5.Характеристика впф
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элъкониным, П. Я. Гальпериным и др.
Л. С. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.
В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [Выготскии Л. С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковокорковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т.о. каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие «В. п. ф.» является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.
ВПФ и их мозговая организация.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. По Выготскому, ВПФ – «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики ВПФ, по Лурия:
1. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов.
2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы).
3. Они произвольны по способу осуществления.
Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.
высшие психические функции | это… Что такое высшие психические функции?
(англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Выготский выделял 2 типа (и уровня) психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что 1-й детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а 2-й — формируется на основе первого под влиянием социальных воздействий.
В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский). Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы».
В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., В. и. ф. связаны с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. Локализация в. п. ф.).
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость. См. Воля, Деконтекстуализация, Знаковое опосредствование, Пролепсис. (Е. Д. Хомская.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Развитие высших психических функций | Кен Хог | Achieve Mindset
Опубликовано в·
Чтение: 3 мин.·
20 мая 2020 г.Еженедельная серия — Развитие молодых мыслителей
9 0015 Срабатывает сигнал тревоги. Пятилетний Джонни переворачивается на бок, несколько раз моргает глазами. Он считает до трех, откидывает одеяло и вскакивает с кровати. Когда его ноги коснулись пола, он уже знает шесть вещей, которые ему нужно сделать, прежде чем он доберется до кухни. Начинается гонка, как быстро он сможет одеться, сходить в ванную, убраться в комнате, прежде чем сядет есть. Каждое утро он записывает свои лучшие результаты на настенной диаграмме.
Даже в пятилетнем возрасте Джонни находится на пути к независимости. Его будильник, расписание и таймер — это инструменты, которые помогают ему развивать высшие психические функции.
Высшие психические функции преднамеренны, что означает, что ими можно управлять с помощью мысли и выбора.
В последней статье Дженни с трудом поднимала руку, чтобы отвечать на вопросы в группе. Ей постоянно приходилось напоминать ей ждать своей очереди от учителя. Затем ее учительница поняла, что она может дать Дженни изображение поднятой руки (визуальная поддержка) в качестве напоминания. Картинка была новым ментальным инструментом, который Дженни могла использовать, чтобы выработать эту новую привычку.
Вместо того, чтобы учителю «Скажи Дженни» поднять руку, она просто указала на карточку. Через несколько раз Дженни смогла остановиться и подумать, прежде чем говорить вне очереди. В конце концов Дженни перестанет нуждаться в карте, и новый навык станет для нее автоматическим. Она усвоила бы это так же, как Джонни автоматически вылетает из постели, чтобы мчаться за завтраком.
Создание высших умственных способностей для детей дает три основных преимущества.
Расширение возможностей разума.
Расширение возможностей разума позволяет мозгу систематизировать больше информации, чем он мог бы самостоятельно. Дети будут использовать карандаш и бумагу, чтобы организовать этапы решения математической задачи. С практикой они начинают делать шаги в своем собственном мозгу. В конце концов, они могут удерживать шаги в своей рабочей памяти, не записывая шаги.
Овладение поведением.
Дети могут управлять своими эмоциями и саморегуляцией с помощью умственных инструментов. Разговор с самим собой — один из самых важных инструментов высшего ума для изучения. Если дети испытывают тревогу, они могут использовать вербальные стратегии, такие как счет до 10, чтобы взять под контроль свои эмоции.
Обретение независимости.
Дети учатся пользоваться инструментами, работая с другими. С практикой они могут делать их самостоятельно. В конце концов, внешние инструменты станут усвоенными, и выработаются новые привычки. Когда это происходит, у них появляется больше мозговой энергии, чтобы сосредоточиться и на других вещах.
В случае с Дженни, как только она усвоит навык ожидания своей очереди, она сможет помочь другим вспомнить, как это делать. После этого она встанет на собственный путь к независимости.
В следующей статье мы поговорим об особенностях высших психических инструментов и о том, как их построить.
Надеюсь, это было полезно. Все ваши комментарии и вклад очень ценятся. Не забудьте подписаться на нас на Medium и подписаться на нашу рассылку на daVinci Publishing
Принципы обучения
Принципы обучения
|
|
|
|
|
|
Цели обучения
- Студенты смогут сравнивать и противопоставить объяснения, которые Скиннер, Пиаже, а Выготский мог бы констатировать для изучения нового поведения младенца.
- Студенты смогут определить и привести пример строительных лесов из учебная перспектива.
- Студенты поймут 4 предположения, на которых базируется теория Выготского. отдыхает.
- Студенты поймут процессы, лежащие в основе сложных психических функций.
- Студенты смогут различать примитивные и высшие психические функции.
- Студенты смогут предоставить примеры компонентов обучения и как они реализуются в учебном плане.
Содержание Обзор
- Выготский- в двух словах
Практика
*Одна из проблем при работе в Интернете заключается в том, что посещение
ссылка создает изменение цвета будущих случаев
эта ссылка. Поэтому, как и в случае с
следующих примерах, вы можете прогнозировать ответы на основе
какие ссылки меняют цвет, а какие нет. Остановиться
это так, чтобы ваше обучение оставалось максимальным — это
необходимо изменить цвет всех ссылок до вас
начиная. Нажмите
здесь, чтобы изменить цвет всех тренировочных ссылок
- 1) Примитивные психические функции, такие как простая память, регулируются
- (1) идентификация
(2) восприятие
(3) значение
(4) сигнализация
2) В отличие от животных развитие уникальных способностей человека не может быть объясняется эволюцией.
- ИСТИНА
ЛОЖЬ
- ИСТИНА
3) Владение окружающей средой и связанные с ними общественные отношения определяют природа человеческого мышления.
- ИСТИНА
ЛОЖЬ
- ИСТИНА
4) Основной формой материи является движение и изменение.
- ИСТИНА
ЛОЖЬ
- ИСТИНА
5) Психологические процессы должны изучаться как динамические происходящие события.
- ИСТИНА
ЛОЖЬ
- ИСТИНА
6) Создание и использование произвольные стимулы изменяют характер мышления.
- ИСТИНА
ЛОЖЬ
- ИСТИНА
7) По Выготскому, «психологическая клетка», которая является ключом к когнитивное развитие
- (а) саморегулирование
(б) сигнализация
(c) использование инструмента
(d) значение слова
8) Узнав, что большой круглый красный объект — это «мяч» является примером
9) Простые психические функции, такие как как простое восприятие и непроизвольное внимание представлены
10) По Выготскому, эгоцентрическая речь
- (а) показатель
эгоцентризм
(b) начальная фаза в самоуправление
(c) краткое развитие, связанное с притворной игрой
(d) индикатор интуитивного или примитивное мышление
Вопросы 11-16 относятся к представления о примитивных психических функциях и высшие психические функции. Каждое утверждение признак того или иного – выбрать правильный ответ.
11) обусловленные главным образом биологические характеристики
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
12) контролируется индивидуальный
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
13) непосредственно связаны с действием
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
14) привязаны к конкретному опыту
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
15) использовать «объект стимулы» и «означает стимулы»
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
16) использовать естественную память
- Первобытный Ментальный
Функции
Высшее психологическое Функции
- Первобытный Ментальный
Функции
17) Ключ к максимальному обучению и разработка
- (а)
совместный
решение проблем
(b) самостоятельное решение проблем
(в) интерсубъективность
(d) спонтанное изучение понятий
18) Готовность определяется Выготский как
- (а)
культурный
контекст обучения
(b) интерсубъективность обучения
(c) леса обучения задача
(г) зона ближайшего развития
19) По Выготскому, хорошо обучение
- (а) следует за развитием
(б) ведет за развитием
(c) сотрудничает с разработкой
(d) не имеет отношения к разработке
20) Высший уровень когнитивное развитие соответствует уровню
- (а) изучение значения знаков
(b) использование знаков для облегчения припоминания
(c) создание знаков для направления обучение
(d) использование знаков для привлечения внимания
- (1) идентификация
Ссылки на Ресурсы
- Социокультурная теория Университета Колорадо-Денвер
- Проект Выготского
- Конструктивизм и Выготский
- Социальный конструктивизм
- О низших психических функциях и высших Умственные функции
- Знаменитости в области когнитивных наук
Домашнее задание
Прочтите следующее Загадка. После завершения я призываю вас рассмотреть разнообразие вопросов, которые поднимаются, а также как возможные причины написания задания Как оно есть. После того, как вы подготовили свой ответ, электронная почта мне твоя работа.
Код
Вы только что приняли новую должность в качестве «аналитика теорий обучения» с Департамент образования Флориды, профессиональный отдел Обучение. Ваша первая задача связана с разработка онлайн-программы для учителя. Ваш руководитель дает указание вам начать создать базу данных веб-сайтов, которые учителя могут использовать для узнать о различных теориях обучения. руководитель просит вас начать с Выготского.
Ваша конкретная задача состоит в том, чтобы идентифицировать в не менее 7 сайтов во всемирной паутине, которые можно использовать для помочь учителям узнать о Выготском. Каждый сайт должен посетить, оценить и написать краткий обзор. Исходя из качества сайта (как вы будете судить качество?) вы должны присвоить каждому сайту от 1 до 5 золотые яблоки. Затем подготовьте для своего руководителя бриф отчет, содержащий URL каждого сайта, количество назначены золотые яблоки и краткое повествование, адресованное содержание и качество сайта. Наконец, включите информацию о критериях, которые вы использовали для оценки каждого сайта.
СОВЕТ: выше, под ссылками
в Ресурсы уже идентифицировано 6 сайтов.
Вы можете использовать не более трех из них на вашем
список. Поскольку эти сайты легко найти с помощью
Infoseek, вы можете попробовать другую поисковую систему
это может дать разные результаты.
Альтернатива 2
Piaget и Vygotsky имеют много похожих и совместимых идеи.