Статья на тему «Особенности психосоциального развития детей младшего школьного возраста, воспитывающиеся в неполной семье»
Особенности психосоциального развития детей младшего
школьного возраста, воспитывающиеся в неполной семье
Феномен психосоциальное развитие представляет собой один из самых главных процессов на протяжении всей жизни человека, предполагающий становление человека как личности, как субъекта общественных отношений и обеспечивающий благополучное социальное функционирование.
Интерес к феномену психосоциальное наблюдается как в зарубежных, так и в отечественных психологических исследованиях. Психосоциальное развитие все чаще становится предметом психологических исследований, в рамках которых она рассматривается как предпосылка социализации человека и его адаптацию, а также характеристика его субъективного восприятия окружающей действительности.
Можно отметить, что в психологии сложились два подхода к рассмотрению и понимаю сущности адаптации:
1. Адаптация как приспособление человека к внешним условиям.
2. Адаптация как активное взаимодействие человека и окружающей среды, в процессе которого, с одной стороны, личность приспосабливается к требованиям среды, а с другой стороны, личность сама воздействует на среду и изменяет ее.
Первый подход подвергался жесткой критике, поскольку такое понимание адаптации для психологической науки не совсем подходит, поскольку человек не просто пассивно приспосабливается к окружающей среде, а между ним и средой складываются особые взаимоотношения, в ходе которых происходит взаимное влияние.
Анализ отечественных и зарубежных источников показал, что однозначное определение понятия «психосоциальное развитие» отсутствует. Каждый исследователь данного процесса, акцентируя внимание на какой-либо его стороне, предлагает свое определение, в которое вкладывает свое видение данного процесса.
В самом общем виде, психосоциальное развитие рассматривается как один из механизмов социализации, посредством которого человек «включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения».
В целом, адаптацию рассматривают в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле, адаптация представляет собой любое взаимодействие человека и окружающей среды, в результате которого происходит согласование их структур, функций и поведения. В данном контексте адаптация очень близка к понятию социализация, поскольку здесь подчеркивается связь человека и макросоциума, приобретение человеком новых социальных ролей и общественного положения.
В узком значении под адаптацией понимают взаимоотношения человека и малой социальной группы – микросоциума. В данном аспекте под адаптацией понимается вхождение человека в малую социальную группу, усвоение и принятие сложившихся норм, правил, а также принятие определенной роли в данной группе и места в структуре межличностных отношений.
Психосоциальное развитие представляет собой процесс осуществления социального взаимодействия, обеспечивающий реализацию личностного потенциала. Значит, адаптация — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
В силу этого, условия жизни и деятельности рассматриваются как важнейший фактор психосоциального развтия. А одним из главных условий для адаптации человека в новой социальной среде является умение быстро найти свое место в ней в процессе взаимодействия с другими людьми. Важным средством достижения социально-психологической адаптации выступают образование человека, его воспитание, его трудовая и профессиональная подготовка.
Исследования Психосоциального развития немного раньше появились в зарубежной психологии. Можно отметить, что в каждом направлении психологии авторы по-разному подходили к объяснению данной психологической категории.
С позиции необихевиоризма рассматривается как процесс достижения гармонии во взаимодействии человека с окружающей средой. В рамках этого подхода акцент был сделан на социальной стороне, а пристальное внимание уделяется поведению человека, которое может стать причиной дезадаптации, при этом внутриличностные особенности человека полностью игнорируются.
Идея психосоциального развития как активного процесса взаимодействия человека и окружающей среды появилась в рамках интеракционистского подхода. Здесь адаптацию определяют не только социальные факторы, но также и внутрипсихические. Успешная адаптация будет в том случае, если человек эффективно реагирует на требования среды и выбирает наиболее приемлемые способы реагирования.
Психоаналитическое направление не выделяет категорию адаптации, но рассматривая взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх Я», а также использование защитных механизмов, по сути, описывают именно процесс адаптации. Таким образом, под адаптацией можно понимать процесс установления равновесия между «Оно», «Я» и «Сверх Я», протекающий с помощью защитных механизмов и препятствующий возникновению неврозов [51].
С точки зрения когнитивной психологии, интеллект человека, его познавательные способности являются субъективным фактором адаптации, а механизмами – процессы ассимиляции и аккомодации. Интеллект «стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, устранению несоответствий или расхождений между реальностью и ее отображением, созданным в уме».
Таким образом, можно отметить, что в зарубежной психологии отсутствует единый взгляд на проблему психосоциального развития.
В отечественной психологии психосоциальное развитие рассматривается часто как интегративный социально-психологический фактор, который лежит в основе социализации человека и становления его самосознания. В процессе психосоциального развития человек интегрируется в общество, усваивает общественные нормы, ценности, а также получает возможность реализовать самого себя, свои способности и возможности. Отмечается, что такая адаптация осуществляется в процессе усвоения и принятия норм и ценностей общества.
Психосоциальное развитие проявляется посредством взаимодействия и общения человека с социумом, принятия норм и ценностей макро и микросоциума. В ходе происходит согласование требований и ожиданий человека и окружающих людей, общества.
Б. Г. Ананьев рассматривал адаптацию как «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей среды, затрагивающий все уровни функционирования человека».
Т. В. Андреева рассматривает психосоциальное развитие как «процесс активного приспособления индивида к условиям среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности и социального в человеке». Состояние адаптированности рассматривается как готовность человека выполнять различные социальные роли, а также как устойчивость социальных связей человека.
Д. Н. Дубровин рассматривает психосоциальное развитие как «взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы». При этом автор отмечает, что адаптация имеет место тогда, когда «социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности». С его точки зрения результатом адаптации является адаптированность, которая состоит из следующих компонентов: адаптация как самореализация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию.
Исследуя особенности психосоциального развития, А. А. Реан отмечал, что наиболее эффективный тип адаптации является вероятностно-комбинированный тип. Данный тип имеет место в результате оценки вероятности успешной адаптации при разных адаптационных стратегиях. Чтобы выбрать определенную стратегию человек оценивает требования социальной среды, собственный потенциал для изменения или приспособления, а также цена тех усилий, которые будут затрачены на изменения [45].
Психосоциальное развитие тесно связана с процессом социализации, но не является тождественной этому процессу. Правильнее отметить, что адаптация является одной из многих сторон процесса социализации. Так, В. А. Петровский отмечал, что адаптация является первой фазой становления человека как личности при вступлении в социальную общность, представляя собой процесс присвоения человеком социальных норм и ценностей и овладение формами и средствами деятельности.
В целом, можно отметить, что в отечественной психологии психосоциальное развитие раскрывается через категории предметной деятельности и понятие «присвоение», которое подразумевает овладение человеком общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. В отечественной психологии психосоциальное развитие рассматривается как приспособление человека, предполагающее деятельность человека с целью удовлетворения требований внешней и внутренней среды индивида.
Анализ психологической литературы позволил выделить три вида социально-психологической адаптации человека:
1. Нормальная адаптация. Данный вид адаптации предполагает адаптивный процесс, приводящий к устойчивой адаптированности человека без патологических изменений структуры личности и без нарушений тех норм, которые характерны для микро или макросоциума.
2. Девиантная (нонконформистская) адаптация. Данный вид адаптации предполагают удовлетворение потребностей человека в данной социальной среде, в то время как ожидания окружающих людей не оправдываются, поскольку личность не в полной мере соблюдает нормы и ценности данной социальной группы.
3. Патологическая адаптация. Данный вид адаптации предполагает использование патологических механизмов адаптации, приводящих к патологическим изменениям в структуре личности, образованию патологических комплексов характера, невротических синдромов.
Выделяются также разные виды адаптации в зависимости от уровня взаимодействия человека с окружающей средой:
1. Физиологическая адаптация, подразумевающая перестройку систем организма в зависимости от влияний окружающей среды.
2. Психологическая адаптация, рассматриваемая как приспособление человека на уровне психических процессов.
3. Социальная адаптация, предполагающая овладение новыми общественными связями.
Психосоциальное развитие представляет собой целостный и системный процесс; она характеризует взаимоотношения человека с окружающей средой как природной, так и социальной. Протекание процесса адаптации зависит от психологических свойств человека, его личностным развитием.
Следует отметить, что понятие «психосоциальное развитие» рассматривается одновременно как процесс и как результат взаимодействия человека с окружающей средой. Для того чтобы акцентировать результат адаптации, часто используют понятие «адаптированность», под которым понимают «состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия».
Рассматривая адаптированность человека в качестве результата процесса адаптации, закономерно встает вопрос о критериях адаптированности, которые бы позволили говорить об успешной или неуспешной адаптации. Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о наличии большого количества таких критериев, выдвигаемых различными исследователями, изучающих данный феномен.
И. В. Малышев все критерии разделил на объективные и субъективные. В качестве объективных критериев адаптированности выступают эффективность и успешность деятельности, успешность решения задач и требований, статусное положение в коллективе, отсутствие частых конфликтов. В качестве субъективных признаков адаптированности выступают эмоциональное ощущение комфорта, высокий уровень удовлетворенности отношениями и своим социальным статусом, своей деятельностью, возможность самореализации и удовлетворения своих потребностей, общее ощущение психологического благополучия.
Семья представляет собой один из важнейших институтов социализации подрастающего поколения, поскольку является первичной ячейкой жизни и развития ребенка. В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка, отдельные стороны и компоненты его воспитательного потенциала.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, здесь с наибольшей полнотой раскрываются индивидуальные качества личности, ее внутренний мир. Человек находится в системе семейных взаимоотношений на протяжении всего жизненного пути, что обусловливает ее значимость для развития каждого человека в обществе, становления его как члена общества. Огромное влияние оказывает семья на личность ребенка и его социально-психологическую адаптацию.
Психологические исследования отечественных психологов А. И. Захарова, А. С. Спиваковской, Е. О. Смирновой и др. показывают, что дети из неполных семей обладают рядом психологических особенностей, по сравнению с детьми, воспитывающихся в полных семьях. В числе таких особенностей были выделены более низкая школьная успеваемость, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявления инфантильности, негативное отношение к родителям, нарушения полоролевого поведения, тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивая, заниженная самооценка с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватная требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого».
По данным Е. О. Смирновой и B. C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
Исследования неполной семьи показали, что воспитание в ней детей имеет свою специфику, способствуя формированию определенных черт характера и особенностей поведения, что в свою очередь сказывается на их социально-психологической адаптации, во многом ее затрудняя. Согласно М. Земска, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций детей и их поведенческих установок. Также дети из неполных семей имеют более низкий уровень подготовки к семейной жизни в силу отсутствия образа полной семьи в своей жизни. В неполной семье у детей отсутствует пример брачных отношений, возможность формирования культуры чувств и отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Мальчики, воспитывающиеся без отцов, усваивают женский тип поведения или, наоборот, у них формируется искаженное представление о мужском поведении как об агрессивном и резком. У девочек, росших без отца, затрудняется формирование представлений о будущем супруге и понимание мужской психологии. Поэтому вероятность разводов у детей из неполных семей выше, чем у тех детей, которые воспитывались в полных семьях. Исследователи утверждают, что отсутствие одного из родителей в неполной семье, по сути, лишает ребенка возможности видеть разные варианты семейных отношений между мужчиной и женщиной и влечет односторонний характер психического развития. Мальчики зачастую лишены мужских черт характера, а у девочек искажается образ мужчины и отношений с мужчиной.
Также М. Земска отмечает, что неполная семья может оказывать влияние на школьную успеваемость, нравственность детей, их активность, жизненную позицию.
Исследования зарубежных психологов показывают, что дети очень тяжело переживают развод родителей независимо от возраста. Наиболее острые переживания и последствия развода наблюдаются в дошкольном возрасте, особенно если ребенок в семье является единственным, вызывая изменения в поведении ребенка в сторону замкнутости, агрессивности, капризности. Переживание развода в подростковом возрасте вызывает гипертрофированную эмоциональность, неуравновешенность, болезненную чувствительность, делая психику подростка особенно ранимой, способствуя появлению чувства неполноценности, покинутости, одиночества.
Л. Н. Чукреева в своих исследованиях отмечает, что около 60% неполных семей имеют материальные проблемы, и являются бедными или зависящими от социальных пособий и социальной поддержки государства [53]. Такие выводы подтверждает исследование Е. В. Андрюшиной среди подростков в Москве. Подростки из неполных семей в два раза чаще отмечали серьезные материальные трудности, имеющие место в их семьях, чем их сверстники, воспитывающиеся в полных семьях.
Также Е. В. Андрюшина отмечает, что для детей, воспитывающихся в неполных семьях, чаще характерны проблемы со здоровьем, они в большей степени подвержены хроническим и острым заболеваниям. Такие показатели здоровья детей из неполных семей связывают не только с влиянием развода на здоровье ребенка, но, в первую очередь, с низкой медицинской активностью матери, а также с различиями в образе жизни в полной и неполной семье.
В неполной семье происходит затруднение идентификации детей с родителями своего пола в связи с отсутствием одного из родителей и невозможностью наблюдения за образцом поведения отсутствующего родителя. Особо страдают от отсутствия отца мальчики, поскольку чаще всего в неполной семье отсутствует именно мужской эталон поведения. Кроме того, при отсутствии в семье мужчины, мать чаще всего меняет свою родительскую роль, стремясь компенсировать сыну этот недостаток. Мать пытается совместить материнскую функцию любви, нежности, терпимости с отцовской функцией строгости, требовательности и авторитарности. Чаще всего такое совмещение не приносит нужного результата, а наоборот имеет ряд негативных последствий: мальчик лишается как образцов поведения отца, так и матери. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.
Указанные проблемы воспитания в неполной семье не всегда означают, что неполная семья непременно будет неблагополучной и не сможет реализовать эффективно воспитательный процесс и способствовать эффективной социально-психологической адаптации. Тем не менее, отмечается, что в неполной семье более высока вероятность их возникновения, по сравнению с полной семьей. Отсутствие в семье одного из родителей не является обязательным показателем низкой эффективности семейного воспитания. Во многих неполных семьях психологическая атмосфера благоприятна для развития и формирования здоровой личности. В то же время в полной семье может быть такая обстановка, что личность ребенка формируется с многочисленными психологическими проблемами.
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований психосоциального развития показал, что данная проблема является достаточно востребованной, несмотря на наличие многочисленных исследований. Психосоциальное развитие подразумевает под собой процесс приспособления человека к микро и макросоциуму, становление его как личности в соответствии с требованиями, нормами и ценностями общества, и собственными мотивами, потребностями и ценностями. Психосоциальное развитие представляет собой процесс включения человека во взаимодействие с окружающей средой и результат этого процесса. Независимо от особенностей неполной семьи, исследователи сводятся во мнении, что воспитание в неполной семье оказывает влияние на развитие личности ребенка, создавая наиболее типичные психологические проблемы, с которыми сталкиваются дети в неполной семье: более низкий уровень здоровья детей, более высокий уровень материального неблагополучия, более высокий уровень приобщения подростков к диванным формам поведения, отсутствие примеров и эталонов взаимодействия мужчины и женщины, что накладывает отпечаток на создание в дальнейшем собственных семей. Указанные особенности и проблемы неполной семьи имеют прямое отношение к особенностям социально-психологической адаптации детей, существенно затрудняя данный процесс.
Особенности психосоциального развития и адаптации детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
лодых людей. Это видно: по влиянию государства в области образования и воспитания, политического воздействия через социально-политическую рекламу, через общественно-политические организации, акцентирование внимание социума на природные и культурные ценности, через основы домашнего воспитания и создание собственной национальной идеи, что способствует развитию всё более положительного отношения к своей стране и тем самым появлению гордости и патриотических чувств.
Подводя итоги нашей исследовательской работы, можем сделать следующие выводы:
1. Сербские студенты, прежде всего, выделяют любовь к своей Родине как основное определение патриотизма, и его дополнительные проявления в защите, уважения к народу и стране.
Библиографический список
2. Положительно относятся к патриотизму и считают, что патриотический дух в Сербии существует.
3. Сербская молодёжь любит свою Родину, и считает себя патриотами, но многие считают патриотизм исключительно политически окрашенным явлением. Они созвучны со своим народом и реально оценивают достоинства своей страны, уважают другие народы и считают себя достаточно толерантными.
4. Сербская молодёжь не боится критики и откровенно выражает свои чувства. Считают, что патриотизм зависит от воспитания, но что такое патриотическое воспитание для них пока ещё не ясно. Поэтому скептично относятся к влиянию школы, как вида давления на учеников.
1. Вукович Р Школа и воспитание в духе югославского социалистического патриотизма. Белград, 2001: 58 — 78
2. Росандич Р. Патриотическое воспитание в учебниках. Белград, 2010: 89 — 96.
3. Росандич Р. Патриотическое воспитание в учебниках. Белград, 2015: 77 — 90.
4. Плут Д. Социалистические образцы в учебниках. Белград, 2014: 55 — 78.
5. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 — 60.
6. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6: 146 — 151.
7. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013, 1: 45 — 51.
8. Живкович Е. Особенности осуществления патриотического воспитания в Сербии. Белград, 2010.
References
1. Vukovich R. Shkola i vospitanie v duhe yugoslavskogo socialisticheskogo patriotizma. Belgrad, 2001: 58 — 78
2. Rosandich R. Patrioticheskoe vospitanie vuchebnikah. Belgrad, 2010: 89 — 96.
3. Rosandich R. Patrioticheskoe vospitanie v uchebnikah. Belgrad, 2015: 77 — 90.
4. Plut D. Socialisticheskie obrazcy v uchebnikah. Belgrad, 2014: 55 — 78.
5. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 — 60.
6. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel’nosti shkol’nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial’nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6: 146 — 151.
7. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel’naya adaptaciya. Aziya iAfrika segodnya. 2013, 1: 45 — 51.
8. Zhivkovich E. Osobennosti osuschestvleniya patrioticheskogo vospitaniya v Serbii. Belgrad, 2010.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 373.3
Martyshov A.V., postgraduate, Department of Forensic Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF PSYCHOSOCIAL DEVELOPMENT AND ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE. The
article presents an analysis of features of psychosocial development and adaptation of primary school children. It is shown that the formation and mastery of the higher mental functions of the child takes place in the course of interaction of the younger student with the social reality, where age education is an indicator of personal development. It is revealed that establishment of relationship with social environment of the child is connected with educational activity, mastering of generalization, formation of arbitrariness and visual-figurative thinking in younger schoolchildren. The analysis of socio-economic changes in Russian society significantly affects the mental and personal development of younger students. It is noted that at the present stage of development of society there is ignoring the social environment and the specifics of the child’s development. The focus in society is a significant threat and has in the near future, unpredictable social and psychological consequences for society.
Key words: psychosocial development of child, younger schoolchildren, adaptation, higher mental functions.
А.В. Мартышов, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы
народов, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен анализ особенности психосоциального развития и адаптации детей младшего школьного возраста. Показано, что формирование и овладение высшими психическими функциями ребёнка проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью, где возрастные образования являются показателем личностного развития. Выявлено, что установление взаимоотношения с социальным окружением ребёнка связано с учебной деятельностью, овладение обобщения, формированием произвольности и наглядно-образного мышления у младших школьников. Анализ социально-экономических изменений в российском обществе значимо отражается на психическом и личностном развитии младших школьников. Отмечается, что на современном этапе развития общества происходит игнорирование социального окружение и специфики развития ребёнка. Данная направленность в обществе является значимо опасной и несет в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологические последствия для социума.
Ключевые слова: психосоциальное развитие ребёнка, младшие школьники, адаптация, высшие психические функции.
Проблема психосоциального развития и адаптации детей младшего школьного возраста по-прежнему считается важной и актуальной проблемой на современном этапе развития российского общества.
Формирование и овладение высшими психическими функциями (ВПФ) в ходе онтогенеза, их социогенез проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью в процессе деятельности и общении, где качествен-
ные возрастные образования являются показателем личностного развития [1; 2].
Необходимо отметить, что психологическое принятие младшим школьником своего нового социального статуса проявляется в отказе от «дошкольных» поведенческих паттернов и усвоение новых ориентаций и установлении внутренней позиции школьника. К ним мы можем отнести такие позиции, как положительное отношение ребёнка к школе и процессу познания; попытке усвоения школьником социально-одобряемого поведения; к признанию младших школьников авторитета учителя как источника знаний и умений [3].
Изменение детской психики связано с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту. Эта динамика связана с изменением социального положения ребёнка в системе отношений с социумом. Эти взаимоотношения начинают центрироваться вокруг ребёнка при поступлении в начальную школу и оказывают влияние на его поведение и новые достижения [4].
Новые взаимоотношения с социальным окружением связано с учебной деятельностью младшего школьника и в овладении обобщений [5].
В этот период идет формирование произвольности и наглядно-образного мышления. Формирования уровня произвольности отмечается у большинства детей младшего школьного возраста.
Психологические новообразования ребёнка тесным образом связаны с игровой и учебной деятельностью. В процессе её осуществления у ребёнка устанавливаются особые условные отношения с взрослыми.
Важно также отметить, что этот возраст связан с так называемым «кризисом семи лет». Это достаточно условный термин, если иметь в виду паспортный возраст ребёнка. Интересен тот факт, что паспортный возраст ребёнка может не всегда совпадать с биологическим возрастом. По мнению М.М. Безруких биологический возраст — это уровень морфологического и психологического развития организма, который может быть сравним со средними возрастными характеристиками группы (популяции) [5].
Адаптационный характер функциональной работы организма ребёнка определяется не паспортным, а биологическим возрастом организма. При психологической дезадаптации ребёнка разница в возрасте может составлять от полутора до двух лет [5; 6]. В связи с этим организация обучения в школе должна базироваться на биологическом возрасте ребёнка, где в полной мере должны учитываться его психо-типологические особенности и уровень развития физиологических, психофизиологических и психологических процессов [7]. Такой подход даст возможность будущему ученику сформировать базисные системы физической, познавательной и эмоциональной сфер ребёнка и включить их в более сложные виды деятельности, обеспечивающие систематическое обучение в школе [5; 7].
При не соблюдении этих базисных систем могут не до конца быть сформированы ВПФ, что может вызвать у ребёнка трудности в обучении в школе и часто они несут нарушения в эмоциональной и коммуникативной сферах личности школьника. В ходе образовательного процесса должно учитываться достигнутый уровень психического и психофизиологического развития [5].
Формирование и становление психических механизмов внимания, восприятия и эмоциональной активности являются психофизиологической основой выбора ведущей деятельности школьника — ролевой игры. Именно в игровой деятельности младшего школьника, базирующийся на основе эмоциональной активации ребёнок может усваивать учебный материал, быть замотивиро-ван и принимать нормы отношений с социальным окружением. Только на их основе происходит развитие его мотивационно потребительской сферы [4].
Структурно-функциональное созревание лобных долей у детей младшего школьного возраста создаёт психофизиоло-
Библиографический список
гические условия для перехода от игры с открытой ролью и скрытыми правилами к игре с открытыми правилами и скрытой ролью, которые требуют от школьника высокой степени произвольного поведения. При этом ребёнок может получать удовольствие от принятия норм и правил поведения, которые позволяют ему в будущем выстраивать внутренние программы поведения [4].
Всё это дает толчок для развития творческих возможностей ребёнка и формированию саморегуляции психических функций, например, внимания, некоторых волевых качеств.
В младшем школьном возрасте, по мере формирования произвольности в психической деятельности ребёнка, особое место начинают занимать дидактические игры, которые организуются близким социальным окружением личности. Такие игры хорошо себя зарекомендовали в дошкольном обучении и в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Вместе с тем, в силу морфофункциональной незрелости ассоциативных полей коры (фронтальные части), дидактические игры не могут у детей полностью подменить ролевую игру. По мере взросления ребёнка существенное значение для него приобретают различные формы продуктивной деятельности, такие как конструирование, рисование, лепка и вырезывание.
На ранних стадиях у младших школьников наблюдается переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление у младших школьников постепенно превращается в логическое. Дети становятся способными устанавливать причинно-следственные связи. Это создаёт фундамент для систематического и концептуального рассуждения на уровне конкретных операций с использованием приёмов логических выводов и умозаключений.
Психофизиологический анализ базовых составляющих ВПФ у детей 5 — 6 лет даёт возможность рассматривать данный возрастной период с позиций морфофункционального развития регуляторных структур как сензитивный для формирования произвольной деятельности, пространственного восприятия, пространственных и временно-пространственных представлений. Исходя из этого, можно заключить, что образовательный процесс у младших школьников крайне необходим и может быть выстроен на основе знания психологичеких и психофизиологических особенностей детей этого возраста [6].
Современные социально-экономические изменения в российском обществе значимо отражаются на психическом и личностном развитии младших школьников. Общая тенденция особенности развития современного детства заключается в том, что социальное окружение ребёнка игнорирует специфику дошкольного и младшего школьного возраста и его фундаментальное значение для полноценного развития личности. Данная направленность в обществе является значимо опасной, которая несет в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологические последствия для социума.
Таким образом, формирование и овладение высшими психическими функциями в ходе онтогенеза проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью, где возрастные образования являются показателем личностного развития. Установление взаимоотношения с социальным окружением связано с учебной деятельностью младших школьников и в овладении ребёнком обобщений действий и формированием произвольности наглядно-образного мышления.
Анализ социально-экономических изменений в российском обществе значимо отражается на психическом и личностном развитии младших школьников. К сожалению, на современном этапе развития общества отмечается игнорирование социального окружение ребёнка и специфики развития младшего школьного возраста. Данная направленность в обществе является значимо опасной и несёт в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологичские последствия для социума.
1. Айзман РИ., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. 1: 9 — 17.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Москва, 1984; Т. 4.
3. Даначева М.Н., Шастун С.А., Глебов В.В. Особенности психоэмоциональной сферы и адаптации учащихся средних классов, проживающих в разных условиях столицы. Агаджаняновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016: 42 — 43.
4. Литвинова, Н.А. Комплексный медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образовательного процесса. Труды Кузбасской комплексной экспедиции. 2004; Том 1: 93 — 103.
5. Безруких М.М. Здоровъесберегающие технологии в общеобразовательной школе: Методология анализа, формы, методы, опыт применения. Москва, 2002.
8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона
Эриксон утверждал, что личность развивается в предопределенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).
Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.
Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.
Этап | Психосоциальный кризис | Основная Добродетель | Возраст |
---|---|---|---|
1. | Доверие против недоверия | Надежда | 0 – 1½ |
2. | Автономия против стыда | Воля | 1½ – 3 |
3. | Инициатива против Вины | Назначение | 3 – 5 |
4. | Трудолюбие против неполноценности | Компетенция | 5 – 12 |
5. | Идентичность и путаница ролей | Верность | 12 – 18 |
6. | Близость против изоляции | Любовь | 18 – 40 |
7. | Генерация против стагнации | Уход | 40 – 65 |
8. | Целостность эго против отчаяния | Мудрость | 65+ |
Содержимое
1. Доверие против недоверия
Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.
Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.
Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.
Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.
Успех и неудача на первом этапе
Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.
Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.
В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.
2. Автономия против стыда и сомнения
Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.
Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.
Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.
Что происходит на этом этапе?
Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.
Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.
Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.
Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.
От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).
Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).
3. Инициатива против вины
Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.
Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».
В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.
Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.
И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.
Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».
Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.
Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.
4. Трудолюбие против неполноценности
Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его определенным навыкам.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.
Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.
Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.
Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .
5. Идентичность и путаница ролей
Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность и смешение ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.
В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.
Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).
Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.
Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.
Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .
Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.
В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.
В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).
Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.
6. Близость или изоляция
Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.
На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.
Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.
Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .
7. Генерация против стагнации
Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).
С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.
Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .
8. Целостность эго против отчаяния
Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.
Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.
Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).
По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.
Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.
Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.
Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.
Критическая оценка
Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).
Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.
Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.
Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.
Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.
Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.
Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).
Эриксон против Маслоу
Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона?
Маслоу | Эриксон |
---|---|
Маслоу предложил серию мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). | Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени. |
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). | Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические. |
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. | Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает в себя преодоление психосоциального кризиса. |
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. | Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов. |
Сводка
Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.
Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:
Доверие против недоверия
Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.
Отсутствие этого приведет к недоверию.
Автономия против стыда и сомнения
Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнений.
Инициатива против вины
Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.
Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.
Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.
Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.
Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.
Идентичность и смешение ролей
Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.
Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.
По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.
Близость против изоляции
Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.
В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.
Генеративность против стагнации
Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.
Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.
Целостность эго против отчаяния
Этот этап наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к ощущению глубокого чувства сожаления.
Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.
Ссылки
Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: основные книги.
Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.
Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.
МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5(2), 100.
Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52(5) , 509.
Дополнительная информация
Эриксон – почему он был важен? Статья о психосоциальных стадиях
Психосоциальное развитие от колледжа до середины жизни: 34-летнее последовательное исследование
Связь целостности Эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем
Психосексуальные стадии развития (Фрейд)
Стадии психосоциального развития Эриксона простым языком
Стадии развития Эриксона названы в честь психолога, специализирующегося на детском психоанализе. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Решая ее, мы развиваем психологические силы, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.
Имя Эрика Эриксона можно заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Он был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.
Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психо) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).
Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.
Несмотря на это, когда вы читаете восемь этапов ниже, вы можете кивать в знак согласия, узнавая себя или своего ребенка.
От рождения до 12–18 месяцев
Первая стадия теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до достижения ребенком первого дня рождения и немного дольше.
Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.
Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.
Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.
Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.
Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.
От 18 месяцев до 3 лет
Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они понимают, что могут делать некоторые вещи сами — и настаивают на этих вещах.
Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя, — будьте мудры и отпустите его вот так.
На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.
Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.
Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенностью в себе.
От 3 до 5 лет
Это дошкольный возраст. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.
Вы можете поощрять ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.
И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.
Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.
Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.
Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.
От 5 до 12 лет
Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.
У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.
Они могут не быть гением математики, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.
Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.
От 12 до 18 лет
Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.
На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.
На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.
Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?
Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.
Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.
Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.
От 18 до 40 лет
Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.
Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.
Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.
Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.
Им не хватает безопасности и тепла любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.
Связано: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами
От 40 до 65 лет
Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.
На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.
Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.
Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.
Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность
Старше 65 лет
Это стадия размышлений. В позднем взрослом возрасте, когда темп жизни замедляется, люди оглядываются на свою жизнь, чтобы оценить, чего они достигли. Люди, которые гордятся тем, что они сделали, испытывают искреннее удовлетворение.
Однако люди, не завершившие предыдущие этапы, могут испытывать чувство потери и сожаления. Если они считают свою жизнь непродуктивной, они становятся неудовлетворенными и впадают в депрессию.
Интересно, что эта последняя стадия, по словам Эриксона, является одной из фаз. Люди часто чередуют чувства удовлетворения и сожаления. Оглядываясь назад на жизнь, чтобы получить ощущение завершения, это может помочь встретить смерть без страха.
Стадия | Конфликт | Возраст | Желаемый результат | ||
---|---|---|---|---|---|
1 | Достопримечательно и СЕНГС | .0020 | |||
2 | Автономия против стыда и сомнения | от 18 месяцев до 3 лет | Чувство независимости приводит к убеждению в себе и своих способностях | ||
3 | Инициатива против вины | 3 до 5 годов | против вины | 3 до 5 лет. | Уверенность в себе; способность проявлять инициативу и принимать решения |
4 | трудолюбие или неполноценность | от 5 до 12 лет | чувство гордости и достижения | ||
5 | Идентичность или путаница | 12–18 лет | Сильное чувство идентичности; Четкая картина вашего будущего | ||
6 | Интимность против изоляции | с 18 до 40 лет | Безопасные отношения, заполненные приверженностью и любовью | Genativity против STAGNATION | 4025 | .