Идеи нигилистов: «Какие идеи нигилистов по мнению писателя противоречат коренным ценностям национальной жизни?» — Яндекс Кью

Нигилист Базаров в романе “Отцы и дети”

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего.

Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью.

Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Чернышева

    13/15

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Sofy Cat

    13/15

  • Михаил Семенов

    12/15

  • Руслана Никифорова

    15/15

  • Михаил Пермяков

    15/15

  • Тамирис Житбисова

    12/15

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

Эпоха русского нигилизма. Версия 1.0 — Андрей Тесля

Андрей Тесля, 27 декабря 2018, 19:53 — REGNUM Исследование В.И. Щербакова о Писареве заслуживает внимания уже в силу одного того, что ее автор — одна из ключевых фигур в издании Полного собрания сочинений критика и составитель первого объемного сборника воспоминаний о нём.

Прежде всего необходимо остановиться на концепции книги — это серия очерков, затрагивающих разные аспекты литературы, философии и литературной критики «эпохи нигилизма», сфокусированных на фигуре Писарева — своего рода книжный вариант комментария к собранию сочинений, от краткого анализа художественных текстов эпохи 1860-х годов до привычных для академических работ статей на сопоставление/влияние/связь — таких, как «Писарев и Герцен», «Писарев и Чернышевский». Материал книги сгруппирован в четыре объемных главы:

Иван Шилов © ИА REGNUM

(1) «Отрицательные идеи» в русской литературе сороковых — шестидесятых годов XIX века»;

(2) «Писарев как «популяризатор отрицательных доктрин»;

(3) «Писарев и традиции «реальной критики» и

(4) «Писарев и Толстой: два феномена негативизма 1860-х годов».

Обращает на себя внимание трактовка «эпохи нигилизма», примыкающая к интерпретациям, намеченным, в частности, Н.Н. Страховым, — формирование комплекса представлений и поведенческих моделей, которые в начале 1860-х будут, благодаря Тургеневу, поименованы «нигилизмом», восходит к 1840-м годам. При этом Щербаков решительно отталкивается от распространенной в традиционных обличениях «нигилизма» генеалогии явления — связывающей его с влиянием западных идей (и тем самым объявляющей наносным и т.п.). Нам представляется, что само это противопоставление — непродуктивно, связано с идеологическими баталиями 1860-х годов. Ведь если сам Щербаков отсылает, например, к работам Пустарнакова и рассматривает русские 1860-е как своего рода «русское просвещение» (имея в виду аналогию с французскими просветителями, в первую очередь, 1750-х — 1770-х годов), то рассматривать в высшей степени значимые для самых разных авторов натуралистические и материалистические представления, склонность сводить к «гигиене и физиологии» — видя в этом трезвость взгляда, — как собственно российские явления не получится. Более того, нам представляется, что здесь — фундаментальное затруднение, порождаемое иногда продуктивным, но по крайней мере столь же часто вредным противопоставлением «России» и «Европы», изъятием первой из общего культурного контекста и попытках интерпретировать развитие русской культуры, в частности — литературы или философии, — в рамках интериорной объяснительной модели.

Разумеется, у целого ряда отечественных культурных феноменов будет преобладать «внутренняя» логика развития — но количество подобных феноменов, применительно к XIX веку и к области «высокой» культуры, будет достаточно ограничено — обращаясь к хрестоматийному, «пушкинская» или «гоголевская» линии литературы имеют право на существование, но для осмысления, например, «Князя Серебряного» большее значение будет иметь не столько даже традиция исторического романа, сколько стремление дать законченный, классический его образец, а генеалогия «Войны и мира» решительно выводит нас за пределы дихотомии внутреннего / внешнего в культурных влияниях.

Впрочем, при любом варианте рассмотрения — отстаиваемое Щербаковым удлинение «эпохи нигилизма» представляется весьма продуктивным, возвращая истолкование спора «отцов и детей» именно как внутреннего, придающего ему ту остроту, которой он лишается уже десятилетие спустя, чтобы в дальнейшем смениться совершенно иными линиями размежевания — в том числе и поколенческими, но уже не отсылающими к противостоянию в рамках семьи.

В понимании автора Писарев интересен в первую очередь как «симптом», выразитель идей — принадлежащих не ему, но которым он придает радикализм и экспрессивность выражения. Так, Щербаков отмечает: «Как всегда, Писарев выражал типичные умонастроения своего круга» (стр. 189) — причем не столько круга реальных знакомств и связей (такового у него почти не было, да и добрую половину всей своей публицистической жизни он провел в одиночной камере Петропавловской крепости), сколько персонально неопределенного круга читателей — близких по возрасту, по умонастроению — для мыслей и, в первую очередь, чувств которых находил выразительные формулировки.

Исследователи часто выбирают темы и сюжеты, исходя из созвучия, внутренней близости — и не менее редко в процессе исследования проникаются если не взглядами, то усваивают способы мыслить, рассуждать — адаптируя их к своему времени и окружению. И отнюдь не всегда этот процесс оказывается отрефлексирован. В этой книге есть странная живость — от горячего спора с давно прошедшим: где именно и отчего Чернышевский был не прав в своей эстетике, доказательств, что Толстой был не прав в своей философии истории, изложенной в «Войне и мире», и где фактически погрешил против исторической точности.

И своей наивностью (в шиллеровском смысле) этот спор одушевляет прошлые концепции — совсем иначе, чем это делает вдумчивая реконструкция, постоянно помнящая о дистанции от предмета рассмотрения. Чернышевский, Писарев и даже Ткачев внезапно оказываются почти современниками — возникает анахронизм «наоборот», не через привнесение в прошлое современности, а в восприятии стародавних споров как всё еще идущих, без всякой поправки на время — вопреки любым методологическим презумпциям и научениям.

Этот анахронизм работает — независимо от намерений автора, на уровне интонации, экспрессии, подобно текстам самого Писарева — как другой способ «сдуть пыль» или «отдернуть занавеску» с картин прошлого. Возмущая воспитанного в историзме читателя — и в то же время восхищая мало кому доступной в наш рефлексивный век непосредственностью.

Nihilism — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 778 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

Почему все больше молодых людей обращаются к нигилизму

Опубликовано

Текст Шиан Брэдли

Фотография и копия Эмма Балебела

На фоне растущего неравенства и климатического кризиса набирает обороты вера в то, что жизнь бессмысленна.

В условиях растущего неравенства и климатического кризиса мнение о том, что жизнь бессмысленна, набирает обороты. Но может ли вера в то, что ничего не имеет значения, стать катализатором позитивных действий?

Около года назад, когда Великобритания находилась на карантине, Люк* открыл для себя нигилизм через философский канал на YouTube. Вскоре он начал соглашаться с центральным для нигилизма верованием в то, что жизнь бессмысленна. «Я думаю, что для настоящей жизни необходим нигилизм», — говорит 15-летний школьник Геку . «Мы попали в эту вселенную без всякой видимой причины».

Принятие нигилистических убеждений заставило Люка чувствовать себя отчужденным и склонным к самоубийству. «Концепция того, что ничто не имеет значения, может быть очень удручающей, — говорит он. Он стал демотивированным и человеконенавистническим. Люк признает, что мизантропия — общая ненависть к человечеству — это мрачная концепция, но, по его мнению, трудно не быть ею, «когда вы видите, насколько морально испорчены все мы и какой ущерб мы наносим планете».

Несмотря на это, Люк утверждает, что «нигилистический менталитет невероятно освобождает». «Это нашло отклик во мне, особенно потому, что я не очень люблю школу, так что это доказало, что мне было наплевать на это, поскольку все мы равны одному и тому же ничему — независимо от того, насколько мы успешны или насколько усердны. попробуй, — объясняет он. «Я также не парюсь из-за «маленького» дерьма. Если кто-то наткнется на меня в коридоре – ну и что? Если я пытаюсь перейти дорогу, а там куча машин, и это занимает больше времени — ну и что? Если я потеряю немного денег – что с того?»

Для Люка это безразличие распространяется и на политику. «С тем, как управляются правительства нашего мира, мне трудно наплевать. Поэтому я не знаю», — говорит он.

Понятно, что люди хотят отвернуться от суровой реальности. Молодые люди растут в мире растущих издержек, заоблачной ренты и застойной заработной платы, а неравенство только углубляется. Они живут в страхе перед климатическим кризисом, угрожающим их будущему. Все это ощущалось на фоне глобальной пандемии, от которой, согласно недавнему исследованию Prince’s Trust, четверть британцев в возрасте от 16 до 25 лет считают, что они «никогда не оправятся» эмоционально.

(Know Your Meme/Капиталистический реализм Марка Фишера)

Шквал плохих новостей может подтолкнуть таких молодых людей, как Люк, к пессимизму. «У меня нет особых надежд на будущее [человеческой] расы, — говорит Люк, — не тогда, когда вы видите, что происходит сегодня, например, с Россией и Украиной, исламскими преследованиями в Китае, технологиями, обещающими связь, но заставляющими нас чувствовать себя более разъединенные, и вымирание животных. Я думаю, что состояние мира коренным образом повлияет на то, как молодые люди воспринимают человеческое существование.

Задыхаясь в ежедневной рутине капитализма, видения светлого будущего могут показаться утопической фантазией. Нигилизм становится способом справиться с реальностью. Таким образом, имеет смысл, что сабреддит r/nihilism вырос с 31 000 участников до пандемии в январе 2019 года до 115 000 в апреле 2022 года. В сабе обсуждаются различные интерпретации нигилизма, но для многих это мрачное мнение. Если ничего из того, что вы делаете, не имеет значения, зачем вообще что-то делать? Зачем вставать с постели по утрам, заниматься учебой, работать или вообще ставить цели?

Коннор Итон, 26-летний житель Канады, слишком хорошо знает это чувство. Его родители развелись, когда ему было 20, оставив его с непреодолимым чувством бессмысленности. Как он выразился: «Мы все лишь песчинки на кажущемся бесконечным пляже».

Эти мысли стали более частыми в течение следующих шести лет. Он выдержал это в колледже, но только для того, чтобы продолжить поиски смысла жизни. «Я чувствовал себя одиноким во вселенной… Я много пил и курил травку, пробовал грибы и другие наркотики, чтобы изменить свое психическое состояние, чтобы почувствовать что-то, что не было всеобщей гибелью и мраком», — объясняет он. «В конце концов, в 2020 году я занялся философией и наткнулся на термин нигилизм». Теперь у Коннора был ответ на его экзистенциальные вопросы, хотя и неудовлетворительный.

Страх, который испытывал Коннор, стал коллективным во время Covid-19, и психологи заявили, что он «выявил основные экзистенциальные страхи и глубоко изменил… жизнь». Когда смертельный вирус распространился по всему миру, убийство Джорджа Флойда белым полицейским вызвало срочные протесты Black Lives Matter в США и Великобритании. Казалось бы, бесконечные примеры коррупции, неравенства и несправедливости, последовавшие за 2020 годом, выдвинули на первый план вопросы «зачем мы здесь?» и «в чем смысл?».

Конечно, такое мышление появилось еще до пандемии Covid-19. Немецкий философ Фридрих Ницше предупреждал о нигилизме, когда писал в 1884 году, что «Бог умер». Он считал, что Просвещение убило представление о Боге как об источнике всякой морали, ценности или порядка во вселенной. Он думал, что это заставит европейцев погрузиться в кататонический нигилизм.

В 2022 году этот страх наиболее остро реализуется в климатическом нигилизме, или идее, что планета обречена, так зачем пытаться ее спасти? Такое фаталистическое отношение понятно: почти ежедневно в новостях появляется очередное отрезвляющее предупреждение или свидетельство климатической катастрофы. Эко-тревога (хронический страх экологической гибели) растет среди молодежи. В сочетании с невежеством и бездействием мировых лидеров массовое вымирание, ухудшение здоровья и серьезное изменение климата стали теперь частью нашей повседневной реальности.

Франсиско Харпа, 22-летний студент из Мехико, обобщает точку зрения климатического нигилиста, когда говорит: «Почему я должен перестать есть мясо, если воздействие, которое я оказываю на окружающую среду, практически ничтожно по сравнению с крупными загрязняющими компаниями? ». Джарпа, который узнал о нигилизме на уроках философии, считает, что все, что вы делаете со своей жизнью, не будет иметь значения по большому счету, так зачем беспокоиться? Это одно большое философски обоснованное пожимание плечами. «Я лучше съем свой стейк сейчас, чем пожалею об этом через несколько лет, когда коров не останется», — говорит он.

праздновать День Земли, испытывая непреодолимую тревогу по поводу климата

— Майкл Буссе (@mrbusse) 22 апреля 2022 г.

Эта апатия мрачна и опасна. Но может ли вера в то, что ничего не имеет значения, стать катализатором позитивных действий? Так считает австралийская писательница Венди Сифрет. Хотя 34-летняя женщина признает, что столкновение с мыслью о том, что наша жизнь и все, что мы с ней делаем, незначительны, может быть «разрушительным», она также считает, что это может привести к «довольно радикальной децентрализации себя».

Она продолжает: «Если вы были вынуждены признать, что вещи, которые, как вы думали, должны были сулить вам хорошую жизнь, больше не доступны, вы смотрите за пределы себя, чтобы защитить что-то большее». Для Венди это привело к действиям по борьбе с изменением климата.

В своей книге Солнечный нигилист: как бессмысленная жизнь может сделать вас по-настоящему счастливым (2021) , Венди утверждает, что нигилизм может стать бальзамом для современного гипериндивидуализма и одержимости поиском смысла во всем, от нашего рабочих мест в нашу рутину ухода за кожей. Философия «солнечного нигилизма», писала она, предлагает «чистую страницу; шанс насладиться моментом, настоящим, хаосом и удачей быть вообще живым».

Венди считает, что вместо того, чтобы сдаться нигилизму, нам следует сосредоточиться на представлении Ницше о том, что правила, законы и мораль являются социальными конструкциями. «Это может быть очень освобождающей идеей, потому что вы можете спросить, почему мы принимаем капитализм за абсолютную истину?» — говорит Венди. «Реальность такова, что мир — это полный хаос, и все, что, как вам кажется, вы знаете, — это конструкция, которую кто-то создал и которую можно демонтировать». Это помогло Венди вырваться из культуры продуктивности. «[Солнечный нигилизм] дает мне возможность остановиться и задаться вопросом: действительно ли я хочу этим заниматься? Или я просто впитываю рассказ об успехе, который в конечном итоге обращается со мной как с рабочим дроном?»

Для Коннора пессимизм, затуманивающий нигилизм, сделал любую другую интерпретацию недостижимой. Он пошел на терапию в январе 2021 года, полагая, что страдает экзистенциальной депрессией. Ему поставили диагноз СДВГ. «Мое отношение изменилось, и я принял философию стоицизма (веру в логическое мышление), потому что это вернуло цель в мою жизнь», — говорит он. «Это научило меня любить и снова общаться после того, как я был поглощен нигилистическими взглядами».

Также измученный нигилизмом, Лука перешел к абсурдизму: принятию хаотического чуда человеческого существования. Это новое мышление помогло Люку чувствовать себя более связанным с природой. Теперь он собирает любой мусор, который находит, и не убивает насекомых. «Для меня не имеет значения, что в конце концов все вернется в небытие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *