И п павлов создал: И.П. Павлов и его учение

Содержание

Павлов Иван Петрович



Павлов Иван Петрович

1845-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Иван Петрович Павлов

Михаил НЕСТЕРОВ (1862-1942). Портрет академика Павлова.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 

Павлов Иван Петрович [14(26).9. 1849, Рязань,— 27.2.1936, Ленинград], русский физиолог, академик АН СССР (1907). Нобелевская премия (1904).

Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для Павлов являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешёл к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.

В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введён Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирождённых безусловных рефлексов. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову).
Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

Павлов выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как, устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подход к исследованию поведения живых существ.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: ПСС, т. 1—6, М.—Л., 1951— 522.

Литература: Анохин П. К., И. П. П. Жизнь, деятельность и науч. школа, М.— Л.,1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов, Μ., 19812.


Вернуться на главную страницу И.П. Павлова

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Дом академика Павлова под Петербургом могли поджечь

15 мая 2017, 12:07

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 мая. /ТАСС/. Пожар в доме первого российского нобелевского лауреата Ивана Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом мог возникнуть в результате поджога, расследование продолжается.

Об этом ТАСС сообщила директор Института физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук Людмила Филаретова.

Объект культурного наследия федерального значения, входящий также в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Мемориальный дом Ивана Павлова, сгорел в ночь на 26 апреля. На момент пожара к дому не было подключено энергоснабжение, в нем не хранилось музейных экспонатов, здание на протяжении более чем 15 лет ожидало реставрации.

«На сегодняшний день наиболее вероятной причиной пожара остается умышленный поджог. В ночь пожара был очень сильный дождь со снегом, и если бы не вовремя приехавшая пожарная команда и слаженная МЧС, огонь мог перекинуться на другие здания», — сказала она, пояснив, что причина пожара в настоящий момент устанавливается органами дознания, проводится экспертиза МЧС. «Окончательное решение по факту пожара — за Следственным комитетом», — пояснила она.

По словам Филаретовой, комитет культуры Ленинградской области направил письмо в Минкультуры с просьбой рассмотреть возможность переработки уже подготовленного проекта ремонтно-реставрационных работ дома Павлова, который предусматривал демонтаж здания, на проект воссоздания памятника культуры федерального значения

«Столица рефлексов»

Дом академика в Колтушах находится на территории Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, в котором академик в начале ХХ века проводил свои знаменитые опыты над собаками и обезьянами. Иван Павлов основал здесь биологическую станцию, которая уже в 1920-х годах стала известна всему миру как «столица условных рефлексов».

Институт, организованный в 1925 году, ведет свое начало от физиологической лаборатории, созданной в конце XIX века. В наши дни здесь располагается основанный Павловым научный городок, который включает современные лабораторные здания, мемориальный комплекс, виварий, антропоидник, крупнейшую научную библиотеку физиологического профиля, жилой массив и парк.

Сгоревший дом никогда не был местом жительства самого Павлова, но его семья жила здесь после смерти ученого.

«Первый физиолог мира»

Академик Иван Павлов (1849-1936) — великий русский ученый-физиолог, создатель самой многочисленной международной физиологической школы, он внес также огромный вклад в развитие не только физиологии, но и медицины, психологии, фармакологии, педагогики. В 1904 году он стал лауреатом первой в области теоретической медицины Нобелевской премии за развитие физиологии пищеварения.

Павлов проводил исследования физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. На основе открытого им феномена — условного рефлекса он создал новый раздел физиологической науки — физиологию высшей нервной деятельности. Павлов был избран почетным членом 125 академий, научных обществ, университетов, в том числе 63 зарубежных, включая академии Германии, Англии, США, Франции, Италии. В 1935 году на 15-м Международном физиологическом конгрессе он был признан «первым физиологом мира».  

Классический кондиционер | Введение в психологию

Цели обучения

  • Объяснить, как возникает классическое обусловливание
  • Определите NS, UCS, UCR, CS и CR в классических ситуациях обусловливания

Имя Иван Павлов вам знакомо? Даже если вы новичок в изучении психологии, скорее всего, вы слышали о Павлове и его знаменитых собаках.

Павлов (1849–1936), русский ученый, провел обширные исследования на собаках и наиболее известен своими экспериментами по классической выработке условного рефлекса (рис. 1). Как мы кратко обсуждали в предыдущем разделе, классическое обусловливание — это процесс, посредством которого мы учимся ассоциировать стимулы и, следовательно, предвосхищать события.

Рисунок 1 . Исследования Ивана Павлова пищеварительной системы собак неожиданно привели к открытию им процесса обучения, известного теперь как классическая обусловленность.

Павлов пришел к своим выводам о том, что обучение происходит совершенно случайно. Павлов был физиологом, а не психологом. Физиологи изучают жизненные процессы организмов, от молекулярного уровня до уровня клеток, систем органов и целых организмов. Областью интересов Павлова была пищеварительная система (Hunt, 2007). В своих исследованиях на собаках Павлов измерял количество слюны, вырабатываемой в ответ на различные продукты. Со временем Павлов (1927) заметил, что у собак начиналось выделение слюны не только при вкусе пищи, но и при виде еды, при виде пустой миски для корма и даже при звуке шагов лаборантов. Слюноотделение на еду во рту является рефлекторным, поэтому обучение не требуется. Однако у собак не выделяется слюна при виде пустой миски или звука шагов.

Эти необычные реакции заинтриговали Павлова, и он задался вопросом, что объясняет то, что он назвал «психическими выделениями» собак (Павлов, 19 лет).27). Чтобы исследовать это явление объективным образом, Павлов разработал серию тщательно контролируемых экспериментов, чтобы увидеть, какие раздражители вызывают слюноотделение у собак.

Он смог научить собак выделять слюну в ответ на раздражители, которые явно не имели ничего общего с едой, такие как звук колокольчика, свет и прикосновение к ноге. Благодаря своим экспериментам Павлов понял, что организм имеет два типа реакций на окружающую среду: (1) безусловные (необученные) реакции, или рефлексы, и (2) условные (обученные) реакции.

В экспериментах Павлова у собак выделялось слюноотделение каждый раз, когда им предлагали мясной порошок. Мясной порошок в этой ситуации был

безусловным раздражителем (UCS) : раздражителем, вызывающим рефлекторную реакцию в организме. Слюноотделение собак было безусловным ответом (UCR) : естественной (необученной) реакцией на данный раздражитель. Перед кондиционированием подумайте о стимуле и реакции собак следующим образом:

Мясной порошок (UCS) → слюноотделение (UCR)

При классическом обусловливании нейтральный стимул предъявляется непосредственно перед безусловным стимулом. Павлов издавал звук (как в колокольчик), а затем давал собакам мясной порошок (рис. 2). Тон представлял собой нейтральный стимул (NS), то есть стимул, который естественным образом не вызывает реакции. До обусловливания у собак не выделялось слюноотделение, когда они просто слышали тон, потому что тон не имел никакой связи с собаками. Проще говоря, это сочетание означает:

Тон (NS) + мясной порошок (UCS) → слюноотделение (UCR)

Когда Павлов снова и снова сочетал тон с мясным порошком, ранее нейтральный раздражитель (тон) также начал вызывать слюноотделение у собак. Таким образом, нейтральный стимул стал условным стимулом (УС) , который представляет собой стимул, вызывающий реакцию после многократного сочетания с безусловным стимулом. В конце концов, у собак началось слюноотделение только от одного звука, точно так же, как раньше они выделяли слюну при звуке шагов ассистентов. Поведение, вызванное условным раздражителем, называется 9.0013 условная реакция (CR) . В случае собак Павлова они научились ассоциировать тон (CS) с кормлением, и у них началось слюноотделение (CR) в ожидании еды.

Тон (CS) → слюноотделение (CR)

Рисунок 2 . До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем.

Попробуйте

Посмотрите, сможете ли вы определить все «части» классической ситуации обусловливания в следующих вопросах.

Смотреть

Посмотрите следующее видео , чтобы узнать больше о Павлове и его собаках:

Вы можете просмотреть расшифровку «Классической тренировки — Иван Павлов» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Реальный мир Применение классического обусловливания

Как классическое обусловливание работает в реальном мире? Рассмотрим случай с Мойшей, у которого диагностировали рак. Когда она впервые прошла курс химиотерапии, ее вырвало вскоре после инъекции химических веществ. На самом деле, при каждом посещении врача для лечения химиотерапией вскоре после того, как были введены лекарства, ее рвало. Лечение Мойши прошло успешно, ее рак перешел в ремиссию. Теперь, когда она посещает кабинет своего онколога каждые 6 месяцев для осмотра, ее начинает тошнить. В этом случае химиопрепараты являются безусловным раздражителем (БСР), рвота — безусловным раздражителем (БКР), кабинет врача — условным раздражителем (УС) после сопряжения с БСУ, а тошнота — условной реакцией (УР). . Предположим, что химиотерапевтические препараты, которые принимает Мойша, вводятся через шприц. Войдя в кабинет врача, Мойша видит шприц, а затем берет ей лекарство. Помимо кабинета врача Мойша научится ассоциировать шприц с лекарством и будет реагировать на шприцы тошнотой. Это пример обусловливания высшего порядка (или второго порядка), когда условный раздражитель (кабинет врача) служит для обусловливания другого раздражителя (шприца). Трудно достичь чего-либо выше обусловленности второго порядка. Например, если кто-то звонил в звонок каждый раз, когда Мойше делали инъекцию химиотерапевтических препаратов в кабинете врача, Мойша, скорее всего, никогда не заболеет в ответ на звонок.

Рассмотрим еще один пример классической обусловленности. Допустим, у вас есть кот по имени Тигр, который довольно избалован. Вы держите ее еду в отдельном шкафчике, а еще у вас есть специальный электрический консервный нож, которым вы пользуетесь только для того, чтобы открывать банки с кошачьим кормом. При каждом приеме пищи Тигр слышит характерный звук электрического консервного ножа («зжжз»), а затем получает свою еду. Тигр быстро понимает, что когда она слышит «зжжз», ее вот-вот накормят. Как вы думаете, что делает Тигр, когда слышит электрический консервный нож? Скорее всего, она взволновается и побежит туда, где вы готовите ей еду. Это пример классической обусловленности. Что такое UCS, CS, UCR и CR в этом случае?

Что, если шкафчик с едой Тигра начнет скрипеть? В этом случае Тигр слышит «писк» (шкаф), «зжжз» (электрический консервный нож), и тогда она получает свою еду. Тигр научится волноваться, когда услышит «скрип» шкафа. Сочетание нового нейтрального стимула («писк») с условным стимулом («зжжз») называется обусловливанием высшего порядка или обусловливанием второго порядка. Это означает, что вы используете условный стимул консервного ножа, чтобы обусловить другой стимул: скрипучий шкаф (рис. 3). Трудно достичь чего-либо выше обусловленности второго порядка. Например, если вы позвоните в колокольчик, откроете шкафчик («писк»), воспользуетесь консервным ножом («зжжз»), а затем накормите Тигра, Тигр, скорее всего, никогда не рассердится, услышав только звонок.

Рисунок 3 . При обусловливании более высокого порядка устоявшийся условный раздражитель сочетается с новым нейтральным раздражителем (стимулом второго порядка), так что в конечном итоге новый раздражитель также вызывает условную реакцию без предъявления исходного условного раздражителя.

Everyday Connection: классическое кондиционирование в Stingray City

Рисунок 4 . Кейт держит южного ската в Стингрей-Сити на Каймановых островах. Эти скаты были классически приспособлены для того, чтобы ассоциировать звук лодочного мотора с едой, которую приносят туристы. (кредит: Кэтрин Дампер)

Кейт и ее муж Скотт недавно отдыхали на Каймановых островах и заказали лодочную экскурсию в город Стингрей, где они могли покормить и поплавать с южными скатами. Капитан лодки объяснил, как обычно одиночные скаты привыкли к общению с людьми. Около 40 лет назад рыбаки начали чистить рыбу и раковины (безусловный стимул) на определенной песчаной отмели возле барьерного рифа, и большое количество скатов плавало, чтобы поесть (безусловная реакция) то, что рыбаки бросали в воду; это продолжалось годами. К концу 19В 80-х годах молва о большой группе скатов распространилась среди аквалангистов, которые затем начали кормить их вручную. Со временем южные скаты в этом районе приобрели классическую форму, очень похожую на собак Павлова. Когда они слышат звук мотора лодки (нейтральный раздражитель, который становится условным раздражителем), они знают, что будут есть (условная реакция).

Как только Кейт и Скотт добрались до Стингрей-Сити, более двух десятков скатов окружили их туристическую лодку. Пара соскользнула в воду с мешками с кальмарами, любимым лакомством скатов. Рой скатов натыкался и терся об их ноги, как голодные кошки (рис. 4). Кейт и Скотт смогли покормить, погладить и даже поцеловать (на удачу) этих удивительных существ. Потом все кальмары исчезли, как и скаты.

Классическое обусловливание применимо и к людям, даже к младенцам. Например, Сара покупает смесь для своей шестимесячной дочери Анджелины в синих банках. Всякий раз, когда Сара достает контейнер со смесью, Анджелина приходит в возбуждение, пытается дотянуться до еды и, скорее всего, выделяет слюну. Почему Анджелина приходит в восторг, когда видит канистру со смесью? Какие здесь UCS, CS, UCR и CR?

До сих пор все примеры касались еды, но классическое обусловливание выходит за рамки основной потребности в пище. Рассмотрим наш предыдущий пример собаки, владельцы которой установили невидимый электрический забор для собак. Небольшой электрический удар (безусловный раздражитель) вызывает дискомфорт (безусловная реакция). Когда безусловный раздражитель (шок) сочетается с нейтральным раздражителем (край двора), собака связывает дискомфорт (безусловная реакция) с краем двора (условный раздражитель) и остается в установленных границах.

Смотреть

Чтобы с юмором взглянуть на кондиционирование, вы можете посмотреть пример из телешоу  Офис . Джим проводит эксперимент, в котором предлагает Дуайту леденец каждый раз, когда компьютер Джима издает определенный звук. Повторив это несколько раз, он в конце концов заставляет Дуайта автоматически ожидать дыхания, услышав этот звук. Посмотрите, сможете ли вы идентифицировать NS, UCS, UCR, CS и CR.

Попробуйте

Еще раз ознакомьтесь с классическими концепциями обусловливания, пройдя исследование Павлова в следующем интерактивном режиме:

Подумай об этом

Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда классическое обусловливание вызывало положительную эмоциональную реакцию, такую ​​как счастье или волнение? Как насчет отрицательной эмоциональной реакции, такой как страх, тревога или гнев?

Глоссарий

классическое обусловливание:  обучение, при котором стимул или опыт возникают до поведения, а затем связываются или связываются с поведением

условная реакция (CR):  реакция, вызванная условным раздражителем

условный раздражитель (УС):  стимул, вызывающий реакцию благодаря сочетанию с безусловным раздражителем

обусловливание более высокого порядка: условный раздражитель для обусловливания нейтрального раздражителя

нейтральный раздражитель (НС): раздражитель, который изначально не вызывает реакции

безусловная реакция (НКР): естественное (необученное) поведение на данный раздражитель

безусловный раздражитель (UCS): раздражитель, вызывающий рефлекторную реакцию

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Классическое обусловливание – Введение в психологию

Перейти к содержимому

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять, как происходит классическое обусловливание
  • Суммируйте процессы приобретения, угасания, спонтанного восстановления, генерализации и различения

Вам знакомо имя Иван Павлов? Даже если вы новичок в изучении психологии, скорее всего, вы слышали о Павлове и его знаменитых собаках.

Павлов (1849–1936), русский ученый, провел обширные исследования на собаках и наиболее известен своими экспериментами по классическому обусловливанию. Как мы кратко обсуждали в предыдущем разделе, классическое обусловливание — это процесс, посредством которого мы учимся ассоциировать стимулы и, следовательно, предвосхищать события.

Исследования Ивана Павлова пищеварительной системы собак неожиданно привели к открытию им процесса обучения, известного теперь как классическая обусловленность.

Павлов пришел к своим выводам о том, что обучение происходит совершенно случайно. Павлов был физиологом, а не психологом. Физиологи изучают жизненные процессы организмов, от молекулярного уровня до уровня клеток, систем органов и целых организмов. Областью интересов Павлова была пищеварительная система (Hunt, 2007). В своих исследованиях на собаках Павлов хирургическим путем имплантировал им в щеки трубки для сбора слюны. Затем он измерил количество слюны, вырабатываемой в ответ на различные продукты. Со временем Павлов (1927) заметил, что у собак начиналось выделение слюны не только при вкусе пищи, но и при виде еды, при виде пустой миски для корма и даже при звуке шагов лаборантов. Слюноотделение на еду во рту является рефлекторным, поэтому обучение не требуется. Однако у собак не выделяется слюна при виде пустой миски или звука шагов.

Эти необычные реакции заинтриговали Павлова, и он задался вопросом, что объясняет то, что он назвал «психическими выделениями» собак (Павлов, 19 лет). 27). Чтобы исследовать это явление объективным образом, Павлов разработал серию тщательно контролируемых экспериментов, чтобы увидеть, какие раздражители вызывают слюноотделение у собак. Он смог научить собак выделять слюну в ответ на раздражители, которые явно не имели ничего общего с едой, такие как звук колокольчика, свет и прикосновение к ноге. Благодаря своим экспериментам Павлов понял, что организм имеет два типа реакций на окружающую среду: (1) безусловные (необученные) реакции, или рефлексы, и (2) условные (обученные) реакции.

В опытах Павлова у собак выделялось слюноотделение каждый раз, когда им предлагали мясной порошок. Мясной порошок в этой ситуации представлял собой безусловный раздражитель (БСУ): раздражитель, вызывающий рефлекторную реакцию в организме. Слюноотделение собак представляло собой безусловную реакцию (БКР): естественную (необученную) реакцию на данный раздражитель. Перед обработкой подумайте о стимуле и реакции собаки так:

.

Мясной порошок (UCS) Слюноотделение (UCR)

При классическом обусловливании нейтральный стимул предъявляется непосредственно перед безусловным стимулом. Павлов издавал звук (как в колокольчик) и затем давал собакам мясной порошок. Тон представлял собой нейтральный стимул (NS), то есть стимул, который естественным образом не вызывает реакции. До обусловливания у собак не выделялось слюноотделение, когда они просто слышали тон, потому что тон не имел никакой связи с собаками. Проще говоря, это соединение означает:

.

Тон (NS) + мясной порошок (UCS) → слюноотделение (UCR)

Когда Павлов снова и снова сочетал тон с мясным порошком, ранее нейтральный раздражитель (тон) также стал вызывать слюноотделение у собак. Таким образом, нейтральный раздражитель стал условным раздражителем (УС), который представляет собой раздражитель, вызывающий реакцию после многократного сочетания с безусловным раздражителем. В конце концов, у собак началось слюноотделение только от одного звука, точно так же, как раньше они выделяли слюну при звуке шагов ассистентов. Поведение, вызванное условным раздражителем, называется условной реакцией (УР). В случае собак Павлова они научились ассоциировать тон (CS) с кормлением, и у них началось слюноотделение (CR) в ожидании еды.

До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем.

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о Павлове и его собаках: Классическая тренировка – Иван Павлов.

 

Теперь, когда вы знаете, как работает классическое обусловливание, и видели несколько примеров, давайте взглянем на некоторые общие процессы. В классической обусловленности начальный период обучения известен как приобретение, когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул. Во время усвоения нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию, и в конечном итоге нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию сам по себе. Время важно для кондиционирования происходит. Как правило, между предъявлением условного раздражителя и безусловным должен быть только короткий интервал. В зависимости от того, что подвергается кондиционированию, иногда этот интервал составляет всего пять секунд (Chance, 2009).). Однако при других видах кондиционирования интервал может составлять до нескольких часов.

Отвращение к вкусу — это тип условного рефлекса, при котором между условным раздражителем (что-то проглоченное) и безусловным раздражителем (тошнота или болезнь) может пройти интервал в несколько часов. Вот как это работает. Между занятиями вы и ваш друг быстро перекусываете из тележки с едой в кампусе. Вы делите блюдо с куриным карри и идете на следующий урок. Через несколько часов вы чувствуете тошноту и вам становится плохо. Хотя с вашим другом все в порядке, и вы определили, что у вас кишечный грипп (виновником не является пища), у вас развилось отвращение к вкусу; в следующий раз, когда вы окажетесь в ресторане и кто-то закажет карри, вам сразу станет плохо. Хотя блюдо из курицы не вызвало у вас тошноту, вы испытываете отвращение к вкусу: вас приучили испытывать отвращение к еде после единственного негативного опыта.

Как это происходит — обусловливание, основанное на единичном случае и включающее длительный промежуток времени между событием и отрицательным стимулом? Исследования отвращения к вкусу показывают, что эта реакция может быть эволюционной адаптацией, призванной помочь организмам быстро научиться избегать вредных продуктов (Garcia & Rusiniak, 1980; Garcia & Koelling, 1966). Это может не только способствовать выживанию видов посредством естественного отбора, но также может помочь нам разработать стратегии для таких проблем, как помощь больным раком при тошноте, вызванной некоторыми видами лечения (Холмс, 19). 93; Якобсен и др., 1993; Хаттон, Баракос и Висмер, 2007 г .; Сколин и др., 2006).

Как только мы установили связь между безусловным раздражителем и условным раздражителем, как нам разорвать эту связь и заставить собаку, кошку или ребенка перестать реагировать? В случае с Тигрой представьте, что произойдет, если вы перестанете использовать электрический консервный нож для ее еды и начнете использовать его только для человеческой еды. Теперь Тигр услышит звук консервного ножа, но не достанет еды. В терминах классического обусловливания вы бы давали условный раздражитель, а не безусловный. Павлов исследовал этот сценарий в своих экспериментах с собаками: озвучивать тон, не давая собакам мясного порошка. Вскоре собаки перестали реагировать на тон. Угашение – это уменьшение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем. При предъявлении одного условного раздражителя собака, кошка или другой организм будут демонстрировать все более и более слабую реакцию и, наконец, не реагировать. В терминах классического обусловливания происходит постепенное ослабление и исчезновение условной реакции.

Что происходит, когда обучение какое-то время не используется — когда то, что было изучено, остается бездействующим? Как мы только что обсуждали, Павлов обнаружил, что при многократном предъявлении звонка (условный раздражитель) без мясного порошка (безусловный раздражитель) происходило угашение; собаки прекратили слюнотечение к звонку. Однако после пары часов отдыха от этой тренировки на вымирание у собак снова началось слюноотделение, когда Павлов позвонил в колокольчик. Как вы думаете, что произошло бы с поведением Тигра, если бы у вас сломался электрический консервный нож, а вы не пользовались им несколько месяцев? Когда вы, наконец, починили его и снова начали использовать его, чтобы открывать еду Тигра, Тигр вспоминала связь между консервным ножом и ее едой — она волновалась и бежала на кухню, когда слышала звук. Поведение собак Павлова и Тигра иллюстрирует концепцию, которую Павлов назвал спонтанным восстановлением: возвращение ранее погашенной условной реакции после периода отдыха.

Это кривая приобретения, угасания и спонтанного восстановления. Восходящая кривая показывает быстрое усиление условной реакции за счет многократного сочетания условного и безусловного раздражителей (приобретение). Затем кривая снижается, что показывает, как ослабевает условная реакция при предъявлении только условного раздражителя (угашение). После перерыва или паузы в обусловливании вновь появляется условная реакция (спонтанное восстановление).

Конечно, эти процессы применимы и к людям. Например, предположим, что каждый день, когда вы идете в кампус, по вашему маршруту проезжает грузовик с мороженым. День за днем ​​вы слышите музыку грузовика (нейтральный раздражитель), поэтому вы, наконец, останавливаетесь и покупаете плитку шоколадного мороженого. Вы откусываете (безусловный раздражитель), а затем у вас текут слюнки (безусловная реакция). Этот начальный период обучения известен как приобретение, когда вы начинаете связывать нейтральный стимул (звук грузовика) и безусловный стимул (вкус шоколадного мороженого во рту). Во время усвоения условная реакция становится все сильнее и сильнее благодаря повторяющимся сочетаниям условного и безусловного раздражителей. Через несколько дней (и батончиков мороженого) вы замечаете, что ваш рот начинает течь (условная реакция), как только вы слышите музыкальный звон грузовика — даже до того, как откусываете батончик мороженого. Затем однажды вы идете по улице. Вы слышите музыку грузовика (условный раздражитель), и у вас текут слюнки (условный рефлекс). Однако, когда вы доберетесь до грузовика, вы обнаружите, что у всех закончилось мороженое. Уходишь разочарованный. Следующие несколько дней вы проезжаете мимо грузовика и слышите музыку, но не останавливаетесь, чтобы купить мороженое, потому что опаздываете на занятия. У вас начинает выделяться все меньше и меньше слюны, когда вы слышите музыку, пока к концу недели у вас не перестанет течь слюна, когда вы слышите мелодию. Это иллюстрирует вымирание. Условная реакция ослабевает, когда предъявляется только условный раздражитель (звук грузовика), а за ним не следует безусловный раздражитель (шоколадное мороженое во рту). Затем наступают выходные. Вам не нужно идти в класс, поэтому вы не пропускаете грузовик. Наступает утро понедельника, и вы едете своим обычным маршрутом в кампус. Вы поворачиваете за угол и снова слышите грузовик. Как вы думаете, что происходит? Ваш рот снова начинает течь. Почему? После перерыва в обусловливании вновь появляется условная реакция, что свидетельствует о спонтанном выздоровлении.

Приобретение и угасание связаны с усилением и ослаблением, соответственно, изученной ассоциации. Два других процесса обучения — различение стимулов и обобщение стимулов — участвуют в различении того, какие стимулы вызовут заученную ассоциацию. Животные (включая людей) должны различать раздражители — например, звуки, которые предсказывают угрожающее событие, и звуки, которые этого не делают, — чтобы они могли реагировать соответствующим образом (например, убегать, если звук угрожающий). Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные стимулы, это называется распознаванием стимулов. В терминах классического обусловливания организм демонстрирует условный ответ только на условный раздражитель. Собаки Павлова различали основной тон, звучавший перед кормлением, и другие тона (например, звонка в дверь), потому что другие звуки не предсказывали приход еды. Точно так же кот Тигр различал звук консервного ножа и звук электрического миксера. Когда работает электрический миксер, Тигру не собираются кормить, поэтому она не бежит на кухню в поисках еды.

С другой стороны, когда организм демонстрирует условный ответ на стимулы, сходные с условным стимулом, это называется генерализацией стимула, противоположной различению стимула. Чем больше раздражитель похож на условный раздражитель, тем больше вероятность того, что организм даст условный ответ. Например, если звук электрического миксера очень похож на звук электрического консервного ножа, Тигр может прибежать, услышав его звук. Но если вы не будете кормить ее после звука электрического миксера, а будете продолжать кормить ее последовательно после звука электрического консервного ножа, она быстро научится различать два звука (при условии, что они достаточно непохожи, чтобы она могла их различить). .

Иногда классическое обусловливание может привести к привыканию. Привыкание возникает, когда мы учимся не реагировать на стимул, который постоянно предъявляется без изменений. Поскольку стимул возникает снова и снова, мы учимся не сосредотачивать на нем свое внимание. Например, представьте, что у вашего соседа или соседа по комнате постоянно включен телевизор. Этот фоновый шум отвлекает и мешает сосредоточиться во время учебы. Однако со временем вы привыкаете к телевизионному шуму и, в конце концов, уже почти его не замечаете.

Если звук вашего тостера, поднимающего тост, вызывает у вас слюнки, что такое UCS, CS и CR?

Поджариваемая пища — это UCS; звук всплывающего тостера — это CS; слюноотделение под звук тостера — это CR.

 

    Объясните, почему процессы генерализации стимула и различения стимула считаются противоположными.

При генерализации стимула организм реагирует на новые раздражители, сходные с исходным условным раздражителем. Например, собака лает, когда звонят в дверь. Затем он лает, когда звенит таймер духовки, потому что это звучит очень похоже на звонок в дверь. С другой стороны, различение стимулов происходит, когда организм учится реагировать на конкретный стимул, но не реагирует таким же образом на новые похожие стимулы. В этом случае собака будет лаять, когда услышит дверной звонок, но не будет лаять, когда услышит звон таймера духовки, потому что они звучат по-разному; собака способна различать два звука.

 

 

    Как нейтральный раздражитель становится условным раздражителем?

Это происходит в процессе приобретения. Человек или животное учатся связывать нейтральный раздражитель и безусловный раздражитель. На этапе приобретения нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию. Нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. В конце фазы приобретения происходит научение, и нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным сам по себе вызывать условный ответ.

Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда классическое обусловливание вызывало положительную эмоциональную реакцию, такую ​​как счастье или волнение? Как насчет отрицательной эмоциональной реакции, такой как страх, тревога или гнев?

Новаторская работа Павлова с собаками в значительной степени способствовала тому, что мы знаем об обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *