Как успокоить человека плачущего: что делать и как себя вести, советы психологов

Как правильно поддержать близкого человека, когда ему плохо

Нередко бывают ситуации, когда нашим близким людям нужна поддержка в сложных ситуациях. Но своей “поддержкой” мы иногда можем даже навредить. Вместе с экспертом разбираемся, как помочь человеку.

– Поддержка близкого – это одна из основных потребностей в межличностных отношениях. Однако поддержка «родом из Советского Союза» может быть не тем, что, поможет человеку, и даже может травмировать его. «Чего раскис», «не грусти», «ой, раньше вот люди… и ничего!» – это совсем не то, что ожидает услышать расстроенный человек, – рассказывает психолог и коуч Юлия Ватутина.

Во-первых, в кабинете психотерапевта всегда есть набор из нескольких предметов – графин с чистой водой и стаканы, и салфетки. На самом деле – это инструменты. Салфетки показывают человеку, что тут готовы к любым эмоциям. Вовремя протянутая пачка салфеток говорит – не бойся выражать чувства, я с тобой. Также для этих целей в кабинете может быть тяжелый плед.

Телесный контакт между психологом и клиентом не всегда уместен, не во всех подходах. Тогда вместо объятия на плачущего человека накидывают плед. Стакан воды, наоборот, помогает успокоить человека и «собрать» его перед уходом. Психологи применяют этот прием либо когда у человека есть запрос, чтобы успокоиться, либо когда времени до конца сессии остается немного, чтобы человек не уходил в «разобранном состоянии». Эти приемы можно применять и в быту со своими близкими.

Во-вторых, для многих людей хорошей поддержкой будет уже то, что их безоценочно выслушают, не перебивая, не обесценивая чувства и не соревнуясь в духе: «Это что, вот у меня была история…»

– Обесценивание – это вообще бич нашего советского воспитания. «Что ты расстраиваешься из-за ерунды!», «Возьми себя в руки», «Не грусти», «А я же говорила!» – это последнее, что надо сказать близкому человеку, который нуждается в помощи и поддержке, – объясняет Юлия. – Лучше сдержать такие слова при себе.

И заменить на нейтральное: «Я вижу, что тебе сейчас больно», «Такая ситуация – это очень не просто!», «Я хочу тебя поддержать, но не знаю как. Что бы я мог сейчас для тебя сделать?»

Иногда бывает, что человек приходит пожаловаться, поплакаться, а в ответ слышит советы. Он злится и думает в этот момент: «Он что, считает, что я глупый? Что я сам до такого не додумался? Что, невозможно просто послушать?» Или приходит человек за советом, а его просто выслушали, похлопали по плечу и сказали напутственное «У тебя все получится!» Это просто недостаток коммуникации, считает психолог. Можно заранее договориться о реакции, на которую рассчитываешь: «Привет, можно я тебе поною?», «Привет, мне нужен твой совет!»

Если у человека истерика и он вот-вот начнет задыхаться, то полезно знать некоторые техники, которые помогут успокоить близкого человека.

Техника дыхания «Квадрат». Для эффективности дыхательное упражнение сопровождается взглядом. Глазами рисуем перед собой квадрат. В первой точке квадрата делаем вдох на 4 счета. Переводим взгляд во вторую точку и на 4 счета задерживаем дыхание. Переводим глаза в третью точку и делаем выдох на 4 счета. В 4 точке снова на 4 счета задерживаем дыхание. Обычно, чтобы успокоиться, необходимо 3-5 циклов.

Другая техника называется «5-4-3-2-1» и позволяет переключиться с мыслей, которые вызывают боль на физические ощущения своего тела. Попросите человека назвать 5 предметов, которые находятся в поле его зрения, например, синего цвета (или круглые). 4 звука, которые человек слышит прямо сейчас. 3 тактильных ощущения – это может быть не только то, что человек трогает руками, но и прикосновение одежды к телу, удобство стула, на котором сидит. 2 запаха, который чувствует прямо сейчас. 1 вкус, который ощущает во рту, даже если ничего не ест и не пьет. Когда человек эмоционально нестабилен, он «улетает» мыслями или в прошлое, или в будущее, это упражнение возвращает его в здесь и сейчас, позволяет вновь ощутить контроль над своей жизнью, мыслями и чувствами.

Позитивное мышление. Наиболее эффективным средством, способным прекратить истерику здесь и сейчас, является метод отвлечения. Для этого нужно побудить страдающего переключиться на позитивные воспоминания или на нечто положительное, происходящее прямо сейчас. Это немного напоминает случай, когда родители, желая успокоить ребёнка, дают ему игрушку или включают мультик. Со взрослым это провернуть сложнее, но принцип работы остается тем же.

Общение. Первую волну истерики иногда можно купировать с помощью предоставления человеку возможности выговориться. Здесь даже необязательно произносить какие-то успокаивающие слова или пытаться давать советы — человек все сделает сам, если начнет говорить. Слушающему достаточно выражать свое понимание с помощью одобрительных жестов, кивков и зрительного контакта.

Как правильно поддержать близкого человека, когда ему плохо

Нередко бывают ситуации, когда нашим близким людям нужна поддержка в сложных ситуациях. Но своей “поддержкой” мы иногда можем даже навредить. Вместе с экспертом разбираемся, как помочь человеку.

– Поддержка близкого – это одна из основных потребностей в межличностных отношениях. Однако поддержка «родом из Советского Союза» может быть не тем, что, поможет человеку, и даже может травмировать его. «Чего раскис», «не грусти», «ой, раньше вот люди… и ничего!» – это совсем не то, что ожидает услышать расстроенный человек, – рассказывает психолог и коуч Юлия Ватутина.

Во-первых, в кабинете психотерапевта всегда есть набор из нескольких предметов – графин с чистой водой и стаканы, и салфетки. На самом деле – это инструменты. Салфетки показывают человеку, что тут готовы к любым эмоциям. Вовремя протянутая пачка салфеток говорит – не бойся выражать чувства, я с тобой. Также для этих целей в кабинете может быть тяжелый плед. Телесный контакт между психологом и клиентом не всегда уместен, не во всех подходах. Тогда вместо объятия на плачущего человека накидывают плед. Стакан воды, наоборот, помогает успокоить человека и «собрать» его перед уходом. Психологи применяют этот прием либо когда у человека есть запрос, чтобы успокоиться, либо когда времени до конца сессии остается немного, чтобы человек не уходил в «разобранном состоянии». Эти приемы можно применять и в быту со своими близкими.

Во-вторых, для многих людей хорошей поддержкой будет уже то, что их безоценочно выслушают, не перебивая, не обесценивая чувства и не соревнуясь в духе: «Это что, вот у меня была история…»

– Обесценивание – это вообще бич нашего советского воспитания. «Что ты расстраиваешься из-за ерунды!», «Возьми себя в руки», «Не грусти», «А я же говорила!» – это последнее, что надо сказать близкому человеку, который нуждается в помощи и поддержке, – объясняет Юлия. – Лучше сдержать такие слова при себе. И заменить на нейтральное: «Я вижу, что тебе сейчас больно», «Такая ситуация – это очень не просто!», «Я хочу тебя поддержать, но не знаю как. Что бы я мог сейчас для тебя сделать?»

Иногда бывает, что человек приходит пожаловаться, поплакаться, а в ответ слышит советы. Он злится и думает в этот момент: «Он что, считает, что я глупый? Что я сам до такого не додумался? Что, невозможно просто послушать?» Или приходит человек за советом, а его просто выслушали, похлопали по плечу и сказали напутственное «У тебя все получится!» Это просто недостаток коммуникации, считает психолог. Можно заранее договориться о реакции, на которую рассчитываешь: «Привет, можно я тебе поною?», «Привет, мне нужен твой совет!»

Если у человека истерика и он вот-вот начнет задыхаться, то полезно знать некоторые техники, которые помогут успокоить близкого человека.

Техника дыхания «Квадрат». Для эффективности дыхательное упражнение сопровождается взглядом. Глазами рисуем перед собой квадрат. В первой точке квадрата делаем вдох на 4 счета. Переводим взгляд во вторую точку и на 4 счета задерживаем дыхание. Переводим глаза в третью точку и делаем выдох на 4 счета. В 4 точке снова на 4 счета задерживаем дыхание. Обычно, чтобы успокоиться, необходимо 3-5 циклов.

Другая техника называется «5-4-3-2-1» и позволяет переключиться с мыслей, которые вызывают боль на физические ощущения своего тела. Попросите человека назвать 5 предметов, которые находятся в поле его зрения, например, синего цвета (или круглые). 4 звука, которые человек слышит прямо сейчас. 3 тактильных ощущения – это может быть не только то, что человек трогает руками, но и прикосновение одежды к телу, удобство стула, на котором сидит. 2 запаха, который чувствует прямо сейчас. 1 вкус, который ощущает во рту, даже если ничего не ест и не пьет. Когда человек эмоционально нестабилен, он «улетает» мыслями или в прошлое, или в будущее, это упражнение возвращает его в здесь и сейчас, позволяет вновь ощутить контроль над своей жизнью, мыслями и чувствами.

Позитивное мышление. Наиболее эффективным средством, способным прекратить истерику здесь и сейчас, является метод отвлечения.

Для этого нужно побудить страдающего переключиться на позитивные воспоминания или на нечто положительное, происходящее прямо сейчас. Это немного напоминает случай, когда родители, желая успокоить ребёнка, дают ему игрушку или включают мультик. Со взрослым это провернуть сложнее, но принцип работы остается тем же.

Общение. Первую волну истерики иногда можно купировать с помощью предоставления человеку возможности выговориться. Здесь даже необязательно произносить какие-то успокаивающие слова или пытаться давать советы — человек все сделает сам, если начнет говорить. Слушающему достаточно выражать свое понимание с помощью одобрительных жестов, кивков и зрительного контакта.

«Как успокоить крайне подавленного, плачущего и обезумевшего человека?»

Этот подкаст представляет собой отрывок из учебных занятий в режиме реального времени с вопросами и ответами, которые являются частью нашего онлайн-курса домашнего обучения «Как быстро снять депрессию», на котором практикующие терапевты со всего мира изучают структурированный подход к лечению депрессии.

Вот вопрос, который мне задал практикующий из США….

«В случае очень обезумевшего человека, который находится в крайней депрессии и может плакать и взволнован, нашли ли вы предпочтительные методы вывода их из этого состояния в соответствии со сценарием кризисного вмешательства?»

Прослушайте ответ, нажав кнопку воспроизведения ниже:

В этом подкасте я расскажу:

  • Способы использования языка тела для бессознательного общения кто-то в очень взволнованном состоянии
  • Как затем «привести» их в более спокойное эмоциональное состояние
  • Пример из работы Милтона Эриксона
  • Какие «слова» использовать (и избегать!) при разговоре с очень эмоциональным человеком.

Прочитайте расшифровку ниже:

Верно, и еще один вопрос от Эрика из Миннесоты. Я просто прочитаю вопрос.

«В случае очень обезумевшего человека, который находится в крайней депрессии и может плакать и взволнован, нашли ли вы предпочтительные методы вывода их из этого состояния в соответствии со сценарием кризисного вмешательства? Думаю, я знаю, что в такой ситуации идеальных слов или фраз не бывает, но некоторые подходы или передовой опыт были бы оценены. Когда кто-то находится в такой депрессии, он не всегда восприимчив к помощи или открыт для предложений, чтобы чувствовать себя лучше. Спасибо.»

Отличный вопрос. По моему опыту, человек, находящийся в такого рода кризисе, состоянии эмоционального кризиса, если хотите, не является человеком, который по собственной воле пришел на терапию. Вы знаете, либо их привел кто-то другой, либо в каком-то другом качестве, может быть, социальный работник, который пришел к ним домой, чтобы помочь им. Они не обязательно из тех, кто может помочь себе, если они настолько… эмоциональны в то время, когда они на самом деле их видят.

Думаю, дело в частичном взаимопонимании. Если вы думаете о том, чтобы построить… успокоить кого-то. Если вы думаете о том, чтобы управлять чьим-то эмоциональным состоянием, что вы делаете, когда успокаиваете кого-то. Вы управляете их эмоциональным состоянием. Если вы рассмешите кого-то, вы возглавите их эмоциональное состояние. Если вы делаете кого-то более подавленным, вы управляете его эмоциональным состоянием.

Если мы подумаем, что ж, по сути, это то, что нам нужно сделать, чтобы помочь кому-то, так сказать, почувствовать себя лучше в данный момент. Мы не вылечиваем их депрессию одним махом, но мы помогаем им чувствовать себя лучше в данный момент. Первое, что нам нужно сделать, я думаю, это присоединиться к ним. Думаю, здесь применимы базовые принципы построения взаимопонимания.

Если кто-то очень встревожен или зол, а мы входим внутрь и очень спокойны и расслаблены и так далее, то, по сути, мы говорим: «Я совершенно не похож на вас. Я совершенно другой для вас. Я совершенно расслаблен, а ты совершенно зол». Вы знаете, каково это, когда вы очень, очень злы, и кто-то говорит вам успокоиться, понимаете, и это еще больше злит вас? Потому что они немного становятся другим видом на тот момент времени.

Если мы сможем начать с себя не слишком расслабленно, немного напряжённо в нашем голосе, вы знаете, наш голос соответствует их ритму, количество слов, которые мы произносим в минуту, соответствует их, не выглядим слишком расслабленными сами. Другими словами, мы собираемся сказать, что мы такие же экстремалы, как и они. Тогда мы подсознательно с большей вероятностью сможем соединиться с ними, чтобы постепенно начать управлять их опытом.

Это может быть подсознательно, почти неосознанно. Мы не заходим и не говорим кому-то «Успокойся», но если мы используем, мы взвешиваем наш язык, используя более успокаивающие слова в разговоре, что, возможно, необходимо сделать с этим человеком. Затем мы отправляем сообщение той их части, которая не будет так сильно сопротивляться, чтобы все успокоилось.

Знаменитым примером этого является разговор Милтона Эриксона с человеком, который крайне не приемлет какую-либо терапию и страдает от сильной боли из-за рака. Этот человек любил садоводство, и Эриксон говорил с ним о садоводстве и говорил о помидорах. Как оказалось, любимым растением этого человека были помидоры, и Эриксон говорил с ним о комфорте, который помидоры могут чувствовать, когда они отдыхают в почве. Вы знаете, и этот человек был сосредоточен, потому что Эриксон говорил странным образом, но также он говорил о чем-то, что его интересовало.

Кроме того, подсознательная часть сообщения была о том, как успокоиться, расслабиться, отдохнуть, почувствовать себя лучше и так далее. Конечно, та часть человека, которая могла на это реагировать, тоже это чувствовала, но это не была его сознательная часть.

Таким образом, возможность общаться с человеком в каком-то сознательном уме, а также в его сознательном уме, является огромным благом для любого терапевта, и это не обязательно вопрос о том, чтобы попросить кого-то закрыть глаза и погрузиться в гипноз или что-то в этом роде. что. Это можно сделать в разговоре, а также без того, чтобы терапевт даже не осознавал, что он это делает. Если они оба опытны в этом, они склонны делать это сами бессознательно. Я помню, как работал с молодым парнем лет семнадцати или восемнадцати. Его мать привела его на терапию, и он был очень… У него были проблемы с психологией, но в этом он был очень симпатичным человеком.

Его мать говорила, что он невероятно злился и расстраивался каждый раз, когда кто-то упоминал его отца. Его отец пару лет назад сказал ему, что никогда больше не хочет его видеть, просто прямо сказал молодому парню, когда ему было около пятнадцати, четырнадцати, пятнадцати: «Я не хочу, чтобы ты был в моей жизни больше. Я не хочу больше никогда тебя видеть. Я не хочу иметь с тобой ничего общего». Он сказал это в присутствии матери. Ничто из того, что сделал сын, не подтолкнуло к этому, не то чтобы это, возможно, должно было произойти в любом случае, что бы он ни сделал, но он не сделал ничего, что подтолкнуло бы к этому.

Каждый раз, когда упоминался отец, мальчик впадал в эмоциональный кризис. Он начал делать это, когда его мать рассказала мне, в чем проблема. Там сидел мальчик, там сидел молодой человек и там сидела его мать. У него началась гипервентиляция, он начал плакать, причитать и тому подобное.

Первым делом я ускорил свой язык. Поскольку его сердцебиение учащалось, я хотел, чтобы что-то во мне соответствовало скорости, с которой он переживал свою реальность в настоящий момент. Я ускорил свою речь, чтобы соответствовать его опыту, а затем очень постепенно начал ее замедлять. Хорошо? Минимально, так что мы совпадали с какой-то частью нашей реальности, затем я начал вести через некоторое время и обнаружил, что его дыхание повторяется, и поэтому он дышит немного медленнее.

Затем я заставил его сфокусироваться на чем-то снаружи на стене в моей комнате, так что он буквально фокусируется вне себя. Это что-то еще, что я мог бы сделать, я мог бы просто сказать: «Просто посмотри туда. Просто сосредоточься на этом. Хорошо? Теперь я знаю, что это очень сложно». И так далее, и так далее. Затем я пытался дышать в такт с ним, и я начинал замедлять свое дыхание, и я соответствовал его дыханию, как бы замедляясь.

Я также использовал мыслительные слова. Хорошо? Было обнаружено, что типы слов, которые вы используете, неудивительно, что они воздействуют на разные части мозга. Если вы используете очень эмоциональные слова, эмоциональные участки мозга человека активизируются сильнее. Если вы спрашиваете кого-то, как он себя чувствует, или если вы спрашиваете кого-то о страдании, которое он испытывает, или о том, счастлив он или опечален, вы на самом деле не просто обращаетесь к его эмоциональному мозгу, но в некотором смысле поощряете его. Активация, так сказать.

Если вы начнете использовать мыслительные слова, когда кто-то очень эмоционален, то вы можете начать ослаблять эмоциональный эффект. Спросить, что он думает по этому поводу, и если бы он увидел ситуацию со стороны, как бы он ее проанализировал? Вы знаете, используя такие слова, как анализировать, взвешивать, думать. Хорошо? Что мы думаем об этом или думаем об этом, когда смотрим на это со стороны и так далее и тому подобное.

Очень, очень быстро он успокоился. Его мать сказала, что раньше такого не было. У него никогда не было такого чувства, и оно не могло так уйти. Для него это был мощный опыт. Выстраивание взаимопонимания с кем-то, обучение бессознательному общению, чтобы вы могли установить с ним связь, а затем начать вести его на эмоциональном уровне — это очень мощная вещь.

О Марке Тиррелле

Психология — моя страсть. Я работаю тренером-психотерапевтом с 1998 года, специализируясь на кратких подходах, ориентированных на решение. Теперь я обучаю практиков по всему миру через наши онлайн-курсы.

Вы можете получить мою книгу БЕСПЛАТНО, если подпишитесь на информационный бюллетень о моих методах терапии. Нажмите здесь, чтобы подписаться бесплатно прямо сейчас.

Вы также можете найти мои статьи на YouTube, найти меня в Instagram, Amazon, Twitter и Facebook.

Впервые опубликовано:

Подробнее Методы терапии депрессии »

Найдите другие методы терапии:

Техники успокоения плачущего ребенка

Как успокоить плачущего ребенка

Сначала проверьте физические потребности: 900 03

  • Ребенок голоден? или пить?
  • Нужно ли ему/ей срыгивать?
  • Слишком жарко или холодно?
  • Их подгузник грязный?

Убедившись, что они подходят для всего вышеперечисленного, проверьте наличие признаков болезни или лихорадки. Если вы считаете, что ребенок может быть болен, немедленно обратитесь за медицинской помощью. Если у вас нет основного лечащего врача или он недоступен, позвоните на нашу линию ParentSmart Healthline, чтобы поговорить с зарегистрированными детскими медсестрами круглосуточно и без выходных. Они доступны по телефону 720-777-0123.

Команда Fussy Baby также может поговорить по телефону через нашу «горячую линию», чтобы выслушать и предоставить поддержку и ресурсы. Позвоните в сеть Fussy Baby Network по телефону 1-877-627-9227 (877-6-CRYCARE).

Если ваш ребенок здоров

Если ваш ребенок не испытывает никаких физических потребностей, попробуйте один из следующих советов, чтобы успокоить плачущего ребенка:

  1. Укачивайте ребенка, держите его рядом или гуляйте с ним.
  2. Встаньте, прижмите ребенка к себе и несколько раз согните колени.
  3. Пойте или разговаривайте с малышом успокаивающим голосом.
  4. Аккуратно потрите или погладьте спинку, грудь или животик ребенка.
  5. Предложите соску или попробуйте отвлечь ребенка погремушкой или игрушкой.
  6. Запеленайте ребенка мягким одеялом.
  7. Покатайте малыша в коляске или в автокресле в машине.
  8. Включите музыку или звук, например шум пылесоса или сушилки для белья.

Попробуйте каждое из перечисленных выше действий в течение нескольких минут, прежде чем пробовать что-то другое, или попробуйте несколько вместе.

Если ничего не помогает, можно оставить ребенка в безопасном месте, например, в кроватке или детском кресле, и успокоиться. Покинуть комнату. Закрой дверь. Сделайте несколько глубоких вдохов. Позвоните другу или члену семьи.

Плач может быть неприятным

Уход за ребенком — тяжелая работа, и этот маленький ребенок может плакать больше, чем вы ожидали. Вы всегда должны реагировать, когда ваш ребенок плачет. Но иногда, независимо от того, что вы пытаетесь сделать, вы не можете остановить плач. Если вы чувствуете себя подавленным, а ваш ребенок не перестает плакать, помните:

  • Все дети плачут — так они общаются, и ваш ребенок может много плакать.
  • Младенцы начинают чаще плакать примерно в возрасте 2 недель.
  • Плач усиливается и достигает пика на втором месяце жизни, но может усиливаться, пока ребенку не исполнится 4–5 месяцев.
  • Младенцы часто больше плачут по вечерам.
  • Плач может длиться 30-40 минут и даже дольше. Младенцы могут плакать до 4-5 часов в день, даже здоровые нормальные дети.
  • Младенцы часто сильно плачут, когда им не больно, даже если они выглядят так, будто им больно.
  • Иногда вашему ребенку может понадобиться поплакать, чтобы снять стресс, и можно позволить ему или ей поплакать.
  • Плач может приходить и уходить, и вы не будете знать, почему.
  • Плач может не прекращаться в течение длительного периода времени, как бы вы ни старались.
  • В конце концов плач прекратится.

Для ребенка нормально плакать и нормально чувствовать разочарование, когда он или она не может остановиться. Иногда в этот момент вы можете чувствовать, что теряете контроль. В этот момент не трясите ребенка. Как родитель или опекун, вы человек. У вас ограниченная энергия, терпение и терпимость. Это нормально чувствовать себя подавленным, беспомощным и даже злым из-за постоянных требований ребенка. Неважно, насколько плохо вам становится или насколько усталым и разочарованным вы себя чувствуете, тряска ребенка, грубое опускание или бросание ребенка никогда не помогут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *