Тренинг по психологии как провести – Как правильно проводить тренинги, инструкция

Содержание

Как правильно проводить тренинги, инструкция

Тренинг — это одна из форм группового обучения и передачи информации. Обучающий курс объединяет теорию и практическую отработку навыков. Чтобы создать эффективный тренинг, нужно придерживаться определенных правил. Иначе занятие не даст результата. В этой статье рассмотрим, как правильно провести тренинг и что стоит учесть при его создании.

Критерии успешного мероприятия

Разработку тренинга следует начинать с выбора тематики в той или иной отрасли. Это может быть сфера продвижения товаров, этики деловых отношений или укрепления здоровья по авторской методике. Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными и иметь крепкую семью. Поэтому темы развития бизнеса, оздоровления организма, личностного роста, развития управленческих умений, деловых и семейных отношений всегда актуальны.

Для каждой тематики характерно наличие ряда направлений. Например, в личностном росте: как правильно начать дело, продумать путь к успеху, выбрать бизнес-партнеров и так далее. Главное — разработать программу учебных занятий, которая может периодически меняться. В бизнесе трудно удержаться, если повторять один и тот же тренинг.

На успех тренинга также влияют следующие факторы:

  • новизна и оригинальность информации;
  • соответствие программы тематике мероприятия;
  • личный опыт тренера;
  • интересная подача материала.

Учебные занятия должны не только нести новую информацию, но и быть интересными. Замечательно, когда тренер показывает аудитории, как выполняется упражнение. Создатель тренингов — в первую очередь тот, кто отлично выступает на публике и умеет организовать дискуссии между участниками. И только потом это харизматичная и остроумная личность с чувством юмора.

Совет. Как провести тренинг новичку:

Опытный тренер может организовать новый тренинг на основе старой программы. А начинающему специалисту лучше создать оригинальный план мероприятия. Для этого нужно обозначить цель и задачи учебного занятия, и выстроить на их основе теоретическую и практическую части. Программа тренинга должна полностью соответствовать тематике.

Этапы проведения занятия

В отличие от лекций и семинаров тренинги позволяют не только запомнить информацию, но и получить навыки. На занятиях много времени уделяется практическим действиям — дискуссиям, ролевым играм, упражнениям. Но особое место на тренингах отводится учебной структуре, которая включает следующие этапы:

Введение в тренинг

  • подготовку — прояснение результатов обучения и их оценка;
  • знакомство — начало работы учебной группы, выявление целей сотрудников организации и уровень их соответствия целям заказчика;
  • активизацию — введение участников в тему, ознакомление с содержанием учебного занятия;
  • проблематизацию — проведение ролевой игры, выявление истинных навыков работников компании;
  • обучение — работа по схеме «информация — обработка — действие»;
  • закрепление — предложение закрепляющих упражнений для осознания опыта;
  • обратную связь — предоставление результатов заказчику.

Важно соблюдать последовательность этапов. Это нужно, чтобы поддержать оптимальный уровень мотивации участников.

Как проводить тренинги по психологии

Чтобы правильно провести психологический тренинг, необходимо составить портрет участников. Следует учесть, что интересно ученикам, и какого эффекта они ждут от обучения. При проработке программы тренинга нужно ставить себя на место слушателя. Игры, упражнения и методы должны быть понятны всем.

Аренда залов для тренингов в СПБ

Все залы

Когда программа составлена, выбирается место проведения занятия. Если в помещении будет слишком душно и тесно или, наоборот, слишком много места, участники мероприятия не смогут сосредоточиться и настроиться на работу. Лучше всего тренинги проводить в просторных залах, где без проблем можно установить музыкальный проигрыватель, экран и другую аппаратуру. Это достаточно важные элементы интерьера залов для тренинга.

Тренер вырабатывает в группе доверительные отношения между участниками. Они должны обращаться друг к другу на «ты». Это уберет все личностные барьеры. В противном случае ученики будут стесняться друг друга и побоятся высказывать свое мнение.

После каждого задания участникам нужно делиться тем, какая задача для них оказалась проста, а какая вызвала затруднения. На тренинге должны даваться и стрессовые ситуации. Так человек переживет негативные эмоции и поймет: как действовать, если подобная ситуация возникнет в реальной жизни.

Как проводить тренинги по продажам

Тренинги по технике продаж чаще всего разрабатываются для продающих сотрудников. Но существуют программы и для руководителей. Грамотно управляет работой менеджеров тот начальник отдела сбыта, который четко понимает систему продаж.

Увеличение продаж

Тренинги эффективных продаж учат:

  • установке контакта с клиентом;
  • грамотной презентации товара;
  • ведению переговоров о стоимости продукта;
  • выходу из конфликтных ситуаций и т. д.

Чтобы узнать, как проводить тренинги по продажам, не нужно читать «волшебные» книги. Достаточно присмотреться к реальному опыту реальных людей. Хороший тренинг продаж — это в первую очередь исследование. Тренер должен изучать отчеты, просматривать видеозаписи, прослушивать записи разговоров или даже воочию наблюдать за работой учеников.

Далее на основе наблюдений составляется основной сценарий, определяются принципы тренинга. Затем прописывается пошаговый алгоритм действий продавца, подбираются примеры из исследования. В результате у преподавателя есть этапы продаж, взятые не из книг, а из реальной жизни. Уже это позволяет провести учебное занятие даже слабому тренеру.

Насколько эффективно обучение?

Результативность тренинга зависит от правильности планирования, выбора целей и задач мероприятия. При проработке программы учитываются все уровни рабочего коллектива, которые станут участниками процесса. Как показывает практика, эффективность учебного занятия на 80% зависит от преподавателя. Ведь именно он подбирает подходящую форму обучения и мотивирует учеников на успех.

Тренер знает, как проводить тренинги с персоналом. Он понимает, насколько важно создать мотивацию и направить сотрудников фирмы на результат прохождения обучения. Если участники отнесутся к занятию как к празднику или как к наказанию, значит желаемый эффект не будет получен. Окончательная цель курса останется недостигнутой.

Задача тренинга — научить работников эффективно действовать на занятиях и после завершения обучения. Но зачастую люди, которые прошли курс личностного роста, теряют «форму». После окончания обучения их активность постепенно идет на спад. Без личной мотивации невозможно добиться высоких результатов, даже когда преподает опытный и умелый тренер.

Выводы

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Опытный специалист может доработать старую программу под требования современного рынка тренинговых услуг. А новичку лучше создать новый план под новую тематику. Это позволит выделиться на фоне конкурентов и завоевать целевую аудиторию.

Ключевые критерии успешного тренинга — новизна темы и упражнений, личность самого тренера. Самый лучший тренинг — это когда работает вся группа, а не только преподаватель. Чтобы оценить эффективность учебных занятий можно провести анкетирование персонала, опросить участников мероприятия.

Читать также

spb.zali-v-arendu.ru

Как провести тренинг по психологии?

Как провести тренинг по психологии?

В жизни у любого человека когда то наступает момент, когда все происходит в первый раз и с этим непременно начинает накапливаться опыт. Такая ситуация может сложиться, к примеру, у новоиспеченного школьного психолога, когда директор неожиданно просит о проведении тренинга.

Специалист, только еще начинающий свою трудовую деятельность, к поставленной впервые задаче, бывает не всегда готов. В случае такой необходимости не стоит начинать подготовку с изучения чужого наработанного материала. Только собственный подход в проведении

психологического тренинга является выходом из сложившейся ситуации. Если говорить более конкретно, то начните с определения тематики и целенаправленности тренинга. Скорее всего, вашего руководителя заинтересует какой то возникший вопрос, касающийся всего коллектива школы. Самой распространенной причиной проведения собраний и тренингов становится тема сплочения коллектива, когда все педагоги разобщены, или не выдерживают эмоциональных перепадов. Исходя из этого, можно сформулировать как тему, так и цель. Тренинг оценка персонала поможет дать правильную оценку компетенции сотрудников.

Чтобы тренинг не казался скучным, покажите как можно увереннее свою личную заинтересованность в этом вопросе. Важно также составить список лиц педагогического состава, которые будут участвовать непосредственно в тренинговой группе. Самым оптимальным вариантом будет группа участников от 5 до 15 человек. Составьте план по количеству занятий и времени по их продолжительности. Четко сформулируйте задачу проводимого вами тренинга. К примеру, если говорить о первой цели, то задачей является умение взаимодействовать друг с другом и устанавливать конструктивные взаимоотношения. Психологическая техника должна быть подобрана соответственно. Можете воспользоваться уже известной вам психологической технике, но самым наилучшим образом на слушателя подействует группа упражнений, разработанная вами самостоятельно с учетом различной их направленности (вербальная, образная, активная, двигательная). Каждый день занятий должен быть прописан в вашем окончательном сценарии. Не маловажное значение имеет работа над собой. Способность донести невербальную и вербальную информацию каждому из слушателей приведет напрямую к успеху.

Тренируйте перед зеркалом мимические образы и правильность изображения заинтересованности, удивления, испуга, радости и другие мимики, учитывая тон, громкость голоса, темп и тембр речи. С их помощью научитесь выделять ключевые фразы и выражения. Контакт глаз нужно учиться удерживать как с группой в целом, так и с подгруппами из 3 — 5 человек, а также с каждым из участников. Ваш внешний вид не должен быть броским, важна опрятность и аккуратность. Первое занятие должно быть основано на принципах формирования правил группы. В группе свое мнение должен выражать каждый, а ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы следить за активностью группы в целом, учитывая эмоциональное состояние каждого и обратную связь с группой. Атмосфера должна быть доверительной и для этого вы должны объявить участникам группы, что каждый из них может говорить только правду, а общение, в целом, должно быть на «ты».

Слушатели должны знать о конфиденциальности проводимых вами психологических тренингов, то есть, то, что происходит между участниками группы на занятиях, не должно выносится в свет и оставаться только между ними. Занятие заканчивайте рефлексией. Каждый из участников должен высказать свое мнение о том, что он узнал, приобрел и понял за этот день. Следующее занятие начните с вопросов о том, что интересного, нового или смешного произошло у участников группы. Если участники желают самосовершенствоваться, начали анализировать поступки, совершенные ими, обязательно поощряйте их. Последнее занятие в группе посвятите тому, что после тренинга участникам стоит воздержаться от совершения поступков, которые совершаются необдуманно.

lawantimir.ru

Как разработать программу тренинга: основные упражнения

Любая программа тренинга состоит из мини-лекций и различных упражнений. И типов упражнений всего пять. В прошлой статье мы подробно рассмотрели упражнения-разогревы. А сегодня также подробно разберем основные упражнения.

Ещё их называют тематическими.

  • Это упражнения, которые непосредственно тренируют те умения, за которыми участники пришли на тренинг.

Это главные упражнения в тренинге. Отсюда и их название. На тренинге ораторского мастерства — это упражнения, формирующие умение выступать на аудитории, умение правильно жестикулировать, умение отвечать на сложные вопросы. В тренинге продаж — это упражнения, вырабатывающие умение выяснять потребности, использовать воронку вопросов, работать с возражениями и т. п.

  • В навыковом тренинге (задача которых, как раз, вырабатывать необходимые умения) именно основные (тематические) упражнения должны занимать наибольшую часть времени тренинга. До 70% от общего времени.
  • У мотивационных тренингов задача иная — создать у участников мощную мотивацию к изменениям, сформировать у них важные осознания о себе, о взаимоотношениях, о мире. Такие тренинги могут содержать совсем мало основных упражнений, а порой и вовсе обходиться без них.

Как узнать основное это упражнение или нет? Легко. Нужно просто задать себе вопрос: какое умение оно тренирует? Если умение не тренируется — значит это не основное упражнение.

Важное условие для основного упражнения — оно должно быть построено так, чтобы в нем успели поработать все участники тренинга. Основное упражнение, где потренировались лишь несколько человек из группы — недопустимо. Ведь все участники в равной степени имеют право получить те умения, за которыми пришли на тренинг.

Поэтому основные упражнения чаще всего проводятся в парах или тройках…

И ещё в мини-группах по 4–6 человек. Эти конфигурации как раз позволяют сделать так, чтобы отработать умение успели все участники тренинга.

Например, мы проводим тренинг ораторского мастерства, и хотим, чтобы каждый участник вышел перед группой и сказал зажигательную речь на 3 мин. Допустим, у нас на тренинге 16 участников. Если каждый будет выходить на общий круг и выступать, это займет у нас более 2-х часов: 3 мин. на выступление плюс 5 мин. на обратную связь (ведь многие захотят высказаться, все-таки тренинг ораторского мастерства), итого 128 минут на группу да плюс ещё легендарное «то да сё»…

Обычно, проводя тренинги, мы стараемся успеть как можно больше, и времени традиционно не хватает. Упражнение на 2–2,5 часа — роскошь. Да и ещё важный момент — группа заскучает, энергетика, вовлеченность и мотивация участников сильно «просядет», если мы будем 2 часа делать одно и то же.

Каков же выход? Выхода целых два:

  • Сократить количество выступающих. Мы предлагаем выступить 4–5 «самым смелым». Для них — опыт огромный. После анализа плюсов и минусов каждого выступления переходим к мини-лекции об инструментах эффективного и зажигательного выступления. Хороший вариант! Просто это будет уже не основное упражнение, потому что большинство группы в нем ничего не потренировало.
  • Разделить участников на мини-группы. Например, 4 «самых смелых» участника выступают на общую группу, им дается развернутая обратная связь под управлением тренера. Затем мы формируем 2 команды, в каждой из которых должны оказаться по 2 уже выступивших человека (пусть они будут «капитанами команд») и по 6 ещё не выступивших участников. Теперь в мини-группах необходимо продолжить работу так, чтобы выступили все. «Капитаны» организуют процесс и качественную обратную связь. Тренер подходит то к одной, то к другой команде, помогая в обратной связи.

Что мы имеем во втором варианте:

  • Время сокращается с 2 часов до 1 часа 20 минут.
  • При этом умение тренируют все участники.
  • Тонус и включенность участников на гораздо более высоком уровне, т. к. они работали самостоятельно, были вовлечены, задействованы.
  • Плюс мы дали возможность активным участником проявиться в роли «капитанов команд», что хорошо для групповой динамики, т. к. ускорит распределение ролей в группе. Но это уже совсем другая история… И её мы обязательно разберем в наших последующих статьях.

Если нужно ещё сократить время — значит, даем выступить 3–4-м активным участникам, затем формируем 3 команды, в каждой из которых будет по 4 не выступавших участника. По времени получаем примерно 1 час. И все выше перечисленные плюсы сохраняются.

Делать более 3-х команд в рамках наших условий (16 участников) уже не оправданно. Потеряется ощущение выступления перед аудиторией, если перед вами будет сидеть только 2–3 слушателя. Здесь тренеру всегда нужно искать разумный компромисс, чтобы и нагрузка на участников сохранялась, и время экономилось.

Основные упражнения — это масштабные, длительные упражнения. Часто они занимают от 30 минут до 1,5 часов. Поскольку каждый участник должен хорошенько проработать то умение, которое закладывается в данном упражнении, то каждому нужно дать достаточно времени, чтобы не приходилось торопиться. И так же важно дать достаточно времени на обратную связь, ведь она в основных упражнениях не менее ценна, чем сама отработка.

Когда коллеги приносят мне свои новые программы тренингов с просьбой посмотреть, внести правки и я вижу, что на основное упражнение отведено 10–15 минут — это сразу вызывает у меня сомнения. Ну не бывает так )). Или умение выбрано ну уж слишком мелкое. Или дано недостаточно времени на проработку. Или же участвуют в итоге не все…

Откуда же брать основные упражнения?

Здесь есть хорошая новость — их достаточно легко создавать самим! Просто берем ситуации, кейсы из жизни, связанные с темой нашего тренинга и перекладываем их на упражнения. Посоздаем?

  • Тренинг продаж? Пусть это будет упражнение в парах. Один — продавец, другой — покупатель. Продавцу нужно продать предложенный нами товар покупателю согласно той схеме, которую мы дали. Например, мы только что изучили, как строить воронку вопросов для выяснения потребностей клиента. Задача продавца: используя данную «воронку» совершить продажу.

Сколько дать времени на работу? Поскольку «воронка» новая, участникам придется внимательно думать, подбирать нужные слова, поэтому времени нужно дать немало. Например, 7–10 минут на работу в одну сторону. Выбор времени, конечно же, зависит и от сложности товара.

Сразу после того, как время на «продажу» завершилось, обязательный компонент — обратная связь внутри пар. Это крайне важно. Обратная связь дает возможность «продавцу» отрефлексировать свою работу, проговорить свои ощущения, не накапливая их. Обратная связь позволяет обоим участникам в паре закрепить понимание воронки вопросов.

  • Упражнение, проведенное без обратной связи (сразу после завершения «продажи») теряет в своей эффективности до 50%!
Как лучше построить обратную связь в основных упражнениях?

1. Сначала всегда лучше дать высказаться тому, кто «продавал»: Какие ощущения? Насколько эффективной получилась «воронка» на его взгляд?

2. Затем дать возможность высказать «покупателю» свое мнение: Была ли эффективно использована «воронка»? Что получилось хорошо? На что ещё стоит обратить внимание и доработать?

3. Если мы планируем выводить обратную связь на общий круг, то сначала лучше дать возможность участникам высказаться внутри пар, а только потом уже выводить её на всю группу.

Но вернемся к созданию основных упражнений. Так же легко придумывать основные упражнения и для любой другой темы тренинга:

  • Тренинг влияния? Пожалуйста. Ищем кейсы из жизни, где важно умение влиять. Участники в парах. Одна сторона — водитель, который нарушил правила, потому что очень торопится в аэропорт. Вторая сторона — гаишник, который его остановил. Водителю важно убедить гаишника отпустить его как можно скорее и без штрафов.

Спрашиваем себя, где ещё в жизни есть яркие случаи влияния? Например, один из пары — чиновник, который может дать нужную справку, а может и не дать её (решение будет принимать он). Задача второго — убедить чиновника за 7–10 минут такую справку выдать.

  • Тренинг межличностных отношений в паре? И мы хотим научить участников договариваться. Отлично! Значит, один будет играть роль супруга, второй — супруги. И им нужно за 10–15 минут договориться: они будут покупать машину (желание супруга) или новую мебель в кухню/шубу (желание супруги). Сумма денег ограничена — или то, или другое, пол машины и пол шубы — нельзя 🙂 . Договариваемся!

Конечно, логично ставить основные упражнения после мини-лекции, в которой вы дали некую схему, которую и нужно отработать в данном упражнении. В наших примерах мы дадим перед основными упражнениями схему «воронки вопросов», «алгоритм эффективного убеждения» и мини-лекцию о том, «как легко договориться в паре». Кстати, о том, как делать сильную, запоминающуюся мини-лекцию мы тоже поговорим в одной из последующих рассылок.

Как видите, создавать основные упражнения для тренинга достаточно просто. Если же вы захотите добавить в свою копилку готовые и «вкусные» основные упражнения, вы всегда можете приобрести их в нашем разделе «Упражнения для тренингов». Ставьте фильтр «основные упражнения» и выбирайте то, что вам нужно!

А нам осталось рассмотреть ещё 2 профессиональных тренерских момента:
  • Пары или тройки? Что выбрать?

Все наши упражнения можно провести и в тройках. Тогда третий будет играть роль «наблюдателя».

В чем плюсы и минусы наблюдателя? Он как человек, не вовлеченный в процесс продажи, даст более объективную и более глубокую обратную связь. Это плюс. Потребуется в 1,5 раза больше времени, чтобы поработали все. Это минус (хотя иногда и плюс 🙂 ). Поскольку все участники тройки пройдут 3 круга продажи, то умение освоится на гораздо более устойчивом уровне. Это несомненно плюс!

Итак, работа в тройках (по сравнению с парами) дает более глубокий уровень проработки, формирует более устойчивое умение, но требует больше времени.

Ещё стоит учесть, что работа в тройках требует определенного уровня доверия в группе. Просто «продать товар коллеге» или «продать товар, когда за твоей продажей следит наблюдатель» — для большинства участников тренинга это «две большие разницы».

Поэтому на первых этапах тренинга лучше давать работу в парах. Работа в парах быстрее всего формирует доверие в группе. Когда доверие сформировано, и участники готовы открыто работать — даем основные упражнения в тройках.

Какой товар продавать в рамках основного упражнения?

Здесь есть 2 основных варианта: строить продажу на реальном товаре — том, который участники продают в жизни. Или на нереальном для них товаре, с которым они в жизни не работают.

Многие тренеры выбирают всегда работать на реальном товаре. И ошибаются. Ведь освоить новый способ действия на реальном товаре — гораздо сложнее! Очень много «хвостов», прошлого опыта, который тянет к привычному способу продажи, участники «скатываются» в то «как делали всегда», а не тренируют ту схему, которую предложил тренер.

Чем сложнее умение, чем важнее нам, чтобы участники его правда освоили — тем лучше делать это на «нереальном» для них товаре!

Обычно они продают автомобили? Значит, пусть в основном упражнении продают телефоны. Или пусть продадут друг другу банку кофе по предложенной вами схеме.

Кстати, чем необычнее «нереальный товар», тем сильнее это повышает вовлечённость, энергетику участников, их интерес к упражнению.

Например, задача «продать лысому расческу» или «эскимосу снег» обычно помогает не только потренировать умение, но и сильно бодрит участников.

Конечно же, освоив новое умение на нереальном товаре, обязательно нужно потом перенести его на реальный товар, дать возможность участникам переложить его на свою специфику.

Поэтому на важное умение опытные тренеры часто дают 2 основных упражнения:
  • Первое — попроще. В парах и на нереальном товаре.
  • Второе — посложнее. Например, в тройках и на реальном товаре.

И тогда умение действительно формируется! И наши тренинги становятся по-настоящему эффективными!

Ну, пора бы уже заканчивать…Так много хочется сказать, что никак не получается писать короткие статьи )). Давайте «на сладкое» рассмотрим пример реального основного упражнения для тренинга продаж.

Тренер в мини лекции знакомит группу с технологией грамотного предложения ЧПВ:

  • Черты (красный)
  • Преимущества (ярко, выделяется из других)
  • Выгоды (на вас будут обращать внимание)
Далее дает упражнение, назовем его «Звёздный час»:

После того как мы узнали об алгоритме предложения ЧПВ, логичным будет отработать его, что называется, на «кошках». Кошками в нашем случае выступят пластиковые стаканчики.

Далее тренер делит группу на мини-группы по 5–6 человек, и раздет каждой группе одинаковые пластиковые стаканы (по одному на группу).

Каждой команде необходимо придумать максимальное возможное количество цепочек ЧПВ на пластиковый стаканчик. На эту работу дается 10 минут.

Дальше мы с вами сыграем в аналог некогда существовавшей популярной детской передачи «Звёздный час». Одна команда называет свою цепочку ЧПВ, другая должна назвать свою. И так, по — очереди, пока список или фантазия не иссякнут. Интерес в том, что цепочки всегда должны быть новыми и повторять уже названные цепочки, в том числе названые другой командой нельзя.

Но я надеюсь, все понимают, что черта может быть одна, а выгод и преимуществ из этой черты может быть несколько и соответственно на одну черту можно построить несколько цепочек ЧПВ.

Группы по — очереди называют цепочки ЧПВ, пока они не иссякнут. Тренер комментирует цепочки, если в них есть неточности (например, перепутаны преимущества и выгоды) исправляет, подсказывает.

Время на все упражнение: около 30 минут.

Необходимые ресурсы: пластиковые стаканчики по числу групп.

  • Это основное упражнение? Да.
  • Какое умение оно тренирует? Составлять цепочки по схеме ЧПВ.
  • Участвуют все? Да, в обсуждении и выработке цепочек участвуют все в мини-группах.
  • На реальном или нереальном товаре построено упражнение? На нереальном (пластиковых стаканчиках). А значит, схема ЧПВ усвоится быстрее, а само упражнение пройдет бодро и энергично.

После этого упражнения уместно было бы дать ещё одно основное упражнение на тренировку ЧПВ уже на реальном товаре, чтобы закрепить умение и интегрировать его в ситуацию участников.

Вот у нас уже рождаются и целые кусочки тренингов!

www.psychologos.ru

Как научиться проводить тренинги

Каждый, кто начинает свой путь в тренерской профессии, хочет делать свою работу хорошо. Это аксиома, это не нужно доказывать. Но возникает вопрос – а как научиться проводить тренинги? Как стать хорошим тренером?

На это есть только один ответ – практика, только практика и ничего кроме практики.

Как и во многих других профессиях, в тренерстве необходимо много работать, нарабатывать опыт, повышать свою квалификацию. Чтение книг, участие в тренингах для тренеров создают лишь фундамент. Всё остальное даёт лишь практика.

И вот здесь начинающий тренер сталкивается с двумя проблемами – где и как. Где брать группы, для которых проводить тренинги, и как разрабатывать программу тренинга.

Вопреки многим ожиданиям и то, и другое, на самом деле, не проблемы. Это задачи, да ещё не самые сложные.

Вопрос с группой решается просто. Нужно найти места и организации, заинтересованные в интересных мероприятиях, то есть которым нужны услуги тренера. Например, я свой первый тренерский опыт получал в молодёжной организации, которая была заинтересована в мероприятиях для своих членов. Мой коллега работал с подростками в похожей организации. Опыт получен – богатейший.

Кроме молодёжных организаций, есть детские центры, комитеты по делам молодёжи, детские дома, школы, волонтёрские организации, благотворительные фонды. А кроме них – антикафе (здесь люди платят не за еду, а за время, и владельцы заинтересованы в интересных мероприятиях), коворкинг-центры (интересные мероприятия позволяют раскручивать такие центры, привлекают в них целевую аудиторию), парки (московский парк имени Горького летом обязательно проводит мастер-классы, семинары и тренинги).

Мест, где начинающий тренер легко может получить доступ к группе – много!

Главное – не брать за свою работу денег. Пока вы учитесь, пока нарабатываете необходимые умения, пока приобретаете опыт – не берите денег.

Это для вас одновременно и пропуск, и защита. У детских домов и молодёжных организаций нет денег. Но интерес к тренингам – есть. Предложите им проводить полуторачасовые занятия бесплатно – и они с радостью согласятся.

А поскольку вы работаете бесплатно, то к вам не будет никаких претензий, даже если вы отработаете не очень хорошо. Хотя, конечно, в ваших интересах выкладываться на сто пятьдесят процентов. Каждый раз – как в последний раз! Вот ваш девиз в начале карьеры и вообще всегда.

Второй вопрос – а программа? Как быть с ней? Где взять сценарий тренинга? И это тоже – не проблема.

На сегодняшний день в интернете можно найти очень много материала. Зайдите на Youtube.com и введите в строку поиска тему тренинга, который хотите провести. Материала – море. Можете смело брать и компилировать.

Не волнуйтесь – это не будет воровством. Во-первых, это выложено авторами в открытый доступ как раз для того, чтобы люди смотрели и использовали. Во-вторых, если вы не берёте денег, то не извлекаете выгоды. Так что – берите смело и используйте на здоровье.

Сколько нужно таких полуторачасовых занятий? Чтобы более-менее научиться проводить тренинги, нужно набрать не меньше двухсот часов тренинга. Так что, считайте, сколько вам нужно провести занятий. При должном усердии вы легко наберёте свои две сотни часов за полгода.

Разумеется, на этом нельзя останавливаться – путь к совершенству бесконечен. Но важно сделать первые шаги.

Дерзайте!

Автор статьи: Павел Зыгмантович —  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Супер-разминка «Брось мяч быстрее!»

    Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Я отлично умею!

    Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Презентация директора

    Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».

  • trenerskaya.ru

    Как провести тренинг по психологии

    Проблемы с проведением первого тренинга, скажем, для начинающего школьного психолога, могут явиться неприятной неожиданностью. И связано это, как часто бывает, не с уровнем профессиональной подготовки молодого специалиста, а скорее, с отсутствием достаточного практического опыта. Поэтому, чтобы не совершать типичных ошибок, будет правильным, воспользоваться приведенными ниже рекомендациями, основанными на применении в многолетней практике.

    Подготовка

    Кратко сформулируйте и запишите основные цели и тему тренинга, исходя из задач руководителя (завуча, директора) или учебного плана.

    Например, это может быть тренинг, по мотивации и сплочению учеников класса в единую команду или что-то подобное.

    Составьте подробный план, включающий: список участников, регламент, расписание и место проведения.

    Оптимальным составом участников может быть группа численностью от 5 до 15 человек.

    В соответствии с тематикой решаемых задач, подберите соответствующие техники и упражнения, обеспечивающие разнообразие и смену вида деятельности, с учетом вербальной, двигательной и образной активности. Сгруппируйте их в единый сценарий каждого занятия.

    Проведите подготовительную работу над собой. Мелочей здесь быть не может. Опрятный внешний вид, уверенность, управление вниманием за счет тембра, громкости и темпа речи, эмоциональное наполнение, обеспечат вам необходимый контакт с аудиторией.

    Организация

    В начале первого занятия установите правила тренинга, основанные на определенных принципах общения. Например, общение, только принципу: «здесь и сейчас» или «каждый за себя».

    Обеспечьте создание атмосферы доверия и доброжелательной обстановки, например, договорившись с участниками использовать обращение на «ты», не лгать и не выносить содержание тренинга на обсуждение с людьми, не участвующими в нем.

    Завершающим элементом каждого занятия должна быть рефлексия, озвученная каждым участником индивидуально. В начале каждого нового занятия предлагайте рассказать всем участникам о своих новостях и событиях в ключе тематики тренинга.

    А завершающим элементом последнего занятия должно стать предупреждение всех его участников об осторожности в принятии кардинальных жизненных решений на фоне эмоционального возбуждения и воодушевления, ставших результатом участия в тренинге.

    По этой схеме вы можете провести любой тренинг. Например, можно попробовать тренинги по переговорам в действии. Сегодня все знают, что без успешных деловых встреч бизнес провален.

    psypopanalyz.ru

    Урок по психологии «Тренинг»

    Конспект урока психологии

    преподавателя профиля «педагог-психолог»

    Учебно-производственного комбината №2 г. Павлодара Республики Казахстан

    Вергизовой Юлии Владимировны

    Тема: Тренинг. Понятие и структура. Практическая работа: методика проведения тренинга.

    Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с понятием, структурой тренинга, а также с принципами работы тренинговой группы, с методикой поведения тренинга на примере «Тренинга навыков эффективного общения».

    Развивающая: расширение диапазона творческих способностей, развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков, и навыков саморегуляции, навыков публичных выступлений, развитие речи учащихся.

    Воспитательная: создание атмосферы творческого поиска, эмоциональной приподнятости, доброжелательного отношения друг к другу.

    Методы: словесный, практический

    Оборудование: бумага формата А-4, шариковые ручки

    Ход урока

    1.Организационно-мотивационный этап

    На доске — эпиграф « В обращении друг с другом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить глупыми суждениями своими

    Преподобный Амвросий Оптинский»

    Учитель сообщает тему урока, цели и вкратце описывает деятельность учащихся на каждом этапе урока.

    2.Операционно-познавательный этап

    2.1Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала (актуализация)

    На этом этапе учитель знакомит учащихся, происхождением термина «тренинг» и историей возникновения этого вида психокоррекции.

    Тренинг – это интенсивная форма обучения и формирования навыков. 

    Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога Курта Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

     

    Позже была основана Национальная лаборатория тренинга, где начали обучать политиков, менеджеров, управленцев умению разрешать конфликтные ситуации, руководить, эффективно общаться. В 1954 году появляются группы сензитивности, направленные на развитие способности чувствовать свое и чужое состояние, прояснение основных жизненных ценностей и установок человека. В 50-60-е годы появляется, кстати, и понятие «бизнес-консультант» (ими становятся преподаватели университетов США и ученые-исследователи).

     

    Большой вклад в развитие тренингового процесса внес Карл Роджерс. В 60-х годах его тренинги жизненных и социальных умений применялись для подготовки менеджеров, учителей, консультантов и т.п. В 1971 году М. Форверг (Германия) разработал метод социально-психологического тренинга. Он начал применять различные ролевые игры, которые способствовали формированию коммуникативных навыков. Форверг обучал и тренеров из России, которые впоследствии начали вести свои тренинги.

     

     Сегодня существует огромное количество всевозможных тренингов разной направленности: тренинги переговоров, тренинги по продажам для менеджеров, бизнес-тренинги, тренинги личностного роста. Бизнес-консультант и тренер – довольно востребованные и высокооплачиваемые профессии.

    2.2 Этап усвоения новых знаний

     Далее учитель знакомит учащихся со структурой тренинга и принципами работы тренинговой группы.

    Структура тренинга

    К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться работа в кругу, правила «одного микрофона» и «поднятой руки», ведение записей в специальной тетради, принятие мнения каждого сидящего в кругу, право на собственное мнение и его аргументирование. То есть эти нормы носят как организационный, так и содержательный характер.

    Каждый тренинг состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность тренинга должна составлять не менее 60-90 минут, то есть два урока. Поэтому целесообразно совмещать два урока для проведения тренинга, а также использовать часы, предусмотренные для факультативных занятий.

    Вводная часть

    В начале тренинга участников необходимо ознакомить с его темой и задачами, определить его продолжительность, установить правила совместной работы. Основные правила поведения во время тренинга объявляются учителем, а учащиеся могут их дополнить.  Эти правила предполагают, что участники будут говорить по очереди; говорить кратко и по теме; не повторять, а дополнять сказанное другими; проявлять доброжелательность к другим и уважение к их мнению; проявлять активность. Правила следует записать на большом листе бумаги и прикрепить на видном месте. Они должны находиться там до конца занятия, чтобы можно было, в случае необходимости, сослаться на необходимое правило. Очень важно, чтобы все присутствующие согласились с правилами и, приняли их.

    Если по продолжительности у вас небольшой тренинг или есть необходимость придерживаться других рабочих целей, разрабатывайте многоцелевые упражнения, позволяющие за раз выполнять главные задачи вводной части.

    Вводные упражнения решают такие задачи:

    1. Знакомство и позитивный настрой группы.

    Если группа уже знакома, то вводное упражнение позволяет им узнать, что произошло за то время, пока они не виделись. Существует большое количество упражнений и игр на знакомство, которые позволяют членам группы представиться свободно и нетривиально.

    2. Взаимная оценка.

    В упражнениях такого типа подразумевается, что участники смогут рассказать о своих целях и ожиданиях, задать интересующие их вопросы о программе, соотнести свои знания и опыт с темами, затронутыми в программе, определить свои трудности и достижения, которые имеют отношения к теме. После таких упражнений тренер узнаёт о готовности участников делиться своим опытом, мыслями, чувствами, об уровне подготовки участников для корректировки сложности программы.

    3. Вовлечение участников в процесс обучения.

    В упражнениях такого типа предлагается ответить на общие вопросы по содержанию курса, попытаться выполнить учебные задания без предварительной подготовки, посмотреть презентации или демонстрации, представляющие в общих чертах навыки, которыми предстоит овладеть во время тренинга. Такие упражнения помогают сделать курс живым и активным и вовлечь участников в процесс обучения с самого начала занятий.

    Перед переходом к основной части, как правило, участники записывают или озвучивают свои ожидания от тренинга. Задача учителя на этом этапе – помочь учащимся понять и сформулировать результаты, которых они достигнут, пройдя тренинг. Осведомленность о результатах обучения помогает участникам тренинга преодолеть недоверие и создает высокую мотивацию.

    Вводная часть является необходимым и обязательным элементом каждого тренингового занятия и занимает не более 15-20 минут.

    Основная часть

    Тренер (учитель) должен организовать весь материал по тематике тренинга в логической последовательности и отобрать ключевые знания и навыки, которые могут быть освоены за отведенное на тренинг время. Логика изложения материала должна соответствовать принципам обучения.

    Новая информация должна образовывать смысловые ассоциации с ранее усвоенным материалом и усложняться постепенно – от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Информационные блоки (рассказ, показ, объяснение) должны чередоваться с интерактивными (дискуссия, мозговой штурм, анализ истории, дебаты). Для закрепления навыков можно использовать ролевую игру.

    Упражнения для подачи теоретического материала позволяют эффективно построить процесс передачи информации, донести общие знания. Для привлечения интереса аудитории можно использовать:

    • Вступительные упражнения, которые бы живо представляли основные моменты новой информации.

    • Иллюстративный рассказ (анекдот, притча, истории из жизни), который относится к теме.

    • Начните с решения небольшой проблемы, вокруг которой будет построено все занятие.

    • Задайте участникам тестовые вопросы (даже если у них мало знаний по теме), чтобы мотивировать их слушать новый материал и найти в нем ответы.

    Для увеличения понимания и запоминания материала используйте такие способы:

    • Перед началом запишите основные моменты темы (план), чтобы помочь участникам структурировать то, что они услышат.

    • Интересные заголовки, аббревиатуры (можно использовать и при составлении плана).

    • Во время занятия приводите примеры и аналогии, сравнения с опытом участников.

    Для того, чтобы слушатели превратились в активных участников, важно не забывать о:

    • О том, чтобы напомнить участникам, что в конце они должны будут выразить согласие или несогласие (обоснованное) с тем, что услышали; о том, что в конце они должны будут задать по три вопроса, подготовить резюме по материалу. Задание может быть адресовано группе, командам или конкретным людям.

    • О том, что в процессе занятия надо давать участникам время на конспектирование.

    • О том, что периодически можно прерывать рассказ и просить слушателей привести примеры представленных понятий или ответить на вопросы.

    • О том, что можно обеспечить участников разной информацией (одной группе выдать письменный материал, с другой поработать устно) и дать им возможность научить друг друга.

    Некоторую лекционность подачи материала можно полностью заменить или усовершенствовать, используя другие способы. К ним, например, относятся:

    • Упражнение по типу Джеффа с использованием верных или нет тезисных утверждений по теме с дальнейшим пояснением-расшифровкой.

    • Поиск информации. Можно раздать командам опросные листы и предложить разнообразные материалы для использования (рабочие материалы, книги, статьи, интернет) для поиска необходимой информации. Можно устроить соревнование – какая команда быстрее и правильнее заполнит опросные листы.

    • Обучение блоками. Можно раздать различную информацию разным командам, а затем сформировать исследовательские группы, состоящие из представителей каждой первоначальной команды. Здесь каждый участник имеет возможность обучить чему-то своему или привнести полученные самостоятельно знания в процесс выполнения общего задания.

    Для закрепления материала можно:

    • Использовать закрепляющие упражнения, кейсы, деловые игры.

    • Попросить группы участников приготовить проверочные тесты по пройденному материалу и самостоятельно друг друга оценить.

    Завершение

    Этот этап должен объединить все рассмотренные в течение тренинга темы для логического подведение итога. Завершение – это возможность для ответов на вопросы и постановки задач на будущее. Тренер (учитель) может рекомендовать литературу, видеоматериалы, сайты в Интернете для самостоятельного изучения. Важно, чтобы ученики заканчивали работу с высокой мотивацией деятельности и с чувством уверенности в себе.

    В зависимости от целей и задач тренинга до и после его проведения можно провести «входной» и «выходной» опрос участников с помощью анкет для оценки начального уровня знаний и отношения к проблеме, которая будет проработана, и их изменения к концу тренинга.

    Тренинг по развитию навыков включает такие этапы:

    • детальное объяснение участникам сущности навыка;

    • демонстрацию примера, как применять данный навык;

    • отработка навыка в упражнениях;

    • поддержка, констатация успехов участников;

    • закрепление навыка в домашних заданиях, на следующих занятиях.

    Первым шагом в процесс тренировки навыков является детальное объяснение учащимся сущности навыка, изложение ситуаций, в которых он может применяться.  В качестве демонстрации навыка могут выступать действия тренера, просмотр видеоматериалов, пример из опыта участников. 

    После того, как навык озвучен и наглядно показан, участникам предоставляется  возможность по очереди применить этот навык в упражнении. Его можно выполнять в группах, чтобы каждый участник успел потренироваться.

    После выполнения упражнения  тренер доброжелательно и ободряюще отмечает сильные и слабые стороны участников при отработке навыка. Для закрепления навыка тренер может дать домашнее занятие применять его в течение недели в различных ситуациях и анализировать свои действия и их результаты.

    Далее учитель знакомит учащихся с принципами работы тренинговой группы

    Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

    1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит прежде всего из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда психологу приходится блокировать эти попытки.

    2. Самодиагностика, т. е., самораскрытие детей осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познать себя, особенности своей личности.

    3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятия напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, психолог подбадривает его.

    5. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале – к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения.

    5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Традиционно считается, что без лабилизации психолог не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация – это средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную:

    – через осознание существования других, отличного от собственного способов поведения;

    – через наблюдение успешности этих способов;

    – через идентификацию с психологом и успешными членами группы.

    Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчать лабилизацию. Например, если водящий не может быстро справиться с заданием, психолог поддерживает его, говоря, что это задание трудное и в других группах ребята тоже справлялись не сразу.

    6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация неуспешности может стать причиной отказа ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписав его затруднение его герою. Вместо того, чтобы сказать водящему «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало по- могло Штирлицу». Именно для облегчения дистанцирования детям предлагают в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал», психолог говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный».

    7. Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а так же обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты. Появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.

    Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение.

    Форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

    Основные задачи группового психолога в работе с подростками таковы:

    – побуждение подростков к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению и анализу, а так же разбору предложенных тем;

    – создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;

    – разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.

    В практической части урока используются элементы тренинга навыков эффективного общения.

    Стулья в кабинете расставляются полукругом. В центре полукруга — место для разыгрывания ситуаций. В тех случаях, когда упражнения проводятся одновременно по парам, стулья можно развернуть таким образом, чтобы участники могли сидеть лицом друг к другу.

    Учитель задает вопрос: что такое, по-вашему, эффективное общение? Для чего людям необходимо обучаться навыкам эффективного общения?

    Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем определяют цели данного тренинга.

    Предполагаемые цели:

    -научить подростков эффективно общаться друг с другом;

    -обучить способам регуляции негативных эмоциональных состояний

    Упражнение «Здравствуйте»

    Цель-установление психологического контакта, раскрепощение участников тренинга, социальное взаимодействие.

    Участники тренинга делятся на две группы и встают друг напротив друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. По сигналу тренера партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания и тихие многозначительные взгляды. Обменявшись приветствиями, партнеры меняются — делают шаг вправо. Далее происходит приветствие уже с новым партнером, в новой форме. И так со всеми участниками тренинга.

    «Автопортрет».

    Цель — самоидентификация

    Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком, и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться. Может быть, вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

    Далее возможны два варианта:

    Вариант 2. Ведущий собирает описания и зачитывает их поочередно. После прочтения каждого описания участники должны угадать, о ком идет речь.

    Обсуждение: легко ли было описывать себя? Что было сложным?

    Что вы чувствовали, когда зачитывали ваш автопортрет? Насколько точными были описания? Какие трудности вы испытывали при угадывании человека? Что вам помогало?

    «Хам».

    Цель — научить подростков конструктивно выражать свое негодование по поводу хамского поведения других людей

    В некоторых жизненных ситуациях людям часто не хватает слов для того, чтобы выразить свое возмущение и негодование по поводу хамского поведения других людей. Да и не всяким словом удается это сделать. Как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.

    Участники тренинга разбиваются на пары. В каждой паре сидящий слева — человек, добросовестно стоящий в очереди. Сидящий справа — это нахал, пытающийся пролезть без очереди. На попытку нахала необходимо отреагировать экспромтом, да так, чтобы было неповадно в дальнейшем. Затем пары меняются ролями.

    Устраивается конкурс на лучший ответ. Выявляется самый находчивый участник этого соревнования. Проводится обсуждение других ситуаций с возможными вариантами ответов.

    Далее учитель зачитывает притчу

    Притча Как наладить общение

    Молодой, горячий, сильно вспыльчивый юноша и пожилой, очень строгий, сердитый отец семейства обратились к мудрецу за наставлением и советом.

    Юноша грешил тем, что очень легко раздражался на людей
    и  в сердцах мог наговорить много обидных слов. Потом он остывал, раскаивался ,просил прощения. Его умудренный жизнью спутник не позволял себе говорить сгоряча, он хорошо знал слабые места людей, поэтому мог отчитать их так рассчитано и жестоко, что они долго приходили в себя. И, конечно, он никогда не просил прощения, потому что считал себя правым и справедливым.

    Ни молодой, ни пожилой не видели ничего страшного в своем поведении, ссылаясь на особенности своего характера и своего окружения. Не устраивало их только то, что их не понимали близкие, и не было отношений с людьми того качества, которого им бы хотелось. А поэтому оба они чувствовали себя одинокими и несправедливо обиженными.

    Мудрец выслушав их, сказал, что поменять их окружающих он, к сожалению не может, но, если они сами готовы выполнить точно и терпеливо очень сложное задание, то ситуация с отношениями может измениться. Поразмыслив, спутники согласились.

    Тогда мудрец велел им закупить досок из самого прочного и драгоценного сорта дерева и построить вместе красивую изгородь. Когда, после серьезных финансовых вложений и нелегких трудов, забор был готов, он дал им большие гвозди и тяжелый молоток и предложил каждый раз, когда они с кем-нибудь ссорятся, забивать гвоздь в доску примерно на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывать друг другу подробности ситуации.

    В первые несколько дней гвоздей у юноши было очень много, у пожилого меньше, но забивать ему приходилось глубже. Они оба сбили руки в кровь и изнемогали от усталости, а, слушая рассказы друг друга о происшедшем, сами изумлялись неразумности своих поступков. Потом гвоздей становилось все меньше, и пришли дни, когда не стало вбиваться ни одного гвоздя.

    Тогда мудрец дал им клещи и предложил выдернуть свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много и ему пришлось побегать вдоль забора. Пожилой же тащил свои редкие гвозди с большим усилием. Когда они закончили, изгородь была покрыта множеством дырок разной глубины.

    «Посмотрите на дело рук своих, так обстоят дела и в вашей жизни», — сказал мудрец – «сколько сил и средств стоит построить изгородь отношений, как неблагодарны усилия обидчика, ранящего чужие души, как не просто потом выдернуть гвозди обид и как безнадежно испорчена драгоценная изгородь, ибо дыры от обид остаются в душах навсегда. И, не суть важно, частые и мелкие это обиды или редкие и глубокие – вы все равно окажетесь в дырявых отношениях»

    Говорят, с тех пор эти два человека стали просто образцом добрых отношений с людьми, только они почему-то приходили периодически к своей странной изгороди и подолгу у нее стояли. И тех, кто обращался к ним за советом, как строить теплые и близкие отношения, как у них, они тоже приводили туда. А те, в свою очередь, приводили других вопрошающих или рассказывали им об этом. Так эта история дошла и до меня, и я тоже пристально и долго смотрела на дыры в драгоценной, давшейся мне трудом и вложениями изгороди своих отношений.

    Обсуждение притчи в группе. Учитель задает вопросы: понравилась ли вам притча? О чем она? Как можно избежать появление в душах людей «дыр» от обид и непонимания?

    « Мне не нравится…»

    Цель – самоидентификация, отработка умений выражать свои чувства.

    Участникам предлагается продолжить высказывания, написанные на листочках и обсудить в группе

    -Я сержусь, если…

    -Я просто вне себя, когда…

    -Я бываю злым, когда…

    — Я не могу стерпеть, когда…

    «Драка»

    Цель — развитие навыков саморегуляции.

    Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы, сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько минут затаите дыхание… А может и не стоит? Выдохните и расслабьтесь. Повторить упражнение несколько раз.

    Вопросы: Трудно ли было выполнять упражнение?

    «Рисуем гнев» развитие навыков саморегуляции.

    Предлагается нарисовать свой гнев, обсудить в группе, на что похож рисунок, что общего с другими рисунками. Скомкать рисунок, выбросить в мусорное ведро. Нарисовать еще раз свой гнев, опять выбросить. Обсудить в группе, что изменилось в рисунках, что изменилось в эмоциональном состоянии.

    « Банк переживаний»

    Цель — саморефлексия

    Завести коробочку «Банк переживаний». Записывать каждый день на протяжении недели на листочках проблемы и неудачи и складывать в коробочку. В конце недели прочитать все записи и проанализировать, что стало с проблемами.

    Завершающее упражнение тренинга « У тебя все получится!»

    Каждый участник рассказывает о своих переживаниях в данный момент. Остальные пытаются поддержать его, дать совет, начиная словами: «У тебя все получится!»

    3. Рефлексивно-оценочный этап

    В конце урока в качестве рефлексии учитель задает вопросы учащимся:

    — что нового вы сегодня узнали на уроке?

    -каким практическим навыкам научились?

    -что вызвало затруднения в процессе упражнений по практической отработке навыков?

    В качестве домашнего задания предлагается подобрать или самим придумать различные упражнения для тренингов, определить их цель и на каком этапе тренинга их можно проводить.

    infourok.ru

    Как провести тренинг, Проведение тренингов и семинаров

    Одной из самых перспективных вакансий на сегодняшний день можно считать вакансию бизнес-тренера и тренера личностного развития. Люди, способные проводить качественные и интересные тренинги, особенно востребованы на современном рынке труда.

    И это совсем не удивительно, ведь тренер не только должен быть отлично осведомлен в теории и практике своей работы, но и обязан принимать всю ответственность за результаты деятельности своих учеников. Конечно же, в этом случае лица должны быть специально обучены.

    Но мало кто знает, что при желании, например, представитель кадровой службы может самостоятельно овладеть навыками такой «профессии» и стать успешным лидером. Давайте же разберемся, как провести тренинг самостоятельно и какие при этом важно учитывать организационные моменты.

    Рекомендуем: Как стать психологом консультантом?

    Тем, кто интересуется, как нужно проводить тренинги, важно понимать, что это такое. Стоит сказать, что тренинг – это в первую очередь обучающие мероприятия (психологическое определение термина произошло от английского словосочетания «to train», которое переводится как «тренировать» или «обучать»).

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Они проводятся в нетипичном для прочих подобных занятий русле и потому помогают создавать оптимальную базу для быстрого усвоения и развития определенных знаний, навыков. Заметьте, что все, кто когда-либо участвовал в тренинге, запоминают не только само событие, но и всю информацию, которой их обучали в ходе мероприятия.

    Начнем сначала: основные тезисы и секреты успеха

    Учитывая высокую успешность и популярность тренингов, нужно знать, в чем кроется их секрет. А высокая продуктивность и эффективность тренингов полностью зависит сразу от нескольких составляющих:

    • Тщательно составленный план действий и сама программа.
    • Оригинальность и польза материала.
    • Актуальность и востребованность темы, свежесть идей.
    • Увлекательная и интересная подача информации.
    • Достижения и личный опыт инструктора.
    • Окружающая обстановка.

    Если вы хотите, чтобы тренинг был успешным, обязательно создайте интригу. Подача информации должна быть цепляющей, увлекательной, интересной. Здесь ответственность полностью перекладывается на плечи тренера, ведь от его умения выступать перед публикой и от способности организовывать живые дискуссии с участниками мероприятия напрямую зависит успех всего предприятия.

    Рекомендуем: Как найти любимое дело?

    Следует отметить, что качественным можно считать тренинг, программа проведения которого включает все описанные выше моменты. В частности, если вы задаетесь вопросом: «Я хочу провести тренинг – что мне для этого нужно?», — то в первую очередь вам следует заняться составлением плана действий.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Подготовка

    Если вы интересуетесь, с чего и как правильно начинать подготовку к тренингу, то изначально продумайте основные цели предстоящего мероприятия. Какие задачи и идеи вам нужно воплотить через обучение? Взяв эти данные за основу, вам следует выстроить схему программы, разделяя тренинг на две части:

    1. Теоретическая

    2. Практическая.

    Что касается тематики, то она должна быть принципиально новой либо же актуальной для слушателей. В этом случае на ваших занятиях будет настоящий аншлаг, что повысит популярность и востребованность вашего курса. Как показывает практика, в настоящее время пользуются спросом следующие несколько тем:

    • Бизнес (открытие и развитие собственного дела).
    • Личностный рост.
    • Развитие и совершенствование лидерских способностей, а также навыков управления.

    Не менее популярными считаются тренинги по продажам, целью которых является увеличение продаж и выполнение планов. Подготовка к таким мероприятиям включает составление индивидуальной программы, адаптированной под конкретное предприятие (компанию, торговую точку и т.п.), что связано с наличием различных индивидуальных нюансов и особенностей фирмы.

    Если вам предстоит провести психологический тренинг, то на подготовительном этапе нужно будет составлять программу, которая полностью соответствовала бы ожиданиям слушателей. И для того чтобы аудитория смогла получить ожидаемый эффект, инструктору следует обязательно считаться с потребностями участников. В случае, если материал будет подаваться широкой публике, то ориентироваться при составлении плана программы нужно будет на самую «сложную» категорию слушателей.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Если же ваша тематика совсем иная, то она обязательно должна быть интересной для широкой массы людей, а подавать ее надо настолько эффектно и одновременно доступно, чтобы каждый участник мероприятия наверняка запомнил все до мельчайших подробностей.

    Рекомендуем: Коучинг — что это такое?

    Также не забывайте, что личный опыт и примеры из жизни – это обязательное условие любого тренинга. Но можно также и обыграть его, позволив слушателям стать непосредственными участниками тренинга и поделиться своими достижениями, способами реализации планов.

    Организационные моменты

    Что касается выбора помещения, то отдавать предпочтение нужно светлым и просторным комнатам с удобной мебелью. Обычно, когда человек чувствует себя комфортно, его деятельность очень плодотворна, он концентрируется именно на подаваемой ему информации, что повышает эффективность занятия.

    Поэтому если вы решились организовать тренинг, вам нужно предварительно подобрать наиболее оптимальный вариант помещения. Можно договориться с заказчиком, чтобы он на время мероприятия предоставил вам отдельный кабинет. Либо же арендовать отдельное помещение, максимально соответствующее требованиям занятия, чтобы было место для слушателей, аппаратуры и прочей атрибутики.

    Также, планируя проведение тренингов и семинаров, важно помнить о нуждах заказчика. Руководство, которое приглашает инструктора для обучения персонала, нуждается не в самом процессе «обновления знаний». Заказчик ждет конкретных результатов — реального продвижения бизнеса, роста показателей продаж продукции (услуг), улучшения качества обслуживания и т.п., которые вы можете ему обеспечить посредством проведения тренинга. Автор: Елена Суворова

    Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

    www.grc-eka.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *