Теория идентичности Эрика Эриксона
Эриксон разработал теорию личностного развития на протяжении всей жизни человека-от рождения до старости. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко известными восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.
Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окружения. Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность — чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность — состояние, то идентификация — процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами».
В индивидуальной идентичности можно различить личностную идентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивается, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за ее сохранение.
Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные личности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза — не патологическое состояние, а своеобразное состояние нестабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личностного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосексуального развития.
Раннее младенчество (до 1 года): главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка формируется «базовое доверие к миру». Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.
Позднее младенчество (1-3 года) связано с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автономии и стыда.
Раннее детство (3-6 лет): возникает убеждение у ребенка, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предприимчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замедляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.
Среднее детство (6-12 лет): возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыками в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноценности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.
Отрочество и юность (12-20 лет): формируется окончательно «эго-идентичность». Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает необходимость профессионального самоопределения. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко находит свое «Я», признание окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, он не может найти свое «Я», не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с противоположным полом.
Ранняя взрослость (20-25 лет): актуален поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, интимности с определенными окружающими людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция и одиночество.
Средняя взрослость (25-65 лет): дальнейшее развитие идентичности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое «Я». В противном случае — опустошенность, застой и косность, психологический и физиологический регресс.
Поздняя взрослость (65 лет и более): создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо «принять» такой, какая она есть. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.
«Мышление PraktiK». Словарь программы.
См. также: Качества личности и профессиональные компетенции
Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования
Цитировать:
Велилаева Л.Р., Абдуллаева Н.Р. Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2020. № 6 (73). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/9770 (дата обращения: 21.12.2022).
Прочитать статью:
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены понятия «идентичность» и «национальная идентичность» в контекст современных исследований. Выявлены конститутивные составляющие и дифферентные признаки данных понятий.
ABSTRACT
The paper deals with the notions «identity» and «national identity» in the context of modern researches. Constant characteristics and differential marks are distinguished.
Keywords: identity, national identity, mark, approach.
Национальная идентичность или национальное самосознание – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им национальной или этнической принадлежностью. Хотя национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Цель: рассмотреть понятия «идентичность», «национальная идентичность», признак, подход.
Задачи:
- проанализировать научную литературу соответствующей тематики;
- рассмотреть разные подходы к определению термина «идентичность»;
- выявить сущность понятия «национальной идентичности».
Национальная идентичность – это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком» [1]. Национальная идентичность может относиться к субъективному чувству, которое человек разделяет с группой людей о нации, независимо от его правового статуса гражданства. Национальная идентичность рассматривается в психологическом плане как «осознание различия», «чувство и осознание «мы» и «они» [9].
Ученые проявляют особый интерес к этой проблеме, который можно объяснить рядом обстоятельств. Проблема идентичности приобретает абсолютно иное значение в контексте глобализации с ее неоднозначным и контрадикторным характером. Изменились и способы интерпретации понятия идентичности. Благодаря изучению этой проблемы можно выявить особенности кризиса современной цивилизации, который влияет на формирование и изменение идентичности. Кризис культуры ускорил переоценку ценностей, которые ранее составляли основу идентификации человека в обществе.
Существует множество дефиниций идентичности, что показывает исследование научной литературы. Термин «идентичность» использовался в работах западных философов от древних греков до современной теоретической философии. Термин «идентичность» происходит от латинского слова identifico — «отождествляю». Психологи трактуют идентичность как понимание принадлежности объекта (субъекта) к другому объекту (субъекту) как части и целого. С. Хантингтон описывает идентичность как самосознание индивида или группы [5]. В рамках разработанного психоанализа, З.Фрейд вводит такое понятие как «идентификация». Процесс идентификации представляется механизмом, обеспечивающим формирование личности, и интерпретируется как переживание индивидом своей сходности с другим субъектом или объектом действительности [4, с. 53-57].
Э. Эриксон определил идентичность как «чувство личной самоидентификации и исторической наследственности личности» [6]. По словам Эриксона, идентичность проявляется на двух уровнях. Первый уровень, индивидуальный (я-идентичность), подразумевает восприятие себя как тождественного и постижение непрерывности своего существования во времени и пространстве.
Второй уровень, социальный, охватывает восприятие того, что другие признают мою идентичность и преемственность. Каждый уровень идентичности имеет две противоположности: позитивную – то, каким должен быть человек с точки зрения своего общественного окружения, и негативную – то, каким человек не должен быть. Для прогрессивного развития необходимо, чтобы позитивная идентичность доминировала над негативной. Эриксон также утверждает, что идентификация как механизм имеет ограниченную ценность. Формирование идентичности, наконец, начинается там, где заканчивается необходимость идентификации. Она возникает в результате избирательного отрицания и взаимной ассимиляции детских идентификаций и их поглощения в новой конфигурации, которая, в свою очередь, зависит от процесса, посредством которого общество идентифицирует молодого индивида, признавая его тем, кто должен стать таким, каков он есть, и кто, будучи таким, каков он есть, воспринимается как нечто само собой разумеющееся.Следует отметить, что до Э. Эриксона тему идентичности исследовал Дж.Г. Мид, который пытался обнаружить эмпирическую взаимосвязь между двумя стадиями «я» (индивидом и совокупностью установок других по отношению к себе) [8, с. 123]. Его основные предположения развивает Ю. Габермас. Он считает, что взаимодействие индивидов имеет универсальный смысл [7, с. 290].
Cодержательное понятие идентичности было разработано известным английским социологом А. Гидденсом, который предложил иную трактовку. Он утверждает, что идентичность – это два полюса. С одной стороны – абсолютная приспособленность, некая беспринципность, с другой – самоизолирование. По его словам, анализ самоидентификации должен основываться на стратифицированной модели психологического строения личности [10, с. 47].
Проблема национальной идентичности также посвящено много научно-исследовательских работ. В.В. Кочетков в своей работе «Национальная и этническая идентичность в современном мире» рассматривает понятие национальной идентичности, этнической идентичности с точки зрения различных научных школ (классического психоанализа, французской, немецкой и т. п.). Также оценивается значимость рассматриваемых форм идентичности в формировании и развитии современного общества. Он определяет национальную идентичность как «культурную норму, отражающую экспансивные реакции личности по отношению к своей нации и национальной политической системе» [3].
Следует также отметить работу Ю.А. Кожевниковой «Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире», в которой автор рассматривает национальную идентичность с точки зрения совокупности различных «измерений» и «атрибутов». Национальная идентичность определяется как сложное, многомерное и разностороннее по своей сути общественное явление. Национальную идентичность можно представить как глубоко укоренившееся символическое пространство, благодаря анализу психологического, культурологического, исторического, территориального и политического измерений национальной идентичности. В этом пространстве общность людей превращается в общность национальную, способную отличать себя от «чужих» и создать собственную культуру, систему моральных и общественных ценностей, культурных норм и идеалов.
Национальная идентичность – это реально существующее явление, подверженное различным влияниям, воздействиям и изменениям. Автор отмечает, что национальной идентичностью является своеобразное единство ее элементов, «значимых атрибутов», разделяемых теми, кто принадлежит к той или иной нации [2].Выводы:
- Национальная идентичность — наиболее часто используемая категория в анализе общественного взаимодействия, социальной коммуникации.
- Данный термин окончательно закрепился в социально-философском дискурсе в конце ХХ в.
- Национальная идентичность ассоциируется с понятиями самобытности, преемственности, устойчивости, отождествления и осознания своей этнической и национальной принадлежности и характеризуется качественной определенностью. Ее сущность выходит за границы отдельной личности и затрагивает самоидентичность социальной системы.
Список литературы:
1. Искусство и цивилизационная идентичность [отв.
2. Кожевникова Ю.А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Юлия Александровна Кожевникова. – М., 2012. – 22 с.
3. Кочетков В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире / В. В. Кочетов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18 Социология и политологи,. 2012. – № 2. – С. 214-227.
4. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого “Я” [Электронный ресурс] / З. Фрейд. – Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/freud001.htm. Проверено 19.02.2020.
5. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон.– М.: ТРАНЗИТКНИГА, 2004. – 635 с.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
7. Габермас Ю. Філософський дискурс Модерну. – К.: Четверта хвиля, 2001. – 424 с.
8. Мід Дж. Дух, самість і суспільство з точки зору соціального біхевіориста. – К.: Український центр духовної культури, 2000. – С. 123-127.
9. Definition of National Identity in English Oxford Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lexico.com/en/definition/national_identity. Проверено 25.03.2020.
10. Giddens A. Modernity and Self – Identity / A/ Giddens. – Stanford, 1991. – Р. 47.
Почему важна идентичность? — PsychMechanics
Ханан Парвез
В этой статье мы рассмотрим, почему идентичность является важным понятием в психологии. Понимание того, почему идентичность имеет значение, помогает объяснить многие психологические феномены.
Наша личность — это то, как мы видим себя или как, по нашему мнению, нас видят другие. Наше эго или «ощущение себя» состоит из наших различных идентичностей.
Как правило, у нас есть множество идентичностей, которые мы приобретаем благодаря тому, что мы делаем, культуре, к которой мы принадлежим, самоназванию, в которое мы верим, и даже вещам, которыми мы обладаем.
Из всех идентичностей, которые у нас есть, некоторые идентичности для нас более важны, т.е. мы больше привязаны к ним, чем к другим. Это наши основные личности. Например, если я спрошу вас: «Кто вы?», вы, скорее всего, ответите, указав свою основную личность.
Вы можете сказать: «Я врач». В этом случае вы идентифицируете себя со своей работой. Это ваша главная личность. Таким вы себя в основном видите.
Другие распространенные примеры включают…
«Я азиат» — идентификация с вашей этнической принадлежностью
«Я Джон» — идентификация с вашим именем
«Я владелец Мерседеса» — идентификация с собственностью
«Я болельщик «Манчестер Юнайтед» — отождествление со спортивным клубом
«Я гений математики» — отождествление с умением.
Все наши идентичности, наложенные друг на друга, образуют структуру нашего эго, и мы склонны вести себя так, чтобы дополнять нашу самооценку или идентичность.
Например, если вы считаете себя «математическим гением», то вы будете вести себя так, чтобы сохранить эту идентичность. На самом деле идентичность — одна из самых мощных сил, формирующих человеческое поведение.
Если вы можете изменить чью-то самооценку или идентичность, вы можете успешно изменить их поведение. Кто-то справедливо сказал, что если вы хотите улучшить человека в каком-то отношении, действуйте так, как будто эта конкретная черта уже является одной из его или ее выдающихся характеристик.
Почему мы приобретаем определенные личности?
Мы склонны отождествлять себя с тем, что заставляет нас чувствовать себя достойными. Одна из фундаментальных целей всех людей состоит в том, чтобы чувствовать себя достойным, и обычно эта цель достигается путем приписывания себе определенных идентичностей.
Неудивительно, что люди считают свою расу, страну, работу, религию, культуру и даже любимую спортивную команду лучшей. На самом деле они любят свою расширенную личность.
Они только повышают свою самооценку, потому что отождествляют себя со всеми этими вещами. Таким образом, говоря хорошо о своей расширенной идентичности, они на самом деле хорошо отзываются о себе!
Как вы думаете, почему ярый фанат «Манчестер Юнайтед», когда его любимый клуб побеждает, говорит в восторге: «Да! Мы выиграли!»? Само использование слова «мы» ясно показывает, что нечто, с чем он отождествляет себя, победило, он победил.
До сих пор мы обсуждали только позитивную идентичность, которая направлена на повышение нашей самооценки. Но у людей есть и негативная идентичность, которая, к их большому огорчению, снижает их самооценку.
Например, парень, которого в детстве постоянно называли «глупым», «неудачником» или «ботаником», вероятно, будет иметь эти ярлыки как часть своей самооценки. То, как он воспринимает эти ярлыки, во многом определяет его эмоции и поведение.
Личность и эмоции
Как только мы приобретаем определенные личности, мы двигаемся в направлении тех личностей, которые нам нравятся, и удаляемся от тех, которые нам не нравятся. Другими словами, мы совершаем действия, укрепляющие нашу положительную идентичность, и избегаем действий, укрепляющих нашу отрицательную идентичность.
Вот где эмоции вступают в игру, потому что действия, которые мы предпринимаем, регулируются нашими эмоциями.
Если вы будете двигаться в направлении своей позитивной идентичности, то вы будете испытывать положительные эмоции. Если вы будете двигаться в направлении своей негативной идентичности, вы будете испытывать «негативные» эмоции, такие как тревога и депрессия.
Скажем, вы считаете себя забавным, а также ботаником. Вам нравится ваша «забавная» личность, и вы ненавидите свою «ботаничку». Когда вы шутите, а люди смеются, это укрепит вашу «забавную» индивидуальность, и вы испытаете счастье.
Когда кто-то увидит вас в библиотеке за чтением большой толстой книги, вы можете почувствовать смущение или тревогу, потому что вам не нравится, когда вас считают ботаником.
Самобытность и экстремальное поведение
Мы можем пойти на многое, чтобы сохранить идентичность, которая нам нравится, и убежать от идентичности, которую мы ненавидим. Если вы не можете понять экстремальное поведение человека, попробуйте посмотреть, какую роль может сыграть концепция идентичности.
Допустим, у вас есть друг, который считает себя умным. Вы решаете немного развлечься и даете ему головоломку, которую невозможно решить. Вполне вероятно, что он потратит часы и даже дни, пытаясь решить эту загадку. Он может забыть об остальной части своей жизни и продолжать решать головоломку.
Это потому, что неспособность решить эту загадку угрожает его «разумной» личности. Он думает: «Я умный человек, я должен уметь это делать».
Вы должны быть достаточно любезны, чтобы избавить его от страданий, открыв правду о невозможности решения головоломки, если только он не достаточно умен, чтобы прийти к такому выводу самостоятельно.
Ханан Парвез (автор)
Привет, я Ханан Парвез (MBA, MA Psychology), основатель и автор PsychMechanics. PsychMechanics была отмечена в Forbes , Business Insider , Reader’s Digest и Entrepreneur . Не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас есть вопрос.
Психология: как построить свою личность
Автор: Адам Кэш и
Обновлено: 25-06-2021
Из книги: Психология для чайников
Психология для чайников
Исследовать книгу Купить на Amazon
P Личная идентичность состоит из вещей, которые выделяют вас из толпы — например, ваша мегаваттная улыбка или блестящее остроумие. По словам Дэвида Басса, психолога из Техасского университета в Остине, личностная идентичность состоит из публичного «я» и частного «я» , каждое из которых имеет свои собственные компоненты.Три важных аспекта составляют число 9.0100 общественное имя:
Внешность: Осознание своей внешности является важной частью вашей личности. Это не точка зрения, уникальная для западной цивилизации. Культуры во всем мире предпринимают изощренные попытки улучшить внешность и подчеркнуть личную красоту, как это определено каждой конкретной культурой. Некоторые философы утверждают, что чувство эстетики необходимо для хорошей жизни.
Стиль: У Джорджа Клуни, Гарри Стайлса и Рианны есть стиль — и в случае с Гарри он буквально соответствует его имени! То, как они говорят, их язык тела и выражение лица, несомненно, принадлежат им. У каждого своя манера говорить и двигаться. Эти вещи составляют стиль человека. Однако не смущайтесь примерами Клуни, Стайлза или РиРи; стиль не в том, чтобы быть «крутым». Ваш стиль уникален, вне зависимости от того, крутой он или нет.
Личность: Теории личности пытаются объяснить индивидуальность на основе различий между личностями. Личности устойчивы, и они не меняются легко.
Мысли: Трудно понять, о чем кто-то думает, если только он не скажет вам об этом. Некоторые люди лучше других понимают, о чем думают люди, но на самом деле это не более чем сложный процесс угадывания.
Чувства: Специалисты по психическому здоровью часто осматривают новых пациентов в психиатрических больницах с помощью так называемой проверки психического статуса . Специалист наблюдает за пациентом, отчасти для того, чтобы понять, как он себя чувствует. Этот наблюдаемый аспект того, что кто-то чувствует, и есть аффект .
Мечты/фантазии: Кем бы вы были без своих мечтаний и фантазий? Опять же, фантазии обычно носят личный характер, особенно сексуальные. Ваши уникальны для вас, и они определяют вас.
Ваша социальная личность
Как тебя зовут? Откуда ты? Какая твоя религия? Каждый из этих вопросов является компонентом одного аспекта вашей социальной идентичности — тех вещей, которые идентифицируют вас с определенной социальной категорией.Принадлежность к группе относится к таким вещам, как ваше призвание и социальные клубы. Многие люди идентифицируют себя по роду своей деятельности. Но еще одним важным аспектом социальной идентичности являются виды социальных клубов и клик, к которым принадлежит человек. Ваша социальная идентичность состоит из определенных факторов идентичности, которые, взятые вместе, равны социальному «вы». Эти факторы включают родство, расу и этническую принадлежность, а также религиозные убеждения.
Родство
K inship занимает центральное место в социальной идентичности. Ваши родственники — это ваши «родственники», и большинство людей получают свои фамилии от своих родных семей. В Соединенных Штатах фамилии являются официальными именами и довольно надежным способом идентификации людей. Хотя у многих людей одинаковые имена, у многих других нет.Этническая и национальная принадлежность
Этническая принадлежность является еще одним важным аспектом социальной идентичности и определяется как классификация принадлежности к определенной группе на основе схожей культурной традиции. Категории имеют довольно произвольное название, но содержат много информации. Некоторым людям удобнее не выявлять этнические различия между людьми, потому что они боятся дискриминации.Религиозная и групповая принадлежность
Религиозная принадлежность в разной степени влияет на социальную идентичность человека. Религиозная идентичность человека является ключевым аспектом в определении того, кем он является.Самоуважение
К сожалению, иногда иметь зазеркалье «я» (основанное на том, как, по вашему мнению, воспринимают вас другие) может быть плохо. Пока другие люди видят вас в хорошем свете, все хорошо. Но это часто не так. Детей, например, иногда унижают, унижают или словесно оскорбляют собственные родители. Даже взрослые знают, что другие не всегда относятся к ним с большим уважением, поэтому многие люди не очень уважают себя.Buss дает хороший обзор шести основных источников самооценки:
Внешний вид: Люди обычно чувствуют себя лучше, когда чувствуют себя привлекательными. Многие исследования в области социальной психологии показали, что людям, которые считаются привлекательными, предоставляется больше услуг и предпочтение для социального взаимодействия больше, чем тем, кто таковыми не является.
Способности и производительность: Люди чувствуют себя лучше, когда получают хорошие оценки, хорошо работают и делают что-то успешно. Чем больше человек может сделать для себя, тем больше вероятность того, что он будет чувствовать себя хорошо.
Сила: Когда человек чувствует, что контролирует свою жизнь, он, скорее всего, будет чувствовать себя хорошо. Есть как минимум три дополнительных источника чувства власти: доминирование, статус и деньги. Доминирование может быть достигнуто путем принуждения, конкуренции или лидерства. Статус и деньги говорят сами за себя.
Социальные поощрения: Три типа социальных поощрений заставляют людей чувствовать себя лучше:
Привязанность: Такие люди, как ты.
Похвала: Кто-то говорит вам, что вы делаете хорошую работу.
Уважение: Другие ценят ваше мнение, мысли и действия.
Вспомогательные элементы: Этот источник самооценки заключается в том, чтобы чувствовать себя хорошо из-за вещей «внешних», а не «внутренних». Отраженная слава заставляет вас чувствовать себя хорошо, потому что вы получаете поддержку от общения с успешными, влиятельными или популярными людьми. Это форма самооценки «я знаю известных людей». Обладание хорошими материальными благами также может помочь некоторым людям почувствовать себя лучше.
Нравственность: Нравственность предполагает быть хорошим человеком и жить в соответствии со стандартами и правилами социального поведения, которыми вы восхищаетесь. По большей части мораль является относительным понятием. Но когда кто-то чувствует, что он занял моральное превосходство (как бы он это ни определял) в ситуации, у него, скорее всего, будет положительная самооценка.