ИДЕАЛЫ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чём испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознаётся как независимое от него — общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлечённо знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно-значимое становится вместе с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщённое абстрактное выражение в нормах поведения, своё наглядное выражение они получают в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал иногда может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нём может быть особенно подчёркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостаёт. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы, очевидно, неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, что он желает: то, что человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищённое воплощение того, чем он может стать.
Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «её настоящий идеал — это аскетический, но ростовщический скряга и
Иногда идеалом служит обобщённый образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает определённая конкретная историческая личность, в которой эти черты особенно полно и ярко воплотились. Так, Сталин выдвигает Ленина в качестве идеала, который должен направлять поведение советских людей, служить им мерилом и образцом, и точно так же образ самого Сталина тоже служит сейчас для трудящихся всего мира таким же идеалом-образцом. Наличие определённого идеала вносит чёткость и единство в направленность личности.
В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. У наших детей, широко включённых в общественную жизнь, значительно чаще, чем у детей, живущих в замкнутой атмосфере буржуазной семьи, уже в раннем возрасте идеалом служит историческая личность, вожди и герои Советского Союза.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
📖 Идеалы, Глава XVII. Направленность личности. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 143. Читать онлайн
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чём испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознаётся как независимое от него общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлечённо знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно-значимое становится вместе с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей.
Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщённое абстрактное выражение в нормах поведения, своё наглядное выражение они получают в идеалах.Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал иногда может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нём может быть особенно подчёркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостаёт. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы, очевидно, неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, что он желает: то, что человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал для него самого.
Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «её настоящий идеал это аскетический
, но ростовщический скряга и аскетический, но производящий раб«.208 Наша эпоха в нашей стране создала свой идеал, выдвинув в идеальном человеческом образе черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению.208 К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр. 657; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 42. С. 131.
Иногда идеалом служит обобщённый образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает определённая конкретная историческая личность, в которой эти черты особенно полно и ярко воплотились. Так, Сталин выдвигает Ленина в качестве идеала, который должен направлять поведение советских людей, служить им мерилом и образцом, и точно так же образ самого Сталина тоже служит сейчас для трудящихся всего мира таким же идеалом-образцом. Наличие определённого идеала вносит чёткость и единство в направленность личности.
Психология bookap
В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближайшего окружения отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. У наших детей, широко включённых в общественную жизнь, значительно чаще, чем у детей, живущих в замкнутой атмосфере буржуазной семьи, уже в раннем возрасте идеалом служит историческая личность, вожди и герои Советского Союза.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её деятельности.
Психология bookap
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться вдруг серьёзной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным нашим интересам, и забота об интересах, судьба которых только что ещё так волновала, теряет всякую актуальность. Они перестают почти для нас существовать. Непонятным, почти диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничего не угрожает значит нечего о них и думать.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определённой последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.
Психология bookap
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется бОльшая или меньшая значительность либо убогость её внутреннего содержания. У одних людей всё сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчинённую роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг её потребностей, интересов, идеалов. Объём или широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством и содержательностью жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об её уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Психология bookap
Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь идёт о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но сам-то интерес этот, эта мысль и страсть так значительны, что с их высоты перед личностью, даже и сосредоточенной на них одних, открываются всё же широкие горизонты.
В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, для её строения и облика существенное значение имеет и их распределение. Жизнь одного человека целиком сосредоточена на чём-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; всё развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному у одних более, у других менее значительному руслу. В других случаях в жизни и строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь личности. Наконец, бывает так, и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, что личность одновременно и многогранна и едина; её потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны, и тем не менее во всём своём содержательном многообразии сосредоточены вокруг единого центра, который и является подлинным средоточием духовной жизни данной личности. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная со всеми основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.
Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности даёт ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встаёт другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одарённости.
Эго Идеал/Идеал Эго | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновленоДва понятия идеального эго и идеального эго могут показаться Фрейду взаимозаменяемыми. Однако их первое появление в «О нарциссизме» (1914c) показало, что они отличаются в той мере, в какой идеальное эго считается получателем любви к себе, которой эго наслаждалось в младенчестве. Различие между реальностью и идеализацией этой реальности, усиленное тем фактом, что с младенчества эта реальность кажется навсегда утраченной. Эго-идеал, с другой стороны, представляет собой динамическое понятие: личность, как писал Фрейд, стремится вновь обрести нарциссическое совершенство своего младенчества в новой форме эго-идеала, которая откладывается как цель, которую нужно достичь в будущем. будущее. Таким образом, идеальное эго можно рассматривать как ностальгический пережиток утраченного нарциссизма, в то время как идеальное эго представляется динамическим образованием, поддерживающим стремление к прогрессу.
Идеальное эго — это модификация инфантильного нарциссизма и сопровождающего его всемогущества. Что отличает его от идеала Эго, так это то, что в случае последнего Эго получает ту самооценку, к которой оно стремится, только подчиняясь предписаниям, вытекающим из того, что Фрейд позже назвал Супер-Эго. С другой стороны, идеальное Эго не полностью эквивалентно Эго, поскольку всемогущество утрачивается при инфантильном нарциссизме. Такое всемогущество лишь частично восстанавливается в мечтах и фантазиях, которые делают человека героем и победителем. Отличие здесь в том, что Эго-идеал, тесно связанный с Супер-Эго, формируется не на основе иллюзорного всемогущества, а по образцу родительского, а точнее по Супер-Эго и его идеалам. Таким образом, идеальное эго представляется способом сократить работу, которую требует идеал эго, предполагая, что его цели или любые другие, которые могут быть еще более высокими, уже достигнуты.
Герман Нунберг определил идеальное Эго как сочетание Эго и Оно. Эта деятельность является результатом всемогущего нарциссизма и проявляется как патология. Даниэль Лагаш (1961) развил последствия этого понятия идеального эго, особенно с точки зрения правонарушений. Идеальное Эго возникает в отличие от Супер-Эго и связано с первичной идентификацией с другим существом, наделенным всемогуществом, как в случае с идентификацией младенца с фаллической матерью. Лагаш подчеркивает, что в подростковом возрасте «идеальное Эго реинвестируется или усиливается, часто за счет новых идентификаций с выдающимися людьми. Подросток заново идентифицирует себя с идеальным Эго и стремится таким образом отделиться от Супер-Эго и Эго. идеал» (Лагаш, стр. 227-228).
Лакан продолжил анализ этого понятия, сделанный Лагашем, в следующих терминах: «В отношении субъекта к другому как к авторитету эго-идеал, повинующийся закону, чтобы угодить, приводит субъекта к неудовольствию самого себя в качестве платы за повиновение заповеди. «Идеальное эго», рискуя не понравиться, торжествует, только вызывая неудовольствие вопреки заповеди» (1966, с. 671). Для Лакана идеальное эго — это нарциссическое образование, связанное со стадией зеркала.
Софи де Мийолла-Меллор
См. также: График желания; Идентификация; Воображаемый; Воображаемая идентификация/символическая идентификация; схемы L и R; Закон отца; Оптическая схема; образ самого себя; Унарный признак.
Фрейд, Зигмунд. (1914с). О нарциссизме: введение. ЮВ, 14 : 67-102.
Лакан, Жак. (1966). Écrits . Париж: Сеуй.
——. (2004). Écrits: Подборка (Брюс Финк, пер.). Нью-Йорк: WW Norton.
Лагаш, Даниэль. (1961). Психологический анализ и структура личности. In Oeuvres IV, 1956-1962 . Париж: Presses Universitaires de France, 1982.
Нунберг, Герман. Принципы психоанализа . New York: International Universities Press, 1955.
Международный словарь психоанализа
Еще из encyclopedia.com
perfect , perfect •beau ideal, perfect, real, surreal •лабиальный • микробный • супружеский •наречный, пословичный •прандиальный • радиальный • медиальный • мондиальный • сердечный, экзорди… Идеализм , Идеализм как онтологическая или эпистемологическая доктрина утверждает, что реальность или то, что может считаться реальностью для людей, определяется разумом. Под… Грандиозностью, манией величия принято понимать психическое поведение, характеризующееся чрезмерным стремлением к власти и славе и иллюзорным чувством всевластия… Идеальный тип , Идеальный тип — методологическая конструкция, разработанная немецким социологом Максом Вебером (1864–1819). 20). Ключом к его формулировке идеальных типов является фокус на… Суперэго. Суперэго является одним из трех факторов, составляющих психический аппарат во второй топографии Фрейда, структурной теории (1923b). Это приводит к тому, что… Универсализм С конца девятнадцатого века дебаты вокруг вопросов, касающихся универсализма и универсализируемости, усилились. Против претензий на ун…
Об этой статье
Обновлено О Содержание encyclopedia.com Распечатать статью
Вам также могут понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Эго Идеал
Эго Функции
Эго Чувства
Границы Эго
Эго Автономия
Эго и механизмы защиты,
Эго и Ид,
Эгнот, Лесли (1963–)
Эгмонт, Маунт
Эгмонт, Джон Персиваль, 1-й граф
Эгмонт
Эгмонд, Макс (Рудольф) фургон
9000 2 Эгмонд (Эгмонт), аббатствоEGmbH
EGM
Эглон
Эглинтон, Уильям (1858-1933)
Эглин, Джон 1962–
Эглин, Энтони
90 002 Эгли, Иоганн ГенрихЭгли, Ида Раэ
Эглевски, Андре
Эглтон, Клайв 1927–2006
Эглтон, Клайв (Фредерик) 1927- (Патрик Блейк, Джон Таррант)
Эглтон, Клайв
Эго Идеал/Идеал Эго
Эго Личность
Эго Интересы
Эго-психология
Эго-психология и проблема адаптации
Эго-состояния
Эго-путешествие
Эго, изменение
Эго, повреждение, нанесенное
9000 2 Эго-ИнстинктыЭго-Либидо/Объект-Либидо
Эго-психология и психозы
Эго-синтонизм
Эго-отключение
Эгоцентризм
Эгоцентризм
Егофф, Шейла А.
9000 2 Эгофф, Шейла А. 1918-2005Эгоизм и альтруизм
эгоистический
эгоистический суицид
эгоистический
программирование без эго
Эгольф, Тристан
Эго lf, Tristan 1971-
Egolf, Tristan 1971–2005
SIM Psychology Society — The Conflict Между вашим реальным и идеальным «я»
Концепция различных «я» обычно приписывается гуманистической перспективе в психологии. Гуманистическая перспектива в психологии имеет дело с нашим сознанием, ценностями, а также нашими абстрактными и неабстрактными убеждениями, ради которых мы живем и умираем. Он считает, что наша личность формируется нашим внутренним опытом, таким как наши мысли, чувства и, что более важно, наше чувство собственного достоинства. Кроме того, в нем подчеркивается, что человеческая природа от природы добра (или, в худшем случае, нейтральна) с позитивным стремлением к самореализации. Карл Роджерс (1902-1987), был одним из основателей гуманистической психологии, который ввел эту концепцию различных самостей.
Роджерс считал, что наша личность конкретно определяется нашей самооценкой, организованной, текучей, концептуальной моделью концепций и ценностей, связанных с собой (Kelland, 2017). Наше восприятие того, кем мы являемся, в значительной степени основано на том, как другие люди описали и оценили нас.
Когда наша самооценка положительна, мы склонны быть в мире с собой и вести счастливую жизнь. Однако, когда наша самооценка негативна, мы склонны быть несчастными и обнаруживаем, что у нас развивается невротическое поведение. Роджерс говорит, что наше «я» имеет два аспекта — реальное «я» и идеальное «я». Настоящее «я» — это то, с чем мы рождаемся, идеальное «я» — это человек, которым мы хотели бы или стремимся быть, исходя из условий, которые люди ставят перед нами. Он называет это условно-позитивным отношением списком условий, которые необходимо выполнить, чтобы считаться успешным. Причина, по которой мы пытаемся угодить этим внешним условиям, заключается в том, что мы считаем, что наша ценность зависит от того, следуем ли мы этим условиям или нет. Роджерс подчеркивал, что для достижения конгруэнтности, то есть для того, чтобы наши мысли о нашем реальном и идеальном «я» были точно согласованы, важно достичь согласованности между этими двумя «я». В случае, когда существует сильная дихотомия между нашим идеальным «я» и нашим реальным «я», мы склонны испытывать состояние несоответствия. Это также означает, что наша я-концепция больше не является точной, а наше реальное «я» затемнено в результате нашего опыта социализации в процессе развития.
Когда у нас неточное представление о себе, мы пытаемся сократить разрыв между нашим реальным и идеальным я, чтобы уменьшить испытываемое несоответствие. Мы оцениваем переживания и принимаем или отвергаем их не с точки зрения того, как они влияют на наше истинное «я», а с точки зрения того, вызывают ли они положительное отношение со стороны других. Такие несоответствующие и несовместимые переживания могут стать угрожающими и повлиять на нашу психологическую адаптацию и эмоциональное здоровье.