляющую «Я-концепции» чаще называют «образом Я» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я концепцию» как
Таким образом, можно отметить, что самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого — структурные компоненты, формы, виды, показатели — развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.
«Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком».
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
В советской психологии исследования самооценки соединены с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б.
Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения — практической деятельности.
Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.Самооценка по А.Маслоу: Пирамида потребностей.
Сначала биологические потребности, после духовные
А. Маслоу придерживался точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.
Эрик Берн – факторы, неблагополучно влияющие на
формирование адекватной самооценки.
Понятие Внутреннего Ребенка (ВР) пришло к нам из
теории анализа Э. Берна. Каждый человек в каждый момент времени находится в
состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению
к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является
для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы
самоотношения личности. ВР счастлив или несчастлив в зависимости от того, как к
нему относится сама личность, и как он относится к личности в целом, а также к
самому себе. Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет
основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или,
наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности. Состояние
ВР создается определенными условиями жизни в детстве, прежде всего тем, как к
ребенку относились его родители, какие вербальные и невербальные
«предписания» он получил от них, как он их понял, и какие решения на
их основании принял. Однажды созданные состояния сохраняются во взрослом
состоянии «по умолчанию», как жизненные установки и взрослый человек
обычно не осознает того, как они порождают его хронические эмоции, формы
поведения и стратегию жизни.
Самооценка по А.Адлеру
Проблема состоит в доверии и общении между родителем и ребенком, а также в том, что некоторые родители предпочитают баловать своих детей, взращивая в них чувство потери безопасности и развивая истерические черты характера…
Соответствие уровня притязаний возможностям ребенка является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии ребенка. Поэтому в общении и взаимодействии с ребенком необходимо учитывать уровень притязаний формирующейся личности и способствовать его повышению в соответствии с возможностями человека. Это позволит пробудить в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности.
Некоторые психологические особенности, скрытые за поведением, так называемого, ленивого ребенка, помимо перечисленных выше проблем также явились предметом рассмотрения А. Адлера, что позволило ему сформулировать целый ряд рекомендаций. Так, он отметил, что стремление к превосходству характерно в той или иной степени для всех детей, но у «ленивых» это проявляется в завоевании внимания взрослого. Добиваются поощрения за незначительные достижения. Для них особое удовольствие доставляют сказанные про них слова «он мог бы много достичь, если бы не был ленивым». Избирая такую стратегию поведения, ребенок получает подтверждение того, что он обладает большими способностями. Ведь признать себя ленивым, как отмечает А. Адлер, гораздо проще и удобнее, чем признать себя неспособным. Психолог специально рассматривал не только взаимодействие ребенка с близкими взрослыми, но и с незнакомыми людьми. Он подчеркивал, что для ребенка дошкольного возраста общение с незнакомым человеком отрицательно сказывается на его поведении. Так, например, чужой человек, чрезмерно расхваливая ребенка, развивает в нем тщеславие, а называя мальчика «прелестной девочкой» или наоборот, способствуют неверной половой идентификации. Поэтому, по мнению Адлера, никто из посторонних не вправе вмешиваться в воспитательные методы родителей и педагогов.
Примеры влияния самооценки и уровня притязаний на успешность в жизни знаменитых людей.
Самооценка личности не является устойчивым психологической характеристикой человека, она подвержена изменениям как извне так и благодаря внешним обстоятельствам.
Анализ социально-психологической литературы позволил выделить и наиболее существенные социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Эти факторы:
— социальные факторы, к которым относят: социальный статус, социальная уверенность, социальная значимость, социальную ответственность, социальные потребности, социальную отчужденность;
— личностные образования — качества личности, выступающие как фундаментальная основа развития личности.
Степень сформированности и выраженности качества обуславливает не только направленность развития личности, но и степень согласованности имеющихся субъективных и объективных оценок личности.
Сам факт рассогласования между самооценкой и уровнем притязаний личности является существенно значимым для саморегуляции индивида. Рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности является значимым феноменом, позволяющим прогнозировать дальнейшие изменения личности.
Итак, давайте рассмотрим, влияние внешних факторов на формирование самооценки, при определенном уровне притязаний личности на примере знаменитых людей.
Когда Эйнштейн был маленьким ребенком, сложно было предположить, что он добьется успеха в жизни. До трех лет Альберт не умел говорить, страдал аутизмом и дислексией. Учась в гимназии, он часто пропускал занятия, из-за чего так и не получил аттестат. Чтобы доказать родителям, чего он на самом деле стоит, Эйнштейн самостоятельно подготовился и со второго раза поступил в Политехникум в Цюрихе. Альберт говорил: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».
Фрида Кало — выдающаяся мексиканская художница, ставшая знаменитой благодаря своим необыкновенным картинам. В 6 лет она тяжело заболела полиомиелитом, из-за чего одна ее нога стала тоньше другой. В этот момент начал формироваться ее железный характер. Чтобы избавиться от насмешек сверстников, дразнивших ее «Фрида — деревянная нога», девочка занялась плаванием, танцами, футболом и боксом.
Родители актера, Джеки Чана, были настолько бедны, что хотели продать своего новорожденного ребенка за 26 долларов. Когда Джеки было 7 лет, его родители уехали на заработки в Австралию, а сына оставили в интернате Гонконга. Именно в школе Джеки научился единоборствам, актерскому мастерству и акробатики.
Трудно поверить, что когда-то, основателю компании Apple и студии Pixar Стивену Джобсу приходилось спать на полу в общежитии друзей, ведь ему даже негде было ночевать и приходилось сдавать бутылки от Кока-Колы за 5 центов, чтобы хоть как-то прокормиться. Приходилось ходить в храм кришнаитов, где по выходным давали бесплатные обеды. Именно мечта о лучшей жизни сделала из Стивена того человека, которого мы все помним. Ведь именно благодаря ему, на свет появились iPhone, iPod и самый тонкий ноутбук в мире MacBookAir.
Родившись в Киеве, в 90-х годах Ян Кум вместе с матерью переехал в Маунтин-Вью. Свою звёздную карьеру Кум начал с должности уборщика в продуктовом магазине. Некоторое время они жили за счёт продовольственных талонов, и эту жизнь нельзя было назвать приятной. В 18 лет Кум увлёкся программированием и решил учиться самостоятельно. В 19 лет он вошёл в группу хакеров W00W00, и с этого момента началась его карьера как программиста. После, проработав некоторое время в Yahoo, он ушёл оттуда, решив основать собственный стартап. Этот стартап превратился в Whatsapp.
Криштиану Роналду. Помимо проводника в мир футбола, отец сыграл и еще одну, не совсем приятную, но очень важную роль в жизни и карьере Роналду. Отец страдал от алкоголизма, и с самого детства, наблюдая за разрушительным действием алкоголя, футболист навсегда проникся отвращением к спиртному. Это уберегло его от многих соблазнов и искушений, связанных с большими деньгами и ранней славой.
Можно сделать вывод, что комбинация заниженной самооценки с высоким уровнем притязаний даёт мотивационный толчок к достижению высоких результатов в жизни. Постоянно доказывая самому себе и окружающим «чего я стою». Хорошо это или плохо нельзя сказать так как эти люди чаще всего недовольны собой, у них имеется комплекс неполнноценности который в свою очередь является их двигателем прогресса. Является ли эта личность невротической, да является. Но чтобы она бы выбрала – быть довольной собой, своим положением в обществе, своими достижениями и наслаждаться жизнью или постоянно быть в потоке «достиженца». Так как стереоипная доминанта, определяет нашу направленность, а это те нейронные пути которые постоянно действовали и протаптывались на протяжении жизни «не захотят» менять так просто свой путь, то скорее всего невротическая личность с синдром «достиженца» выберет путь протоптанный нейронами с детства.
Анализируя истории жизни этих людей, оставивших след в истории, можно сделать вывод, что на уровень самооценки и уровень притязания влияет как сам человек, так и окружение, ведь эти примеры были исключением из правил. Чаще всего личность воспитанная в неблагоприятных условиях, когда ещё у родителей наблюдается низкий уровень притязаний, то соответственно они и награждают своих детей заниженным уровень притязаний. Личность в таких условиях ожидает от себя и от жизни минимальных результатов.
Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Семейный фактор – основной фактор развития самооценки.
Какие бы формы ни принимала
семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок
впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть,
сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в
первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности,
закладываются основы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и
несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются
полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование
людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях,
возникающих при неправильном отношении к ребёнку.
Способность к самооценке тесно связана с процессом становления регулятивных
функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного
личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума
определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты
для их реализации. Она определяет направленность и степень активности человека,
становление его системы ценностей, постановку целей и границы его достижений.
Самооценка
и уровень притязаний, на мой взгляд передаётся от родителей, что они чувствуют
по отношению к себе, что они чувствуют по отношению к другим – это всё
копируется на подсознательном уровне ребёнком и транслируется в его жизнь. И
начинать нужно с себя – с уважения себя как личности и уважении других. Нет
адекватной и неадекватной самооценки, есть незрелый ум, и это не зависит от возраста,
который может всё воспринимать искажённо: и свою жизненную позицию и свою
социальную роль в обществе и взаимоотношения в окружающем мире тоже.
Л. Бассет (1997) исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность
подростку, и разработал методику «Восемь способов изменения
самооценки».
1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.
Используйте
внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если
негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на
приятное.
2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают.
Выискивайте
в каждом человеке не недостатки, а достоинства.
3. Относитесь к себе с уважением.
Составьте
список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.
4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе.
Чаще
смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то
изменить в себе. Если да – то не откладывайте.
5. Начинайте принимать решение самостоятельно.
Помните,
что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами
решения вы всегда можете оправдать и обосновать.
6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное
влияние.
Приобретайте
любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости».
7. Начинайте рисковать.
Принимайте
на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.
8. Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.
Помните,
что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении
трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, » отойдите в
сторону» и просто подождите.
Можно
использовать аффирмации Луизы Хей, психолог, одна из основателей движения самопомощи. «Во
всем мире нет абсолютно такой (-го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во
мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты,
желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и
ошибки. Я – это Я!»,«Исцели свою жизнь». М. 1987.
Способы диагностики самооценки
Методики
диагностики самооценки на сегодняшний день очень многообразны, однако они не
дают 100% результат, пожалуй, хотя попытки их создания предпринимались
неоднократно.
К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить
представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую
(Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее).
Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе
прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в
соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о
собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в
результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее
количественном выражении.
Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн
Этот
метод диагностики самооценки по трем основным параметрам: высоту,
реалистичность и устойчивость. Испытуемому дается возможность определить свое
состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих
степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика Дембо-Рубинштейн очень проста в проведении. На листе бумаги проводится
вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, здоровье, ум,
характер, авторитет испытуемого. Верхний край соответствует состоянию, где, по
мнению испытуемого находится самый счастливый человек, которого можно
представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То
есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается
избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Сама процедура выполнения методики и подсчет результатов является основой для
дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования
может быть выявлена необходимость какой-нибудь еще шкалы. Ее также можно
включить в исследование.
В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии
участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения
на шкалах. Специалисты убеждены, что внимательный анализ разговора способствует
более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ
местоположения меток на шкалах.
Методика анализа самооценки С.А. Будасси
Предполагает
количественный анализ самооценки, а также выявить ее степень и адекватность,
найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые
существуют в реальности.
Этот метод исследования самооценки основан на том, что личность в процессе
общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов
проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с
эталоном. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными,
независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны.
Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств,
входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки
результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой
корреляции. Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида,
которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении
собственных представлений с реально существующими, объективными показателями
деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с
прочими людьми. Данная методика самооценки личности позволяет получить ее
количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у
обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.
Тест Кеттелла
Шестнадцатифакторный
личностный опросник американского психолога Кеттелла является практически самым
распространенным тестом на самооценку индивидуально-психологических черт
личности.
Данный метод направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати
факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств,
которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка)
представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут
означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.
Тест Т. Лири
Определяет
факторы самооценки путем оценивания поведения человека, его близких, а также
описания идеального образа «Я». Этот метод выявляет превалирующий тип
отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке.
Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью
типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по
поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения,
ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются
не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они
повторяются.
Самооценка состояний Г. Айзенка
Применяется
для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность,
тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень
состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе
интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень
выраженности изучаемых состояний.
В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени
самооценки, ее адекватности, конфликт самооценки с реальностью, а также на
изучение общего и частного самооценивания.
Источники:
1. http://gopsy.ru/lichnost/kak-podnjat-samoocenku-podrostku.html
2. http://gopsy.ru/
3. https://psychologytoday.ru/stories/samootsenka/samootsenka-podrostka/
уровень притязаний и его измерение. Самоутверждение подростка
2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение
В ходе последующего развития психологии анализ самоутверждения личности становится научным, строгим, освобождаясь от всякого рода обыденных представлений и умозрительных высказываний. Принципы целостности и целевой направленности личности были использованы не только А. Адлером, но и другими видными учеными, одним из которых был Курт Левин. С его именем связан качественно новый в гносеологическом отношении этап в развитии искомой проблемы. Новизна состояла в том, что феномен самоутверждения личности был подвергнут измерению, точнее сказать, измерена была одна из его существенных составляющих.
Этот факт, однако, не означает, что анализ был переведен из теоретической плоскости в эмпирическую. Напротив, новый уровень исследования стал возможен только благодаря существенному прогрессу в области теории, благодаря тому что Левин, приняв за образец такие авангардные науки, как математика и физика, разработал теоретическую систему, во-первых, более объемлющую (и к тому же более детализированную), чем адлеровская, во-вторых, математизированную. Основой фундаментальных теоретических инноваций послужили определенные методологические установки, которых придерживался Левин. «Он настаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути собирания эмпирических фактов… Решающей в науке является теория, но всякая теория должна быть подтверждена экспериментом. Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту – вот генеральный путь научного анализа» (Зейгарник, 1981, с. 16). Суждения, высказанные Б. В. Зейгарник, были подтверждены другими исследователями, которые подчеркивали талант Левина как теоретика и экспериментатора, а также «каталитическое влияние» на многих психологов, никогда с ним лично не сотрудничавших. «Невозможно даже примерно оценить количество исследований, несущих отпечаток влияния Левина. Имя им – легион. Какова бы ни была судьба теории Левина в грядущие годы, данная им основа для экспериментальной работы – непреходящий вклад в наше знание о личности» (Холл, Линдсей, 1997, с. 383).
Свои принципы методологии науки, в частности психологии, Левин изложил в специальной статье «От аристотелевского к галилеевскому способу мышления в современной психологии». Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание почти дословное воспроизведение адлеровского запрета на жесткие границы и антитезы в научной теории. Это «примитивное ориентирование в мире, соответствующее антитезе Аристотеля, а также пифагорейским антагонистическим таблицам… возникает из чувства неуверенности и представляет собой попросту трюк логики… В этом нельзя, как это ни заманчиво, усмотреть сущность истинного положения вещей, но можно распознать примитивный метод работы, такую форму мировоззрения, которая любой предмет, силу, событие соизмеряет с их аранжированными антитезами» (Адлер, 1997а, с. 60). Это – Адлер. Левин, точно так же оценив антитетизм Аристотеля, говорит, что в дальнейшем наука пошла по пути гомогенизации. «С этим тесно связана утрата логическими дихотомиями и концептуальными антитезами их значимости. Их место занимают все более и более текучие и постепенные переходы, которые лишают дихотомии их антитетического характера и представляют собой логическую форму переходного этапа от понятия о классе к понятию о последовательности» (Lewin, 1935, с. 100).
В связи с этим теории Адлера и Левина и вообще теории, построенные в соответствии с «галилеевским способом мышления», называют полевыми (field theories) в противоположность классическим теориям (class theories) (к их числу относят теорию З. Фрейда), построенным по «аристотелевским принципам». Для Адлера внутренний психический мир – нечто единое, принципиально недифференцируемое. Так, в ранний период своей исследовательской деятельности он отрицал существование отдельных психических болезней как таковых и всегда подчеркивал целостный характер психического дефекта. «Мы… полагаем, что правы те, кто исходит из связного единства личности, а не естественно-научной закваски философы, привыкшие вырывать отдельные симптомы из общей картины… многим это может показаться странным, но судить о чем-либо можно не иначе, как только поняв сначала целое и проследив единую связь, проникающую во все части. И все симптомы должны быть звеньями этой единой линии действий, линии движений, единой личности…» (Адлер, 1995, с. 205–208).
У Левина и его учеников полевая идея оказывается не только постоянно подразумеваемой методологической предпосылкой, но и вполне эксплицитным теоретическим понятием и даже совокупностью понятий. Так, Левин назвал «полем» ту внешнюю (и внутреннюю) психологическую среду, в которой существует личность. Вместе с тем отсюда не следует, что последняя имеет какую-то принципиально иную природу. Напротив, для Левина, как для любого гештальтпсихолога, идея, согласно которой личность, внутренний психический мир человека является полевым (едиными и непрерывным) по своему характеру, была аксиомой, а вот объявление и доказательство того, что точно такой же характер и у внешней психологической среды, явилось научной инновацией.
Одним из основных средств реализации и конкретизации «полевой идеи» явилось понятие «проницаемости границ». Графическое изображение различных психических феноменов с непременным обозначением, проведением четких границ между ними очень характерно для Левина и его школы. Так, принято разграничивать личность и ее психологическую среду, а эту последнюю четко отделять от непсихологических аспектов мира (от физического мира). Однако при этом непременно подчеркивается, что между разграниченными областями существует постоянное взаимодействие, что границы проницаемы. Эта проницаемость варьируется по степени. Иногда она бывает лишь односторонней. Но при этом всегда, так или иначе, существует.
«Полевая идея» в высшей степени существенна для понимания левиновской теории самоутверждения. Строго говоря, исследование – особенно метризация – этого феномена осуществлялась не только и даже не столько самим Левином, сколько его учениками, поэтому дальнейший анализ будет относиться к школе Курта Левина.
Взаимоотношение между личностью и психологический средой, благодаря которому образуется жизненное пространство, далеко не всегда остается в состоянии равновесия. Выход за его пределы, причиной чего чаще всего становится сама личность, создает напряжение, в чем-то подобное адлеровскому чувству неполноценности. Но несмотря на то, что Левина и Адлера объединяло стремление к эксплицированию динамических сил личности, способствующих ее развитию, сил, актуализируемых самим субъектом, у адлеровского человека (даже у здорового, руководимого социальным интересом) чувство неполноценности, желание преодолеть его и сам процесс этого преодоления как бы замыкается на отдельной, к тому же довольно беспомощной личности. Левин же, во-первых, наделял личность б?льшей самостоятельностью, во-вторых, вполне допускал возможность помощи ей со стороны психологической среды. Одно из первых своих теоретических и эмпирических исследований Левин посвятил обоснованию положения, согласно которому главными побудителями человеческого поведения являются потребности (и, соответственно, мотивы и цели), а не ассоциации идей, как это считалось в ассоциативной психологии. Позднее феномен потребности в теории Левина обрел столь высокий статус, что превратился в основной элемент (факт) того поля, коим является личность. Подобно тому, как под непосредственно внешним для субъекта полем Левин понимал не физическую, а психологическую среду, так и здесь он имел в виду не биологические потребности, а психологические – напряжение, возникающее в субъекте, и стремление редуцировать его.
Поведение человека определяется его потребностями и целями. Уровень трудности выбираемой цели Левин назвал уровнем притязаний. Обнаружив, что этот уровень часто меняется, Левин и его ученики достаточно много внимания уделили анализу этого процесса – его основных характеристик (реальной и идеальной целей, уровней ожидаемых достижений и т. д.) и факторов, определяющих его (ситуационных, культурных, индивидуальных). Иными словами, уровень притязаний человека исследовался как некая существеннейшая из его характеристик, влияющих на эффективность его поведения.
Имея в виду анализ уровня притязаний, Левин как-то заметил, что гештальтпсихология «экспериментально подтвердила правильность адлеровских взглядов». «Переживание успеха и неудачи, как правильно подчеркивает Адлер, оказывают весьма заметное воздействие на то, будет ли ребенок воодушевлен или обескуражен, а отсюда и на его дальнейшие достижения… Хоппе показал, что успех и неудача зависят от моментального “уровня притязаний” и что этот уровень притязаний в свою очередь связан со способностью индивида… несомненно уровень притязаний определяется исключительно способностью индивида. Однако вследствие требований со стороны взрослых или под влиянием успехов товарищей у ребенка может возникнуть такой уровень притязаний, который явно выше (или ниже) его реальных способностей. В результате может развиться чувство неполноценности (или превосходства)…» (Lewin, 1935, с. 100).
Подчеркивая связь понятия «уровень притязаний» с идеями Адлера, необходимо отметить, что Левин и его школа существенно продвинули вперед теоретические исследования самоутверждения, а главное – его эмпирическое исследование. Если у Адлера последнее в основном ограничивалось такой сравнительно пассивной формой, как наблюдение, причем проводившееся на качественном уровне, то теперь стала преобладать такая активная и значительно более эффективная форма, как эксперимент, к тому же выполняемый с установкой на количественный анализ. Левином и его учениками проводилось множество экспериментальных исследований (в частности таких феноменов, как психологическое насыщение, замещение реального действия воображаемым, уровень притязаний), направленных на проверку «общего постулата о динамике напряжений в психологическом поле».
Все это имело огромное практическое значение. Например, знание количественных показателей тех или иных особенностей личности позволяло осуществить не только диагноз, но и прогноз лечения.
Однако не менее важна и другая сторона дела: проводимые на базе предварительных теоретических предположений эксперименты иногда в свою очередь давали основу для формирования новых теоретических понятий и положений. Именно таким образом было установлено то, что можно назвать главным противоречием самоутверждения: «Основная проблема уровня притязаний может быть сформулирована как явное несоответствие между тенденцией устанавливать все более высокие цели (т. е. желанием связывать себя трудными обязательствами) и обычным представлением о том, что жизнь регулируется тенденцией избегать излишних усилий (принципом экономии)» (Lewin, Dembo, Festinger, Sears, 1945, с. 356–357).
Достижение слишком легких целей не вызывает у человека ощущение успеха. Однако в результате постепенного увеличения трудности целей это ощущение возникает и усиливается. Достигая уровня трудности, соответствующего способностям личности, субъект получает максимум удовлетворения от успешного выполнения задач. Выше находятся уровни, лежащие за пределами возможностей данной личности, а затем – и за пределами человеческих возможностей вообще. Для Левина вывод о предпочтении личностью тенденции выбирать более трудные цели был очень важным, поскольку объяснял те динамические силы, которые стимулируют развитие личности. Оказалось, что на эту тенденцию влияет большое количество факторов (прошлый опыт, групповые нормы, величина интервала между предыдущими достижениями и уровнем притязаний, реалистичность установок личности и т. п.).
На основе данных экспериментальных исследований стало возможным осуществить качественное деление субъектов и способов самоутверждения (в плане их тактики). «Индивид, добивающийся успеха, обычно ставит в качестве своей следующей цели нечто несколько более высокое, чем его последнее достижение. Хотя в долговременной перспективе он руководствуется своей идеальной целью, которая может быть достаточно высокой, его реальная цель относительно следующего шага остается реалистически близкой к его настоящему положению. Напротив, индивид, не добивающийся успеха, имеет тенденцию к одной из двух реакций: он ставит себе очень низкую цель, часто более низкую, чем его прошлое достижение… или ставит цель, намного превышающую его возможности. Последний способ поведения более распространен. Иногда результатом оказывается то, что принятие высоких целей представляет собой просто жест без серьезного стремления к ним; в других случаях это может означать, что индивид слепо идет за своей идеальной целью, утрачивая способность видеть, что возможно в настоящей ситуации» (Lewin, 1942, с. 59).
Преуспевающая и неудачливая личности актуализируют разные стратегии самоутверждения личности. Интерпретируя Левина, можно сказать, что самоутверждение нормальной личности происходит благодаря умеренному, но постоянному повышению уровня притязаний, благодаря реальным достижениям личности; при игнорировании постепенности в этом процессе личность либо искусственно завышает свои притязания, одновременно завышая самооценку, самомнение, превознося себя над другими людьми, либо неоправданно занижает их, оценивая себя не очень высоко. На первый взгляд парадоксальным оказывается полученный Адлером и Левином вывод, что при нормальном самоутверждении (конструктивном по Адлеру), осуществляемом за счет конкретных достижений человека, стремление к превосходству над другими как бы оттесняется на второй план сознания. И наоборот, гипертрофия потребности в самоутверждении (уровня притязаний) – особенно при недостатке способностей – вызывает деформации в мотивационной сфере личности, где центральным становится желание человека доминировать над другими, подчинять себе, властвовать.
Главные достоинства левиновской психологии породили ее главные недостатки. Во-первых, включение теории самоутверждения в состав гораздо более обширной теоретической структуры дало ряд положительных результатов, в частности, позволило объяснить искомый феномен, определить его место в системе других психических явлений и т. д., и, в свою очередь, оградило Левина и его школу от искушения абсолютизации и универсализации самоутверждения. Однако это привело и к обратным эффектам – к его недооценке. Теория самоутверждения зачастую выступала лишь в качестве вспомогательного средства решения других проблем, явно считавшихся более важными (например, проблем взаимоотношения психологического поля – валентных объектов и личности, напряжений, возникающих между ними, потребностей человека и т. д.).
Во-вторых, увлечение количественным психологическим анализом, которое было едва ли не главной отличительной особенностью и главным источником достижений этой школы, иногда приводило к заметному отставанию, а порой и к полному отказу от качественного анализа. В интересующем нас отношении интерес к количественному анализу результатов сказался и на существенном сужении угла зрения исследователей. Основное внимание было уделено тому аспекту самоутверждения личности, который поддается измерению, т. е. уровню притязаний. Понятно, что при всей значимости этого аспекта, проблематика, связанная с ним, не исчерпывает собою всех сторон феномена самоутверждения личности.
Все эти недостатки оказались свойственны и последующим психологическим исследованиям проблемы самоутверждения личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе
Измерение изменений в «Я»
Измерение изменений в «Я» Поскольку я могу представить только очень небольшую выборку результатов, я отберу ее из той области, в которой было достигнуто наибольшее продвижение в методах исследования и где наблюдались наиболее интригующие результаты. К этой области
Измерение глубины
Измерение глубины Оставаться в гипнотическом трансе на постоянном уровне практически невозможно. Тут всегда ощущается своего рода «качка»: мы то плавно проваливаемся в «яму», то медленно всплываем на гребне «волны». Подобные явления свидетельствуют о том, что вы
Измерение неизмеряемого
Измерение неизмеряемого Решить эту проблему, как давным-давно заметил коллега Пола Лазарсфельда Сэмуэль Стауффер, можно: социологии следует меньше зависеть от здравого смысла и больше от того, что он называл «нездравым смыслом»{298}. Увы, отказаться от рассуждений с
Уровень притязаний и самооценка
Уровень притязаний и самооценка Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.Уровень притязаний, свойственный
Уровень притязаний личности
Уровень притязаний личности С самооценкой личности тесно связан уровень его притязаний. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем
ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ С точки зрения времени можно выделить три типа реакций контрпереноса. Первый – острые или кратковременные реакции, которые, в зависимости от определения термина контрперенос, могут зависеть только от переноса пациента или от целостной картины
Самооценка и уровень притязаний
Самооценка и уровень притязаний Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и
Измерение
Измерение Б главе 2 было рассмотрено кардинальное различие между независимой и зависимой переменными: независимая переменная — это тс факторы, которые мы контролируем; зависимая переменная — это то, что мы измеряем на выходе. Большая часть главы 3 «План» была посвящена
Исследование уровня притязаний
Исследование уровня притязаний Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении
§ 1.
Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Идея скрытого знания. – Проблема невидимого мира и проблема смерти. – Невидимый мир в религии, философии, науке. – Проблема смерти и ее различные объяснения. – Идея четвертого измерения. – Различные подходы к ней. – Наше положение по отношению к
Четвертое измерение
Четвертое измерение Наука уже давно обращает внимание на то, что мы не понимаем природу формы. Ученые говорят, что мы рассматриваем далеко не все характеристики формы. Одной из таких недостающих характеристик в итоге стало четвертое измерение, которому посвящено немало
Определение страхового случая
Что такое страховой случай?
Страховая претензия — это официальный запрос держателя полиса в страховую компанию о покрытии или компенсации за покрываемый убыток или страховое событие. Страховая компания подтверждает претензию (или отклоняет претензию). В случае одобрения страховая компания произведет выплату застрахованному или утвержденному заинтересованному лицу от имени застрахованного.
Страховые претензии покрывают все: от пособий в случае смерти по полисам страхования жизни до плановых и комплексных медицинских осмотров. В некоторых случаях третье лицо может подавать претензии от имени застрахованного лица. Однако в большинстве случаев только лицо (лица), указанные в полисе, имеют право требовать выплаты.
Key Takeaways
- Страховое требование – это официальный запрос держателя полиса в страховую компанию на покрытие или компенсацию за покрываемый убыток или страховое событие.
- Страховая компания подтверждает претензию и после ее утверждения производит выплату страхователю или утвержденному заинтересованному лицу от имени страхователя.
- При страховании имущества от несчастных случаев, например, автомобиля или дома, подача иска может привести к повышению ставок ваших будущих страховых взносов.
Страховое требование
Как работает страховое требование
Оплаченное страховое возмещение служит для возмещения страхователю финансовых потерь. Индивидуальное лицо или группа платят страховые взносы в качестве вознаграждения за выполнение договора страхования между застрахованной стороной и страховой компанией. Наиболее распространенные страховые претензии включают расходы на медицинские товары и услуги, физический ущерб, гибель людей, ответственность за владение жильем (домовладельцы, арендодатели и арендаторы) и ответственность в результате эксплуатации автомобилей.
Для полисов страхования имущества и причинно-следственной связи, независимо от масштаба несчастного случая или виновника, количество подаваемых вами страховых требований напрямую влияет на ставку, которую вы платите, чтобы получить страховое покрытие (обычно в виде рассрочки платежей, называемых страховыми взносами). Чем больше количество требований, поданных страхователем, тем выше вероятность повышения ставки. В некоторых случаях, если вы подадите слишком много претензий, страховая компания может решить отказать вам в страховом покрытии.
Если иск подается на основании нанесенного вами ущерба имуществу, ваши ставки почти наверняка вырастут. С другой стороны, если вы не виноваты, ваши ставки могут или не могут увеличиться. Например, удар сзади, когда ваша машина припаркована, или сайдинг, снесенный вашим домом во время бури, — оба события явно не являются результатом действия страхователя.
Однако смягчающие обстоятельства, такие как количество ранее поданных вами исков, количество полученных вами штрафов за превышение скорости, частота стихийных бедствий в вашем регионе (землетрясения, ураганы, наводнения) и даже низкий кредитный рейтинг , могут привести к ваши ставки будут расти, даже если последний иск был подан за ущерб, который вы не причиняли.
Когда дело доходит до увеличения страхового тарифа, не все требования одинаковы. Укусы собак, иски о травмах в результате поскальзывания и падения, ущерб от воды и плесень могут служить сигналами будущей ответственности для страховщика. Эти пункты, как правило, негативно влияют на ваши ставки и на готовность вашей страховой компании продолжать предоставлять страховое покрытие. Удивительно, но штрафы за превышение скорости могут вообще не привести к повышению ставок. По крайней мере, для вашего первого штрафа за превышение скорости многие компании не будут повышать ваши цены. То же самое касается незначительной автомобильной аварии или небольшой претензии по страховому полису вашего домовладельца.
Виды страховых случаев
Медицинские страховые претензии
Затраты на хирургические процедуры или пребывание в стационаре остаются непомерно высокими. Индивидуальные или групповые полисы здравоохранения освобождают пациентов от финансового бремени, которое в противном случае может нанести серьезный финансовый ущерб. Претензии по медицинскому страхованию, подаваемые поставщиками медицинских услуг от имени страхователей, требуют от пациентов незначительных усилий; большинство медицинских решений рассматриваются в электронном виде.
Страхователи должны подавать претензии в бумажном виде, когда поставщики медицинских услуг не участвуют в электронных передачах, но оплата является результатом оказанных покрываемых услуг. В конечном счете, страховое требование защищает человека от перспективы больших финансовых затрат в результате несчастного случая или болезни.
Претензии по имуществу и возмещению ущерба
Дом, как правило, является одним из самых больших активов, которые человек приобретет за свою жизнь. Претензия, поданная в отношении ущерба от покрываемых опасностей, первоначально направляется через Интернет представителю страховой компании, обычно называемому агентом или оценщиком претензий.
В отличие от претензий по медицинскому страхованию, страхователь обязан сообщить о повреждении имущества, которым он владеет. Аджастер, в зависимости от типа претензии, осматривает и оценивает ущерб имуществу для выплаты страхователю. После подтверждения ущерба аджастер инициирует процесс компенсации или возмещения страхователю.
Требования по страхованию жизни
Претензии по страхованию жизни требуют подачи формы претензии, свидетельства о смерти и часто оригинального полиса. Процесс, особенно для полисов с большой номинальной стоимостью, может потребовать от перевозчика тщательного изучения, чтобы убедиться, что смерть застрахованного лица не подпадает под исключение из договора, например самоубийство (обычно исключается в течение первых нескольких лет после заключения полиса). или смерти в результате преступного деяния.
Как правило, процесс занимает от 30 до 60 дней без уважительных обстоятельств, предоставляя бенефициарам финансовые средства для возмещения дохода умершего или просто для покрытия бремени окончательных расходов.
Подача страхового возмещения может привести к увеличению будущих страховых взносов.
Особые указания
Жестких правил в отношении повышения ставок не существует. То, что прощает одна компания, другая не забудет. Поскольку любое требование вообще может представлять риск для ваших ставок, понимание вашей политики – это первый шаг к защите вашего кошелька. Если вы знаете, что ваша первая авария прощена или ранее поданная претензия не будет учитываться против вас через определенное количество лет, решение о том, подавать ли претензию или нет, может быть принято с предварительным знанием последствий, которые она окажет или окажет». т есть на ваши ставки.
Также важно поговорить со своим агентом о политике страховой компании задолго до того, как вам нужно будет подать иск. Некоторые агенты обязаны сообщить о вас в компанию, если вы даже обсудите возможную претензию и решите не подавать. По этой причине вы также не хотите ждать, пока вам нужно будет подать иск, чтобы узнать о политике вашей страховой компании в отношении консультаций с вашим агентом.
Независимо от вашей ситуации, сведение к минимуму количества подаваемых вами требований является ключом к защите ваших страховых тарифов от существенного повышения. Хорошее правило, которому нужно следовать, — подавать иск только в случае катастрофической потери. Если на бампере вашего автомобиля образовалась вмятина или с крыши вашего дома слетело несколько черепиц, возможно, вам будет лучше, если вы позаботитесь о расходах самостоятельно.
Если ваш автомобиль попал в аварию или вся крыша вашего дома провалилась, подача иска становится более экономически целесообразным занятием. Просто имейте в виду, что даже если у вас есть страховка и вы платите страховые взносы вовремя в течение многих лет, ваша страховая компания может отказать в продлении вашей страховки по истечении срока действия полиса.
Как подать страховое требование?
Если у вас есть страховой полис и вы понесли убытки, покрываемые им, вы можете подать иск, связавшись со своей страховой компанией. Это можно сделать по телефону и все чаще в Интернете. После подачи претензии страховщик соберет у вас соответствующую информацию и может запросить доказательства (например, фотографии) или подтверждающую документацию. Страховщик также может направить оценщика для собеседования с вами и оценки существа вашего требования.
Почему подача иска увеличивает страховые взносы?
Иногда подача иска может привести к увеличению страховых взносов в будущем. Хотя это не всегда так, например, некоторые страховщики прощают первую аварию. Повышение ставки после претензии в основном связано с тем, что страховщик будет рассматривать вас как более рискованный, чем раньше, и соответствующим образом скорректирует стоимость. Если вы сможете доказать, что претензия была подана не по вашей вине, возможно, вы сможете отменить такое увеличение. Если вы подадите слишком много претензий за очень короткий период времени, страховая компания может не продлить ваш полис независимо от вины.
Должен ли я подавать страховой иск, если ущерб меньше моей франшизы?
Если нанесенный вам ущерб меньше вашей франшизы, возможно, нет смысла подавать иск в вашу страховую компанию. Например, если у вас есть 200 долларов предполагаемого ущерба, но франшиза составляет 1000 долларов, это не имеет смысла. Однако, если вы считаете, что другая сторона полностью виновата и хотите, чтобы ее страховка оплатила ваш ущерб, вы, тем не менее, можете подать иск. Прежде чем подавать иск, рекомендуется всегда поговорить со своим страховым агентом.
Объяснение страхования D&O | AGCS
Экспертная статья о рисках | июнь 2022 г.
Страхование директоров и должностных лиц (страхование D&O) обеспечивает покрытие компании и ее руководства, защищая их от претензий, возникающих в связи с их решениями и действиями
Страхование D&O в agcs
Наш аппетит к риску
Что такое страхование D&O?
Полисы страхования директоров и должностных лиц (страхование D&O) обеспечивают покрытие ответственности менеджеров компании, чтобы защитить их от претензий, которые могут возникнуть в результате решений и действий, предпринятых в рамках их обязанностей. Сегодняшняя все более сложная правовая среда означает, что предприятия сталкиваются с повышенной вероятностью ответственности и судебных разбирательств, часто вызванных «неблагоприятными новостями». Компании обычно покупают страховку D&O, потому что судебные иски обходятся дорого, а связанные с ними расходы растут. Более того, если у компаний нет хорошей программы страхования D&O, маловероятно, что они смогут привлечь лучших менеджеров, учитывая связанные с этим потенциальные риски.
Страхование D&O возмещает расходы на защиту, понесенные членами совета директоров, менеджерами и сотрудниками при защите от претензий со стороны акционеров или третьих лиц в связи с предполагаемыми правонарушениями. Страхование D&O также покрывает денежный ущерб, расчеты и вознаграждения, возникающие в результате таких претензий. Если компания не может возместить своим директорам, должностным лицам или сотрудникам суммы, вытекающие из этих требований, страхование D&O вмешается, чтобы напрямую оплатить эти расходы, защищая личные активы человека. Если компания возмещает такие расходы физическому лицу, страхование D&O возместит компании такое возмещение. Политика D&O также обеспечит некоторое покрытие для самой компании, если на нее подадут в суд.
Покрытие обычно распространяется на нынешних, будущих и бывших директоров и должностных лиц компании и ее дочерних компаний. Страхование D&O покрывает физическое лицо за действия, совершенные или бездействующие, когда он занимал эту должность в компании. Это означает, что даже если человек больше не является членом совета директоров, если в течение периода действия полиса против него будет подан иск за предполагаемые правонарушения в качестве члена совета, он все равно будет подпадать под действие политики, действующей на время предъявления иска. Страховые полисы D&O не покрывают умышленно мошеннические или преступные действия.
Страхование D&O поднимает перед компаниями множество важных вопросов: Насколько достаточно страхового покрытия? Что и кто застрахован, а что нет? Должны ли малые и средние предприятия (МСП) покупать D&O? Как выглядит типичная программа страхования D&O? Как управление рисками может защитить офицеров от множества опасностей, с которыми они сталкиваются в современной бизнес-среде?
Общие сценарии риска D&O включают:
- Нарушение фидуциарных обязанностей перед компанией и акционерами
- Действия акционеров
- Отчет об ошибках
- Неточное или неадекватное раскрытие информации
- Введение в заблуждение в проспекте
- Несоблюдение правил или законов
- Корпоративное непредумышленное убийство
- Требования кредиторов
- Заявление конкурента
- Практика трудоустройства и кадровые вопросы
Общие исключения D&O включают:
- Мошенничество
- Умышленные преступные действия
- Незаконное вознаграждение или личная выгода
- Претензии по предыдущему полису
- Нестраховые штрафы и пени
Структура страхования D&O
Структура страхового полиса D&O зависит от того, какой из трех страховых договоров приобретается. Как правило, выбираются политики ABC, поскольку они являются стандартными политиками для публичных компаний. В некоторых юрисдикциях частные или некоммерческие компании могут рассматривать только покупку покрытия AB в качестве меры экономии [см. таблицу].
Проведите, чтобы увидеть больше
Сторона А | Оплачивает от имени застрахованного лица невозмещенные убытки, возникшие в результате предъявления иска против застрахованного лица. | Индивидуальный офицер | Его/ее личные активы |
Сторона Б | Выплачивает от имени компании убытки, которые возмещаются в результате иска против застрахованного лица. | Компания | Его корпоративные активы |
Сторона С | Выплачивает от имени компании убытки, понесенные в результате иска против компании. (За пределами США и для публичных компаний США это только претензии по ценным бумагам; в США для частных компаний и инвестиционных консультантов это претензии к компании, не ограничиваясь ценными бумагами) | Компания | Его корпоративные активы |
Страховое покрытие D&O стало обычной страховкой для крупных транснациональных компаний, но организации любого размера — государственные, частные или некоммерческие — подвержены потенциальным рискам.
Растет спрос на страхование D&O для малого и среднего бизнеса, хотя проникновение все еще остается низким из-за отсутствия осведомленности и образования. Небольшие компании могут не считать себя «достаточно большими» для страхования D&O, но это не всегда так. Судебные процессы становятся все более дорогостоящими, и для небольшой или средней компании один судебный процесс может стать огромным финансовым бременем. Покрытие D&O может быть адаптировано для удовлетворения потребностей малого и среднего бизнеса с более низкими удержаниями и более низкими лимитами.
Как работает D&O: избыточные структуры слоев
Крупные программы с лимитами более 30 млн долларов обычно слишком велики для одного страховщика и требуют, чтобы группа страховщиков разделяла риски. В этом случае основной или ведущий страховщик будет обрабатывать формулировки, консультировать по вопросам создания международной программы страхования (см. ниже) и урегулировать претензии.
Первичная страховая компания обеспечивает «основной уровень» страхового покрытия D&O, например, 30 млн долларов. Как только основной лимит ответственности исчерпан выплатой убытков, вступает в действие следующий уровень, до определенной суммы, и так далее. В качестве первого полиса, отвечающего на претензию, первичный страховщик несет наибольшую подверженность риску, поэтому премии по первичному полису выше и обычно снижаются вверх по башне.
Еще один способ разделения рисков — это пропорциональное совместное страхование, также известное как доля квоты. При такой схеме страховщики по существу разделят избыточный слой, а премия будет пропорционально распределена в зависимости от доли риска каждого страховщика. Аналогичным образом будут урегулированы претензии.
Международные программы
Крупные клиенты, имеющие дочерние компании в других странах, нуждаются в международном страховом решении для защиты интересов руководства по всему миру. Некоторые страны требуют, чтобы компании оформляли страховку у местного страховщика. Однако в других юрисдикциях допускается выдача основного полиса в другой стране, который покрывает местные риски. В международных страховых программах покрытие D&O обычно предоставляется через глобальный генеральный полис, который гармонизирует глобальную защиту, наряду с полисами, допускаемыми на местном уровне, для устранения рисков, связанных с конкретной страной, где это необходимо.
Кто покрыт?
- Бывшие, настоящие и будущие директора и должностные лица
Что покрыто?
- Заявление о противоправном деянии
- Затраты и расходы застрахованного лица, например расходы на защиту
- Финансовые убытки, ответственность за которые несет застрахованный
Кто может претендовать?
- Акционеры, инвесторы, кредиторы, банки
- Наблюдательный совет
- Само предприятие, сотрудники
- Регулирующие органы, государственные органы, союзы
- Клиенты, поставщики, конкуренты
Шесть шагов к структурированию страховой программы
- Воспользуйтесь дегрессивным характером страховых цен . Большие башни предлагают отличное соотношение цены и качества, поскольку цена за единицу мощности становится дешевле, чем выше башня.
- Рассмотрите возможность специальной и специальной защиты для физических застрахованных лиц, которая не может быть ослаблена элементами страхового покрытия юридического лица и по-прежнему действует в случае, если юридическое лицо больше не может возмещать ущерб (выделенная башня Стороны A, превышающая ABC, или отдельное покрытие Стороны A).
- Разнообразьте свою программу. Башня, состоящая из множества несущих с небольшими ограничениями, намного устойчивее, чем такая же башня, состоящая из нескольких несущих с большими ограничениями.
- Убедитесь, что у вас есть международная страховая программа для обеспечения согласованного глобального покрытия.
- Подтвердите, что отдел претензий основного перевозчика успешно урегулировал крупные претензии. Каков вообще их протокол претензий? Встретьтесь с людьми претензий, а также с андеррайтерами.
- Не перегружайте политики слишком большим количеством (экзотических) дополнений. Убедитесь, что у вас есть достаточный лимит для ваших основных рисков, а не для дополнительных, которые вы не можете использовать.
Топ-3 бизнес-риска в сфере профессиональных услуг в 2023 году
- Киберинциденты (45%) — 2022 ранг: 1 (45%)
- Макроэкономические изменения (26%) — НОВИНКА
- Изменения в законодательстве и нормативных актах (21%) — 2022 г. место: 2 (27%)
узнайте больше в нашем Барометре рисков Allianz 2023
Все последние новости, отчеты и горячие темы
Информационный бюллетень
Будьте в курсе всех новостей и информации от AGCS
Зарегистрироваться
Группа компаний Альянс
Allianz Group предлагает широкий спектр продуктов, услуг и решений в области страхования и управления активами и действует как международная страховая компания практически на всех континентах.