43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения
Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Для детства характерны две потребности:
потребность в удовлетворении (охватывает все основные биологические нужды)
потребность в безопасности (любовь и тепло в отношении к ребенку). Результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие установки базальной враждебности.
Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности.
Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. Если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.
Десять невротических потребностей
Избыточная потребность | Проявления в поведении |
1. В любви и одобрении | Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию |
2. В руководящем партнере | Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все |
3. В четких ограничениях | Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим |
4. Во власти | Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости |
5. В эксплуатировании других | Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их |
6. В общественном признании | Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса |
7. В восхищении собой | Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих |
8. В честолюбии | Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи |
9. В самодостаточности и независимости | Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся |
10. В безупречности и неопровержимости | Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели |
Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.
Тема 6 Теория личности Карен Хорни
Основным побудительным мотивом поведения людей К. Хорни считала стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойства, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Она отмечала, что решающим фактором развития личности являются межличностные отношения между ребенком и родителями.
Каждый человек с детства находится во власти двух основных мотивационных тенденций: стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности, причем ведущей является последняя тенденция. Если ребенок в детстве полностью удовлетворяет потребность в безопасности, то формируется психически здоровая зрелая личность. Если в поведении родителей и других членов семьи содержится что-то, препятствующее этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), то это ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических тенденций. Это избыточные потребности в любви и одобрении; в руководстве партнера; в четких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
Каждый человек по-своему решает вопрос о том, как одновременно обезопасить себя и в тоже время получить удовлетворение своих желаний. В зависимости от характера этих решений К.Хорни выделила три вида стратегии выстраивания межличностных отношений: ориентация на людей; ориентация против людей; ориентация от людей.
Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности: уступчивая, агрессивная и обособленная. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
1 Человек, выбирающий ориентацию на других людей – уступчивый — удовлетворяет свою потребность в безопасности за счет поиска покровителя, который защитит и позаботится о других жизненных благах. Эта стратегия наиболее характерна для женщин, поскольку они традиционно находятся под покровительством сначала родителей, потом мужа. Это услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой. Но если она попадает в полную зависимость от своего покровителя, то в, конечном итоге, начинает ощущать себя игрушкой, вещью в руках другого человека. Это приводит ее к неврозу. Таким неврозом в нашей стране страдает очень много жен состоятельных людей, чьи мужья запрещают им работать.
2 Человек, выбирающий ориентацию против других людей
– агрессивный – удовлетворяет потребность в безопасности за счет собственных агрессивных действий. Такой человек считает, что жизнь – это арена битвы, и все блага надо завоевывать или отнимать у других более слабых людей. Это агрессивная, жаждущая престижа и власти личность. Таких людей больше среди мужчин. Однако, на определенном этапе жизни, они начинают замечать, что их не столько любят, сколько боятся, ценят за власть или их деньги. Они могут обнаружить что, те отношения, которых они добились ценой больших сражений, другие люди выстраивают без таких усилий. Это приводит их к неврозу.3 Человек, выбирающий ориентацию от людей – обособленный — отказывается от удовлетворения многих потребностей во имя безопасности. Это путь отшельника. Такие люди очень ценят независимость, ради которой они могут пожертвовать очень многими радостями жизни. Однако, этот путь тяжел, поскольку человек обрекает себя на изоляцию от других людей, на непонимание с их стороны, на отказ от теплых доверительных отношений. Такой образ жизни тоже может привести к неврозу.
К.Хорни показала, что источник конфликта лежит не внутри самой личности, а коренится в тех моделях отношений, которые были заложены в детском возрасте через детско-родительские отношения.
Теория личности Карен Хорни
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 28 февраля 2021 г.
- Категория сообщения: личность
Карен Хорни была сторонником неофрейдизма, которая расходилась с Фрейдом по некоторым ключевым вопросам и сформировала свою собственную теорию, известную как теория личности Карен Хорни или психоаналитическая теория личности. Однако она не была ученицей Фрейда, как Адлер и Юнг, а была обучена официальной психоаналитической доктрине. Ее главный вклад заключается в том, что он бросил вызов Фрейду за то, что он относился к женщинам как к неполноценным. Она считала, что и женщинами, и мужчинами нужно восхищаться, и ни один пол не уступает или не превосходит другой. Хорни была одной из первых феминисток, которая сломала стереотипы о медицине и психиатрии как о «мужских» профессиях.
Хорни утверждал, что психоанализ ориентирован на мужчин, а женщины вообще не представлены. Она также утверждала, что зависть к пенису, которая, как утверждал Фрейд, есть у всех женщин, – это не нормальное развитие женщин, а скорее патологическое явление. Хорни также показала, что некоторые из ее пациентов-мужчин завидуют женщинам за их способность производить потомство, развитие груди и сосание груди, что опять-таки является патологическим явлением.
«Я знаю столько же мужчин с завистью к матке, сколько женщин с завистью к пенису».
Карен Хорни (цитируется по Cherry & Cherry, 1973, стр. 75).
Теория личности Карен Хорни уделяла больше внимания социальным отношениям и взаимодействиям при формировании личности и выступала против утверждения Фрейда о том, что пол является руководящим принципом. Она также подвергла сомнению его концепции Эдипова комплекса, либидо и трехчастной структуры личности. Она считала, что психологические расстройства вызваны нарушением межличностных отношений в детстве. Если поведение родителя по отношению к ребенку безразличное, обескураживающее, неустойчивое, ребенок чувствует себя неуверенно, у него развивается чувство тревоги.
Потребность ребенка в безопасности
Хорни соглашается с Фрейдом в том, что детство является важнейшей частью формирования личности. Однако она считала, что на личность влияют социальные, а не биологические факторы. Таким образом, не существует универсальных стадий, через которые проходят дети для развития личности, скорее ключевым фактором являются отношения между родителями и детьми.
По словам Хорни, в детстве доминирует потребность в безопасности. Потребность в безопасности как потребность более высокого уровня в безопасности и свободе от страха. Переживания ребенком чувства страха или безопасности являются решающими факторами в определении его/ее личности. Хорни считал, что родители несут ответственность за обеспечение безопасности своих детей, проявляя теплоту и привязанность. Они также могут вызывать у своих детей неуверенность, вызывая враждебность, например, отдавая предпочтение одному брату или сестре другому, несправедливое наказание, неустойчивое поведение, ложные обещания, унижение и изоляцию ребенка от сверстников.
Дети испытывают потребность подавить враждебность, вызванную родителями, из-за чувства беспомощности, потребности в настоящей любви, чувства вины или страха перед родителями. Эта подавленная враждебность, подрывающая безопасность ребенка, проявляется в состоянии, которое Хорни называет базовой тревогой.
Базисная тревога
В теории личности Карен Хорни базовая тревога — это «коварно нарастающее, всепроникающее чувство одиночества и беспомощности во враждебном мире» (Хорни, 19 лет).37, с. 89). Базисная тревожность возникает в детстве, когда поведение родителей по отношению к ребенку безразлично, обескураживающе и неустойчиво. Ребенок испытывает чувство незащищенности, страха и беспомощности. Базисная тревога также является причиной всех неврозов, которые развиваются в более позднем возрасте.
Карен Хорни также предложила четыре способа, с помощью которых дети защищаются от базовой тревоги в детстве, она назвала их механизмами самозащиты. Они побуждают человека искать безопасности и уверенности, а не счастья или удовольствия. Ниже приведены эти механизмы самозащиты:
- Обеспечение привязанности и любви: Когда человек добивается привязанности и любви от другого человека в качестве средства самозащиты, он, по сути, говорит: «Если ты любишь меня, ты не причинишь мне вреда».
- Быть покорным: значит подчиняться желаниям каждого. они не критикуют и не обижают других. Эти люди как бы говорят: «Если я сдамся, мне не будет больно».
- Обретение власти: человек может компенсировать свою беспомощность обретением власти над другими и чувством безопасности. такие люди верят, что если у них есть сила, никто не сможет их обидеть.
- Отстранение: этот механизм самозащиты включает психологическое отчуждение от других. Человек становится независимым от других и не полагается на других во внутренних или внешних потребностях. Они становятся отчужденными от других и больше не ищут их для эмоциональных потребностей.
Невротические потребности
Карен Хорни из своей работы с пациентами пришла к выводу, что у невротических людей есть потребности, которые выражаются в поведении и отношении к себе и другим. Эти потребности сгруппированы в категории, называемые невротическими тенденциями, и заключаются в следующем:
- Движение к другим людям — уступчивая личность: люди с уступчивой личностью демонстрируют поведение и отношение, отражающие потребность двигаться к другим людям. они испытывают сильную и постоянную потребность в привязанности и одобрении. они также контролируют и манипулируют другими людьми, особенно своими партнерами. Хорни считал, что источником этих чувств является вытесненная враждебность. таким образом, потребности при этой невротической склонности таковы: любовь и одобрение; доминирующий партнер
- Движение против других людей — агрессивная личность: поведение и отношение, связанные с этой невротической тенденцией, кажутся направленными против людей. они хитры по отношению к другим, уверены в своих силах и упорно работают, чтобы добиться успеха. потребности в этой невротической поступи таковы: власть, эксплуатация, престиж, восхищение и достижения
- Движение прочь от других людей — отстраненная личность: люди с этой невротической тенденцией вынуждены удаляться от людей. они отчаянно нуждаются в том, чтобы проводить как можно больше времени в одиночестве. они стремятся к самодостаточности, потому что как отстраненные личности им приходится полагаться на свои ресурсы, которые должны быть хорошо развиты.
Хорни пришел к выводу, что все невротики следуют, а невротики следуют всем этим тенденциям, но одна из них доминирует в человеке. Например, у преимущественно агрессивного человека также есть некоторая потребность в уступчивости и отстраненности. однако доминирующие тенденции определяют поведение, а две другие невротические тенденции активно вытесняются, что приводит к дополнительным проблемам.
Заключение
Хорни использовала метод оценки свободных ассоциаций и анализа сновидений, как у Фрейда, и использовала тематические исследования в качестве своей исследовательской методологии. Хотя ее вклад не так известен, как вклад Фрейда, Юнга и Адлера. Но ее работа по женской психологии и сексуальности имеет большое значение для ученых для понимания роли женщин в обществе на протяжении более 50 лет после смерти Хорни. Ее теория подвергалась критике за то, что она не была разработана так полно, как теория Фрейда, и находилась под влиянием американской культуры среднего класса.
Теги: Карен Хорни, теории личности
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Теория Карен Хорни | в Главе 11: Личность
Теория Карен Хорни
Одной из немногих выдающихся женщин-теоретиков личности в первой половине 20-го века была Карен Даниэльсен Хорни (1885-1819 гг.).52). Хорни (произносится как «роговой глаз») добавил к теории Фрейда социальные факторы.
Подход Хорни, называемый психосоциальным анализом , уделяет особое внимание эмоциональным отношениям между родителем и ребенком в раннем возрасте ребенка. Хорни подчеркнул важность надежного и теплого воспитания.
Карен Хорни
Даниэльсен вышла замуж за Оскара Хорни, берлинского юриста и экономиста, в 1909 году. Первые письма Оскару отражали интерес Карен к теориям Альфреда Адлера.
Карен особенно заинтриговали идеи Адлера о неполноценности и самоуверенности. Она считала, что эти идеи имеют особое значение для женщин в обществах, где доминируют мужчины. Общество может оказывать давление на женщин, заставляя их чувствовать себя неполноценными и зависимыми.
Какой жизненный опыт помог сформировать теорию Хорни?
У Оскара и Карен было три дочери, но их брак не был счастливым. Карен погрузилась в работу.
Окончила Берлинский университет в 1915. Она поступила в Берлинский психоаналитический институт в 1918 году, а в следующем году начала свою частную практику. Ее обучали фрейдисты, но она никогда не знала Фрейда лично.
В 1932 году, когда условия в Европе ухудшились перед Второй мировой войной, Карен решила иммигрировать в Соединенные Штаты. Оскар остался в Германии, и через пять лет они развелись. Этот опыт дал ей ценную информацию о проблемных отношениях, о которых она часто писала.
Чему Хорни научился у людей в Соединенных Штатах?
Хорни обнаружил, что у людей в Соединенных Штатах были иные жизненные проблемы, чем у жителей европейских стран. Хорни заключил: «Это можно объяснить только разницей в цивилизациях». (Horney, 1945)
Она пришла к выводу, что «неврозы вызываются культурными факторами». Это был серьезный отход от взглядов Фрейда на то, что неврозы связаны с универсальными инстинктивными конфликтами.
Как она опровергла идею зависти к пенису?
Хорни известна своим ответом на фрейдистскую идею зависти женщин к пенису. Она сказала, что, наоборот, ее работа с пациентами мужского пола выявила своего рода чрево зависти в них.
Им не хватало женской способности быть продуктивными и творческими, рожая детей. Мужчины компенсируют это чрезмерным невротическим акцентом на успехе в карьере, единственном доступном выходе для продуктивной работы.
Акцент Хорни на семейной жизни
Для Хорни невротические паттерны (стойкое, неадекватное поведение) возникли из базовой тревоги . Базовая тревога была скрытым течением страха и недоверия в жизни человека. Хорни проследил это до неуверенности в ранней семейной жизни.
Хорни сказал, что здоровое развитие личности привело к базовой уверенности в личности ребенка. Базовая уверенность внушалась искренней и предсказуемой теплотой, интересом и уважением со стороны родителей или опекунов.
Если над ребенком пренебрегали или жестоко обращались, происходило обратное. У ребенка развилась неуверенность в жизни.
На что должна была похожа основная тревога?
Базовая тревога, как писал Хорни, — это «ощущение, которое ребенок испытывает, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире» (Хорни, 19 лет).45, с.41). Иногда это чувство сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к неврозам.
Как и другие фрейдистские теоретики, Хорни использовал термин невроз и невротический для обозначения психического расстройства небиологического происхождения. Невротик, по мнению Хорни, был кем-то, кто интерпретировал мир как угрозу «оскорбить, обмануть, напасть, унизить, предать».
Что, по мнению Хорни, вызвало базовую тревогу или базовую уверенность?
Хорни проследил основную тревожность до ранних лет ребенка. Она сказала, что родители вызывали основную тревогу своим доминированием, принижающим отношением, безразличием, невыполненными обещаниями, чрезмерной защитой, враждебной домашней атмосферой, поощрением ребенка принимать чью-либо сторону в родительских спорах, изолируя ребенка от других детей или не уважая индивидуальные потребности ребенка.
Самой важной основной проблемой было «отсутствие искреннего тепла и привязанности». Обычно это происходило из-за собственной невротической неспособности родителей дать это (Horney, 1937, p. 80).
В отличие от Адлера, Хорни не считал чувство неполноценности неизбежным в детстве. Все зависело от родителей.
Если бы родители проявляли теплоту, привязанность и постоянство, то ребенок чувствовал бы «базовую уверенность» вместо «базовой тревоги».