Иванов, Игорь Петрович — Психологос
Игорь Петрович Иванов. Доктор педагогических наук, профессор, академик (1923-1992)
Иванов Игорь Петрович — педагог, некогда перевернувший в стране лагерную действительность. Расскажем о нём, этот человек того стоит.
А началось всё в разгар хрущевской оттепели. Молодой доцент ленинградского Педагогического института им. А.И. Герцена Иванов собирает у себя на квартире таких же, как и он молодых энтузиастов педагогики… Пионервожатые, учителя с одной пачкой пельменей на десятерых сидят прямо на полу, чай, чай, чай и разговоры, разговоры до утра. Деятельность забюрокраченой пионерии и зарегулированного комсомола их никак не устраивает. Пионерские лагеря наводят на них тоску, но что предложить взамен? Читают Ушинского, Макаренко, Шацкого, (пробовали Крупскую, но не пошло), спорят, не переходя на личности… Этот кружок называется у них «Союзом энтузиастов».
И вот однажды Игорь Петрович просит всех собраться не у себя на квартирке, а в Доме пионеров Фрунзенского района, в кабинете методиста Фаины Шапиро. (Фаина и Игорь в ту пору нежно любили друг друга, но это пока к делу не относится).
Когда чай был разлит, Иванов обратился к соратникам с речью:
«Друзья-единомышленники. У меня к вам вопрос: «Что такое «воспитывать»?
«Учить детей лучшей жизни», — ласково сказала Шапиро.
«Мы много о чём спорили, но в одном все согласны: педагог должен вести ребёнка к лучшей жизни. Это понятно, но как вести-то?»
«Рассказывая им о ней», — предположил кто-то.
«Вот-вот, мы постоянно рассказываем детям о лучшей жизни, а они её в глаза не видели. Мы говорим о подвигах, а дети их не совершали. Мы толкуем о бескорыстии, а многие ребята ни разу ничем не поступились. Мы разглагольствуем о дружбе и даже (да простит нас Партия) о любви, а они уверены, что всё это выдумки писателей. Дети рапортуют на линейках и пишут в сочинениях о том, что не знают, не чувствуют, не пробовали, не испытывали…» (С. Соловейчик)
«Верно говоришь, Петрович, — загалдели энтузиасты, — но, делать-то, что?»
«А не рассказывать детям о лучшей жизни, а показывать её, не требования предъявлять, а окунуть их в эту самую жизнь. Пусть ребята на своих юных телах испытают, что доброта и чуткость, товарищество и взаимовыручка, любовь и нежность существуют на самом деле, а не в журнале «Пионер». Пусть уже сейчас поживут той жизнью, которой будет жить вся наша страна после 1980 года, когда мы построим коммунизм, согласно указаниям Никиты Сергеевича…»
И далее Иванов изложил собравшимся свой план. Нужно организовать для пионеров Фрунзенского района летний лагерь труда и отдыха, т.е. «лагерный сбор». С колхозом договорились, деньги уже дают. И провести этот сбор по совершенно невиданной план-сетке. Четыре часа в день ребята работают в поле. Но, не просто уныло тяпая по свёкле, а творчески. Что значит творчески? Перед каждым выходом создаётся Совет дела. Он придумывает и готовит несколько сопутствующих процессу тяпания мероприятий: весёлые линейки с прикольными рапортами, конкурс стенгазет «Свёкла на марше» выставка композиций из тяпок, концерт-ромашка «На грядках» и т.д. И вообще, главным девизом нашего лагерного сбора будет девиз: «Всё — творчески, иначе — зачем?»
После работы в поле, ребята, умывшись и поевши, что будут делать? Отдыхать? Фиг два вы угадали. Дальше у нас пойдут «ме-ро-при-я-тия». Чтобы дети не начали сразу зевать, заменим это страшное слово аббревиатурой — КТД, т.е. Коллективно-Творческое Дело.
И будет у нас этих самых КТД пять-шесть штук… в день.
«Энтузиасты» поперхнулись чаем. Не ослышались ли они? Не за всю СМЕНУ, как в нормальных лагерях, а именно В ДЕНЬ? Иванов, ну скажи, что ты пошутил.
Игорь Петрович не пошутил. Отсутствие у детей на сборе свободного времени, насыщение каждого дня творческими событиями — это и была его главная идея. Придумав, подготовив и проведя одно КТД, ребята тут же, без паузы организуют Совет Дела и начинают придумывать следующее. «Суд над песней» сменяется «Конкурсом ораторов», который переходит в «Языковую тревогу», а та плавно перетекает в военную игру «Взятие базы» и всё венчает Вечернее Дело — «Час поэзии». А можно весь день сделать как «День Греции», например…
Когда же тьма, пришедшая из-за леса, скроет обожаемый детками лагерь, то тут-то уж… Нет, и ещё раз нет! Не будет у нас «кина» и «танцулек». После Вечернего Дела дети отправляются на отрядные «Огоньки». «Огонёк» — ещё одно великое изобретение Иванова, которое трудно переоценить.
За день ребята очень устали, физически и эмоционально. Событий и впечатлений было столько, что требуется остановиться и осмыслить пережитое. Обговорить и оценить каждое Дело крайне необходимо, ибо без этого, по мнению Иванова, любое воспитательное мероприятие не имеет никакого педагогического эффекта, а, следовательно — бессмысленно.
Дежурные разжигают костры, к которым медленно подтягиваются ребята. Тихо поют под гитару (разучивание двух-трёх песен в день — священная обязанность каждого отряда) пока не подойдёт последний. После чего вожатый (Старший друг по Иванову) начинает разговор. Он напоминает прошедшие за день Дела и предлагает мальчишкам и девчонкам оценить каждое, ответив на три вопроса:
Что было сегодня хорошо?
Что было плохо?
Как будем жить завтра, чтобы было только хорошо?
«День не закончившийся «Огоньком» пуст, никчёмен и прожит зря», — закончил свою речь Иванов.
Ну, понятно, что пошли толки, споры и сомнения. Но идея завораживала своей свежестью, рискованностью и даже авантюризмом. Так или иначе, первая сотня пионеров была в лагерь вывезена и сбор проведён.
История умалчивает, какова была начальная реакция ребят на этот невиданный темп, совершенно неясно, как решалась задача «первичного принуждения» в первые дни сбора. Но доподлинно известно, что где-то через недельку председатель колхоза, потрясенный невиданной доселе производительностью труда юных свекловодов, приехал в лагерь… и остолбенел от представшего перед ним зрелища. «Навстречу ему бесшумным призраком скользнул отряд индейцев. Из ельника вышли несколько королей и королев в бумажных мантиях. «Вы к нам в лагерь? — спросила королева. — Тогда я знаю, вы будете жить в… Париже». (С. Соловейчик)
За деревьями показались палатки… и запестрило в глазах: Сотня мальчишек и девчонок в самых невероятных костюмах из бумаги носились в разных направлениях со своими сверхсрочными делами — красили, строили, репетировали, жгли костры, варили борщи и каши, спорили, орали, командовали… Детские улыбки ослепили председателя количеством и яркостью. Тут-то он и задал Игорю Петровичу вопрос, который потом долгие годы сопровождал все ивановские сборы: «Где вы таких детей набрали?»
Популяризатор идей Иванова писатель Симон Соловейчик (самому Иванову бог отказал в литературном таланте, писал он скучнейшие статьи и диссертации) в своих книгах намекал, что де ребята были взяты прямо с улицы. Это, конечно, неправда. Первые участники сбора были пионерским активом т.е. послушными и дисциплинированными. Но верно и то, что потом методика лагерных сборов (её скоро стали называть «коммунарской) справлялась с ребячьим контингентом любой сложности и вопрос «Где вы таких детей набрали?» стал вечным фоном всех коммунарских мероприятий. Иногда к этому вопросу добавлялся возглас: «Так вот ты какое — коммунистическое воспитание!»
После сбора дети, естественно, не хотели расставаться и стали собираться в своём Доме пионеров чуть ли не ежедневно, чтобы продолжать жить коммунарской жизнью. Так и появилось легендарное сообщество детей и взрослых, которое получило название «Фрунзенская коммуна». Коммунары благоустраивали улицы родного города, помогали ветеранам, работали на фабриках, неустанно занимались творчеством, а на каникулах — сборы, сборы, сборы! Всем руководил Совет коммуны, но сердцем и мозгом её был, конечно, Игорь Петрович. Сказать, что его обожали — значит промолчать. В школах писались сочинения «Лучший человек, которого я знаю» — о нём, об Иванове…
Коммуна жила по жёстким законам, но эти законы никто никогда не писал и даже не обговаривал. Кто-то в Интернете недавно рассказал про «Правила поведения» в одной американской школе. Целых 50 страниц — решительно уголовный кодекс. Если один ученик избивает другого ученика — наказание, если ученика избивают трое — страшное наказание. Абсолютно всё предусмотрено…
У фрунзенцев же существовала масса неписаных правил. Правил, которые были внутренними для коммуны и внутренними же для каждого человека в коммуне. Не было необходимости спрашивать: а что будет, если он их нарушит? А он их не нарушит никогда. Вот если спросить: а что будет, если он нарушит? Все замолчат в недоумении — неизвестно. Примеров нет.
Слух о коммуне пошёл по всей Руси великой и её братским республикам. Писатель Соловейчик в разделе «Алый парус» газеты «Комсомольская правда» усиленно этот опыт пропагандировал (никто тогда не знал слово «пиарить»). В Ленинград потянулись гости и, набравшись впечатлений, стали проводить такие же сборы у себя. И всегда получалось! Известен случай, когда один десятиклассник самостоятельно провёл на осенних каникулах сбор в своей школе совершенно без никаких Старших друзей. После каникул, учителя, возвращаясь с урока, приятно недоумевали: «Что это? Захожу в класс, а мне улыбаются…»
Лагеря, работавшие по методике Иванова, непрестанно поражали как взрослых, так и детей. Письмо 13-летнего парнишки: «… я намочил в реке трусы и ждал, что надо мной все будут смеяться. Но первый же повстречавшийся мальчик сказал: «Ты что? Трусы намочил? На — мои…»
В 60-х годах коммунары приехали в «Орлёнок» и вскоре этот всероссийский лагерь стал центром пропаганды и распространения этого опыта. Старики помнят тот «Орлёнок», энтузиазм, творческий накал, песни и разговоры, светлые лица… Коммунарство зашагало по стране — сотни клубов от Калининграда до Владивостока…
Итак, в стране возникло здоровое, духовное, поражающее своими результатами явление. Государству бы радоваться и не мешать. Ведь вот же они — самые настоящие пионеры и комсомольцы! Не этого ли ты, о дорогая Партия, требовала от советских педагогов? Чтоб росли строители коммунизма, беззаветно преданные идеалам? Ан, нет…
Менялись в стране начальники, комсомольские чиновники не могли смириться с существованием того, чего они не возглавляют. Открыто придраться было невозможно — верность коммунистическим идеалам была налицо: ленинские уроки, дорогой Леонид Ильич, пролетарский интернационализм, трудовое бескорыстие… Душить стали потихоньку. То одного педагога уволят «за развал воспитательной работы», то другого… Обкомы и райкомы стали в изобилии проводить выездную учёбу пионерского и комсомольского актива, заимствовав у коммунарства все творческие находки. Ветераны воронежского комсомола помнят вечное противостояние областной «Искры» и городской «Эврики». «Орлятские» круги и «орлятские» песни, речёвка «День отшумел», законы «ноль-ноль» и «поднятой руки». И ходили по «Эврике» важные активисты, поучая: «А вот у нас на «Искре…»
Но жизнь вне комсомола ещё теплилась, например в палаточные лагеря проверяющим было пробираться просто лень. В самом «Орлёнке», искорёженная и стерилизованная умудрялась работать методика, дети уезжали, плача… То в Свердловске писатель В.Крапивин создаст отряд «Каравелла», то в Москве образуется объединение «Дорога», то вообще десятиклассник Эдик Герасимович создаст в Минске «Клуб коммунаров» про который райком думает, что его разрешил обком, а обкому намекают, что это аж ЦК Белоруссии — клуб же был сам по себе. Здание, построенное Ивановым, оказалось настолько прочным, что как не била по нему административно-командная система, но так и не разбила…
Но всё само собой рухнуло в лихие 90-е. Тот же «Орлёнок» заполонили странные люди. Они навезли дикое количество масс-культурного дермеца и потребовали освободить для него место. Ненавязчиво было дано понять, что отныне в стране и в педагогике есть только один идеал — бабло.
А что же Иванов и «Фрунзенская коммуна»? Через несколько лет Игорь Петрович коммуну покинул. Почему? Соловейчик пишет об этом полуправду, но очевидцы единодушно называют две причины.
Во-первых. Как-то так незаметно в коммуне осело большое количество взрослых, т.е. Старших друзей, которым в ней было хорошо и комфортно. Дяди и тёти даже создали неуставной орган — ревком, в котором гоняли чаи и выпускали постановления. В то же время позади коммуны всё слышнее стал слышен ропот школ: «Забрали у нас весь актив, обезглавили школы, уж, коль вы такие эффективные, приходите к нам и работайте». Эти упрёки были абсолютно справедливы, и однажды Иванов доложил ревкому новый план, согласно которому всем им предстояло поднять свои попы, отправится в школы и создавать там коммуны-спутники. Пора переносить опыт на всех. Но кому понравиться перспектива «поднять и работать», когда и так хорошо. Естественно в плане Иванова было найдено критическое количество недостатков.
Во-вторых. Особенно яростно нападала на план Фаина Шапиро, к которой Игорь Петрович к тому времени начал испытывать исключительно дружеские чувства, переключив всю нежность на другую женщину.
Словом две вечные ипостаси: «Борьба за власть» и «Шерше ля фам»
Ревком возражал, Иванов настаивал. Что было делать? Создатель покинул своё детище.
Злые языки называют и третью причину ухода. Как-то так незаметно получилось, что две трети членов ревкома стали составлять люди… как бы это по-политкорректней выразится… с таким же профилем, что и у Фаины Шапиро. Иванов хоть и был пролетарским интернационалистом, но с внутренним чувством совладать не смог. Разрыв состоялся.
Но вскоре выяснилось, что уход основателя обозначил его самую главную победу. Нет, никто к нему на коленях не приполз, умоляя вернуться. Напротив, авторы сочинений «Лучший человек» просили эти сочинения не публиковать, все как один объясняя это тем, что: «Я больше не люблю Игоря Петровича». Но коммуна продолжала жить всё также ярко, беспокойно, творчески, всё отчётливее понимая, что Иванов действительно прав. Вскорости, жизнь таки заставила её и ревком разогнать и создать коммуны-спутники. Ещё несколько лет вокруг Дома пионеров Фрунзенского района все кипело и вертелось, вплоть до наступления эпохи развитого застоя. Организм оказался жизнеспособным и без своего создателя.
Далее была «Коммуна имени Макаренко» (КИМ) созданная из студентов Игоря Петровича, её жизнь была не менее интересной, но малоизвестной, ибо Соловейчик Иванова уже ненавидел, хотя стал известным писателем исключительно благодаря Иванову. Описать жизнь КИМа было уже некому и потому она — во мраке.
Умирал Игорь Петрович, разбитый параличом, долго и мучительно. Покинутый всеми, кроме одной женщины, которая самоотверженно за ним ухаживала. Но после его кончины весь архив Иванова исчез вместе с ней.
Ныне в Воронеже около десятка педагогических отрядов (объединение «Искра», например), которые знают и чтят имя великого педагога. Отрадно видеть, что они правильно ориентируются в нашем времени и их девиз: «С Ивановым вперёд, а не назад к Иванову». Каждый район проводит сборы старшеклассников, на которых отсутствует свободное время, поются «орлятские» песни, а каждый день заканчивается «Огонькам», который, увы, теперь часто называют геморройным словом «Свечка». Студенты педагогического университета каждую осень возвращаются со сбора «Зелёный гусь» ошарашенными и в полном восхищёнии, все больше на него приезжают гостей из других городов. Санкт-Петербургский институт педагогики имени И.П. Иванова ежегодно проводит вожатские слёты «Дорогу весне», куда съезжаются педотряды, приверженцы его методики из самых разных уголков страны — какая там стоит атмосфера!.. Однако имя Игоря Петровича на этом лёте звучит абстрактно, и мало кто из участников (соврал я — никто из участников) не объяснит: в чём его методика?
Так хочется верить, что гитары этих ребят не заглушит грохот дискотек, что среди всеобщей лени и дури будут лагеря настоящие, живые, способные совершать переворот в детских душах.
Потом придут новые педагоги и вожатые, с новыми технологиями и знаниями. Но пусть в сердце своём хранят они память о подлинно великом друге детей — Игоре Петровиче Иванове…
Иван Петрович Иванов-Вано. Биографическая справка
https://ria.ru/20100208/208186756.html
Иван Петрович Иванов-Вано. Биографическая справка
Иван Петрович Иванов-Вано. Биографическая справка — РИА Новости, 08.02.2010
Иван Петрович Иванов-Вано. Биографическая справка
8 февраля исполняется 110 со дня рождения Ивана Петровича Иванов-Вано, кинорежиссера, художника, один из зачинателей советской мультипликации, народного артиста РИА Новости, 08.02.2010
2010-02-08T12:16
2010-02-08T12:16
2010-02-08T12:16
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/208186756.jpg?1265620566
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2010
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
справки
Справки
8 февраля исполняется 110 со дня рождения Ивана Петровича Иванов-Вано, кинорежиссера, художника, один из зачинателей советской мультипликации, народного артиста СССР («Мойдодыр», «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди»).
Известный советский режиссер, художник, сценарист, один из основателей советской мультипликации Иван Петрович Иванов Вано родился 8 февраля 1900 года в Москве. В 1923 году окончил Высшие художественно технические мастерские (мастерская Ильи Машкова).
После окончания ВХУТЕМАСа, осенью 1924 года друг Иванова Вано художник Владимир Сутеев пригласил его в Государственный техникум кинематографии, где в должности аниматора Иванов Вано работал над своим первым мультипликационным фильмом «Китай в огне», вышедшем в 1925 году. Там же он впервые пробовал себя в роли режиссера постановщика («Каток») и срежиссировал первый мультипликационный фильм для детей «Сенька африканец» по мотивам сказок Корнея Чуковского.
В 1936 году Иванов Вано пришел работать в киностудию «Союзмультфильм», где создал фильмы, ставшие классикой отечественной мультипликации: «Мойдодыр», «Конек Горбунок», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Сказка о Царе Салтане» и др.
В 1939 году совместно с Федором Богородским и Борисом Дубровским Эшке организовал художественный факультет во ВГИКе, где вел отделение постановщиков мультипликационного фильма.
В 1950 году издал книгу о мультипликации «Рисованный фильм».
В 1960 году Иванов Вано перешел в кукольное объединение студии «Союзмульфильм», где осуществил постановку одного из своих самых значительных фильмов — «Левша» по повести Николая Лескова.
За годы своей творческой деятельности Иван Иванов Вано срежисситровал 41 фильм, написал сценарии к 25 фильмам, в должности художника постановщика принимал участие в создании 5 фильмов, в должности аниматора — 5 фильмов.
В 1980 году Иванов Вано издал мемуары книгу «Кадр за кадром».
В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
Многие его работы были удостоены наград. Самые значимые из них — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970, «В некотором царстве», «Времена года», «Левша»), почетный диплом МКФ в Марианских Лазнях (1948, «Конек Горбунок»), премия за лучший мультипликационный фильм Всесоюзного кинофестиваля («Сеча при Керженце») и другие.
В молодости Иван Иванов-Вано занимался хоккеем и футболом, играл в полузащите команды ЦДКА. Увлекался рыбалкой, кулинарией, был грибником.
Скончался 25 марта 1987 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
G-квадруплексы РНК в биологии: принципы и молекулярные механизмы
Обзор
. 2017 7 июля; 429 (14): 2127-2147.
doi: 10.1016/j.jmb.2017.05.017. Эпаб 2017 26 мая.
Марта М Фэй 1 , Шон М Лайонс 1 , Иванов Павел 2
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Отделение ревматологии, иммунологии и аллергии, Brigham and Women’s Hospital, Бостон, Массачусетс 02115, США; Медицинский факультет Гарвардской медицинской школы, Бостон, Массачусетс, 02115, США.
- PMID: 28554731
- PMCID: PMC5603239
- DOI: 10.1016/j.jmb.2017.05.017
Бесплатная статья ЧВК
Обзор
Marta M Fay et al. Дж Мол Биол.
.Бесплатная статья ЧВК
. 2017 7 июля; 429 (14): 2127-2147.
doi: 10.1016/j.jmb.2017.05.017. Эпаб 2017 26 мая.
Авторы
Марта М Фэй 1 , Шон М Лайонс 1 , Иванов Павел 2
Принадлежности
- 1 Отделение ревматологии, иммунологии и аллергии, Brigham and Women’s Hospital, Бостон, Массачусетс 02115, США; Медицинский факультет Гарвардской медицинской школы, Бостон, Массачусетс, 02115, США.
- 2 Отделение ревматологии, иммунологии и аллергии, Brigham and Women’s Hospital, Бостон, Массачусетс 02115, США; Медицинский факультет Гарвардской медицинской школы, Бостон, Массачусетс, 02115, США; Институт Броуда Гарварда и Массачусетского технологического института, Кембридж, Массачусетс 02142, США. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 28554731
- PMCID: PMC5603239
- DOI: 10.1016/j.jmb.2017.05.017
Абстрактный
G-квадруплексы (G4) представляют собой чрезвычайно стабильные вторичные структуры ДНК или РНК, образованные последовательностями, богатыми гуанином. Эти структуры вовлечены во многие важные клеточные процессы, и число приписываемых им биологических функций продолжает расти. В то время как ДНК G4 хорошо изучены на структурном и, в некоторой степени, функциональном уровнях, РНК G4 и их функциям уделялось меньше внимания. Присутствие добросовестных РНК G4 в клетках уже давно является предметом споров. Разработка G4-специфических антител и лигандов намекала на их присутствие in vivo, но недавние успехи в секвенировании РНК в сочетании с химическим отпечатком предполагают обратное. В этом обзоре мы критически обсудим биологию РНК G4, сосредоточив внимание на молекулярных механизмах, лежащих в основе их предполагаемых функций.
Ключевые слова: G-квадруплекс; РНК; регуляция РНК; Структура РНК.
Copyright © 2017 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Цифры
Рисунок 1. G-квартет и G-квадруплекс
А .…
Рис. 1. G-квартет и G-квадруплекс
А . Атомы гуанина, участвующие в основании Уотсона-Крика и Хугстина…
Рисунок 1. G-квартеты и G-квадруплексыА . Атомы гуанина, участвующие во взаимодействиях пар оснований Уотсона-Крика и Хугстина. Б . Верхний : Структура G-квартета (G-тетрада), показывающая четырехкратное симметричное расположение копланарных гуанинов. Водородные связи между каждой парой гуанинов включают четыре донорно-акцепторных атома (атомы N1, N7, N2 и O6). Общая схема имеет всего восемь водородных связей (четыре связи N2-H…N7 и четыре связи N1-H…O6). Четыре карбонильных атома кислорода (O6) образуют отрицательно заряженное ядро в центре G-квартета, что способствует связыванию одновалентных катионов (M + ). Фрагменты сахара удалены для ясности. Показаны тетрады Middle : 2, координированные одновалентным катионом. Нижний : показаны структуры G-квадруплекса с различной топологией. Отметим, что G4 может быть меж- и внутримолекулярным. С . Преимущественное связывание одновалентных катионов с G4. Д . Упрощенный алгоритм прогнозирования, используемый для идентификации потенциального мотива G4 (
Рисунок 2. Возможные механизмы действия, лежащие в основе…
Рисунок 2. Возможные механизмы действия, лежащие в основе функций РНК G4
А . G4 действуют как…
Рисунок 2. Возможные механизмы действия, лежащие в основе функций РНК G4.А . G4 действуют как сайты специфического связывания регуляторных или структурных белков.
Б . G4 действуют как барьеры или кинетические ловушки для движения белков или белковых машин вдоль РНК. С . G4 регулируют образование альтернативных вторичных структур на РНК, распознаваемых разными белками. Стрелки указывают на возможное двунаправленное смещение равновесия между G4 и конформацией шпильки. Д . Примеры предлагаемых G4-специфических связывающих белков. Рисунок 3. Предлагаемые роли РНК G4…
Рисунок 3. Предполагаемая роль РНК G4 в регуляции транскрипции
А . R-петли, структуры, которые…
Рисунок 3. Предполагаемая роль РНК G4 в регуляции транскрипции. Рисунок 4. Предлагаемые роли РНК G4…
Рисунок 4. Предполагаемая роль РНК G4 в процессинге мРНК на 3′-конце
А . Три основных…
Рисунок 4. Предполагаемая роль РНК G4 в процессинге мРНК на 3′-конце.А . Три основных элемента последовательности, определяющие сайт полиаденилирования. Эти пре-мРНК цис -элементы включают сигнал полиаденилирования гексамера AAUAAA, сайт расщепления CA и расположенный ниже по течению элемент, богатый G/U. Б . В оптимальных условиях аппарат мультисубъединичного расщепления/полиаденилирования (CFI/CFII/CstF/CPSF) собирается на этих
Рисунок 5. Предлагаемые роли РНК G4…
Рисунок 5. Предполагаемая роль РНК G4 в регуляции сплайсинга
А . Экзон и интроник…
Рисунок 5. Предполагаемая роль РНК G4 в регуляции сплайсинга.А . Экзонная и интронная области предполагаемой пре-мРНК показаны синим (экзон (X) и экзон (X+1)) или зеленым (интрон X) соответственно. Интронные G4 могут либо усиливать, либо подавлять сплайсинг интронов, таким образом действуя как энхансер интронного сплайсинга (например, в интроне 9пре-мРНК 0125 TP53 ) или сайленсер интронного сплайсинга (например, в интроне пре-мРНК hTERT ). Б . Расположенные в экзонах G4 могут действовать как энхансеры экзонного сплайсинга. FMRP распознает G4 в своей собственной пре-мРНК ( FMR1), чтобы регулировали паттерн сплайсинга и продукцию изоформ белка.
Рисунок 6. Предлагаемые роли РНК G4…
Рисунок 6. Предполагаемая роль РНК G4 в локализации мРНК
А . В специализированных камерах…
Рисунок 6. Предполагаемая роль РНК G4 в локализации мРНК.А . В специализированных клетках, таких как нейроны, обработанные G4-содержащие мРНК экспортируются из ядра в цитоплазму, где специфические RBP (например, hnRNP U, FUS/TLS и FMRP) распознают и связываются с их структурами G4. Б . Связанные с G4 RBP собираются в большие mRNP (такие как нейрональные гранулы), которые специализируются на транспорте мРНК с использованием молекулярных моторов, таких как кинезины, ассоциированные с микротрубочками. С . По прибытии в место назначения (например, дендритные синапсы) мРНП, содержащие G4, реконструируются, обеспечивая локальную трансляцию.
Рисунок 7. Предлагаемые роли РНК G4…
Рисунок 7. Предполагаемая роль РНК G4 в синтезе белка
А . Предлагаемые роли…
Рисунок 7. Предполагаемая роль РНК G4 в синтезе белка.А . Предлагаемые роли G4 в трансляции мРНК. G4 могут быть обнаружены как в некодирующих (5′- и 3′-UTR), так и в кодирующих (ORF) областях мРНК, где они могут ингибировать или стимулировать трансляцию. В 5′-UTR G4 обычно обнаруживаются рядом со структурами 5′-кэпа мРНК, где они ингибируют инициацию трансляции с помощью механизмов, которые могут включать вмешательство в связывание кэпа или ингибирование сканирования комплекса 43S перед инициацией (например, в NRas мРНК). Предполагается, что G4-опосредованная стимуляция трансляции по типу IRES (например, в 5′-UTR VEGF или FGF2 мРНК), хотя веские экспериментальные доказательства все еще отсутствуют. В 3′-UTR G4 могут как ингибировать, так и стимулировать трансляцию путем рекрутирования трансляционных сайленсеров или стимуляторов, идентичность которых до сих пор неизвестна. Как и в некодирующих частях, G4s, расположенные в ORF, могут как блокировать (наиболее вероятно, действуя как контрольно-пропускные пункты для удлиняющихся рибосом), так и способствовать трансляции за счет рекрутирования специфических белковых комплексов (таких как RBP Aven и RNA helicase DHX36). Б . Гипотетическая роль G4 в нетрадиционной трансляции, не связанной с AUG (RAN), связанной с повторами. У больных БАС амплифицируются гексамерные повторы r(GGGGCC) n , расположенные в интроне гена C9ORF72 (i). Эти повторы способны образовывать структуры G4 более высокого порядка, что делает их чрезвычайно стабильными (ii). Некоторые транскрипты r(GGGGCC)n подвергаются RAN-трансляции посредством прямого рекрутирования компетентных к трансляции рибосомных комплексов с образованием дипептидных белков (iii).
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Структурно разнообразные G-квадруплексы как мишень неканонических нуклеиновых кислот для визуализации живых клеток и антибактериальных исследований.
Чжэн Б.С., Ю Дж., Лонг В., Чан К.Х., Леунг А.С., Вонг В.Л. Чжэн Б.С. и др. Химическая коммуна (Кэмб). 2023 2 февраля; 59 (11): 1415-1433. дои: 10.1039/d2cc05945b. Химическая коммуна (Кэмб). 2023. PMID: 36636928 Обзор.
Синтетические G-квартеты, собранные на шаблоне (TASQ): молекулярные инструменты multiTASQing для исследования биологии G-квадруплекса ДНК и РНК.
Моншо Д. Моншо Д. Acc Chem Res. 2023 7 февраля; 56 (3): 350-362. doi: 10.1021/acs.accounts.2c00757. Epub 2023 20 января. Acc Chem Res. 2023. PMID: 36662540
Достижения в области флуоресцентной визуализации на основе G-квадруплексов.
Хан Дж. Н., Гэ М., Чен П., Куанг С., Не З. Хан Дж. Н. и др. Биополимеры. 2022 Декабрь;113(12):e23528. дои: 10.1002/бип.23528. Epub 2022 29 ноября. Биополимеры. 2022. PMID: 36444749 Обзор.
Расшифровка загадочных биологических функций РНК-гуанин-квадруплексных мотивов в клетках человека.
Аль-Зир М.А., Куррек Дж. Аль-Зир М.А. и соавт. Биохимия. 2019 5 февраля; 58 (5): 305-311. doi: 10.1021/acs.biochem.8b00904. Epub 2018 24 октября. Биохимия. 2019. PMID: 30350579
Регуляция и функции G-квадруплексов ДНК и РНК.
Варшней Д., Шпигель Дж., Зинер К., Таннахилл Д., Баласубраманян С. Варшней Д. и соавт. Nat Rev Mol Cell Biol. 2020 авг;21(8):459-474. doi: 10.1038/s41580-020-0236-x. Epub 2020 20 апр. Nat Rev Mol Cell Biol. 2020. PMID: 32313204 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Аберрантный сплайсинг при раке человека: точка зрения на структурный код РНК.
Апостолиди М., Стаматопулу В. Апостолиди М. и др. Фронт Фармакол. 2023 23 фев; 14:1137154. дои: 10.3389/fфар.2023.1137154. Электронная коллекция 2023. Фронт Фармакол. 2023. PMID: 36909167 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
РНК G-квадруплекс организует сборку стрессовых гранул через DNAPTP6 в нейронах.
Асамицу С., Ябуки Ю., Мацуо К., Кавасаки М., Хиросе Ю., Кашивазаки Г., Чандран А., Бандо Т., Ван ДО, Сугияма Х., Сиода Н. Асамицу С. и др. Научная реклама 2023 24 февраля; 9(8): eade2035. doi: 10.1126/sciadv.ade2035. Epub 2023 24 февраля. Научная реклама 2023. PMID: 36827365 Бесплатная статья ЧВК.
Взгляд на биомолекулярные взаимодействия через призму коррелированной флуоресцентной микроскопии и оптического пинцета.
Хагизаде А., Ифтихар М., Дандпат С.С., Симпсон Т. Хагизаде А. и др. Int J Mol Sci. 2023 31 января; 24 (3): 2668. дои: 10.3390/ijms24032668. Int J Mol Sci. 2023. PMID: 36768987 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Разблокировка G-квадруплексов как целей и инструментов против COVID-19.
Цинь Г., Чжао С., Ян Дж., Ван З., Жэнь Дж., Цюй С. Цинь Г и др. Чин Дж. Хим. 2022 30 декабря: 10.1002/cjoc.202200486. doi: 10.1002/cjoc.202200486. Онлайн перед печатью. Чин Дж. Хим. 2022. PMID: 36711116 Бесплатная статья ЧВК.
Физико-химические и антипролиферативные характеристики G-квадруплексов, связанных с последовательностями РНК и ДНК.
Котковяк В. , Роксо К., Пастернак А. Котковяк В. и соавт. ACS Med Chem Lett. 2022 6 октября; 14 (1): 35-40. doi: 10.1021/acsmedchemlett.2c00361. Электронная коллекция 2023 12 января. ACS Med Chem Lett. 2022. PMID: 36655120
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Грантовая поддержка
- F32 GM119283/GM/NIGMS NIH HHS/США
- R01 GM126150/GM/NIGMS NIH HHS/США
- R21 NS094918/NS/NINDS NIH HHS/США
- T32 AI007306/AI/NIAID NIH HHS/США
П. Иванов | Semantic Scholar
Сортировка по наиболее влиятельным статьям Сортировка по количеству цитирований Сортировка по новизне
PhysioBank, PhysioToolkit и PhysioNet: компоненты нового исследовательского ресурса для сложных физиологических сигналов.
- A. Goldberger, L. Amaral, H. Stanley
Информатика
Распространение
- 13 июня 2000 г. Центр исследовательских ресурсов предназначен для стимулирования текущих исследований и новых исследований в области изучения сердечно-сосудистых и других сложных биомедицинских сигналов.
Посмотреть в PubMed (откроется в новой вкладке)
Фрактальная динамика в физиологии: изменения при болезни и старении
Применение фрактального анализа может дать новые подходы к оценке кардиального риска и прогнозированию внезапной сердечной смерти, а также к мониторингу процесс старения, и подобные подходы кажутся многообещающими при оценке других регуляторных систем, таких как контроль походки человека в норме и при болезни.
View on Publisher (открывается в новой вкладке)
Влияние трендов на анализ колебаний без тренда.
Показано, как правильно использовать DFA для минимизации влияния трендов, как распознать, действительно ли пересечение указывает на переход от одного типа к другому типу базовой корреляции или пересечение связано с тенденцией без какого-либо перехода в динамических свойствах шума.
Посмотреть в PubMed (откроется в новой вкладке)
Мультифрактальность в динамике сердцебиения человека
- П. Иванов, Л. Амарал, Х. Стэнли
Физика
Природа
- 1 марта 1998
В этой работе сообщается об идентичности мультифрактальности в биологической динамической системе, сердцебиении здорового человека, и показано, что мультифрактальный характер и нелинейные свойства здорового сердечного ритма закодированы в фазах Фурье.
Просмотр в Springer (открывается в новой вкладке)
Влияние нестационарности на анализ колебаний без тренда.
Установлено, что введение нестационарностей в стационарные коррелированные сигналы приводит к появлению кроссоверов в скейлинговом поведении, и показано, как разработать стратегии предварительной обработки «сырых» данных перед анализом, которые минимизируют влияние нестационарностей на свойства масштабирования данных.
Посмотреть в PubMed (откроется в новой вкладке)
Распространенные масштабно-инвариантные паттерны перехода сон-бодрствование у разных видов млекопитающих.
Существует гипотеза, что короткие пробуждения ото сна могут отражать аспекты эндогенного механизма контроля сна и, таким образом, могут демонстрировать определенные устойчивые динамические паттерны у разных видов и могут дать представление о динамике нейронных цепей, контролирующих сон.
Просмотреть в PubMed (откроется в новой вкладке)
Фазовые переходы в физиологической связи
Результаты показывают, что разница в CRPS между стадиями сна превышает разницу между молодыми и пожилыми людьми, что позволяет предположить, что регуляция сна оказывает значительно более сильное влияние на кардиореспираторную связь, чем здоровое старение.
View on Publisher (opens in a new tab)
Масштабная инвариантность при нестационарности сердечного ритма человека.
- П. Бернаола-Гальван, П. Иванов, Л. А. Нуньес Амарал, Х. Стэнли
Медицина
Physical Review Letters
- 17 мая 2000 г.
Установлено, что длины сегментов с различной локальной средней частотой сердечных сокращений подчиняются степенному закону распределения, и показано, что эта масштабно-инвариантная структура не является простым следствием дальнодействующих корреляций. присутствует в данных.
Посмотреть в PubMed (откроется в новой вкладке)
Величина и знак корреляции в колебаниях сердцебиения.
- Ю. Ашкенази, П. Иванов, С. Хавлин, Чунг-Канг Пэн, А. Голдбергер, Х. Стэнли
Physics
Physical Review Letters
- 22 мая 2000
Применяется подход к ряду интервалов сердцебиения, и обнаруживается, что ряд амплитуд коррелирован в дальнем диапазоне, тогда как ряды знаков антикоррелированы и что оба ряды величин и знаков могут иметь клиническое применение.