И человек и животные способны: И человек, и животные способны 1) использовать предметы природы 2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

как ученые доказали этот факт

Некоторые животные способны к умозаключениям не хуже, а порой и лучше людей. Это известно каждому специалисту в относительно молодой науке этологии. Ее наиболее актуальным и интересным проблемам посвящена книга Норберта Заксера «Человек в животном», фрагмент которой сегодня публикует «Горький».

Норберт Заксер. Человек в животном. Почему животные так часто походят на нас в своем мышлении, чувствах и поведении. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. Перевод с немецкого Наталии Штильмарк под научной редакцией Елены Гороховской

Обычно мы связываем с понятием «обучение» приобретение новых поведенческих реакций. Это относится к наиболее изученной и у человека, и у животных форме обучения — ассоциативному обучению. В общем виде под ним подразумевается формирование связки между раздражителем, который до того не был значимым, или какой-либо незначимой поведенческой реакции, с поощрением либо наказанием. Таким образом животное учится, какие из исходно нейтральных раздражителей имеют значение и какие последствия влечет то или иное поведение.

Вероятно, самая известная форма ассоциативного обучения — выработка классического условного рефлекса. Это понятие неразрывно связано с именем русского ученого Ивана Петровича Павлова. Павлов был физиологом и исследовал пищеварительные железы. В его опытах на собаках ему бросилось в глаза, что они начинают выделять слюну не тогда, когда их кормят, а раньше — уже когда слышат шаги, приближающиеся к их клеткам. Это наблюдение вдохновило Павлова на его знаменитые эксперименты, которые коротко можно описать следующим образом. На первом этапе собака получала определенное количество пищи, при этом измеряли, сколько слюны она выделяет. На втором этапе в той же ситуации звучал звук колокольчика, но пищи собака не получала. Как и ожидалось, эта ситуация выделения слюны не вызывала. Когда на третьем этапе кормление и звонок колокольчика происходили одновременно, собака выделяла слюну как на первом этапе. Если совместная презентация пищи и звука повторялась многократно, то на четвертом этапе уже один звук колокольчика вызывал выделение слюны. Собака обучалась реагировать на прежде нейтральный раздражитель — звук — выделением слюны, и раздражитель таким образом из нейтрального превращался в условный.
Соответственно, пища получила обозначение безусловного раздражителя. Существенным признаком классического условного рефлекса было формирование ассоциации между поощрением, в данном случае пищей, и условным раздражителем, в данном случае — звуком. Как показывает множество исследований, практически любой стимул в окружающей среде может стать условным раздражителем и вызывать условный рефлекс. Так, собаки Павлова научились выделять слюну не только в ответ на звук, тот же рефлекс можно было вызвать и оптическими сигналами, например, загорающейся лампочкой. Многие животные легко вырабатывают условные рефлексы в ответ на запаховые сигналы.

Наилучшие успехи в обучении достигаются тогда, когда условный стимул непосредственно предшествует безусловному или оба стимула действуют одновременно. Это понятно, ведь если бы в опытах Павлова звук колокольчика раздавался за несколько часов до или после кормления, животные, конечно, не сформировали бы ассоциацию между этими двумя событиями. Интуитивно понятно и то, что условный рефлекс постепенно затухает и в конце концов вообще не может быть вызван условным стимулом, если безусловный стимул, то есть поощрение, какое-то время не поступает. Рано или поздно собаки Павлова прекратили бы выделять слюну в ответ на звук, если бы по крайней мере время от времени не получали одновременно с ним кусок мяса.

Условные рефлексы могут быть вызваны не только поощрением, или, как говорят, положительным подкреплением, но и наказанием, то есть отрицательным подкреплением. Если собаку слегка ударить по лапе, она подожмет ее. Если во время этого действия раздается определенный звук, а вся процедура повторяется многократно, то через какое-то время собака будет точно так же поджимать лапу в ответ на один только звук.

Если собака Павлова выработала условный рефлекс на звук частотой 1000 герц, то она реагирует не только на эту частоту, но выделяет слюну и в ответ на звук частотой в 1020 герц. Этот феномен, то есть выработка условного рефлекса в ответ на стимул, подобный условному, был назван генерализацией. При этом выделение слюны будет тем сильнее, чем ближе сходство данного стимула с тем, на который у собаки уже выработан условный рефлекс, и тем слабее, чем сильнее он от него отличается. Логичным будет заключить, что собака в состоянии отличить друг от друга звуки в 1000 и 1020 герц, иначе количество отделяемой слюны в обоих случаях было бы одинаковым. Если же продолжить эксперимент и сопровождать поощрением только реакцию в ответ на 1 000 герц, но не 1020, то через какое-то время собака будет реагировать только на частоту 1000 герц. Если и дальше сравнивать реакцию на звуки различной частоты, то можно выяснить, до какой степени точности собака способна их дифференцировать. Такая, как говорят специалисты, «дискриминация стимулов» позволяет исследовать, что именно воспринимают животные своими органами чувств и где проходят границы их возможностей.

Так, Карл фон Фриш уже более 100 лет назад с помощью опытов с условными рефлексами выяснил, различают ли цвета пчелы. Когда он предложил им сахарный сироп в стеклянном блюдечке на желтом картоне, то пчелы быстро связали желтый цвет с пищей. Соответственно, после этого они предпочитали емкости на желтых подставках, а не таких же синих, зеленых или фиолетовых. Если же у животных был выработан условный рефлекс, наоборот, на синий цвет, то они уже предпочитали синий. Таким образом, опираясь на классический условный рефлекс, фон Фриш сумел безусловно доказать то, что полностью противоречило тогдашним хрестоматиям, а именно, что пчелы способны различать цвета и вовсе не являются дальтониками!
Так же с помощью простого условного рефлекса можно показать, что золотые рыбки слышат. Если встать на берегу пруда и свистнуть, рыбки не будут реагировать. Если по поверхности воды рассыпать корм, то через некоторое время рыбы подплывут, чтобы собрать его. Если соединить оба действия и день за днем перед каждой кормежкой громко свистеть, то в конце концов рыбки начнут подплывать и тогда, когда свист не сопровождается кормом. Значит, они слышат, иначе у них нельзя было бы выработать условный рефлекс на звук.

Условные рефлексы, как их описал Павлов, широко распространены в животном мире, от беспозвоночных до шимпанзе. Феномен мимикрии, когда животные используют для защиты зрительный обман, также отчасти базируется на этом процессе обучения. Например, птицы не имеют врожденного знания о том, что монархи — американские бабочки с очень яркой окраской — несъедобны. Но если птицы их едят, у них начинается тошнота и рвота. Один-два таких опыта — и птица будет избегать бабочек этой окраски, а также схожих с ними. Любопытно, что есть другой вид бабочек, поразительно схожий окраской с монархом, но, в отличие от него, абсолютно съедобный. Однако птица, которая один раз отравилась, съев монарха, впредь не станет трогать и его безобидного двойника. Таким образом, этот вид пользуется классическим условным рефлексом, имитируя опасный вид и обманывая врага.

Ассоциативное обучение: оперантный условный рефлекс

Вторая важная форма ассоциативного обучения наряду с классическим условным рефлексом — оперантный условный рефлекс. Он связан прежде всего с именем американского психолога Берреса Фредерика Скиннера. Если при классическом условном рефлексе новый стимул связывается с уже существующей реакцией, то при оперантном животное обучается тому, что, совершив изначально случайное действие, получает поощрение и таким образом добивается цели. Нагляднее всего эту форму обучения иллюстрируют исследования в так называемых ящиках Скиннера. Это специальные аппараты, где укреплен, например, рычаг, на который можно нажать, или шайба, которую можно клюнуть. Проводились исследования прежде всего на крысах и голубях. Животное, помещенное в ящик, выполнив такое действие, автоматически получает поощрение, например из специально открывающейся кормушки. Когда крысу впервые сажают в такой аппарат, она начинает бегать по нему взад и вперед, обследуя окружающую обстановку, и производит все возможные манипуляции. В какой-то момент она случайно давит на рычаг и в какой-то момент обнаруживает упаковку с кормом. Через некоторое время крыса запоминает, что между нажатием на рычаг и получением корма есть связь. И если первое нажатие на рычаг было случайным, то теперь уже крыса производит это действие целенаправленно, чтобы получить корм.

Поэтому оперантный условный рефлекс называется также обучением путем проб и ошибок либо обучением на успех. В принципе оно приводит к тому, что действие, связанное с поощрением, повторяется все чаще, в то время как другое действие, не получающее подкрепления, постепенно отходит на задний план. Чтобы между поведением и поощрением могла быть сформирована ассоциация, поощрение должно как можно быстрее следовать за действием. Если временнάя дистанция слишком велика, обучения не происходит. Скиннер обнаружил, что успех обучения резко сокращается, если между нажатием на рычаг и пищевым поощрением проходит больше восьми секунд.

Впрочем, существуют примечательные исключения. Так, если дикие крысы находят незнакомую пищу, то они отъедают от нее сначала лишь немножко и ждут, не станет ли им плохо. При этом они даже через несколько часов еще способны провести параллель между поеданием определенного корма и подступающей тошнотой. Если плохо им не становится, то в последующие ночи они поедают все больше этого корма, пока, наконец, не станут есть его в обычных для себя количествах. Однако если они почувствуют, что им становится нехорошо, то с этого момента они будут и в дальнейшем избегать этого корма.

Как показывают наблюдения, ассоциации между определенным действием и его последствиями в некоторых случаях могут быть сформированы и тогда, когда между двумя этими событиями проходит относительно длительное время. Кроме того, этот пример показывает, что за счет оперантного условного рефлекса животные учатся не только тому, какие действия приводят к поощрению, но и тому, каких неприятных ситуаций или опасностей им следует избегать. Как и при классическом условном рефлексе, успех обучения при оперантном через какое-то время требует закрепления. Представим, например, крысу, которая научилась нажимать на рычаг, чтобы получить пищевое поощрение. Она будет повторять то же действие и в том случае, если будет получать корм в ответ лишь на каждое второе, десятое или даже сотое нажатие. Однако если оно вообще перестанет сопровождаться поощрением, то крыса рано или поздно прекратит нажимать на рычаг.

Обучение за счет оперантных условных рефлексов имеет в жизни животных немаловажное значение. Оно играет решающую роль в поисках пищи, обучении социальным правилам, совершенствовании определенных поведенческих алгоритмов и освоении новых местообитаний. Наконец, эта форма обучения всегда задействована там, где определенные поведенческие алгоритмы должны быть опробованы впервые. Воспитание животных в неволе также по большей части базируется на выработке оперантных условных рефлексов.

Думают ли животные?

Во всем том, что относится к обучению животных, наука в течение десятков лет концентрировалась почти исключительно на изучении условных рефлексов. Неудивительно, что эти формы обучения к настоящему времени отлично исследованы и расшифрованы вплоть до их нейронных и молекулярных основ. Но именно поэтому со временем создалось впечатление, что наряду с привыканием животным доступны единственные формы обучения — различные типы условных рефлексов. Вопрос о том, не обладают ли животные и более высокими когнитивными способностями, отошел на задний план. Более того, на него зачастую отвечали отрицательно, не проводя соответствующих исследований. Ситуация в корне изменилась после выхода в свет в 1985 году книги американского зоолога Дональда Гриффина «Мышление животных» (Animal Thinking). Он представил в ней точку зрения, что некоторые животные вполне способны думать и даже располагают некоей формой сознания. По его мнению, ученым стоило бы исследовать эти ментальные процессы. Множество ученых откликнулись на его призыв, и в исследовании когнитивных способностей животных начался настоящий бум, который продолжается до сих пор и привел к появлению нового научного направления, изучающего когнитивные способности животных (Animal Cognition). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и задолго до книги Гриффина на эту тему проводилось немало замечательных исследований.
Незадолго до Первой мировой войны руководителем исследовательской станции на Тенерифе, занимавшейся изучением антропоидов и принадлежавшей Прусской академии наук, стал Вольфганг Кёлер. С 1914-го до 1917 года он исследовал «разумное поведение» человекообразных обезьян и решил выяснить, не могут ли эти животные подобно людям иметь в какой-либо ситуации свою точку зрения и решать проблемы через своего рода мышление. В самой известной своей работе он исследовал использование орудий у шимпанзе. Одним из первых он применил для документирования полученных результатов фотосъемку. В одном из экспериментов снаружи от вольера, в котором находилась группа шимпанзе, положили банан. Животные заметили фрукт и попытались дотянуться до него через прутья клетки, но банан лежал слишком далеко. В вольере находилось несколько полых палок, которыми шимпанзе время от времени играли. Внезапно Султан, самый умный из шимпанзе Кёлера, взял две разные палки, вставил более тонкую в более толстую и направился к прутьям решетки. Он целенаправленно использовал получившуюся длинную палку в качестве орудия и подтянул к себе банан. Очевидно, он осознал проблему и решил ее благодаря сознательному поведению.

Что он действительно был в состоянии это сделать, показал второй эксперимент. Кёлер подвесил в вольере банан так высоко, что шимпанзе не могли его достать. Животные тем не менее первым делом попытались до него допрыгнуть. Из этого ничего не получилось. В вольере лежало несколько ящиков разного размера. И снова именно Султан взял один из ящиков, поставил его прямо под бананом и забрался на него. Поняв, что высоты ящика не хватает, он притащил туда еще один ящик и еще один, затем, поставив один на другой, забрался на всю эту шаткую конструкцию и, подпрыгнув, достал банан. И в этом случае Султан достиг своей цели благодаря разумному действию, направленному на решение проблемы. Оглядываясь назад, мы видим, что работы Вольфганга Кёлера стали началом изучения когнитивных способностей животных. Впервые было продемонстрировано, что животные в принципе в состоянии учиться не только методом проб и ошибок, но и иcпользуя сознание.

Однако эти факты долгое время игнорировались, и потребовались десятки лет для того, чтобы к их изучению присоединились другие ученые. В 1960-х годах выводы Кёлера наряду с другими специалистами убедительно подтвердили Бернхард Ренш из Университета Мюнстера и его коллеги. В своих остроумных экспериментах они продемонстрировали, что самка шимпанзе Юлия была способна действовать целенаправленно, по заранее намеченному и продуманному плану. В ходе одного из экспериментов Юлия сначала научилась бросать железный жетон в прорезь автомата, который выдавал ей в качестве поощрения кусочек банана, виноград либо печенье. Затем ее посадили перед лабиринтом, на котором сверху лежала стеклянная пластинка. В лабиринте находился тот самый железный жетон для «пищевого» автомата. Юлия быстро сообразила, что с помощью магнита жетон можно подтянуть через ходы лабиринта к одному из боковых выходов, где его можно будет взять. Проделав все это, она побежала к автомату с едой, бросила туда жетон и получила в награду лакомство. На следующем этапе опыта перед Юлией был лабиринт, составленный из двух симметрично подогнанных друг к другу, многократно закрученных ходов, причем лишь один из них имел боковой выход, а второй заканчивался тупиком. Юлия какое-то время рассматривала лабиринт, затем взяла магнит, выбрала правильный путь и подтянула жетон к боковому выходу.
Шаг за шагом ученые усложняли и совершенствовали лабиринт, добавляя в него все новые ответвления, запутанные ходы, ведущие в тупики, и выходы, из которых, однако, только один годился для того, чтобы достать через него жетон. Для каждого нового захода использовали новый лабиринт с новой системой ходов, так что Юлии каждый раз приходилось строить новый план. Результаты были просто поразительные: перед тем как приступить к делу, Юлия всякий раз рассматривала лабиринт не более минуты. Затем хватала магнит и ловкими движениями пыталась подтянуть жетон к выходу. При этом в 86 из 100 усложненных лабиринтов она выбрала правильный путь.

Тот же самый эксперимент Бернхард Ренш и его коллеги провели с шестью студентами. Стоит заметить, что их результаты были не намного лучше, чем у Юлии. По некоторым показателям шимпанзе даже опередила отдельных студентов.
В последние десятилетия когнитивным способностям животных посвящено множество исследований. Они убедительно подтверждают выводы Кёлера и Ренша и доказывают, что и другие виды животных способны на разумные действия. Так, в одном гениально простом исследовании орангутанам дали плексигласовую трубку длиной 25 см и 5 см в диаметре, на четверть заполненную водой. На поверхности воды плавал арахис — очень ценное с точки зрения животных лакомство. Вытащить орех из трубки пальцами не получалось. Однако все пятеро участвовавших в эксперименте животных спонтанно нашли решение проблемы: они подходили к стоящей неподалеку поилке, набирали в рот глоток жидкости, выплевывали его в трубку и повторяли это до тех пор, пока уровень жидкости не поднимался настолько, чтобы оттуда без проблем можно было вынуть арахис.

Сегодня ни один исследователь поведения уже не сомневается в том, что звери с высокоразвитым мозгом, такие как обезьяны, хищные млекопитающие, слоны или киты, способны учиться благодаря разумному планированию. Они умеют спонтанно оценивать ситуацию, мысленно осуществлять необходимые действия и затем целенаправленно их реализовывать. Иначе говоря, эти животные умеют думать!

Тест по обществознанию 2 | Тест по обществознанию (10 класс):

Опубликовано 25.09.2019 — 21:24 — Сурин Александр Анатольевич

Тест по обществознанию 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию. Тема: «Человек»

  1. Человека от животного отличает способность:
  1. Пользоваться дарами природы
  2. Создавать условия для жизни
  3. Совершать целенаправленные действия
  4. Заниматься воспитанием молодого поколения
  1. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как:
  1. Формирует логическое мышление
  2. Отвлекает от повседневных дел
  3. Формирует профессиональные навыки
  4. Улучшает отношения с окружающими
  1. Научным изучением человеческого организма занимается:
  1. Антропология
  2. Анатомия
  3. Астрономия
  4. Археология
  1. В отличие от животного человек умеет:
  1. Передавать свой опыт подрастающим поколениям
  2. Жить в группе
  3. Добывать пищу
  4. Создавать духовную культуру
  1. Труд и общение как виды человеческой деятельности:
  1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров
  2. Зависят от вербальной активности человека
  3. Являются потребностями человека
  4. Направлены на запланированный результат
  1. Какая наука занимается изучением человека как члена общества?
  1. Психолингвистика
  2. Социология
  3. Евгеника
  4. Физиология
  1. Понятие «индивидуальность» подразумевает:
  1. Неповторимые природные и общественные особенности человека
  2. Особенности характера и темперамента
  3. Совокупность способностей человека
  4. Неповторимые особенности человека как биологического организма
  1. Общество породило потребность человека в:
  1. Укреплении здоровья
  2. Отдыхе в течение трудового дня
  3. Трудовой деятельности
  4. Больших физических нагрузках
  1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек является творцом культуры

Б. Человек находится под влиянием исключительно тех людей, Которые живут вокруг него

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны
  1. Сходство человека и животного проявляется в обладании:
  1. Инстинктом самосохранения
  2. Логическим мышлением
  3. Возможностями саморазвития
  4. Членораздельной речью
  1. По сравнению с животными деятельность человека носит характер:
  1. Орудийный
  2. Приспособительный
  3. Преобразующий
  4. Коллективный
  1. Какая способность, свойственная человеку, отсутствует у животных?
  1. Воспринимать окружающий мир
  2. Ощущать изменения в окружающей среде
  3. Удовлетворять свои биологические потребности
  4. Нести ответственность за принятые решения
  1. Человек способен проявлять:
  1. Инстинкт при воздействии среды
  2. Самокритичное отношение
  3. Обусловленный рефлекс
  4. Зависимость от природных условий
  1. Общими признаками человека и животного являются:
  1. Сознательно относится к процессу воспитания потомства
  2. Выбирать средства достижения цели
  3. Предвидеть результат деятельности
  4. Воспроизводить определенные модели поведения
  1. Как человек, так и животные обладают:
  1. Социальными ролями
  2. Совестью
  3. Поведенческой активностью
  4. Способность к саморазвитию
  1. Человек и животные способны:
  1. Определять цель своих действий
  2. Изменять окружающую среду
  3. Преобразовывать условия существования
  4. Взаимодействовать в группе
  1. Исключительно человек способен:
  1. Воспитывать потомство
  2. Целенаправленно воздействовать на природу
  3. Подражать звукам природы
  4. Жить в группе
  1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – это биологическое существо с живородным потомством

Б. Феномен «бинарной природы человека» заключается в сочетании особенного (индивидуального) и общего в человеке

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны
  1. Практическая деятельность человека характеризуется как:
  1. Социально-преобразующая
  2. Познавательная
  3. Исследовательская
  4. Ценностно-ориентационная
  1. Если целью деятельности человека является производство полезных обществу материальных благ, то это:
  1. Изобретение
  2. Обучение
  3. Труд
  4. Общение
  1. Термины «самоконтроль», «саморазвитие» характеризуют человека как:
  1. Биологическое существо
  2. Личность
  3. Индивидуальность
  4. Физическое лицо
  1. Наличие неповторимых отличительных черт у человека используют для характеристики человека как:
  1. Личности
  2. Физического лица
  3. Гражданина
  4. Индивида
  1. Согласно классификации потребностей человека американского психолога А. Маслоу, потребность в хорошем образовании, оплачиваемой работе относится к потребностям:
  1. Биологическим
  2. Престижным
  3. Экзистенциальным
  4. Духовным
  1. Общение между автором художественного произведения и читателем – это пример общения между:
  1. Реальными субъектами
  2. Иллюзорными объектами
  3. Реальным субъектом и воображаемым партнером
  4. Воображаемыми партнерами
  1. Что подразумевается под термином «идентификация человека»?
  1. Утрата особенных черт человека
  2. Изменение врожденных неповторимых черт
  3. Попытка подделать уникальные качества другого человека
  4. Определение конкретного человека по подбору индивидуальных черт
  1. «Естественный человек» Ж.-Ж. Руссо – это:
  1. Дикий человек, который ведет звероподобный образ жизни
  2. Человек, не стесняющийся своей наготы
  3. Человек, приспособившийся к природным условиям обитания
  4. Человек-потребитель исключительно даров природы
  1. Русский философ Н. А. Бердяев считал, что «человек есть принципиальная новизна в природе», потому что:
  1. Человек имеет социальные потребности
  2. Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов
  3. Человек может имитировать звуки природы и обладает членораздельной речью
  4. Человек создает предметы материальной культуры
  1. Что изучает социобиология?
  1. Взаимодействие человека и животного
  2. Влияние человека на животный мир
  3. Общее между человеком и животным
  4. Сущность человека
  1. Почему А. Шопенгауэр назвал человека «дезертиром природы»?
  1. Человек потребляет невосполняемые природные ресурсы
  2. Человек не может предотвратить природные бедствия
  3. Не  проживает в тяжелых климатических условиях
  4. Создав искусственные условия проживания, покинул природу как среду обитания
  1. Примером взаимодействия природы и человека является:
  1. Кусок кварца
  2. Природные запахи
  3. Строительство ирригационной системы для орошения полей
  4. Лук и стрелы из дерева, железные наконечники
  1. Какому типу развития человека свойственен каннибализм?
  1. Родовой общине
  2. Звероподобному образу жизни
  3. Соседской общине
  4. Рабовладельческому обществу
  1. Правильное и здоровое питание человека – это:
  1. Сыроядение
  2. Исключительно употребление отваров трав
  3. Раздельное витаминизированное питание
  4. Избыточное потребление жирной пищи
  1. Животные, в отличие от людей, никогда:
  1. Не готовят себе еду
  2. Добывают пищу в природе
  3. Заготавливают отдельные продукты на зиму
  4. Не питаются падалью
  1. Примером идентификации человека является:
  1. Составление фоторобота
  2. Описание со слов близких родственников
  3. Поиск общностей с одним из родителей
  4. Проведение дактилоскопической экспертизы
  1. Человек становится отшельником, когда:
  1. Его увольняют с работы
  2. Сознательно уходит жить вдали от людей
  3. Прибывает в состоянии депрессии
  4. Не выходит из дома из-за плохой погоды
  1. Только человек обладает способностью:
  1. Пользоваться дарами природы
  2. Защищать свое потомство
  3. К самопознанию
  4. Выражать свои эмоции
  1. Современный человек:
  1. Пользуется техническими изобретениями только в сфере производства
  2. Не уделяет должного внимания своему внешнему виду
  3. Передвигается только пешком
  4. Должен уметь пользоваться техникой повсеместно
  1. Человек «одомашнил», приручил ряд животных:
  1. Для увеселительных мероприятий
  2. Для того, чтобы по-своему общаться с ними
  3. Для хозяйственных потребностей
  4. Для экстремальных ощущений
  1. Человек дрессирует, специально обучает животных выполнять определенные действия:
  1. Для привлечения животных во всех сферах деятельности
  2. Только в цирке
  3. Исключительно для научных экспериментов
  4. С учетом специфики профессиональной деятельности
  1. Благодаря специально организованным заказникам, человек:
  1. Может наблюдать за жизнью всех животных
  2. Пытается сохранить редкие и исчезающие виды животных и птиц
  3. Выращивает животных в производственных целях
  4. Показывает животных в специальных клетках другим людям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

а

б

г

в

б

а

в

а

а

в

г

б

г

в

а

б

в

а

в

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

б

г

б

в

г

а

б

в

г

в

б

в

а

г

б

в

г

в

г

б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс.
Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера……

тематический тест по обществознанию по теме «Человек»

Данный тест включает следующие темы: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Потребности и способности человека  Деятельность человека, ее основные виды…

Тест по обществознанию «Выборы в демократическом государстве».

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы » Избирательное право Российской Федерации»….

Итоговый тест по обществознанию тема «Духовная жизнь общества»

Тест в формате ЕГЭ  может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе  по теме «Духовная сфера жизни общества»…

Тесты по обществознанию. 10 класс

Предлагаются тематические тесты по курсу «Обществознание» (базовый уровень, 10 класс. Представлены тесты по темам: «Общество», «Познание», «Научное знание»,»Культура» и др….

Тесты по обществознанию 10 класс

ТЕСТЫ к темам Человек,Общество,Деятельность,Познание и др. ….

тесты по обществознанию

Итоговые тесты по обществознанию,состоящие из заданий частей «А» и «В» формата ЕГЭ с ответами…


Поделиться:

 

Зоонозные болезни | One Health

Нажмите здесь, чтобы загрузить это изображение

Животные приносят людям много пользы. Многие люди взаимодействуют с животными в своей повседневной жизни, как дома, так и вдали от дома. Животные обеспечивают пищу, клетчатку, средства к существованию, путешествия, спорт, общение и образование для людей по всему миру. Миллионы домохозяйств в Соединенных Штатах имеют одного или нескольких домашних животных. Мы можем вступать в контакт с животными в городских или сельских условиях, во время путешествий, при посещении выставок животных или во время активного отдыха.

Однако иногда животные могут быть переносчиками вредных микробов, которые могут передаваться людям и вызывать болезни – они известны как зоонозные заболевания или зоонозы. Зоонозные заболевания вызываются вредными микробами, такими как вирусы, бактерии, паразиты и грибки. Эти микробы могут вызывать множество различных заболеваний у людей и животных, от легких до серьезных заболеваний и даже смерти. Иногда животные могут казаться здоровыми, даже если они несут микробы, которые могут вызвать заболевание у людей, в зависимости от зоонозного заболевания.

Зоонозные заболевания очень распространены как в США, так и во всем мире. По оценкам ученых, более 6 из каждых 10 известных инфекционных заболеваний у людей могут передаваться от животных, а 3 из каждых 4 новых или возникающих инфекционных заболеваний у людей происходят от животных. По этой причине CDC работает круглосуточно и без выходных, чтобы защитить людей от зоонозных заболеваний в Соединенных Штатах и ​​во всем мире.

Как микробы распространяются между животными и людьми?

Из-за тесной связи между людьми и животными важно знать, как люди могут заразиться микробами, вызывающими зоонозные заболевания. Среди них могут быть:

значок животного Прямой контакт: Контакт со слюной, кровью, мочой, слизью, фекалиями или другими биологическими жидкостями инфицированного животного. Примеры включают ласку или прикосновение к животным, а также укусы или царапины.

home icon Косвенный контакт: Контакт с местами, где живут и гуляют животные, или предметами или поверхностями, зараженными микробами. Примеры включают воду в аквариуме, места обитания домашних животных, курятники, сараи, растения и почву, а также корм для домашних животных и поилки.

значок блохи Переносные переносчики: Укус клеща или насекомого, такого как комар или блоха.

food icon Пищевой путь: Каждый год каждый шестой американец заболевает, употребляя зараженную пищу. Употребление в пищу или питье чего-то небезопасного, например, непастеризованного (сырого) молока, недоваренного мяса или яиц или сырых фруктов и овощей, загрязненных фекалиями инфицированного животного. Загрязненные продукты питания могут вызывать заболевания у людей и животных, включая домашних животных.

значок опасности Передается через воду: Употребление воды или контакт с водой, загрязненной фекалиями инфицированного животного.

Кто подвержен более высокому риску серьезного заболевания зоонозными заболеваниями?

Заболеть зоонозом может любой, в том числе и здоровый человек. Однако некоторые люди подвергаются большему риску, чем другие, и им следует предпринять шаги, чтобы защитить себя или членов семьи. Эти люди чаще других серьезно заболевают и даже умирают от заражения некоторыми заболеваниями. К этим группам относятся:

  • Дети до 5 лет
  • Взрослые старше 65 лет
  • Люди с ослабленной иммунной системой
  • Беременные женщины

Что вы можете сделать, чтобы защитить себя и свою семью от зоонозных заболеваний?

Информация о пользе домашних животных, рисках заболеваний, сохранении здоровья домашних животных и людей и вспышках болезней.

Люди могут контактировать с животными во многих местах. Это включает в себя дома и вдали от дома, в таких местах, как контактные зоопарки, ярмарки, школы, магазины и парки. Насекомые, такие как комары и блохи, а также клещи кусают людей и животных днем ​​и ночью. К счастью, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы защитить себя и свою семью от зоонозных заболеваний.

  • Держите руки в чистоте . Мытье рук сразу после контакта с животными, даже если вы не прикасались ни к каким животным, – один из самых важных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы не заболеть и не заразить других.
    • Всегда мойте руки после контакта с животными, даже если вы не прикасались к животным.
    • Многие микробы распространяются при неправильном мытье рук с мылом и чистой проточной водой.
    • Если мыло и вода недоступны, вы можете использовать дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе, содержащее не менее 60% спирта.
    • Поскольку дезинфицирующие средства для рук не избавляют от всех типов микробов, важно мыть руки с мылом и водой, если они доступны.
  • Знайте простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы оставаться в безопасности рядом со своими питомцами.
  • Предотвращает укусы комаров, клещей и блох.
  • Узнайте больше о том, как безопасно обращаться с едой — для себя или своей семьи, домашнего питомца или других животных.
  • Будьте в курсе зоонозных заболеваний как дома, так и вне дома (например, в контактных зоопарках или на других выставках животных), в детских учреждениях или школах, а также во время путешествий.
  • Избегайте укусов и царапин животных.

Зоонозы

Зоонозы
    • All topics »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • Х
    • Д
    • З
    • Ресурсы »
      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • 22
      2 Регионы »
      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »
      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »
      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сконцентрируйся »
      • Афганистан кризис
      • COVID-19 пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »
      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
      • Наблюдение
      • Исследовательская работа
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
    • Данные ВОЗ »
      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »
      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Особенности »
      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »
      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »
      • Люди
      • Команды
      • Структура
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »
      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • мероприятия
      • Инициативы
    • Финансирование »
      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »
      • Аудит
      • Бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »
      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
    • Дом/
    • Отдел новостей/
    • Информационные бюллетени/
    • Деталь/
    • Зоонозы

    Гэвин С.
    Утиное хозяйство, Хошимин, Вьетнам

    © Кредиты

    Ключевые факты

    • Зооноз – это любое заболевание или инфекция, передающаяся естественным путем от позвоночных животных человеку
    • Известно более 200 видов зоонозов
    • Зоонозы составляют большую часть новых и существующих заболеваний человека
    • Некоторые зоонозы, такие как бешенство, можно на 100% предотвратить с помощью вакцинации и других методов

     

    Зооноз — это инфекционное заболевание, передавшееся человеку от нечеловеческого животного. Зоонозные патогены могут быть бактериальными, вирусными или паразитарными или могут включать нетрадиционные агенты и могут передаваться человеку через прямой контакт или через пищу, воду или окружающую среду. Они представляют собой серьезную проблему общественного здравоохранения во всем мире из-за нашей тесной связи с животными в сельском хозяйстве, в качестве компаньонов и в естественной среде. Зоонозы также могут вызывать перебои в производстве и торговле продуктами животного происхождения для пищевых и других целей.

    Зоонозы составляют большую часть всех недавно выявленных инфекционных заболеваний, а также многих существующих. Некоторые болезни, такие как ВИЧ, начинаются как зооноз, но позже мутируют в человеческие штаммы. Другие зоонозы могут вызывать повторяющиеся вспышки заболеваний, такие как болезнь, вызванная вирусом Эбола, и сальмонеллез. Третьи, такие как новый коронавирус, вызывающий COVID-19, могут вызвать глобальные пандемии.

     

    Профилактика и контроль

    Методы профилактики зоонозных заболеваний различаются для каждого возбудителя; тем не менее, некоторые методы признаны эффективными для снижения риска на уровне сообщества и на личном уровне. Безопасные и надлежащие рекомендации по уходу за животными в сельскохозяйственном секторе помогают снизить вероятность вспышек зоонозов пищевого происхождения через такие продукты, как мясо, яйца, молочные продукты или даже некоторые овощи. Стандарты чистой питьевой воды и удаления отходов, а также защита поверхностных вод в естественной среде также важны и эффективны. Просветительские кампании, направленные на пропаганду мытья рук после контакта с животными и других корректировок поведения, могут уменьшить распространение зоонозных заболеваний среди населения, когда они возникают.

    Устойчивость к противомикробным препаратам является фактором, осложняющим контроль и профилактику зоонозов. Использование антибиотиков у животных, выращиваемых для употребления в пищу, широко распространено и увеличивает потенциал устойчивых к лекарствам штаммов зоонозных патогенов, способных быстро распространяться в популяциях животных и человека.

     

    Кто подвергается риску?

    Зоонозные патогены могут передаваться человеку через любой контакт с домашними, сельскохозяйственными или дикими животными. Рынки, торгующие мясом или субпродуктами диких животных, представляют особенно высокий риск из-за большого количества новых или незарегистрированных патогенов, которые, как известно, существуют в некоторых популяциях диких животных. Сельскохозяйственные работники в районах с высоким использованием антибиотиков для сельскохозяйственных животных могут подвергаться повышенному риску патогенов, устойчивых к современным противомикробным препаратам. Люди, живущие рядом с дикой природой или в полугородских районах с большим количеством диких животных, подвержены риску заражения такими животными, как крысы, лисы или еноты. Урбанизация и разрушение естественной среды обитания увеличивают риск зоонозных заболеваний за счет увеличения контактов между людьми и дикими животными.

    Ответные меры ВОЗ

    ВОЗ сотрудничает с правительствами стран, академическими кругами, неправительственными и благотворительными организациями, а также региональными и международными партнерами в целях предотвращения угроз зоонозов и борьбы с ними, а также их последствий для общественного здравоохранения, социальных и экономических факторов. Эти усилия включают поощрение межсекторального сотрудничества в области взаимодействия человека, животных и окружающей среды между различными соответствующими секторами на региональном, национальном и международном уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *