И п павлов основные научные труды: И.П. Павлов и его учение

Содержание

Собака Павлова, эксперимент, открытие, отношение к животным

Павлов: опыты над собаками

Собака Павлова: описание эксперимента

Эффект собаки Павлова

Собака Павлова: что это означает?

О знаменитой собаке врача и академика Ивана Петровича Павлова (1849-1936) мы смутно помним из учебника по биологии за 9-й класс средней школы. В памяти всплывают такие слова, как «рефлекс», «условия», «опыт» и даже «фистула». Тем не менее, далеко не каждый из нас спустя много лет сможет подробно рассказать о том, в чём заключается суть экспериментов Ивана Петровича над подопытными животными. К каким открытиям в области медицины и психологии они привели?

Павлов: опыты над собаками

Учёный родился в Рязани, где и по сей день находится его музей-квартира. Конец XIX века знаменовался бурным развитием разных сфер научной деятельности, однако далеко не все они следовали в верном направлении с точки зрения анатомии и физиологии живых организмов.

И.П. Павлов вначале сфокусировал внимание на исследованиях физиологии пищеварения, проводя многочисленные опыты над животными. Впоследствии ряд открытий натолкнул его на то, чтобы впервые описать ответную реакцию живого организма на поступающий внешний (или внутренний) раздражитель. Такие реакции Павлов назвал рефлексами, разделив их на условные и безусловные. Это стало началом для глубокого изучения нервной системы человека, в том числе и сути наших психоэмоциональных реакций.

Большая часть деятельности учёного была сосредоточена в Санкт-Петербурге, в Институте экспериментальной медицины. На его базе Иван Петрович в течение многих лет проводил уникальные для того времени исследования и опыты. В 1904 году он стал первым человеком в России, получившим Нобелевскую премию и международное признание.

Собаки были главным звеном всех экспериментов, проводимых Иваном Петровичем и его последователями. Животных оперировали и далеко не все из них выживали.

Несмотря на это Павлов не был жестоким человеком и сам сильно переживал, теряя на операционном столе кого-нибудь из питомцев. По словам самого академика, собаки были настолько ему преданы, что их не нужно было принуждать идти в операционную: они словно понимали важность своего служения науке и нисколько не сопротивлялись.

В Институте экспериментальной медицины есть легендарная Башня молчания, овеянная мрачными историями. В ней Павлов проводил все опыты, главным условиям которых была абсолютная тишина, чтобы никакие внешние стимулы не отвлекали собак от сигналов, регулярно подаваемых исследователем. Животные находились в полной изоляции, а свет в камере был очень тусклым (что, собственно, и может порождать у ряда впечатлительных людей мрачные и депрессивные мысли).


Появилось свободное время?

Тогда используй его! Получи дополнительное образование!

Согласен на  обработку персональных данных Звонок бесплатный

Собаку помещали в специально оборудованный станок и аккуратно фиксировали ремнями — так, чтобы она не могла уйти. Сам Павлов в процессе опытов находился в соседнем помещении, подавал звуковые сигналы, кормил животных и наблюдал за ними через перископ. Всё внимание собаки должно было сосредоточиться исключительно на сигналах экспериментатора: с помощью специального устройства зажигали лампочку, а корм подавали, нажимая на грушу или педаль.

Собака Павлова: описание эксперимента

Стремясь как можно подробнее изучить процессы пищеварения у животных, Павлов вначале подавал световой сигнал и корм одновременно, а после этого ограничивался подачей только сигнала. Было замечено, что у собаки со временем начинает выделяться слюна даже в том случае, когда корм после светового сигнала она не получает. Через отверстие в желудке животного (фистулу) желудочный сок, выделяемый условнорефлекторным путём, выводили наружу, собирали в ёмкость и оценивали его количество.

Идея фистулы была реализована далеко не сразу. Если желудочный сок животного в процессе выделения оказывался в органах брюшной полости собаки, животное погибало по причине его высокой концентрации. Фистула стала наиболее щадящим выходом из положения, который позволял оценивать как работу пищеварительной системы животного, так и её непосредственную связь с нервно-психическими реакциями на свет, звук, наличие или отсутствие корма.

Итак, выделение слюны и желудочного сока — это проявления условного рефлекса или реакции на тот или иной раздражитель, поступающий извне. При определённых условиях реакция «работает» даже при отсутствии пищи, так как в ней оказываются задействованы психологические компоненты вкупе с условной готовностью животного к получению корма.

Чуть позже учёный заметил аналогичные реакции своих питомцев не только на раздражающие световые сигналы, но и на свои шаги. Собаки ждали пищи, которую могли получить от своего хозяина и реагировали на разные сигналы. Это был один из факторов, побудивший Павлова к глубокому изучению не только пищеварительной, но и нервной деятельности. Впоследствии прогрессивные умы того времени, в противовес идеализму психоаналитиков и немецких романтиков, установили неразрывную взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами в организме любого живого существа — в том числе, и человека.

Можно попытаться проще объяснить суть эксперимента Ивана Петровича, не вдаваясь в глубокие научные рассуждения. Представьте себе Павлова, который стоит перед собакой и начинает звонить в колокольчик. После этого сигнала он кормит питомца и повторяет этот опыт несколько раз, закрепляя навык. Но в один прекрасный день после звонка колокольчика пёс не получает корм. Тем не менее, у него также выделяются слюна и желудочный сок, и питомец, облизываясь, непроизвольно выражает готовность к приёму пищи.


Появилось свободное время?

Тогда используй его! Получи дополнительное образование!

Согласен на  обработку персональных данных Звонок бесплатный


Эффект собаки Павлова

Итак, рефлекс (или «эффект собаки Павлова») послужил стимулом к тому, что в психофизиологии появилась так называемая теория обусловливания. Иными словами, тот сигнал, который раньше являлся для мозга живого существа нейтральным и не имеющим отношения к его психофизиологическим процессам, после проведения ряда опытов может стать стимулом, непосредственно влияющим на появление той или иной реакции. Опытным путём возникает своего рода «привязка» стимула к реакции, и весь процесс выстраивается в сложную условнорефлекторную цепочку, демонстрируемую животным (или человеком) регулярно.

Именно превращение изначально нейтрального стимула в значимый сигнал с появлением устойчивой ответной реакции на этот раздражитель положило начало развитию психологии как серьёзной науки.

Собака Павлова: что это означает?

Для людей, которые не увлекаются наукой и безразличны к её значению в жизни человечества, опыты Павлова и его учеников над собаками означают жестокость, цинизм и даже проявления садизма. Если обратиться к интернет-источникам и прочесть комментарии пользователей, размещённые под статьями об Иване Петровиче, агрессивных высказываний можно встретить множество.

С одной стороны, нельзя игнорировать тот факт, что животные погибали в процессе лабораторных опытов. Однако уже упоминалось о том, что академик очень болезненно воспринимал смерть каждого четвероногого друга и старался делать всё возможное, чтобы собаки, которые жили у него, были всегда здоровы, сыты и пролечены от всех возможных заболеваний.

Со временем, когда Иван Петрович пришёл к идее фистулы, большинство подопытных животных благополучно выживало в лабораторных условиях. Многие собаки жили рядом с Павловым до глубокой старости, верно и преданно служа науке, а результаты исследований, которые человечество имеет сейчас, делают их миссию вполне оправданной.

В Рязани есть чучело одной их собак Павлова, изготовленное в качестве напоминания о наших четвероногих друзьях. Также на территории Института экспериментальной медицины, расположенном на Аптекарском острове Санкт-Петербурга, есть памятник с фонтаном. Он установлен в честь научных экспериментов и подопытных животных.

Не случайно в среде психотерапевтов и других врачей популярной является фраза: «Слухи о невообразимых мучениях собак Павлова сильно преувеличены, ибо сытой жизни его питомцев могли позавидовать сотни безродных петербургских дворняг». Именно по этой причине роль животных в развитии науки следует оценивать положительно, невзирая на агрессивные выпады людей, образование которых оставляет желать лучшего.


Появилось свободное время?

Тогда используй его! Получи дополнительное образование!

Согласен на  обработку персональных данных Звонок бесплатный


Нравится материал?

Ваша почта

Я согласен с политикой конфиденциальности

Не забудьте подписаться на наш Яндекс. Дзен!

Русский физиолог И.П. Павлов

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках биологии при прохождении тем курса, в качестве дополнительного материала к уроку, при проведении внеклассных мероприятий естественно-научного цикла.

Цель: ознакомление с основными этапами жизни и работами выдающегося русского физиолога И.П.Павлова

Задачи:

1) познакомить с основными этапами жизни И.П.Павлова;

2) описать первые научные работы в области физиологии сердечно — сосудистой системы;

3) рассказать о первом удачном опыте в области кровообращения;

4) познакомить с величайшими достижениями в области физиологии пищеварения;

5) объяснить значение “фабрики” желудочного сока;

6) познакомить с выдающимися открытиями в области высшей нервной деятельности;

7) раскрыть сущность понятий условный и безусловный рефлексы;

8) выявить с помощью Павловских опытов, на чем основана дрессировка животных;

9) показать значение открытия сигнальных систем;

10) описать физиологические основы темперамента;

11) сделать вывод о выдающихся открытиях И. П.Павлова

Павлов Иван Петрович — русский физиолог крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований.

Иван Петрович Павлов родился в Рязани 26 сентября 1849 года. Отец его был священником и мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась, он стал учиться в духовном училище. В 1864 году поступил в рязанскую духовную семинарию, которую не закончил.

Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России. Очень большое влияние на мировоззрение Павлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и особенно труд «отца русской физиологии» И. М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга».

Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет, где учился он на естественном отделении физико-математического факультета. Павлов совмещал учебу и одновременно работал в лаборатории под руководством известного физиолога И.Ф. Циона. В этот период времени он выполнил несколько научных исследований. В 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу «О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе».

И.П.Павлов показал, что выделение панкреатического сока начинается через 2-3 мин. после приема пищи и продолжается 6-10 час. Секреция его регулируется рефлекторно в ответ на безусловные и условные раздражители: вид и запах, мысли о пище. Парасимпатические нервные волокна стимулируют ее, а симпатические — тормозят.

По окончании университета Иван Петрович поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал лаборантом в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью. Он окончил академию и был оставлен при ней для дальнейшего усовершенствования. К этому времени относится его диссертация «Центробежные нервы сердца».

В своей диссертации впервые показал существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных. Павлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце.

В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы.

Впервые появилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде – без примеси пищи.

Тогда же по приглашению выдающегося хирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководя всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

В 1883 году И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1890г. стал профессором Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения.

Павлов установил, что слюнные железы работают рефлекторно.

Результаты исследования И. П. Павлова показали, что количество и состав выделившейся слюны зависит от химического состава пищи. На белковую пищу выделяется большое количество слюны с наибольшим содержанием ферментов. На углеводную пищу — меньше, на жиры — еще меньше.

И.П. Павлов поставил на собаке опыт «мнимого» кормления. Проглоченная пища выливается обратно через перерезанный пищевод. Из желудка через фистулу вытекает сок. Для отделения желудочного сока достаточно, чтобы пища попадала в рот, не попадая в желудок, значит, работа желудочных желез подчинена нервной системе и управляется ею.

Иван Петрович создал учение о физиологии высшей нервной деятельности человека и животных. Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные рефлексы.

  • Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, передающиеся по наследству, сформированные к моменту рождения. Биологическая роль врожденных рефлексов заключается в том, что они обеспечивают существование впервые моменты после рождения, а в последующей жизни являются основой для выработки условных рефлексов.
  • Условные рефлексы — это рефлексы, приобретаемые в течение жизни на базе безусловных рефлексов под влиянием определенных факторов внешней среды. Для выработки условных рефлексов не нужен специфический раздражитель. Они возникают на любые условные раздражители. В процессе формирования условного рефлекса любой тип раздражения фиксируется в коре головного мозга и запоминается.

На выработке условных рефлексов основана дрессировка животных (видеофрагмент опыта)

Павлов выделил две сигнальные системы. У человека и животных существует первая сигнальная система. Центры ее находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления — и служит основой для образования условных рефлексов. Например, у ребенка с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы (на пищу, на игрушки).

Существует и вторая сигнальная система, условным раздражителем которой является слово. На основе слова возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое корой переднего мозга. Слова являются сигналами для работы первой сигнальной системы («сигналы сигналов» по И. П. Павлову). У животных также можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина), но для них слова — это просто раздражители.

И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека.

Фрагмент документального фильма “Академик Павлов” (видеофрагмент)

В 1897 году И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд – «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ.

В 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием «старейшины физиологов мира».

Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

Я считаю, что учение Павлова на сегодня остается одним из самых актуальных разработок в области физиологии, медицины и психологии.

На основе его достижений будут еще сделано много открытий.

Когда-то юный Павлов мечтал, что, изучая физиологию, он будет работать на пользу всему народу. И эту мечту великий ученый сумел претворить в жизнь.

Павлов АО1 АО3 — МАСТЕР ПСИХОЛОГИИ

КАБИНЕТ ПАВЛОВА


АТР

Цель

Выяснить, можно ли с помощью обучения вызвать рефлексивное поведение в новых ситуациях. В частности, чтобы увидеть, вызывает ли ассоциация рефлекса с нейтральным стимулом (звуком) обучение, вырабатывая условный рефлекс в новых ситуациях.

IV

Это план с повторными измерениями, поскольку он исследует одних и тех же собак до и после их кондиционирования

Одним из условий IV является естественное рефлекторное поведение собак: слюноотделение, когда пища находится у них во рту. Другим состоянием IV является поведение собак после , когда они были приучены ассоциировать еду с другим стимулом.

DV

Тщательная установка Павлова позволила ему подсчитать, сколько капель слюны произвели собаки.

Образец

35 собак различных пород, выращенных в питомниках в лаборатории

Процедура

чувствовать или слышать что-либо снаружи. Это было сделано для того, чтобы другие раздражители (посторонние переменные) не вызывали слюноотделение у собаки.

Собаку привязали к шлейке, чтобы она не двигалась, а ее рот был соединен с трубкой, по которой слюна стекала в мерную бутылку.

В контрольном состоянии Павлов давал собаке корм (мясной порошок) через люк. У собаки шла слюна.

В качестве экспериментального контроля Павлов предъявлял собаке Нейтральный стимулирующий звук. У собаки при этом не было слюноотделения, что свидетельствует о том, что это действительно был нейтральный раздражитель.

В качестве нейтрального раздражителя Павлов использовал камертон, электрический зуммер или метроном (машина, производящая регулярное тиканье). Нет, он не звонил. На многих веб-сайтах и ​​в книгах написано, что он использовал звонок, но это не так. Это еще один из тех психологических городских мифов.

Нажмите здесь, чтобы больше развенчать мифы о Павлове

Чтобы настроить собаку, Павлов соединил звук с подачей еды. Обычно он делал это раз 20, но это зависело от того, насколько собака была внимательна.

После кондиционирования Павлов подарил собаке здоровое мясо, но без мяса.

Результаты

Павлов обнаружил, что у подготовленной собаки началось выделение слюны через 9 секунд после того, как она услышала звук, и к 45 секундам она произвела 11 капель слюны.

Выводы

Павлов открыл классическую обусловленность. Нейтральный раздражитель после неоднократного сочетания с безусловным раздражителем (мясом) превратился в условный раздражитель, вызывая условный ответ (слюноотделение) сам по себе.

Павлов объясняет, как мозг учится воспринимать новый звук как «сигнал» и связывает с ним рефлекс. Именно так животные в дикой природе учатся охотиться или избегать охоты: они учатся применять свои рефлексы в новых ситуациях на основе опыта, который у них был до 9.0009

Вы заметили, что у Эдди Иззарда (ошибочное!) впечатление, что Павлов приучил своих собак к еде. Глупый Эдди! Все дело в том, что вам не нужно этого делать: еда — это рефлекторное, естественное поведение. Обусловливание — это научиться делать вещи, которые не приходят естественным образом.

ЧТО О СОБАЧКАХ?


Возможно, вас огорчило описание обращения с собаками Павлова. Действительно, подобные исследования сегодня сочли бы неэтичными:

  • Исследования на животных должны быть направлены на получение явной выгоды, а не только на удовлетворение научного любопытства. место в 1927 г. (или ранее, когда начались исследования). Павлов считал свою лабораторию фабрикой, а собаки для него были просто машинами; он не видел ничего плохого в том, чтобы оперировать их, чтобы лучше понять работу их мозга.

    Положительным моментом является то, что исследования Павлова действительно значительно расширили наше понимание обусловленности, мозга и физиологии животных.

    Павлов чучело одной из своих собак! Его можно увидеть в музее Павлова в России. Нажмите на картинку ниже, чтобы узнать больше:

    И ДЕТИ ТОЖЕ?

    Опыты Павлова на собаках вызывают тревогу, но Павлов также руководил воспитанием детей.

    Младший научный сотрудник Николай Красногорский воспроизвел методы Павлова на детях-сиротах. Нейтральным стимулом (NS) было давление на запястье ребенка, а безусловным стимулом (UCS) было печенье, подаваемое ребенку машиной. Точно так же, как и у собак, измеряли слюноотделение, и в записях говорится, что детям делали операцию по установке капельниц в горло для точного измерения слюны.

    Жуткая инсценировка павловских исследований о детях

4 Увлекательные классические занятия по обусловливанию и бихевиоризму

Можете ли вы вспомнить, когда вы были в школе, и прозвенел звонок на обед?

Было ли у вас урчание в животе еще до того, как вы вошли в столовую и увидели еду?

Если это так, то ваше бессознательное поведение на самом деле было реальным примером классической обусловленности.

В этой статье представлены исторические предпосылки и теория классического обусловливания и бихевиоризма. Вы также узнаете, как эти теории применяются в современном обществе и по-прежнему имеют большое значение при изучении человеческого поведения.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Классическая обусловленность в истории психологии
  • Объяснение эксперимента Павлова с собакой
  • Взгляд на рождение бихевиоризма
  • Исследования маленького Альберта Уотсона
  • Исследования Скиннера по кондиционированию
  • 4 Современные выводы и тематические исследования
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Классическое обусловливание в истории психологии

Чтобы понять классическую теорию обусловливания, сначала нужно понять обучение. Обучение — это процесс приобретения новых знаний, идей, поведения и взглядов (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020). Обучение может происходить сознательно или бессознательно (Rehman et al., 2020).

Классическое обусловливание — это процесс, при котором автоматическая условная реакция сочетается со стимулами (McSweeney & Murphy, 2014). В классической литературе по обусловливанию есть ссылки на то, что это поведение является стимулом и реакцией (McSweeney & Murphy, 2014).

Знаменитой работой по классической обусловленности является работа русского физиолога Ивана Павлова, родившегося в 1849 году. Его влияние на изучение классической обусловленности было огромным. За это исследование он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (The Nobel Prize, nd). Классическая обусловленность была открыта случайно и получила название «павловская обусловленность» (Павлов, 19).27).

В этой статье вы найдете практические примеры классического обусловливания в классе.

Технические термины

Павлов (1927) разработал следующие технические термины для объяснения процесса классического обусловливания и того, как он работает.

  •  безусловный стимул (UCS) возникает естественным и автоматическим образом и безоговорочно вызывает реакцию.
  • Необусловленная реакция (UCR) является незаученной реакцией. Это происходит естественно как ответ на UCS.
  • Условный стимул (CS) является ранее нейтральным стимулом, который после связывания с UCS приводит к запуску условной реакции.
  • Условная реакция (CR) является реакцией на CS, связанную с UCS. CR — это ответ, который делается только на CS и без необходимости в UCS.

Объяснение эксперимента Павлова с собакой

Будучи физиологом, Иван Павлов (1897 г.) исследовал пищеварение у собак в конце XIX в.век.

Одно интересное наблюдение, сделанное Павловым, заключалось в том, что прямо перед тем, как дать еду, у собак начиналось слюноотделение. Иногда это происходило просто от вида лабораторных халатов техников, которые их кормили. Это заставило Павлова задуматься, почему у собак выделяется слюна, когда в поле зрения нет еды.

Павлов решил провести серию экспериментов с собаками, чтобы исследовать эти наблюдения. Павлов каждый раз звонил в колокольчик перед кормлением собак. Сначала не было ответа. Затем, когда появилась еда, собаки поняли, что звук колокольчика означает еду, и у них выделилось слюноотделение. После этого звук колокольчика сам по себе вызывал у собак слюноотделение. Они связывали звонок с прибытием еды.

На следующей диаграмме (рис. 1) показаны различные этапы классического процесса обусловливания в экспериментах Павлова (1897) с собаками.

Взгляд на рождение бихевиоризма

Классическое обусловливание уходит своими корнями в бихевиоризм. Бихевиоризм измеряет наблюдаемое поведение и события (Watson, 1913; Watson, 1924).

Джон Б. Уотсон, как и Павлов, исследовал условные нейтральные стимулы, вызывающие рефлексы при обусловливании респондентов (Watson & Rayner, 19). 20). Бихевиоризм рассматривает окружающую среду как основное влияние на поведение человека, а не генетические факторы (Thorndike, 1905).

Бихевиоризм, основанный на более ранних исследованиях Эдварда Торндайка (1905 г.) и Закона Эффекта в конце 19 века. Это рассматривало последствия, которые усиливают и ослабляют поведение.

Попытка заменить глубинную психологию (Владислав и Дидье, 2018), уходящая корнями в теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава и Альфреда Адлера (Льюис, 19 лет).58). Глубинная психология испытывала трудности с экспериментальной проверкой прогнозов (Владислав и Дидье, 2018).

Б. Ф. Скиннер, американский психолог, разработал свою собственную позицию в отношении бихевиористского подхода, известного как радикальный бихевиоризм (Schneider & Edward, 1987). Он предположил, что когниции и эмоции имеют те же переменные контроля, что и наблюдаемое поведение (Мекка, 1974).

Его техника была известна как оперантное обусловливание . Это связано с подкреплением и наказанием для повышения или снижения эффективности поведения (Скиннер, 19 лет). 53).

Исследование маленького Альберта Уотсона

Мы уже обсуждали, как Павлов проводил эксперименты с животными и показывал процесс обусловливания на собаках.

Уотсон показал, что люди также могут быть обусловлены так же, как и животные (Beck, Levinson, & Irons, 2009).

Уотсон использовал в своих экспериментах маленького младенца, которого назвали Маленький Альберт (Watson & Rayner, 1920). Ребенка подвергали различным раздражителям, включая кролика, собаку, шерсть, маску, обезьяну и горящие газеты, чтобы увидеть его реакцию.

Маленький Альберт не боялся объектов. Только после того, как объекты были соединены с громким звуком (удары молотком по металлическому пруту), он начал плакать после того, как ему показали белую крысу. Затем ребенок ожидал услышать пугающий шум, когда увидел белую крысу (нейтральный раздражитель) сам по себе.

Белая крыса стала условным раздражителем, а эмоциональная реакция плача стала условной реакцией. Это похоже на дистресс (необусловленная реакция), который он первоначально демонстрировал на шум. Дальнейшие исследования показали, что Маленького Альберта раздражают пушистые предметы и даже маска Санта-Клауса (Watson & Rayner, 19 лет).20).

Это очень раннее исследование классического обусловливания является прекрасным примером того, как могут развиваться фобии (Davey, 1992).

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Исследования Скиннера по кондиционированию

Б. Ф. Скиннер (1948) провел различные эксперименты на крысах в ящике, известном как «ящик Скиннера». Сначала он поместил в ящик голодную крысу, которая бродила вокруг, и обнаружил рычаг. В конце концов крыса поняла, что после того, как она нажала на рычаг, в коробку попала еда.

Затем крыса снова нажимала на рычаг каждый раз, когда была голодна. Затем он сразу же нажимал на рычаг каждый раз, когда его помещали в коробку, что показывало, что он был кондиционирован. Нажатие на рычаг — это оперантная реакция, а еда — награда (Skinner, 1948).

Этот тип эксперимента также известен как инструментальное обусловливание (Ainslie, 1992). Реакция играет важную роль в получении пищи. Этот эксперимент выявил положительное подкрепление (Skinner, 1948).

Затем Скиннер провел еще один эксперимент с крысами. Он поместил крысу в такой же ящик, и на этот раз был использован электрический ток. Когда крыса забеспокоилась и побежала вокруг коробки, она случайно задела рычаг. Это автоматически остановило электрический ток.

Крыса научилась сначала направляться к рычагу, чтобы избежать дискомфорта от электрического тока. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а прекращение подачи электрического тока — награда за нее. В этом эксперименте было выявлено негативное подкрепление (Скиннер, 19 лет).51).

4 Современные находки и тематические исследования

Экспериментальные исследования Павлова, Уотсона и Скиннера проводились много лет назад, но их влияние все еще можно наблюдать каждый день в современном обществе.

Давайте посмотрим.

1. Классическая обусловленность и фобии

Классическая и оперантная модели обусловленности, разработанные Павловым, Уотсоном и Скиннером, очень актуальны в современном обществе. Они могут помочь объяснить этиологию и лечение фобий у людей (Дэйви, 19 лет).92).

Фобия — это стойкий и иррациональный страх перед определенной ситуацией, объектом или деятельностью (Американская психологическая ассоциация, без даты).

В качестве примера рассмотрим аэрофобию, то есть боязнь летать. Люди, страдающие этой фобией, испытывают сильный страх и тревогу перед полетом, иногда даже при одной мысли о самолете.

Люди с этой фобией могут избегать полетов, насколько это возможно, чтобы уменьшить свои страдания. Более пристальный взгляд на причину, по которой люди боятся летать, показывает, что в прошлом решающим фактором могли быть плохой опыт взлета, плохая погода во время полета или турбулентность (Clark & ​​Rock, 2016).

Мы можем вспомнить эксперименты Павлова с собакой, чтобы понять больше. Кажется, что вид или мысль о самолете стали условным раздражителем, а страх перед полетом — условной реакцией.

Эффективные методы лечения фобии полетов часто используют те же самые принципы классического обусловливания и обучения (Rothbaum, Hodges, Lee, & Price, 2000). Терапевты могут активировать структуру страха, подвергая человека пугающим стимулам. Это вызовет реакцию страха (Rothbaum et al., 2000).

После того, как воздействие было предпринято несколько раз, в процессе, известном как привыкание (Bouton, 2007), фобия больше не усиливается (известная как угасание) и в конечном итоге исчезает (Miltenberger, 2012). Таким образом, фобию можно обратить вспять с помощью тех же принципов классического обусловливания.

2. Классическая обусловленность и социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это тревожное расстройство, характеризующееся выраженной и стойкой социальной тревожностью, которая вызывает дистресс и препятствует участию в социальной деятельности (Американская психологическая ассоциация, n. d.).

Социальное тревожное расстройство может быть вызвано каким-либо стрессовым событием в раннем возрасте ребенка, например травлей, жестоким обращением в семье или каким-либо общественным смущением (Erwin, Heimberg, Marx, & Franklin, 2006).

Преобладающее психологическое лечение тревожных расстройств также включает повторное воздействие, аналогичное лечению фобий, описанному выше.

Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное воздействие фобического стимула, возможно, включая постепенное воздействие социальных ситуаций.

Затопление является альтернативным подходом, а не постепенным. Это немедленное воздействие самого пугающего аспекта ситуации (Американская психологическая ассоциация, nd), например, посещение большого собрания.

Систематическая десенсибилизация и затопление могут проводиться in vitro (воображаемое воздействие фобического раздражителя) или in vivo (фактическое воздействие фобического раздражителя). Menzies и Clarke (1993) обнаружили, что методы in vivo гораздо более успешны. Можно использовать in vitro, если это более практично.

Это еще один пример того, как приобретенные страхи могут быть устранены с помощью принципов классической обусловленности.

3. Оперантное обусловливание и азартные игры

Азартные игры основаны на оперантном обусловливании, поскольку игровое поведение подкрепляется, повышая вероятность повторения поведения. Азартные игры могут стать зависимостью и определены как таковые в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (Американская психологическая ассоциация, nd).

Griffiths (2009) предполагает, что некоторые виды азартных игр, такие как игровые автоматы, вызывают привыкание, потому что нажатием на рычаг можно получить финансовое вознаграждение. Он также описывает множество других вознаграждений, таких как физиологическое вознаграждение (прилив адреналина от победы), психологическое вознаграждение (волнение) и социальное вознаграждение (похвала сверстников).

Аасвед (2003) обнаружил, что игроки продолжают играть и повторяют этот опыт. Азартные игры не склонны к угасанию, так как подкрепляются частично (не каждый раз), что заставляет игрока повторять поведение.

Азартные игры включают только частичное подкрепление, так как подкрепляется только часть реакций. Отсутствие предсказуемости заставляет людей играть в азартные игры. Напоминает ли это вам исследование Скиннера с крысами и вознаграждение в виде еды, которую они получали, нажимая на рычаг?

Существует множество способов лечения зависимости от азартных игр. Лечение, сочетающее принципы когнитивно-поведенческой терапии и стратегии воображения in vivo последствий игрового поведения, может быть эффективным для проблемных игроков (Bowden-George & Jones, 2015).

4. Оперативное обусловливание и злоупотребление психоактивными веществами

Некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики из-за приятных положительных ощущений, которые они получают от этого опыта. Если они навязчиво повторяют этот опыт с течением времени для достижения одних и тех же вознаграждающих стимулов, неблагоприятным последствием может стать зависимость (Angres & Betinardi-Angres, 2008).

Терапия отвращением (Американская психологическая ассоциация, без даты) — это один из способов устранения зависимостей посредством ассоциации с вредными и неприятными переживаниями (Brewer, Streel, & Skinner, 2017; Platt, 2000). Он основан на принципах оперантного обусловливания.

Терапия отвращением включает сочетание нежелательного и вызывающего привыкание поведения с неприятным опытом. Например, кому-то можно дать лекарство, которое вызывает у него тошноту и рвоту, если он употребляет алкоголь.

После терапии отвращением алкоголь может быть связан с чувством тошноты, и поэтому человек не хочет повторять такое поведение (Brewer, Meyers, & Johnson, 2000).

Опять же, это напоминает технику, использованную Скиннером, когда крыс подвергали удару током и учили нажимать на уровень, чтобы избежать этого опыта.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге вы найдете множество ресурсов, которые помогут вашим клиентам справиться с негативными привычками, бессознательно приобретенными в результате многократного обусловливания.

Приведенные ниже инструменты могут помочь вашим клиентам лучше узнать об этих привычках и поведении и помочь им обрести контроль над своей жизнью.

  • Рабочий лист с оценкой воздействия
    В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению интервенции по воздействию.
  • Формирование новых привычек
    В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки.
  • Действенный мозговой штурм
    Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем избавиться или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели.
  • Изменение физических привычек
    Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и ​​привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Классическое и оперантное обусловливание сыграло огромную роль в зарождении бихевиоризма.

Классическое обусловливание оказалось наиболее ценным для понимания приобретения негативного и нежелательного поведения, такого как фобии, тревога и зависимости.

Это также полезно для лечения людей, поскольку те же самые принципы используются для отмены непреднамеренно сформировавшегося поведения. Эти новые методы лечения включают экспозиционную терапию, терапию отвращением, систематическую десенсибилизацию и затопление.

Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью, и вы сможете помочь своим клиентам внести необходимые изменения с помощью рекомендуемых ресурсов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Эйнсли, Г. (1992). Пикоэкономика: стратегическое взаимодействие последовательных мотивационных состояний внутри человека . Издательство Гарвардского университета.
  • Американская психологическая ассоциация. (2021). Словарь психологии.
  • Ангр, Д. Х., и Беттинарди-Ангр, К. (2008). Болезнь наркомании: Происхождение, лечение и выздоровление. Болезнь-А-Месяц , 54 (10), 696–721.
  • Аасвед, М. (2003). Социология азартных игр (том 2). Чарльз С Томас.
  • Бек, Х. П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). В поисках маленького Альберта. Американский психолог , 64 , 605–614.
  • Бутон, Мэн (2007). Обучение и поведение: современный синтез . М.А. Синауэр.
  • Боуден-Джордж, Х., и Джонс, С. (2015). Руководство для врачей по работе с проблемными игроками . Рутледж.
  • Брюэр, К., Мейерс, Р., и Джонсон, Дж. (2000). Помогает ли дисульфирам предотвратить рецидив злоупотребления алкоголем? Препараты ЦНС , 14 , 329–341.
  • Брюэр, К., Стрил, Э., и Скиннер, М. (2017). Контролируемая превосходная эффективность дисульфирама при лечении алкоголизма: этические, методологические и психологические аспекты. Алкоголь и алкоголизм , 52 (2), 213–219.
  • Кларк, Г. И., и Рок, Эй Джей (2016). Процессы, способствующие поддержанию летной фобии: описательный обзор. Границы психологии , 7 , 754.
  • Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.
  • Эрвин, Б. А., Хаймберг, Р. Г., Маркс, Б. П., и Франклин, М. Э. (2006). Травматические и социально стрессовые жизненные события у лиц с социальным тревожным расстройством. Журнал тревожных расстройств , 20 , 896–914.
  • Гриффитс, доктор медицины (2009). Психология азартных игр: личный обзор. Psychology Review , 16 (1), 25–27.
  • Льюис, Дж. В. (1958). Обзор творчества Адлера. New Scientist , 4 (83), 224–225.
  • Максуини, Ф.К., и Мерфи, Э.С. (2014). Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию . Мальден.
  • Мекка, К. (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив.
  • Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31 (1), 9–15.
  • Милтенбергер, Р. (2012). Модификация поведения, принципы и процедуры (5-е изд.). Уодсворт.
  • Нобелевская премия. (н.д.). Получено 11 июня 2021 г. с
    https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/pavlov/facts/
  • .
  • Павлов, И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Грифон.
  • Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы. Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Издательство Оксфордского университета.
  • Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 2 июня 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  • .
  • Ротбаум, Б.О., Ходжес, Л.С., Ли, Дж.Х., и Прайс, Л. (2000). Контролируемое исследование воздействия виртуальной реальности на лечение боязни летать. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 (6), 1020–1026.
  • Скиннер, Б.Ф. (1948). «Суеверие» у голубя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *