Идеалы и нравственные ценности – —

Содержание

33. Идеалы и нравственные ценности.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральную практику (выражающуюся в поведении), моральные отношения, моральное сознание.

Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы и ценности — все это элементы морального сознания. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью;

альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой

социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают  ценности — это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

studfiles.net

Статья на тему: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Эссе на тему:

«Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества».

  На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием.  Я считаю, своевременно был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому, когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения, в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря

нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно — нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно — нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.

Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом

развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.

nsportal.ru

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Задание 8.

Выбрать что означают цвета российского флага.

11 декабря 1993 года президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”.

В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси.

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.

  • Белый цвет – цвет чистоты, надежды.
  • Красный – цвет крови, жизни.
  • Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Где можно увидеть государственный флаг России?

(ответы учеников)

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях  дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Звучит фонограмма гимна.

Как называется это музыкальное произведение? Какое оно?  Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его?

(ответы учеников)

Слово “гимн” греческого происхождения, оно означает “торжественная, хвалебная песня”. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.  Его  слушают и исполняют стоя

Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем.

У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

urok.1sept.ru

73. Нравственные ценности, нравственный идеал в различных культурах

Компоненты морал сознания

  1. морал нормы(не убей, не укради, будь честен…)

  2. морал ценности (добро и зло, нравственный идеал)

  3. морал чувства

Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве. Морал истина – соответствие морали глубинным интересам о-ва. Нравств.идеал, добро и зло, нравств. совершенствование — моральные ценности. Нр.идеал-фундамент. ценность(нр.совершенство) м.б.истинным, м.б.ложным

Нр.идеал берется из общественного бытия(в разн.культурах он разный)

Добро в узком смысле — обобществлен. позитив оценка морал св-в личности.

Морал зло – обобществлен.негатив оценка.

Морал.Зло в широком смысле: — морал зло, — природное зло, -социальное зло.

Зло вообще, все то, что оказывает разруш.воздействие на Ч. В его прир.и соц.смыслах. Зло противостоит добру.Духовность – сознательная обращенность индивида к высшим нравсвен ценностям и к нравствен.идеалу, сознат стремление усовершенствовать себя.

Духовность: ложная и истинная.

Мораль=нравственность.

74. Мораль, справедливость,право.Насилие и ненасилие.

Мораль, справедливость и право.

  1. мораль не имеет четко ограниченной сферы применения в обществе

  2. предметом моральной регуляции служат высшие человеч ценности

  3. мораль выступает особым типом социал регуляции. Но она выявляет сущность наших отношений

Право – писаная институционализированная регуляция нашей жизни; право – закрепл законодательно воля господствующего класса

Мораль влияет на причины наших поступков, м. предотвратить; право влияет на последствие наших поступков; предупреждает о последствиях, учитывает, умышленное или не умышленное было преступление.

Мораль поддерживается всеми членами общества, воля всех членов об-ва.

Справедливость регулирует распределение (перераспределение) , в том числе взаимное социал ценностей. Регулирует распределение и обмен.

Все, что происходит в процессе обмена, регулирует справедливость. Справедливость осущ-ся как писанным, так и неписаным путем.

Насилие и ненасилие

Позиции

  1. апология насилия (насилие – вершина)-справедливое, вечное, необходимое — Ницше

  2. насилие это плохо (абстрактный гуманизм)насилию – нет — Л.Толстой

  3. насилие неискоренимо в классовом обществе. –Марксистская позиция

Задача Марксизма – мин уровень насилия в классовом обществе, но это только возможно в бесклассовом обществе.

75. Религиозные ценности и свобода совести

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль — как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности — это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие — такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить — значит заставить поклоняться лже-богам. «Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его — кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами — значит наполнять их не верой, а ужасом» (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.

В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много», но «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого». В «Послании к Колоссянам» он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему «липнет» наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.

Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания.

Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.

Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.

76. Эстетические ценности. (+Мораль в системе духовной культуры)

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

    1. регулятивная

    2. воспитательная

    3. познавательная

    4. оценочно-императивная

    5. ориентирующая

    6. мотивационная

    7. коммуникативная

    8. прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

    • первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

    • второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

    • третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

Ценности и ценностные ориентации.Культура-это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отр.значнние для человека и человечества. Реальные факты, чобытия, св-ва не только воспринимаются, познаются нами, но и оценив-ся, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозм.удовольствия и неудов-я как раз и составляют то, что назыв.вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, деликатное, нежное, изящное…Та или иная вещь обладает опред.ценностью благодаря не только своим объективным св-м, но и нашему отнош.к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.Ценность-это бубъективно-объектная реальность.”Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным-то, что ему только нравится, хорошим-то, что он ценит, одобряет,т.е. то в чем он усматривает объективную ценность”. Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, миеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность.Ценности бывают не только материальные, но и дух.:произвед.искусства, достижения науки, философии, нормы нравств…Понят.ценности выражает обществ.сущность бытия материальной и духовной культуры.Если что-то матер-е или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия обществ.жизни личности, выполняет опред.ф-ю в его взаимоотнош.с природой и сощ.действит-ю.Люди постоянно оценивают все, с чем они миеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов.Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.И этоа оценка может быть объективной,правильной,прогрессивной или ложной, реакционной.В Ч-ком мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему нах-ся в неразрывном единстве.Т.о,понятие ценности неотделимо от понятия культуры.

Вопрос № 77 Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторической» процесса.

Сущность истории человечества, ее закономерности. Марксизм: История человечества предстает как объективный, поступательный процесс реализации развития творческих (материально-практических и духовных) возможностей человека, его родовой и индивидуальной сущности. Исходная точка – сами индивиды, их собственно человеческая природа, возникающая вместе с началом исторического процесса и являющая «априорной» по отношению ко всему следующему развитию общества. Производство индивидов – это производство их родовой и индивидуальной сущности, которая выражается в сущностных силах: способностях и потребностях, труде и мысли и т.д. Исторический процесс представляет собой развертывание, углубление прежде всего родовой сущности человека, а не её интеграции. Рост многообразия сущностных сил, суть возникновение новых и аккумуляция (обогащение) наиболее общих (вечных) сущностных сил, а уровень роста есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые ассимилирует, преобразует и использует человеческий род. Как постоянная предпосылка истории, её субстанциальная основа, он есть также её постоянный продукт и результат. Чем сложнее присвоенные им в процессе труда силы природы, тем сложнее родовая и индивидуальная человеческая сущность и, соответственно, выше уровень развития общества. Всеобщим основанием направленности исторического процесса является закономерная направленность развития материи от низших ступеней к высшим, от простого к сложному. Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления Цель истории – создание всесторонне развитого человека. Одно из крупных открытий К. Маркса — единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти известных общественно-экономических формаций. Теория закономерной смены формаций убедительно обоснована им политэкономической теорией товарного производства История человечества таким образом, представляет собой процесс развития человеческой сущности от простейшей формы конкретно-всеобщего, в которой преобладает абстрактно-всеобщее (примитивная универсальность) к конкретно-всеобщему, в котором на первый план выходит частное (комбинированная универсальность) и, далее, к подлинной универсальности (всеобщему, опосредованному всем богатством содержания собственно единичного), т.е. к существенному совпадению родового индивидуального, тождеству индивида и рода, лежащего в основе человеческой сущности. Всеобщий исторический закон есть закон необходимой смены ОЭФ. 5 закономерностей:

1. открытое Марксом умножение, возвышение сущностных сил человека.

2. опережающие развитие способностей — основной источник общественного богатства.

3. Противоречивый и скачкообразный рост свободы развития сущностных сил человека в ходе исторического процесса, в превращении несвободного способа их развития в свободный. Эти способы различаются по трем основным признакам: 1) характеру связей способностей и потребностей — непосредственному и опосредованному, 2) воспроизведению человека во всей его полноте или ограниченному рамками той или иной формы эксплуатации, 3) возможности развития всех и каждого или меньшинства индивидов за счет большинства

4. Аккумулятивный хар-ер. История общества — это процесс обогащения, усложнения сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием.

5. Возрастание от формации к формации степени индивидуализации сущностных сил человека.

Закономерности развития сущностных сил человека раскрывают внутренний механизм общественного развития, который выражается в соотношении производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки. Существование общих закономерностей развития сущности человека и истории есть следствие ее единства. Последнее выражается прежде всего в трех взаимосвязанных сущностных моментах: труде, собственности, мышлении, при примате первого. Главным, высшим критерием социального прогресса является уровень развития производительных сил. Высший критерий имеет две стороны: количественную и качественную, С количественной стороны уровень развития производительных сил характеризуется уровнем производительности труда, с качественной — коренным усложнением производительных сил, т.е. техники и самого человека, что требует, в свою очередь, определения критериев усложнения этих двух элементов как таковых. Ступени развития общества — это ступени развития способностей и потребностей индивидов

Единство и многообразие исторического процесса. Общество с момента своего возникновения обладает глубоким социальным единством определяющими факторами которого являются: 1) единство человеческой природы; 2) единство собственно социальных законов; 3) единство ступеней развития. Единство человеческой природы, т.е. социальной сущности человека, является определяющим фактором единой человеческой истории. Единство человеческой истории выражается, далее, в единстве ее законов (в первую очередь собственно социальных) и ступеней — общественно-экономических формаций, являющихся социальной формой развития человеческой сущности. Единство всемирного исторического процесса формируется по мере преодоления изоляции народов, государств, развития связей между ними Единство исторического процесса не исключает, а предполагает свою противоположность — многообразие, которое есть прежде всего многообразие индивидов. Источник многообразия исторического процесса заключен в развитии родовой и индивидуальной сущности. Различают синхроническое (одновременное) и диахроническое (историческое) многообразие индивидов, групп, сообществ, цивилизаций, формаций. При этом первый тип многообразия является результатом второго, который в свою очередь опирается на существующее в данный момент разнообразие индивидов и их общностей.

studfiles.net

1. Моральные ценности и нравственные идеалы. Высшие моральные ценности и основные категории этики

Похожие главы из других работ:

Высшие моральные ценности. Общая характеристика

1. Высшие моральные ценности

Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например…

Мораль и нравственность

Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания

Моральный идеал — идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего»…

Моральная ценность семьи

1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные. Семья — важнейшая школа нравов…

Нравственность как основа этики управления

2. Моральные устои

В современных условиях новая тенденция в утверждении коллективных форм организации и стимулирования труда. С одной стороны, научно-технический прогресс и экономические методы управления создают необходимые условия труда и стимулирования…

Нравственность как основа этики управления

2.1 Нравственные ценности коллектива

Как отмечалось ранее, понятие трудового коллектива сводится не только к таким признакам, как соединение людей на основе каких-либо задач, совместность действий, взаимопомощь и взаимопонимание, постоянство контактов…

Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека

1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Ценности…

Переводческая этика

Моральные принципы переводчика

Мнение российских практиков по поводу того, что аморально, а что нет, несколько расходятся, и повинна в этом, прежде всего, долгая пора хаоса в этой области, о причинах которого писалось выше. Тем не менее…

Рыцарская этика

2.2 Ценности и идеалы средневекового рыцарства

Структура морального сознания

Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания

Моральный идеал — идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего»…

Ценности и идеалы профессиональной социальной работы

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ценности и идеалы профессиональной социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность…

Ценности и идеалы профессиональной социальной работы

2.1. Моральные качества

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике…

Этика делового общения

Вопрос № 2. Моральные ценности личности, группы, общества.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ личности группы общества доброта совесть справедливость честь достоинство взаимовыручка репутация гуманизм Вопрос 3. Этические проблемы в профессиональной деятельности. Мои предполагаемые решения…

Этикет переводчика

Моральные принципы переводчика

Моральные принципы переводчика, т. е. определение того, что можно и чего о нельзя переводчику, — задача не такая уж простая. Но если обобщить всё вышесказанное, то можно выделить такие тезисы: 1. Переводчик есть ТРАНСЛЯТОР…

Этические принципы формирования авторитета менеджера

Нравственные ценности рынка

По сути, сам процесс рыноч-ной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме все-го прочего — непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный…

etic.bobrodobro.ru

73. Нравственные ценности. Нравственный идеал в различных культурах.

Ценность – некое отношение, существенное только в обществе (материальные, культурные, семейные и т.д.)

Нравственные ценности – наиболее важные для нас ценности, те ценности, которыми мы не можем уступить.

В своей совокупности нравственные ценности образуют идеал совершенного человека, который далеко не одинаков в разных культурах и в разные эпохи.

В философии первые опыты конструирования идеала совершенного человека относятся к античным временам («благородный муж» у Конфуция, правитель-философ в платоновском «Государстве», «просветленный» учитель жизни у буддистов, и т.д.). В современной философии самый яркий образ совершенного человека — Сверхчеловека — создал Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра».

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственный идеал-представление о нравственном совершенстве.

Критерии:

  1. нравственный идеал может быть либо истинным, либо ложным. Истинным в морали является то, что соответствует глубинным и фундаментальным интересам общества.

  2. Нравственный идеал может быть простым или сложным

  3. Нравственный идеал бывает персонифицированным и неперсонифицированным.

  4. Нравственный идеал бывает осознаваемым, либо несознаваемым.

Многие нравственные идеалы это обобщения и абсолютизации тех или иных потребностей человека (образ коммунизма)

Нравственный идеал может выступать как требование, выполнение которого открывает перед ним перспективы.

Нравственный идеал может восприниматься как результат интуитивного прозрения

Он может пониматься как голос совести.

74. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.

Мораль – единственный предмет этики.

Мораль – особый (неформальный и сущностный) тип социальной регуляции, который не имеет четко очерченной сферы своего общественного применения, и в котором выражены высшие человеческие ценности. Стороны сущности морали:

  1. Мораль выступает как некое общественное отношение. Моральные отношения – сторона общественных отношений.

  2. В морали выражены высшие человеческие ценности.

  3. Мораль является особым типом социальной регуляции.

Все типы социальной регуляции делятся на: формальную и институализированную регуляцию (право), неформальную и не институализированную регуляцию (бытовые привычки). Право – формализованная и институализированная воля господствующего класса. Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей к друг другу, классам, обществу, государству. Мораль отличается от права тем, что исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Право, мораль и обычай существовали слитно в первобытном обществе. До существования классов не существовало права. Только в цивилизованном обществе право, мораль, обычай и традиции стали отделяться.

Мораль отличается от обычаев и традиции:

  1. В обычаях и традициях должное и сущее тождественны друг другу. А в морали между ними противоречие.

  2. Обычай и традиция регулирует внешнюю мораль – глубинную, сущностную сторону.

Мораль делает акцент на том, что еще не сделано, а право делает акцент на том, что сделано.

Справедливость — правовая и нравственная категория – мера равенства и воздаяния.

2 формы:

  1. Воздающая. В ситуации воздаяния по заслугам (неравенство). Неравенство носит конструктивный характер, а другое – деструктивный.

  2. Выравнивающая. В ситуации прав и обязанностей в ситуации обмена (равенство справедливо).

Угроза для справедливости: сырьевая экономика, эксплуатация труда. Свобода и справедливость прямо пропорциональны друг другу.

Насилие — принуждение (экономическое, политическое, духовоное), наносящее ущерб

Классификация насилия по Эриху Фромму:

Пока есть классовая борьба насилие неискоренимо.

Марксизм: минимализация насилия-направление в ту сторону, чтобы сумма насилия была меньше

Некоторые проблемы (бандитизм, терроризм) решаются только силовым путем.

studfiles.net

Моральные идеалы и ценности: их сущность и специфика.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

 

Моральный идеал – это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Моральная ценность — не самое сложное для понимания явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы моральным смыслом, видеть в них действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что область морали целиком исчерпывается сферой действия социальных законов.

Однако откуда могло возникнуть представление о том, что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося «самоочевидным». Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.

Очевиден весьма определенный подход к человеку в условиях частнособственнических интересов, свойственных эпохе современного капитализма. Поскольку индивид достигает своих частных целей лишь путем служения «общественному интересу» фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а «беззаветный служитель общему делу». Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.

Отсюда, ценности — это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Предметом исследования, на котором основаны излагаемые выводы, стали следующие категории морального сознания:

1. Аксиология (теория моральных ценностей) — занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания.

2. Моральные принципы или максимы в определенной степени могут нести в себе ценностную модальность, но часто раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований. Классический пример — Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм. Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они, тем не менее, определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего изучения нравственного сознания предполагает исследование нравственно-отрицательных проявлений личности не в меньшей степени, чем положительных.

4. Моральный конфликт и выбор.

 

Нравственная философия Древнего Востока: этика служения Конфуция, идеал недеяния Лао-цзы, буддистская этика самосовершенствования.

 

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э.

Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

— культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

— настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;

— подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

— преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;

— нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;

— усложненная система ритуалов и церемоний.

Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

Основоположник конфуцианства Конфуций (551-479 до н.э.) Основной источник этики конфуцианства — книга «Беседы и суждения» (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях — «человеколюбие», «золотой середине» и «взаимности». Все вместе они определяют «правильный путь», следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность (шу) получила название «золотого правила» нравственности. Конфуций определил ее так: «Не делай другим того, чего не желаешь ce6e». Человеколюбие (Жень) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. «Золотая середина» (чжун юн) — удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно со6ственным положительным примером.

Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути — дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип «деятельного недеяния»: «ничего не делая — и всего достигает», безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.

Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване — высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины»: 1) жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2) источник страдания — желания; 3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний; 4) средство избавления от желаний — прохождение «восмиричного пути спасении». Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец — архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах — бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *