Почему успешные люди (почти) никогда ничего не заслужили
Специалист по поведенческой экономике Роберт Фрэнк написал книгу, из которой следует, что — с точки зрения безжалостной статистики — преуспевающим людям всего-навсего повезло. Почему это не означает, что можно сидеть сложа руки, и чем важна общественная пропаганда альтруизма, объясняет Эльнар Гилязов.
Роберт Фрэнк. Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. Перевод с английского Олега Левченко. Содержание
Каждый день миллионы людей посещает мысль начать свое дело, запустить стартап, монетизировать блог (нужное подчеркнуть). Даже если к конкретным действиям перейдет каждый десятый, то большого успеха добьются лишь единицы. Потом преуспевшие будут нам рассказывать о работе с мотивацией, о том, как важно изменить мышление и думать как победитель. Да и мы, сторонние наблюдатели, станем приписывать заслуги этих людей скорее их выдающимся личным качествам, чем воле случая и удаче.
На деле мы, конечно, сталкиваемся здесь с пресловутой ошибкой выжившего, потому что мы не услышим голоса всех тех людей, что пошли по тому же пути, но им не так повезло. Так какую же роль играет удача в успехе любого предприятия, будь оно сугубо личным или коммерческим?
Ответу на этот вопрос посвящена книга Роберта Фрэнка «Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии». Фрэнк не является классическим экономистом, а специализируется на поведенческой экономике. На русском языке уже выходили две другие его книги, посвященные дарвиновскому пониманию экономической деятельности и стратегической роли эмоций при принятии решений. Автор смотрит на человека скорее с психологической и когнитивно-поведенческой точки зрения, а не через призму экономических моделей.
Для иллюстрации важности фактора удачи в успехе Фрэнк приводит собственную математическую модель: по его данным выходит, что даже если Фортуна определяет всего 2% от конечного результата, то на современных рынках, где за каждый ресурс идет конкуренция (рабочие места, внимание аудитории, политическая борьба), побеждает не самый квалифицированный или опытный кандидат, а самый удачливый. Во многих случаях именно удача управляет исходом: автор ссылается на исследование, по которому успех книги или фильма зависит не от их качества, а от благосклонности первых рецензентов. Если так совпало, что первые критики оценили произведение высоко, то и дальше оно будет получать более высокие оценки, а соответственно, и большее внимание аудитории.
Все даже серьезнее: современные рынки устроены еще и таким образом, что в них победитель получает все, а проигравший — ничего. Почему сейчас мы знаем всего один общемировой поисковик (Google) и одну общемировую социальную сеть (Facebook)? Потому что на первых этапах они имели некоторое преимущество над конкурентами (в случае Google — более совершенный поисковый алгоритм) и, конечно же, немного везения, что позволило им занять доминирующее положение на своих рынках и превратиться во многомиллиардных гигантов. Теперь их потенциальные конкуренты просто не могут появиться, потому что у них нет достаточных ресурсов для конкуренции и их часто покупают те же гиганты еще на стадии зародыша. Большинство успешных компаний в начале своего пути лишь незначительно опережали своих оппонентов, но благодаря удаче их небольшой задел на старте принес такие дивиденды, которые вряд ли соответствуют этому изначальному преимуществу.
Роберт Фрэнк
Здесь также можно вспомнить и об «эффекте Матфея». Эта закономерность была впервые описана в академической среде, где небольшая удача в начале карьеры ученого позволяла впоследствии, благодаря силе обратной связи, добиваться очень больших высот. Так же и компания может занять доминирующее положение на рынке благодаря небольшому преимуществу или просто везению, а потом скупать потенциальных конкурентов. Или же если блогеру один раз улыбнулись алгоритмы социальных сетей, то он сможет коллаборировать с другими популярными блогерами, тем самым наращивая аудиторию. И все это может случиться всего лишь из-за одного видео, которое «залетело в тренды».
Кажется это невероятным или нет, но примеры больших компаний распространяются и на нашу повседневность. Когда дело касается личных жизненных стратегий и судьбы, Фрэнк приходит к интересному парадоксу: для конкретного человека гораздо продуктивнее, если он забудет о фортуне и будет полагаться только на свои силы; но с точки зрения общественной пользы важно всем и каждому напоминать о факторе везения. Дело в том, что настойчивость действительно помогает добиться успеха: веря в себя, человек склонен предпринимать все новые и новые попытки, повышая свои шансы на везение (примерно такую логику транслируют большинство книг по мотивации и личной эффективности). Но автор также ссылается на исследования и статистику, из которых становится ясно, что люди, которым напоминают об их удаче, о том, что им тоже когда-то и где-то помогли, сами охотно помогают другим и много жертвуют на благотворительность. Такая «пропаганда альтруизма» выгодна обществу в целом.
К каким же последствиям может привести повсеместное забвение фактора удачи? Фрэнк приводит пример из американских реалий, который, впрочем, вполне понятен и российскому читателю. Дело в том, что мышление в категориях «я всего добился сам» способствует увеличению личного потребления. Такие люди следуют эгоистичной стратегии, поэтому предпочитают вкладываться в себя, а не в общественные нужды. Если своему успеху вы обязаны только себе, то и, соответственно, поощрять за него вы будете только себя. Автор с горечью констатирует, что в Америке уже 30 лет как наблюдается разрушение инфраструктуры (дорог, мостов, развязок), что вредит всем. Но американцы при этом стремятся покупать более дорогие автомобили (потому что могут себе это позволить) и ездить на них по разбитому покрытию, хотя можно было бы взять транспорт скромнее, а остальное вложить в нужный всем ремонт дорог. Если для богатых «думать только о себе» — не проблема, поскольку они могут поддерживать растущий уровень потребления, то для среднего класса, который стремится к тому же, ноша может стать непосильной. Общая планка «трат на себя любимого» каскадно задирается, что разрушительно сказывается на тех, кто не способен участвовать в этих гонках тщеславия.
Что же со всем этим делать? Небольшая книга Фрэнка служит необходимой прелюдией к его практическому решению всех описанных проблем — прогрессивному налогу на потребление. Потребление — это, условно, доход домохозяйства минус его сбережения, то есть те деньги, что люди потратили, а не сберегли в течение года. По мысли автора, этот налог позволит увеличить количество сбережений (потому что сберегать станет выгоднее) и, соответственно, инвестиций; уменьшить аппетиты потребления, а значит, снизить и всеобщую планку потребления; вырученные средства можно пустить на восстановление инфраструктуры. Звучит разумно, но как-то половинчато, и это, пожалуй, самая слабая часть «Успеха и удачи».
Во-первых, Фрэнк, опять же, озвучивает во многом чисто американское решение, потому что в некоторых странах (не будем показывать пальцем) нет даже просто прогрессивного налогообложения.
Во-вторых, это не решает проблему несовершенства рынков. Фрэнк на протяжении всей книги говорит о рынках, где «победитель получает все», как о данности, хотя можно подумать над тем, как обеспечить более справедливые рыночные условия и возможности. На уровне корпораций — усовершенствовать антимонопольное законодательство; на уровне индивидов — увеличить социальную поддержку и повысить шансы на хорошую карьеру за счет доступа к образованию и рабочим местам.
В-третьих, не учитывается тонкий момент — перенос всей ответственности на человека. Благодаря социальным сетям, где царят победители с идеальными фигурами, идеальными семьями и, конечно же, большими доходами, мы наблюдаем эпидемию депрессии и недовольства собой, своим телом, своей жизнью и достатком. В результате дело случая и удачи приписывается личной ответственности человека, который не имеет достаточной «эффективности», не приложил нужных усилий или мыслит не так, как «успешные» люди.
Хотя в плане конкретных предложений с работой Роберта Фрэнка можно (и нужно) спорить, с точки зрения схватывания и увлекательного описания важных явлений его книгу следует рассматривать как своего рода психотерапевтическое чтение, которое избавляет от многих стереотипов и ложных установок. Вряд ли мы когда-нибудь увидим перед очередным постом или историей про «успешный успех» дисклеймер о том, что это дело случая (кстати, это было бы куда разумнее, чем отключение лайков), но в качестве полезной напоминалки стоит держать в голове тезисы этой книги.
Как привлечь удачу, счастье и успех
Мы все очень и очень разные, но кое-что нас объединяет — желание счастья. Простого человеческого счастья — когда жизнь полна событий, когда всего в достатке, а новые дела совершаются легко и приятно. У каждого из нас есть такие знакомые — казалось бы, обычные люди, но у них все получается, и в любом деле и в каждой работе им сопутствует успех.
Когда-то я сама с плохо скрытой завистью смотрела на них, а потом решила — хватит. Если у них получается так жить, то получится и у меня (и у каждого, кто захочет). Единственное, что нужно сделать, это разобраться, как привлечь удачу и сделать ее своей верной спутницей.
Как выяснилось, удачливых людей от природы (или от рождения, кому как больше нравится) — не так уж и много. И те, кому действительно сопутствует удача, любят ее, берегут и ценят.
Содержание
- 1 Кому сопутствует удача
- 2 Личная удача
- 3 Поощряем свою удачу
- 4 Удача в бизнесе
Кому сопутствует удача
Наблюдая за счастливыми людьми, я вывела несколько свойств счастливых и удачливых людей.
1. Удача улыбается тем, кто улыбается ей.
Хотите стать удачливым — будьте на позитиве. И начать можно с той самой улыбки. Сколько раз в день человек улыбается? А сколько может улыбнуться? Дело в том, что это не просто жест.
Наш организм запоминает последовательность наших действий и сопутствующих им химических реакций, а это означает, что обычная искренняя улыбка делает человека счастливее, он становится более расслабленным, спокойным и умиротворенным, и все дела в его руках спорятся – и на работе, и дома.
2. Чтоб быть удачливым, нужно быть деятельным.
Чем больше мы делаем, тем больше у нас получается. Стоит только начать двигаться к своей мечте, как сразу начинает все получаться. Тут, кстати, есть и отличный маркер — если вы долго и устремленно двигаетесь к одной цели, а судьба раз за разом посылает испытания, то стоит задуматься, так ли все верно вы делаете?
Если человек идет по своему пути, и прилагает все усилия, то обязательно добьется успеха — и в семье, и в работе, и в бизнесе. В работе успех приходит к упорным, а также к тем, кто не останавливается в своем развитии.
3. Подобное притягивается к подобному.
Прекратите общаться с неудачниками, окружите себя успешными людьми, которые знают, как привлечь удачу в свою жизнь, и живите так, как живут они. Перенимайте их полезные привычки, ориентируйтесь на те же ценности. И очень скоро вы почувствуете результат на себе.
Кстати, в бизнесе и торговле есть такая традиция, что с первой за день покупки выручка должна коснуться всех товаров — наверняка вы видели, как продавец, получив деньги, расправляет их веером, и обмахивает прилавок, а заодно и самого себя. Это своеобразный ритуал, тем не менее очень мощный — вещи приобщаются к энергии денег, и очень скоро начинают продаваться.
В торговле очень много суеверий, но чаще всего они складывались на протяжении многих веков. Например, те, кто работают в торговле, знают – в кассе всегда должны быть деньги, а где-то неподалеку можно поставить денежный талисман.
4. Ставьте себе лишь ясные цели.
Как привлечь удачу, если сам не знаешь, чего хочешь? Ответ однозначный, никак. Поэтому для того, чтоб стать чуть более успешным, нужно понимать, куда вы двигаетесь в своей жизни.
5. Удача приходит к тем, кто ее ценит.
Все, что есть в этом мире, условно можно разделить на энергию, информацию и материю. С материей и информацией, я думаю, все и так понятно, а вот энергия — штука любопытная, и требующая детального изучения. Продавцы привлекают энергию денег, молодожены источают энергию любви, а удачливые люди, несомненно, приносят удачу другим.
Важно понимать, что удача — это, скорее, концепция. Ее много в мире, и конечно же хватит на всех — это не пирог, который может кончится, если кто-то утянет лишний кусочек. Значит, нужно научиться «заряжаться» удачей, а также отмечать каждый её ответный шажок в вашу сторону.
Личная удача
Чтобы понять, как привлечь удачу в свою жизнь, нужно добавить себе несколько позитивных привычек. Моя подруга, эзотерик со стажем, дала мне однажды прекрасный мудрый совет — во что веришь, то и работает. У каждого человека будет работать та модель действительности, в которую он верит. Это проверено многими людьми на протяжении нескольких поколений, и вы можете проверить это на себе.
Попробуйте притянуть успех следующим образом: настройтесь на удачу, говорите о ней вслух (уверенно, твердо, четко), а затем отмечайте каждый удачливый момент.
Как это было у меня.
Я привыкла напевать, что сегодня удачный день — когда крашу глаза, или когда веду автомобиль. И одновременно с этим начала отмечать маленькие удачные моменты. Освободилось место на парковке? Везение! Начальство отпустило пораньше? Удача! Официантка в кафе выполнила мой заказ молниеносно? Удача! Таких моментов много в жизни каждого человека.
Могу сказать, что я стала чувствовать, как меняется мое отношение к жизни, как я становлюсь увереннее. А с чего бы мне не быть уверенной, если я везучая? Эта привычка помогает облегчить жизнь, но со временем начинает действительно везти. Примерно через месяц я выиграла профессиональный конкурс, а спустя еще две недели уехала в путешествие за баснословно низкую цену.
Поощряем свою удачу
Как привлечь успех — вопрос сложный, но вот как его удержать — еще сложнее. Рано или поздно каждый человек чувствует, что его настигла удача, все получается так, как надо. И на этой волне очень важно предпринять некоторые небольшие шаги, которые помогут закрепить результат.
- Выберите талисман, который был при вас в какой-то особо удачный день. Это может быть предмет гардероба, или еще что-то из материального. Как говорят эзотерики, работает то, во что веришь. Если вы будете верить, что красные туфли приносят успех, они будут его приносит. Если продавцы уверены, что в торговле помогает обхлопывание денежным веером с первой покупки — оно действительно помогает.
- Заведите традицию. Судьба любит не только деятельных, но и постоянных. Перед каждым важным действием проделывайте какой-то маленький ритуал — например, многие девушки наносят макияж потому, что это их способ, как привлечь удачу.
- Притяните удачу в собственное жилье. Дом может быть таким же талисманом, как и все остальное, если этот дом любим. Конечно, не важно, квартира это, дом или просто комнатка в коммунальной квартире, или вовсе арендованное жилье. Избегайте по возможности грязи и хлама — чем чище и светлее будет дом, тем меньше в нем негативной энергии, которая мешает удаче и счастью.
Очень важно уделить внимание и тому, что хранится в доме – обязательно заведите домашние талисманы. Это может быть игрушка или статуэтка, или вовсе домашнее животное, которое будет хранить дом и беречь его тепло. Также не помешает и установить более тонкий энергетический контакт с домом. Он должен быть убежищем, защитой и опорой.
Удача в бизнесе
Мы уже более или менее разобрались, как привлечь удачу в собственный дом и лично к себе, но есть и еще одна важная задача — бизнес или работа. Везение в бизнесе помогает развитию, оно способствует торговле, улучшает взаимосвязи с партнерами и вообще порой срабатывает как волшебная палочка.
Как себе помочь в этом случае? Есть ответы и на этот вопрос. Первое, что нужно сделать, это признаться самому себе — насколько позитивен и нужен ваш бизнес. Если вы не будете лукавить, и ответите самому себе на этот вопрос честно, то дальше следует два вариант развития.
Если бизнес позитивен и полезен обществу, то удачу ему принесут люди. Нет ничего сильнее человеческих эмоций и желаний, поэтому начните вовлекать людей в свое дело, подчеркивайте значимость вашего бизнеса, и не забывайте о правилах успешного ведения дел.
Заведите добрую привычку отмечать каждый успех. Что в торговле валенками, что в торговле мерседесами продавцы отмечают первую продажу, а многие профессионалы в том или ином бизнесе выписывают своим подчиненным маленькую премию, когда закрывают удачную сделку. Найдите какой-то вариант поощрения удачных моментов, и следуйте ему — не пройдет и полугода, как вы заметите, что этих удачных моментов становится больше и больше.
Не забывайте делать добрые дела. Конечно, это звучит банально, но кто из тех, кому хочется привлечь удачу в свое дело, занимаются благотворительностью? Единицы. И эти единицы обычно очень успешны.
Все эти советы обязательно помогут, если человек внутренне готов поверить в их действие и в собственное везение.
*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна
Краткий обзор успеха и удачи Роберта Франка
Введение
Когда вы думаете об успешных людях, таких как Стив Джобс, Илон Маск и Билл Гейтс, вы, вероятно, думаете о людях, которые накопили огромное состояние благодаря своему таланту и упорному труду. . Но что они такого сделали, что ты не можешь? В последние годы социологи обнаружили, что не только талант и упорный труд могут привести вас к вершине; вместо этого случайные события играют гораздо большую роль в важных жизненных исходах, чем считалось ранее.
Термин «меритократия» был введен в 1958 году британским социологом Майклом Янгом в его сатире «Возвышение меритократии». Он утверждал, что поощрение успешных людей приписывать свой успех исключительно собственным усилиям и способностям обернется катастрофой. И хотя назначение людей на работу на основе их заслуг имеет смысл, в конечном итоге это создает элитный социальный класс, исключающий других. К сожалению, в меритократическом индивидуалистическом обществе говорить о том, что лучшим заработкам, возможно, повезло на их стороне, равносильно тому, что говорить им, что им не место на вершине. Но это совсем не так. Наоборот, риторика меритократии просто маскирует тот факт, что успех или неудача часто определяются событиями, полностью не зависящими от человека. Например, Майкл Льюис однажды говорил на церемонии вручения дипломов, описывая невероятную цепь событий, которые помогли ему стать богатым и знаменитым писателем — дело было не только в таланте и навыках. А также о том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. В книге «Успех и удача» автор Роберт Х. Франк исследует роль удачи в успехе и утверждает, что ни один человек не является полностью самодостаточным — удача всегда была на его стороне.
Глава 1: Роль ретроспективного предубеждения
Если вы когда-либо попадали в аварию, вы могли понять, что вы ничего не могли сделать, чтобы предотвратить аварию — это было просто непредсказуемо. И, как и тот несчастный случай, мир столь же непредсказуем. Однако мы часто снова и снова прокручиваем в уме аварию и говорим себе, что аварию можно было предотвратить. Если бы я только притормозил, посмотрел налево или просто быстрее среагировал. Мы просматриваем каждый сценарий «Что, если» и предполагаем, что событие было предсказуемо, даже если это было не так. Это явление называется предубеждением задним числом.
«Психологи используют термин «предвзятость задним числом» для описания склонности думать, что события более предсказуемы, чем они есть на самом деле». Например, в конце 1940-х годов социолог Пол Лазарсфельд опубликовал результаты исследования, которое показало, что солдаты Второй мировой войны из сельской местности гораздо лучше справлялись с требованиями военной жизни по сравнению с их городскими коллегами. Как и предсказывал Лазарсфельд, люди, читавшие исследование, сочли результаты неудивительными: «Конечно, изнурительная жизнь сельских мужчин сделает их лучше подготовленными к стрессам военного времени!» Самое смешное, что это исследование было полной мистификацией. Фактически, фактическое исследование показало, что верно обратное: солдаты из городских районов лучше себя чувствовали в армии. Дело в том, что когда вы думаете, что уже знаете, что произошло, вы склонны придумывать причины, почему это произошло.
В дополнение к работе Лазарсфельда, социолог Дункан Уоттс утверждал, что предубеждение задним числом работает, чтобы продвигать людей к славе и успеху. Это может показаться невероятным, но давайте взглянем на самую известную картину в мире — Мону Лизу. В 1911 году картина была украдена итальянским рабочим Лувра, и это событие получило широкую огласку. Преступление оставалось нераскрытым до тех пор, пока вор Винченцо Перуджа не попытался продать картину галерее Уффици во Флоренции. Французы были возмущены, но итальянцы приветствовали Перуджу как патриота, который просто хотел вернуть картину домой. На самом деле Перуджа не пытался совершить какой-то героический поступок, он просто хотел избавиться от картины! Благодаря международной прессе Мона Лиза стала первым произведением искусства, получившим мировую известность.
Так что, хотя картина, безусловно, была плодом работы талантливого художника, действительное значение имели случайные события. Это была чистая удача, связанная с решением Перуджи украсть картину и просто избавиться от нее в Италии, что привело к международной похвале и признанию.
Глава 2: Мы живем в обществе, где победитель получает все
«Почему трудолюбивые люди с одинаковыми талантами и подготовкой часто получают такие разительно разные доходы? И почему этот разрыв в доходах так сильно увеличился за последние десятилетия?» Сегодня мы живем в обществе, в котором победитель получает все, где те, кто входит в 1 процент лучших, не попали туда по простой случайности; вместо этого именно их доступ к человеческому капиталу стал гораздо более ценным, когда они добрались до вершины. Например, эти небольшие местные магазины сегодня менее жизнеспособны из-за резкого снижения стоимости доставки. Раньше было дешевле покупать на месте, чем доставлять в другие места. Однако сегодня транспортные сети выросли по всему миру, а это означает, что местные предприятия теперь должны конкурировать с глобальным рынком.
Интернет только усугубил эту проблему. Клиенты могут найти в Интернете все, что им нужно, и получить это всего за несколько дней. Это позволяет крупным предприятиям продолжать процветать; Между тем, небольшие местные предприятия борются за то, чтобы остаться на плаву. Например, местные бухгалтеры вытеснялись двумя волнами: сначала из-за франчайзинговых услуг, таких как H&R Block, а затем из-за налогового программного обеспечения, доступного для масс. Кроме того, рынок «победитель получает все» означает, что вознаграждение в значительной степени сосредоточено в руках немногих на вершине. Особенно это касается индустрии развлечений и музыки.
Сегодня кажется, что популярные артисты могут принести несметное количество денег. Но чем они отличаются от ближайшего конкурента, который зарабатывает гораздо меньше? Сегодняшние бестселлеры становятся еще более популярными благодаря технологиям. Например, сегодня у людей меньше времени и сил, чтобы просеивать миллионы музыкальных предложений в музыкальном магазине Apple. Поэтому большинство людей просто сосредотачиваются на самых популярных записях в каждой категории. Кроме того, производители могут использовать сложные алгоритмы поиска для охвата своей целевой аудитории гораздо дешевле, чем при использовании традиционного маркетинга.
Мы также можем взглянуть на солистов классической музыки, которым часто платят больше, чем остальным участникам оркестра. Этот большой разрыв только увеличивается, поскольку любители оперы сегодня хотят слушать только самых известных певцов. А с современными технологиями звукозаписи спрос на классических певцов сокращается. Например, автор Роберт Франк утверждает, что «большинству людей сегодня было бы трудно назвать более трех теноров. Это потому, что рынку больше не «нужно» больше, чем горстка теноров». Хотя может показаться, что рынок несет исключительную ответственность за вознаграждение этих артистов и крупного бизнеса, это также и чистая удача!
Глава 3: Роль удачи
Интернет-форум Reddit однажды задал своим читателям простой вопрос: «Какая самая статистически неправдоподобная вещь, которая когда-либо случалась с вами?» Один человек пересказал историю о том, как он готовил омлет и открыл дверь, держа яйцо. Человек у двери оказался его соседом, который спрашивал, можно ли ему одолжить яйцо. Он продолжает: «Выражение замешательства на ее лице, когда я тут же изобразил его, могло сравниться только с моим собственным. Она взяла его и ушла, не сказав ни слова». Вероятность того, что что-то подобное произойдет, действительно мала, поэтому немногие из нас когда-либо столкнутся с этой конкретной цепочкой событий.
Но в целом вероятность того, что эта цепочка событий произойдет, вовсе не ничтожна. «Только в Соединенных Штатах сотни миллионов взрослых и, следовательно, сотни миллионов часов завтрака каждый день. Пусть пройдет двадцать лет, и у нас будет более триллиона часов завтрака, в течение которых описываемые события могли произойти с кем-то». Большинство вещей, с которыми мы сталкиваемся в жизни, являются результатом сложных комбинаций событий, а мы переживаем миллионы событий на протяжении всей нашей жизни; поэтому имеет смысл только то, что некоторые из этих событий кажутся ошеломляюще невероятными.
Например, как и десятки миллионов других американских мальчиков, писатель Роберт Франк мечтал стать профессиональным бейсболистом. Осознав, что для достижения этой мечты требуется тяжелая работа и самоотверженность, многие мальчики отказываются от этой мечты к тому времени, когда они переходят в старшую школу. Даже тогда большое количество других продолжают свои поиски. По данным High School Baseball Web, более 450 000 игроков почти в 15 000 команд. Из более чем 140 000 человек, имеющих право на участие в профессиональном бейсбольном драфте, ежегодно отбираются только 1 500 человек. Более того, в Высшей бейсбольной лиге всего 30 команд, каждая из которых состоит из 25 игроков. По статистике, большинство из этих 1500 никогда не сыграют ни одного иннинга.
И именно случайность определяет успех в соревнованиях. «Это потому, что для победы в конкурсе с большим количеством участников требуется, чтобы почти все прошло правильно. А это, в свою очередь, означает, что даже когда удача составляет лишь незначительную часть общей производительности, редко бывает победитель, которому не очень повезло». Например, направление ветра играет значительную роль в соревнованиях по легкой атлетике. Семь из восьми обладателей мировых рекордов в беге на 100 метров, в беге на 110 метров с барьерами (100 метров для женщин), в прыжках в длину и в тройном прыжке были достаточно удачливы, поскольку при установлении этих рекордов их сопровождал попутный ветер.
Хоть нам и не нравится это признавать, удача играет важную роль в нашем успехе или провале событий; на самом деле, это может даже означать разницу между победой и поражением в определенных соревнованиях!
Глава 4: Роль налогов
В жизни есть только две определенные вещи: смерть и налоги. Вы, вероятно, уже слышали эту популярную поговорку, в конце концов, смерть и налоги — две неизбежные вещи, с которыми мы столкнемся в нашей жизни. Многие люди боятся и того, и другого, и ошибка, которую совершают многие богатые люди в отношении налогов, заключается в том, что более высокие налоги значительно затруднят покупку того, что они хотят. Кроме того, они считают, что более высокие налоги повлияют на их покупательную способность, но экономика так не работает. Если правительство повышает налоги, растут и налоги других людей, а это означает, что ваша покупательная способность остается относительно неизменной.
Конечно, если вы потеряете работу, ваша покупательная способность обязательно снизится, но когда доходы всех снижаются одновременно, относительная покупательная способность не меняется. Богатые не только не понимают разницы между общим снижением доходов, но и недооценивают важность удачи. Видите ли, когда умные, трудолюбивые люди достигают вершины, для них вполне естественно приписывать свой успех только таланту и упорному труду. В результате они чувствуют себя более вправе оставить себе львиную долю заработанного дохода и считают, что налогообложение эквивалентно воровству.
Однако страна без обязательного налогообложения крайне нестабильна. Он не сможет финансировать вооруженные силы и будет быстро передан стране, у которой они есть, и вскоре они будут платить налоги этой стране. Так что, хотя немногим нравится платить налоги, мир без налогов был бы намного хуже. Это потому, что налоговые деньги — это не просто деньги, которые просто уходят; вместо этого эти деньги возвращаются в инфраструктуру страны. И разумно потраченные налоговые деньги создают необходимые условия для развития удачи. Поэтому богатые люди должны быть благодарны за возможность жить в стране с дорогами, хорошими школами и устоявшейся правовой системой, которая создается и поддерживается за счет налоговых поступлений. Другими словами, богатые не должны возражать против повышения налогов, в конце концов, именно эти налоги помогли им добиться успеха!
Глава 5. Почему мы тратим больше денег
Предположим, вы тратите 2000 долларов на новый велосипед. Теперь у вас на 2000 долларов меньше на путешествия и развлечения, верно? «Как любят говорить экономисты, бесплатных обедов не бывает. Под этим мы просто подразумеваем, что все вещи, которые мы ценим, имеют свою цену, явную или неявную». И как люди, наши модели расходов приводят к потерям, легко достигающим нескольких триллионов долларов в год. Это происходит не потому, что мы тратим небрежно, а скорее потому, что наши индивидуальные стимулы заставляют нас тратить деньги так, как мы считаем, что это приносит нам наибольшую пользу.
Например, сколько люди готовы потратить на свадьбу? Для многих ответ разный, но большинство хочет, чтобы их гости запомнили это особое событие. В 1980 году стоимость свадьбы в среднем в Америке с поправкой на инфляцию составляла 11 000 долларов. Но к 2014 году эта цифра выросла до 30 000 долларов, а на Манхэттене средняя свадьба сейчас стоит более 76 000 долларов! Так почему же люди готовы тратить так много? Как люди, мы легко поддаемся влиянию действий других, поэтому, когда мы видим, что другие тратят сумасшедшие деньги на свадьбу, мы, вероятно, делаем то же самое. Многие называют это «не отставать от Джонсов».
Однако сегодняшние более дорогие свадьбы не сделали молодоженов счастливее. На самом деле, Сеть исследований социальных наук показала, что большие расходы в день свадьбы повышают вероятность развода. В дополнение к социальному давлению с целью тратить больше денег, неспособность идти в ногу с нормами общественных расходов может иметь больше последствий, чем мы думаем. Например, если вы не поспеваете за тем, сколько другие тратят на жилье, это не просто означает, что вы будете жить в доме меньшего размера. Это также означает необходимость отправлять своих детей в плохие школы.
Хотя понятие «хорошая» школа может быть относительным, на самом деле лучшие школы всегда те, что находятся в более дорогих районах. Школы набирают учеников из близлежащих районов, поэтому, если вы хотите отправить своего ребенка в «хорошую» школу, вам придется выложить деньги, чтобы переехать в более красивый район. И хотя мы тратим больше денег на дома и вечеринки, в наших карманах остается меньше денег, и в результате мы делаем все возможное, чтобы платить меньше налогов. Когда налоговых поступлений на школы и другие общественные услуги становится меньше, эти услуги начинают ухудшаться. Тогда люди обратятся к частным школам и другим приватизированным удобствам, что только увеличит разрыв в неравенстве.
Глава 6: Ответ заключается в прогрессивном налоге на потребление
Хотя может показаться, что мы обречены продолжать тратить, есть решение. Что это такое? Больше налогов. Вам может не понравиться это решение, но давайте объясним. Мы уже сталкиваемся с уплатой налогов, поскольку мы видим, что подоходный налог вычитается из нашей зарплаты, а налог с продаж вычитается из наших повседневных покупок. Но налоговая система не предназначена для того, чтобы оставить вас на мели, она предназначена для улучшения качества вашей жизни и улучшения вашей жизни. И при правильном применении это может помочь нам изменить наши привычки в отношении расходов. Кроме того, это может гарантировать, что наши налоги пойдут туда, где общество больше всего в них нуждается: в инфраструктуру и образование. Проще говоря, мы могли бы отказаться от нынешнего прогрессивного подоходного налога и ввести прогрессивный налог на потребление.
При новой системе люди будут сообщать о своих доходах так же, как и сейчас, а также сообщать о своих годовых сбережениях. Таким образом, семья, которая заработала 100 000 долларов и сэкономила 20 000 долларов в налоговом году, будет иметь годовое потребление 80 000 долларов. Если бы стандартный вычет составлял 30 000 долларов, эта семья платила бы налог только с оставшихся 50 000 долларов. Ставка налога сначала будет низкой, а затем неуклонно будет расти по мере увеличения налогооблагаемого потребления, то есть она будет увеличиваться вместе с вашими доходами и расходами. Эта система поощряет сбережения и инвестиции, и, в конце концов, вы будете платить меньше налогов, если сбережете больше!
Богатые часто считают, что более высокие налоги лишат их возможности покупать то, что они хотят. Но помните из предыдущей главы, что если все общество сократит расходы, это не обязательно повлияет на их покупательную способность. Например, «в обществе с прогрессивным налогом на потребление самые богатые водители могут купить Porsche 911 Turbo за 150 000 долларов, а не Ferrari Berlinetta F12 более чем вдвое дороже. Но поскольку все будут сокращать расходы, владельцы Porsche в этом обществе будут так же взволнованы своими автомобилями, как владельцы Ferrari в условиях нынешней налоговой системы».
Помните, факты показывают, что большие дома и экстравагантные свадьбы не делают богатых счастливее. Так почему бы не уменьшить масштабы? И на этом преимущества не заканчиваются. Прогрессивный налог на потребление также принесет дополнительные доходы, которые помогут оплачивать более качественную инфраструктуру и образование. Сегодня владельцы Ferrari ездят на дорогих автомобилях по дорогам с плохим покрытием. Но с этой новой налоговой системой люди могут ездить на Porsche 911 Turbo по дорогам, которые не причиняют вреда их машинам. В конечном счете, реорганизация налоговой системы сделает наше общество счастливым. Если закон будет принят, люди начнут понимать, как нам повезло, что наши исторические модели расходов были такими расточительными. И, не принося никаких болезненных жертв, мы сможем жить в обществе, которое принесет огромную пользу всем. По словам автора Роберта Франка, «это прекрасная возможность, которой мы можем воспользоваться».
Глава 7: Окончательный итог
Хотя богатые любят приписывать свой успех собственным талантам и способностям, правда в том, что их успеха не было бы без удачи. Когда мы слышим о великих успехах в спорте, бизнесе и даже в искусстве, мы видим, что никто не добился этого полностью в одиночку. Наоборот, удача тоже была на их стороне. И если мы обратимся к прогрессивной системе налога на потребление, мы сможем сохранить эту удачу на нашей стороне. В нашей нынешней системе трудно игнорировать плохие дороги и неспособность системы государственных школ подготовить квалифицированных рабочих — и то, и другое затрагивает и богатых. Новая система принесет взаимную пользу всем, предоставляя финансирование для улучшения школ и других систем, финансируемых государством. В конце концов, именно эти институты делают нас счастливыми и обеспечивают успех нашего общества.
Рецензия на книгу Роберта Франка «Удача и удача: удача и миф о меритократии» | Автор: Нихил Гарг
Чтение: 4 мин.·
2 сентября 2018 г.Последняя книга известного экономиста. В этой книге исследуется роль удачи в успехе, и утверждается, что успех зависит от удачи в гораздо большей степени, чем принято считать. — и что этот факт имеет важные политические последствия. Несмотря на автора, это не академическая книга; это подтверждается анекдотами и непрофессиональными объяснениями.
Как бы я ни был согласен с центральной предпосылкой, я думаю, что автор как преувеличивает (в минорном смысле), так и преуменьшает (в мажорном смысле) тот случай, когда успех в основном связан с удачей.
Во-первых, как он преувеличивает: большая часть кейса построена на приведении примеров счастливых случайностей, пойманных конкретными людьми, включая самого автора; они варьируются от Билла Гейтса, который был одним из немногих детей своего поколения, способных научиться программировать в детстве, до автора (случайно и к счастью, как он утверждает), получившего ряд письменных приемок прямо перед его назначением.
Но это преувеличение/риторическая ошибка меркнет по сравнению с (как мне кажется) нерешительностью автора довести свой аргумент до логического завершения: согласно одному определению «удачи» весь успех обусловлен удачей. Этот аргумент, сформулированный здесь Галеном Стросоном, примерно таков: чтобы нести ответственность за свои действия, нужно нести ответственность за свою личность/характеристики/навыки/природу/я. Но природа человека — это продукт его предшествующих действий, окружения и прошлой природы. Но эти прошлые действия/природа сами были продуктами более ранних действий/природы.
Этот регресс останавливается в точке — в период младенческого возраста — когда все согласны с тем, что нельзя считать себя ответственным за свои действия или личность/природу. Роберт Сапольски в своей книге Вести себя предлагает альтернативную версию аргумента, утверждая, что — так же, как мы разделяем преступления, совершенные «психически больными», — наше поведение настолько неразрывно переплетено с нашей биологией, что такая вина становится нечеткой. Таким образом, даже «тяжелая работа» является продуктом генов или воспитания, которые делают человека более склонным к усердной работе. Роберт Франк в этой книге намекает на этот аргумент, заявляя, что культура и общество играют важную роль в успехе, но не заходит достаточно далеко.Однако эта книга не просто аргумент в пользу того, что удача играет роль в успехе; Франк рассматривает различные последствия этой идеи.
Одна из них, которую я нашел особенно проницательной — поскольку я столкнулась с той же головоломкой, когда давала советы другим или оценивала чужие советы — состоит в том, что даже если удача необходима, нам как отдельным людям лучше не верить в нее; самоопределение или уверенность в успехе могут быть важны для реализации крупных проектов или идей, успех которых зависит от некоторой удачи. Другими словами, чтобы добиваться великих дел, возможно, нужно верить в свой неизбежный успех, каким бы неверным он ни был. Эта идея в некоторой степени имеет и политическое значение. Верно и то, что удача играет большую роль в успехе, и то, что удачливые/успешные должны получать больше/быть в лучшем положении. Обещания таких вознаграждений могут побудить людей работать усерднее, чтобы всем стало лучше.
Связь (и недавнее следствие), которую я не рассматривал до этой книги, заключается в том, что в нашем мире «победитель получает все» роль удачи еще выше: разница в навыках между лучшим и вторым лучшим человеком в поле может быть мало, и удача может определить, кто победит. В то время как победитель пожинает все награды, второе место остается ни с чем. Фрэнк обсуждает эту конкретную идею в другой книге, The Winner-Take-All Society .
Автор заканчивает книгу, связывая идеи этой книги с другой своей идеей, «каскадами расходов», в которых каждый уровень благосостояния общества использует подсказки от уровня выше него при определении того, сколько тратить на вещи.